храм в саперном приозерского района
Церковь Коневской иконы Божией Матери и реабилитационный центр «Обитель Исцеления» (Сапёрное)
Мiръ Россия Ленинградская область посёлок Сапёрное Церковь Коневской иконы Божией Матери и реабилитационный центр «Обитель Исцеления» (Сапёрное)
Содержание
История [ править ]
Священник Сергей Николаевич Бельков волей Божией и указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна от 23 августа 1994 года был назначен строителем и настоятелем храма Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное.
Возведение храма началось в сентябре месяце 1994 года. А в день Крещения Господня 10 января 1995 у стен стоящегося храма состоялось первое Великое освящение воды.
На приходском собрании было предложено освятить храм в честь Коневской иконы Божией Матери, которая и ранее считалась покровительницей Карельской земли.
Из-за отсутствия средств и квалифицированных рабочих строительство храма продвигалось очень медленно. Однако, через 10 месяцев храм был возведен. Он представлял собой куб на валунах по углам.
22 июня 1995 года по благословению митрополита Иоанна (Снычева), благочинным Приозерского округа протоиереем Николаем Тетерятниковым, наместником Рождественско-Богородичного Коневского монастыря архимандритом Назарием (Лавриненко), отцом настоятелем и строителем храма иереем Сергием (Бельковым) в сослужении с братией Валаамского и Коневского монастырей храм был освящен малым чином в честь Коневской иконы Божией Матери. После этого отслужили первую Литургию. Молебен перед иконой Коневской Божией Матери отслужил епископ Симон. И началась жизнь еще одного православного храма на земле Приозерской.
Однако, промыслом Божиим нашему приходу и нашему храму была предуготовлена необычная судьба. Спустя ровно один год после освящения храма в нем совершилось чудо. 22 июля 1996 года в канун Престольного праздника началось мироточение аналойной Коневской иконы Божией Матери, которое сопровождалось исцелением болящих, что описано в книге «Знамения Божии от святых икон 1991-96 гг.» (собрал и записал А. Любомудров, СПб, 1997 г.).
Чудо мироточения иконы отец Сергий расценил как благословение Божий Матери на реабилитацию наркозависимых. Один из них, раб Божий Георгий, и написал чудотворную икону. С апреля 1996 г. при нашем храме уже была образована духовная лечебница, первый в России Епархиальный реабилитационный центр помощи наркозависимым людям. Образ Пресвятой Богородицы стал особо почитаемой святыней нашего храма. А крест реабилитации наркозависимых смиренно взял на себя иерей Сергий Бельков. Батюшка имел уже некоторый опыт работы с болящими. Он работал с ними еще в монастыре на о. Коневец. В это же время батюшка имел еще послушание в Коневском монастыре. Был назначен настоятелем подворья Коневского монастыря в Санк-Петербурге. Вместе с тем, приход в п. Саперное подрастал, в храме становилось тесно, особенно летом. Поэтому была пора подумать о расширении храма. Но не только об этом. Реабилитируемым нужно было создать рабочие места, т.к. только труд и молитва могут вернуть болящим затемненный грехами образ Божий. Требовалось строительство мастерской. Приход также испытывал необходимость строительства приходского дома. С весны 1996 года шла заготовка бревен для церковно-приходского дома. Летом 1996 года был заложен фундамент дома и осенью началось строительство, которое закончилось в декабре 1998 года. Летом 1996 г. началось также строительство мастерской, которое было закончено осенью этого же года. С осени 1996 г. шла заготовка бревен для расширения храма, а в лето 1997 г. началось возведение правого прируба. Перед Престольным праздником (23 июля) стены обоих прирубов были возведены. Крыши не было, но, по милости Божией, дни были солнечными и ничто не омрачало праздник. В октябре 1997 года крыши над прирубами были возведены, а в декабре строительство завершилось. В результате первой реконструкции увеличилась основная часть храма. В 1998 году храм внешне изменениям не подвергался, но благоукрашался внутри.
Со строительством приходского дома к 1999 году пришло решение множества проблем: улучшение жилищных условий семьи о. настоятеля и реабилитантов, в доме — поварня, трапезная, ризница, кладовые. Появилась возможность открыть воскресную школу для реабилитантов, детей и прихожан, и библиотеку.
К 1999 г. на приходе построили ферму и завели домашних животных. По мнению о. Сергия, труд на свежем воздухе и полноценная натуральная пища способствуют выздоровлению болящих. За животными стали ухаживать реабилитанты. Опыт привлечения местного населения оказался неудачным, а вот городские девочки и мальчики, имеющие в лучшем случае опыт ухода за котом и собакой, ловко, с любовью, работают на ферме.
1999 год — начало второй реконструкции храма. Цель реконструкции — расширение алтаря, притвора, возведение на большую высоту основной части храма, устроение клироса.
В лето 1999 года был возведен алтарь и стены основной части храма. К зиме возведена крыша над алтарем. Над основной частью храма вместо купола старый брезент. Погода в храме как на улице: в дождь — дождь, в снег — снег… Первый алтарь быль сохранен внутри нового. Поэтому Богослужения в храме не прекращались. Осенью 2001 года вторая реконструкция храма была завершена. Храм обрел иной вид и является жемчужиной деревянного зодчества.
Летом 1999 года началось строительство бани, которое завершилось к началу зимы 2000 года. Так постепенно вокруг храма создавалось приходское подворье: приходской дом, мастерская, баня, ферма. Заметим, что в строительстве храма и приходского подворья вместе со специалистами трудятся и реабилитанты, приобретая таким образом трудовые навыки, необходимые им в дальнейшей жизни в миру. Трудятся по благоукрашению храма и других помещений построенных зданий.
На территории подворья разбит огород, где под руководством матушки Людмилы реабилитанты и прихожане выращивают овощи для церковной трапезной.
В лето 2000 г., когда храм поднялся на новый фундамент, началось рытье котлована под храмом для строительства нижнего храма. Таким образом, в 2000-2001 гг. одновременно с реконструкцией верхнего храма идет строительство нижнего храма: заливка стен, пола. Закончено осенью 2001 г. и. 8/10/2001 г. в день ангела о. настоятеля иерея Сергия в нижнем храме был отслужен первый молебен. К этому времени уже были отделаны стены храма. Основным строительным материалом являлся бетон и натуральный камень. Храм символизирует древне-византийский «фундамент», на который опирается и «произрастает» из него храм верхний деревянный — символ русской православной традиции. Так к 2002 году образовался храмовый комплекс.
2002 год — год начала украшения храмового комплекса. В 2000 году настало время делиться опытом реабилитации наркозависимых за пределами нашей епархии. Батюшка с докладом отправляется в Москву, в Данилов Монастырь, на конференцию, организованную Патриархией, где были представители 40 Епархий РПЦ.
Строить храмы, центры, души. Как везде ему успеть? Прежде надо все придумать. «Дай, Боже, силы все мне одолеть». С 2002 года коллектив мастеров иконописно-реставрационной мастерской Св. Иоанна Дамаскина Александро-Невской Лавры по благословению наместника архимандрита Назария, приступил к комплексным работам по благоукрашению храмовых интерьеров прихода храма Коневской иконы Божией Матери в п. Саперное Ленинградской области. Совместно с настоятелем храма иереем Сергием Бельковым была сформирована последовательность и программа всех проектно-иконописных работ. В соответствии с программой, работы начались с проектирования убранства нижнего храма. В лаврской иконописной мастерской был выполнен проект иконостаса, алтарного и храмового убранства и составлена программа росписи стен (Д.Г.Мироненко). Все работы по росписи стен были распределены на три летних сезона.
Летом того же года начато возведение каменного иконостаса, сооружение из натурального камня Престола, жертвенника и Горнего места в алтаре, каменного панихидного стола в северном приделе храма, установление каменных рам для всех настенных образов. В этот же сезон были исполнены первые росписи в алтаре и на восточных стенах северного и южного приделов храма, распятие и крещение, Царские врата для иконостаса, ростовой образ прп. Сергия Радонежского на западной стене храма. Дело в том, что 7 апреля 2002 г. в день Благовещения жребий указал освятить нижний храм в честь прп. Сергия, игумна Радонежского. Поэтому встречает и провожает всех приходящих в храм икона преподобного. Все настенные композиции написаны в технике цельнояичной темперы. Иконостас полностью закончен весной 2003 г., роспись стен — осенью 2004 г.
В зимне-весенний период 2002-2003 года группой лаврских иконописцев был разработан проект тяблового иконостаса для верхнего храма Коневской иконы Божией Матери и начато возведение деревянной конструкции и резного декора этого иконостаса. Одновременно пишутся иконы для иконостаса верхнего храма. Для работы с иконостасом были привлечены не только лаврские иконописцы, но и Санкт-Петербургские.
Летом 2003 г. продолжались работы по росписи стен в нижнем храме. А за осень 2003, зиму и весну следующего года в иконописной мастерской Лавры были выполнены деисусный и пророческий чины ля верхнего иконостаса. Иконы для праздничного чина были написаны учениками дипломного класса иконописной школы Санкт-петербургской Семинарии. В это же время написан запрестольный образ Воскресения Господня, продолжены работы по исполнению резного декора иконостаса, спроектированы и изготовлены три бронзовых паникадила для верхнего храма в художественно-реставрационной фирме «Ампир». Для нижнего храмов в Лаврской мастерской изготовлен двухсторонний запрестольный крест.
2003 г. — это год освящения нижнего храма. 17 мая для освящения храма прибыл викарий СПб епархии архиепископ Тихвинский Константин, архимандрит Назарий и проч.
После освящения храма и Божественной литургии Владыка Константин зачитал указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возведении о настоятеля иерея Сергия Белькова в сан протоиерея. В проповеди Владыка Константин отметил изысканность оформления нижнего храма. Безусловно, милость Божия поспешествует во всех делах в нашем центре, но и о. настоятель не сидит сложа руки. Немало пролито пота, крови и слез прежде, чем все это свершилось.
Еще в 2003 году началось строительство новой мастерской, значительно превосходящей по размерам первую. Осенью 2003 строительство закончено. Старая мастерская была переоборудована под жилые помещения для реабилитантов.
К 19 июня 2003 г. на территории приходского подворья возвели временный храм для участников противонаркотической конференции «Союз священника, врача и учителя». В работе конференции принимали участие наши реабилитанты.
В лето 2004 г. выполнены три заключительные композиции для притвора нижнего храма.
К 2005 году завершены работы по возведению иконостаса в верхнем храме, но благоукрашение храмового комплекса продолжается, и кажется, ему нет конца.
Весной 2004 года начинается строительство ограды вокруг храмового комплекса и приходского подворья.
С весны 2004 ведется строительство домового храма в честь свв. апп. Петра и Павла. Завершено к весне 2005 г.
В мае 2004 г. на базе нашего центра состоялась практическая конференция по проблеме реабилитации наркозависимых в загородных реабилитационных центрах.
2005 год — год 10-летия храма, но прежде мы пережили тяжкое искушение. 25 февраля 2005 г. около 12 часов дня в верхнем храме возник пожар. Братия, прихожане, пожарные боролись с огнем около 3,5 часов. В результате бедствия пострадало часть интерьера и деревянных конструкций храма. Иконостас практические не пострадал. Нижний храм был залит водой, но можно сказать, тоже не пострадал. Неугасимая лампада у храмового образа преп. Сергия Радонежского горела во все время тушения пожара.
Сразу же приступили к ликвидации последствий пожара. Уже к 5 марта был демонтирован купол, небо, сняты обгоревшие бревна основной части храма и левого прируба, где возник пожар.
В марте 2005 г. началась третья реконструкция верхнего храма. Левый прируб поднимается на большую высоту, крыша меняет форму. Соответствующим изменениям подвергается и правый прируб. Затем возводится основная часть храма, утраченная при пожаре. Она также поднимается на большую высоту. Внесены архитектурные изменения в барабан и купол.
К Престольному празднику при всеобщей радости и помощи прихожан храм был восстановлен от последствий пожара и обрел иную красоту. Снаружи он и по сей день благоукрашается наружной деревянной резьбой, выполненной в мастерской прихода.
Современное состояние [ править ]
На территории приходского подворья возведена надкладезная часовня, построена большая трапезная на 80-90 мест, построен настоятельский дом, волонтерский дом, овчарня, и другие хозяйственные постройки.
Благоустроена территория вокруг храмового комплекса и на подворье. На фоне природных сосен произрастают причудливые деревца и кустарники. Радуют глаз цветники, фонтаны, зеленые лужайки.
Социальное служение [ править ]
Центр православной реабилитации алко и наркозависимых «Обитель исцеления» [ править ]
С 1996 года при храме действует реабилитационный центр для наркозависимых «Обитель Исцеления».
Основа комплексной реабилитации состоит в восстановлении духовных ценностей, изменении мировоззрения, переосмыслении прошедшего жизненного этапа, а также приобретении трудовых навыков и социальной адаптации. Благодаря бескорыстной помощи служителей прихода воспитанники обители живут в трезвости, постигают таинства Церкви, обретают смысл жизни и возвращаются в общество здоровыми людьми, полезными себе и окружающим людям.
Четко отлажена и работа по оказанию психологической помощи и духовному просвещению и членам семей наркозависимых через различные формы: психологические тренинги, консультации, беседы со священнослужителями.
В «Обители исцеления» под руководством протоиерея Сергия Белькова сформирована уникальная команда единомышленников, включающая священнослужителей, психологов, сотрудников, волонтеров вносящих каждый на своем месте частичку любви и тепла для рождения нового человека во Христе.
Реабилитация наркозависимых осуществляется на бесплатной основе.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Из Санкт-Петербурга до поселка Сапёрное можно добраться на междугороднем автобусе (маршрутом Санкт-Петербург – Приозерск) с Северного автовокзала (Мурино) до остановки «Сапёрное».
Также можно добраться на электричке с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Ехать до ж/д станции «Лосево» (церковь находится в 3 км севернее станции). На вокзале смотреть направление: Санкт-Петербург — Приозерск, Санкт-Петербург — Кузнечное).
Также через посёлок Сапёрное проходит автодорога А121 «Сортавала». Расстояние до Санкт-Петербурга составляет 110 км., до г. Приозерска (райцентр) — 47 км.
Адрес: Ленинградская область, Приозерский район, посёлок Сапёрное, Богородичный пер., д. 1
Расписание богослужений [ править ]
Богослужения совершаются по субботним, воскресным дням и в особо почитаемые праздники.
Саперное. Там, где спасают наркоманов
Христиане живут не в иллюзорном, «розовом» мире, а в мире, где полно боли, страданий и скорбей. И мы тем более должны занимать активную позицию в решении многих проблем нашего общества. Именно поэтому наш сегодняшний текст посвящен такой важной теме, как борьба с наркоманией.
Саперное. Там, где спасают наркоманов
«Я – бывший наркоман, – представился новый знакомый, усаживая меня в свой автомобиль. – Имел проблемы с законом. И в тот раз оказался в наркологической клинике не потому, что хотел вылечиться: нужно было где-то «пересидеть». Но произошло неожиданное: в палату зашла православная девушка-волонтер. «Устал?» – «Устал». «Попробуем?» – «Ну давай…»»
Так Валера познакомился с известным петербургским священником, протоиереем Сергием Бельковым, и попал в возглавляемый им реабилитационный центр в поселке Саперное Ленобласти. Несмотря на то, что программа реабилитации рассчитана на один год, молодой человек пробыл там не три месяца, как бывало ранее в «частных лавочках», а четыре года. Выйдя оттуда уже совсем другим человеком, решил посвятить себя работе с наркозависимыми. И вот уже четыре года Валерий Клюка – сотрудник отдела по противодействию наркомании и алкоголизма Санкт-Петербургской митрополии, куратор реабилитационного центра, «правая рука» отца Сергия. Муж. Отец двоих детей.
«Единственный, кто может наиболее успешно замотивировать наркомана, это равный ему», – убежден он.
Успешно минуя пятничные пробки, мы едем в Саперное.
«Человека, у которого не работают такие понятия, как совесть, честь, долг перед родителями, невозможно замотивировать, – рассуждает мой собеседник. – Он живет одним часом: главное, чтобы был жив «барыга», чтобы у него можно было достать дозу и снова скрыться от реальности в наркотическом тумане. И поверить наркоман может только такому же, как он сам: если у кого-то получилось, то и я смогу».
Поэтому Валерий – первый, кто встречает наркозависимых в дневном стационаре, работающем на территории Александро-Невской лавры. Он консультирует, помогает пройти лечение и даже при необходимости решает проблемы с правоохранительными органами (например, для некоторых приговоренных к исправительным работам организуют прохождение этих работ на территории лавры). Ежедневно парни и девушки приходят на набережную Монастырки, где трудятся на различных послушаниях, а также посещают занятия с психологами, наркологами и священниками. Для них ставится одно категорическое условие – трезвость.
«Чаще всего наркозависимые приходят к нам не сами: их приводят доведенные до отчаяния родители, супруги, – продолжает Валерий. – Перепробовав кучу клиник и центров, которые делают на этом бизнес, и не получив никакого результата, люди от безысходности приходят к нам, услышав о нас в основном по «сарафанному радио».
Конечный успех на этом этапе зависит не столько от желания самого зависимого – никакой воли у него нет, – сколько от решимости матери, жены или мужа перестать потакать ему (или ей). Есть даже термин такой – «созависимый»: это близкий человек, чья жизнь тоже ломается от пагубного пристрастия другого. И его готовность побороться за любимого человека, даже в какой-то степени жесткость, играют здесь решающую роль. И уже потом, вернув наркозависимого в реальность, сняв «ломку», мы можем начать работать с ним. Немного придя в себя, зависимые соглашаются на дальнейшую реабилитацию».
Не могу не поинтересоваться у своего собеседника: приходят ли дети благополучных родителей?
«Да только такие в основном и приходят, – удивляет меня Валерий. – У нас мало юношей и девушек из неблагополучных семей. А вот семьи, где родители готовы ради своих чад в лепешку расшибиться, напротив, в зоне риска. «Халява» очень портит. От армии его «откосили», в институт устроили, все проблемы решили – и вот он в поисках новых ощущений решает, что в жизни нужно попробовать все. Покупает курительные смеси, пьет кофе с амфетамином и даже не считает, что он серьезно «попал»».
Мастера спорта, музыканты, банковские работники, школьные учителя,студенты – успешные и благополучные по внешним меркам люди попадаются на этот крючок, с которого практически невозможно соскочить. Карьере приходит конец, семье – тоже. Все это просто меркнет, перестает существовать.
«Мы работаем с ребятами от 18 до 35 лет, – продолжает рассказ мой собеседник. – С более взрослыми уже сложнее достичь положительного результата, хотя сегодня вы увидите нашу подопечную, которой 37 лет. К сожалению, среди женщин проблема наркомании не менее распространена: на них наркотики действуют даже разрушительнее. В короткий срок у них исчезает само понятие нравственности, и они часто зарабатывают на дозу, торгуя собой».
Занятия на территории Александро-Невской Лавры длятся несколько недель. В группе остаются только те, кто действительно хочет попробовать начать жизнь заново. Обычно таких чуть больше половины. Их начинают готовить к загородному реабилитационному центру, где им предстоит провести год. Без телевизора, сотового телефона, музыки, сигарет, родных. В послушаниях, молитве, исповеди, посте.
… Пока мы едем в Саперное, а это 85 км от Петербурга в Приозерском направлении, телефон Валеры не умолкает. Чья-то жена просит подсказать клинику: 55-летний муж «подсел» на снотворное и алкоголь. Мама одного из подопечных реабилитационного центра переживает, как чувствует себя сын, передали ли ему весточку из дома. Мачеха другого парня спрашивает: можно ли приехать на свидание с его девушкой? И мой новый знакомый терпеливо общается с каждым, поражая меня тем, что он в курсе жизненных перипетий всех реабилитантов.
И вот наша первая остановка. Поселок Красноармейское на берегу живописнейшего озера, входящего в озерно-речную систему Вуокса. Прекрасные места! Здесь у православного реабилитационного центра 6 гектаров земли в собственности. Въезжаем на территорию, и первым нас встречает прекрасный строящийся храм с двумя приделами – в честь преподобного Арсения Коневского и Сретения Господня. Рядом – добротный двухэтажный корпус для братьев (именно так здесь предпочитают называть подопечных).
Келья подопечного реабилитационного центра
Упомянутая выше заповедь недели
Пока здесь, в Красноармейском, живут семь парней. Хотя и земли, и ресурсов – на семьдесят. Но дальнейшее развитие центра без поддержки государства или бизнес-сообщества проблематично, ведь подопечные не платят за свое проживание ни копейки. В отличие от коммерческих центров, для которых наркозависимые, скорее, источник прибыли, и результат никого не интересует, в православном проекте в буквальном смысле бьются за каждую жизнь. И оплачивают эту действительно колоссальную деятельность пожертвования прихожан и несколько благотворителей. Почему несколько человек могут то, чего не может целое государство? Пока вопрос из разряда риторических.
Храм с двумя приделами – в честь преподобного Арсения Коневского и Сретения Господня
Верхний придел – в высокой степени готовности
Нижний храм. Здесь будет купель для крещения в человеческий рост
Дальше мы едем в Торфяное. От Красноармейского всего 20 минут на машине. Здесь протоиерей Сергий Бельков и его помощники открыли первый в России женский православный реабилитационный центр. Сейчас в нем находятся семь молодых женщин.
«В процессе опыта мы поняли, что парни и девушки должны проходить восстановление в разных местах, – рассказывает по пути Валерий Клюка. – Ведь там, где начинаются отношения, заканчивается реабилитация. Но это не означает, что наши братья и сестры не видятся друг с другом: у них есть совместные послушания, ребята помогают девушкам по заготовке дров, принимают участие в строительстве. Девушки под руководством монахини Николаи обустраивают ландшафт в мужском центре, выполняют ту работу, где требуются именно женские руки».
Территория женского центра
Мы застаем сестер как раз за приготовлением ужина на большую компанию, ребята приехали оказать помощь сестрам. Нас угощают яблоками свежего урожая и приглашают в уютную гостиную с настоящим камином, где гостей ждет уже накрытый для чаепития стол: мятный, черный, зеленый – у девушек приготовлено все.
Приготовление ужина
Разговорились. Мне представили 26-летнюю Аню из Сибири, которая сейчас на правах старшей, более опытной, сестры присматривает за девочками. Симпатичное, хоть и немного грустное лицо. Рассказывает, что употребляла с 11 класса.
«Все банально: друзья предложили покурить марихуану. Мне казалось, что ничего страшного в этом нет: просто расслаблюсь, – рассказывает Аня. – И уж точно я не притронусь к шприцу. Но закончилось все ежедневным приемом героина. Почему это произошло? Не знаю. Может быть, так мы пытались заполнить какую-то пустоту в себе. Это здесь я поняла, что заполнить пустоту внутри может только Бог».
Ане было 14 лет, когда погиб папа. С мамой у девочки были доверительные отношения, и ей первой она призналась, что попала в беду. И вот тут надо отдать должное маме: она собрала вещи и повезла дочь в Петербург, в Александро-Невскую Лавру (и как она на другом конце страны узнала о православном реабилитационном центре?). Когда девчонку уже определили на год в Торфяное, мама продала квартиру в Кемеровской области и приехала в Северную столицу, чтобы быть рядом. Нашла работу. А Анечка пока не торопиться возвращаться в «большой мир»: хочет потрудиться здесь, помогая таким же девчонкам, какой была сама.
Сначала пагубная страсть не оказывала заметного влияния на жизнь девушки: школу она закончила успешно, и родители начали оплачивать ей учебу в университете. Но когда, будучи уже менеджером банка, Маша решилась на мошенничество и оказалась под следствием, все стало очевидно и… безнадежно, потому что после безуспешной реабилитации в наркологической клинике врачи только и могли посоветовать закрытую психиатрию, куда не было бы доступа прежним товарищам. Семья девчонки не была верующей, но опять же каким-то чудом вышла на отдел митрополии по работе с наркозависимыми. И вот уже четвертый месяц Маша проходит реабилитацию в Торфяном. Начинает жизнь с чистого листа.
«Теперь я уверена: успешная реабилитация возможна только в православном центре, – говорит мне Маша. – Ведь в обычном не только свободный доступ к наркотикам и «друзьям». Там ни слова не говорят о Боге. А ведь проблема не в самих наркотиках, – в головах людей. Здесь же все переворачивается. Вступив на путь, ведущий к Богу, человек не может вернуться к прежним страстям, чтобы не обидеть Его. Нельзя забывать и про Причастие, а ведь это – наимощнейшая поддержка для нас».
Пожалуй, история Маши – очевидное подтверждение слов о том, что расслабленная жизнь в условиях гиперопеки может в буквальном смысле погубить жизнь ребенка. Один только штрих: ее папа – владелец дискотеки в родном райцентре. Той самой, где Маша «побаловалась» в первый раз.
Братья помогают девушкам по хозяйству
У сестер есть свой огород.
Пожалуй, отдыхает здесь только этот товарищ Хотя и у него есть послушание – ловить мышей
… Попрощавшись с девушками (которые попросили, чтобы в статье были только самые лучшие отзывы о реабилитационном центре), мы покинули Торфяное и выехали в Саперное, где располагается самый крупный загородный центр по работе с наркозависимыми. По пути Валерий Клюка, чтобы добавить немного оптимизма в нашу грустную тему, рассказывает о семьях, которые создают между собой его бывшие подопечные. К счастью, встречается и такое.
Валерий Клюка с угощением от подопечных
Храм Коневской иконы Божией Матери в Саперном
Территория реабилитационного центра
Мы приехали в Саперное уже вечером: братья, около 20 человек, ужинали вместе в трапезной. И нас усадили за стол, угостив ухой, овощами с собственного огорода, и даже арбузом.
Закончив, как и полагается, молитвой трапезу, ребята отправились на традиционный пятничный просмотр фильма (в этот вечер они остановились на документальной картине про православие в других странах). Ну а меня ведут на «экскурсию»: сначала, конечно, в храм. Здесь, у Коневской иконы Божией Матери, новички дают обет начать новую жизнь на совершенно других духовно-нравственных началах. Осмотрев храм, обходим сушилку, столярку, гараж, ферму, огород – вот таков здесь фронт работ для послушников. И это очень важно, ведь многие парни совсем не имеют трудового опыта. Здесь они могут получить необходимые навыки, чтобы потом найти работу.
«А знаете, какое самое необычное послушание? – спрашивают меня. – Это послушание… «няньки», – так мы в эти минуты называем дежурных. Мы выделяем одного человека, который находится с маленькими детьми нашего храма, чтобы дать возможность родителям спокойно помолиться на службе».
Вот так повезло здешним прихожанам!
Послушник на ферме
Ну а мне, конечно, хочется поговорить с подопечными отца Сергия. Знакомлюсь с двумя ровесниками – Сашей и Русланом, обоим по 32. У Саши – тонкое, интеллигентное лицо. При знакомстве выясняется, что он учился в театральном училище, где, увы, произошло знакомство не только с искусством, но и с наркотиками. Работал на радио, на телевидении, в газетах, занимался рекламой, музыкой. А параллельно, как здесь говорят, «употреблял». И сам не заметил, как оказался на самом дне. Ни прошлого, ни будущего – один кошмарный сон под названием «наркотическое опьянение». Но, видно, нашлись за Сашу молитвенники – а иначе как объяснишь его попадание сюда? Сейчас в Саперном парень несет послушание звонаря, «массовика-затейника» и очень хочет петь на клиросе.
Беседка, в которой мы разговаривали с ребятами
Зато уже поет на клиросе его товарищ Руслан. Впрочем, уже через месяц он планирует вернуться в Татарстан, где его ждет семья. Руслан рассказал свою историю: принимать наркотики начал еще в 15 лет. Уже к 19, наметив себе цель – доучиться в педагогическом вузе на учителя физкультуры, – попробовал побороть зависимость. Но путь к выздоровлению оказался очень долгий. Крестившись, парень начал ездить по монастырям: трудился, молился, приходил в себя, возвращался домой. Потом снова ломался. Через несколько лет объявил родным, что больше не будет ездить по обителям. Но из церковной ограды не ушел: старался посещать храм, воскресную школу, и именно знакомый священник, зная о проблеме, посоветовал реабилитационный центр. Причем категорично: «Только к отцу Сергию!» Руслан рискнул. И оказалось, что не прогадал. Теперь мечтает начать подобную работу у себя в регионе: там ничего подобного, как в нашей митрополии, нет.
Поблагодарив за откровенность моих новых знакомых и искренне надеясь, что у ребят все будет хорошо, все-таки не могу не думать: и у Саши, и у Руслана уже могли бы быть семьи, дети. Сколько лет упущено! Остается лишь уповать на Господа, который силой своей сделает возможным невозможное.
Напитавшись впечатлениями этого дня, наконец, иду на «аудиенцию» к отцу Сергию. И задаю очевидный вопрос, на который все-таки хочу получить ответ: почему Церковь взяла на себя такую непростую ношу, как помощь наркозависимым?
«Сейчас многие ругают Церковь за то, что она «лезет не в свое дело», – рассуждает батюшка. – А на самом деле она просто возвращает себе то место, которое всегда занимала в российском обществе. Все служение Церкви направлено на служение людям, и неважно, в какой форме: работа с детьми, инвалидами, наркозависимыми. Никакого героизма мы не ощущаем – просто несем данное послушание, помогаем наркозависимым. Причем делаем это без помощи государства, что, наверное, не совсем правильно».
Протоиерей Сергий Бельков
Спрашиваю: а знают ли отец Сергий и его помощники точное количество ребят, которым помогли за эти 17 лет?
«Первые годы мы не фиксировали фамилии своих подопечных, – отвечает священник. – Раньше считалось, что реабилитация должна быть анонимной. И только через лет пять мы начали записывать фамилии и адреса. Поэтому могу сказать так: более тысячи ребят через нас прошло. С одной стороны, цифра небольшая, – в коммерческом центре, где реабилитация длится 3-4 месяца, за год может пройти 500, но в ремиссию, выходят, допустим всего 5. А у нас за год проходят 30-35, и 80% из них не возвращаются к наркотикам. Поэтому смотреть надо на результат, а не на количество. Для нас самое главное, что эти ребята остались живы, создали семьи, родили детей (которых стараются уберечь от тех ошибок, которые сами совершили). А их близкие? Они ведь тоже «выпадают» из нормальной жизни: у них падает производительность труда, они постоянно болеют, ведь, как известно, все болезни от нервов. А когда ребята меняются – и родители меняются. И как это все посчитать? Это как круги на воде: камень бросил, и круги расходятся».
Раз уж заговорили о родителях, не могу не поинтересоваться: является ли любовь в семье залогом того, что, повзрослев, ребенок не пристрастится к наркотикам?
«Иногда приходят родители: у нас такая любящая семья! А начинаешь разбираться, а любви-то там и нет, – говорит отец Сергий. – Ребенок может ходить на английский язык, фехтование и совершенно подавляться как личность. Протест в такой ситуации вполне естественен. Дальше: любовь – это не стремление как можно лучше одеть и отправить в престижную школу. Ребенка, прежде всего, нужно приобнять, потормошить, он никогда не должен в глазах родителя видеть гнев. Даже если гневаешься, не смотри ребенку в глаза. Дети иногда на всю жизнь запоминают, что мама или папа посмотрели на него с ненавистью. После этого слова о любви уже воспринимаются как ложь.
Но не только в семье ребенок должен получать любовь, – еще и в обществе, и в Церкви. А что он видит в нашем обществе? Грубость, равнодушие к своим проблемам. В церкви ребенок тоже любви не получает – просто потому, что он туда не ходит. И где школьник, подросток должен учиться любить?»
Именно поэтому одной из главных составляющих реабилитации в православном центре является внимание к каждому подопечному: человек должен «оттаять» в кругу единомышленников. А самое главное, он должен почувствовать любовь к нему Господа.
«Очень сложно объяснить людям неверующим, что самым главным в реабилитационном процессе является Бог, – продолжает отец Сергий. – Когда мы говорим о своих 80% успеха, это у многих вызывает скептические улыбки. И это естественно для людей, которые посвятили этому жизнь и никогда не видели таких результатов. И это было бы естественно для нас, если бы мы не обращались за помощью к Богу. Ведь в других центрах с наркозависимыми работают те же самые психологи, а, может быть, и более профессионально, но нет таких результатов. А все потому, что вера ощутимо помогает в выздоровлении».
В заключение говорим с батюшкой о «точках роста». Что необходимо для дальнейшего развития реабилитационного центра, ведь очевидно, что есть куда расти и развиваться?
«Нам очень не хватает социальной гостиницы для дневного стационара – места, где могли бы ночевать ребята из других регионов, да и из Ленобласти тоже, – говорит священник. – Ведь живет парень в Выборге или в Киришах, как он будет ездить на занятия в Александро-Невскую Лавру? К сожалению, на этом этапе мы сейчас теряем многих ребят. Гостиница пригодилась бы и петербуржцам, у которых, скажем употребляют наркотики родные или соседи по коммунальной квартире. Ведь днем он на занятиях у нас, а вечером возвращается в ту же среду – реабилитация становится малоэффективной.
Есть проблемы и на том этапе, когда наши подопечные покидают стены загородных реабилитационных центров. Остро стоит вопрос с работой. Мы планируем создавать предприятия, куда могли бы устраиваться наши реабилитанты. Но на это нужны начальные средства и люди, готовые этим заняться.
И еще один момент. В Петербурге у нас нет своего храма для совершения богослужений и духовного окормления и родителей, и самих ребят. Вернувшись в общество, бывший наркоман должен искать новых друзей, формировать новое социальное окружение. В приходском храме наши ребята могли бы знакомиться не только между собой, но и с обычными прихожанами: парнями, девушками, семьями. Видели бы перед собой пример, что в жизни можно прожить и без наркотиков… Года два назад было принято решение о выделении нам либо земли, либо старого невостребованного храма, но храма не нашлось, с землей бьемся второй год: не получили ни отказа, ни земли. Впрочем, если участок все-таки дадут, надо будет думать, как его застраивать, на какие деньги».
Хочется искренне пожелать, чтобы Господь послал эту помощь, ведь дело, которое делают в Лавре, Саперном, Красноармейском и Торфяном – действительно очень важное. Я бы даже сказала, стратегически важное. Пока статистика говорит нам о том, что наркодилеры побеждают, а коли так, то уже в обозримом будущем мы столкнемся с гигантскими проблемами. Кто будет строить общество? Кто будет рожать детей? Кто будет хранить веру? Никто, если сегодня мы честно не признаемся, что у нас серьезные проблемы. И не начнем их решать.