храм в спасе волоколамского района расписание богослужений
Муниципальное бюджетное учреждение
«Волоколамский библиотечный центр»
Навигация
Храм Преображения Господня в селе Спасс. 225 лет со времени возведения кирпичного здания церкви
Храм Преображения Господня в селе Спасс
к 225-летию (1791) возведения кирпичного здания церкви, памятника архитектуры
(постановление Правительства Московской области № 84/9 от 15.03.2002)
Фот. Г. Лепёхина, 2014 год
Спасс – одно из наиболее древних мест Волоколамского края. В древности село называлось Спасским и относилось к Льняникову Стану Рузского уезда. Во второй половине XV века оно принадлежало удельному князю Борису Васильевичу Волоцкому, брату Великого князя Московского Ивана III. Борис Васильевич получил его от своей бабки, Великой княгини Софии Витовтовны.
В 1477 году Борис Васильевич Волоцкий завещал село Спасское своей жене княгине Ульяне.
В 1497 году, после смерти Бориса Васильевича Рузский удел получил младший сын Волоцкого князя Иван Борисович. Новый владелец села, Иван Борисович Рузский был крестным и духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого. Вскоре после смерти матери, в ноябре 1503 года, двадцатилетний Иван тяжело заболел и, невзирая на недовольство бояр, велел перевезти себя в Иосифо-Волоцкий монастырь. Перед смертью юный князь составил духовную грамоту, согласно которой Рузский удел как вымороченный поступал во владение Ивана III. Село же Спасское с деревнями Иван Борисович завещал Иосифо-Волоцкому монастырю.
Храм Преображения Господня существовал в селе Спасском, без сомнения, и в XV веке. В начале XVI века за селом числилось 43 деревни, следовательно, церковный приход был немалый.
В 1669 году вместо старой обветшавшей церкви в селе при святейшем Патриархе Иосифе был построен и освящен новый храм. И старая, и новая церкви были деревянными. По переписным книгам 1678 года приходских дворов у Спасса Преображения насчитывалось 78.
С 1715 года село Спасское принадлежит светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову.
Строительство существующего здания церкви относится ко второй половине XVIII века. Время его сооружения точно не установлено. В литературе приводится две даты: 1770 год и 1791 год.
В клировой ведомости за 1877 год церкви Преображения Господня села Спасского написано: «Построена каменная в 1770 году тщением генерала-поручика Александра Артемиевича Загряжского. Престолов 2: Преображения Господня, в приделе теплом – Святителя Николая. Причта положено по штату издавна – священник, диакон, дьячок и пономарь. Дома у причта деревянные, собственные, на церковной земле».
В первой половине XIX века храм надстроен и покрыт вспарушенной кровлей с глухим каркасным, обшитым железом граненым барабаном. В 1854 году по проекту архитектора И.С. Бородина сооружена на прежнем месте новая колокольня.
Здание с осевой трехчастной схемой представляет реплику на Христорождественскую церковь в Волоколамске,
План церкви Рождества Христова
его архитектура носит двойственный характер. Архаичные, восходящие к XVII веку конструкции и организация внутреннего пространства сочетаются с наружным убранством, включающим элементы раннего классицизма. Основу композиции составляет бесстолпный двусветный одноглавый куб храма. Его высокий сомкнутый свод прорезан отверстием для квадратного фонаря, скрытого чердаком поздней надстройки. Квадратное помещение алтаря и удлиненная трапезная без столбов перекрыты полулотковыми сводами. В стенах здания – голосники. Несложная организация фасадов храма с лопатками на углах достаточно своеобразна благодаря характеру наличников высоких нижних окон.
Гладкие прямоугольные с многорядным кирпичным карнизом наличники поднимаются до окон второго света. Таким образом проемы объединяются в вертикальные звенья, равномерно членящие плоскость стены. Декорация остальных частей здания сводится к простым рамочным наличникам с накладными «досками» по осям проемов. Детали характеризуются сильным рельефом и отсутствием тесаных профилей, огрублены покрывающей фасады цементной штукатуркой. В пропорциях и силуэте увенчанной шпилем колокольни из пяти квадратных ярусов сильно влияние канонов классицизма. Однако в плоскостной декорации с робким привлечением псевдорусских мотивов явно намечается отказ от ордерных форм.
