храм в сутоках тверской области
Храм Всемилостивого Спаса,село Сутоки
Максатихинское Благочиние Бежецкая епархия
Празднование Всемилостивому Спасу
14 августа, в день празднования Всемилостивому Спасу, храм с. Сутоки Рамешковского района отмечает престольный праздник. В этот день Божественную литургию в храме совершил Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский. Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель храма Казанской иконы Божией Матери д. Красное Калязинского района (Тверская епархия) иеросхимонах Иисус (Береснев), благочинный Максатихинского округа протоиерей Виталий Мартынюк, настоятель храма иерей Вадим Кленин и духовенство Спасского кафедрального собора г. Бежецк.
На сугубой ектении Владыка Филарет вознёс молитвы о единстве Святого Православия и о мире на Украине, а также молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По заамвонной молитве Преосвященный епископ Филарет освятил мёд. Затем духовенство и прихожане во главе с Архипастырем прошли Крестным ходом вокруг храма.
В завершение Литургии Владыка Филарет обратился к собравшимся с архипастырским словом назидания.
Информационная служба Бежецкой епархии
Крестный ход
13-14 июля по территории Ведновского, Ильгощинского, Киверичского сельских поселений Рамешковского района прошел Крестный ход с иконой преподобного Макария Калязинского. Возглавил Крестный ход настоятель храма Всемилостивого Спаса с. Сутоки Рамешковского района иерей Вадим Кленин.
13 июля участники Крестного хода, который начался от храма Всемилостивого Спаса с. Сутоки, посетили Ведновское и Ильгощинское сельские поселения. Отец Вадим совершил молебны у часовни святого благоверного великого князя Александра Невского с. Ведное, у разрушенного в годы гонений на Церковь храма Рождества Иоанна Предтечи с. Погорельцы и у деревянного храма Успения Божией Матери с. Медведиха.
Затем Крестный ход направился к старинному селу Ильгощи, которое в XV веке было вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря, а также посетил часовню Казанской иконы Божией Матери с. Волосково и часовню в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» д. Филиппково. Отец Вадим отслужил молебны, местные жители вознесли свои молитвы преподобному Макарию Калязинскому.
14 июля Крестный ход пребывал в Киверичском сельском поселении. Иерей Вадим Кленин совершил молебны на погосте возле д. Новое, а также у Поклонного креста на месте разрушенного храма Воскресения Словущего с. Ивановское на Городне. Затем участники Крестного хода посетили д. Матвейково, которая в этом году празднует 500-летие со дня первого письменного упоминания. Также в этот день икона преподобного Макария Калязинского была принесена в храм Святой Живоначальной Троицы с. Киверичи и Киверичский дом престарелых и инвалидов.
В завершение иерей Вадим Кленин совершил чин освящения Поклонного креста на месте древнего монастыря в память святителей Афанасия и Кирилла с. Киверичи.
Информационная служба Бежецкой епархии
Расписание Богослужения
Неделя 19-я по Пятидесятнице.Апостола и евангелисте Луки.
30 октября,суббота 17:00
31 октября,воскресенье 9:00
Празднование Казанской иконе Божией Матери.
3 ноября,среда 17:00
4 ноября,четверг 9:00
Дмитриевская родительская суббота.
5 ноября,пятница 17:00
6 ноября,суббота 9:00
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
6 ноября,суббота 17:00
7 ноября,воскресенье 9:00
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
13 ноября,суббота 17:00
14 ноября,воскресенье 9:00
18 ноября,четверг 17:00
19 нобря,пятница 9:00
Неделя 22-я по Пятидесятнице.Собор Архангела Михаила и прочих Небестных Сил бесплотных.
20 ноября,суббота 17:00
21 ноября,воскресенье 9:00
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
27 ноября,суббота 17:00
28 ноября,воскресенье 9:00
6 комментариев
отец Вадим. Хотели бы в Вашем храме крестить ребёнка, возможно ли это? Что для этого нужно?
Да это возможно но только после прохождения огласительных бесед.Все можно уточнить по телефону!
Здравствуйте, меня крестили в младенческом возрасте в этой церкви 1978 или 1979 году. Моя мама не помнит когда точно т.е дата и в честь кого Святого. Вопрос мой, есть т.е осталась запись тех лет крещения? Заранее Спасибо за ответ.
Добрый.Данных о тех годах нет.
День добрый, хотела бы исповедоваться, что нужно для этого сделать?
Добрый день.Нужно в первую очередь вспомнить своих грехи.Желательно после исповеди подготовиться ко причастию.Как правильно подготовиться к исповеди и причастию, можно узнать в любом Православном храме у священника.
Добавить комментарий Отменить ответ
Контактные данные
Настоятель храма иерей Вадим Кленин
171425 Тверская область, Рамешковский район, с. Сутоки.
Храм Всемилостивого Спаса.
Сотовый номер:+79040145961
e-mail: skix@yandex.ru
Храм в сутоках тверской области
Наступил новый 2012 год. На дворе стоял зимний месяц январь, но морозов все ещё не было. Температура стояла в районе нуля градусов, уровень снега был относительно небольшой. После празднования третьей годовщины основания Проекта «Российский некрополь», Нового года и Рождества мне пришла мысль посетить одно из исторических мест на Тверской земле. Недолго думая, я остановил свой выбор на селе Сутоки.
Сутоки находится примерно в 50 км от Твери, но это если проложить прямую линию через озёра и болота. Село стоит недалеко от трассы Тверь-Кушалино-Кашин, и по шоссе примерно 70-80 км пути. В этом достаточно глухом месте губернии меня интересовали храм Всемилостивого спаса, могилы духовенства и сельский некрополь.
Утром 12 января я отправился в путь. Я выехал на автобусе Тверь-Кашин около 8 часов утра. Чуть больше часа я уже был на месте. Автобус остановился на шоссе рядом со знаком остановки, и выйдя я сразу увидел через деревья силуэт Спасского храма. Надо отметить, что ещё не рассвело. Ведь в этом году, в связи с отменой перехода на зимнее время, рассвет зимой наступает после 10 часов утра. Поэтому я в темноте побрёл вдоль шоссе к автомобильному повороту на село, который находится ближе автобусной остановки если ехать со стороны Твери и Кушалино.
Наконец, я подхожу к селу. Первая достопримечательность, которая находится вдоль дороги на село – могила рядового Николая Голубева, умершего от ран в декабре 1941 года. Эта могила также выполняет роль мемориала памяти всех воинов погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о чём свидетельствует надпись на памятнике. Сам памятник из металла, формы он как обычное прямоугольное надгробие на кладбищах. Рядом с памятником установлен деревянный православный крест. Место это обнесено небольшой оградой, в которой находятся венки и цветы, сразу видно, что оно почитаемо жителями села и окрестностей.
Вот и село. Деревянные и каменные дома, магазин, почта. Слева снова увидел очертания Спасского храма. Остановлюсь подробнее на истории этого памятника архитектуры.
Храмовый комплекс Спасского храма был построен в 1791-1905 годах. Он включает в себя сам храм с колокольней, ограду (сохранилась частично) с двумя воротами, сельское кладбище. Храм имеет два престола: в холодном храме – Всемилостивого Спаса, в тёплом – Знамения Божией Матери и Святителя Николая. До построения каменного храма на этом месте был деревянный храм, разобранный за ветхостью. До революций 1917 года в приход Спасского храма входили: село Сутоки, деревни Старово, Иванцово, Павлушково, Жирославка, Афатово, Шаратово, Старый Починок, Новый Починок, Васьково, Яблонька, Гомзово, Литиково, Вышино, Гребенщиха, в которых было 345 дворов и около 2500 прихожан. Для храма было выбрано красивейшее место – самая высокая точка в окрестности, чтобы отовсюду были видны церковные купола и на многие километры слышался церковный звон. Сохранилась легенда, что во время перестройки храма кирпичи не подвозились, а передавались по живой цепочке – из рук в руки. Церковная жизнь в Спасском храме не прекратилась после революции 1917 года, а в 1928 году стараниями причта на пожертования прихожан храм был украшен стенной живописью. И всё же в 1935 году храм был закрыт, с колокольни сброшены колокола. На десять лет в Спасском храме прекратились богослужения. В августе 1945 года церковная жизнь в Сутоки возобновилась – священник Б. Н. Богоявленский создал приходской совет и начал проводить богослужения. Символично, что первая служба прошла в престольный праздник – Спасов день, или Медовый Спас. С этого момента служба вхраме не прекращалась ни на день. Отмечу, что теперь приход храма Всемилостивого Спаса относится к Бежецкой и Весьегонской епархии Русской Православной Церкви, которая была образована в конце декабря 2011 года, когда решением Патриарха и Священного Синода была разделена Тверская и Кашинская епархия.
Я прошёл через ворота по каменной дорожке, по которой в храм ходили и сто лет назад. Вошёл в храм. Приложился к иконам, осмотрел очень красивые росписи, которые делают убранство храма одним из красивейших среди храмов Тверской области. В храме я встретил настоятеля отца Феодора. С ним я немного поговорил, расспросил сведения о сельском некрополе. Отец Феодор ответил на мои вопросы, несмотря на то что спешил по важному делу – он уезжал причащать больного.
В ожидании рассвета, когда можно было приступить к натурным некрополистическом исследования сельского кладбища я прогулялся по селу. Затем около 11 часов утра я вновь вошёл в пределы храмового комплекса и начал исследовать сельский некрополь.
На кладбище сохранились ряд старинных надгробий конца XIX – начала XX века. Моё внимание привлекли достаточно хорошо сохранившиеся надгробия с указанными на них именами: Лев Фёдорович Поляков (скончался в 1902 году) и София Петровна Камбек (скончалась в январе 1906 года на 11 году жизни). Таких сохранившихся надгробий на погосте несколько, некоторые я рассмотрел, но из-за сильной изморози не смог расшифровать надписи.
Остановлюсь на могилах деятелей Церкви на кладбище села Сутоки. Таковых здесь погребено два, их могилы находятся вблизи Спасского храма. Слева от храма, в металлической ограде стоит чёрный каменный памятник. Здесь погребён иерей Николай Петрович Прутенский, скончавшийся 12 сентября 1901 года, и его супруга Серафима Стефановна, скончавшаяся 7 августа 1894 года. За алтарём храма находится металлическая палатка, а в ней крест из металла с фигурой Иисуса Христа, несколько табличек. Это могила схимонаха Иоанна (Ряховского) (1913-1983). Схимонах Иоанн был известным старцем, пользовавшийся огромным духовным авторитетом и почитанием у местного населения. В Сутоки к нему шли паломники из соседних деревень, сёл, городов и даже областей. Безбожный власти приняли меры административного воздействия, в результате которых схимонах Иоанн был выслан в другой район. Однако, свой последний приют старец, скончавшийся 27 марта 1983 года, нашёл именно в Сутоках, рядом с храмом, который так любил при жизни.
Затем я стал ходить по кладбищу. Каких-либо знаменитостей здесь не погребено, ведь это обычный сельский некрополь, да ещё и в глуши. Но на таких кладбищах своя особая атмосфера, свой колорит. Вот и на кладбище села Сутоки я нашёл несколько интересных надгробий на могилах простых сельчан. На одной из могил надгробие в виде маленькой часовенки, захоронение датируется серединой XX века. На другой могиле, где недавно была погребена молодая женщина, установлена достаточно большая новогодняя ёлка, украшенная гирляндами – примерно такая, как устанавливают в своих домах люди. Надо признать, что я впервые столкнулся с таким явлением на некрополе, да и могила такая только одна на этом кладбище. Привлекла внимание могила, в которой похоронены два мальчика по имени Вова, но с разными фамилиями, трагически погибшие в июне 1980 года. С интересом я гулял среди могил, вглядывался в лица покойных жителей тверской глубинки, изображённых на надгробиях.
Захоронения на кладбище в селе Сутоки продолжаются и в наши дни. Спасский храм стоит на холме, а большая часть кладбища находится ниже его, спускаясь с холма на север, восток и юг. Со стороны входа в храм также находятся захоронения. Хотя большинство из них современного периода, но среди этих надгробий попадаются и старинные могилы. Новые могилы возникают на окраинах кладбища, либо осуществляются подзахоронения в родственные могилы.
Вообще, отмечу, что это весьма интересно и познавательно выбираться в российскую глубинку, старинные сёла, и изучать местные некрополи. Уже не раз я провожу исследования в таких местах. И мне интересно проводить в сельской провинции исследования, во многом не меньше, чем на знаменитых российских некрополях, таких как некрополи Александро-Невской лавры или Новодевичье кладбище. Каждое такое сельское кладбище имеет свой колорит, свою привлекательность для исследователя, дарит свою неповторимую мудрость.
После проведения исследований я ещё немного походил по селу. В Сутоки достопримечательностей, кроме описанных выше, нет. В тот январский день погода была хоть и морозной, но не на столько чтобы замерзать и испытывать от этого дискомфорт. Идя к автобусной остановке на шоссе, я немного прогулялся вдоль зимнего русского леса, полюбовался на красоту покрытых инеем деревьев. Надо сказать, что погода в этот день стояла пасмурная, и всё-таки большинство фотографий вышли не хорошего качества. Около трёх часов дня я отправился в обратный путь в Тверь, оставшись от поездки, в общем, весьма довольным.
При написании настоящей статьи использованы материалы статьи Юлии Овсянниковой «На тёмном небе – светлый облик храма…», опубликованной в газете «Православная Тверь», в номере за декабрь 2011 года.
Храм Всемилостивого Спаса, село Сутоки
Всемилостивого Спаса
Икона дня
Православный календарь
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Архивы
О храме
Комплекс Спасской церкви села Сутоки,входившего по старому административному делению в состав Корчевского уезда,сложился в конце XVIII начале XX веков.Начало формирования комплекса было положено в 1791 г. постройкой кирпичной Спасской церкви.На рубеже XVIII – XIX веков примыкающую к церкви территорию обнесли кирпичной оградой с воротами.Позднее за границей территории кладбища у юга-западной башни ограды была сложена небольшая часовня-столб.
В 1904-1908 годах по проекту архитектора В.И. Назарьина церковь подверглась капитальной перестройке.Ее основной объем был полностью разобран,а на его месте,сохранив старую трапезную и колокольню выстроен новый кирпичный храм.
Перестройка здания и последующие работы по отделке интерьеров были зафиксированны в тексте надписи,выполненой краской на западной стене в интерьере трапезной.”Храм сей расширен в 1908 году средствами прихожан при священнике Василии Прутенском и церковном старосте села Сутоки Сергее Иванове.”Стенной живописью украшен в 1928 году жертвами прихожан при настоятеле храма протоиерее Михаиле Чертыковцове,церковном старосте села Сутоки Василии Сергееве,дьяконе Василие Воскресенском,псаломщике Павле Голосове.В это же время сделана новая кровля колокольни.
В настоящее время в состав комплекса входят:Спасская церковь 1904-1908гг.;ограда с башнями и двумя воротами,конца XVIII – начала XIX вв.;часовня – столб XIX в.
Комплекс Спасской церкви расположен на кладбище,несколько обособленно от жилой застройки,на восточной окраине села,занимающего небольшую возвышенность.
Спасская церковь поставлена в западной части кладбища.Пятиглавый неоштукатуренный храм в формах эклектики начала XX века хорошо виден издали при подъезде к селу.С западной стороны к храму примыкают первоначальные трапезная и колокольня,выстроенные в стили барокко.
Живопись в интерьере всего здания поновлялась в 1960-х годах,а в 1983 году была заново выполнена роспись трапезной.
Существующие в интерьере иконостасы выполнены в формах эклектики начала XX века.Пятиярусный иконостас главного престола храма усложен по сторонам “Царских” врат симметричными эксендральным выступами.Двухъярусные позолоченные иконостасы боковых приделов более традиционны, с обычным набором накладных резных деталей.Подобный же одноярусный иконостас установлен в южном приделе трапезной.
В Храме четыре престола: в холодной – Всемилостивого Спаса,Знамения Божией Матери и Святого Николая в теплой Варлаама Хутынского.
Служили в начале ХХ в. священник Н.П. Прутенский, 36 лет; дьякон А.И. Покровский, 41 года; псаломщик Н.П. Гусев, 25 лет.В 1901 г. в приход церкви входили: с. Сутоки, дд. Старово, Иванцово, Павлушково, Жирославка, Афатово, Шарапиха, Старый Починок, Новый Починок, Васьково, Яблонька, Гомзово, Литиково, Вышино, Гребенщиха, всего 345 дворов, прихожан – 1103 мужчины и 1270 женщин.
В 1935 г. с церкви сняли колокола, неоднократно пытались ее закрыть. Благодаря мужеству старосты Татьяны Ивановны Маковеевой и поддержки верующих, церковь была сохранена, но служба в ней не велась в течение 10 лет.
Сутоки. Церковь Спаса Всемилостивого.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковный капитал в 1901 г. составлял 488 руб. Кроме самого храма, был еще дом священника, сторожка, сарай и амбар деревянные.
В 1935 г. с церкви сняли колокола, неоднократно пытались ее закрыть. Благодаря мужеству старосты Татьяны Ивановны Маковеевой и поддержки верующих, церковь была сохранена, но служба в ней не велась в течение 10 лет.
На территории пустоши Благовещенской находилась каменная часовня постройки 1867 г., в настоящее время утрачена.
Перестройка здания и последующие работы по отделке интерьеров были зафиксированны в тексте надписи, выполненой краской на западной стене в интерьере трапезной. «Храм сей расширен в 1908 году средствами прихожан при священнике Василии Прутенском и церковном старосте села Сутоки Сергее Иванове». Стенной живописью украшен в 1928 году жертвами прихожан при настоятеле храма протоиерее Михаиле Чертыковцове, церковном старосте села Сутоки Василии Сергееве, дьяконе Василие Воскресенском, псаломщике Павле Голосове. В это же время сделана новая кровля колокольни.
В настоящее время в состав комплекса входят: Спасская церковь 1904-1908гг.; ограда с башнями и двумя воротами, конца XVIII — начала XIX вв.; часовня-столб XIX в. Комплекс Спасской церкви расположен на кладбище, несколько обособленно от жилой застройки, на восточной окраине села, занимающего небольшую возвышенность. Спасская церковь поставлена в западной части кладбища. Пятиглавый неоштукатуренный храм в формах эклектики начала XX века хорошо виден издали при подъезде к селу. С западной стороны к храму примыкают первоначальные трапезная и колокольня, выстроенные в стили барокко.
Живопись в интерьере всего здания поновлялась в 1960-х годах,а в 1983 году была заново выполнена роспись трапезной. Существующие в интерьере иконостасы выполнены в формах эклектики начала XX века. Пятиярусный иконостас главного престола храма усложен по сторонам «Царских» врат симметричными экседральными выступами. Двухъярусные позолоченные иконостасы боковых приделов более традиционны, с обычным набором накладных резных деталей. Подобный же одноярусный иконостас установлен в южном приделе трапезной. В храме четыре престола: в холодной — Всемилостивого Спаса, Знамения Божией Матери и Святого Николая в теплой Варлаама Хутынского.
Служили в начале ХХ в. священник Н.П. Прутенский, 36 лет; дьякон А.И. Покровский, 41 года; псаломщик Н.П. Гусев, 25 лет.
В 1901 г. в приход церкви входили: с. Сутоки, дд. Старово, Иванцово, Павлушково, Жирославка, Афатово, Шарапиха, Старый Починок, Новый Починок, Васьково, Яблонька, Гомзово, Литиково, Вышино, Гребенщиха, всего 345 дворов, прихожан — 1103 мужчины и 1270 женщин.
В 1935 г. с церкви сняли колокола, неоднократно пытались ее закрыть. Благодаря мужеству старосты Татьяны Ивановны Маковеевой и поддержки верующих, церковь была сохранена, но служба в ней не велась в течение 10 лет. В 1945 г. священник Б.Н. Богоявленский создал Совет и начал богослужение.
Сайт прихода http://hram-spasa.ru/о-храме/
В зелёной пустоте Тверской земли уродливыми метастазами постоянно возникают остовы покинутых церквей. Слепыми окнами, косыми крестами, потемневшим щербатым кирпичом врезаются они в естество природы. Возрождать храмы некому и не для кого. Тем примечательнее встретить здесь церкви, которые не только миновало запустение, но и которые не закрывались в богоборческие годы. Одной из таких является Спасская церковь села Сутоки, что находится в 30 километрах от Кушалина на трассе Р-86 «Кушалино-Калязин-Кашин».
Храм неоднократно пытались закрыть. В 1935 году с церкви сняли колокола и даже на 10 лет прекратили литургию. Однако, благодаря стойкости старосты Татьяны Ивановны Маковеевой и поддержке верующих, церковь была сохранена. В 1945 году священник Б. Н. Богоявленский возобновил здесь богослужение. Первая служба прошла в престольный праздник.
За алтарём храма находится самое значимое погребение местного некрополя: металлическая сень, внутри которой находится крест с фигурой Иисуса Христа. Это могила схимонаха Иоанна (Ряховского)(1913-1983). Схимонах Иоанн был известным старцем, пользовавшийся огромным духовным авторитетом у местного населения. В Сутоках к нему шли паломники из соседних деревень, сёл, городов и даже областей. Власти приняли меры административного воздействия, в результате которых Иоанн был выслан в другой район. Однако свой последний приют старец, скончавшийся 27 марта 1983 года, нашёл именно в Сутоках, рядом с храмом, который так любил при жизни. На его могилу до сих пор приходят богомольцы, здесь происходят чудеса.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №152, 2015 г.
Комментарии и обсуждение
У нас хорошие новости по сбору средств на ремонт храма, мы собрали уже половину. Мы члены попечительского совета, планируем поездку к главе Рамешковского района, который обещал оказать помощь в дальнейшем сборе средств. Очень хорошо, что есть неравнодушные люди, такие как Вы, Сергей! Мы все в этом храме крестились, кто из этих мест, так пусть это же совершают и наши дети и внуки и правнуки. Если хотите помочь,можете перечислить на расчётный счёт храма или передать отцу Фёдору. Расчётный счёт вы можете найти в статье (в интернете) «Бог поругаем не бывает». Жавыркина Ирина