храм в селе савино тульской области
Казанская икона Божией Матери
22 октября 1612 года православное воинство вошло в московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе. Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с этой Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они воочию убедились. Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани первообраза. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П.Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936 м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы (после осквернения Храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами) храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала. Но и он к концу 1930 х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись где то в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, однако это не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря (ВХНРЦ). И не умолкают перед ним слова народной молитвы…
Несомненно промыслительной стала судьба петербургского чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Он появился в северной столице в 1710 х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730 х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшею и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте, а к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской – в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы Кутузову и Барклаю.
Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше, «Дом Пресвятой Богородицы». Никогда не умолкает в нем тропарь Казанской иконе: Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8-го июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем. Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу — приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная Божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя? » – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся» чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, — встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте». Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я, пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу — в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится Божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, Узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным Ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает Повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.
Каплуновская-Казанская икона
Нижнеломовская-Казанская икона
Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.
Карповская-Казанская икона
Эта икона находится в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.
Каташинская-Казанская икона
Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.
Вознесенская-Казанская икона
Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19-го июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.
Павловская-Казанская икона
Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и — совершенно выздоровел.
Иркутская-Казанская икона
Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освященияпосевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.
Каргопольская-Казанская икона
Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.
Ярославская-Казанская икона
Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2-го июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.
Казанская, находящаяся в московском Симоновом Монастыре
Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.
Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни
Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.
Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре
Так названа обитель по иконе, а икона — по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время полтавской битвы подарил землю с лесом — бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.
Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе
Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6-го декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.
Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе
Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.
Казанская, находящаяся в городе Вязниках
Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.
Казанская, находящаяся в Суздале
Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.
Автором службы в честь Казанского образа считается святитель Патриарх Ермоген
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, и же в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
О храме
Приход
Население прихода с. Савинское Алексинского уезда Тульской губернии в конце XVIII века составляли крестьяне села Савинское и деревень Мышенки и Мало-Малахово, в числе 282-х душ мужского пола и 303-х – женского пола. Наличный состав притча Свято-Казанского храма – священник и псаломщик. В его пользе – церковная земля в количестве 36 десятин, из которых 3 десятины – усадебная. В приходе села Савинское, в деревне Мало-Малахово, имелась земская школа. К приходу села Савинское приписан приход села Тулеино.
В клировых ведомостях Алексинского уезда Тульской губернии за 1838, 1861 и 1916 годы имеются записи о священнослужителях Свято-Казанского храма.
Заштатный священник Петр Евграфов, 68-ми лет, который жил в селе Любиж Каширского уезда.
Василий Иванович Ясенецкий, 54-х лет, сын пономаря, окончил Тульскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда 23 июля 1829 год… Продолжение »
Об «упрямой» иконе, храбром монахе и чудесах святой Параскевы
Есть в российской глубинке храмы, отмеченные особым благоволением Божиим, где молитва со дня основания никогда не прекращалась, а благодать проявляется с особой силой. Таков храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Савино Екатеринбургской епархии.
История этой церкви началась с того, что по реке к деревне приплыла икона святой Параскевы и остановилась в небольшой заводи. Как говорит предание, это произошло во второй половине XIX века, когда здесь ни храма, ни часовни, ни поклонного креста не было.
Из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года узнаем, что село было основано выходцами из центральных губерний раскольниками братьями Ощепковыми, один из которых основал деревню Савино, а другой – Тупицинскую: «Первые поселенцы были раскольники-беглопоповцы, посему и потомству своему оставили в наследство те же воззрения; но с открытием единоверческого прихода в селе Казаковском Шадринского уезда многие приняли единоверие, другие перешли в Православие, приписавшись к Савинскому приходу. Единоверцы же, за отдаленность единоверческого прихода, не стали посещать храм и исполнять христианских обязанностей, а начали придерживаться раскола – то беглопоповщины, то стариковщины. Численность ни тех, ни других неизвестна. Численность же всего прихода простирается до 815 душ мужеского пола и 961 душ женского пола. Жители прихода все русские, крестьяне, занимающиеся земледелием, скотоводством и смолокурением».
Чудесным образом икона святой Параскевы вновь оказалась в Савино на берегу реки, на том же самом месте, где ее нашли
В эту историю можно верить или не верить, но факты таковы, что с того самого времени молитва здесь не прекращалась ни на один день, и даже в самые суровые годы богоборчества храм никогда не закрывался. Православные уверены, что церковь хранит небесная покровительница края – великомученица Параскева, поклониться которой верующие едут со всех уголков Урала и Сибири.
Мы выехали с группой паломников из храма 40 Севастийских мучеников в Камышлове. Нас набралось полный автобус, некоторые отправились с детьми. Моя соседка Ирина с грудной Елизаветой, несмотря на раннее утро, улыбаются. Гляжу на светлое радостное личико лопочущей малышки, и в душе рождается чувство, словно ты как в детстве по дороге на Новогоднюю елку: хочется говорить только хорошее и улыбаться без причины.
После молитвы на дорогу одна из прихожанок вдруг вспомнила, что оставила дома включенной плиту. Она готовилась к этой поездке, собиралась сегодня причащаться, а сейчас чуть не плачет. Матушки переглядываются: «Беги!» Спустя пять минут одна тетушка громко произносит, глядя куда-то в сторону: «Не надо никого ждать! Мы и так опаздываем!» Куда опаздываем, почему опаздываем – непонятно. Отец Олег спокойно покачал головой: «Нужно подождать!» Тетушка не сдается: «Батюшка, звоните, может она не поедет…».
Забывчивая домохозяйка задержала автобус ровно на одиннадцать минут. Опоздай еще на пару секунд – ей устроили бы инквизицию. Я тихо спрашиваю: «Что с плитой?» Она отводит глаза и хлопает себя по лбу. Конечно, плита была выключена и всё было в порядке. Духовное путешествие к святыне началось.
Автобус весело тарахтел, за окном начинался рассвет, а колеса отмеривали километры. Но радость путешествия была недолгой. Километров через десять у старенького «Пазика» вскипел двигатель, и мы съехали на обочину. У нашего автобуса перетерся шланг, и весь тосол вылился на дорогу. У водителя из инструментов – только пара разводных ключей и улыбка. Отец Олег с шофером идут смотреть двигатель. А чего его смотреть? Его ремонтировать надо. Опаздывающая тетушка сразу нашлась и предложила всем отправиться пешком. Идти всего ничего – километров 20 по замерзшему шоссе на промозглом ветру с грудными детьми, колясками и бабушками с палочками. Все мои разумные доводы разбиваются о ее презрительно-снисходительный взгляд. Вам надо – вы и сидите! Сидите, молитесь, а мы на праздник пойдем! Бравый вид непреклонной паломницы, случайно узнавшей от соседки о поездке, соблазняет пару старушек побойчее, и они с песнями и бутылками для воды из святого источника исчезают в придорожных сумерках.
Но духовное путешествие для того и духовное, чтобы всё разрешилось простым изящным способом. В водительской аптечке нашелся моток лейкопластыря, шланг замотали, и как ни в чем не бывало мы поехали дальше. Метров через 300 подбираем бравых паломниц, которые наперебой сожалели, что никто не решился с ними пойти встречать рассвет. Наш настоятель и отец шестерых детей знает, как вернуть полезную энергию в мирное русло, и спокойно говорит:
– А теперь давайте почитаем акафист святой великомученице Параскеве!
В Савино возле белоснежного храма вся улица заставлена машинами и автобусами со всего региона. Народу много, но теснота не давит. Все улыбаются и стараются быть друг с другом вежливыми, особенно с теми, кто прибыл на праздник с детьми. А таких здесь очень много. Большинство в храме готовились к Причастию. Служба идет торжественно и величаво, а когда из алтаря выносят Чашу, народ падает на колени не только в храме, но и на улице.
После Литургии все отправились крестным ходом к святому источнику великомученицы Параскевы – он возле того самого места, где когда-то была обретена икона. Источник славится многими чудесами и исцелениями, о которых долгие годы ведутся записи в специальные тетрадки. Сколько же эти старые пухлые тетради хранят простого настоящего человеческого счастья жизни с Богом, когда всё невозможное становится возможным, всё сломанное исправляется, а нехорошее заканчивается хорошо.
Вот некоторые из них:
«Сегодня годовщина моей свадьбы. В декабре 2009 года мы приехали с паломнической поездкой от храма Всех святых г. Тюмени. Я читала акафист святой Параскеве 40 дней, когда мне и повстречался мой суженый. Приехали поблагодарить и окрестить дочку. Спаси Господи! Светлана и Павел»;
“По молитвам святой Параскевы после 14 лет бездетства у нас родился малыш”
«Мы прихожане г. Талицы: Вячеслав, Фотиния, Фотиния и Мария. По молитвам святой Параскевы после 14 лет бездетства у нас родился малыш, которого мы окрестили в честь святителя Николая Мирликийского, а у наших друзей родилась девочка Екатерина! Просите – и дано будет вам! Слава Богу за всё!»;
«В июле 2010 года мы с мужем просили у святой Параскевы дать нам малыша, через 6 месяцев наша просьба была исполнена (до этого 10 лет не было детей). Вот сегодня приезжали крестить нашу Дарьюшку! Слава Богу! 17 августа 2012 (г. Екатеринбург)».
А потом я познакомился с чудесными матушками Зинаидой Васильевной и Любовью Васильевной. Они – родные сестры. Младшая в инвалидном кресле. Старшая почти ослепла. Застенчивые и улыбчивые. Чтобы так улыбаться, много им пришлось пережить за свою долгую жизнь. Когда молодая еще Зинаида и ее муж взяли четырехмесячную девочку из приюта, у Зинаиды врачи обнаружили рак. Вскоре и печень начала отказывать: стала Зинаида вся желтая. Ей сделали две операции, назначили третью… Облегчения не было, становилось только хуже. А она каждый день в храме молилась об исцелении Спасителю Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Илии-пророку и святой мученице Параскеве – не то чтобы врачам не доверяла, а просто верующей была. Их с сестрой родители так воспитали, чтобы всегда Богу молились и на Него только надеялись.
И молилась она больше не из-за себя, а из-за маленькой дочки Анюты: ей, Зинаиде, никак умирать было нельзя, иначе девочка окажется в детском доме, ведь муж один с малышкой не управится. И Господь ее услышал. Однажды ночью ее стало вдруг трясти, и вся грязь и камни из нее вышли. И стала Зинаида с того времени здорова.
– Прямо так и здоровы? – спрашиваю.
“Прямо так и здоровы?”– спрашиваю. Она смеется: “Когда у меня рак нашли, мне 27 было. А сейчас 65!”
– Когда у меня рак нашли, мне 27 было. А сейчас 65! А вот с глазами плохо. Слепну. Но еще Господь терпит за младшую сестру, которую в храм надо возить на каталке.
Здесь, в Савино, Зинаида была старостой прихода больше 30 лет. Каких только милостей от Христа не насмотрелась!
Например, ей очень хотелось благословиться у владыки. Такая у нее была странная мечта. Кому-то хочется денег мешок, кому-то жить безбедно, а она, поди-ж ты, у владыки благословиться возжелала! А не получалось.
– Владыка как приедет в деревню, к нему сразу народ, не подступишься. А я никогда вперед людей не лезу – не так воспитана. Да и дел столько, что всегда опаздывала: за всем досмотри, порядок обеспечь, а еще и накормить всех гостей надо. Однажды на престольный все пошли на крестный ход, а я, как обычно, осталась храм караулить. Прибралась, лампадки маслом заправила и пошла на улицу на лавочку передохнуть. С неба мелкий дождь сыплет. Радуга на полнеба. Сижу грустная, усталая, глаза в землю. Слышу: кто-то подошел. Голову поднимаю – напротив стоит владыка Викентий и с улыбкой на меня смотрит. «Давай, – говорит, – матушка, тебя благословлю!»
А потом две женщины из местных прибежали и стали хвалиться владыке, как всё хорошо да славно здесь, в Савино. А она возьми да и возмутись: как же, говорит, хорошо, когда монах Василий, который этот храм от разорения спас, на мирском кладбище лежит всеми забытый?! Владыка взял ее за локоток: «А ну, рассказывай, чего знаешь!» Как владыке отказать? Она и рассказала про монаха Василия из Далматовского монастыря, который в 1920-е годы сюда пришел и стал служить вместо заболевшего старенького настоятеля:
– А когда большевики решили храм закрыть, он просто запирался внутри и никого не пускал. Они снаружи стучат, бегают, ругаются, а он знай молится да поклоны земные кладет. Те с ним и по-хорошему разговаривали, и грозились, а он уперся – и ни в какую: «Не отдам храм, и всё тут!» Несознательный элемент, одним словом.
Отец Василий вышел на середину храма. “Делай, что задумал!” Начальник топором-то замахнулся, а опустить руку не может
Начальник местной пожарной части Косых, как узнал, что ни милиция, ни комсомольцы с одним темным монахом справиться не могут, распсиховался так, что в кабинете со стола все бумаги раскидал. Затем схватил топор и побежал монаха Василия убивать. А в храме как раз служба шла. Отец Василий, как увидел начальника с топором, всё сразу понял, перекрестился, икону Спасителя поцеловал и вышел со скрещенными руками на середину храма. «Делай, – говорит, – что задумал!» Начальник топором-то замахнулся, а опустить руку не может. Не дает что-то. Он затрясся, побледнел как мел, ругаться не может, шипит, глаза вытаращил. Так с поднятой рукой с топором и бросился наутек. А ночью ни с того ни с сего помер. Все собаки потом в округе выли, спать никому не давали. И после этого власти храм так и не закрыли. Хотя много раз собирались.
За разговором подошла еще одна матушка – Раиса Дмитриевна. Она из Тарасково, подружка сестер. Вместе с сестрами с детства в храм ходит:
– Раньше, когда маленькой была, нас бабушка на Параскеву Пятницу за 30 верст водила. Мне тогда шесть лет было, а я помню. Бабушка еды в лукошко наложит, внучат соберет и айда на службу! Идем – песни Пресвятой Богородице поем. Устанем – под березкой отдохнем и снова в путь. После службы здесь, в храме, на полу и спали. А в Тарасково храм пророка Илии взорвали. Как ГЭС строить начали, так и взорвали. На дне он сейчас. Только одну храмовую икону Илии-пророка успели тогда спасти. Она сейчас здесь, в Савино.
Очень хотят в деревне Тарасково новый храм построить вместо взорванного. Да денег у сельчан нет
Возле этой иконы я молитвенниц и сфотографировал. Они очень хотят у себя в деревне новый храм построить вместо взорванного. Денег у них нет. Спонсоров и благотворителей тоже. Одна молитва есть. А в деревне им комнату молельную выделили. Зинаида Васильевна староста. По понедельникам туда священник приезжает, молебен служит. Так и живут.
После крестного хода столы вокруг храма накрыли – и начался пир. А у нас арендованный автобус и водитель, нетерпеливо поглядывающий на часы. Радостно, конечно, и празднично на душе, только кушать всё равно хочется! Я глянул в погрустневшие лица паломниц и пошел в трапезную. А что, дорогие матушки, делают у вас с непутевыми паломниками, которые не могут на праздничный обед остаться? Матушки смеются: «Дают пирогов на дорогу!» И наложили мне целый пакет с горкой выпечки. А алтарник завел меня в храм, чтобы дать мешок праздничных просфор.
И вот мы едем домой, поем песни и вкуснющие пироги жуем. Все вокруг улыбаются, а тетушка, что собиралась пешком идти, просто светится от радости как именинница!