храм в симе владимирская область
Сима. Церковь Димитрия Солунского.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Действующая церковь. Состояние удовлетворительное.
На территории церкви, на месте первоначального захоронения известного русского полководца П.И. Багратиона, установлен памятник
В селе сохранился храм – Димитрия Солунского, построенный в 1775 году. Позднее к храму пристроили теплый придел Всех Святых, а в 1845 году – еще один придел мученицы Зенаиды, устроенный и украшенный на средства графа Толя, в память о его супруге Зинаиде Голицыной, умершей вскоре после свадьбы. Из-за позднейших перестроек храм приобрел черты псевдорусской архитектуры, хотя поначалу строился в стиле классицизм. В советское время храм был закрыт и разорен, разрушена его глава. В 1990-х годах храм одним из первых во Владимирской области вернули верующим.
Сима находится от Юрьева в 22 верстах и от Владимира в 84 верстах, при речке Симке. В XVII ст. село Сима было государевым дворцовым имением; в 1708 г. император Петр I пожаловал село Сима генерал-фельдмаршалу князю Мих. Мих. Голицыну за победу над генералом Левенгауптом под Лесным в присутствии самого государя. В роду князей Голицыных Сима оставалась до освобождения крестьян в 1861 г. Время первоначального основания в селе церкви неизвестно, но в начале XVII ст. она записана в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г.: «церковь Богоявленье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в государеве дворцовом селе Симе…» и значится в тех же окладных книгах под 1654 г. До второй половины XVIII ст. Богоявленская церковь зданием была деревянная.
В настоящее время в селе три каменные церкви: холодная, теплая и кладбищенская. Холодная церковь с колокольнею построена в 1769 г., в ней три престола: в честь Богоявления Господня, в честь Толгской иконы Божией Матери и во имя св. и чудотв. Николая. В сей церкви находилась могила князя Петра Ивановича Багратиона, обнесенная железною решеткою, на которой имеется надпись: «Князь Петр Иванович Багратион, находясь у друга своего князя Бориса Андреевича Голицына, Владимирской губернии Юрьевского уезда в селе Симе, получил Высочайшее повеление быть Главнокомандующим 20-й западной армии; из Симы отправился к оной и, будучи ранен в деле при Бородине, прибыл опять в Симу и скончался сентября 11 дня». В 1839 г. по воле императора Николая Павловича прах П.И. Багратиона перенесен был на Бородинское поле ко времени торжественного открытия памятника во славу падших воинов на этом поле.
Теплая церковь построена в 1775 г. и освящена в честь св. Дмитрия Солунского, а придельные в ней престолы: во имя Всех Святых и во имя св. муч. Зинаиды (устроен в 1845 г. графом Константином Карловичем Толь). Кладбищенская церковь с одним престолом – в честь св. благ. князя Александра Невского построена в 1868 г. усердием княгини Анны Васильевны Голицыной и прихожан; одновременно с церковью сооружена каменная колокольня. Церковная утварь и ризница пожертвованы в церковь той же княгиней Анной Голицыной.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1827 г.; опись церковного имущества составлена в 1865 г. и хранится в церкви. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес. 1511 кв. саж., сенокосной 4 дес. и 55 пахотной дес.; плана на землю и межевой книги не имеется. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание причта получается: от земли 150 руб., процентов с капитала, положенного на содержание причта, 110 руб. и за требоисправления 1200 руб., а всего в год до 1460 руб. Дома у причта собственные, на церковной земле.
Приход: село Сима и деревни: Коленово, Марково, Теслово, Бильдино и Петрятково, расстоянием от церкви не далее 4 верст; всех дворов в приходе 387, душ муж. пола 1131, а жен. 1336 душ. В селе имеются три народные школы: министерская двухклассная мужская, церковно-приходская женская и школа грамотности.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.
Теплая церковь была построена в 1774 г. и освящена в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. 10 февраля 1774 г. церкви Богоявления с. Симы староста церковный Роман Андреев и все приходские люди подали епископу Суздальскому и Юрьевскому Геннадию прошение: «Имеется в оном селе Симе теплая по именование Великомученика Дмитрия Солунского церковь деревянная, которая приходит от давнего строения в ветхость. Ныне мы именованые вознамерились и усердно желаем. деревянной церковь разобрав оную на том же месте построить каменную в том же именовании церковь, а реченную церковь употребить на обжиг кирпича к которому строению потребного материала имеется довольное число». В марте того же года получено разрешение на строительство, в октябре 1774 г. церковь была готова к освящению. Придельный в ней престол: во имя Всех Святых, устроен в 1794 г. В сентябре 1794 г. священники церкви Богоявления с. Симы Василий Федоров и Иван Дмитриев направили прошение епископу Суздальскому и Владимирскому Виктору о разрешении устроить в правой стороне Дмитровской церкви придел Всех Святых для служения ранних литургий.
20 ноября протоиерей Суздальского Рождественского собора Алексей Смирнов сообщал в Суздальскую Духовную консисторию об освящении придела. Другой придел освящен во имя св. мученицы Зинаиды. Придел во имя мученицы Зинаиды был устроен в 1845 г. камер юнкером графом Константином Карловичем Толем (1817-1884 гг.) в память о безвременно скончавшейся жене, Зинаиде Александровне (1818-1845 гг.), урожденной Голицыной. В 1845 г. Константин Карлович и Зинаида Александровна сочетались законным браком. Через месяц после свадьбы невеста умерла. В память безвременно скончавшейся дочери, «особенно отличавшейся состраданием и попечительностью об участи страждущих» князь Александр Борисович Голицын устроил в Симе больницу, названную «Зинаидинской». В придельный храм святой мученицы Зинаиды граф Толь пожертвовал Евангелие, богато украшенное серебром, золотом и стразами; напрестольный сребропозлащенный крест, украшенный драгоценными камнями, и сребропозлащенные богослужебные сосуды.
Современный свой вид церковь приобрела после перестройки в 1891 г. В деле Владимирской духовной консистории о перестройке зимней церкви в с. Сима имеется «Протокол совещательного присутствия техников строительного отделения Владимирского губернского правления» от 30 июля 1891 г.: «Слушали: отношение Владимирской духовной консистории, от 16 сего июля за № 6510, при котором предложен был на рассмотрение строительного отделения проект с копией и пояснительной запискою на перестройку зимней церкви в селе Сима, Юрьевского уезда, просит губернское правление о последующем, с возвращением проекта консисторию уведомить. По рассмотрении в совещательном присутствии техников строительного отделения губернского правления вышеупомянутого проекта и соображении оного с пояснительной запиской оказалось, что проект этот в техническом отношении составлен правильно, но ввиду необходимости устранения деревянной надстройки над существующей каменной частью, желательно было бы вместо деревянной части сделать кирпичную, если представляется к тому возможность по состоянию фундамента и стен и затем означенные работы должны производится под наблюдением техника, имеющего на то право. А потому поставлено: проект на перестройку зимней церкви в селе Сима, Юрьевского уезда, как оказавшийся при рассмотрении в техническом отношении составленным правильно, утвердить, и перестройку по нему зимней церкви дозволить с вышеизложенным замечанием совещательного присутствия техников строительного отделения».
В советское время храм был закрыт и разорен, разрушена его глава.
Храм Димитрия Солунского (Сима)
Храм Димитрия Солунского в селе Сима построен во второй половине XVIII века на месте первой церкви середины XVII века.
Содержание
История [ править ]
Время первоначального основания в селе церкви не известно; но в начале XVII века она здесь уже существовала и в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 1628 годом так и записана: «церковь Богоявленья Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в государеве в дворцовом селе Симе дани рубль восемь алтын десятильничья гривна; а в 1654 году по новому дозору на Богоявленскую церковь дани положено 2 рубля. До второй половины XVIII века Богоявленская церковь была деревянной.
В XIX веке в селе были три каменные церкви: холодная, теплая и кладбищенская. Холодная церковь с колокольнею построена в 1769 году; в ней три престола: в честь Богоявления Господня, в честь Толгской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь Богоявления была разрушена в 1960-е годах. Кирпич из разрушенной церкви так и остался на месте, и со временем был растащен местными жителями.
Теплая церковь была построена в 1774 году и освящена в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. Придельный в ней престол: во имя Всех Святых, устроен в 1794 году. В сентябре 1794 года священники церкви Богоявления села Симы Василий Федоров и Иван Дмитриев направили прошение епископу Суздальскому и Владимирскому Виктору о разрешении устроить в правой стороне Дмитровской церкви придел Всех Святых для служения ранних литургий. Другой придел освящен во имя святой мученицы Зенаиды. Придел во имя мученицы Зинаиды был устроен в 1845 году.
Современный свой вид церковь приобрела после перестройки в 1891 году. В деле Владимирской духовной консистории о перестройке зимней церкви в селе Сима имеется «Протокол совещательного присутствия техников строительного отделения Владимирского губернского правления» от 30 июля 1891 года: «Слушали: отношение Владимирской духовной консистории, от 16 июля за № 6510, при котором предложен был на рассмотрение строительного отделения проект с копией и пояснительной запиской на перестройку зимней церкви в селе Сима, Юрьевского уезда, просит губернское правление о последующем, с возвращением проекта консисторию уведомить.
По рассмотрении в совещательном присутствии техников строительного отделения губернского правления вышеупомянутого проекта и соображении оного с пояснительной запиской оказалось, что проект этот в техническом отношении составлен правильно, но ввиду необходимости устранения деревянной надстройки над существующей каменной частью, желательно было бы вместо деревянной части сделать кирпичную, если представляется к тому возможность по состоянию фундамента и стен и затем означенные работы должны производится под наблюдением техника, имеющего на то право. А потому поставлено: проект на перестройку зимней церкви в селе Сима, Юрьевского уезда, как оказавшийся при рассмотрении в техническом отношении составленным правильно, утвердить, и перестройку по нему зимней церкви дозволить с вышеизложенным замечанием совещательного присутствия техников строительного отделения». В советское время храм был закрыт и разорен, разрушена его глава.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Россия, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима, ул. Советская, 39
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.
Забытая Сима
В мае 2014 года судьба привела меня в село Сима Юрьев-Польского района. До поездки я ничего о нем не знала, а ведь оно теснейшим образом связано с войной 1812 года и с именем Петра Ивановича Багратиона! Это место пребывает в забвении! Только случайные путешественники заглядывают иногда в Симу по пути из Переславля-Залесского в Юрьев-Польский.
А о Симе надо помнить, потому что здесь в сентябре 1812 года, в усадьбе Голицыных окончил свою жизнь Петр Иванович Багратион…
Наверное, нет ни одного человека в России, которому не знакомо имя Багратиона, а вот о селе Сима, знают только единицы. Как избирательна наша память! Улицы городов, мосты и станции метро носят имя великого полководца, есть посвященные ему памятники и музеи. А место где он провел свои последние дни забыто… Справедливо ли это? Можно ли к этому отнестись равнодушно?
Расскажу свою историю знакомства с Симой.
Я узнала об этом месте, планируя поездку в русские города Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. Мне попалась заметка об усадьбе Голицыных в селе Сима, в которой 12 сентября 1812 г. от ранения, полученного в деле при Бородине, скончался главнокомандующий 2-ой западной армии князь Петр Иванович Багратион.
Багратион всегда вызывал у меня уважение. Ученик А. В. Суворова, отважный генерал, кумир солдат и офицеров, прозванный Г. Р. Державиным — Бог — рати — он.
Как получилось, что этот человек окончил свои дни в далекой российской глубинке, в 300 километрах от Бородинского поля?
Я представила, как тяжела была эта долгая дорога, и как мучителен был этот путь для раненого. Почему же его везли так далеко, неужели нельзя было остановиться где-нибудь поближе?
Задавая себе эти вопросы, я уже не могла пронестись ветром мимо Симы.
Мы выезжали из Москвы ранним утром 1-го мая. Наш путь лежал в Юрьев-Польский (о нем я расскажу в другой раз).
Из-за глухой пробки на выезде из Москвы мы приехали в Юрьев-Польский только около 4-х часов. Осмотрели достопримечательности города, благо все расположено очень компактно, и поехали в Переславль. По пути нас ждала Сима… Всего полчаса езды и мы на месте. Проехать Симу не возможно — дорога на Переславль проходит через село, деля его на две части. Хорошим ориентиром служит церковь Дмитрия Солунского.
Напротив этой церкви, через дорогу находится та самая усадьба Голицыных, куда в сентябре 1812 года привезли раненого генерала.
Останавливаем машину и первым делом, через мост над заросшим прудом, идем к церкви. Еще светло, но вечер неумолимо приближается — на часах около семи вечера.
Церковь Дмитрия Солунского уже закрыта, и заглянуть в нее нет возможности.
Она помнит Багратиона. Он бывал в ней, когда гостил здесь, в Симе, у своих друзей. Хозяин усадьбы Борис Андреевич Голицына был близким другом Петра Ивановича.
Но не в этой церкви был похоронен герой. Пусть не введет вас в заблуждение табличка на стене церкви Дмитрия Солунского.
В сентябре 1812 года князя упокоили в церкви Богоявления Господня стоявшей неподалеку. Но эта церковь не дожила до наших дней. Ее постигла участь многих храмов, разрушенных в советское время. В церкви Богоявления Господня князь Багратион покоился без малого 27 лет, пока в июле 1839 г., его останки не были перенесены на Бородинское поле.
Как сообщил мне Интернет, на месте первого захоронения Петра Ивановича установлен памятник. Вот его-то я отправилась искать.
Я прошла вдоль церковной ограды и обнаружила открытую калитку, за которой, в глубине церковного двора виден памятник.
Я подошла ближе и долго стояла, вглядываясь в грустное лицо. Одинокий памятник одинокому человеку в одиноком месте…
Меня захлестнули грусть и сострадание. Странным образом стоя здесь я начала думать о Петре Ивановиче не как об абстрактном герое, а как об обычном человеке. Скромный памятник в российской глубинке, к которому мало кто приезжает. Как он похож на судьбу Багратиона…
Читая отзывы современников о полководце, о его благородстве, открытости и добросердечии, сильнее проникаешься сочувствием к его злосчастной судьбе. Это в сказках благородные и чистые сердцем герои побеждают, а прекрасные дамы ждут своих героев, и встречая их после сражений окружают добром и заботой. Но доблестному генералу не суждено было познать тепло семейного очага.
Его брак с Екатериной Скавронской с самого начала больше напоминал светскую шутку, чем реальную семью. После недолгой совместной жизни Екатерина покинула пределы России. Ее поведение за границей и рождение дочери от князя Ме́ттерниха с интересом обсуждалось в свете. Можно представить, как страдал Петр Иванович, но при этом всегда вступался за свою жену. В одном из писем близкому другу он писал: «…она, кто бы ни была, но жена моя. И кровь моя всегда вступится за нее».
Счастья ему не принес и роман с великой княжной Екатериной Павловной. После смерти Петра Ивановича царская семья искала письма великой княжны к Багратиону. Их не нашли. Вероятно, князь их сжег…
Я возвращаюсь к калитке и иду к усадьбе. Удивительно, но весна, в лучах заходящего солнца, очень напоминает осень. Возможно, таким был осенний день 1812 года, когда через мост над прудом несли Петра Ивановича в последний путь …