В интерьере церкви стены и своды покрыты сюжетной масляной живописью середины XIX века, сильно поновленной в 1970-х годах. Деревянные резные позолоченные иконостасы – четырехъярусный главный и двухъярусный в приделе – так же как утварь и паникадила – конца XIX – начала XX века.
Очевидно, в конце XIX – начале XX века настоятелем Преображенской церкви был протоиерей Петр Иванович Руссов. Его имя известно из надписей на двух находящихся в храме металлических, вызолоченных, украшенных меднолитыми дробницами с цветными эмалями хоругвях, сделанных по заказу прихожан в 1903 году. На одной из них изображен патрональный святой о. Петра Руссова – св. Петр Митрополит Московский. На оборотной стороне хоругвей резная надпись: «Сия хоругвь сооружена в память своего настоятеля и учителя духовного о. протоиерея Петра Иоанновича Руссова от прихожан Спасо-Преображенского храма 1903 года».
К этому времени относится сооружение и существующей ныне ограды храма. Надпись на воротах ограды свидетельствует: «Сия ограда сооружена на средства прихожанина сего Храма деревни Клишинской Павла Михайловича Русева при настоятеле Храма священнике Иоанне Павловиче Троицком, втором священнике Павле Александровиче Никольском и церковном старосте Иоанне Федоровиче Фролове в 1903 году».
В 30-е годы ХХ столетия Храм Преображения в отличие от множества других храмов не был закрыт. Но все же храму был нанесен некоторый ущерб. Были уничтожены все колокола. Самый большой колокол, предположительно в 200 пудов, был разбит и по частям сброшен на землю, так как не проходил в проем колокольни.
С 1945 года храм восстанавливается трудами настоятеля архимандрита Даниила, который собственноручно соорудил престол в правом приделе храма.
В Спасском храме две особо чтимые иконы – Тихвинской и Казанской Божией матери. Интересно, что почитание Тихвинской иконы Божией матери перешло в Спасский храм из храма Троицы Живоначальной села Рюховского.
Храм Троицы Живоначальной в Рюховском был двухэтажный, типа восьмерик на четверике, построенный на средства И.М. Левашева в 1779 году. Внизу был Тихвинский придел, вверху Троицкий. Колокольня построена в 1885. Закрыт в 1930-х годах, снесен в конце 1960-х.
Церковь Троицы Живоначальной, 1960-е годы
Вот как о сносе этого храма в 1992 году писал Вадим Иванович Кедров:
«Двести лет! Такую дату, неправда ли, стоило отмечать. Два века простояла церковь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в селе Рюховское, призывая своим благолепием к святым. И якобы охраняемая «каким-то» законом, была взорвана. Сработал «динамитный» атеизм.
Храм превратился в дорожную пыль. И кому бы помешал? Современные предания гласят, что он встал на пути черной «Чайки», хозяином которой был Сам. То есть тогдашний первый секретарь обкома партии Василий Конотоп. Именно он решил ее судьбу: «Их, таких памятников, в Волоколамском районе слишком много. » И через фундамент храма вскоре пролегла дорога Волоколамск – Руза.
Литература
Подготовила: Г. Кулакова,
заведующая сектором информационно-краеведческой работы.
Волоколамское благочиние
Волоколамское отделение
Библейско-богословских курсов
имени преподобного Сергия Радонежского
приглашает слушателей
Заведующий отделением: священник Михаил Завитаев,
настоятель Казанского храма с. Ярополец
Контакты: 8-910-402-88-16, E-mail: zavitaev@bk.ru
Место проведения занятий: воскресная школа Богородицерождественского храма г. Волоколамск.
Адрес: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Возмище, д. 14.
Дата и время установочной встречи
заведующего отделением курсов и педагогов
со слушателями:
13 сентября 2015 г. в 14:00.
Волоколамское благочиние запись закреплена
ВОЛОКОЛАМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИХ КУРСОВ
ИМЕНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРИГЛАШАЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ
Показать полностью.
Библейско-богословские курсы им. преп. Сергия Радонежского были учреждены в Московской епархии в 2013 году.
Задачей курсов является ознакомление слушателей курсов с Библией, с основами православного вероучения и православного богослужения.
Организационно-методическим центром курсов является Коломенская духовная семинария. Заведующим курсами является ректор КДС епископ Зарайский Константин.
Для удобства преподавателей и слушателей курсы работают по системе отделений. Волоколамское отделение действует с 2013 года. За прошедшее время состоялись 7 выпусков, свидетельства об окончании курсов получили более ста человек.
Текущей работой курсов в отделении руководит заведующий отделением Библейско-богословских курсов им. преп. Сергия Радонежского, преподают на курсах священнослужители благочиния.
Образовательный процесс предполагает слушание установочных лекций, домашнюю самостоятельную подготовку и итоговую аттестацию. Промежуточный и итоговый контроль в процессе обучения – собеседование. Учебная программа рассчитана на два года обучения (по два занятия ежемесячно!) и является единой для всех слушателей курсов. В течение первого учебного года запланировано провести 20 занятий по Священному Писанию Нового Завета и 20 занятий по Православному богослужению. В течение второго учебного года запланировано провести 20 занятий по Священному Писанию Нового Завета и 20 занятий по Православному вероучению согласно учебному плану.
Выпускникам курсов выдается епархиальное свидетельство об окончании курсов, подписанное ректором КДС.
ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ.
Объявляется набор слушателей на 2021–2022 учебный год.
На курсы принимаются совершеннолетние православные христиане без вступительных экзаменов. Для поступления на курсы кандидат представляет заведующему отделением курсов прошение на имя ректора КДС.
Заведующий отделением: священник Михаил Сергеевич Завитаев,
настоятель Казанского и Предтеченского храмов с. Ярополец
Место проведения занятий: воскресная школа Богородицерождественского храма г. Волоколамск.
Адрес: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Возмище, д. 14.
Дата и время молебна на начало учения,
записи на курсы и установочной встречи
заведующего отделением курсов и педагогов со слушателями:
12 сентября 2021 г. в 14:00.
Волоколамское благочиние запись закреплена
Храм Илии Пророка с. Ильинское. Волоколамск.
12 июня 2021 года епископ Фома совершил великое освящение храма святаго пророка Божия Илии, с приделами в честь Ахтырского иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, после чего совершил божественную литургию в новоосвященном храме.
Показать полностью.
Преосвященному Владыке сослужили и.о. секретаря Одинцовской Епархии священник Дионисий Казанцев, благочинный церквей Волоколамского района священник Михаил Поляков, благочинный церквей Красногорского района иеромонах Николай (Летуновский), благочинный церквей Шаховского района священник Андрей Тарасов, настоятель храма Илии пророка священник Евфимий Княжев и духовенство Епархии. За литургией в сан диакона был возведён алтарник Спасского храма с. Усово Владимир Субботовский.
По окончании Божественной литургии епископ Одинцовский и Красногорский Фома вручил общецерковные и епархиальные награды благодетелям и сотрудникам храма активно участвовавшим в деле восстановления храма.
Ордена «Серафима Саровского III степени» был удостоен П.А. Сухоручкин, медали «За усердное служение I степени» священник Василий Годунов, медали «За усердное служение II степени» священник Евфимий Княжев, медали «За жертвенные труды I степени» А.Е. Музыка и Н.А. Гилева, медали «За жертвенные труды II степени» А.В. Павлухина и Е.В. Моисеева, благословенной грамоты митрополита Крутицкого и Коломенского: А.С. Маликов, В.П. Сидоров, А.Ю. Федотов, Е.А. Княжева, Н.Н. Белоусова, С.П. Столыпко, В.В. Верховцева.
В знак любви и благодарности от настоятеля и прихожан храма Илии пророка в дар Преосвященному Владыке Фоме была преподнесена икона Божией Матери «Ахтырская» с изображенными на полях пророком Илией и святителем Николаем.
Волоколамское благочиние запись закреплена
Храм Илии Пророка с. Ильинское. Волоколамск.
Волоколамское благочиние запись закреплена
Одинцовская епархия
Волоколамское благочиние запись закреплена
Московская митрополия РПЦ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Возлюбленные братья архипастыри и сопастыри,
монашествующие и миряне!
Дорогие братья и сестры!
Показать полностью.
Святая Церковь, как любвеобильная мать, призывает всех чад своих на молитву, раскрывая в великопостных богослужениях богословские истины, столь потребные человеку для возрастания в жизни духовной, помогает освободиться от тяжкого бремени страстей и греха на исповеди, преподает Святые Тайны всем верным. Каждый, кто хоть раз прошел по великопостной дороге знает, как она сложна, требует сердечного трудолюбия и в то же время легка, как будто помогает душе воспарить над землей и узреть богоданный смысл своего бытия. Прекрасно сказано об этом у преподобного Симеона Нового Богослова, преставлению которого в этом году исполняется тысяча лет: «Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман».
В этом году мы начинаем пост в условиях, когда пандемия коронавируса еще не полностью преодолена. Новый недуг явился для нас также и духовным испытанием. В условиях изоляции и неопределенности мы имели возможность предаться молитвенному деланию и осмыслить, что такое грех в жизни человека. Пусть эти уроки не будут забыты.
Поздравляя с наступлением поста людей церковных, хочу обратиться к тем, кто знает о нем только понаслышке. Вы приобретете новый духовный опыт, в течение нескольких недель ограничивая себя в пище и развлечениях, отступив от суеты сует (См.: Еккл. 1:2). Как будто остановив бег времени, вы осознаете, что такое внутренняя тишина, сокрушение о своем несовершенстве, утешение, получаемое от покаяния. В наших храмах ждут вас с любовью и заботой. Не бойтесь и не смущайтесь! Поститесь и радуйтесь!
Дверь Святой Четыредесятницы открывается чином прощения в Неделю сыропустную или Прощеное воскресенье. Необходимость этого восходит к Господнему поучению: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Пусть мирские злоба и непримиримость будут отброшены. Священномученик Иоанн Восторгов (+1918) призывал: «Дай место чувству всепрощения, чувству святому и благодетельному: как огонь терния, так оно попалит нечистоту сердца, как воск истает и уничтожится тягость души. Не смущайся ничем, а сам прости всем и у других проси прощения».
Время и мне просить у всех вас, дорогие мои, прощения, если в чем согрешил словом, делом и помышлением, и всех сам со своей стороны прощаю.
Бог благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит и помилует всех нас!
+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
храм Спаса-на-Запрудне
официальная группа
создана по благословению настоятеля иерея Иоанна Степанова
храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.00
храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена
Димитриевская родительская суббота – день всеобщего поминовения усопших, который совершается в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). В этом году эта дата выпадает на 6-е число.
Димитриевская суббота была установлена в 14 веке после Куликовской битвы (1380 г.), когда князь Дмитрий Донской, считавший своим покровителем святого Димитрия Солунского, распорядился ежегодно поминать память более 250 тысяч воинов, погибших на Куликовом поле в ожесточенном бою с Золотой Ордой.
В этот день в храмах служат заупокойные службы, а верующие посещают могилы умерших родственников.
храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена
4 ноября – день Казанской иконы Божьей Матери, один из самых любимых и важных христианских праздников.
Праздник Казанской иконы верующие отмечают дважды в год: 21 июля — в память о явлении иконы в 1579 году и 4 ноября — это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году.
Казанская икона Богоматери – одна из самых почитаемых в России. С ней связаны сразу несколько исторических событий.
Показать полностью.
Обретение иконы произошло в 1579-м году, во время большого пожара в Казани, когда до тла выгорали целые кварталы.
В обгоревшей Казани после пожара девятилетняя христианка Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица, которая явилась девочке во сне. Икона лежала на пепелище, при этом была не тронута огнем.
Перед решающим штурмом, ополчение во главе с полководцами Мининым и Пожарским всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно этой иконе верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена
храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена
храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена
Праздник в честь перенесения в Москву Иверской иконы Божией Матери православная церковь отмечает 26 октября – точный список с чудотворной иконы привезли с Афона в 1648 году.
Одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире икон Божьей Матери по преданию написал Святой апостол и евангелист Лука по благословлению Пресвятой Богородицы еще во дни Ее земной жизни.
Показать полностью.
Иверской — икона Богородицы называется в честь одноименного монастыря на Святой Горе Афон, в котором неотлучно пребывает с начала XI века. Этот образ Божией Матери также называют «Вратарницей» или «Портаитиссою» — по месту ее пребывания над монастырскими воротами.
Согласно преданию, монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и после молебна о даровании монастырю явившейся святыни поставили ее в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Свою волю Святому Гавриилу Грузину во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.
Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и поныне. Согласно афонскому преданию, образ Богородицы покинет Святую гору, незадолго до Второго пришествия.
Храм Рождества Христова г. Волоколамск
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Показать полностью. Во второй половине XVII века (1653 г.) на посадской земле поставили деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Этой церкви досталась земля и утварь уничтоженного в лихолетье войны Сергиевского храма.
В течение первой половины XVIII века деревянное здание Христорождественской церкви несколько раз горело. Каменную двухпрестольную церковь построили в 1776-1778 годах по благословению епископа Переяславского Феофилакта (Горского) храмоздатели – московский купец Алексей Петров и волоколамский мещанин Иосиф Калинин.
Рост прихода в первой половине XIX века потребовал перестройки тесного трапезного храма преподобного Сергия. В 1835 году по благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова) на средства церковного старосты волоколамского купца 3 гильдии Ивана Сергеевича Смирдина и почётного гражданина Ивана Ивановича Бажанова трапезную церковь разобрали с устройством приделов преподобного Сергия (северный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (южный) и новой колокольни. На средства тех же вкладчиков в приходе построили каменную одноэтажную богадельню. В марте 1900 года по проекту московского архитектора В. Ф. Жигардловича начали постройку яруса колокольни, паперти, каменной ограды с сторожкой.
В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни. Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году. После войны здание храма занимали различные административные учреждения.
Источник: http://volokblag.ru/templas/146-2010-12-08-19-23-.
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
ВОЛОКОЛАМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИХ КУРСОВ
ИМЕНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРИГЛАШАЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ
Показать полностью.
Библейско-богословские курсы им. преп. Сергия Радонежского были учреждены в Московской епархии в 2013 году.
Задачей курсов является ознакомление слушателей курсов с Библией, с основами православного вероучения и православного богослужения.
Организационно-методическим центром курсов является Коломенская духовная семинария. Заведующим курсами является ректор КДС епископ Зарайский Константин.
Для удобства преподавателей и слушателей курсы работают по системе отделений. Волоколамское отделение действует с 2013 года. За прошедшее время состоялись 7 выпусков, свидетельства об окончании курсов получили более ста человек.
Текущей работой курсов в отделении руководит заведующий отделением Библейско-богословских курсов им. преп. Сергия Радонежского, преподают на курсах священнослужители благочиния.
Образовательный процесс предполагает слушание установочных лекций, домашнюю самостоятельную подготовку и итоговую аттестацию. Промежуточный и итоговый контроль в процессе обучения – собеседование. Учебная программа рассчитана на два года обучения (по два занятия ежемесячно!) и является единой для всех слушателей курсов. В течение первого учебного года запланировано провести 20 занятий по Священному Писанию Нового Завета и 20 занятий по Православному богослужению. В течение второго учебного года запланировано провести 20 занятий по Священному Писанию Нового Завета и 20 занятий по Православному вероучению согласно учебному плану.
Выпускникам курсов выдается епархиальное свидетельство об окончании курсов, подписанное ректором КДС.
ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ.
Объявляется набор слушателей на 2021–2022 учебный год.
На курсы принимаются совершеннолетние православные христиане без вступительных экзаменов. Для поступления на курсы кандидат представляет заведующему отделением курсов прошение на имя ректора КДС.
Заведующий отделением: священник Михаил Сергеевич Завитаев,
настоятель Казанского и Предтеченского храмов с. Ярополец
Место проведения занятий: воскресная школа Богородицерождественского храма г. Волоколамск.
Адрес: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Возмище, д. 14.
Дата и время молебна на начало учения,
записи на курсы и установочной встречи
заведующего отделением курсов и педагогов со слушателями: