храм в селинском клинского района
Контакты
Адрес: Россия, Московская область, Клинский район, село Селинское, храм Преображения Господня.
Настоятель храма: иерей Виталий Торопцев +7(963)772-9357.
Как добраться до нашего храма:
Проезд автобусами № 23, 50.
Проезд автомобилем: по Волоколамскому шоссе, из Клина в сторону Высоковска, поворот на Селинское. От поворота — около 1 км прямо.
Фото: Павла Васильева (апрель 2020)
Заказать требы в нашем храме
В нашем храме вы можете заказать любые требы: венчание; крестины ребенка. …Читать далее…
История, святые и святыни нашего храма
Первое известное письменное упоминание о церкви в селе Селинском относится к 1624 году: «Село Селинское на реке на Липне, а в ней церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего, да придел Великого Чудотворца Николая, деревянна, клецки. А в церкви Божия милосердия образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола. …Читать далее…
Мы в Инстаграм
Заходите на нашу страничку в Инстаграм, там мы публикуем для вас: расписание богослужений, красивые фото нашего храма и богослужений, полезные заметки о вере, праздниках и святых, цитаты мудрых людей, поучительные притчи. @preobrazhenskiy_hram
Преображенский храм с. Селинское
Официальный приходской сайт
Преображенский храм с. Селинское
Престольный праздник: Преображения Господня (19 августа).
Настоятель храма — священник Виталий Николаевич Торопцев, 1972.
Как добраться
Проезд маршр. такси или автобусами № 23, 50.
Проезд автомобилем: по дороге на Высоковск приблизительно 6–7 км от Клина до левого поворота на Селинское. От поворота около 1 км..
Общая информация
В Селинском сначала был деревянный Преображенский храм с Никольским приделом. В 1825 г. прихожане этой церкви со своим священником Иоакимом Петровым обратились за разрешением на строительство нового каменного храма. Главными благотворительницами строительства были Мария Дмитриевна Маслова и Александра Степановна Мордвинова. Они погребены у алтаря главного храма. Но денег на строительство каменного храма не хватило. И тогда, по преданию, прихожане обратились за помощью к святителю Филарету. Владыка, не имея возможности выделить необходимую сумму денег, распорядился отделить из сокровищницы Успенского собора Московского Кремля частицу Ризы Господней, которую и вручил просителям. Частица Святой Ризы была помещена в небольшой серебряный ковчежец, вставленный в специально для этого написанную икону; и с этой святыней храмоздатели, обходя города и веси, собирали пожертвования на строительство храма. Сохранились чертежи храма, построек и даже иконостасов. Когда заложили каменную церковь, к ней был пристроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В нем находится чтимая Казанская икона Божией Матери старого письма. В 1837 г. церковь освятили в честь Преображения Господня, с двумя приделами — в честь иконы Казанской Богоматери и во имя святителя Николая. В 1903 г. были расписаны стены храма и устроены иконостасы. В Преображенской церкви в иконостасе находится сень с редкой иконой «О прикосновении к Ризе». Также особо почитается образ святителя Петра Московского с частицей мощей. Здание церкви кирпичное, оштукатуренное, на белокаменном цоколе, с белеными архитектурными деталями. С 1921 г. настоятелем Преображенской церкви села Селинское был назначен священник Алексий Воробьев, расстрелянный в 1937 г. Храм не закрывался. При нем организована церковноприходская школа для взрослых.
Преображенский храм (Селинское)
Содержание
История [ править ]
В Селинском сначала был деревянный Преображенский храм с Никольским приделом. В 1825 г. прихожане этой церкви со своим священником Иоакимом Петровым обратились за разрешением на строительство нового каменного храма. Главными благотворительницами строительства были Мария Дмитриевна Маслова и Александра Степановна Мордвинова. Они погребены у алтаря главного храма. Но денег на строительство каменного храма не хватило. И тогда, по преданию, прихожане обратились за помощью к святителю Филарету. Владыка, не имея возможности выделить необходимую сумму денег, распорядился отделить из сокровищницы Успенского собора Московского Кремля частицу Ризы Господней, которую и вручил просителям. Частица Святой Ризы была помещена в небольшой серебряный ковчежец, вставленный в специально для этого написанную икону; и с этой святыней храмоздатели, обходя города и веси, собирали пожертвования на строительство храма.
Сохранились чертежи храма, построек и даже иконостасов. Когда заложили каменную церковь, к ней был пристроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В нем находится чтимая Казанская икона Божией Матери старого письма. В 1837 г. церковь освятили в честь Преображения Господня, с двумя приделами — в честь иконы Казанской Богоматери и во имя святителя Николая.
В 1903 г. были расписаны стены храма и устроены иконостасы. Здание церкви кирпичное, оштукатуренное, на белокаменном цоколе, с белеными архитектурными деталями.
С 1921 г. настоятелем Преображенской церкви села Селинское был назначен священник Алексий Воробьев, расстрелянный в 1937 г. (расстрелян 20 августа 1937 года на Бутовском полигоне).
Храм не закрывался.
Архитектура [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Клинский район, c. Селинское. Преображенский храм.
История, святые и святыни нашего храма
Первое известное письменное упоминание о церкви в селе Селинском относится к 1624 году: «Село Селинское на реке на Липне, а в ней церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего, да придел Великого Чудотворца Николая, деревянна, клецки. А в церкви Божия милосердия образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола. Церковное строение вотчинниково. Двор, поп Василий Афонасьев».
Документ 1646 года сообщает, что «за Лукой Григорьевым сыном Мартемьяновым в вотчине, что было за дедом его за дьяком за Герасимом Мартимьяновым село Селинское на речке на Липне, а внем церковь Преображения Господня деревянная, а у церкви двор, поп Уар». От Луки Григорьевича село перешло его детям — Федору и Михаилу. В 1705 и в 1723 годах в церкви служил священник Гавриил Яковлев. В 1769 году Селинским владел дворянин Александр Анисимович Маслов. Масловы — древний русский дворянский род, внесенный в VI часть родословной книги Московской и Тульской губерний. В XVIII-XIX веках представители этой фамилии имели владение в Подмосковье, в том числе в Клинской округе.
Храмозданная грамота от Митрополита Филарета Московского с архиерейской печатью
В 1825 г. прихожане этой церкви со своим священником Иоакимом Петровым обратились в Консисторию* за разрешением на строительство нового каменного храма. В сохранившейся доныне храмозданной грамоте, подписанной святителем Филаретом (Дроздовым), говорится, что новый храм будет строиться на средства прихожан. Основные средства были пожертвованы местными помещицами Марией Дмитриевной Масловой и Александрой Степановной Мордвиновой. Их могилы находятся у алтаря главного храма.
Однако денег на строительство большого каменного храма все же не хватило. И тогда, по преданию, прихожане обратились за помощью к святителю Филарету. Владыка, не имея возможности выделить необходимую сумму денег, распорядился отделить из сокровищницы Успенского собора Московского Кремля частицу Ризы Господней, которую и вручил просителям.
В 1837 г. строительство было завершено, и церковь освятили в честь Преображения Господня, с двумя приделами — в честь иконы Казанской Богоматери и во имя святителя Николая.
Святыня чудесным образом хранила Преображенский храм и в годы революции и в годы Великой Отечественной Войны; он не был осквернен, разрушен и никогда не закрывался.
24 ноября 1941 года
В Казанском приделе находится чтимая одноименная икона Божией Матери, выполненная в древнем иконописном стиле, по оценке реставраторов она относится к концу XVI — началу XVII в.
Древний образ Казанской Божией Матери в нашем храме
В 1883-1884 годах старые иконостасы в Преображенской церкви заменены новыми, сохранившимися до настоящего времени. Почти все иконы выполнены в удивительном академическом стиле, который получил широкое распространение в России с XVIII века и вызывал в кругу искусствоведов и иконописцев бурную полемику. Чтобы в иконе, написанной в академическом стиле, не преобладала чувственность и избыточная реалистичность, мастерство иконописца должно быть высочайшим. Иконы нашего храма без ложной скромности можно отнести к одним из лучших образцов академической школы иконописи.
Икона с частицей Ризы Господней
В иконостасе с левой стороны находится сень с редкой иконой, именуемой «О прикосновении к Ризе». На иконе изображено событие, которое описывает евангелист Матфей: «… Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф.9, 20-22).
Приходским праздником является праздник Положения Ризы Господней и отмечается 23 июля.
В нашем храме в центральном приделе справа располагается чтимый образ «Знамение» Пресвятой Богородицы. К нему прибегают с молитвой в трудных житейских обстоятельствах, а также при желании зачать ребёнка.
Икона «Знамение» в нашем храме
Также особо почитается образ святителя Петра Московского с частицей мощей.
Образ святителя Петра Митрополита Московского с частицей мощей в нашем храме
Икона священномученика Алексия Селинского в нашем храме
С 1921 по 1923 год настоятелем Преображенской церкви села Селинское был назначен протоиерей священномученик Алексий Воробьев. В 1937 г. отца Алексия арестовали, обвинив в антисоветской агитации и террористических настроениях. 19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к высшей мере наказания. На следующий день он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
Алексий Воробьев был посмертно реабилитирован и причислен к лику святых новомучеников. Память его — 20 августа.
Современный вид храма 2018 год
Автор фото: Павел Васильев (апрель 2020)
Предлагаем вашему вниманию фильм о священномученике Алексие (Воробьеве):
* — Консистория — в Русской православной церкви учреждение при епископе по управлению епархией
Из истории бывшей усадьбы Селинское
Описание бывшей усадьбы Селинское
Довоенный снимок односельчан
Усадьба Селинское была в имении Д.Н. Маслова центральной усадьбой. Ее архитектурный облик сложился в конце XVIII и начале XIX веков. Ансамбль состоял из главного деревянного двухэтажного дома и двух флигелей, конюшенного и скотного дворов, большого парка, состоящего из декоративных деревьев — липы, лиственницы, ели, сосны, а также небольшого пруда и церкви Спаса Преображения, построенной из красного кирпича в 1831 году в стиле классицизма.
Основная часть храма состоит из бесстолпного, увенчанного купольной ротондой четверика. К нему примыкает трапезная и трехъярусная колокольня. Вероятно, позднее появилась ограда на кирпичном фундаменте с решеткой из кованого железа. Рядом с церковью расположено сельское кладбище.
История Селинского связана со знаменитой усадьбой Демьяново, которой владели Мертваго. После женитьбы Д.Н. Маслова на Марии Дмитриевне Мертваго усадьба Селинское стала частью владений, принадлежащих семье сенатора Д.Б. Мертваго и его дочери Марии Дмитриевне, владевшей к этому времени многими деревнями в уезде.
Масловы — древний русский дворянский род. Этот род внесен в VI часть родословной книги Московской и Тульской губерний. В XVIII-XIX веках представители этой фамилии имели владение в Подмосковье, в том числе в Клинской округе.
Владелец Селинского Дмитрий Николаевич Маслов был хорош собой, знатен, прекрасно образован — окончил Царскосельский лицей по первому выпуску вместе с А.С.Пушкиным.
По окончании лицея Д.Н. Маслов был назначен на должность протоколиста канцелярии Государственного Совета, одновременно получив звание титулярного советника. Затем он служил письмоводителем Императорского человеколюбивого общества воспитания бедных детей (1819—1820 гг.). В то же время, с апреля 1824 года, он — советник Московской комиссии по сооружению Храма Христа Спасителя. И пошел Д.Н. Маслов в гору служебной карьеры, впоследствии получив чин действительного тайного советника.
Маслов, Пушкин и другие лицеисты отмечали день открытия лицея. В мае 1819 года Пушкин встречался с Масловым и Н.И.Тургеневым на заседании участников задуманного политического журнала «Россиянин XIX века». Маслов читал им свою статью о статистике. Пушкин мог общаться с Масловым и его женой (с конца 1829 года) Марией Дмитриевной в свои приезды в Москву (сентябрь 1826, май 1836 года). «Круг нашего знакомства,- говорил Маслов,- был совершенно разный, как-то нечасто видались. Пушкин кружился в большом свете, а я был как можно подальше от него».
Многие лицеисты были участниками декабристского восстания и были осуждены на различные сроки. Маслов мог бы быть вовлеченным в вихрь декабризма, но эта участь его миновала.
«В 1829 году, в возрасте 23 лет, одна из дочерей Варвары Марковны Мертваго, Мария идет замуж (1806), на ней женится соученик моего племянника Маслов Дмитрий Николаевич (26 лет) двоюродный брат Курбатова. Его невеста очень мила, хороша собой, воспитана». (Из письма Василия Львовича Пушкина). «Их свадьба состоится в селе Селинском. Венчание в церкви Спас-Преображения…»
Выйдя замуж, Мария Дмитриевна не изменила своей привязанности к домашней жизни. Она ежедневно занималась французским языком, прочитывала многие страницы романов, музицировала на фортепиано.
Наделенная природным умом, Мария Дмитриевна быстро освоила хозяйственные премудрости, но эти обязанности часто ей надоедали и даже раздражали, что отражалось на прислуге и домочадцах.
Домашняя жизнь молодых супругов была действительно безалаберной. Тем более, что сам Д.Н. Маслов к своим обязанностям владельца поместья, испытывал несказанное отвращение. Управлять имением поручал он приказчикам и старостам, а те исправно обкрадывали и его, и его крестьян.
Ведение хозяйства он передоверял теще — Варваре Марковне Мертваго. Сам же Дмитрий Николаевич был человек до крайности занятый служебной карьерой. В деревне жил летом, отдыхая на лоне природы, наслаждался ничегонеделаньем.
В малом доме усадьбы Селинское устраивались приемы, домашние концерты. Сюда нередко приезжали приятели или хорошие знакомые хозяина.
После смерти Д.Н. Маслова (1856 г.) начался упадок усадьбы. В общем, обычная история.
На территории кладбища захоронены члены и родственники семьи Масловых и Мертваго. Среди них владелица Селинского Мария Дмитриевна Маслова (1806—1865 гг.), Александра Степановна Мордвинова (1797—1869 гг.), сестра Екатерина Борисовна Чичигова (урож. Мертваго) и другие…».
Современный вид храма с берега реки Липни (июль 2019)
Источник: В.С. Юдин «Край наш Клинский», Клин, 1999.