храм в суворове тульской области

Суворовский район (Тульская область)

Содержание

Храм великомученика Никиты (Березово) [ править ]

храм в суворове тульской области

Основанием храма считается 1806 год, однако при проведении реставрационных работ был обнаружен камень, на котором значится дата 24 июня 1700 года.

До революции был подворьем Свято-Афанасьевского женского монастыря.

Закрыт в 1936 году, в здании были организованы мастерские и гараж.

Полуразрушенный храм был возвращен верующим в 1993 году, приход начал восстановительные работы.

В 2004 году был освящен главный престол.

Есть святой источник и дом для паломников.

Адрес: Тульская область, Суворовский район, село Берёзово, д. 52.

Храм Богоявления Господня (Мишнево) [ править ]

храм в суворове тульской области

Прежняя деревянная Богоявленская церковь находилась на высоком берегу Упы, на ее месте сохранились остатки фундамента.

Каменный храм был построен в 1822 на средства прихожан.

Закрыт после 1917 году.

Возвращен верующим в 1940 году.

Адрес: Тульская область, Суворовский район, село Мишнево.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Песоченский) [ править ]

храм в суворове тульской области

Временная церковь построена рядом с местом, где с 1899 года до середины ХХ века стоял кирпичный однопрестольный Казанский храм в византийском стиле.

Приход собирает пожертвование на строительство постоянного храма.

Адрес: Тульская область, Суворовский район, поселок Песоченский.

Храм Троицы Живоначальной (Ржавец) [ править ]

храм в суворове тульской области

Кирпичный храм с кирпичными трапезной и колокольней был построен в 1805 году местным помещиком, генерал-лейтенантом Алексеем Ивановичем Тимашевым.

Закрыт после 1917 года, был заброшен и разрушался.

По инициативе местных жителей восстановление храма началось в середине 2010 годов на средства прихожан и благотворителей.

В 2017 году храм был освящен.

Адрес: Тульская область, Суворовский район, село Ржавец.

Храм Владимирской иконы Божией Матери (Суворов) [ править ]

храм в суворове тульской области

Крест на месте строительства будущего храма был установлен в 2013 году.

В ноябре 2016 года состоялось первое богослужение.

Планируется открытие духовно-просветительского центра, в который войдут детская и взрослая воскресные школы, миссионерский отдел, библиотека.

Адрес: Тульская область, Суворовский район, г. Суворов, ул. Тульская.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Суворов) [ править ]

храм в суворове тульской области

Старый кирпичный Покровский храм был построен в 1806 году в стиле позднего классицизма на средства помещика А.Г. Камынина.

С приходом советской власти храм закрыли, на его месте возник хлебозавод. Здание уцелело, но сильно разрушено.

Приходская жизнь начала возрождаться в 2007 году. Невдалеке от церковного здания был установлен деревянный крест и памятный камень.

Службы ведутся во временном здании, построенном в 2015 году рядом со старым храмом.

Адрес: Тульская область, Суворовский район, город Суворов, ул. Чкалова.

Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» (Суворов) [ править ]

храм в суворове тульской области

Храм был устроен в 1998 году в реконструированном здании ДК.

В 2002 году была построена колокольня.

Действует воскресная школа.

Адрес: Тульская область, Суворовский район, г. Суворов, ул. Суворова, 13.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Чекалин) [ править ]

храм в суворове тульской области

Строительство храма было начато в 1821 году на средства помещика С.П. Ртищева и прихожан на месте монастыря.

С 1835 года в храме начались регулярные богослужения.

В 1937 году храм был закрыт, разрушена колокольня. В здании открыта мастерская.

Храм был возвращен верующим в 1988 году, восстановлен.

Освящен в январе 2000 года.

Адрес: Тульская область, Суворовский район, г. Чекалин, ул. Спас-Введенская, 52 а.

Источник

Храм Покрова Божией Матери г.Суворов

храм в суворове тульской области

Храм Покрова Божией Матери г.Суворов запись закреплена

храм в суворове тульской области

Храм Покрова Божией Матери г.Суворов запись закреплена
Монастырь прп. Александра Свирского

храм в суворове тульской областиБОГ РЯДОМ: ЖИВЫЕ ИСТОРИИ БОЖЕСТВЕННОГО ПРОМЫСЛА
Часть 1. Неслучайные случайности храм в суворове тульской области

Тайна: Господь невидим, но присутствует рядом. Мы не видим Его, зато Он видит нас. Нам кажется, что вокруг всё происходит стихийно, а Он содержит весь мир Своим Всемогуществом и Премудростью.
Показать полностью.

Даже в дохристианские времена человек интуитивно чувствовал: над нами есть Некто, Кто над всем надзирает. Так, одно из дельфийских пророчеств, произнесенных спартанцам во время Пелопонесской войны, гласило: «Проси или не проси – Бог присутствует всегда». Итак, хотим мы того или нет, в мире есть Промысл Божий. Он участвует в нашей жизни всегда, независимо от нашего личного отношения к Богу.

Все знают о герое романа Даниеля Дефо Робинзоне Крузо, который прожил на необитаемом острове много лет. Но мало кто знает, что у этого персонажа был вполне реальный прототип – шотландец Александр Селькирк. В 1704 году он отправился в путешествие в Вест-Индию. Это была полупиратская экспедиция, так как в задачи экипажа входило грабить корабли враждебной Испании (слава Богу, что сделать этого не удалось).

Селькирк полагал, что его одинокая высадка оказалась совершенно бессмысленной. На самом же деле она стала величайшим благом, поскольку корабль, на котором он плыл, вскоре потерпел крушение и почти никто не остался в живых. Так для Селькирка его одиночество было спасением, а заодно он, бывший пират, открыл для себя Библию: он читал ее каждый день, пока находился на острове.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Заботясь о нашем спасении, Господь являет нам много таких благодеяний, о которых мы и не знаем, часто избавляет от опасностей и другие оказывает милости». То есть мы даже не знаем, сколько раз Бог ограждал нас от бед и несчастий. Мы не замечаем благодеяний Господа, тогда как Он неустанно печется о нас.

Промысл Божий – это живое действие Божие в мире, это неусыпное попечение Создателя о Своем творении. Сотворив мир, Господь не забыл о нем, подобно как некоторые птицы забывают своих едва вылупившихся птенцов. Но Творец участвует в нашей жизни, попуская нам то, что важно для нас именно в данный момент, хотя бы мы этого и не понимали.

С иеромонахом Аверкием мы встретились в Лавре в 2008 году. Как сейчас помню, он ходил с белым корсетом на шее и радостно улыбался. Про корсет скромно говорил: «Перелом шеи», но я не стал его особо расспрашивать: мало ли переломов бывает на свете. В Лавре отец Аверкий прожил семь месяцев, потом вернулся в Казахстан. И только недавно, когда я с ним вновь повстречался, вот что он поведал о той аварии.

Шел август 2008 года. Ехали из Алма-Аты на легковой машине. В автомобиле за рулем сидел мирянин. И еще, помимо отца Аверкия, в салоне находилась семья из трех человек: муж, жена и их двенадцатилетняя дочка, страдавшая эпилепсией. Все молились об исцелении этой девочки, ради этого собственно ехали – хотели посетить в России святые места, искупаться в святых источниках.

Когда его вытащили из автомобиля, то он, будучи в полушоковом состоянии, подумал, что в таких авариях, если повреждены жизненно важные органы, люди могут жить по инерции считанные минуты. Еще он вспомнил слова: «В чем застану, в том и сужу», в голове промелькнула мысль: если он сейчас умрет, то в чем же Господь застанет его?

Потом их всех отвезли в больницу. И вот здесь-то произошло самое главное. Водителю «Камаза» грозило уголовное дело. Чувствуя вину, он пришел в больницу и спросил: «Что я могу сделать для вас?» Отец Аверкий ответил, что ничего не нужно и что заявлять на него в милицию не собираются. У них завязалась беседа, и батюшка спросил, исповедовался ли тот когда-нибудь за свою жизнь. Оказалось, что водитель уже в прошлом допустил одну серьезную аварию, в которой погибли два человека, за это он отсидел какой-то срок, однако еще ни разу в жизни не исповедовался.

И вот наступил момент истины. Допустивший аварию водитель исповедовался прямо в больнице у пострадавшего от него священника. Ранее водитель и мысли не допускал об исповеди. А теперь застарелые согрешения покидали душу через покаянное сердечное исповедание. Душа его была уже так расположена, что слова покаяния рождались из самого сердца. Водитель ушел с облегченной душой.

Оказывается, у Бога всё учтено. Нам со стороны может казаться полный хаос: всё рушится, летит, разваливается. Но и это вписано в Божий Промысл – каждый синяк и каждая наша шишка: всё имеет свой смысл и свое назначение. Потому что мы рождаемся в мире греха и нам с детства надо учиться терпеть боль, набивать себе шишки, чтобы возрастать зрелыми и опытными.

Божия Премудрость и самые неприятные случаи обращает ко благу нашей души. Кто знает, может, упомянутая авария была попущена, чтобы спасти от духовной гибели виновного в аварии водителя. Но каждый получает от Бога свое. К слову, все пострадавшие достаточно быстро поправились. И что самое удивительное, у девочки после аварии исчезли приступы эпилепсии.

Промысл Божий – это промышление, забота наперед. Как труженик любого земного промысла, например рыболовецкого, должен наперед знать, что и в какой момент понадобится, когда готовить снасти, в какое время выходить в море, когда отдыхать, а когда трудиться не покладая рук, кого брать с собой в плавание, а кого не допускать для его же собственной пользы, кого-то, может быть, высадить с судна перед самым плаванием ради его же блага, вот так и Господь Бог заранее промышляет о нашей жизни.

Он знает, кого на какое место поставить, кому подать какие блага и в какой мере, кого-то к благам не допустить вообще, а кого-то вовремя убрать из этой жизни ради его спасения и ради пользы других людей. И это значит, что при всем нашем человеческом хаосе нет бесконтрольных ситуаций.

И значит, что если ты чего-то не достиг, не поступил туда, куда хотел поступить, не встретился с человеком, который тебе так нравился, не смог реализовать какие-то свои планы, то это Бог ведет тебя по другому, более нужному и полезному для тебя пути, хотя принять это порой очень больно и горько.

Промысл Божий может вести человека самыми таинственными, непонятными для него путями. Отчасти это прозревали святые. Вот незамужняя девушка жалуется блаженной Ксении Петербургской, что никак не может встретить вторую половинку. Святая однажды дала ей очень странный совет: «Иди скорее на кладбище, там муж твой свою жену хоронит».

На самом деле слова оказались не юродством, а буквальным отражением жизненных реалий. Девушка поспешила на кладбище, где увидела молодого вдовца, только что похоронившего жену. Девушка поддержала его в его скорби, они настолько прониклись друг другом, что затем сами создали семью и жили в глубоком единодушии.

Вроде бы случайность: и он, и она подменили заболевших товарищей – но этим в одну соединились две судьбы

А вот какая ситуация произошла у нас в Николо-Угрешской семинарии. Из Коломенского выехала в нашу обитель экскурсионная группа. Но руководитель группы заболела и попросила молодую девушку Наталью подменить ее на время этой поездки. В монастыре группу должен был встречать экскурсовод, но тоже заболел и попросил студента семинарии Стефана провести группу по монастырю.

Как только Стефан увидел глаза Натальи, так сразу понял: вот, это моё. Они создали прекрасную семью, Стефан стал батюшкой. А ведь вроде бы случайность – оба по просьбе подменили заболевших товарищей. И вот так соединились две судьбы, хотя встретиться они никак не должны были. Ясно, что это совершилось по особому Божиему водительству.

Значит, всё в Божиих руках. Если что-то не получается – у Господа есть о нас какой-то Свой план. Наша задача – вверить себя, своих близких, свой жизненный путь в руки Божии. Душа часто страдает больше от переживаний, нежели от реальных бед. Но если помнить, что самые беды – лекарство от лечащего нас Врача – Бога, то и это возможно принять как то, что нам важно пройти.

Блаженная Матрона Московская, подбадривая в тяжелых ситуациях, говорила: «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы. Господь Сам всё управит!» Господь нас везет по жизни как на саночках, Он Сам знает, куда и как повернуть нашу жизнь.

Конечно, это не значит, что нужно бездействовать. Господь дал нам руки и ноги, значит, мы должны ими пользоваться. Бог дал нам голову, значит, прежде чем что-то сделать, надо подумать. Нам даны какие-то способности и дарования, значит, их надо реализовывать. Господь ждет от нас деятельного соучастия, чтобы мы ткали нить своей жизни из того материала, который нам подает Бог.

И кто-то из этой богоданной нити сплетает чудный узор жизни, который радует всех вокруг, а кто-то из нее же сплетает петли другим. Один употребляет данные ему Богом творческие способности для развития себя и созидания всего вокруг, а кто-то те же способности умудряется аккумулировать, чтобы самым изощренным образом добыть себе бутылку водки.

Конечно, каждый человек свободен в своем жизненном выборе. Но даже выбирая что-либо, будь то доброе или злое, и тем самым влияя на жизнь свою и окружающих нас людей, мы все равно включены в Божию заботу о мире. Господь управляет жизнью людей, премудро учитывая наше волеизъявление. Когда поезд едет вперед, то все находящиеся в нем занимаются каждый чем хочет, но поезд движется по определенному маршруту, и управляет им машинист.

Промысл Божий охватывает всю нашу жизнь, несмотря на то, что многие внешние обстоятельства, чужое вмешательство в нашу судьбу, да и наши личные ошибки, как кажется, слишком существенны, чтобы допустить участие Божие в нашей жизни. Непостижимым образом Божественный Промысл учитывает наше «хочу – не хочу».

Оказалось, что эти досадные проволочки на пользу миссии святителя Иннокентия

В XIX веке был знаменитый миссионер, который обратил ко Христу многих язычников на Аляске и Алеутских островах – святитель Иннокентий (Вениаминов). Однажды, прибыв на остров Ситху, он наметил в своих планах выехать с проповедью к местным жителям – колошам, но не смог, потом вновь было собрался, но обстоятельства помешали, еще раз начал готовиться, укорял себя за нежелание ехать и все же вновь промедлил.

В итоге же оказалось, что он не выехал на пользу собственной миссии, потому что у колошей как раз в тот период началась оспа, и если бы святитель приехал, язычники посчитали, что болезнь связана с его появлением. Колоши пытались заразить русских, но оспа не трогала их, поскольку русские были привиты, и тогда колоши сами попросили помощи. Многим из них была спасена жизнь, после чего когда-то враждебные к русским колоши стали прислушиваться к проповеди святителя. Впоследствии святой Иннокентий сам говорил, что чувствует всю свою жизнь, как его ведет Промысл Божий.

Почему так важно подмечать в жизни действия Промысла Божия? Потому что это наглядно показывает, что Господь рядом с нами, Он участвует в нашей жизни и наша вера – не теоретическое умствование о бесконечно далеком Боге, а живая связь с заботящимся о нас Небесным Отцом.

Священник Валерий Духанин

храм в суворове тульской области

храм в суворове тульской области

Храм Покрова Божией Матери г.Суворов запись закреплена
Сретенская духовная академия

О ЦЕРКВИ И ПАСТЫРЯХ (ПО МИТРОПОЛИТУ АНТОНИЮ СУРОЖСКОМУ)

Митрополит Антоний Сурожский в своих миссионерских беседах как в Англии, так и за ее пределами, в том числе, в России, часто говорил о предназначении пастыря, о призвании каждого из нас и о том, какой удивительный богоустановленный организм — Церковь.
Показать полностью. Он отмечал, что реальная Церковь, в которой мы живем, не похожа на ту совершенную Церковь, в которую мы верим. Основываясь на этом, владыка говорил: «Для того, чтобы жить в эмпирической, современной нам церкви, надо, с одной стороны, понимать, во что мы верим, в какую Церковь мы верим, а с другой стороны — принимать в учет, как историческая церковь развивалась, как она дошла до того состояния, в котором находится, и какова наша роль в том, чтобы эту Церковь, которая похожа как бы на червячок, сделать светлячком».

Владыка Антоний акцентировал внимание на том, что Церковь мы понимаем как богочеловеческое общество, которое одновременно и божественно и человечно. Человеческая сторона Церкви представлена двояко: с одной стороны, это совершенный Господь Иисус Христос; а с другой — это люди, пребывающие в состоянии греховности. Воспринимать свое человечество мы должны в перспективе нашего призвания, цель которого — во Христе. Люди видят, как они далеки от этого образа, идеала, но также видят, как к нему стремиться, ибо путь человечества возможен исключительно через Господа нашего Иисуса Христа, Который уверил нас, что Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Он как бы говорит нам: «Если вы будете идти Моим путем, то вы станете подлинными людьми, детьми Божиими». Божественное присутствие в Церкви, как отмечал митрополит Антоний, ощущается даром Святого Духа в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов и в их соборе заполнил всю Церковь. Никакой человеческий грех не может удалить СвятогоДуха из Церкви, но, в свою очередь, каждый из нас призван быть сосудом, в котором эта святыня могла бы находиться.

Церковь в этом отношении — нечто непостижимо великое. Это уже Царство Божие, пришедшее в силе. Оно здесь, но в то же время оно еще должно осуществиться. Оно на земле во всей своей полноте, но каждый из нас должен его осуществить в себе или войти в его полноту. Митрополит Антоний приводил слова отца Георгия Флоровского, который говорил, что Церковь одновременно и дома, и на пути: она дома, потому что мы уже дети Божии; на пути она в каждом из нас, ибо все мы в становлении. Каждый человек вносит в историческую эмпирическую Церковь свое несовершенство. Кроме того, коллективно Церковь как историческое явление приняла на себя формы, которые ей не присущи. Это, по мысли митрополита Антония, сейчас является проблемой, которую Церковь должна глубоко рассмотреть и на которую она должна творчески отозваться.

Сурожский архипастырь говорил о наследии исторического периода, когда, начиная с императора Константина Великого, в Церковь стали входить элементы, которые «никоим образом не хотели бы мученичества, а хотели человеческой славы, человеческой обеспеченности, хотели быть как бы по правую руку императора». Тогда же церковные структуры начали делаться похожими на структуры империи. Появлялось постепенное расслоение внутри христианского общества между духовенством и мирянами. В связи с тем, что церковное общество влилось в секулярный мир, у нас практически пропало понятие быть «как слуги для других», к чему призывал нас Христос.

В своих рассуждениях владыка сделал достаточно смелый вывод, звучащий резонансно до сих пор: «В результате этого, как мне кажется, получилось расслоение между мирянами, которые не чувствуют ответственности за Церковь и которым как будто даже говорят: “Ты только делай то, что тебе сказано, и все будет хорошо”; и духовенством, которое в результате — я скажу прямо — возомнило, что оно имеет право “руководить стадом Христовым”. А миряне — это не стадо, это живое тело Христа, и духовенство — это не вожди и не начальники, а слуги. И к этому нам надо как-то вернуться, сначала вернуться сознанием. Надо учить людей и начать с себя самого».

Но владыка Антоний отнюдь не обвинял епископат и священство в увлеченности иерархическим строем Церкви, поскольку он именно священноначалие считал реальной силой для возрождения полноценной церковной жизни приходов. Своими словами владыка как бы подталкивает мирян, народ Божий, «царственное священство», к более деятельному участию в церковной жизни, а не пассивному восприятию того, что могут предложить им епископы и священники.
Владыка отмечал, что священник или епископ поставлен ввести народ в тайну освящения мира и при этом быть готовым отдать свою жизнь, каждый день и час своей жизни тому, чтобы все вокруг было освящено.

Новопоставляемым диаконам и священникам владыка Антоний всегда говорил о том, что вход в алтарь храма возможен только «путем Креста», потому что Христос умер на Кресте и открыл священнослужителю доступ во«Святая святых». Владыка призывал будущих пастырей ясно понимать, что они как бы входят в Царство Божие от имени народа в качестве его представителей. Войти же в это Царство можно исключительно через Крест, а в конце концов, и через собственное распятие.

В Сурожской епархии было заведено рукополагать человека не иначе как только по народному избранию. По этому поводу в одной из бесед владыка говорил: «Мне кажется громадной ошибкой — неизбежной, большей частью, но очень несчастной, что человека готовят в семинарии или академии и потом посылают на приход, о котором он не имеет понятия, к людям, которые его не просили и не выбирали». Когда к митрополиту Антонию приходил человек, желающий быть священнослужителем, владыка прежде всего спрашивал его: «Если бы ты стоял перед Христом, как Иаков и Иоанн на пути в Иерусалим, и Христос поставил бы вопрос: готов ли ты пить Мою чашу, готов ли ты погрузиться в тот ужас, в который Я буду погружен? — если ты сможешь от всей души, серьезно ответить: “Да, я готов!” (слово “могу” ты не можешь сказать; хотя бы “готов” — милостью и силой Божией, которая в немощи совершается), тогда можно думать о рукоположении, иначе нельзя вообще этот вопрос ставить. Поэтому иди домой и переживи это, пока не сможешь серьезно, вглубь сказать: “Да, я знаю свою немощь, но я знаю силу Божию, я знаю, что Бог меня действительно зовет”».

Митрополит Антоний никогда не отправлял священнослужителя на приход, где прихожане не хотели принимать этого человека, и объяснял это на примере диаконского служения: «Диакон, — говорил владыка Антоний, — технически является мирянином, в том смысле, что его хоронят как мирянина. Что же это значит? Это значит, что он в алтаре будет представителем всего народа, он, если можно так выразиться, “мирянин в священном сане”. А “мирянин” это не человек, который не священник, который как бы низшего сословия. “Мирянин” (от греческого слова laos) — это член народа Божия. В этом смысле и священник, и епископ остаются мирянами — не мирскими людьми, а именно мирянами. И поэтому, когда человек выбран, он посылается в алтарь… и как бы в знак того, что весь народ принят Богом, один из его членов или несколько участвуют в богослужении в алтаре. Когда диакон выходит говорить ектенью, он молится от себя, но он зовет весь народ молиться церковной молитвой, и потому что он принадлежит этому народу, он не извне его зовет, он говорит: “Помолимся!”, а не “Помолитесь”. Это мне кажется очень важным».

Сурожский архипастырь всегда отмечал, что стать священником — это не честь и преимущество, а служение. Пастырь становится слугой, а не начальником, помня слова Христа: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 26).

Митрополит Антоний в одной из бесед отмечал: «У нас в течение столетий получился сдвиг. Епископ и священник заняли высокое положение в иерархии, тогда как на самом деле, как отец Софроний [Сахаров] мне раз сказал, Церковь — это пирамида вверх дном, то есть тот, кто является епископом или священником, на самом низу должен им быть, на нем как бы строится Церковь. И мы в какой-то мере потеряли это сознание народа Божия, то есть мирян как людей несвященного сана, а как Тела Христова. У апостола Петра сказано: Вы — род избранный, царственное священство…(1 Петр. 2, 9). А на что избранный? Мы избраны не потому что мы такие замечательные, а потому что мы Ему поверили, а Он нам доверил спасение мира».

Каждый, кто принял рукоположение, будь он диакон, священник или епископ, — это человек, который призван освящать мир, если необходимо, даже ценой своей жизни. Поэтому и миряне названы священством, так как тоже призваны освящать мир. И каждый, кто падает на поле битвы на земле, остается бессмертным в вечности. Следовательно, связь между народом, диаконами, священниками и епископами должна быть очень тесной; они должны составлять одно тело, в котором каждый высполняет свою роль. При этом единая для всех задача — «весь мир освятить, то есть вырвать из плена зла и отдать Богу».

Сегодня христиане, а особенно пастыри Церкви, посылаются на проповедничество «как агнцы к волкам». В таком положении Бог оценивает не только наше величие. Он ценит и нашу немощь, которая делает, что может и чего не может. Здесь во всю мощь проявляются слова Господа, обращенные к апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
Такова жизнь: чем глубже мы осознаем наше бессилие и всю надежду возлагаем на Бога, делая себя проводниками Его воли, тем реальнее Божественная сила приходит в мир и творит чудеса вокруг нас, помогая нашим ближним и утешая окружающих нас людей.

Одним из важнейших моментов пастырского служения является проповедь Христова Евангелия. Это апостольская миссия, которой священник, наряду с душепопечением, должен уделять значительное место в своей жизни.

Владыка всегда призывал пастырей проповедовать, а не молчать. Он приводил в пример слова апостола Павла, который восклицал: Горе мне, если не благовествую! (1 Кор. 9, 16); и в другом месте: Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать. (1 Кор. 1, 17).

Митрополит Антоний подчеркивал, что проповедник должен говорить о том, что является его опытом Бога. Владыка призывал будущих пастырей готовиться к проповеди всей своей жизнью. Задачу каждого (епископа и священника) он видел именно в живом слове: «Нужно дать человеку Божественную жизнь через животворное слово и животворные таинства, апотом помочь ему осознать, чем он обладает, и раскрыть перед ним всю глубину этой жизни в Боге».

Будучи почетным доктором богословия четырех высших учебных заведений, митрополит Антоний шутя говорил о себе: «У меня только один настоящий докторат — по медицине; все остальные — фальшивые». Он всегда подчеркивал, что не является профессиональным богословом, но ведь и богословие не есть профессия. Богословие — это призвание, служение, образ жизни. Богослов — тот, кто умеет молиться, кто находится в постоянном общении с Богом. Владыка Антоний имел семидесятилетний опыт молитвы, богообщения и служения людям, пятидесятилетний опыт священства, сорокапятилетний опыт епископского служения. На этом поистине уникальном опыте и основывается его богословие, которое поэтому и является столь необходимым не только тем, кто уже несет свое пастырское служение, но и тем, кто к нему готовится.

Апостол Павел в своем послании к филиппийцам говорил:Для меня жизнь — Христос (Флп.1, 21). Владыка Антоний признавался, что часто задумывался, что бы это значило. «Мы же знаем: когда мы кого-нибудь любим, или одержимы какой-нибудь страстью, или что-то нам так дорого, что мы всё готовы отдать ради этого, это значит, что то или другое является нашей жизнью. Это может быть наука, это может быть богословие, это может быть семья, это может быть гордыня — что угодно, что нас держит в своей власти; вот с такой непреодолимой силой должны мы быть держимы Христом. Он должен быть для нас, стать для нас, на всю жизнь и на каждое мгновение, сколько у нас хватит духа, и веры, и силы, всем содержанием, подобно тому, как возлюбленная делается содержанием жизни любящего, как мирской человек может всю свою жизнь, вплоть до смерти своей, отдать идее или труду, которым он посвятил жизнь. Всё, что Христово, должно быть наше, всё же, что как бы свидетельствует, что Он напрасно жил, напрасно умер, должно стать для нас не только чужим, но ужасающим, и тогда — да, жизнь наша будет Христос».

Мы встречаемся с Богом тогда, когда Он нас призовет. Спаситель нам сказал: Стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). И мы можем стучать, порой долго, потому что Господь отворяет тогда, когда мы действительно готовы для встречи.

Каждый, принимая Крещение, должен умереть ко всему, что недостойно человеческого призвания, что недостойно Бога, ставшего человеком. Всякий из нас призван, по слову апостола Павла, носить в плоти своей мертвость Господа Иисуса Христа. Это значит — соединиться со Христом и в Его крестном пути, и в Его победе над грехом. Апостол Павел просил Господа дать ему силы так жить. И Спаситель ответил ему: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Эта немощь заключается не в трусости или нерешительности, а в гибкости, прозрачности, чистоте, правде, которая позволяет Богу действовать через человека.

«Пастырство — не ремесло, не техника, не руководство, не властвование, а именно ласковое, жертвенное служение, — так характеризует его владыка Антоний. — Пастырство не знает дня и ночи; нет такого момента, когда человек не имеет права страдать, не имеет права быть в нужде, потому что пастырю пришло время отдыхать или он занят собой.Нет такого времени! Потому что если моя паства — моя семья, если они родились вокруг меня, если они — мои дети, то как же я скажу своему родному: “Ты перестрадай, а когда у меня будет время, я позабочусь о тебе”. Так же нет такого времени, когда молитва пастырская может престать. Нельзя сказать человеку: “Ты так давно болеешь, я тебя все реже, реже поминаю, я устал от твоей болезни, от твоего горя, от твоего тюремного заключения, от того, что все у тебя не ладится и не спорится”. Разве это возможно, разве мы так относимся к сестре, к матери, к отцу, к брату, к невесте? Нет, не так!».

В духовном облике митрополита Антония с достаточной очевидностью соединяются врач душевный и врач телесный. С этим связано и его понимание Церкви и пастырства, основанного не на авторитарном руководстве, но на уважении и благоговении к человеку как к образу Божию, что дает великий творческий импульс, который приносит и будет приносить добрые плоды.

———
храм в суворове тульской областииеромонах Иларион (Карандеев)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *