храм в щиграх курской области
Свято-Троицкий собор (Щигры)
Содержание
История [ править ]
Каменный Свято-Троицкий храм в Щиграх был построен в 1796—1801 годах, в соответствии с «Планом городу Щигрову», утверждённым Екатериной II 10 мая 1785 года. По другим данным строительство было завершено в 1802 году. Храм первоначально представлял собой однокупольную церковь, пять колоколов были установлены на столбах.
Позднее храм был перестроен, предположительно на пожертвования прихожан, поскольку сведений об этом не сохранилось. В результате перестройки он стал пятикупольным, рядом была построена высокая колокольня. В храме было пять престолов: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах с правой стороны — во имя Пресвятой Богородицы в честь её иконы Неопалимая Купина и Тихвинская, с левой — во имя Святого Митрофана, епископа Воронежского, в верхнем приделе с правой стороны — во имя святителя Николая Чудотворца, с левой — во имя Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского чудотворца. Церкви также принадлежали каменная сторожка и пятнадцать каменных лавок, одна из которых служила для продажи свечей. При храме действовала библиотека церковной литературы.
После Октябрьской революции 1917 года для церкви наступили трудные времена. Троицкий собор был закрыт. В здании храма был размещен зернопродуктовый склад. В 1930 году с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Постановлением Президиума Щигровского горсовета депутатов 13 января 1930 года бывшее здание храма было передано под дом культуры и отдыха.
Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена в результате бомбардировки немецкой авиацией. В период оккупации в здании храма были устроены конюшня и пекарня.
После войны Свято-Троицкий храм был восстановлен. Богослужения возобновились в 1947 году. Последний настоятель Глинской пустыни архимандрит Модест (Гамов), после её закрытия, служил в этом храме.
В 2007 году были восстановлены купола храма. По состоянию на 2007 год функционируют два придела: Центральный и Никольский.
Настоятелем храма с апреля 2011 года по апрель 2012 года являлся отец Кирилл (Мадекин).
С 23 июня 2015 года настоятельство в соборе преосвященный Паисий, управляющий Щигровской епархией возложил на себя. (Указ № е-46 от 23.06.2015г.)
В связи с образованием Щигровской епархии (26 апреля 2012 года) храм стал кафедральным собором. (Указ № е-46 от 23.06.2015г.)
Деятельность прихода [ править ]
В 1988 году при храме открылась воскресная школа.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 306530, Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, 11
Храм во славу Святой Троицы. Часть I
В центре города Щигры стоит величественный пятикупольный собор, освященный в честь Живоначальной Троицы. Стройные очертания его стен, окрашенных в зелено-белые тона, позолоченные главки, сияющие в свете солнца золоченые кресты придают архитектурному облику города одухотворенность и уникальность. Это – не только украшение, жемчужина здешних мест, но и духовный центр всего Щигровского района.
К сожалению, бурная российская история не сохранила документов, которые позволили бы с уверенностью оперировать историческими фактами. Точно не известно, когда и при каких обстоятельствах была построена на месте этого великолепного собора первая церковь. Кто создавал архитектурный проект, кто строил? До наших дней дошли только устные предания старожилов. Вероятно, что первая святыня на этой земле появилась сразу же после создания поселений служилых людей Щигровской крепости, которая отражала набеги татар и других кочевых народов Дикой степи, то есть около трех веков назад.
Первый летописец местной истории И. Г. Тхоренко, автор книги «Очерк 25-летней деятельности щигровского городского самоуправления и историко-географическое краткое описание г. Щигров», изданной в 1900 году, на основании свидетельств старожилов пишет, что разбросанные хуторки первопоселенцев, еще не имевшие постоянных названий, входили в приход Троицкой церкви. И все они носили название Троицких. Долгое время и Пригородная слобода Щигров называлась Троицкой.
Известно, что до 1732 года в Щигровской крепости действовал молельный дом, ссылаясь на несохранившийся церковный архив, историк –краевед Г.И. Тхоренко сообщает, что сюда приезжал некий священник «из Троицы, отправлять богослужения и оглашать царские указы». Место, где находился этот храм Троицы, не указано. А в 1732 году вместо молельного дома возвели деревянную церковь, которую освятили также в честь Святой Троицы. В 1868 году она обветшала, ее разобрали на материал, который купил местный купец Петр Ефимович Куколев. В 1883 году Куколев выстроил из дерева, достаточно хорошо сохранившегося, церковь «в таком виде, как и была. Архитектура и внутренние украшения не изменены».
Новая церковь получила название Кладбищенской и освящена была в честь Казанской иконы Божией Матери. Она простояла до 1941 года, хотя и была закрыта в годы атеистических гонений и служила зернохранилищем. Во время приближения немецких захватчиков ее сожгли.
В 1801 году в Щиграх была возведена первая каменная церковь. В государственном архиве Курской области сохранилось описание ее внешнего вида и внутреннего убранства, составленное 10 ноября 1802 года. Троицкая церковь была однопрестольной, каменное здание имело форму креста, снаружи и внутри здание раскрашено красками «с изображениями по благопристойным местам икон». Здание небольшое: восемь с половиной метров в длину и чуть более 19 метров в ширину. Алтарь и трапеза вместе с хорами составляли в длину около пяти метров, в ширину – около восьми. Во всем здании было 16 окон, в алтаре – семь, в трапезе – шесть, на нижних установлены железные решетки. Две деревянные двери с замками, украшенные нарядными крылечками.
Известны имена священников, служивших в церкви и составлявших опись. Все они подписались со словами «руку приложил»: протопоп Иаков Суханов, вероятно, настоятель, священник Иоанн Правильщиков, дьякон Иаков Попов и Константин (фамилия неразборчива), пономари Василий Бессонов и Иван (фамилия неразборчива).
В дальнейшем, как считают историки, храм достраивали, и со временем он приобрел современный вид. О многом рассказывают сохранившиеся церковные ведомости, где записаны приходские доходы и расходы. В 1810 году при настоятеле протоиерее Тихоне Максимове, например, за два месяца продано свечей на 55 рублей. Впоследствии такого дохода больше не получали, свечей продавали за месяц на 10-11 рублей.
К сожалению, в архиве находятся церковные приходно-расходные ведомости только за несколько отдельных лет, и о том, когда же конкретно производили достройку храма, узнать не удалось. В этих документах сохранилась запись о том, что здание штукатурили в июле 1839 года. Тогда купеческому сыну Тимофею Овсянникову заплатили «за лебастру» 250 рублей, крестьянину Ивану Семёнову за штукатурку – 80 рублей. Всего же на строительные материалы было потрачено более 460 рублей. Эта значительная сумма указывает на серьезные строительные работы. В августе этого же года переделали три двери, что тоже косвенно подтверждает факт перестройки церковного здания, ведь в описи 1802 года упоминаются только две двери.
В 1848 году краски для ремонта закупают уже на 111 рублей, такое количество необходимо для значительной площади покраски. А ведь церковь, построенная в 1801 году, была невелика.
В 1917 году, перед революцией, Свято-Троицкий храм, как сообщается в архивных документах, был уже двухэтажным шестипрестольным. С центральным, освященным в честь Живоначальной Троицы, правым – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, левые приделы посвящались Тихвинской иконе Божией Матери, святителям Митрофанию чудотворцу Воронежскому и Тихону Задонскому.
Интересный факт описывает историк-краевед Г.И. Тхоренко в настоящем времени, как очевидец и свидетель. «В числе древностей, хранящихся в Троицком соборе, находится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Святая икона, залог веры и благочестия, составляет бесценное наследие от предков. Предание говорит, что она обретена 200 лет назад одним из жителей Троицкого поселения в яру, где теперь расположена деревня Пожидаевка, в семи верстах от города. Икона состоит из черепаховой раковины, внутри которой вырезан образ Пресвятой Богородицы. Раковина имеет круглую форму в диаметре трёх вершков и вложена в доску». Этот образ не дошел до наших дней, и даже свидетельств о нем не сохранилось.
В приходе храма числилось 2323 православных душ из Щигров и деревень Сниткино, Сергеевки, Ново-Александровки. Причт храма состоял их четырёх священников: настоятеля протоиерея Николая Васильевича Сергеева, протоиерея Иоанна Андреевича Васильева, священника Николая Семёновича Воронина. Священник Порфирий Алексеевич Попов состоял в должности псаломщика. Также в храме служил дьякон Александр Васильевич Черняев и псаломщик Иоанн Алексеевич Парахин.
Приходу принадлежало по десять квадратных сажен усадебной земли вместе с погостом, пашней и сенокосом. Причем эти участки использовались точно по назначению, не были заняты домами для священников и церковнослужителей. Возле храма размещалась каменная сторожка для церковной прислуги, 15 каменных лавок, из которых одна использовалась для продажи свечей, а остальные отдавали в арендное содержание.
К Троицкому храму была приписана Казанская церковь, построенная в 1877 году, которая находилась в семи верстах. Среди документов находилась опись приходского имущества, заведенная в 1869 году, копии метрических книг с 1802 года, исповедальные росписи с 1811 года. В церковной библиотеке хранились книги – руководства по совершению богослужения, творения святых отцов. В сторожке при храме проходили занятия церковной школы.
В клировой ведомости, хранящейся в государственном архиве Курской области, подробно рассказывается о священниках, служивших перед революцией в Троицком храме. Настоятель протоиерей Николай Васильевич Сергеев родился в семье священника в 1880 году. В 1902 году закончил Курскую духовную семинарию. Работал учителем в Липовской школе Щигровского уезда, через два года был рукоположен в сан диакона, затем стал священником и преподавал Закон Божий. В 1906 году поступил в Киевскую Духовную Академию, которую закончил со званием кандидата богословия. После чего служил в Кирилло-Мефодиевской церкви при Курском духовном училище, вел Закон Божий в Курской женской гимназии, в реальном училище.
В 1914 году отца Николая назначают священником Троицкого собора города Щигры, крое того, он преподавал Закон Божий в старших классах местной женской гимназии и реальном училище.
Псаломщик Иоанн Алексеевич Парахин был сыном крестьянина, старосты Ямской слободы Старооскольского уезда. В его семье – жена Екатерина и дочь Раиса, учившаяся на Высших женских курсах в Москве. Псаломщик Федор Петрович Чевычелов, 1875 года рождения, служил в Троицком храме с 1902 года. Женат на Антонине Павловне, воспитывал четверых дочерей: Елену, Марию, Лидию и Веру. Должность церковного старосты занимал Алексей Васильевич Михеев.
На иждивении приходского попечительского совета находились: вдова протоиерея Миропольского храма Иоанна Апполонского – Параскева Стефановна, дочь умершего священника Владимира Ильинского Варвара, получавшие по 12 рублей. Сироты умершего священника Димитровской церкви села Зиборовки Белгородского уезда Михаила Васильева – Анна, Мария, Ольга, которым выдавали 16 рублей от попечительского совета.
Весь приход был строго поделен между священниками, которые занимались окормлением паствы. Клир Троицкого храма отличался примерным поведением и занимался широкой просветительской деятельностью, о чем свидетельствуют государственные и царские награды. Диакон Александр Черняев участвовал в крестном ходе из города Щигры в Белгород по случаю открытия святых мощей святителя Иоасафа Белгородского.
При храме действовала церковно-приходская школа, в которой обучались 54 мальчика и 22 девочки. Священник Иоанн Васильев был награжден бронзовой медалью в память Всеобщей переписи 1897 года, памятной серебряной медалью – в честь императора Александра III, серебряной медаль за преподавание в церковно- приходской школе и юбилейной бронзовой медалью в честь 300-летия Дома Романовых. Псаломщик Феодор Чевычелов также был удостоен этой награды.
Таким был клир соборной церкви Щигров – Свято-Троицкого храма. О том, какая участь постигла священно- и церковнослужителей главного храма города после революции 1917 года, никаких сведений не сохранилось.
Храм в щиграх курской области
К аменный пятипрестольный Троицкий соборный храм был возведен в 1801 году на средства прихожан.
После 1917 года Троицкий собор был закрыт, ценная церковная утварь была изъята большевиками, в храме устроили зернопродуктовый склад. В 1930-м году сняли колокола, кресты, разрушили купола. Погром колокольни довершили немцы бомбардировками во время войны. Они же в период оккупации устроили в храме конюшню и пекарню. После многолетних надругательств храм был восстановлен стараниями и за счет средств прихожан. Сейчас он снова действует и служит православным людям.
Адрес: 306530, Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, 11
Телефон: (47145) 4-37-54
Настоятель: епископ Паисий (Юрков)
Настоятелем храма с 23 июня 2015 года является епископ Паисий (Юрков).
Каменный Свято-Троицкий храм в Щиграх был построен в 1796-1801 годах, в соответствии с «Планом городу Щигрову», утверждённым Екатериной II 10 мая 1785 года. По другим данным строительство было завершено в 1802 году. Храм первоначально представлял собой однокупольную церковь, пять колоколов были установлены на столбах.
После Октябрьской революции 1917 года для церкви наступили трудные времена. Троицкий собор был закрыт(когда?). В здании храма был размещен зернопродуктовый склад. В 1930 году с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Постановлением Президиума Щигровского горсовета депутатов 13 января 1930 года бывшее здание храма было передано под дом культуры и отдыха.
Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена в результате бомбардировки немецкой авиацией. В период оккупации в здании храма были устроены конюшня и пекарня.
После войны Свято-Троицкий храм был восстановлен. Богослужения возобновились в 1947 году. Последний настоятель Глинской пустыни архимандрит Модест (Гамов), после её закрытия, служил в этом храме.
В 2007 году были восстановлены купола храма. По состоянию на 2007 год функционируют два придела: Центральный и Никольский.
Настоятелем храма с апреля 2011 года по апрель 2012 года являлся отец Кирилл (Мадекин).
С 6 апреля 2012 года по 23 июня 2015 года. настоятелем храма назначен Игумен Роман (Архипов).
С 23 июня 2015 года настоятельство в соборе преосвященный Паисий, управляющий Щигровской епархией возложил на себя.
В связи с образованием Щигровской епархии (26 апреля 2012 года) храм стал кафедральным собором.
Свято-Троицкий храм (Щигры)
Свято-Троицкий храм в Щиграх
История
Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена в результате бомбардировки немецкой авиацией. В период оккупации в здании храма были устроены конюшня и пекарня.
Настоятелем храма с апреля 2011 года по апрель 2012 года являлся отец Кирилл (Мадекин).
6 апреля 2012 года настоятелем храма назначен Игумен Роман (Архипов)
В связи с образованием Щигровской епархии 26 апреля 2012 года храм стал кафедральным собором.
Щигровская епархия
Щигровская епархия — новообразованная в 2012 году церковно — административная область Курской митрополии, в состав которой входят приходы девяти районов.
История и предыстория
26 июля 2012 года Священный Синод РПЦ постановил организовать Щигровскую епархию, выделив ее из Курской, нею временно управлял митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин). Первым архиереем Щигровским и Мантуровским стал епископ Паисий.
Ныне в епархиальном ведомстве 65 приходов, в них служат 52 священнослужителя.
Христианство пришло в Курский край сразу после крещения Руси Великим князем Владимиром, тогда же были построены первые храмы, но до начала 17 века нет никаких сведений об активной церковной жизни в этом крае.
В 1667 году из огромной, в 4 тысячи приходов, Патриаршей области состоялось выделение Белгородско-Обоянской, Рязанской и Воронежской епархии, на территории которых были расположены нынешние приходы Щигровской епархии.
Конец 18-начало 19 столетий — время расцвета строительства каменных церквей в Курских землях, приходы до 1833 года находились в управлении Белгорода. Города Димитров, Старый Оскол и Новый Оскол были центрами архиерейских кафедр, в Щиграх в то время было 3 церкви.
До революции в селе Сомовка Горшеченского благочиния стоял женский монастырь, закрытый Советами.
1937 год стал временем разрушений и массовых репрессий, во время которых многие священники и благочинные были расстреляны. Бутовский полигон стал местом расстрела протоиерея Павла Андреева, священника села Аннино, ныне почитаемого в Соборе Новомучеников и Исповедников Русской Церкви.
До 1937 года местные приходы входили в состав Старооскальской епархии, в 1995 году — в Белгородско-Старооскольское объединение.
Правящий архиерей
19 августа 2014 года — дата архиерейской хиротонии благочинного московской Новоспасской ставропигальной мужской обители игумена Паисия (Юркова), совершенной в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллом.
23 августа 2014 архиерей Щигровский и Мантуровский Паисий был встречен прихожанами и начал активное служение, оживив церковную жизнь в каждом приходе.
Владыка родился в Брянске в 1970 году, с родителями переехал в Москву, где после окончания школы и службы в армии, в возрасте 22 лет стал послушником в Николаевском Верхотурском мужском монастыре. 24 апреля 1992 года принял постриг с именем Паисий, а том же году рукоположен в иеродиакона, иеромонаха.
Окончил Московскую духовную семинарию и духовную академию, в 1998 году принял постриг в мантию. В 2007 году архиепископ Орехово-Зуевский совершил рукоположение в сан игумена.
Отец Паисий 29 июля 2014 года возведен в сан архимандрита, на наследующий день наречен епископом.
Благочиния
Отличительной особенностью от современных церквей каждого прихода являются старинные храмы:
Жемчужиной православия в Щигровской епархии можно назвать Советское благочиние, в котором сохранены древние церковные постройки. Богослужения совершаются в церквях сел:
Солнцевское благочиние бережно относится к памятникам архитектуры, старинным храмам в селах Орлянка, Гололобовка, Зуевка, построенным в конце 18-начале 19 столетий.
Деревня Машнино привлекает паломников родником Серафима Саровского, обладающего целебными свойствами.
Центр Тимского благочиния расположен в рабочем поселке Тим, где богослужения проходят в древней святыне второй половины 19 века, храме Введения Богородицы, в селе Становое находится храм Георгия Победоносца, построенного в 1893 году.
Черемисиновский район в годы ВОВ находился в самом центре Курской битвы, только по воле Божьей в пылу сражений не была разрушена в селе Стаканово церковь святого образа Божьей Матери «Владимирская».
Щигровское благочиние известно по всей России умельцами Свято-Троицкого братства, иконостасы и иконы, сделанные в городе Щигры, украшают множество русских храмов.
Кафедральный собор
Храм Святой Троицы виден практически с любой точки города. Его золотые купола восстановлены в 20007 году. Настоятелем собора является действующий глава епархии епископ Паисий (Юрков).
Некогда пяти престольный храм ныне сохранил два придела, Центральный и Никольский. Особенно людно в храме на престольный праздник на Троицу.
Епархиальные отделы
Щигровская епархия ведет активную деятельность среди населения, каждый отдел занимается конкретной работой:
Храмы и подворья
Вторым по величине в г. Щигры является храм равноапостольного князя Владимира, настоятель — иерей Игорь Лесько.
Самым большим является архиерейское подворье покрова Божьей Матери в селе Покровское, настоятелем которого является епископ Щигровский и Мантуровский Паисий.
Настоятелем великолепной церкви Владимирской иконы Богородицы в селе Стаканово служит иерей Сергий Кисиленко.
Украшением Щигровского района можно назвать нововозведенную церковь святого образа Пречистой Богородицы в селе Мелехино, где служит иерей Андрей Аржаных, он же является настоятелем небольшой церкви Казанского святого образа в Мелехино.
Церковная жизнь в деревне Пожидаевка совсем недавно оживилась после освящения Крестовоздвиженского храма, настоятелем в нем служит иерей Евгений Чистяков, под его окормлением находится и церковь Георгия Победоносца в селе Малый Змеинец.