храм в средней азии
Немного о православных храмах в Средней Азии. Из истории и деятельности История
Автор Анастасия Ильина.
Узбекистан и Кыргызстан.
Воскресенский кафедральный собор Бишкека.
Позднее по мере обустройства — Пишпека, Каракола и крупных поселков Токмак, Нарын, Атбаши и сел появлялась началось строительства православных храмов. Храмы были разными по величине, по срокам строительства, многое зависело и от финансирования строительства. В целом каменные и деревянные церкви в Туркестане строились быстро – храм поднимался за два-три года. Место выбиралось по возможности лучшее. Храмы различались по целевому назначению и по вместимости. Многие храмы были схожи, но некоторые- особенно деревянные, были очень высокого уровня и оригинальными по архитектуре(например, храм Пресвятой Троицы в Караколе). Развитие деревянного церковного зодчества здесь было связано отчасти с нередкими землетрясениями, особенно в горных и предгорных районах. Зодчества.
2.храм Святой Троицы (г.Каракол-быв.г.Пржевальск)
К 1900 году в Пишпекском православном благочинии, куда входили Пишпекский, Пржевальский и часть Аулие-Атинского уезда, было десять церквей. В других районах только Киргизии действовало еще около пятнадцати храмов. К 1917 году в Киргизии насчитывалось более тридцати храмов
Значительное строительство православных храмов шло и на территории современного Узбекистана, особенно в Ташкенте и Самарканде. В 1916 г. епископская кафедра была переведена из г. Верного (Алма-Ата) в г. Ташкент.
Но много раньше на территории современного Узбекистана возник ряд храмов. Например, один из интересных архитектурно и почитаемых православных храмов возник под Ташкентом и ведет свое начало с конца19 века, когда в селе Троицкое — ныне Чирчик — началось строительство храма Храм, получивший имя ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА был освящен 23 ноября1900 г. 114 лет назад. Церковь включает в себя притвор, центральную часть алтарь. Центральная часть двухъярусная. Фактура фасада церкви выполнена в «кирпичном» стиле, она насыщена элементами декоративного убранства из древнерусской архитектуры. На базе храма был создан Свято-Троице-Георгиевский монастырь в 1996 г.
В самом Ташкенте был, в том числе, построен Свято-Успенский кафедральный собор недалеко от военного госпиталя образовалось и военное кладбище. При госпитале и кладбище была 1902 г. окружена временная церковь, освященная в 1902 г.
В Ташкенте во глубине городского православного кладбища, которое сейчас называют Боткинским, на небольшом холме 23 ноября 1902 года была осуществлена закладка ныне действующей церкви во имя великого князя Александра Невского. Первый камень, положенный в строительство храма, был освящен 6 декабря 1902 года Многие из созданных ранее церквей не сохранились.
— Кафедральный собор Успения Божией Матери (г.Ташкент),
Но в Ташкенте сегодня действует 5 храмов. Среди новых — 3 августа 1991 года во владение Русской Православной Церкви было передано здание, построенное в 1970 году и, по архитектурному проекту задуманное как зал гражданских панихид, которое находилось на территории городского кладбища «Домбрабад-2», ныне это Храм святого равноапостольного великого князя Владимира.
Сейчас в Ташкенте 5 православных храмов –Успенский собор (Кафедральный собор Успения Божией Матери);; Храм Александра Невского (Храм святого благоверного великого князя Александра Невского)-; Храм Ермогена (Храм священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца);Владимирский храм ( Храм святого равноапостольного князя Владимира); Свято-Троице-Никольский женский монастырь.
4-храм святителя Алексия, митрополита Московского (г. Самарканд)
Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь (г.Чирчик)
Социальный отдел Иоанна Кронштадтского осуществляет связь с государственными и социальными учреждениями, привлекая и собирая благотворительную материальную помощь и распределяя её между социальными учреждениями и нуждающимися людьми. Также осуществляется патронаж на дому, предоставляется юридическое содействие людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, при оформлении и восстановлении документов подопечным и другая необходимая помощь. На благотворительном складе многодетные и малообеспеченные семьи, а так же лица без определенного места жительства регулярно получают одежду и продукты. На собраниях добровольцев, которые проходят два раза в месяц. Здесь разбираются трудные случаи в служении, проводятся тренинги и лекции по уходу за больными, распространяется опыт здорового образа жизни. Укреплению дружбы между добровольцами содействует совместное проведение праздников, памятных дат и других мероприятий. В целях повышения знаний и навыков в декабре 2012 года три человека участвовали в 3-ей Межрегиональной Конференции по социальному служению проходившей в городе Екатеринбурге, в итоге получены новые навыки и установлены необходимые контакты с партнерами. А В феврале 2013 года был проведен Первый Епархиальный съезд социальных работников, который позволил всем поделиться своим опытом служения и получить необходимую информацию для дальнейшей работы. Сестры милосердия и добровольцы Отдела социального служения активно участвуют в жизни Епархии. На привлеченные средства были организованы мероприятия «От сердца к сердцу», праздник «Белого цветка», акция «Скоро в школу», проведен профессиональный медицинский осмотр прихожан, состоялось посещение Домов престарелых, Беловодской спецшколы-интерната, для детей находящихся в конфликте с законом. Прошло около года со дня открытия Социального отдела. Много сделано, гораздо больше предстоит сделать. Организуется работа с лицами без определенного места жительства, к которым требуется комплексный подход для их социализации. Создан т,н. «Автобус Милосердия». Благодаря передвижному пункту социальной помощи планируется раздача горячего питания, одежды, осуществление врачебный осмотра и, при необходимости, оказание первой медпомощи лицам без определенного места жительства. В дальнейшем предполагается создавать Дома трудолюбия, которые позволят вернуть их к труду и к жизни, достойной человека. В Кыргызстане работают активно –что хочется отметить активно работающие в плане духовно-просветительской работы оказания реальной помощи людям- такие как известный исследователь истории православия Е.Е.Озмитель, М.А.Макарова. В.С.Солобутина и другие, отдающие свои силы доброму и благородному делу.
Самый большой православный храм Центральной Азии освящен в Бишкеке
Бишкек, 11 декабря 2015 г.
10 декабря 2015 года в рамках торжеств, посвященных 1000 летию со дня преставления равноапостольного великого князя Владимира, в Бишкеке был освящен крупнейший храм в Средней Азии.
Собор строили 20 лет: закладку камня в основание Свято-Владимирского храма совершил архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир 18 марта 1995 года, сообщает сайт Бишкекской и Кыргызстанской епархии.
Великий чин освящения храма совершил глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий в сослужении архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, временно управляющего Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане, епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима, епископа Алатарского и Порецкого Феодора, епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила, а также гостей в священном сане и духовенства епархии.
После освящения в храме была отслужена первая Божественная литургия.
За Богослужением молились монашествующие епархии и многочисленные верующие.
На торжественную церемонию открытия храма приехали представители Аппарата Президента и Правительства Кыргызстана, представители дипломатических миссий, мэр города Бишкека, представители министерств и ведомств, общественные деятели.
На недавно установленной временной колокольне впервые зазвонили девять новых колоколов, отлитых в Каменске-Уральском (Россия), радостно благовествуя о рождении нового храма.
Торжественное освящение престола самого крупного храма в Средней Азии, проведенное в Бишкеке, явилось одним из центральных событий православного мира в Кыргызстане.
История христианства в Средней Азии
История христианства в Средней Азии
Автор: Дмитрий Питиримов Ташкент, Узбекистан, 2007 г.
Оглавление
Раннее христианство в Азии
Появление христианства в Средней Азии
— Несторианская церковь
— История возникновения
— Вероучение
Распространение Евангелия Несторианами
— Доисламский период
— Период становления Ислама
— Связь монгольских завоеваний с распространением христианства
— Крестовый поход с Востока
Закат и культурный след раннего христианства в Средней Азии
— Легенда о пресвитере Иоанне
— Недавние археологические находки, относящиеся к эпохе распространения несторианства
Возвращение христианства в Среднюю Азию
— Немного о терминах
Евангельское христианство в Средней Азии
— Менониты
— Молокане
— Баптисты и евангельские христиане
— Образование баптистских церквей
— Репрессии в досоветский и советский периоды
— Другие христианские течения
Раннее христианство в Азии
Достоверно известно, что Церковь начала свое распространение с Азиатского континента. Её ранняя история свидетельствует, что первые центры христианства находились в Азии. В Азии было построено первое здание церкви, был начат первый перевод Нового Завета (Пешитта II век), и появились первые христианские поэты. Считают также, что в Азии появился первый христианский монарх и первое христианское государство. На долю азиатских христиан выпали самые суровые гонения. Но масштабы распространения Евангелия в Азии были несопоставимо большими в сравнении с усилиями западного христианства вплоть до конца 13 столетия. Духовная власть Несторианской церкви простиралась на территории большей, чем территория Рима или Константинополя.
К сожалению, до современных исследователей дошло сравнительно мало исторических документов, позволяющих составить более полное представление о восточных ветвях христианства, которые приносили свои плоды за пределами Римской империи. Сохранившиеся документы являются слишком шаткой основой для некоторых смелых суждений относительно раннего христианства на Востоке.
Одни называют Несторианскую церковь самыми ревностными распространителями Евангелия, которых когда-либо видел мир. Другие утверждают, что несториане больше стремились к политическому влиянию. Столь же противоречивы суждения в теологических спорах, возбуждаемых историей раннего восточного христианства. Для одних несториане – еретики. Другие говорят о них как об истинных христианах, сохранивших древнюю апостольскую традицию, избежав заражения западной греческой философией.
Появление христианства в Средней Азии
Христианство проникло в Среднюю Азию из Персии, куда оно было принесено сирийцами. Принятие христианства императорами Рима, враждебного Персии, вызвало гонение на христиан в Персии и переселение части христиан на Восток. С 334 г. упоминается христианский епископ в Мерве.
В V в. принятие персидскими христианами несторианства и разрыв их с Римом и Константинополем примирили с христианами персидских царей. С тех пор распространение христианства в Средней Азии было главным образом делом несториан.
Окончательно анафема несторианам была произнесена на Халкедонском соборе в 451 г. От репрессий последователи Нестория могли избавиться лишь путем отречения от своего учения, что они отказались сделать.
Несториане сформировались в единое религиозное сообщество, когда, спасаясь от гонений, иммигрировали в Персию (Эраншахр) в 489 году. Там они присоединились к Ассирийской Церкви Востока, также придерживавшейся Антиохийской богословской традиции.
Большинство несториан, по некоторым оценкам около 170 тысяч человек, и по сей день живут в Ираке, Сирии и Иране, где они в основном известны, как Ассирийцы. Главой Несторианской церкви является Патриарх, чья резиденция находится в Ираке.
В Среднеазиатском регионе более всего потомков несториан сохранилось в юго-восточном Казахстане, а также частично в Киргизстане.
Несторианство признает полную симметрию богочеловечества Христа. В едином богочеловеческом лице (личности) Христа с момента зачатия не слитно были соединены две ипостаси (единичные природы) и две (общие) природы (божественная и человеческая). Воля, в отличие от православного учения, считается свойством личности, а не природы, поэтому признается одна богочеловеческая воля Христа.
Несторианство утверждает важность для спасения людей всей земной жизни Христа, а не только Его смерти на кресте и воскресения, хотя и признает кульминационное значение последних. Особо подчеркивается важность подвигов Христа, как человека. До крещения в Иордане Христос, как человек, в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет совершенное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама.
Основным противником Нестория был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. В отличие от Нестория Кирилл признавал личность Христа чисто Божественной, а не богочеловеческой, и настаивал на необходимости термина «Богородица».
Распространение Евангелия Несторианами
Персия приобрело это свое название лишь только в позднем средневековье, а во времена переселения Несториан называлась Эраншахр, во главе с шахиншахом (царем царей), и простиралось от Индостана до Дешти Кипчака (Великой степи) от Памирских гор до Кавказа. Это великое государство подразделялось на 18 сатрапий (сат –сто, рабат – предместье). Согд (Самарканд) был цекнтром одной из 18 сатрапий Эраншахра. Поэтому здесь, где, несмотря на массовость зороастризма, господствовала веротерпимость, несториане сумели создать мощный христианский центр, концентрическими кругами евангелизировавший окружающий языческий мир, охватывая территории современных Бухары, Ферганы, Ташкента, Южного и Юго-Восточного Казахстана и современного Киргизстана.
В обширном регионе Бухары, бывшей частью Эраншахра, присутствие несториан отразилось на процессе формирования городских центров, который к моменту арабского завоевания в начале 8 века был в основном завершен. Древние города Варакша, Варганзи, Рамитан, Кермине, Пайкент и сама Бухара застраивались по схожей схеме: цитадель, шахристан (основное жилое ядро города), кладбище (за пределами городских застроек) и здание христианского храма. В Бухаре того времени христианский храм стоял у восточных ворот.
Другой арабоязычный автор, по происхождению тюрк, серьезный ученый, историк и лингвист Махмуд Кашгари, приводит личное свидетельство о том, что в юго-восточном Дешти-Кипчаке (Великой Степи), Узгенском царстве и Уйгурском каганате существовали и процветали общины с центром в Согде (Самарканде). По словам Кашгари «в Исфиджабе и Таразе, в Кашгаре и Узгенде вплоть до Кубы (Кувы) жил народ согдак, исповедующий Масиха (Иисуса Христа) и говоривший на двух языках: согдийском и тюркском).
Узгенд ныне – районный центр Ошской области Киргизстана. Кува – районный центр Ферганской области Узбекистана. Здесь в 1956 году археологическая экспедиция обнаружила три христианских храма. Еще несколько древних христианских храмов было обнаружено в Узгенде, который довольно длительный период средневековья играл значительную роль на востоке, являясь столицей сильнейшего государства.
С практической точки зрения популярность несторианства можно объяснить тем, что христианство, как монотеистическая религия с развитой догматикой выгодно отличалось от языческих верований идолопоклонства (бурханизма), шаманизма, тангризма и др. Христианами становились интеллектуально развитые личности, занимавшие в обществе определенное привилегированное положение, которые использовали свое влияние для дальнейшего распространения христианства.
Интересный отголосок той эпохи можно встретить в этих краях и теперь. Знающие свое происхождение и хорошо разбирающиеся в родословной (шаджара) казахи часто признают, что их предки были несторианами.
Несторианская церковь основала также свои епископства в Аравии и в Индии. В 635 году несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан, Тайцзун и Гаоцзун покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви.
Период становления Ислама
С приходом ислама в Персию в 637 году, несториане получили от новых правителей законное покровительство. В период между 7 и 14 столетиями, несмотря на господство ислама в регионе, многочисленные несторианские общины продолжали процветать, в том числе, и в Средней Азии. В частности, в X в. упоминаются христианские селения Вазкерд (в горах к Югу от Самарканда) и Винкерд (около места впадения Чирчика в Сырдарью).
Влияние монгольских завоеваний на распространение христианства
К моменту начала вторжения монголов в Среднюю Азию, её территория в основном принадлежала Хорезму, который в начале XIII века представлял собой крупное ирано-мусульманское государство. В 1223 г. царство Мухаммеда Хорезм-Шаха, простиравшееся от Инда до Каспийского моря было завоевано. Под натиском монголов пали Бухара, Ходжент, Самарканд, Балх, Мерв, Герат и др. Славящиеся своей жестокостью монгольские завоеватели, разрушили практически полностью древние города Средней Азии, среди которых были Ургенч, Бухара и Самарканд.
Разумеется армия Чингисхана не пощадила и церкви. Бесчисленное множество людей, населявших Среднюю Азию, было убито, замучено и уведено в плен. Казалось, это должно было привести к полному исчезновению христианства, которое и без того было сильно ослаблено господством ислама в регионе. Однако, благодаря семенам Евангелия, посеянным несторианами, чингизиды сами стали средой для распространения христианства.
Еще в 1007 г. христианство принял народ кераитов в Монголии. В XII в. была учреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная часть Семиречья. В начале XIII в. было много христиан среди кочевых найманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров. Христианские кераиты, найманы и уйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников в Китае, Средней Азии и Персии.
Во дворце Хубилая (1260-1294) внука Чингисхана, проповедовали несториане, что привело к покаянию императрицы и её сына.
Крестовый поход с Востока
Закат и культурный след раннего христианства в Средней Азии
В XIV в. с несторианством вступает в борьбу католическая пропаганда; возникают католические епархии в Пекине, Алмалыке (около Кульджи) и Самарканде. Часть несториан вошла с сообщество с Римом и известна ныне, как «Халдейская церковь».
Вследствие развития торговли проникают в Среднюю Азию христиане других исповеданий. Например, на берегу оз. Иссык-Куль был армянский монастырь, в котором показывали мощи св. апостола Матфея. Успехи ислама и буддизма в XIV в. со временем прекратили деятельность как несторианских, так и других христианских проповедников в Средней Азии.
Предание о насильственном истреблении остатков христианства Тимуром, не подтверждается письменными источниками. Христианство в Средней Азии исчезало постепенно, вследствие прекращения отношений со странами христианской культуры. Однако более чем тысячелетнее присутствие христианской культуры в регионе, не могло не оставить неизгладимые следы в культуре местных народов. Исследователи находят эти следы в прикладном искусстве, языке и устной традиции.
В частности наличие глубокого выреза на нательных рубахах, а так же расширяющийся по направлению к горлу запах верхних халатов у народов Средней Азии, объясняется тем, что в пору становления ислама, новые правители, требовали, чтобы одежда не закрывала шею. Это давало возможность отличать христиан, которые носили кресты, от людей, исповедующих другую религию.
Легенда о пресвитере Иоанне
Эта легенда распространилась в середине XII века от берегов реки Хуанхэ до Атлантики, между китайцами, турками, монголами, персами, арабами, индийцами, армянами, а также всеми европейскими народами, участвовавшими в крестовых походах. Период развития легенды занимает около 400 лет.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что в основании слуха лежал действительный факт успеха несторианского христианства среди племён Средней Азии, записанный у Абуль-Фараджа. Первое известие о пресвитере Иоанне находится в летописи Оттона Фрейзингского от 1145 года, откуда оно переходит в другие хроники.
27 сентября 1177 года Папа Александр III отправил послание Иоанну пресвитеру со своим эмиссаром Филиппом. О дальнейшей судьбе Филиппа ничего неизвестно, предположительно, он не вернулся из своего путешествия.
С падением владений крестоносцев в Палестине слухи о пресвитере Иоанне утихают, но они возрождаются с появлением авангарда армии чингизидов в Персии и Армении. Монгольского хана Хулагу считают то пресвитером Иоанном, то сыном его Давидом.
Марко Поло находит потомков первого пресвитера Иоанна в лице монгольских князей, несториан, кочевавших по просторам Азии. Интерес к древней легенде не угас и по сей день.
Следы несториан в Средней Азии, позволяют приоткрыть завесу этой тайны.
В 2004 году местные жители строили в Ургутских горах дорогу и задели бульдозером кусок холма. То, что они увидели в его срезе, заставило их послать за археологами.
Монастырь хорошо сохранился, его, видимо, миновали и пожары и нападения. Памятник в идеальном состоянии: если его раскопать и привести в порядок, то в нем можно жить.
Возвращение христианства в Среднюю Азию
Немного о терминах
Центральная Азия — обширный, не имеющий выхода к морю, регион Азии. Несмотря на некоторую неопределённость его границ, выделяются общие характеристики данного региона — в частности, Центральная Азия исторически всегда ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия всегда выступала как место, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента — Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.
Впервые выделил Центральную Азию в качестве отдельного региона мира географ Александр Гумбольдт (1843). В общей истории Центральной Азии, подготовленной ЮНЕСКО, определение региона базируется на его климатических особенностях, и сам регион включает Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны и пять бывших советских среднеазиатских республик.
Существует и другой метод определения границ Центральной Азии — исходя из этнического состава населения (за основу берутся районы, населённые восточно-тюркскими народами, монголами и тибетцами). Сюда входят Синьцзян, тюркоязычные регионы Южной Сибири, пять бывших советских среднеазиатских республик (хотя Таджикистан населён ираноязычными народами) и афганский Туркестан.
В российской географической науке существует также понятие Средней Азии. В советское время она включала Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизию (часто также Казахстан). Последнее образовалось в результате трансформации терминов Русский Туркестан (Туркестанский край) и Туркестан. Туркестанский край, как часть (край, генерал-губернаторство) Российской Империи, включал в себя территорию, начиная с Южного Казахстана, до границ сохранивших ограниченную независимость Бухарского и Хивинского государств.
Начало завоевания Туркестана обычно датируется 1865 годом, когда Ташкент был сдан отряду русских войск, численностью 3000 человек, под командованием генерала Черняева. До этого момента территория Туркестана была распределена между Бухарским, Кокандским и Хивинским феодальными государствами.
В 1867 первым Генерал-губернатором Туркестанского края был назначен Константин Петрович Фон-Кауфман. В советское время, когда Бухара и Хива были аннексированы советами, границы Туркестана расширились за счет новых территорий.
С того момента понятия Туркестан и Средняя Азия часто стали употребляться как равнозначные. Во многих языках нет различения понятий «Средняя Азия» и «Центральная Азия», что порой приводит к сложностям при переводе и недоразумениям.
Евангельское христианство в Средней Азии
В 19 столетии влияние Царской России в Средней Азии выражалось также и в распространении христианства, в основном, в форме православия. Проникновению других форм христианства в азиатские районы Российской Империи в значительной степени способствовала политика освоения земель путем переселения народов из других регионов России.
Переселенцы пользовались свободой вероисповедания, которой не было в российской метрополии, освобождались от воинской обязанности и налогов сроком до 50 лет. Они поселялись в небольших поселениях, в том числе и расположенных вокруг Ташкента: Верхне- и Нижне-Волынске, Искандере, Карабаке, Газалкенте и др.
Одним из важных компонентов, повлиявшим на развитие так называемого Евангельского христианства в Центральной Азии, стали немецкие менониты.
Менонитство представляет собой дальнейшее развитие мощного движения анабаптистов, возникшего в 16 веке и охватившего в свое время всю центральную Европу. В Россию менониты попали, когда после двух манифестов Екатерины II от 4 декабря 1762 г. и от 22 июля 1782 г., Россия открыла двери иностранным переселенцам.
Как известно, менониты отказывались служить в армии по своим религиозным убеждениям. Зная это, российское правительство обещало менонитам освобождение от воинской обязанности. И они действительно не привлекались к службе в армии вплоть до 1880 года, когда русский царь Александр II издал новый указ. Согласно этому указу все мужчины менонитов подлежали призыву в армию.
Выход из сложной для менонитов ситуации был найден, когда один из лидеров менонитской общины Герман Янцен, встретился в Петербурге с генерал-губернатором Туркестана Фон-Кауфманом, тоже немцем по национальности. Кауфман пригласил менонитов в Русский Туркестан, пообещав им освобождение от налогов и воинской обязанности на 25 лет.
Фактически у менонитов не было выбора, и в 1881 году они, оставив в России большую часть своего имущества, проделали сложнейший путь до поселка Сары-Агач, приблизительно в 20 километрах севернее Ташкента. Там менонитов после долгой дороги встретил сам Фон-Кауфман.
Но менониты, прибывшие в Сары-Агач, оказались приверженцами разных религиозных воззрений, и через некоторое время они постановили разделить общину и жить подальше друг от друга. Со временем менониты основали свои маленькие общины повсюду на огромном пространстве Туркестана между Верным (Алматы) и Хивой.
Один из менонитов даже служил переводчиком при дворе Хивинского Хана, а искусные менонитские мастера покрывали паркетом тронный зал ханского дворца в Хиве.
Еще сорок пять семей менонитов под руководством Абрама Яковлевича Петерса 1 августа 1881 года покинули юг Украины и переселилась на свободные земли Таласской долины Киргизии. 4 апреля 1882 года, там было образовано первое немецкое село Николайполь (после революции Ленинполь).
Во многих населенных пунктах Узбекистана немецкие религиозные общины сохранили свою жизнеспособность вплоть до конца 80-х годов 20 века, когда немцы массово, стали возвращаться на свою историческую родину. Многие из ныне действующих евангельских церквей в Узбекистане были основаны, или активно поддерживались немцами менонитами, которые в 1963 году присоединились к Союзу Евангельских Христиан-Баптистов в виду близости вероучений.
С середины 19 века по всей России проживало множество молокан. Они славились как прекрасные работники и в области обработки земли были непревзойденными мастерами. В числе самых крупных производителей зерна в России были молокане. Они осваивали земли, начиная от Сахалина до Туркестана, причем их поселения были даже на границе России с Ираном, там, где ныне находится столица Туркменистана Ашхабад. Молокане были лояльны по отношению к царской власти, и выступали против революционного движения в России.
Образовывались новые населенные пункты, в которых компактно поселялись верующие из российских регионов Советского Союза. Так на территории Туркестана встретились два важных источника нынешнего евангельского движения: менониты и молокане.
Баптисты и евангельские христиане
В то же время в южных районах России распространялось движение, называемое «штунда» (от немецкого слова штунде, то есть урок). Группы штундистов образовывались благодаря появлению и свободному хождению в России Библии, изданной на русском языке. Люди собирались, чтобы узнать, что написано в Слове Божием и, просвещаясь, обращались к Богу. Движение штундистов дало начало массовому распространению баптизма в России.
Многие приверженцы ранее существовавших малочисленных религиозных групп, воспринимая библейские истины, становились членами баптистских церквей. В конце 19, начале 20 веков баптистские церкви почти наполовину состояли из бывших молокан. Благодаря деятельности евангельских христиан и баптистов первая баптистская поместная церковь была образована и в Ташкенте. Это случилось на рубеже 19 и 20 веков.
Образование баптистских церквей
Первой поместной баптистской церковью, образовавшейся на территории Средней Азии, стала Ашхабадская церковь (1890 г.). Вначале переселенцы проводили свои собрания совместно с молоканами, затем они объединились с верующими армянами. Руководителем группы был избран брат Исай Туманянц, имевший богословское образование. В 1882 году при содействии местных властей в двадцати километрах от Ашхабада верующие организовали поселок Кельтичивар (позже переименованный в Куропаткинский) здесь проводились богослужения в духе евангельско-баптистского исповедания.
Первые поместные церкви баптистов на территории современного Узбекистана были основаны также в конце 19 века в небольших поселениях недалеко от Ташкента –Газалкент, Карабог и Искандер.
Существующая до сих пор Газалкентская церковь считается старейшей в Узбекистане. Евангельскую весть в Газалкент принесли переселенцы, прибывшие из Центральной России и Сибири в 1896-1898 годы. В 1898 году в этом городе они начали проводить молитвенные собрания.
До настоящего времени эта община Ташкентской церкви является крупнейшей баптистской церковью в Узбекистане (около 600 членов).
Братство евангельских христиан-баптистов Узбекистана придерживается строгих библейских позиций. Библия воспринимается, как совершенный и полный источник знаний о Боге и Его воле в отношении человека.
Каждая поместная церковь является независимой, однако существует разница между поместной церковью и группой, где домостроительство церкви еще не завершено. Над группами осуществляют опеку крупные поместные церкви с сильной общиной.
Церкви объединяются в Союз церквей ЕХБ Узбекистана, который объединяет несколько десятков церквей и групп по всей стране. Членство в Союзе не ограничивает независимость поместных церквей. Однако у руководства Союза есть право обращаться к Членскому собранию любой церкви, минуя пастора и братский совет. Общая численность членов церквей ЕХБ в Узбекистане около 1800 человек.
Союз церквей ЕХБ Узбекистана является одним из учредителей Библейского общества Узбекистана, наряду с другими христианскими конфессиями, в том числе, католиками.
Православная церковь вышли из числа учредителей Библейского общества в 1998 году, не поддержав его перерегистрацию.
Репрессии в досоветский и советский периоды
Отношение царского правительства к так называемым «сектантам», к которым без разбора причисляли большинство христианских течений, определялось отношением к ним православной церкви. Последняя же каждый факт вовлечения человека в иное, кроме православия, религиозное течение, расценивала как отвращение его от православия.
Официальные источники царского времени зафиксировали факты многочисленных неподтвержденных обвинений в отношении общин, относящихся к религиозным меньшинствам в Российской империи. О них распространялись ужасные слухи, рассчитанные на то, что они смогут отвратить население от новых евангельских движений. Поэтому революционеры видели в представителях религиозных меньшинств людей недовольных царским режимом и рассчитывали на их сотрудничество. Однако, когда во время революции, оказалось, что те вовсе не стремятся поддерживать новый режим, советское правительство стало постепенно относиться к евангельским церквям все отрицательней.
С конца 30 годов сталинский режим запретил деятельность евангельских христиан и баптистов, а также всех других религиозных движений, кроме официально действующей православной церкви. Правительство вернулось к практике распространения мерзких слухов о евангельских верующих. Проводились массовые аресты. Еще сегодня пожилые члены евангельских церквей помнят времена, когда в общинах не осталось «братьев», все они были отправлены в лагеря на различные сроки, иногда достигавшие 25 лет. Были случаи смертных казней, пыток и других зверств в отношении верующих.
Молитвенные дома и вся собственность в них были конфискованы. Верующие собирались маленькими группами по домам в обстановке строжайшей секретности.
Такое положение сохранялось до 1944 года, когда под нажимом западных держав, сталинский режим дал относительную свободу верующим. Из лагерей были освобождены уцелевшие руководители евангельских движений, которые провели учредительный съезд.
Вплоть до распада советского режима положение с собственностью было таким: верующие за свои деньги покупали домовладения, строили Дома молитвы, покупали музыкальные инструменты, мебель и так далее, а затем передавали их государству. Государство, принимало дома молитвенных собраний в собственность и затем сдавало их верующим в пользование.
История помнит много случаев, когда Дома молитвы сносили. На строительство Дома молитвы требовалось разрешение из Москвы. Тех, кто осмеливался ослушаться, строго наказывали. За строительство дома молитвы по ул. Панченко в Ташкенте уже в 80-х годах прошлого века, пресвитер церкви Пеньков А.Т. был приговорен к пяти годам лишения свободы. Однако, как ветеран войны, он попал под амнистию.
Изданием литературы мог заниматься только ВСЕХБ, за подпольное издание литературы предусматривался длительный срок заключения. Библий и сборников для общего пения в церквях было очень мало, поэтому их переписывали от руки.
Верующим запрещалось водить с собой в церкви детей. Занятия с детьми в воскресных школах были запрещены. За работу с детьми многие сестры были подвергнуты тюремному заключению.
Государство строго следило за деятельностью церквей. Пасторы церквей обязаны были сдавать регулярные отчеты специальному уполномоченному по делам религии. Все знали, что он является работником КГБ. Особенно сильному давлению подвергалось руководство ВСЕХБ. От них требовали полного контроля над церквями по всему Советскому Союзу. Дело дошло до того, что пресвитеров поместных церквей стали назначать в Москве.
Такое положение не могло не вызвать протеста верующих. В церквях стало распространяться мнение, что следует отказаться от государственной регистрации и действовать, если нужно, подпольно. Это, в конце концов, привело к разделению церквей на регистрированные и отделенные.
Позже отделенные церкви образовали свой совет, тоже имевший всесоюзное значение. Рассвирепевшее государство сконцентрировало свои силы в борьбе с отделенными церквями. Против них было возбуждено много судебных процессов в 60-х годах, родителей лишали родительских прав за воспитание своих детей в духе веры, но эта борьба была практически безуспешной. В то же время, постепенно осознав, что само государство стало причиной образования подпольной церкви, политическим руководством страны было принято решение ослабить давление на ВСЕХБ. Получив возможность самостоятельно принимать решения, не навязанные сверху, руководство ВСЕХБ признало свои ошибки и покаялось. В результате обстановка в регистрированных церквях пришла в норму и прежние перегибы более не стали так раздражать верующих.
Однако изменение ситуации не успокоило отделенные церкви, продолжая быть увлеченными идеей борьбы за чистоту и освящение каждого верующего, они по-прежнему отказываются от регистрации.
Ташкентская церковь евангельских христиан-баптистов, расположенная по ул. Панченко, всегда оставалась регистрированной. Некоторые из членов этой поместной церкви были членами отделенных церквей, но затем вернулись. К их числу относился Пеньков А.Т., возглавлявший церковь на протяжении 26 лет.
Во времена жестоких преследований верующих, на Советский Союз оказывалось сильное политическое давление со стороны Запада. Благодаря этому церкви в Советском Союзе продолжали существовать. Особенно это касается преследований конца 30, 40, а также 60 годов, когда жестоким преследованиям подвергались отделенные церкви. Из-за поддержки Запада баптистов всегда называли шпионами. Даже было сфабриковано несколько судебных процессов, где баптистов судили за шпионаж в пользу западных разведок.
С 1905 года баптисты Российской империи состоят в Baptists World Alliance.
Другие христианские течения в Узбекистане
Повсеместно в Узбекистане активно развиваются церкви пятидесятников (Центр Христиан Полного Евангелия) и церкви харизматического толка (в Ташкенте – Церковь Христа). В последние годы множество протестантских церквей было образовано среди этнических корейцев живущих в Узбекистане.
История Евангельских Христиан-Баптистов в СССР. Издательство ВСЕХБ, Москва 1989 г.
Бахрамхан Махмудзода «Неистовые несториане» Санкт-Перербург Издательство Шандал 2001.
Светлана Вдовина «В Узбекистане нашли древнехристианские надписи» Бизнес Вестник Востока №51 от 15 июля 2006 года.
Википедия:
Хулагу, (версия декабрь 14, 2006).
История христианства в Средней Азии, (версия декабрь 14, 2006).
Несторианство, (версия декабрь 14, 2006).
Иоанн пресвитер, (версия декабрь 14, 2006).
Центральная Азия, (версия декабрь 14, 2006).
Samuel Maffett, A History of Christianity in Asia.
L. Mankovskaya, Bukhara. From the history of the city.
Rev. John Meyendorff, Nestorian Church.