храм в спас каменке дмитровского района

Спас-Каменка. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм в спас каменке дмитровского района

Статьи

Церковь сложена из кирпича размером 26 (25,5)х12 (12,5; 11)х6 (6,5) см системой русской (верстовой) кладки с одинарной подрезкой шва, снаружи и внутри оштукатурена. На фасадах видны следы желтой и голубой краски.

Здание, декорированное в стиле раннего классицизма, имеет продольно-осевую композицию и состоит из бесстолпного безапсидного храма в виде вытянутого по продольной оси четверика небольшой трапезной и невысокой двухъярусной колокольни. Нижний ярус колокольни, представляющий открытую паперть, трапезная и храм с одним ярусом окон образуют единый объем, завершенный общим карнизом. Все части здания объединяет и общий декоративный мотив обработки стен вертикальными филенками, в которых помещены окна с подоконными и надоконными рельефными «досками». Окна имеют плоские ленточные белокаменные наличники.

Из общего объема храм выделяется благодаря высокому лотковому своду (на сегодняшний день наполовину разрушенному), который покрывала железная кровля, устроенная по деревянной обрешетке. Судя по фотографиям 50-х гг. XX столетия, свод завершался глухим квадратным в плане деревянным барабаном с полуглавием и миниатюрной фигурной главкой. Благодаря тому, что алтарь включен в объем храма, последний приобрел вытянутый план, дополнительную, четвертую, ось проемов и смещение дверей на крайнюю западную ось. Вследствие этого боковые фасады храма получили метрическое членение филенками без выделения центральной оси.

Отсутствие отдельного алтарного помещения определило оригинальное композиционное своеобразие церкви, также своеобразно решение колокольни, квадратный ярус звона которой поставлен над прямоугольной папертью, опираясь на стену трапезной, западную стену паперти и перекинутые между ними подпружные арки. К «звону» ведет винтовая деревянная лестница, устроенная в северо-западном пилоне паперти. В нескольких окнах здания остались металлические решетки из вертикальных прутьев, фрагменты больших каменных плит пола есть в алтарной части церкви. Живопись в интерьере сохранилась очень небольшими фрагментами.

Церковь Преображенская выстроена в начале 1770-х г.г. при усадьбе гр. П.С. Салтыкова, освящена в 1777 г. Небольшое кирпичное оштукатуренное здание с осевой трехчастной схемой достаточно своеобразно, главным образом своей композицией. Бесстолпный одноглавый четверик храма с одним ярусом окон лишен апсиды. Стены его понижены до уровня карниза трапезной и западной паперти, с которыми он составляет единый блок, скромно обработанный в стиле раннего классицизма. Объем храма выявлен высоким покрытием по лотковому своду, на котором стоял квадратный деревянный трибун с фигурной главкой. Размещение алтаря в пределах основного объема обусловило прямоугольную форму храма и привело к увеличению числа боковых проемов с трех обычных до четырех. Смещение дверей на крайнюю западную ось лишило фасады выраженного центра. Стены здания тонко, но однообразно моделированы высокими оконными нишами с декоративным мотивом накладных «досок». Квадратная звонница по старой традиции опирается на стены трапезной и паперти. С последней она связана устроенной в кладке винтовой деревянной лестницей. Убранство интерьера, иконостас и живопись на стенах церкви отсутствуют. Пол из каменных плит.

На кладбище похоронен И.П. Бестужев-Рюмин, брат казненного декабриста.

По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.; ПАМО, 1, с. 97; Холмогоровы, 11, с. 200; ЦИАМ, ф. 206, on. 1, д. 700. 1764 г.; ф.203, on. 775, д. 234, л. 2 об. 1777 г.

В 1727 году новый владелец села, князь Алексей Михайлович Черкасский заложил свою вотчину в Дмитровском уезде «своячице своей», княгине Прасковье Юрьевне Трубецкой, жене Петра Семёновича Салтыкова. В отказной книге говорилось, что в селе деревянная церковь с колокольней, на ней четыре колокола. Известный деятель елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршал и главнокомандующий в Семилетней войне П.С. Салтыков был назначен московским генерал-губернатором. Он переезжает в Москву и активно занимается благоустройством своих подмосковных имений. В мае 1764 года этот уважаемый человек подаёт прошение в Дмитровское духовное правление о разборке старой обветшавшей церкви в селе Спасское и постройке на этом месте новой, каменной. После одобрения и благословения от правящего архирея, Пётр Семёнович заказывает у одного из московских архитекторов проект будущего храма, а чтобы не терять время, завозит в имение стройматериалы и нанимает рабочих для возведения будущей церкви.

После революции церковь в Спас-Каменке не миновало разорение и осквернение. Во второй половине 1930-х годов церковь была закрыта и использовалась для нужд местного колхоза. К началу 1990-х годов от некогда барочного храма остались лишь одни развалины, венчания были сломаны много лет назад, стены покрылись трещинами, недавно рухнули своды. Печальное зрелище представлял собой полуразрушенный храм у большого пруда. И казалось, уже не вернуть духовную жизнь в его стены. Но чудо свершилось!

В середине 2000-х годов в Спас-Каменке был образован приход, в связи с чем в Московскую Епархию РПЦ было направлено уведомление. 28 сентября 2006 года благочинному церквей Дмитровского округа иеромонаху Никону (Крючкову) из Московской духовной консистории пришло благословение от Высокопреосвященного Ювеналия на открытие прихода и образование общины Преображенской церкви в селе Спас-Каменка Дмитровского района. По совместительству настоятелем Преображенской церкви назначен был протоиерей Василий Шпак. Сначала храм восстанавливался силами немногочисленного прихода. В 2010 году в Спас-Каменке нашлись добрые люди, которые начали восстанавливать этот уникальный храм. Была разработана концепция восстановления, согласно которой были проведены научно-исследовательские работы и подготовлен детальный проект реставрации. Он включал укрепление кладки, гидроизоляцию, отделочные работы, покрытие жестью кровли, восстановление венчаний, изготовление и установка иконостаса и многое другое. Уже через год, в октябре 2011 года, в Спасо-Преображенской церкви прошла первая литургия.

Источник

Храм в спас каменке дмитровского района

История села Спас-Каменка начинается с 15-го века. Тогда, как свидетельствуют архивы, его купил известный архитектор Василий Дмитриевич Ермолин. Позже село стало принадлежать его зятю Дмитрию Васильевичу Бобру, получившему в 1463 году «несудимую» княжескую грамоту.

Лишь когда владельцем села стал Никита Наумович Беглецов, были построены две новые церкви и колокольня. Никита Беглецов начал службу при дворе Василия шуйского с окладом в 18 рублей, а закончил с окладом в 70 рублей и с денежным окладом в 80 четей (400 га).

По переписи 1659 года, проведенной царем Алексеем Михайловичем, в селе было две церкви – Спасо-Преображенская и Рождества Богородицы.

Храм Спаса Преображения украшали два придела: пречистой Богородицы Одигитрии и Усекновения Главы Иоанна Крестителя. Образа святых в церкви были обложены серебром, венцы резные, с каменьями, Евангелие украшено серебряными резными образами. Из описи видно, что в Преображенской церкви находилась икона Преображения Господня, на особое почитание которой указывали приклады — «9 золотых, два креста — один яшмов, другой серебреной».

Богато была украшена и церковь Рождества Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и Александра Свирского. Она была теплой, святые образа также обложены серебром.

В 1727 году новый владелец князь Алексей Михайлович Черкасский заложил свою вотчину в Дмитровском уезде «своячине своей», княгине Прасковье Юрьевне Трубецкой, жене Петра Семеновича Салтыкова. В отказной книге говорилось, что в селе деревянная церковь с колокольней, на ней четыре колокола.

