храм в сысерти свердловской области

Храм в сысерти свердловской области

храм в сысерти свердловской области

В 1734 году главный командир Уральских, Сибирских и Казанских заводов Василий Никитич Татищев, прибыв на Сысертский чугуноплавильный и железоделательный завод имени царствующей тогда импера-трицы Анны, «озаботился построением» здесь храма. Закладка новой церкви состоялась 12 (25 по н.ст.) октября 1735 года. Благословенные грамоты на «обложение» и освящение были подписаны Антонием, митрополитом Тобольским и Сибирским. Первый храм при заводе императрицы Анны был освящен во имя Святой Анны Пророчицы. Храм был деревянный, построен «казенным коштом». Церковь освящена «Успенского Далматова монастыря архимандритом Сильвестром соборне» 3 (16 по н.ст.) февраля 1736 года.

Каменная церковь была заложена в июне 1773 года. Новый храм строился более 10 лет. В новопостроенной каменной церкви к декабрю 1787 года оба придела были «в готовности и требовано об освящении оных… благословенной грамоты и святых антиминсов». По благословенной грамоте, подписанной Варлаамом, епископом Тобольским и Сибирским, 24 декабря 1787 года, приделы были освящены: правый – в честь Поклонения Честных Вериг Апостола Петра – 29 апреля 1788 года; левый – во имя Преподобного Алексия, человека Божия – 1 мая 1788 года.

В 1894 году при Симеоно-Аннинском храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались преимущественно мальчики. В этой школе был прекрасный детский хор.

Собор благоукрашался до начала ХХ века. По воспоминаниям современников, особенноре впечатление производил иконостас с золоченной тонкой работы резьбой и художественной иконописью.

В Симеоно-Аннинском храме в ходе компании по изъятии церковных ценностей было изъято 191,8 кг. серебра. При этом, были изъяты ценности, относящиеся к достопримечательностям Екатеринбургской епархии: напрестольное серебряное позолоченное облачение весом 36,7 кг; плащаница, написанная на парусине и оправленная серебром; икона Пресвятой Богородицы, написанная в 1516г. в Италии учеником Рафаэля.

В годы богоборчества в конце 1935 года (в год 200-летия храма) были запрещены богослужения. В феврале 1936 года на куполе и колокольне вместо крестов водрузили красные флаги. В августе 1936 года взрывом была уничтожена колокольня и купол храма. С 1937 по 1991 года в здании храма располагался кинотеатр.

В 1991 году храм был отдан верующим. В 1994 годы возобновила свою работу церковно-приходская школа. В 2002 году в храме в следствии поджога произошел пожар, в результате которого храм очень сильно пострадал, было уничтожено то, что удалось восстановить. Силами благотворителей за истекший срок удалось многого достичь, были произведены большие работы внутри и снаружи храма.

К 2014 году закончились работы по возрождению колокольни.

В 2015 году отмечалось 280-летие прихода Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

С 1 сентября 2017 года назначен новый настоятель — протоиерей Дмитрий Черняк.

Источник

Церкви Сысерти. История

Церкви Сысерти. История

В царское время в Сысерти было три церкви.
Первой церковью в Сысерти была церковь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы при сысертском заводе. Завод в то время принадлежал государству во главе императрицы Анны. Первая церковь была сложена из бревен в 1736 году. Деревянная церковь была построена недалеко от современной каменной. Население сысертского заводского поселения росло, и церковь уже не могла разместить всех желающих помолиться. Позже сысертский завод был передан Алексею Федоровичу Турчанинову, по инициативе которого была заложена новая каменная церковь. Место для возведения Алексей Федорович выбирал лично. В 1787 году церковь была построена, строительство длилось 14 лет. После постройки еще долгие годы велись работы по внутренней отделке. Церковь получилась богатой для заводского поселения, такие церкви встречались только в крупных городах. Церковь Симеона и Анны, расположенная возле сысертского пруда, в народе называлась большой церковью. В 30-ые года с церкви сняли колокола на переплавку. Кресты на купалах заменили советскими флагами. В середине 30-ых годов была взорвана колокольня. В уцелевших помещениях церкви в советское время размещался кинотеатр «Авангард». На настоящий момент здание церкви восстановлено до первозданного вида. Наверно, нам уже не вернуть то внутреннее богатство церкови Симеона и Анны, которое заложил в нее Алексей Турчанинов.

храм в сысерти свердловской области Церковь Успения Пресвятой Богородицы находилась на месте школы имени Бажова

Церковь Успения Пресвятой Богородицы находилась на месте школы имени Бажова по адресу: город Сысерть, улица Свердлова, 80. Церковь была сделана из кирпича. В народе она называлась маленькой церковью. Церковь была построена в 1841 году. Церковь располагалась на кладбище, в ней отпевали усопших. При проведении земляных работ возле шестой школы частенько находят кости. В тридцатые годы большевики запретили служение в церкови, а в сороковые церковь переделали в столовую для трудовой армии. В пятидесятые годы церковь разрушили. Спустя время из остатков церкви сделали школу имени Бажова.

храм в сысерти свердловской области Церковь Петра и Павла

Церковь Петра и Павла, расположенная на сысертском кладбище по улице Декабристов, была построена семейством Соломирских в 1858 году. В тридцатые годы церковь была закрыта. За шестьдесят лет простоя время и вандалы сделали свое дело. Церковь стали восстанавливать, когда она уже была без окон, дверей и крыши. В настоящее церковь восстановлена и в ней проходят службы.

храм в сысерти свердловской области Церкви Сысерти. История

Источник

Храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Записи

В храме во имя преподобных Зосимы и Савватия в селе Бородулино отслужена первая Божественная литургия

В день перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, 21 августа 2021 года, в селе Бородулино, в новом храме во имя этих дивных святых, состоялась первая Божественная литургия. Приход, строивший храм в течение трех лет, впервые отметил свой престольный праздник в Доме Божием.

Напомним, чуть менее трех лет назад, 30 августа 2018 года, камень в основание храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был заложен в селе Бородулино по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Чин закладки камня совершил епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий.

Сегодня по милости Божией и трудами настоятеля и прихожан здесь высится церковь, в которой собрались на престольный праздник жители Бородулино и окрестных сел – Патрушей, Большого Седельникова, Кашино, а также города Арамиль.

Праздничную Божественную литургию в новом храме отслужили настоятель прихода иерей Алексий Подлеснов, а также настоятель прихода во имя святой Равноапостольной Великой княгини Ольги села Патруши протоиерей Андрей Демидов и настоятель храма во имя святого Цесаревича Алексия села Кашино иеромонах Анатолий (Бачурин).

Свое пастырское слово настоятель прихода иерей Алексий Подлеснов посвятил теме Преображения Господня и доверия Богу, образцом чего и были великие святые – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

– Преподобными Церковь называет тех людей, кто сподобился стяжать дар Святого Духа, ибо дар святого духа этот тот Фаворский свет, о котором мы все время сегодня говорим в дни святого праздника Преображения Господня, – сказал в своей проповеди отец Алексий Подлеснов. – Именно в дни празднования Преображения Господня, вот такое удивительное совпадение, мы отмечаем день Зосимы и Савватия Соловецких. А преподобный Зосима Соловецкий, основав обитель на Соловках, первый храм, который он построил – деревянный – посвятил празднику Преображения Господня, потому что этот праздник на самом деле является основополагающим в понимании смысла христианской жизни.

Как говорил преподобный наш отец Серафим Саровский: «Радость моя, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Ибо «дух мирен» это и есть свет Фаворский, это именно в душе нашей вот этот свет, Дух Святой пребывает. Это значит, что тело наше способно стать храмом Духа Святого, чтобы сама Святая Троица в него вошла. Потому что, конечно, Богу нужны не стены, Богу нужны не вот эти бревна, которые мы складываем. Богу нужны не красивые окна, не красивые иконы – Богу нужны наши сердца. Как говорит Господь: «Сыне, дай Мне сердце твое».

Преподобный Савватий положил начало Соловецкой обители, а Зосима с великим тщанием продолжил труды по построению монашеской жизни в России. Известно, что по молитвам, обращенным к этим чудотворцам, свершались многочисленные чудеса. Вот и в этой истории строительства храма в селе Бородулино без чуда, а точнее, без Промысла Божьего не обошлось.

Батюшка Алексий поведал удивительную историю появления на этом месте храма, свидетельствующую о Промысле Божием в нашей жизни. Когда-то, 20 лет назад, в этот самый день один уральский батюшка был на Соловках и там сослужил Святейшему Патриарху, ныне покойному Алексию Второму. По окончании богослужения Святейший раздал всем иконочки с изображением Спасителя с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием. Вернувшись, священнослужитель хранил подаренную икону у себя, а затем, освящая дом одного верующего человека по имени Алексей, подарил ему этот образ.

Далее события развивались самым удивительным образом – ближайшим приходом на всю округу был приход святой равноапостольной великой княгини Ольги в селе Патруши, настоятель которого, опять же с именем Алексей, узнал, что когда-то, до революции, в Бородулино стояла часовня в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Затем состоялось знакомство всех участников описанных выше событий и возникло обоюдное желание возродить святыню – построить храм во имя соловецких святых, являющихся небесными покровителями здешней местности.

Отец Алексий отметил, что на протяжении всего процесса оформления и строительства храма Господь посылал людей самых разных занятий и должностей – от чиновников и проектировщиков до бульдозеристов, рубщиков, строителей, которые, узнавая, что речь идет о строительстве храма, старались всячески помочь в этом добром деле.

О том, что эта «история заранее была Господом Богом предписана, а мы все явились «винтиками», участниками этих событий» свидетельствуют еще многие и многие факты.

Все это, по словам настоятеля храма, дано нам для того, чтобы «жить в доверии к Богу, о чем свидетельствует житие святого преподобного Зосимы».

Бог имеет промысел об этом мире, мы все являемся участниками этого великого Промысла о нашем спасении, – сказал батюшка. – А жителям села Бородулино остается только радоваться под покровом таких сильных святых и укрепляться в вере.

Один из главных строителей храма, раб Божий Алексей отметил, что очень рад, что Господь сподобил и допустил участвовать в возведении храма. Дело строительства храма очень тонкое, здесь важен баланс, согласие между всеми участниками строительства и Божья благодать, которая стяжается через тот самый «дух мирен», через горячие молитвы Господу, Богородице и Небесным покровителям здешней местности, которым молились все прихожане.

По окончании Божественной литургии все участники богослужения прошли крестным ходом вокруг храма, священники окропили всех святой водой. По завершении благодарственных молитв все собрались за праздничной трапезой, за которой звучали стихи и воспоминания о том, с чего все начиналось.

Сердечно поздравляем прихожан храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Желаем помощи Божией в служении и дальнейшем развитии прихода! Многая и благая лета!

храм в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской области

Публикация подготовлена по материалом сайта Екатеринбургской епархии и группы Храма ВКонтакте

День Святой Троицы. Благотворительная акция “Белый цветок”

храм в сысерти свердловской области

В день Святой Троицы на народном гулянии «Троицы праздник святой» от нашего храма проводилась акция «Белый цветок». Ее целью является сбор средств на дела милосердия.
В России благотворительные акции «День белого цветка» проводились при поддержке Царской семьи ещё до революции. Собранные средства направляли на борьбу с различными болезнями, в первую очередь, с туберкулезом. В наши дни добрая традиция возрождается. С 2000 года дни «Белого цветка» начали проводить в столичной Марфо-Мариинской обители, позднее инициативу подхватили в других регионах. В Сысерти «Белый цветок» проводился впервые.
На протяжении нескольких недель перед праздником прихожане нашего храма изготовляли белые цветы из бумаги и ткани. Трудились воспитанники и педагоги приходской воскресной школы. И в день праздника на ярмарке мы расположились с рукоделием наших мастериц: салфетки, цветы, резиночки, носки, сумки, игрушки, домашний квас, выпечка и многое др., а белые цветы стали благодарностью за любое пожертвование. Волонтеры с приветливой улыбкой раздавали цветы, объясняли смысл акции, а также в специально отведённой зоне провели мастер-класс по изготовлению белых цветов.
Спаси Господь всех, кто принял участие!
🌿🌼🌿

храм в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской областихрам в сысерти свердловской области

Состоялось освящение колоколов в селе Новоипатово

храм в сысерти свердловской области

Милостью Божьей, ста­раниями благодетеля Игоря Алексеевича Ал­тушкина, 31 марта состо­ялось памятное событ­ие для​ храма Архан­гела Михаила в​ селе​ Новоипатово.

По благословению выс­окопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, 31 марта состоялось тор­жественное освящение новых 6 больших кол­околов.
Чин освящения возгла­вил благочинный Сысе­ртского благочиния протоиерей Димитрий Черняк в сослужении настоятеля храма иерея Андрея Костарева и​ духовенства благоч­иния.
По завершении освяще­ния, протоиерей Дими­трий сказал напутств­енное слово, в котор­ом указал на важность колокольного звона для верующих христи­ан.

Самый большой колокол – 2,7 тонны, после освящения был поднят на колокольню, чер­ез разобранный верх колокольни краном был спущен на первый ярус. Таким образом, можно будет дальше продолжать восстановл­ение колокольни, а колокола пока звонить не будут, потому что предстоит еще много восстановительных работ. Полный монтаж колоколов на колоко­льне будет осуществл­ен после восстановле­ния храма.
В монтаже колоколов участвуют мастера Уральского колокольн­ого центра.

“Праведный Симеон Богоприимец и Пророчица Анна неразрывно связаны с праздником Сретения Господня.” Сюжет тк “Союз” о престольном торжестве нашего храма.

Митрополит Евгений совершил Божественную литургию в Симеоно-Анненском храме в Сысерти

храм в сысерти свердловской области

16 февраля 2021 года, в попразднство Сретения Господня, в день памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию в храме во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы города Сысерти.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель службы протокола Екатеринбургской епархии протоиерей Николай Тарантин, благочинный Сысертского округа, настоятель Симеоно-Анненского храма протоиерей Димитрий Черняк, благочинный Нижнесергинского церковного округа иерей Максим Крылов, благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга иерей Андрей Юганец, духовенство храма, Сысертского благочиния и клирики Екатеринбургской епархии.

Православная церковь отметила праздник Поклонения честным веригам апостола Петра. Сюжет тк “Союз” о малом престольном празднике нашего храма

Источник

Сысерть. Церковь Симеона и Анны.

Храм во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

Карта и ближайшие объекты

храм в сысерти свердловской области

Статьи

270 лет Симеоно-Аннинскому храму в Сысерти. «…Построенная казенным коштом церковь в честь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы». В 1734 году главный командир Уральских, Сибирских и Казанских заводов Василий Никитич Татищев, прибыв на Сысертский чугуноплавильный и железоделательный завод имени царствующей тогда императрицы Анны, «озаботился построением» здесь храма.
Закладка новой церкви состоялась 12 (25 по н.ст.) октября 1735 года. Благословенные грамоты на «обложение» и освящение были подписаны Антонием, митрополитом Тобольским и Сибирским.

Первый храм при заводе императрицы Анны был освящен во имя Святой Анны Пророчицы. Храм был деревянный, построен «казенным коштом». Церковь освящена «Успенского Далматова монастыря архимандритом Сильвестром соборне» 3 (16 по н.ст.) февраля 1736 года. Первым священником первого Сысертского храма стал Феодор Феодорович Яковлев, сын священника Арамильской Свято-Троицкой церкви. Население заводского поселения с каждым годом увеличивалось. Храм с трудом вмещал всех молящихся. В июне 1748 года из Сысертской заводской конторы поступила «промемория» в Екатеринбургское духовное правление. В ней отмечалось: «…имеется здесь построенная казенным коштом церковь во имя Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, рублена из бревен и то холодная, в коей во время службы …претерпевают немалую нужду …и просили, чтоб вместо холодной трапезы, другую новую трапезу деревянную и на ней колокольню построить своим коштом…».
Однако сысертские жители вынуждены были собираться на молитву в «самую малую церковь» еще 40 лет… Во время правления Елизаветы Петровны была создана особая комиссия, которая пришла к выводу о необходимости продажи государственных заводов частным лицам. Указом императрицы Елизаветы от 29 июля 1758 года было подтверждено разрешение Сената о передаче Сысертских заводов «благородному господину, титулярному советнику Алексию Федоровичу Турчанинову в вечное потомственное владение, с приписными крестьянами, лесами, землями, на определенных кондициях». А.Ф.Турчанинов был одним из первых русских купцов, кому государственная казна продала уральские заводы, причем на льготных условиях. К моменту вступления его во владение заводами (январь 1759 года), в Симеоно-Аннинской церкви служил отец Никифор Куликов. К этому моменту, за 23 года существования храма, он был здесь уже пятым по счету священником. Отец Никифор Куликов прибыл в Сысерть в ноябре 1754 года. Он оставался на священнослужении в Симеоно-Аннинском храме до увольнения по старости в 1794-м, причем до 1786-го он священствовал один, а далее – со священником Димитрием Мухиным. Батюшка Никифор, отслуживший в Симеоно-Аннинском храме 40 лет, как вдовый, был направлен в 1797 году в Успенский Далматов монастырь. Однако, в силу ряда обстоятельств, он в монастыре не жил, а получил в Сысертском заводском селении «достойное пропитание и приют до самой смерти» от заводовладелицы Филицаты Степановны Турчаниновой, вдовы покойного заводчика Алексея Федоровича Турчанинова…

…В свое время А.Ф. Турчанинов, по прошествии двенадцати лет активной деятельности в Сысертском заводском округе, приступил к постройке новой Симеоно-Аннинской церкви вместо старой, маловместительной. Благословенная грамота на заложение каменной церкви гласит: «Божией милостию Варлаам епископ Тобольский и Сибирский… Сего 1771 года апреля 25 дня титулярный советник А.Ф.Турчанинов доношением нам представил, что Екатеринбургского ведомства в Сысертском его, Турчанинова, заводе Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы деревянная церковь весьма обветшала и погнила, вместо которой желает он, Турчанинов, собственным своим иждивением построить вновь в то же именование каменную с приделами: первым – во имя Апостола Петра, Поклонения Честных Вериг; вторым – Алексия, человека Божия…». По благословению Его Преосвященства каменная церковь была заложена в июне 1773 года протоиереем Власием Коровицким.
Место для каменного храма Алексей Федорович Турчанинов избрал лично, поблизости деревянной церкви в западном от нее направлении.
Перед началом строительства Турчанинов собственноручно проверял качество кирпича, который шел на постройку храма. Для работы заводчиком были подряжены соликамские и устюжские каменщики. К строительству приступили 17 июня 1773 года. Однако к концу этого года оно было приостановлено. Причиной тому послужило возникшее в соседней Оренбургской губернии Пугачевское бунтарство.

…После вынужденного перерыва возведение каменного здания Симеоно-Аннинского храма возобновилось в 1777 году. Новый храм строился более 10 лет. Господь не удостоил Алексея Турчанинова молиться в построенном по его радению храме. На 87-м году жизни, 21 марта 1787 года уральский заводчик закончил свой земной путь. В новопостроенной каменной церкви к декабрю 1787 года оба придела бы-ли «в готовности и требовано об освящении оных… благословенной грамоты и святых антиминсов». По благословенной грамоте, подписанной Варлаамом, епископом Тобольским и Сибирским, 24 декабря 1787 года, приделы были освящены протоиереем Феодором Карпинским: правый – в честь Поклонения Честных Вериг Апостола Петра – 29 апреля 1788 года; левый – во имя Преподобного Алексия, человека Божия – 1 мая 1788 года. Благословенная грамота епископа Варлаама на имя того же протоиерея Феодора Карпинского, от 4 августа 1789 года, заключает: «Каменная во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы церковь в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию церковному потребностьми удовольствована и ко освящению состоит в готовности…». По этой благословенной грамоте церковь Симеоно-Аннинская была освящена протоиереем Феодором Карпинским соборне 9 сентября 1789 года. Основные строительные работы были завершены, однако внутренняя отделка и украшения продолжались до начала ХХ века.

Пожелания А.Ф.Турчанинова в отношении внешнего облика храма так и не были осуществлены, тем не менее собор был величественен и богат. Все иконы щедро украшались алмазами, рубинами, сапфирами. Один образ Пресвятой Богородицы был украшен натуральным жемчугом. Росписи алтаря, потолка и стен производились по эскизам Карла Брюллова. Заводовладельцы не жалели для храма ни самоцветов, ни серебра, ни золота. Симеоно-Аннинский собор был украшен потомками А.Ф.Турчанинова поистине со столичным размахом. Дело своего деда продолжил Павел Дмитриевич Соломирский – внук А.Ф. Турчанинова, сын Наталии Колтовской, старшей дочери заводчика. Полковник лейб-гвардии гусарского полка, а позже генерал-майор П.Д. Соломирский был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. Однако более близок был другому великому поэту – своему сослуживцу М.Ю. Лермонтову. Вступив во владение заводами в 1847 году, П.Д.Соломирский был вынужден подолгу находиться в Сысерти, ввиду сложного положения заводского хозяйства. Занимаясь заводскими делами, П.Д.Соломирский не забывал и о благоукрашении Симеоно-Аннинского храма. Благолепное существование храма продолжилось и при сыне П.Д.Соломирского Димитрии. Это был истинный доброделатель, истинный меценат. Дмитрий Павлович был не просто щедрым благотворителем, но, будучи высокообразованным человеком, он прославился как орнитолог, музыкант, фотограф, коллекционер.

Симеоно-Аннинский храм по архитектурной стилистике был выполнен в стиле «позднего Петровского барокко». Объемно-пространственная композиция каменного церковного здания представляла собой каноническую схему, по подобию других греческих и российских церквей. Предполагается, что проект для строительства А.Ф.Турчанинов лично, по своему вкусу и разумению, подбирал в Санкт-Петербурге.
Симеоно-Аннинский собор был коронован. Шатровый купол венчала корона с золотым крестом. По преданию, в этой короне могли поместиться до семи человек. Шатровый беспотолочный купол был уникальным в своем роде. В городе Жостин (Северная Испания) существует церковь с таким же потолком, какой был в Симеоно-Аннинском храме: выгнутый бесподпорковый свод является гордостью жителей этого города. А у нас – о таком же уникальном шатре, который был в Сысерти, и поныне ничего не знают… Корона с золотым крестом венчала и многоярусную 50-метровую колокольню. В церковной утвари храма было немало ценностей, которые хранили память о благочестивом усердии заводовладельцев. Из церковных документов известно, что к 1893 году в Симеоно-Аннинском храме было 8 Евангелий, 9 напрестольных крестов, 5 потиров, 5 дискосов, 3 кадила и многое другое. При этом наиболее ценными считались: Евангелие в листах, оправленное серебром с позолотой, чеканной работы, на четырех ножках; Евангелие в листах, оправлено серебром с позолотой, чеканной работы; крест серебряный, позлащенный, чеканной работы, украшенный 25-ю крупными стразами и 4-мя зеленого цвета камнями; потир серебряный, позолоченный под чернедью; дарохранительница серебряная, позолоченная, украшенная драгоценными камнями. Имелись также ценные ризы: риза парчи серебряной с крестами, по оплечью обложена золотым позументом, крест и звезда вышиты золотом; риза бархата малинового с крестами по серебряному полю, оплечье и подол обложены золотыми позументами с серебряными крестами, звезда и крест вышиты золотом…

При Симеоно-Аннинском храме с 1894 года начала действовать церковно-приходская школа. В начале ХХ века школа помещалась в наемном здании, принадлежавшем бывшей владелице завода М.А. Турчаниновой. По данным 1912 года, в ней обучалось 58 мальчиков и 22 девочки. Первым заведующим и законоучителем церковно-приходской школы был священник Евгений Львов. За весьма усердную и полезную деятельность в этой должности отец Евгений в марте 1903 года был удостоен награждения епископом Екатеринбургским и Ирбитским Никанором. С 1901 года отец Евгений исполнял служение благочинного четвертого церковного округа Екатеринбургского уезда. До 1903 года он был настоятелем Симеоно-Аннинского храма, а затем был переведен в Екатеринбург. Впоследствии батюшка разделил трагическую участь многих уральских священнослужителей: в сентябре 1937 года его расстреляли большевистские палачи. Промыслительно, что через 100 лет вновь открылась церковно-приходская школа при возрождающемся храме.

Материалы подготовила Анна Костарева, руководитель церковно-приходской школы храма в честь Святых Симеона и Анны г. Сысерть

17 апреля в городе Сысерти Свердловской области завершилось восстановление первоначального внешнего облика знаменитого храма во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

Храм Симеона и Анны был построен в 1788 году на средства известного заводчика Алексея Федоровича Турчанинова – последователя «птенцов гнезда Петрова» Татищева и Де Геннина. Простояв более 140 лет, он был разрушен большевиками в 30-е годы XXвека. Одной экспроприацией церковных ценностей, снятием колоколов на нужды индустриализации богоборцы не обошлись. Уникальный, точно висящий в воздухе, шатровый купол высотой 35 метров и пятидесятиметровая колокольня были взорваны, настенные и потолочные фрески, написанные по эскизам Карла Брюллова – забелены (впоследствии сбиты), храмовые иконы преданы показательной публичной казни – сжиганию на костре во дворе храма. Обезглавленное строение до 1991 года использовалось под нужды кинотеатра «Авангард». Благодаря помощи меценатов и силами приходской общественности храм постепенно восстанавливается. На сегодняшний день восстановлен купол храма, колокольня, поднят на колокольню главный колокол – Благовест – весом около 5 тонн, установлены новые парадные двери. На этой неделе освящена и установлена маковка колокольни, в целом, восстановление внешнего исторического облика храма подходит к концу.

Изначально планировалось, что этот храм будет стоять в центре столицы Российской империи – Санкт-Петербурге, но в результате он был построен возле нового казенного чугуноплавильного и железоделательного завода на реке Сысерть в 1788 году. Симеоно-Аннинский храм, выполненный в стиле позднего петровского барокко, с уникальным шатровым куполом, многоярусной пятидесятиметровой колокольней, увенчанной короной с золотым крестом, стал не только свидетелем, но и участником событий трех веков российской истории. Церковь во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы была заложена в 1735 году по указу Василия Никитича Татищева, который незадолго до этого построил на реке Сысерть казенный чугуноплавильный и железоделательный завод во славу правившей в то время Анны Иоанновны. Не случайно и новой деревянной церкви было дано имя небесной покровительницы императрицы. В конце 60-х годов XVIII века казенный завод начал приходить в упадок, и по повелению уже Екатерины II был передан в частные руки успешному промышленнику А. Ф. Турчанинову для того, чтобы тот провел модернизацию и наладил производство. С чем новый хозяин успешно справился. Новый заводовладелец решил на месте обветшалой деревянной церкви выстроить каменную, не уступающую своей красотой и роскошью столичным храмам. Предполагается, что проект для строительства А.Ф.Турчанинов лично, по своему вкусу и разумению, подбирал в Санкт-Петербурге. Под большую стройку в Сысерти был специально построен завод по производству кирпича, качество «продукции» проверял лично А.Ф. Турчанинов. В 1773 году строительство было начато, а в 1774 году временно прекращено – на Екатеринбург выдвинулись войска Емельяна Пугачева, их путь лежал через Сысертский завод. Все мужское население было мобилизовано в ополчение: строили укрепления и участвовали в обороне завода от нападения мятежного войска. За проявленную смелость, решимость и военную смекалку Екатерина II даровала А.Ф. Турчанинову и всем его потокам дворянский титул. Только после победы над Пугачевым, в 1777 строительство храма было возобновлено, и к 1788 году закончено, хотя известно, что внутренняя отделка и украшения продолжались до начала ХХ века.

Симеоно-Аннинский собор был коронован. Шатровый купол венчала корона с золотым крестом. По преданию, в ней могли поместиться до семи человек. Еще одна корона с золотым крестом венчала многоярусную 50-тиметровую колокольню. После смерти основателя династии А.Ф. Турчанинова в 1787 году, его дело с переменным успехом продолжили его дети и внуки. Однако Симеоно-Аннинский храм они своим вниманием не обделяли. Заводовладельцы не жалели для храма ни самоцветов, ни серебра, ни золота. Современники считали, что Симеоно-Аннинский собор был украшен потомками А.Ф.Турчанинова поистине со столичным размахом. Все иконы щедро украшались алмазами, рубинами, сапфирами. Образ Пресвятой Богородицы был инкрустирован натуральным жемчугом. Росписи алтаря, потолка и стен производились по эскизам знаменитого русского художника Карла Брюллова. Из церковных документов известно, что к 1893 году в Симеоно-Аннинском храме было 8 Евангелий, 9 напрестольных крестов, 5 потиров, 5 дискосов, 3 кадила и многое другое. При этом наиболее ценными считались: Евангелие в листах, оправленное серебром с позолотой, чеканной работы, на четырех ножках; Евангелие в листах, оправлено серебром с позолотой, чеканной работы; крест серебряный, позлащенный, чеканной работы, украшенный 25-ю крупными стразами и 4-мя зеленого цвета камнями; потир серебряный, позолоченный под чернедью; дарохранительница серебряная, позолоченная, украшенная драгоценными камнями. Имелись также ценные ризы: риза парчи серебряной с крестами, по оплечью обложена золотым позументом, крест и звезда вышиты золотом; риза бархата малинового с крестами по серебряному полю, оплечье и подол обложены золотыми позументами с серебряными крестами, звезда и крест вышиты золотом.

Надо отметить, что такой богатый храм находился в поселении численностью 10 400 человек. Именно столько человек поживало в Сысерти согласно переписи населения в 1897 году. Еще одна знаковая страница в истории Симеоно-Анинской церкви связана с именем императора-победителя в войне с Наполеоном. Кстати, именно прихожане этой церкви делали на Сысертском чугунно-литейном заводе ядра для пушек, которые шли на вооружение русской армии в годы Отечественной войны 1812 года. В сентябре 1824 года храм посетил сам император Александр I. На обратном пути в столицу император проезжал уральские заводские владения своих подданных. В Сысерти он остановился, побывал в храме во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, получил благословение и продолжил свой путь.

В 1991 году началось возрождение храма во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Здание вернули церкви. Начались богослужения. Появились меценаты: Сериков В.В., Козлов А.Б., Банных С.В., Суворов А., Кривошеина И.А., Кривошеин Д.П., Гориславцев А.В. Благодаря их пожертвованиям и активному участию были восстановлены уникальный купол храма, колокольня, отлиты колокола, в том числе и пятитонный Благовест, изготовлены маковки с крестами, установлены новые парадные двери. Настоятель храма и прихожане с нетерпением ждали того момента, когда маковка с крестом вознесется с земли к небу и увенчает колокольню. 17 апреля храм приобрел свой первоначальный вид, а над Сысертью возвысился золотой крест возрождающейся веры.

Место для каменной церкви А.Ф.Турчанинов избрал поблизости (саженях в 200) деревянной церкви, на запад от неё, на левом берегу речки Сысерти, почти против заводской плотины. Делал кирпич Сысертский мастер Куньщиков. По словам старожилов Турчанинов сказал Куньщикову: «Приготовишь крепкие кирпичи – получишь награду. Если же выйдут не прочные, то жестоко накажу». Куньщиков принес своему господину для пробы несколько обожженных кирпичей. Убедившись в прочности, Турчанинов приказал мастеру сложить четыре кирпича, один на другой и связать их «серкой». Когда и это было исполнено, то Турчанинов велел поднять такую стопу за верхние кирпичи. К счастью Куньщикова, «серка» им же приготовленная, оказалась прекрасным цементом, ни один кирпич не отстал. Класть церковь Турчаниновым были подряжены Соликамские и Устюжские каменщики. К постройке приступили 17 июня 1773 года. В следующем 1774 году работа «за случившимся замешательством» (нападение пугачевских шаек на Сысертский завод) была прекращена и каменщики находились в Екатеринбурге, у клади перед господскими покоями каменного садка, да при Полевском заводе на бекетах в карауле. По складе садка отданы были в работу в церкви Богоявления Господня, что в Екатеринбурге.

Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда, фонд 6, оп. 3 д. 2 Екатеринбург, 1893 г.

Комментарии и обсуждение

В Екатеринбургской епархии состоялось необычное и радостное событие – освящение сразу двух престолов в Симеоно-Аннинском храме Сысерти. Чин освящения и первую Божественную литургию в обновленном храме совершил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *