храм в селе рождественно
Храм в селе рождественно
© Исторический очерк взят из книги С.Ю. Мамаева «Село Рождествено. История в очерках»
Материал проиллюстрирован фотографиями из архива храма Рождества Христова
Храм Рождества Христова в селе Рождествено с приделами Иоанна Предтечи и первоверховных апостолов Петра и Павла до недавнего времени представлял собой печальное зрелище. Обезглавленный, стоял он не один десяток лет, зияя пустотой выбитых окон. Долгие годы здесь хранились сельхозудобрения, когда склад «выселили», здание осталось беспризорным. По ночам за разрушенной церковной оградой жгли костры, рычали мотоциклетные моторы, на все село гремела музыка.
Мало кто тогда вспоминал историю храма, построенного в двадцатых годах XIX века. Имена храмоздателей и служивших в нем священников, духовно окормлявших жителей села Рождествено и окрестных деревень, тоже, казалось, канули в лету. Но Богу было угодно, чтобы храм Рождества Христова поднялся из руин, чтобы, как встарь, сиял над церковным куполом крест, Благовест созывал прихожан на богослужение и шли в церковь люди.
В 2011 году исполнилось 200 лет с начала строительства церкви Рождества Христова графом Иваном Павловичем Кутайсовым. Постепенно с Божьей помощью храм обретает свою былую красоту не только снаружи, но и внутри. По воскресным и праздничным дням звонят колокола на Божественной литургии, священники и прихожане поминают имена Ивана и Анны Кутайсовых, их сына убиенного Александра, молясь об упокоении их душ и о спасении своих.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено)
Группа для прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы и всех желающих.
При храме действует воскресная школа, освященная в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2003 года Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
При храме действует библиотека православной литературы.
В состав прихода входит недавно отреставрированный снаружи храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа (на Новом кладбище), освященный в 1785 году, который является памятником архитектуры федерального значения.
Также к приходу приписана часовня св. мучеников и безсребренников Косьмы и Дамиана в деревне Выра, первоначально построенная в 1892 году на пожертвования крестьян в память спасения семьи императора Александра III (при крушении поезда в 1888 году). В 1946-47 годах часовня была разобрана богоборческими властями. Восстановлена в 1987 году архитектором А.А.Сёмочкиным. Ежегодно в дни празднования св. мучеников и безсребренников Косьмы и Дамиана 1/14 июля и 1/14 ноября в часовне совершается водосвятный молебен и крестный ход, а также служится панихида.
Также ежегодно в день празднования Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 24 июня\7 июля совершается крестный ход и освящение пещерного источника, который находится рядом с местом, где стояла церковь св. Николая Чудотворца, построенная в XV веке и, по легенде, ушедшая под землю в годы шведской оккупации в XVI веке.
24 июля 2016 года на реке Грязне Епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном была освящена часовня во имя иконы Божией Матери “Живоносный Источник” и расположенная прямо под часовней купальня.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы Божественная Литургия совершается по субботам, воскресеньям и праздничным дням в 10-00. По воскресным дням в 7-45 служится ранняя Литургия.
При наличии утреннего богослужения храм открыт с 8-00 (в воскресенье с 7-00).
Начало всенощного бдения в 17-00.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/135133/
Показ «Вестника Духовно-просветительского центра» Сестрорецка состоится 7 ноября на ТК «Залив ТВ». Репортаж также будет показан на телеканале «Союз». Он приурочен к роковой дате Октябрьской революции в истории России.
В программу включен репортаж о посещении митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием храма Тихвинской иконы Божией Матери и совершении правящим архиереем Всенощного бдения.
Показать полностью.
Казачья община подарила владыке икону Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкую).https://www.sestroretsk.com/main/95171/
Образ, родившийся на берегах Разлива, выражает молитвенное воздыхание к Царице Небесной о разрушении коммунистических капищ, победе над идолопоклонничеством и искоренении классовой непримиримости.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
«X век. Святая равноапостольная княгиня Ольга». (Н.Н. Лисовой. Из книги «Христианство: Век за веком. Очерки по истории христианской Церкви»).
«Старинное предание рассказывает, что славяне, устав от внутренних раздоров, решили призвать на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика. После смерти первого русского князя престол перешёл к его сыну Игорю.
Показать полностью.
Однажды молодой князь Игорь охотился на берегу реки Великой, и ему понадобилось переправиться через реку. Увидев лодку, он окликнул лодочника и приказал ему перевезти себя на другой берег. Не сразу князь заметил, что гребцом была девушка небесной красоты. Эта короткая встреча произвела на Игоря сильное впечатление, и потом, когда ему пришло время жениться, он вспомнил о ней.
Кто же была эта девушка, так поразившая молодого князя? Предание говорит, что это была правнучка новгородского правителя Гостомысла – будущая равноапостольная княгиня Ольга. Существует несколько версий о месте рождения Ольги, но большинство из них указывают на Псков или его окрестности.
Сыну Ольги и Игоря, Святославу, не исполнилось и 10 лет, когда был убит его отец. За него русской землёй стала управлять Ольга. Она объезжала все русские земли, наводила порядок, судила мудро и справедливо, чем приобрела себе славу и уважение.
Ольга была язычница, но имя христианского Бога уже славилось в Киеве. Среди киевлян в то время было много христиан. Известен храм пророка Божия Илии, построенный ещё при князе Игоре, в дружине которого были христиане. Она могла видеть торжественность обрядов христианства, могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарённой необыкновенным умом, почувствовать правду евангельского учения. Результатом этого было желание Ольги стать христианкой.
Древнее предание говорит, что для этого она отправилась в Константинополь. Русскую княгиню в Византии встретили с честью и торжественно. Таинство Крещения над ней совершил сам Константинопольский Патриарх, а крёстным отцом стал император. Ольга получила в Крещении имя в честь царицы Елены, матери императора Константина Великого. После совершения Таинства Патриарх обратился к русской княгине со словами: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». Вместе с княгиней крестились и многие из её свиты.
Вернувшись в Киев, Ольга начала строить храмы. Ею были построены церкви в Киеве, в Витебске и в Пскове. Но, заботясь о распространении христианства на Руси, Ольга так и не смогла обратить своего сына Святослава к истинной вере. Напрасно она говорила ему о том мире и радости, которым наслаждалась её душа с того времени, как она приняла Святое Крещение. Святослав отвечал ей так: «Могу ли принять новый закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Он был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества. Утешалась Ольга лишь тем, что сын её не запрещал другим принимать христианскую веру.
Когда при князе Владимире, Ольгином внуке, встал вопрос: какую принять веру, то люди вспомнили княгиню Ольгу и говорили: «Если бы не добра была греческая вера, то мудрая Ольга не приняла бы её».
Великая княгиня Ольга вошла в историю не только как первая русская святая. Ее называют созидательницей государственной жизни и культуры русского народа».
Храм в селе рождественно
Церковь в государеве селе
Первые сведения о Рождественской церкви находятся в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1628 год: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1646 году при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов, всего 146 человек.
Постройка новой церкви
Как уже говорилось, в конце XVIII века село Рождествено было пожаловано любимцу императора Павла I графу Ивану Павловичу Кутайсову. Старая деревянная церковь к этому времени настолько обветшала, что в 1810 году Иван Павлович подал прошение о постройке на ее месте новой церкви. Разрешение на постройку было получено 31 декабря того же года. Из даты окончания строительства, приводимой клировыми ведомостями – 1823 год – можно заключить, что строительство затянулось на 12 лет. Построенную церковь освятили в честь Рождества Христова с приделами Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святых апостолов Петра и Павла.
Фасады храма были рустованы и расчленены филенками [9], в которые вписаны оконные проемы. По сравнению с храмом, архитектура примыкающей к нему стройной, с цилиндрическим ярусом звона и завершенной куполом с высоким шпилем, колокольни, интереснее. Привлекают внимание в ее контуре пилястры [10] с непомерно большими капителями [11] почти детского рисунка.
Некоторая несогласованность внешних форм храма искупалась великолепным ампирным иконостасом. Сочетание обычного белого с золотом прекрасно гармонировало с темными вставками живописных образов. Из церковных предметов, пожалуй, ничто не заслуживало особого внимания, за исключением иконы Петра и Павла с белой эмалевой табличкой с надписью: «Благословлены императором Павлом Петровичем граф Иван Павлович и графина Анна Петровна Кутайсовы 1781 год февраль 5-го дня».
В правом приделе храма впоследствии и были захоронены супруги Кутайсовы. Гробница Ивана Павловича представляла собой высокий продолговатый гранитный четырехугольник на постаменте, украшенный на поперечных сторонах: с одной – прекрасно выполненным бронзовым гербом в овале с девизом, с другой – барельефной головой Христа в терновом венце. Погребение Анны Петровны было менее торжественно: сама гробница отсутствовала, доска с накладной надписью находилась на уровне пола. У стены же было приделано мраморное надгробье с крестом.
От господского дома Кутайсовых до церкви тянулся проспект – прямая липовая аллея, от оврага переходящая в улицу. Эта улица была застроена в начале XX века и получила название Советская, но старожилы называли ее «пришпектом» на манер Санкт-Петербурга. Через овраг существовал каменный мост. В праздники в церковь по проспекту из имения ехали зимой на расписных возочках, а летом на легких тележках господа, а за ними пешком шла обслуга.
В конце XIX века имение Рождествено с деревнями досталось Александре Александровне Толстой, урожденной княжне Голицыной, дочери предыдущих владельцев. Александра Александровна вышла замуж за генерал-майора свиты Иллариона Николаевича Толстого, правнука фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Последней владелицей усадьбы перед революцией была их дочь, Надежда Илларионовна Толстая, в замужестве Танеева, с детьми – Анной и Сергеем. Анна Сергеевна Танеева, в замужестве Вырубова, – фрейлина последней императрицы Александры Федоровны.
В 1869 году в доме священника была организована земская начальная школа, позже ставшая церковно-приходской. Попечителем школы был владелец усадьбы граф Илларион Николаевич Толстой, а учительствовали в школе члены семьи местного священника Василия Стогова.
По словам Григория Ивановича Шарова, в начале XX века из Рождественской церкви таинственным образом пропала икона Грузинской Богоматери. Нашли ее спустя несколько дней в «калистовском» овраге чуть выше нынешнего пруда дома отдыха «Снегири». В этом овраге всегда текла чистая вода, там же висел черпачок, которым можно было зачерпнуть ключевой водицы и утолить жажду. Там из-под бугра со стороны «свиного» болота било множество ключей.
Найденную икону вернули в церковь, но через какое-то время она снова оказалась в этом овраге около построенного в тех местах колодца. И тогда было принято решение построить на этом месте часовню в честь Грузинской Богоматери. Кирпичную часовню возвели в 1904 году и поместили в нее ту самую икону Грузинской Богоматери.
Старожилы вспоминали, что санитарно-эпидемиологическая станция однажды брала для анализа воду в этом колодце и постановила, что вкусовые качества этой воды плохие и она малопригодна для питья, но люди нашли ей другое применение. Во время больших церковных праздников ходили к часовне крестным ходом не только приложиться к иконе, но и за исцелением. Умывались водой из колодца, прикладывали намоченные в воде платки и тряпки к больным местам. И, как бы в жертву за исцеление, оставляли разные вещицы около часовни и колодца.
Но вернемся к храму рождества Христова. Ограду вокруг церкви строили в 1905 году, и она до Великой Отечественной войны оставалась нетронутой. После оккупации села многие жители остались без жилья, жили в мазанках [15] и землянках, а когда строили себе заново дома, некоторые на постройку печей брали кирпич от церковной ограды. До революции приходу храма принадлежал фруктовый сад, находящийся с восточной стороны церкви. При советской власти он отошел колхозу, а в 1940 году полностью вымерз. Позже это место было отдано под гаражи.
В 1929 году в сторожке Рождественской церкви проживали несколько монахинь, прислуживавших в храме. Это были сестры закрытого в 1928 году Аносинского монастыря. В публикации с характерным для того времени названием «Монашенки сагитировали» говорится, что следует отобрать у монахинь сторожку, якобы необходимую для «общественной работы».
Храм закрыли в 1938 году. Сын Василия Стогова Александр, предпоследний настоятель храма Рождества Христова, был сослан в 1932 году в Новосибирск, и после возвращения в село уже не священствовал. Последним настоятелем храма был Сергей Иванович Беляев. Его незаконно арестовали в декабре 1937 года. После этого церковь была закрыта.
Президиум посчитал, что указанные свидетелями факты являлись обывательскими разговорами, а в ходе предварительного следствия были грубо нарушены нормы УПК: обвиняемого с материалами дела не знакомили, обвинительное заключение прокурором не утверждалось. Расследовавшие дело бывшие сотрудники НКВД были привлечены к уголовной ответственности за фальсификацию.
Наши войска вели артобстрел Рождествена из деревни Лешково – досталось тогда и церкви, где немцы на крыше установили пулемет и миномет. Деревянные перекрытия под железом на крыше после артобстрела почти все выгорели. Уходя из Рождествена, немцы оставили на колокольне пулеметчика для прикрытия отходящих частей.
После оккупации храм остался цел, о днако позже в церковном сарае стали хранить зерно, а в самом храме – аммиачную селитру, которая и дала толчок к его разрушению. Крыша на церкви текла, удобрения впитывались в стены. Силами рабочих совхоза крышу не раз латали рубероидом, но это мало помогало. Для проезда внутрь тракторов были пробиты большие проемы вместо глухих окон на северной части западного фасада и на южной части восточного фасада.
В 1997 году началось возрождение заброшенной церкви Рождества Христова. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположен священник Александр Елатомцев, являющийся настоятелем храма по сей день. Храм был передан общине верующих и реставрировался под руководством архитекторов Марины Юрьевны Горячевой, а затем Владимира Яковлевича Кузнецова.
Почти 60 лет храм находился в запустении и к началу последнего десятилетия XX века представлял собой очень печальное зрелище. По ночам за разрушенной церковной оградой жгли костры, распивали спиртные напитки, рыча мотоциклетными моторами и гремя музыкой.
На южном фасаде первого яруса колокольни имелся значительный пролом в стене. На восточной стене над дверным проемом был расположен киот для иконы, перекрытый сверху двумя белокаменными блоками. В северной части колокольни на восточной стене сохранились следы примыкавшей в этом месте, видимо, деревянной лестницы. При внимательном рассмотрении свода первого яруса колокольни были видно, что в центре свода остались небольшие фрагменты росписи сюжета «Всевидящее око».
При осмотре восточной стены второго яруса колокольни была обнаружена заложенная кирпичом дверь, ведущая в подкровельное пространство над храмовой частью. Дверная четверть была не аккуратно выложена, а растесана, что говорит о том, что эта дверь делалась изначально, а потом была заложена. Видимо, она была задумана как выход на небольшой балкон, предназначенный для графской семьи.
От дубовой двери на северном фасаде частично сохранилось восточное полотно, а на нем детали от замка и щеколды. С внутренней стороны по периметру полотна были обнаружены маленькие обивочные гвоздики с остатками сукна. Аналогичная дверь на южном фасаде сохранилась значительно лучше. При визуальном ее осмотре и обмерах было обнаружено, что в более позднее время в центральной части ее был вырезан проем для входной однопольной дверцы, о чем свидетельствовали сохранившиеся навесные петли.
Интерьер храмовой части сохранился значительно хуже, чем фасады. Штукатурка в нижней части стен была утрачена полностью, стены имели значительные утраты лицевой поверхности кирпича, сильно разрушены подоконные части и разбита кладка в нижней части опорных столбов.
На северной стене северо-восточной части алтаря была обнаружена сохранившаяся растесанная штраба [16] от примыкавшей в этом месте к стене, видимо, печной трубы. Штраба проходит по всей высоте стены слева от оконного проема. На архивных фотографиях печная труба как раз видна над северо-восточной частью храма.
В паспорте на церковь Рождества Христова, который составлен в 1975 году и хранится в Производственном бюро по охране и реставрации памятников истории и культуры Московской области, описана частично сохранившаяся в скуфье купола композиция «Господь Саваоф». К моменту начала реставрации живопись была утрачена полностью.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено
Строительством храма руководил синодальный архитектор Иван Иудович Буланов. Храм построен в византийском стиле.
В сентябре 1883 года вновь построенная церковь была освящена. Отделочные работы велись вплоть до 1886 года.
Церковь имеет трехъярусный иконостас. Центральный престол и жертвенник изготовлены из знаменитого каррарского мрамора.
К сожалению, внутрь мы не попали, так как храм был закрыт.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы – три престола:
главный – Рождества Пресвятой Богородицы – по углам с колоннами, выполнен из белого мрамора
южный придел – в честь святого князя Александра Невского
северный придел – в честь Николая Чудотворца
С момента строительства храм действовал до 1936 года. В 1937 год храм был закрыт, священник, дьякон, псаломщик и их семьи были расстреляны. Во времена немецкой оккупации в 1941 году, по просьбе местных жителей немцы, стоявшие в селе Рождествено, разрешили открыть храм и освободили из концлагеря священника отца Сергия из города Пушкина. С этого времени в церкви начали вестись богослужения и церковно-приходская жизнь здесь уже не прекращалась.
В 1988 г. к 1000-летнему юбилею Крещения Руси в Рождественском храме прошел капитальный ремонт. А к празднованию 500-летнего юбилея села Рождествено на церкви были установлены новые кресты.
На территории храма находится несколько других захоронений:
полковника Александра Григорьевича Вансовича
Находясь рядом с храмом кажется что попал в прошлые столетия. Кажется что время здесь остановилось.
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено) — небольшая каменная церковь перестроенная из здания бывшей приходской школы.
Содержание
История [ править ]
Первое упоминание о храме Рождества Христова в селе Рождественском относится к 1548 году как вотчине Савватиево-Сретенского мужского монастыря. Более поздние упоминания о нем относятся к 1615, 1627, 1693 годам, когда в селе стояло два деревянных храма Рождества Христова и святого благоверного князя Михаила Черниговского. В 1717 году уже числился один храм Рождества Христова с приделом в честь Михаила Черниговского. В 1803 году начато и к 1811 году завершено строительство каменного храма, к которому в 1820 году пристроена колокольня. Службы в храме прекратились 7 ноября 1937 года.
В 1992 г приход возродился и приспособил под храм здание бывших школьных мастерских.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 171505, Тверская область, Калининский район, село Рождествено
Как добраться: проезд по шоссе Тверь — Ильинское (Кимры)
Фото [ править ]
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)