Известный деятель елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршал и главнокомандующий в Семилетней войне П.С. Салтыков был назначен московским генерал-губернатором. Он активно занимался благоустройством своих имений и подал прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшалой церкви в селе Спасское и постройке новой, каменной.

В клировых ведомостях за 1838 год сказано, что церковь Преображения Господня построена в 1764 году тщанием Петра Семеновича Салтыкова.

По резолюции митрополита Филарета в 1829 году в Спасской церкви устроено печное отопление. А вначале 20-го века вокруг Преображенской церкви построена ограда с каменными столбами и металлическими решетками. На кладбище возле церкви были похоронены действительный статский советник И.П. Бестужев-Рюмин, родной брат декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, князь Иван Федорович Звенигородский.

После революции церковь в Спас-Каменке не миновало разорение. Во второй половине 30-х годов она была закрыта и использовалась для нужд местного колхоза. Печальное зрелище представлял собой разоренный храм у большого пруда… И. казалось, уже не вернуть жизнь в его стены.

Но чудо свершилось! Два года назад в Спас-Каменке нашлись добрые люди, которые начали восстанавливать храм. Была разработана концепция восстановления, согласно которой были проведены научно-исследовательские работы и подготовлен детальный проект реставрации. Он включал укрепление кладки, отделочные работы, восстановление иконостаса… Уже через год, в октябре 2011 года, в Преображенском храме прошла первая литургия.

И вот теперь церковь не узнать! Хотя здание еще в лесах, налицо признаки преображения – над окрашенным в светлые тона фасадом вновь вознесся шпиль с крестом.

Свое назначение он также считает чудом. Ведь будущий батюшка родился в Спас-Каменке, тут прошли его детские годы.

— Но мог ли я мечтать о том, что разрушенный храм возродится, и я буду служить в нем?!- удивляется он. Но так сложилась судьба, что после тринадцати лет службы в Заречье он вернулся домой, на свою «малую» родину.

Реставраторы бережно относятся к сохранению подлинных деталей храма.

Возвращен прежний облик и входа в церковь. Благодаря внутреннему крыльцу, напомнившему о «петровской архитектуре», храм будто бы приподнялся, стал еще более стройным и воздушным.

До революции рядом с ним не было пруда. Зато теперь очертания храма Преображения Господня отражаются на водной глади. С каждым днем они становятся все четче и рельефнее…

— Мы надеемся, что храм и приход будут жить! – воодушевленно говорит батюшка. И в это хочется верить.

На снимках: таким был храм всего два года назад и таким он стал сейчас.

Источник

Спас-Каменка

храм в спас каменке дмитровского района

Двойные названия носят села, получившие свое второе прозвище от наименования своей сельской церкви. Спас-Каменка на реке Каменке в 15 в. принадлежало Рогозе Терентьеву, у которого было куплено, вместе с деревнями, Василием Дмитриевичем Ермолиным, известным архитектором 15 в. Ермолин продал Спасское, своему зятю Дмитрию Васильевичу Бобру. В 1463 г. Бобр получил от князя Юрия Васильевича на село Спасское несудимую грамоту. «Се яз князь Юрий Васильевич пожаловал есм Дмитрия Васильевича Бобра. Что его село Спасское в Вышегородском стане с деревнями и с пустошами, и хто у него в том селе и в деревнях и на пустошах иметь людей жить, старожилцев или пришлых инокняжцев, ино Дмитрию и тем всем его людям не надобно им моя дань на три года. Так же не надобно им впрок никоторые пошлины ни ям, ни подвода, ни мыт, ни тамга, ни восьминичье, ни костки, ни явленное…, ни коня моего кормить, ни лугов моих не косят, ни портного не дают, ни к соцким, ни к десяцким с тяглыми людьми не тянут…, ни двора волостелева не ставят. А наместники мои дмитровские и волостители вышегородские и их тиуны к Дмитрию Васильевичу в то село и в деревни, и на пустоши к его людям не высылают, ни по что ни кормов на них не емлют (не требуют), не судят их ни в чем, опричь (кроме) одного душегубства (убийства)».

храм в спас каменке дмитровского района

В первой половине 17 в. (с 1627 г.) Спасское принадлежало Никите Наумовичу Беглецову, как «закладная вотчина, что ему заложил Афанасий Григорьевич Бобров старинную вотчину село Спасское на реке на Каменке». В селе была церковь Преображенья Господня и Спаса Иисуса Христа, да приделы Иоанна Предтечи и св. мученицы Параскевы Пятницы. Храм деревянный, «верх шатром, стоит без пения (служба не ведется), в нем образы — деисус, праздники, и пророки, и двери царские, а риз, и книг, и колоколов и всякого церковного строения нет. Пашни церковной худой земли 20 чети, сена 8 копен, да в селе 2 двора крестьянских». Это опустошение, когда от села осталось только два дома, говорит о том, как обезлюдел Дмитровский уезд после Смутного времени и польско-литовского нашествия.

Церковная земля отдавалась в пользование под оброк разным людям, а оброчные деньги платились в патриаршую казну.

Затем, как пишут историки Холмогоровы, в Спасском была построена новая церковь. Никита Наумович Беглецов — глава Земской приказа (1645 г.), городовой сын боярский (записан по Дмитрову до 1629) (Земский приказ занимался управлением Москвой, охраной порядков в Москве и некоторыми другими городами). Никита Беглецов начал службу при дворе Василия Шуйского с окладом в 18 руб., продолжил во Втором ополчении, а закончил с денежным окладом в 70 рублей и с земельным окладом в 800 четей (400 га).

После Никиты Беглецова Спасским владела в 1648 г. его дочь Анна, бывшая замужем за Иваном меньшим Стрешневым.

храм в спас каменке дмитровского района

В 1659 г. по грамоте царя Алексея Михайловича подьячий Поместного приказа Михайло Минин, приехал в Дмитровский уезд, и не доезжая вотчины Никиты Наумова сына Беглецова села Спасского и деревень с пустошами, взяв с собой сторонних людей, приехал в село Спасское и переписал все вотчинное строение. Записал, сколько хлеба намолоченного и сколько в амбарах, сколько в том селе деревянных домов крестьянских и бобыльских, а переписав, отказал село Спасское на реке Каменке во владение окольничему Федору Кузьмичу Елизарову.

А в селе две церкви — Спасо-Преображенская и Рождества Богородицы.

В храме Всемилостивого Спаса Боголепного Преображения два придела: пречистой Богородицы Одигитрии и Усекновения Главы Иоанна Крестителя. Образа святых в церкви были обложены серебром, венцы резные, с каменьями, напрестольный крест серебряный с мощами, евангелие напрестольное с серебряными застежками, украшено серебряными резными образами евангелистов.

Другая церковь Рождества Богородицы была теплой, с приделами Николая Чудотворца и Александра Свирского, в ней тоже святые образа обложены серебром. При церкви колокольня на столбах с пятью колоколами. Обе церкви и колокольня построены были Никитой Беглецовым.

В селе Спасском помимо дворов попа, дьяка и пономаря находилось имение, построенное Беглецовым — с дубовым погребом, кухней, конюшней, была изба приказчика, скотный двор. Вокруг хозяйского дома был разбит большой сад, в котором переписчики насчитали 50 яблонь, 70 вишен. Да за оградой стояло 3 амбара с зерном, полные ржи, овса, ячменя, пшеницы. В селе насчитали 8 крестьянских дворов, пруд, за селом две мельницы. А еще к Спасскому была приписана деревня Тефаново на реке Каменке, в то время безлюдная.

В 1659 г. Федор Кузьмич Елизаров продал село Спасское князю Якову Куденетовичу Черкасскому, а потом владел селом его сын Михаил.

Михаил Черкасский — выходец из кабардинских князей, стольник, воевода в Новгороде, Тобольске, глава надворной боярской комиссии, с 1691 г. — глава палаты расправных дел.

В приходных книгах за 1673 г. записано «церковь, вновь построенная на пустовой старой оброчной земле, Преображения Спасова в вотчине Михаила Яковлевича Черкасского в селе Спасском».

В 1727 г. князь Алексей Михайлович Черкасский заложил вотчину свою в Дмитровском уезде «своячине своей», княгине Прасковье Юрьевне Трубецкой, жене Петра Семеновича Салтыкова, и за ней утверждено отказною книгой 1745 г., в которой говорится, что в селе церковь деревянная с колокольней, на ней 4 колокола.

храм в спас каменке дмитровского района

В 1769 г. село Спасское Дмитровского уезда — владение графа Петра Семеновича Салтыкова, 56 жителей.

Еще в 1764 году известный деятель елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршал и главнокомандующий в Семилетней войне, П. С. Салтыков, назначенный московским генерал-губернатором, переезжает на жительство в Москву и начинает заниматься благоустройством своих имений. В том же году, 16 мая, было подано прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшалой деревянной церкви в селе Спасском и постройке новой, каменной.

Историк Соловьев о Салтыкове писал: «Иностранцы и свои отзывались о нем одинаково, что это предобрый, обходительный, ласковый человек, но простой солдат, никогда не командовавший в действующей армии». Однако, именно под его руководством русские войска одержали блестящие победы над прусской армией, возглавляемой выдающимся полководцем Фридрихом II при Пальциге и Кунерсдорфе. По указу императрицы Елизаветы Петровны были отчеканены рубли с изображением П. С. Салтыкова. Карьера С.П. завершилась трагически уже при другой императрице — Екатерине II. Во время эпидемии чумы в Москве 1771 г., затянувшейся на полгода, когда в сутки умирало более 800 человек, и остановить это бедствие московский генерал-губернатор Салтыков своим личным присутствием никак не мог, устав от ежедневного ужаса, он, отправив императрице донесение, оставил столицу на несколько дней и уехал для передышки в Марфино. Екатерина ему этого не простила, обвинила в служебном несоответствии и освободила от должности. Говорят, что Салтыков не вынес позора и умер, а ему, попавшему в немилость, не оказывали подобающих его высокому званию почестей при захоронении. И лишь его ученик, граф Петр Иванович Панин, стоял в почетном карауле у гроба русского полководца. Узнав об этом, Екатерина пошла на попятную и прислала в Марфино для почетного караула роту Преображенского полка. Так закончился жизненный путь П. С. Салтыкова.

В клировых ведомостях за 1838 г. про Церковь Преображения Господня сказано, что построена в 1764 г. тщанием покойного Петра Степановича Салтыкова. На закладных кирпичах в кладке свода храма стоит дата 1770, а в кладке колокольни — 1771.

В приход Спасской церкви входили село Спасское, деревни Тефаново, Трутнево, Лупаново и Зараменье, принадлежавшие Салтыковым, а также расположенное поблизости сельцо Хорошилово Нееловой.

храм в спас каменке дмитровского района

По резолюции митрополита Филарета (Дроздова) в 1829 г. в Спасской церкви устроено печное отопление. В начале 20 в. вокруг Преображенской церкви построена прямоугольная в плане ограда с каменными столбами и металлическими решетками (проект 1911 г.) и реконструирована система отопления. Небольшая, одноглавая, каменная Преображенская церковь в стиле раннего классицизма с отголосками барокко с трапезной и колокольней имеет продольно-осевую композицию и состоит из бесстолпного безапсидного храма в виде вытянутого по продольной оси четверика небольшой трапезной и невысокой двухъярусной колокольни.

Все части здания объединяет и общий декоративный мотив обработки стен вертикальными филенками, в которых помещены окна с подоконными и надоконными рельефными «досками». Окна имеют плоские ленточные белокаменные наличники.

На кладбище возле церкви был похоронен действительный статский советник И. П. Бестужев-Рюмин, родной брат декабриста М. П. Бестужева-Рюмина, князь Иван Федорович Звенигородский.

Преображенская церковь была закрыта во второй половине 1930-х гг. и некоторое время здание использовалось для нужд местного колхоза. Сейчас храм восстанавливается.

Но вернемся к истории села Спас-Каменка. В 1838 г. Спасское — владения графини Софии Владимировны Паниной, дворовых людей 17 человек, крестьян 143 человек, к Спасскому относятся ее же вотчина деревни Тефанова, Лупаново и Зараменье.

храм в спас каменке дмитровского района

В клировых ведомостях с 1847 г. по 1874 г. Спасское находится во владении графа Виктора Никитича Панина. В 1890 г. в нем проживает 147 жителей, и работают тесемочные фабрики московского мещанина Ивана Терентьевича Коноплева с 8 рабочими, крестьянина Игнатия Петровича Петрова с 5 рабочими и крестьянина Сергея Федоровича Логинова (6 рабочих, которыми управляют сами владельцы.

До начала 20 в. в Спас-Каменке ежегодно проводилась сельскохозяйственная ярмарка.

В 1900 г. в Спасском на Каменке открыто земское училище (попечительница — графиня Софья Владимировна Панина, законоучитель — священник о. Цветков, учитель — Семен Петрович Иванов). В 1911 г. Спасское (Каменка тож) (принадлежит М. Н. Большакову), в нем 27 дворов, земское училище, при котором открыта бесплатная народная библиотека, (учительница Мария Константинова Цветкова) и бумаготесемочные фабрики: Ильи Степановича Сухова (8 работников, открыта в 1909 г.), Сергея Федоровича Логинова (30 работников, открыта в 1892 г.), Любови Александровны Молочниковой (10 работников, с 1872 г.), Анастасии Матвеевны Потемкиной (1 4 работников, открыта с 1898 г.).По данным на 1923 г. в Спас-Каменке проживают 220 человек, есть школа, сельсовет, районный ККОВ, пожарная дружина.

По состоянию на 2011 г. в Спас-Каменке проживают 16 человек, но совсем рядом от деревни построен на берегу большого озера современный коттеджный поселок с одноименным названием. Так на территории некогда бывших графских земель теперь может отдохнуть любой желающий, и для этого необязательно быть графом.

Источник

Храм Преображения Господня с. Спас Каменка

Подробная информация

О храме

История села Спас-Каменка начинается с 15-го века. Тогда, как свидетельствуют архивы, его купил известный архитектор Василий Дмитриевич Ермолин. Позже село стало принадлежать его зятю Дмитрию Васильевичу Бобру, получившему в 1463 году «несудимую» княжескую грамоту.

Лишь когда владельцем села стал Никита Наумович Беглецов, были построены две новые церкви и колокольня. Никита Беглецов начал службу при дворе Василия шуйского с окладом в 18 рублей, а закончил с окладом в 70 рублей и с денежным окладом в 80 четей (400 га).

По переписи 1659 года, проведенной царем Алексеем Михайловичем, в селе было две церкви – Спасо-Преображенская и Рождества Богородицы.

Храм Спаса Преображения украшали два придела: пречистой Богородицы Одигитрии и Усекновения Главы Иоанна Крестителя. Образа святых в церкви были обложены серебром, венцы резные, с каменьями, Евангелие украшено серебряными резными образами. Из описи видно, что в Преображенской церкви находилась икона Преображения Господня, на особое почитание которой указывали приклады — «9 золотых, два креста — один яшмов, другой серебреной».

Богато была украшена и церковь Рождества Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и Александра Свирского. Она была теплой, святые образа также обложены серебром.

В 1727 году новый владелец князь Алексей Михайлович Черкасский заложил свою вотчину в Дмитровском уезде «своячине своей», княгине Прасковье Юрьевне Трубецкой, жене Петра Семеновича Салтыкова. В отказной книге говорилось, что в селе деревянная церковь с колокольней, на ней четыре колокола.

Известный деятель елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршал и главнокомандующий в Семилетней войне П.С. Салтыков был назначен московским генерал-губернатором. Он активно занимался благоустройством своих имений и подал прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшалой церкви в селе Спасское и постройке новой, каменной.

В клировых ведомостях за 1838 год сказано, что церковь Преображения Господня построена в 1764 году тщанием Петра Семеновича Салтыкова.

По резолюции митрополита Филарета в 1829 году в Спасской церкви устроено печное отопление. А вначале 20-го века вокруг Преображенской церкви построена ограда с каменными столбами и металлическими решетками. На кладбище возле церкви были похоронены действительный статский советник И.П. Бестужев-Рюмин, родной брат декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, князь Иван Федорович Звенигородский.
Каменная Преображенская церковь в селе Спас-Каменка была выстроена около 1770—1771 гг.
Село Спасское на реке Каменке, впоследствии Спас-Каменка, с 1745 г. принадлежало кн. П. Ю. Трубецкой, жене гр. П. С. Салтыкова, известного деятеля елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршала и главнокомандующего в Семилетней войне. В 1764 г. П.С. Салтыков, назначенный московским генерал-губернатором, переезжает на жительство в Москву и занимается благоустройством своих имений. 16 мая того же года было подано прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшавшей деревянной церкви в селе Спасском и о постройке новой каменной. Рапортом из Духовной консистории перестройка церкви была разрешена.

По клеймам на кирпичах коренной кладки здания церкви датировка строительства определена 1770—1771 гг. («1770» — в кладке храма, «1771» — в кладке колокольни), а время окончания строительства и ее освящения — 1774 г.

Церковь расположена на краю села, на берегу небольшого пруда. С южной стороны сохранилось несколько надгробий второй половины и конца XIX в.

Церковь сложена из кирпича размером 26 (25, 5) х 12 (12, 5; 11) х 6 (6, 5) см системой русской (верстовой) кладки с одинарной подрезкой шва, снаружи и внутри оштукатурена. На фасадах видны следы желтой и голубой краски.

Здание, декорированное в стиле раннего классицизма, имеет продольно-осевую композицию и состоит из бесстолпного безапсидного храма в виде вытянутого по продольной оси четверика небольшой трапезной и невысокой двухъярусной колокольни.

Нижний ярус колокольни, представляющий открытую паперть, трапезная и храм с одним ярусом окон образуют единый объем, завершенный общим карнизом. Все части здания объединяет и общий декоративный мотив обработки стен вертикальными филенками, в которых помещены окна с подоконными и надоконными рельефными «досками». Окна имеют плоские ленточные белокаменные наличники.

Из общего объема храм выделяется благодаря высокому лотковому своду (на сегодняшний день наполовину разрушенному), который покрывала железная кровля, устроенная по деревянной обрешетке. Судя по фотографиям 50-х гг. XX столетия, свод завершался глухим квадратным в плане деревянным барабаном с полуглавием и миниатюрной фигурной главкой. Благодаря тому, что алтарь включен в объем храма, последний приобрел вытянутый план, дополнительную, четвертую, ось проемов и смещение дверей на крайнюю западную ось. Вследствие этого боковые фасады храма получили метрическое членение филенками без выделения центральной оси.

Отсутствие отдельного алтарного помещения определило оригинальное композиционное своеобразие церкви, так же своеобразно решение колокольни, квадратный ярус звона которой поставлен над прямоугольной папертью, опираясь на стену трапезной, западную стену паперти и перекинутые между ними подпружные арки. К «звону» ведет винтовая деревянная лестница, устроенная в северо-западном пилоне паперти. Архитектор Гольдман Н.С.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *