храм в ситенке ступинского района
Покровский храм с. Воскресенки
Престольный праздник: Покрова Божией Матери (14 октября)
Настоятель: протоиерей Николай Тимофеевич Кусакин, 1956
Приделы:
свт. Николая (19 декабря, 22 мая)
прор. Илии (2 августа)
Приписные храмы: часовня свт. Николая
При храме имеется воскресная школа.
Из истории
На Ильинском погосте, что на реке Ситенке, издревле стояли, сменяя одна другую после вражеских набегов и пожаров, деревянные церкви. На другом берегу речки расположилось сельцо Воскресенское. В XVI в. им владели князья Петр и Андрей Петровичи Оболенские. В середине XVI в. князь Иван Андреевич Лапин-Оболенский пожертвовал сельцо в Белопесоцкий монастырь.
Деревянный храм во имя Илии Пророка, с колокольней, построенный в 1735 г., простоял до 1903 г., когда по ветхости был разобран. На его месте поставлена часовня.
В 1847 г. началось строительство ныне существующей каменной церкви в честь Покрова Божией Матери. Сначала возведена трапезная с престолами во имя святителя Николая (освящена в 1853 г.) и пророка Илии (освящена в 1856 г.). Часть храма с престолом в честь Покрова Божией Матери освящена в 1887 г. В 1897 г. достроена колокольня. В 1900 г. установлена ограда.
В середине 1950-х гг. храм закрыли, в 1960 г. в полном разорении возвратили верующим. За пять лет, прошедших после закрытия, были уничтожены иконостас и полы, разбиты купола, повреждены кресты. На богослужения собиралось не более десяти человек. Однако настоятелю и прихожанам удалось восстановить храм, построить для причта два дома и новую церковную ограду.
Покровско-Ильинский храм (с. Воскресенки)
На Ильинском погосте, что на р.Ситенке, издревле стояли, сменяя одна другую после вражеских набегов и пожаров, деревянные церкви. На другом берегу речки расположилось сельцо Воскресенское. В XVI в. им владели князья Пётр и Андрей Петровичи Оболенские. В середине XVI в. князь Иван Андреевич Лапин-Оболенский пожертвовал сельцо в Белопесоцкий монастырь.
Деревянный храм св. пророка Илии с колокольней, был построен в 1735 г. (простоял до 1903 г., когда по ветхости был разобран. На его месте поставлена часовня.)
Деревянный храм св. пророка Илии с колокольней, был построен в 1735 г. (простоял до 1903 г., когда по ветхости был разобран. На его месте поставлена часовня.)
В 1847 г. священник Павел Успенский подал прошение святителю Филарету о строительстве новой каменной церкви с южной стороны, объясняя, что деревянная церковь сделалась весьма ветхой. И что построенный вблизи кирпичный завод обеспечит новое строение материалом.
В этом же году началось поэтапное строительство храма. Ввиду того что по каким-то причинам местные крестьяне не смогли выполнить ранее данные обещания о помощи в строительстве храма – строительство храма затянулось.
Сначала была построена трапезная часть с приделами святителя Николая и пророка Илии и одноярусной колокольней. Боковые приделы были освящены в 1853 и 1856 гг.
Центральный шатровый храм был построен позже и освящен 1887 г. Купол его был выше построенной колокольни. И спустя 10 лет колокольня была перестроена и стала ярусной.
Свою значительную помощь при строительстве храма оказал купец Зотик Федор Федорович и купец Шишлов Игнатий Васильевич.
В 1900 году с разрешения Московской Духовной консистории была устроена церковная каменная ограда с элементами металлической ковки.
В середине 1950-х гг. храм был закрыт, в 1960 г. в полном разорении возвращён верующим. За пять лет, прошедших после закрытия, были уничтожены иконостас и полы, разбиты купола, повреждены кресты. На богослужения собиралось не более 10 человек. В 1962 г. по требованию уполномоченного по делам религии в с. Воскресенки из с. Гребнево Щёлковского района был переведён о. Димитрий Скуцкий. С помощью Божией ему удалось восстановить храм, построить для причта два дома и новую церковную ограду. В настоящее время храм полностью реставрирован, имеет Воскресную школу.
Храм в ситенке ступинского района
Фотоматериалы представлены Вадимом Шульцом.
Использование и распространение только с разрешения автора.
Покровско-Ильинская церковь
с. Воскресенки
На Ильинском погосте, что на р. Ситенке, издревле стояли, сменяя одна другую после вражеских набегов и пожаров, деревянные церкви. На другом берегу речки расположилось сельцо Воскресенское. В XVI в. им владели князья Пётр и Андрей Петровичи Оболенские. В середине XVI в. князь Иван Андреевич Лапин-Оболенский пожертвовал сельцо в Белопесоцкий монастырь.
В середине 1950-х гг. храм был закрыт, в 1960 г. в полном разорении возвращён верующим. За пять лет, прошедших после закрытия, были уничтожены иконостас и полы, разбиты купола, повреждены кресты. На богослужения собиралось не более 10 человек. В 1962 г. по требованию уполномоченного по делам религии в с. Воскресенки из с. Гребнево Щёлковского района был переведён о. Димитрий Слуцкий. С помощью Божией ему удалось восстановить храм, построить для причта два дома и новую церковную ограду. В настоящее время храм функционирует полностью, имеет Воскресную школу.
Церковь Воскресения Христова
с. Городня
Одно из древнейших поселений на земле Подмосковья, с. Городня, упоминается в духовной грамоте великого князя Иоанна Калиты (первая греть XIV в.). Село было дворцовым. В начале XVI в. им владел Степан Иванович Злобин, в 1529-1532 гг. ездивший послом к крымскому хану. В писцовых книгах за 1578 г. сказано: «Село Городня, а в селе церковь Воскресения Христова каменная вверх (то есть шатровая), да другая церковь Иоанна Милостивого древяна».
В 1936 г. храм был закрыт и разорён. В 1990-х гг. передан общине верующих и восстанавливается.
Церковь Святителя Николая
с. Еганово
Село Еганово (Яганово) на реке Реуте в 1578 г. было патриаршим. Уже тогда здесь стояла деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Она упразднена в XVIII в. Белокаменная церковь построена в 1745 г. владельцем села Г. Марковым. Позднее в ней растёсаны окна и пристроен придел Петра и Ануфрия Афонских. В середине XIX в. граф А.А.Марков возобновил храм (перестроив трапезную, апсиду и верхнюю часть).
Церковь Иоанна Предтечи
с. Ивановское
Церковь Рождества Христова с. Каменище
Древнее с. Каменищево на р. Сушке известно с XVII в. Уже в документах 1627 г. упоминается стоявший в нём деревянный храм Рождества Христова. В 1646 г. в селе было 7 крестьянских дворов, а церковь стояла без пения, то есть не совершались богослужения по причине отсутствия священника. Под 1677 г. упоминается церковь Рождества Христова, построенная «клецки». Деревянные церкви сменяли одна другую до конца XIX в., когда был построен ныне существующий каменный храм. Закрытый в советское время, он утратил венчавшие его главы.
Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Кишкино
Усадьба Кишкино-Пустое (Богородское тож) начала строиться в конце XVIII в., когда селом владела Н.А.Ольцева. В 1780 г. возведена церковь Казанской иконы Божией матери с приделом апостола Иоанна Богослова. Строительство в усадьбе продолжалось до середины XIX в., когда она была во владении Н.А. Кавецкой. В советское время храм был закрыт. Иконы переданы в музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. От усадьбы сохранились дом с флигелями, церковь, каскадные пруды и липовый парк. Настоятель, протоиерей Пётр Любимов (род. 1867) был арестован и расстрелян 14.03.1938 г. на Бутовском полигоне. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. прославил о. Петра Любимова в сонме новомучеников Российских.
Церковь Казанской иконы Божией Матери c. Киясово
Церковь построена в 1701 г. (с приделом святителя Николая). В XVII в. и до середины XVIII в. село принадлежало Наумовым. В середине XVIII в княгиня Анна Михайловна Белосельская-Белозерская (урожденная Наумова, её мужем был князь Андрей Михайлович Белосельский-Белозерский (ум 1779). камергер, посланник в Дрездене) продала село. Оно служило центром волости, в которую входили сёла Малино, Спасское, Покровское с деревнями, и всю волость купила императрица Екатерина II.
С 1774 по 1776 гг. управляющим волости был Андрей Тимофеевич Болотов, офицер, участник Семилетней войны, писатель и учёный, один из основателей русской агрономической науки. Его труд «О разделении полей» стал первым руководством по введению севооборотов. В Киясово крестьяне были отпущены на оброк, на казенных же землях Болотов ввел семипольный севооборот. Результатов опыта он не дождался, так как через два года был переведён управляющим в Богородицкую волость Тульской губернии. С участием Н.И. Новикова Болотов издавал журналы «Сельский житель» и «Экономический магазин», но наибольшую известность получили его автобиографические записки «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков». Труд всей его жизни рассказывает о том, чему был свидетелем автор с 1738 по 1793 гг.
9.12.1909 г. церковь Казанской иконы Божией Матери освящена после ремонта, который был проведён тщанием настоятеля храма священника о Сергия Сахарова на средства благотворителя П.Г.Савина, храм вновь расписан А.Титовым. Храм был закрыт в 1962 г., сброшен колокол, уничтожены иконостасы, роспись стен, иконы и книги сожжены. Вновь открыт в 1990 г.
Церковь Святых бессребреников Косьмы и Дамиана с. Кузьмино
Первое письменное упоминание о с. Кузьмине на р. Каширке относится к 1627 г. В селе уже тогда был деревянный храм.
Ныне существующий каменный храм построен в 1898 г. В 1944 г. он был обезглавлен и закрыт, в нём устроен склад. В 1992 г. здание передано общине верующих. При храме существует Воскресная школа, так же ведутся занятия в с детьми в сельской школе.
Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Мученика Иоанна Воина) с. Куртино
Усадьба Куртино расположена на пологом склоне, ведущем к прудам на р. Бунчихе. Из строений усадьбы Павла Мартыновича Скавронского (ум. 1 794) сохранилась каменная церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, освящённая в 1794 г., с приделами святителя Николая Мирликийского Чудотворца и мученика Иоанна Воина (церковь иногда называют по этому приделу). В советское время храм был закрыт и находится в руинированном состоянии.
Церковь Успения Божией Матери с. Липитино
Село известно с XVI в. Оно было вотчиной Московского Чудова монастыря. Уже в то время здесь стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В 1715 г. была построена новая церковь, престол которой освящен во имя празднования Успения Божией Матери. Храм сгорел в 1804 г. Тщанием прихожан и благотворителей в 1810 г. построена ныне существующая каменная церковь Успения Божией Матери, к которой в 1898 г. пристроена трапезная с престолами в, честь святителя Алексея Митрополита Московского и святителя Николая. В 1930-е гг. храм был закрыт. В 1990-е гг. здание передано общине верующих. В храме восстановлен пол, восстанавливается иконостас. Полностью поставлены купола на храме и колокольне, ведутся регулярные богослужения.
Церковь Святой Троицы с. Лужники
Церковь Успения Божией Матери с. Малино
Малино было дворцовым селом. Великий князь Московский Иван II отдал его сыну Дмитрию (будущему Донскому) среди прочих сёл, а он завещал супруге, великой княгине Евдокии (в иночестве Евфросинии. ум. 1407, причислена к лику святых, память 7/20 июля). С XVII до половины XVIII вв. село было во владении Григория Наумова, любимца царя Алексея Михайловича. Его сын Михаил оставил Малино дочери Анне Михайловне, жене князя Андрея Михайловича Белосельского. У неё в 1774 г село, входившее в состав Киясовской волости, купила Екатерина II.
Еще в начале XX века Малино было крупным торгово-промышленным селом. Достопримечательностью его была каменная церковь построенная в 1691г. Трапезная с пределами свт.Николая и вмц.Ектерины построена 1871г. отапливалась она изразцовыми печами. В 1936г. храм был закрыт и поруган. Трапезную приспособили под дом культуры, на месте алтаря в 1966г. построили гараж. С 1996г. храм начал возрождаться. В настоящее время здание полностью предано Церкви и ведутся восстановительные работы. Действуют Воскресная школа для детей и взрослых. В двух поселковых школах преподаются Основы православной культуры.
Храм в ситенке ступинского района
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Поход выходного дня Ситенка-Городище
Начинается поход от ст. Ситенка, куда мы приезжаем на электричке с Павелецкого вокзала (расписание электричек). Выходим из последнего вагона, спускаемся с платформы и идем вправо по асфальтовому шоссе, оставляя слева по ходу село Воскресенки.
Немного истории: «Воскресенки располагаются на опушке небольшого леса на правом берегу речки Ситни (Ситенки) примерно в 15 километрах севернее районного центра Ступино и 95 километрах южнее Москвы.
Село Воскресенское было основано приблизительно в конце XV — начале XVI веков. В середине XVI века оно было пожертвовано в Белопесоцкий монастырь князем И. А. Лапиным-Оболенским. Первая деревянная церковь с колокольней была построена в Воскресенском в 1735 году. В разное время село относилось к Серпуховскому, Коломенскому и Каширскому уездам Московской губернии. На севере Воскресенок находился Ильинский погост, Каширский торговый тракт из Москвы проходил чуть западнее. В 1862 году население села составляло 218 жителей. В начале ХХ века силами Коломенского земства при участии М. С. Лунина в селе открылась школа, был достроен новый каменный храм, после чего ветхую церковь Илии Пророка разобрали. По данным 1912 года в селе имелось 36 дворов приписанного населения, земская школа, чайная лавка.
После революции Воскресенки вошли в состав новообразованного Каширского уезда, а затем Ступинского района. В селе имеются кладбище, Воскресная школа, сохранилась церковь.
Восстановленная во второй половине ХХ века Покровско-Ильинская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы) в Воскресенках построена в псевдорусском стиле (одноглавый четверик и колокольня) с двумя приделами — Никольским и Ильинским. Строительство храма началось в 1847 году тщаниями приходского священника Павла Успенского и купцов И. В. Шишлова и З. Ф. Федотова. В 1853 году была закончена трапезная и освящён престол святого Николая, престол Илии пророка был освящён тремя годами позже. Центральная часть храма с престолом во имя Покрова Божией Матери была открыта в 1887 году. Последние строительные работы закончились в начале ХХ века, когда была достроена колокольня, поставлена ограда, а на месте старой деревянной церкви установлен часовенный столб святителя Николая.
В 1950-х годах церковь была закрыта, но уже в 1960-м возвращена верующим. В 1962 году в Воскресенки был переведён отец Дмитрий Скуцкий, которому удалось восстановить разорённый храм. В настоящее время церковь полностью функционирует»
Через 900 м дорога поворачивает направо к д. Колюпаново, до которой остается еще чуть больше километра. Поворачиваем налево к деревне, а затем направо, в направлении поля. Можно пересечь поле и идти дальше вдоль края леса, но удобнее повернуть по дороге налево и идти вдоль окраины деревни до р. Ситня. Но дороге, идущей вдоль реки, идем вниз по течению (на В) до леса и правого притока Ситни ручья Речица (или Голодный). Здесь надо правильно выбрать путь – идем по тропинке до ручья. Тропинка бывает заболочена в сырую погоду. Ручей обычно можно перепрыгнуть или перейти по камням. В крайнем случае, его можно перейти вброд – глубина совсем не большая, в сапогах или хороших ботинках даже не придется разуваться.
На другом берегу мы поднимаемся на склон долины. Важно не пропустить тропу – она идет по старой, частично заросшей дороге и не всегда сразу можно понять, где ее начало. Если вы потеряли тропу, то лучше всего идти вдоль высокого берега Ситни вниз по течению, пока не наткнетесь на нее.
Через 1 км доходим до следующего оврага, переходим ручей Бордуховский, текущий по его дну, по бревну и поднимаемся на крутой склон по верху которого идет дорога со старым асфальтом.
По дороге поворачиваем налево и через 900 м. подходим к шоссе, за которым находится с. Старая Ситня.
Отсюда, при необходимости, можно уехать на автобусе в Ступино, где сесть на электричку до Москвы. Справа, на небольшом удалении, видно новое здание магазина.
Переходим шоссе и мимо старого кладбища идем через поселок в направлении на ВЮВ. Через 500-600 м выходим на центральную улицу Старой Ситни и по ней, еще через 500 м, подходим к мосту через р. Каширка.
За мостом идем направо по асфальтовой дороге, ведущей в ЮВ направлении. Через 700 м подходим к оврагу, по которому течет левый приток р. Каширка. За оврагом – строения детского лагеря.
Здесь есть два варианта продолжения маршрута.
Если мы хотим пройти 25 км, то дальше следует идти вверх по орографически правому берегу притока (на карте – это красная линия). Можно попытаться пройти напрямую, но низовья его долины труднопроходимы. Лучше свернуть с асфальта влево на дорожку, ведущую к дачным поселкам, пройти мимо них и найти тропинку, которая спускается в овраг к роднику с чистой питьевой водой. Дальше тропинка идет по дну и борту оврага. Места весьма живописные, напоминающие горные каньоны в миниатюре. Тропинка выводи нас на окраину с. Старое.
Немного истории: «В писцовых книгах от 1575-го года записано – «Комаревского стана сельцо Старое в вотчине дьяка А. Шерефетдинова». Село Старое в бывшем Коломенском уезде известно с XVII-го века. От частых набегов татар и беспредела творившегося в Смутное время, село к 1620-му году обратилось в пустошь. Потому и прячется от людей – крепко видно досталось в Смуту.
В 1775-ом году неизвестными благодетелями в селе Старом была построена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы»
В нем надо подойти к старой церкви и около нее повернуть направо и, идя в южном направлении, выйти из села на поле, по которому идет грунтовая дорога. Поворачиваем направо и продолжаем путь по этой дороге (на Ю).
Если же мы идем по более короткому маршруту, то, перейдя овраг по мосту, подходим к воротам лагеря и идем дорогой вдоль забора (забор справа от нас) и выходим в лес.
Далее идем лесной дорогой на СВ около 2 км до края леса. По пути нам встретятся два оврага с ручьями, но переход их не представляет сложности.
Выйдя на поле идем вперед до дороги, ведущей из с. Старое.
Поворачиваем по этой дороге направо (на ЮЮЗ, а затем на ЮВ) и идем 2-2,5 км до р. Хочемка. Дорога иногда бывает грязной и разъезженной машинами и квадроциклами.
Хочемку переходим вброд. В сухую погоду это можно сделать не разуваясь, но после дождей перейти ее можно или босиком или в высокой обуви. Весной глубина может быть по колено.
За бродом можно сразу повернуть налево, подняться на высокий берег и пройти насквозь д. Хочемы, либо пройти вниз по течению около 500 м и подняться наверх там.
Затем, дорогой, идущей вдоль ЛЭП мы подходим к краю леса (налево от деревни по ходу маршрута).
Отсюда снова есть два варианта пути – вдоль ЛЭП и вдоль берега р. Каширка.
По расстоянию они одинаковые. Путь по ЛЭП пересекает несколько глубоких оврагов с крутыми склонами, дорога здесь практически всегда чистая. Дорога вдоль реки более красивая, но в сырую погоду бывает очень грязной.
Вариант пути по ЛЭП (оранжевая линия на карте) абсолютно очевиден, дойдя до с. Городищи надо повернуть направо и идти по центральной улице до шоссе.
Если мы выбираем путь вдоль реки, то перед лесом надо повернуть направо и идти по дороге до с. Городищи.
Перед селом надо выбрать дорогу, ведущую вверх к домам и выйти на центральную улицу. По ней поворачиваем направо и спускаемся к шоссе, по которому ходят автобусы (расписание автобусов до Ступино) до ст. Ступино (расписание электричек до Москвы) и пл. Белопесоцкий (расписание электричек до Москвы)
Рядом с автобусной остановкой расположено городище Старая Кашира, осмотром которого можно закончить маршрут.
Карта с ниткой маршрута
Рекомендуемый GPS трек – скачать
Покровский храм в Ситне-Щелканово
На Старом Каширском шоссе в г.о. Ступино расположено село Ситне-Щелканово с каменной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XVIII столетия Киясовская волость, в которую входило Ситне-Щелканово, относилась к числу подмосковных имений Екатерины II. В 1850-е годы села Щелкановка и Киясовка принадлежали правнуку императрицы – князю Льву Николаевичу Гагарину. Облик уцелевшей колокольни церкви в Ситне-Щелканово напоминает Благовещенскую башню Московского Кремля. До революции 1917 года эта кремлевская башня венчалась крестом и служила колокольней небольшого храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе.
Ситне-Щелканово впервые упоминается в писцовой книге 1577 года как село Ситна на речке Ситенке. Со второй половины XVIII века оно называлось двояко «Ситня, Щелкановка», а затем Ситня-Щелкановка или просто Щелкановка. По легенде, вторая часть топонима происходила от имени татарского посла Щелкана, сожженного жителями Твери в ходе Щелкановщины – первого на Руси народного восстания против ордынцев. Эту версию поддерживал краевед И.П. Солонкин в книге «Ступинский край»: «Село Ситне-Щелканово… связано, вполне возможно, с одним из видных ордынских баскаков Щелканом (Чол-ханом). Мы знаем, что именно он в 1327 году проводил сбор дани в Твери и был убит восставшими против татар горожанами». Косвенно в пользу этой версии свидетельствует топоним в соседнем Каширском городском округе – село Баскачи. Там, по местному преданию, в эпоху монголо-татарского ига располагалась ставка баскака.
В «Указателе селений и жителей уездов Московской губернии» 1852 года о Ситне-Щелканове написано следующее: «Ситня, Щелкановка, село 3-го стана, Гагарина, кн. Льва Никол. И Г. Колульциной…1 церковь… на Каширской дороге». В справочнике упоминалась не нынешняя каменная, а старая деревянная церковь Покрова Богородицы, построенная еще в царствование Екатерины Великой. В 1874 году в «Кратких сведениях о всех церквах Московской епархии» вновь упоминается эта церковь: «Щелкановка, Серпуховского уезда, церковь деревянная 1777 года, придел 1 Покрова Богородицы». Наконец, в клировой ведомости за 1890 год упоминается все та же деревянная церковь, которая на тот момент оставалась еще достаточно прочной. Примечательно, что предшественница нынешнего храма в Ситне-Щелканово была построена примерно в те же годы, когда императрица Екатерина II приобрела Киясовскую волость в свое личное владение.
Фото Андрея Агафонова, 1989 г.
Легенда гласит, будто, проезжая по Каширской дороге, Екатерина II остановилась в селе Киясово и умыла больные ноги в роднике. Получив исцеление, царица решила купить это имение. Так или иначе, в 1774 году императрица действительно приобрела Киясовскую волость, в которую входило и село Ситня-Щелкановка. Управлением замосковных имений Екатерины II – Богородицкой и Бобриковской волостями в Тульской губернии и Киясовской в Московской – занимался князь Сергей Васильевич Гагарин, который привлек на помощь в этом деле знаменитого писателя и ученого А.Т. Болотова. Богородицкое и Бобриковское имения были куплены Екатериной II для внебрачного сына Алексея (от фаворита Григория Орлова). По имени волости он получил вымышленную фамилию Бобринский. Внуком этого побочного сына царицы и, одновременно, правнуком управляющего ее имениями и был упоминавшийся князь Лев Николаевич Гагарин, владевший Киясовым и Ситне-Щелкановым в 1850-е годы.
В 1858 году Лев Николаевич Гагарин был избран дворянством Серпуховского уезда, к которому относилось Ситне-Щелканово и Киясово в те годы, членом Московского губернского комитета об улучшении быта помещичьих крестьян. В 1862 году его неожиданно избрали предводителем всего дворянства Московской губернии. В этой высокой должности он оставался сравнительно недолго – шесть лет, но на его долю выпало непростое время отмены крепостного права и масштабных реформ.
Начало и конец жизни князя Л.Н. Гагарина сопровождали трагические события. Он вырос сиротой – мать умерла, когда ему не исполнилось и семи лет, а отец был застрелен злоумышленником, когда юноше шел четырнадцатый год. Однако «раннее сиротство, бывающее всегда великим несчастием и нередко причиною гибели для молодых людей, не подействовало вредным образом на Гагарина…благородный мальчик чувствовал, что у него нет другой опоры, кроме той, которую найдет он в самом себе», – писал в воспоминаниях его друг М.Н. Лонгинов.
У Льва Гагарина был единственный сын Владимир «бывший истинным утешением и светлою надеждой родителей». В начале 1868 года Гагарин с женой и сыном поехал заграницу для лечения Владимира от тяжело перенесенной скарлатины, но поездка закончилась бедой. 22 июля князь Л.Н. Гагарин гулял с сыном по сухому дну пруда, когда неожиданно открыли шлюзы. Вода, быстро затопившая все вокруг, погубила обоих. Спастись удалось только воспитателю мальчика. «Потеря такого человека, каким был покойный Гагарин, чувствительна не для одних родных и многочисленных друзей его, но и для всего русского общества», – писал об этой трагедии М.Н. Лонгинов.
В 1894 году при помощи благотворителей и стараниями крестьянина деревни Ступино Серпуховского уезда Алексея Ивановича Клыкова в селе Ситня-Щелкановке был построен новый каменный трехпрестольный храм (Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и иконы «Утоли моя печали»). Колокольня этой церкви напоминала Благовещенскую башню Московского Кремля, которая примерно в те же годы (1890-1892) и сама стала небольшой церковью – в ней был устроен придел Иоанна Милостивого при церкви на Житном дворе.
Рисунок Благовещенского храма на Житном дворе в Московском Кремле, 1892 г.
По преданию в старину в Благовещенской башне Московского Кремля находилась тюрьма. В царствование Ивана Грозного в эту темницу был заключен один несправедливо оклеветанный воевода. Однажды ночью во время молитвы узнику явилась Пресвятая Богородица и приказала ему безбоязненно просить грозного государя об освобождении. Воевода так и поступил. Царь изумился дерзости узника и послал в темницу немедленно казнить воеводу. Однако стражники вместо того, чтобы исполнить приказ, вернулись с неожиданным известием: на стене башни явилась самописанная икона Благовещения Божией Матери. Царь усмотрел в этом знак Божий, помиловал и освободил воеводу, а возле темницы велел построить часовню.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала возвести у Благовещенской башни каменную церковь для хранения явленной святыни. В 1816 году в Благовещенскую церковь в Кремле был перенесен ковчег с мощами Иоанна Милостивого из упраздненной церкви в Кисловке, поэтому уже в 1825 году здесь был устроен придел в честь этого святого. В 1890-х годах придел был перенесен в нижний ярус самой Благовещенской башни. В советские годы Благовещенский храм на Житном дворе был снесен, а с Благовещенской башни сняли крест.
Основная часть каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ситне-Щелканово была разрушена в советский период. К счастью, до нашего времени сохранилась трапезная часть и колокольня, прообразом которой была Благовещенская башня Московского кремля.