храм в селе дьяково
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы
Официальный сайт
НОЯБРЬ 2021
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
Суббота
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
Просмотрено 242 раз
Поделиться:
Приглашаем на экскурсию по Дьяково
Дорогие братья и сестры!
Бывшая жительница села Дьяковское — местная уроженка Алла Дмитриевна Семенихина — расскажет всем желающим об истории родного села, о людях здесь живших, о том, чем и как жили селяне. Покажет, где стояли дома интересных людей, в том числе дом настоятеля храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково священномученика Сергия Воскресенского. Читать далее →
Просмотрено 159 раз
Поделиться:
ОКТЯБРЬ 2021
2 октября Суббота | Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина. |
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
Воскресенье
по Воздвижении.Великомученика Евстафия Плаки́ды.
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения.
9:30 Часы. Литургия в храме Усекновения.
Просмотрено 714 раз
Поделиться:
СЕНТЯБРЬ 2021
4 сентября Суббота | Грузинской иконы Божией Матери. 9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. | ||
5 сентября Воскресенье | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Собор Московских святых. 8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. Просмотрено 973 раз Поделиться:Богослужение Праздника Преображения отложено на часВ связи с погодными условиями и штормовым предупреждением, 19 августа музей-заповедник Коломенское закрыт до 10:00. Поэтому Богослужение праздника Преображения Господня начнётся в 10:00, а не как было объявлено ранее. Просмотрено 51 раз Поделиться:О Смоленской иконе Божией Матери10 августа (нового стиля) Церковь совершает празднование Смоленской иконе Божией Матери. Этой иконе посвящен университетский храм Научно-Исследовательского Ядерного Университета “МИФИ” – высшего учебного заведения, находящегося неподалёку от храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Почему же этот храм имеет такое посвящение? В мире всё совершается по Божию промыслу, все события и вещи имеет духовный смысл. Он часто не открывается нам сразу, но внимательный, духовно-неравнодушный взгляд может помочь нам понять какой-то отблеск этого смысла. Читать далее → Просмотрено 70 раз Поделиться:Праздники августа 2021 г.1 августа — Обре́тение мощей преподобного Серафима Саро́вского – самого почитаемого на Руси святого; Читать далее → Просмотрено 96 раз Поделиться:АВГУСТ 2021
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. | ||
2 августа Понедельник | Пророка Илии́ 9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. Просмотрено 694 раз Поделиться:Праздники июля 2021 г.4 июля – Всех русских святых. Это последний праздник, положение которого в календаре отмеряется от Св. Пасхи. У кого святой покровитель – русский святой, могут в этот день также торжествовать и праздновать свои именины; Читать далее → Просмотрено 161 раз Поделиться:ИЮЛЬ 2021
Утром богослужения нет. | ||
4 июля Воскресенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. 8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. МосквыОфициальный сайтКраткая историяХрам основан в 1529 г. Современное здание храма по разным исследованиям датируется с 1529 по 1570-е гг. Архитекторы неизвестны. Есть предположение, что это были Барма и Постник. Действительно, план и архитектурные особенности храма напоминают храм Покрова на Рву на Красной Площади – творение этих зодчих. По другой версии, построен итальянскими зодчими. Храм возведен на месте, где Великий князь Василий III во время возвращения с охоты узнал о зачатии сына – будущего царя Иоанна IV Грозного. С 1920 по 1923 гг. настоятелем храма был священномученик Сергий (Воскресенский) пресвитер Дьяковский (прославлен в лике св. новомучеников 26 декабря 2001 г.). В 1923 г. храм был закрыт советской властью и передан музейному отделу Главнауки. Затем его реставрацией занимался известный советский реставратор П.Д. Барановский, однако храм подвергался дальнейшему разорению и осквернению. В 1992 г. храм передан Церкви и возобновлена приходская жизнь. Вновь освящен и богослужения возобновлены 10 сентября 1992 г. Был освящен также придел Зачатия праведной Анны. 11 сентября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Божественную литургию. В 2009 г. закончена реставрация здания храма. 4 сентября 2010 г. в День города храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении мэра г.Москвы Ю.М. Лужкова. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Москва)Мiръ Россия Москва Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Москва) Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. В настоящее время действует и организационно относится к Даниловскому благочинию Московской епархии. СодержаниеИстория [ править ]Приход храма известен с 1529 года. Современное здание храма построено в 1570 году. Архитекторы неизвестны. Храм предназначался для Царя и царского двора. Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, боковые приделы – Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, 12-и апостолов, Святителей Московских, равноапостольных царей Константина и Елены (на втором этаже). С 1920 по 1923 год в храме служил священномученик [Сергий (Воскресенский), пресвитер. В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан музейному отделу Главнауки в 1923 году. Реставрацией занимался реставратор П.Д. Барановский. В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, в том же году приходу было передано бывшее здание храма. 11 сентября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Божественную литургию. 4 сентября 2010 года в День города храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Современное состояние [ править ]Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы. По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной. Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружнего декора церкви Вознесения в Коломенском. Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции. На кладбище размещены до 80-и исторических белокаменных надгробий, бывших на нём исторически и привезенных из разных мест как в музей. Древнейшие надгробия – XIV в. Ограда кладбища построена в начале XX в. настоятелем храма свящ. (прот.?) Сергием Воскресенским, отцом священномученика Сергия. Один из известных людей, похороненных здесь фотограф XIX в. (?) Барщевский, первым начавший систематически фотографировать московские храмы. Кладбище разрослось далеко за ограду и простиралось на сотни метров вдоль улицы «1-я ул. Дьяково городищ». В настоящее время эти захоронения удалены. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. МосквыОфициальный сайтБеляев Л.А. Глава 1. История.В приречной зоне Коломенского, на правом мысе Голосова оврага, на высокой надпойменной террасе Москвы-реки стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково XVI века. Церковь была здесь издавна, по крайней мере, с рубежа XIV и XV веков. Ведь село Дьяково упоминается довольно рано – в 1401 году. Село принадлежало тогда брату Дмитрия Донского, князю Серпуховскому Владимиру Андреевичу, который завещал его вместе с относившимися к нему деревнями. В русском Средневековье слово «село» не имело еще современного, слегка уничижительного оттенка. Напротив, оно выделяло такое поселение как центр большой округи, статусно отличало его от «деревень», «приселков», «починков», «выселок» и других групп крестьянских дворов и хозяйств, входивших в округу. Статус храма большого села так же не отвечал тогда тому, что сегодня мы привычно вкладываем в понятие «Сельская церковь». Это была важная и активно действующая ячейка средневекового общества. Средневековые села являли собой важные центры церковной жизни: здесь стоял храм, жил его клир, находилось кладбище. Сюда съезжалась по церковным праздникам вся округа. Здесь крестили новорожденных, венчали новобрачных, хоронили усопших жителей окрестности. Учили детей, исповедовали и наставляли взрослых; хранили приходские книги, акты на владение землей и другие правовые документы. К сожалению, неизвестно как выглядел первый, несомненно, деревянный храм села Дьяково. Однако, о его существовании можно судить не только по рангу поселения, но и по располагавшегося рядом с церковью кладбища. Особенно быстро оно стало расти здесь с середины XVI века: после того как в Коломенском построили дворцовый храм Вознесения Господня, тамошнее старое кладбище прекратило существование и функции приходской церкви обоих сел стал выполнять храм в Дьякове. Сначала XV века село Дьяково на столетие исчезает из актов, чтобы в XVI веке появиться уже не как самостоятельный центр округи, а как приселок более древнего Коломенского, которое к тому времени стало царской резиденцией – ярким центром сосредоточия власти к югу от Москвы. Жизнь двух поколений великокняжеского рода – семей Василия III и Ивана IV – оказалась тесно связанной с Коломенским и Дьяковым. Этими князьями построены здесь (видимо, во исполнение обетов) три каменные церкви – все столпообразные и эксцентричные по решению. Столь дружная экспансия каменных великокняжеских храмов вне Москвы, видимо, имеет свое объяснение. На городских дворах великих князей, прежде всего в Кремле, уже не оставалось свободных мест для новых храмов. В пригородном владении правители проводили все больше времени и хотели иметь рядом с собой престолы для служб по семейным праздникам. Кроме того, князья чувствовали себя здесь свободнее при выборе новых, необычных форм для сооружений. В каком именно порядке возведены храмы в Коломенском и Дьякове точно неизвестно. Ни у кого не вызывает сомнения, что шатровая церковь Вознесения Господня строилась первой, в конце 1520 начале 1530 годов, и была освящена в конце 1532 года. Расположенный рядом храм святого Георгия «иже под колоколы», датировали по разному, но сейчас доказано, что он построен одновременно или сразу после возведения церкви Вознесения Господня. С храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково все обстоит не так-то просто. Дата ее строительства в исследованиях XIX- XX веков дрейфовала от 1529 года (Ф.Ф. Рихтер и др.) до 1543-1545 годов (А.И. Некрасов, В.В. Кавельмахер и др.), а затем и выше к 1560-1570 годам. Эта позднейшая дата, основанная А.Л. Баталовым на архитектурных свойствах храма, принята сейчас большинством ученых. Тем самым храм помещен в конкретную историческую ситуацию, а особенности его архитектуры нашли объяснение. Источник: Беляев Л.А. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково: загадки истории и архитектуры. – М., 2009. – 40 с. (Правительство Москвы. Московский государственный объединенный художественный историко- архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник) – с. 2, 7, 10. Дьяково: Московская аномалияГОЛОСОВОЙ ОВРАГ: Расположен строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли. По дну оврага течет ручей, образованный родниками. Предание рассказывает, что родники эти – следы коня Георгия-Победоносца. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Одна из них – цивилизованная. Здесь сосредоточены музеи, кафе и смотровая площадка. Другая часть – «дикая». Это заросшие травой холмы, небольшие рощицы и старый фруктовый сад. ТАИНСТВЕННОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ: Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Неизвестна точная дата постройки этого пятиглавого храма, но историки предполагают, что был он заложен Иоанном Грозным в 1547 г. в память о венчании на царство. Именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Грозного археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает церковь Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки. Он как-то выделялся среди окружающего рельефа неестественной формой. Археолог проконсультировался с геологом, который подтвердил его догадку: это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод – в самом деле, на Дьяковском холме велись масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, вскоре, по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть. ЗАГАДОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА: В преддверии московской Олимпиады-80 главный инженер управления «Мособлстройреставрация» В.Поршнев руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над ступенями и лазом обнаружился свод из большемерного кирпича. Прокопали метра полтора – лестница уводила дальше. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н.Свешников распорядились приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока вели переговоры с руководством музея-заповедника «Коломенское» о продолжении работ, кто-то ночью сшиб замки и прокопал лаз в глубь метра на четыре. Увидев это и не имея средств на продолжение работ, Свешников с Поршневым решили обезопасить интересный объект: засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место белокаменную плиту. ВЕРСИЯ ХРАНИТЕЛЯ: О поисках Стелецкого бывший главный хранитель музея «Коломенское» В.Суздалев говорил, что археолог искал библиотеку сначала в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора П.Барановского, который обращался к властям с требованием запретить Стеллецкому портить памятник. Что касается подземных пустот в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели «лешего») сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви. ПЛОХОЕ ЧИСЛО: Если пересчитать ступеньки на каменной лестнице к ложу оврага — их шестьдесят шесть. А дальше, по направлению к Москве-реке — еще восемнадцать, то есть три раза по шесть. Обустраивая сады-огороды, здешние крестьяне на месте ступенек не раз натыкались на человеческие кости и прозвали это место “чертовым городком”. ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПЛЕМЯ: Археологи установили: именно на холме близ Голосового оврага поселились первые жители столицы — угро-финское племя меря. По одной из версий “мерины” всех чужеземцев приносили в жертву своим богам, и найденные кости — следы ритуальных жертвоприношений. Впоследствии древние “москвичи” и сами исчезли бесследно всем племенем — в начале VIII века нашей эры, за 300 лет до официального основания Москвы, их культура уже не фиксируется археологами. В летописях и в преданиях эти три века тоже никак не отображены. РУЧЕЙ: Температура ручья Голосового оврага круглый год +4, что соответствует температуре воды с наибольшей плотностью и живительной силой. Зимой она не замерзает даже в самые морозные ночи, чему никто не может найти объяснения. ВРАТА В ПОДЗЕМНЫЙ МИР: В 1995-96 гг. ученые из Института общей физики провели здесь замеры электромагнитных полей. Москва стоит на Русской платформе, очень прочном геологическом образовании, но у каждой платформы есть свои разломы. Один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Здесь обнаружены и следы древней вулканической деятельности. Через разлом выходят мощные излучения, а расположение с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи валунов – более чем в 27 раз. Замечено, что иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага. НЕВИДИМАЯ СИЛА: При замере электромагнитных полей один из ученых был резко поднят неизвестной силой в воздух на высоту 2,5 метров и брошен на отвесный склон оврага. Кстати, именно такого роста были таинственные волосатые существа. Сам магнитометр вышел из строя, а измеритель лептонных полей зафиксировал кратковременное наличие “критической массы”, влияющей на сознание людей. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Добираться сюда лучше бывшими яблоневыми «садами и огородами», не от центрального входа в музей-усадьбу, со стороны метро Коломенское и кинотеатра «Орбита», а от метро – «Каширская».
|