храм в щебетовке крым расписание богослужений
ПРАВОСЛАВНАЯ ФЕОДОСИЯ
Цель группы:объединение всех православных Феодосии,Крыма и всех желающих,общение.
ПРАВОСЛАВНАЯ ФЕОДОСИЯ запись закреплена
ПРАВОСЛАВНАЯ ФЕОДОСИЯ запись закреплена
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
6 ноября празднование иконы Божией Матери «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ»
_________________________________________
В Топловском монастыре престольный праздник!
Один из храмов монастыря освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте»
Показать полностью.
Всех поздравляем с праздником!
Исцелений, утешения и ходатайства Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший её пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать молебен с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное, и после совершения перед иконой водосвятного молебна получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.
В 1711 году, когда царскую резиденцию положено было перенести из Москвы в Санкт-Петербург, родная сестра императора Петра I царевна Наталья Алексеевна, исполненная особенным благоговением к чудотворной иконе, сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих святынь в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в Москве осталась копия, а царевна забрала с собой истинный образ. На месте храма Преображения Господня в XVIII веке был выстроен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и по сей день находится чудотворная икона.
Существует два иконографических вида образа: на одном Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на руках, на другом – без Него. Иногда образ называют «Всем скорбящим Радость».
________________________________________Тропарь Богородице, гл.4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
ПРАВОСЛАВНАЯ ФЕОДОСИЯ запись закреплена
6 НОЯБРЯ-ПРАЗДНИК ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ!ЭТО ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ОДНОИМЁННОГО ХРАМА С.НАСЫПНОЕ,ПОД ФЕОДОСИЕЙ.СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЕМ НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА ОТЦА ВАДИМА И ВСЕХ ПРИХОЖАН С ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ,ПОКРОВА ЗАСТУПНИЦЫ НЕБЕСНОЙ И МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА. НАЧАЛО ПРАЗДНИЧНОЙ ЛИТУРГИИ 9.00.
Показать полностью. На месте современного храма в 4-6 веке стояла в греческая часовня, носившая имя Крестителя Господня Иоанна. Вокруг нее греческие моряки устроили небольшое поселение. В 9 веке во время междоусобной стычки на почве иконоборчества часовня была разрушена. Вместе с ней разрушили и устроенную при здании уникальную библиотеку на греческом языке. В эпоху Золотой Орды в 12 веке на территории Насыпного была образована армянская купеческая колония. Жители колонии были богаты и в промежутке между 1393 и 1420 годами построили церковь в честь Святого Григория, просветителя армян. Во время религиозного конфликта между мусульманами и христианами в 1618 году церковь была разрушена. Погибли более 500 армян, находившихся на тот момент в здании. После этих событий само место расположения храма люди обходили стороной. До конца 18 века здесь не осталось камня на камне.
Церковь в Насыпном близ Феодосии в КрымуВ конце 18 века в 1796 году эту землю от Императорского дома получает в награду за хорошую службу русский генерал Захарий Бекарюков. Обустраиваясь на новом месте, генерал Бекарюков переводит сюда своих крепостных из Курска и Харьковской губернии. И в 1830 строит на месте прежних руин храм в честь иконы «Божьей Матери скорбящих радосте». Проект храма был сделан Санкт-Петербургскими архитекторами.
Некоторые иконы в церкви были подарены Иваном Айвазовским, здесь же венчалась одна из его дочерей. В этом же храме служил молебен царь Николай II, когда направлялся в Кизилташскую обитель. В то время территория вокруг храма была благоустроена. Прекрасное, выполненное в классическом стиле жилое здание дополняло архитектурный комплекс церкви. Этот ансамбль украшал красивый уютный сквер и небольшой пруд.
В 1937 году храм был закрыт. Сначала в нем было устроено зернохранилище, затем химический склад. Еще до войны тракторами была сорвана колокольня. В 1984 году церковь пытались разрушить с помощью танка. Но эти усилия оказались тщетными. С 1996 года начал поднимать вопрос о восстановлении этой святыни протоиерей Алексей Свитанский. Но только через 2 года дело сдвинулось с мертвой точки. В 1998 году в восстановлении принял усердное участие иерей Георгий Первушин. В 2000 году храм был освящен правящим архиереем Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем..
Щебетовка◍Курортное◍Краснокаменка
Территория, на которой расположенный посёлок, была издавна заселена. В окраинах Щебетовки выявлены памятники неолита, эпохи бронзы (долина Чалки). На территории посёлка расположены остатки средневековой крепости и византийской церкви.
Показать полностью. Найденные здесь могильные плиты датируются XI — XVI веками. Впервые посёлок под названием Отуз упоминается в генуэзских документах в 1410 году. В переводе с крымскотатарского отуз значит «тридцать».
К У Л Ь Т У Р А,
Д О С Т О П Р И М Е Ч А Т Е Л Ь Н О С Т И
В Щебетовке — 1 общеобразовательная школа, детское учебное заведение «Семицветик»; больница, поликлиника; дом культуры; православный храм Вознесения Христова; Мечеть.
На территории Щебетовки расположена администрация Карадагского заповедника, который включает весь горный массив Кара-Даг.
Поселок городского типа Щебетовка находится в четырех километрах от моря, на трассе Феодосия-Судак. Несмотря на относительную близость к морю, Щебетовка в качестве курортного поселка не воспринималась никогда. Скорее, она была известна как поселок с великолепным винным магазином завода «Коктебель» и отличным рынком с фруктами и овощами из садов и огородов местных жителей. В проезжающих мимо экскурсионных автобусах экскурсоводы рассказывали, что в Щебетовке находится коньячный цех завода марочных вин и коньяков «Коктебель», где и делают знаменитый «Кутузов». Вот, пожалуй, и всё.
Покрытые лесом горы со всех сторон закрывают от холодных ветров долину, где находится Щебетовка. Поэтому в ней более мягкий и теплый климат, чем в Коктебеле. Жители Отуз (старое название поселка) любили похвастаться перед коктебельцами, что виноград у них вызревает на две недели раньше. И это действительно так.
Отузская долина славилась своей живописностью и своими виноградниками испокон веков. Александр Грибоедов, проезжая по этим местам в 1825 году, назвал Отузскую долину «самой миловидной в Крыму». Виноградники так же, как и двести лет назад, окружают Отузы, и где-то среди них есть и те, которые так понравились Жерару Депардье – не только актеру, но и увлеченному виноделу.
Щебетовка – поселок виноградарей, о чем говорит и невероятное обилие виноградных столбиков на щебетовских улицах. Бетонные столбики, списанные с виноградников, превращены в заборы, бордюры, мостики, сарайчики, курятники, всевозможные подпорки и множество других немыслимых сооружений, назначение которых известно только их хозяевам.
Мусульмане Щебетовки гордятся своей мечетью, минарет которой – один из самых высоких в Крыму. Христиане Щебетовки строят церковь, и она уже приветливо сияет новенькими куполами на въезде в поселок. Конфликты на этнической почве в поселке не возникают. Жители Щебетовки мирно живут, возделывают виноградники и свои огороды, продают выращенное на рынке, угощают вином и фруктами гостей и не испорчены «прелестями цивилизации», свойственными раскрученным курортам. Щебетовка – это маленький оазис тишины и покоя, горный аул в четырех километрах от моря.
Щебетовка◍Курортное◍Краснокаменка запись закреплена
Щебетовка◍Курортное◍Краснокаменка запись закреплена
Щебетовка◍Курортное◍Краснокаменка запись закреплена
Оксана Косякова
Щебетовка◍Курортное◍Краснокаменка запись закреплена
Татьяна Гордиенок
У НЕЗНАКОМОГО ПОСЕЛКА…
Храм «Всех Скорбящих Радость» с.Насыпное
Храм «Всех Скорбящих Радость» с.Насыпное запись закреплена
ПРАВОСЛАВНАЯ ФЕОДОСИЯ
6 НОЯБРЯ-ПРАЗДНИК ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ!ЭТО ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ОДНОИМЁННОГО ХРАМА С.НАСЫПНОЕ,ПОД ФЕОДОСИЕЙ.СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЕМ НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА ОТЦА ВАДИМА И ВСЕХ ПРИХОЖАН С ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ,ПОКРОВА ЗАСТУПНИЦЫ НЕБЕСНОЙ И МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА. НАЧАЛО ПРАЗДНИЧНОЙ ЛИТУРГИИ 9.00.
Показать полностью. На месте современного храма в 4-6 веке стояла в греческая часовня, носившая имя Крестителя Господня Иоанна. Вокруг нее греческие моряки устроили небольшое поселение. В 9 веке во время междоусобной стычки на почве иконоборчества часовня была разрушена. Вместе с ней разрушили и устроенную при здании уникальную библиотеку на греческом языке. В эпоху Золотой Орды в 12 веке на территории Насыпного была образована армянская купеческая колония. Жители колонии были богаты и в промежутке между 1393 и 1420 годами построили церковь в честь Святого Григория, просветителя армян. Во время религиозного конфликта между мусульманами и христианами в 1618 году церковь была разрушена. Погибли более 500 армян, находившихся на тот момент в здании. После этих событий само место расположения храма люди обходили стороной. До конца 18 века здесь не осталось камня на камне.
Церковь в Насыпном близ Феодосии в КрымуВ конце 18 века в 1796 году эту землю от Императорского дома получает в награду за хорошую службу русский генерал Захарий Бекарюков. Обустраиваясь на новом месте, генерал Бекарюков переводит сюда своих крепостных из Курска и Харьковской губернии. И в 1830 строит на месте прежних руин храм в честь иконы «Божьей Матери скорбящих радосте». Проект храма был сделан Санкт-Петербургскими архитекторами.
Некоторые иконы в церкви были подарены Иваном Айвазовским, здесь же венчалась одна из его дочерей. В этом же храме служил молебен царь Николай II, когда направлялся в Кизилташскую обитель. В то время территория вокруг храма была благоустроена. Прекрасное, выполненное в классическом стиле жилое здание дополняло архитектурный комплекс церкви. Этот ансамбль украшал красивый уютный сквер и небольшой пруд.
В 1937 году храм был закрыт. Сначала в нем было устроено зернохранилище, затем химический склад. Еще до войны тракторами была сорвана колокольня. В 1984 году церковь пытались разрушить с помощью танка. Но эти усилия оказались тщетными. С 1996 года начал поднимать вопрос о восстановлении этой святыни протоиерей Алексей Свитанский. Но только через 2 года дело сдвинулось с мертвой точки. В 1998 году в восстановлении принял усердное участие иерей Георгий Первушин. В 2000 году храм был освящен правящим архиереем Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем..
Храм Святителя Луки Крымского
Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена
Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена
Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена
27 сентября — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня
Событие обретения Честнаго Креста. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Показать полностью.
Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.
Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.
Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.
Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построеннго Соломоном («Паломничество». Гл. 48–49).
Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) в современной исторической науке окончательно не решен.
Обновление и Крестовоздвижение. В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Церковная история. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI в. Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения (гл. 19).
Само слово «воздвижение» (ypsosis) среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник Крестовоздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата празднования Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора (PG. 87g. Col. 4072).
К VII в. тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение Честнаго Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что он не знает, почему в эти два дня (13 и 14 сент.) Воскресение предшествует Кресту, то есть — почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы (PG. 87g. Col. 3305).
Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.
Праздник Крестовоздвижения в соборном богослужении Константинополя IX–XII вв. В Царьграде праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме. С другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноапостольном Императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста Императором Ираклием из персидского плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста), сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного мира, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII вв., празднование Крестовоздвижения представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства 10–13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.
Поклонение Честному Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября — женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем.
В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню с чтением паремий; ради праздника служили паннихис (торжественная служба в начале ночи); утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); после великого славословия совершался чин Воздвижения Креста. По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия.
В византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах устав праздника Крестовоздвижения получил свой окончательный вид. Корпус песнопений праздника по этим Типиконам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижением заимствованы из Типикона Великой церкви; из константинопольской же кафедральной традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене, по сравнению с той несколько упрощенный. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций XII–XIII вв. появляется указание на пост в день Крестовоздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой.
Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX–XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.
Песнопения праздника. По сравнению с гимнографией других двунадесятых праздников, далеко не все песнопения Крестовоздвижения связаны именно с этим событием, многие из них входят в состав крестных песнопений Октоиха (на службах сред и пятниц всех гласов), а также в последования других праздников в честь Креста: Происхождения Честных Древ 1 августа, Явления знака Креста на небе 7 мая, Крестопоклонной недели Великого поста, то есть составляют единый корпус гимнографических текстов, посвященных Кресту Господню.
Ряд песнопений в последовании праздника В. традиционно включают моления за Императора и прошения о даровании ему и его воинству победы. В современных русских изданиях многие строки, содержащие прошения об Императоре, или удалены, или переформулированы, что было обусловлено историческими обстоятельствами. Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря, в первую очередь, святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти св. Константина и Елены в Синайском Канонаре IX–X вв. 15 сентября, то есть на следующий день после Воздвижения (установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня — сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления).
Гимнографическое последование Крестовоздвижения содержит тропарь Спаси, Господи, люди Твоя. кондак Вознесыйся на Крест волею. канон прп. Космы Маюмского, большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании Крестовоздвижения только один, но девятая песнь в нем включает не один, а два ирмоса и два цикла тропарей, причем четыре последние буквы акростиха из восьмой песни и первой группы тропарей из девятой песни канона продублированы во второй группе тропарей девятой песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне, согласно которому прп. Косма Маюмский, придя в Антиохию на праздник Крестовоздвижения, услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, который он сам имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей девятой песни. В рукописях сохранились византийские толкования на этот сложно написанный канон, на основе которых написал свое толкование (имеющее большую известность в греческих Церквах) прп. Никодим Святогорец.
По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»