храм в торошино псковской области
История
Подворье Крыпецкого монастыря в деревне Торошино
История храма святителя Николая в Торошино восходит к 1911 году, когда псковская дворянка пожертвовала средства Крыпецкому монастырю для приобретения земельного участка под часовню в честь святителя Николая. Часовня была освящена в 1913 году.
К этому времени более пятисот лет в Торошино действовала церковь пророка Ильи с тремя престолами (разрушенная во время Великой Отечественной войны). Возможно, про него народная память сохранила предание: во время строительства в Крыпецком монастыре храма Иоанна Богослова дорога на обитель к Ярославову мосту шла через Торошинский погост. На переправе у реки Торошинка лошади чудесным образом в одном и том же месте отказывались везти далее свою поклажу. И продолжали путь только тогда, когда возницы скидывали несколько камней. Вот из них и была построена церковь Илии Пророка. Возможно, её строили те же самые мастера, что и собор в Крыпецкой обители.
Сам погост Торошино впервые упомянут в летописях под 1453 годом в связи с сообщением о проводах архиепископа Новгорода и Пскова Евфимия.
Несколько столетий Торошино оставался одним из небольших населённых пунктов псковской губернии, история большинства из которых так и канула в лету.
Погосту Торошино повезло. С появлением в 1859 году на 253 километре Варшавской железной дороги станции возле селения, многое изменило в жизни округи. Без сомнения, и рост в те годы в окрестных сёлах количества церковноприходских и земских школ грамоты, события взаимосвязанные. Кстати, не такими и медленными были те первые поезда, состав от Пскова до Торошина следовал всего 25-30 минут.
Интересно, что все школы располагались вблизи Крыпецкого монастыря, находящегося в 10 верстах от Торошино. Так церковная школа грамоты открыта в деревне Скоморохова Гора (от неё в середине XX-ого века возобновитель Крыпецкой обители отец Дамаскин начнёт прокладывать по болотам дорогу в монастырь). В деревнях Подгорье, Погорелка и Дубки (ныне малонаселённые) действовали четыре школы Санкт-Петербургского воспитательного дома. Земские школы находились в деревнях: Торошино — с 1870 г., Верхние Галковичи — с 1882 г., Тупицы — с 1908 г., Ильинщина и Жезлово — с 1911 года.
В августе 1903 года в районе станции Торошино проходили большие военные маневры, на которых присутствовали Император Николай II, Императрица Александра Фёдоровна, Великие князья Владимир Александрович и Борис Владимирович, Великие княгини Мария Павловна (супруга Владимира Александровича) и Ольга Александровна (сестра Императора), министры Императорского двора, министр путей сообщения, дворцовый комендант и другие лица. Нет сомнения, что Император и все сопровождавшие его лица посещали Торошинскую церковь.
Торошино начала XX века было уже одним из узловых связующих центров между Псковом и Санкт-Петербургом, отстоящее так недалёко от Крыпецкого монастыря и становится ещё одним местом строительства часовни, приписанной к обителей преподобного Саввы.
В клировой ведомости Крыпецкого Иоанно-Богословского общежительного мужского монастыря Псковской епархии за 1920-1921 года указано, что часовен при монастыре – четыре.
Одна из них «во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца – деревянная, бревенчатая, восьми франтонная, увенчанная главою и крестом, находится на станции Торошино Северо-Западной железной дороги, построена в 1913 году при игумене Иоанникие, на земле, пожертвованной дворянкой Анной Робертовной Стольгане в количестве 211 5/10 кв. сажен».
Постройка разрешена и одобрена Псковским губернским правлением от 11 мая 1913 года №132.
«У часовни на столбиках повешено три небольших колокола, на основании указа Псковской духовной консистории от 22-го марта 1914 года за №3890. 1 колокол весит 5 пудов 14 фунтов. Стоимость его 114 р. Пожертвован крестьянином Жуковской волости деревни Подвязье Андреем Васильевым Гущей. 2 и 3 колокола весом по 5-ти фунтов.
В часовне службы совершались по праздничным дням и Всенощное бдение и молебны».
В 1913 году, спустя 10 лет после смерти отца Корнилия, крестьянин Василий Графов послал на имя обер-прокурора В.К. Саблера подробное жизнеописание блаженного Корнилия с просьбою исполнить последнюю волю покойного: предать его тело правильному погребению, дабы не обрушались на Россию бедствия, предсказанные им.
Передают такую подробность: архимандрит Симеон стучит кулаком по столу и говорит взволнованно: «Если вы, епископы, не поверите этому, то кто же тогда поверит?!»
Говорили в Пскове, что тогда же о «пророчестве-завещании» блаженного монаха Корнилия уведомили одного из членов Царской фамилии. «Почему вы раньше не сообщили нам? Почему так поздно?» – с горечью спрашивала святая преподобномученица Елисавета. Её воспитанница посещала обитель 9 августа 1916 года. Она же, смиренная богомолица грешная Елизавета, 7 февраля 1918 года писала к Святейшему Патриарху Тихону о блаженном праведнике монахе Корнилии Крыпецком, призывая Святейшего исполнить волю старца о правильном его погребении: «Владыко, Владыко Святейший, не найдете ли Вы возможным просить Епископа Евсевия безотлагательно дать распоряжение Игумену Псковского монастыря переложить правильно останки отца Корнилия без всякого шума и торжества».
Но в 1918 году Псков был занят немецкими войсками.
Военное время отодвинуло решение вышних, глобальных задач на потом.
В тот год чаще решались повседневные. На станции Торошино проживала масса беженцев и железнодорожников. Ими было подано ходатайство пред Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Вениамином Митрополитом Петроградским и Гдовским о разрешении служения в сей часовне литургии, на что последовал указ от 26 марта 1918 года за №1727, и с того времени началась совершаться во все праздничные дни Божественная литургия на переносном Антиминсе, «ввиду чего и живёт постоянно из монастыря иеромонах».
В апреле 1918 года под церковь и кладбище было добавлено земли: «с южной стороны 3 сажени шириной, и 30 сажен длинной, с западной стороны 10 саженей длинной, а для кладбища та горка, которая была насмотрена».
Успели в 1919 году на доброхотное пожертвование благоукрасителей Святых храмов поставить в церкви иконостас.
Торошино весь период Гражданской войны оставался в центре исторических событий. То белые связисты, подключившись к телеграфному проводу в Торошино узнали, что 7-я армия красных готова начать массированное наступление. Командовал ею Евгений Александрович Искрицкий – кадровый военный, выпускник прославленного Павловского училища, бывший генерал-лейтенант императорской армии. Что позволило утром 25 ноября выдвинуть навстречу красноармейцам отряд в составе 1-го Псковского и Волынского полков, Отряда внешней обороны Пскова и отряда бывшего ротмистра, «батьки» С.Н. Булак-Балаховича.
А в 1919 году будущего иеросхимонаха Самсона (Сиверса) тут расстреляют, перепутав с одним из членом царской семьи… Божье помощью он спасётся, и крыпецкие монахи увезут его обратно в Питер с Торошинского вокзала, переодев красноармейцем.
А пока в Пскове были немцы, в районе Талабских островов – белые, станцию Торошино занимал красноармейский отряд Серебрякова. Крыпецкий монастырь, расположенный невдалеке от ст. Торошино, переживал тяжелые дни. Серебряковцы увезли, все запасы продуктов, увели скот. Прошли через аресты игумен и часть монашествующих.
Вот в эти-то смутные дни и вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве своего блаженного собрата: «Переложат меня – все успокоится!»
Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего блж. м. Корнилия. Но видимо не настало время, открыв могилу и обнаружив неправильное погребение, переложили гроб… да опять не правильно. По-осеннему быстро потемнело. Братия разошлись по кельям. В эту же ночь в монастырь нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы с угрозами расстрелять всех. Выясняли, «что закапывали в могилу». Узнав о подробностях происшедшего, отрядчики ускакали на ст. Торошино. Не случись этого, может, и изменилась бы судьба России, после повторного вскрытия монахами могилы Корнилия и правильного перезахоронения…
Гражданская война каталась по псковщине красным огненным колесом, и всё же в 1921 году Торошинская часовня была переделана в храм и освящена в церковь Его Преосвященством Преосвященнейшим Геннадием епископом Псковским и Порховским.
«Престол в сей церкви деревянный, на нём Антиминс, освященный в 1921 году, за подписью Преосвященного Геннадия, епископа Псковского и Порховского».
Службы в нём проходили до 1944 года. В годы Великой Отечественной войны в период немецкой оккупации службы осуществлялись священниками Псковской православной миссии. Одним из них был священник Роман Герардович Берзиньш, известный организацией в 1941 году в лагере для русских военнопленных богослужения, в котором участвовало до 3000 человек. Роман Берзиньш – человек трагической судьбы, пережил Саласпилсский концлагерь, вернулся в СССР и исчез в ГУЛАГе.
После войны в храме размещалась хлебопекарня.
В 1964 году здание бывшей церкви сгорело.
Минули годы. В 1990 году Крыпецкий монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. По благословению Митрополита Евсевия в 2000 году архимандрит Дамаскин организовал приход храма Святителя Николая. Как когда-то церковь перешла на хозяйственные нужды, так теперь под храм была приспособлена бывшая контора совхоза «Торошино».
21 мая 2001 года Митрополит Евсевий в сослужении архимандрита Дамаскина, иерея Василия Кондратюка, священника церкви Святителя Николая в присутствии главы администрации Псковского района Сукманова В.В. освятил домовой храм.
Возведение каменного двухэтажного храма святителя Николая в деревне Торошино архимандрит Дамаскин начал в 2002 году, а завершил строительство, после трагической гибели архимандрита, наместник Крыпецкого монастыря иеромонах Савва (Комаров).
Храм Святителя Николая деревни Торошино
Церковь святителя Николая
15 мая 2001 года в деревне Торошино Владыкой Евсевием был отслужен первый молебен в храме Святителя Николая. Благодаря поддержке Крыпецкого монастыря временную церковь удалось устроить в бывшем здании управления Торошинского совхоза. Начиная с 22 мая 2001 года на берегу реки Псковы стали регулярно по воскресным и праздничным дням проводиться богослужения, а также совершаться требы.
История храма Святителя Николая дер. Торошино следующая.
Далее читаем: «В клировой ведомости Крыпецкого Иоанно-Богословского общежительного мужского монастыря Псковской епархии за 1921 год указано, что церкви при ст. Торошино впоследствии Торошинским волисполконом в 1918 году 15/28 апреля земли было добавлено под церковь и кладбище: с южной стороны 3 сажени шириной и 30 сажен длинной, с западной стороны 10 саженей длинной, а для кладбища та горка, которая была насмотрена. Постройка разрешена и одобрена Псковским губернским правлением от 11-го мая 1913 года N0 132. После постройки эта церковь была первоначально освящена в часовню, и совершалось там по праздничным дням только Всенощное бдение и молебны.
Когда в 1918 году Псков был занят немецкими войскам на станции Торошино проживала масса беженцев и железнодорожников. Ими было подано ходатайство пред Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Вениамином Митрополитом Петроградским и Гдовским о разрешении служения в сей часовне литургии, на что последовал указ от 26 марта 1918 года за № 1727, и с того времени началась совершаться Божественная литургия на переносном Антиминсе во все праздничные дни года, ввиду чего и живет постоянно из монастыря иеромонах.
В 1919 году на доброхотное пожертвование благоукрасителей Святых храмов поставлен иконостас.
В 1921 году часовня сия Его Преосвященством Преосвяшеннейшим Геннадием епископом Псковским и Порховским, освящена в церковь. Престол в сей церкви деревянный, на нем Антиминс, освященный в 1921 году, за подписью Преосвященного Геннадия, епископа Псковского и Порховского.»
В дополнение считаем полезным привести в сокращении статью Ю.П. Спегальского.
Церковь Ильи Пророка в бывшем Погосте Торошино.
(Вариант Псковского храма XVI века.)
Преобладающая часть памятников древнепсковского церковной архитектуры принадлежит XVI веку. Казалось бы, сравнительное обилие памятников XVI века даст возможность изучить с достаточной полнотой характерные для этого века типы и варианты псковских каменных церковных зданий. Но в действительности дело обстоит далеко не так. Многие десятки этих зданий не дошли до нас. В число погибших произведений псковских каменщиков этого времени входят все часовни, почти все кладбищенские усыпальницы и храмики мелких небогатых монастырей и даже нимало крупных монастырских и приходских храмов.
Можно не сомневаться, что среди них были постройки, отличавшиеся такими особенностями, которые нам теперь не известны. Прежде всего, это следует предполагать по отношению к небольшим зданиям: часовням, усыпальницам, бесстолпным церковкам. Они составляли многочисленную группу культовых сооружений. Но, по-видимому, и при строительстве крупных храмов порой применялись не совсем обычный конструкции и архитектурные приемы. Свидетельствовать об этом может церковь погоста Торошино.
Главной особенностью Торошинского храма были срощенные с боковыми (северной и южной) стенами четверика западные подкупольные столпы. Восточные столпы отделялись от стен проемами входов в диаконник и жертвенник, западные же были придвинуты вплотную к стенам и сложены снизу доверху вперевязку с последними, так что представляли собой не самостоятельные опоры, а как бы сильно развитые пилястры. Стремясь сохранить единство внутреннего пространства храма, зодчие насколько возможно уменьшили вынос этих пилястр. Этого они достигли отчасти за счет устройства консолей, отчасти за счет сокращения ширины боковых нефом. Последние были ужаты настолько, что диаконник и жертвенник пришлось врезать в наружные стелы, придав в этом месте стенам четверика вдвое меньшую толщину.
Для того чтобы возместить площадь, потерянную из-за тесноты боковых нефов, зодчие увеличили вместимость западной части храма, растянув ее по направлению продольной оси здания. Вследствие этого на боковых фасадах (северном и южном) западные членения получались очень широкими. Это заставило каменщиков разделить каждое из западных членений надвое. Из-за тесноты боковых нефов крайние доли обработки восточного и западного фасадов получились необычно сжатыми. Может быть, и это тоже побуждало зодчих заменить широкие западные доли боковых фасадов узкими, с тем, чтобы привести в соответствие размеры всех соседствовавших между собою угловых членений здания.
За исключением этих особых черт, вызванных примененной здесь конструкцией подкупольных опор, все в этом памятнике обычно для псковской церкви XVI века со ступенчатыми сводами на столпах и с восьмискатной крышей.
Чтобы не оставить это утверждение без доказательств, нам придется несколько уклониться в сторону. Исследователи архитектуры Пскова до сих пор во всех своих работах ограничивались лишь очень обобщенными характеристиками псковского зодчества XV — XVI веков.
Изучение памятников псковской церковной архитектуры XV века — храмов, сохранивших наземные части, и оснований храмов, раскрытых и последние годы раскопками, показывает, что с начала XV века и до последнего его десятилетия псковская архитектура знала два типа церквей с главой на столпах.
Первый тип: храм с тремя закругленными абсидами, покрытый по трем полукруглым закомарам с каждого фасада, со ступенчатыми сводами, возможно с постаментом под барабаном (церковь Василия на Горке, 1413 год). Второй тип: храм с полукруглой средней и прямоугольными боковыми абсидами, покрытый на шестнадцать скатов крышей, уложенной прямо на своды, и с восьмигранным постаментом под барабаном, образованным выступающими выше основных сводов повышенными подпружными арками (церковь в селе Мелстове, 1462 год; церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, 1462— 1463 годы; две церкви XV века, основания которых раскопаны в Довмонтовом городке).
Церковь Ильи в Торошине не имела никаких черт, которые позволили бы ее отнести к одному из типов псковских храмов XV века. В то же время она обладала особенностями, типичными для псковской церковной архитектуры XVI века. Достаточно хотя бы указать на одну из них — соединение восьмискатного покрытия со ступенчатыми сводами, скрытыми на чердаке. Предполагать, что на этой церкви было шестнадцатискатное покрытие (и, следовательно, постамент под барабаном), невозможно, так как при таком покрытии были бы прямоугольные боковые абсиды. Детали — окна, декоративная обработка — характерны для XVI века. Все это дает основание отнести постройку церкви к XVI веку.
Летописных или иных сведений, которые позволили бы уточнить датировку Торошинского храма, нет. Наиболее раннее из упоминаний о погосте Торошино и церкви Ильи находится в псковской летописи под 1453 годом и сделано в связи с сообщением о проводах архиепископа Новгорода и Пскова Евфимия. Очевидно, что на месте дошедшего до нас Торошинского храма в XV веке существовал какой-то другой.
Торошинский храм иллюстрирует одну из характерных черт творчества псковских каменщиков — их большое внимание к инженерной стороне, к совершенствованию конструкции здания. Введение срощенных со стенами подкупольных столпов говорит о поисках таких конструкций, препятствующих неодинаковой осадке опор главы и ограждающих стен. Древнерусские строители уже с XII века (если не с более раннего времени) применяли разные приемы, позволявшие в какой-то стенени избегать неравномерной осадки столпов и стен, по возможности связывать между собой эти части здания. Вариантом решения этой задачу, принадлежащим XVI веку, является конструкция Торошинской церкви. Западная пара подкупольпых опор здесь была настолько крепко связана со стенами, что их независимая от стен осадка совершенно исключалась. Проходы, ведущие из храма в диаконник и жертвенник, несколько ослабляли связь восточных опор со стенами четверика, но это вполне восполнялось тем, что к этим опорам с востока примыкали стены средней абсиды. Кладка стен абсиды выше (и, возможно, ниже) алтарных проходов была прочно связана с кладкой подкупольпых опор.
Конструкция, примененная в Торошинской церкви, весьма удачна с точки зрения инженерной, но она не столь выгодна в архитектурном отношении. Глухие выступы подкупольпых опор, отрезающие боковые нефы центральной части храма от западной, стесненность боковых нефов не способствовали художественной выразительности интерьера. Растянутость западного членения приводила к чересчур сильной асимметрии и беспокойности в обработке боковых фасадов четверика. Эти обстоятельства, вероятно, воспрепятствовали широкому распространению именно такого варианта решения храма.
Отмеченная нами техническая изобретательность псковских зодчих сочеталась в их творчестве с большой эстетической требовательностью.
Некоторые факты, например обстоятельства реконструкции храма Козьмы и Дамиана с Примостъя после катастрофы 1507 года, убеждают и том, что, когда в силу каких-либо обстоятельств технические соображения приходили в противоречие с эстетическими требованиями, псковские зодчие отдавали решительное предпочтение последним. Но едва ли Торошинский храм был единственным случаем использования псковскими каменщиками слитых со степами подкупольных столпов. Скорее, следует предположить, что были и другие варианты, более приемлемые в эстетическом отношении, о которых мы пока знаем очень мало.
Торошино. Церковь Николая Чудотворца.
Никольская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
История первого торошинского храма восходит к 1911 году, когда псковская дворянка Анна Стольган пожертвовала средства Крыпецкому монастырю для приобретения земельного участка и строительства на нем часовни в честь святителя Николая. Часовня была освящена в 1913 году. В 1921 году Торошинская часовня была переоборудована в храм с престолом и освящена епископом Псковским Геннадием. Службы в нем проходили до 1944 года. После войны в храме была оборудована хлебопекарня. В 1964 году храм сгорел.
По благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия в 2000 году архимандрит Дамаскин организовал приход храма Святителя Николая. Бывшая контора совхоза «Торошино» была приспособлена под храм. 21 мая 2001 года митрополит Евсевий в сослужении архимандрита Дамаскина, иерея Василия Кондратюка, братии Крыпецкого монастыря освятил домовой храм святителя Николая. В 2002 году архимандрит Дамаскин начал строительство каменного двухэтажного храма святителя Николая в деревне Торошино.
22 мая 2012 года, в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца состоялось первое богослужение в храме Святителя Николая Чудотворца в деревне Торошино Псковского района.
О существовавшем ранее храме. Погост Торошино, церковь Святого Пророка Божия Илии.
После февраля 1917 года волость вновь стала называться Торошинской.
Преобладающая часть памятников древнепсковской церковной архитектуры принадлежит XVI веку. Казалось бы, сравнительное обилие памятников XVI века дает возможность изучить с достаточной полнотой характерные для этого века типы и варианты псковских каменных церковных зданий. Но в действительности дело обстоит далеко не так. Многие десятки этих зданий не дошли до нас. В число погибших произведений псковских каменщиков этого времени входят все часовни, почти все кладбищенские усыпальницы и храмики мелких небогатых монастырей и даже немало крупных монастырских и приходских храмов. Можно не сомневаться, что среди них были постройки, отличавшиеся такими особенностями, которые нам теперь не известны. Прежде всего, это следует предполагать по отношению к небольшим зданиям: часовням, усыпальницам, бесстолпным церковкам. Они составляли многочисленную группу культовых сооружений, по всей вероятности весьма разнообразных, и от них почти ничего не осталось. Но, по-видимому, и при строительстве крупных храмов порой применялись не совсем обычные конструкции и архитектурные приемы.
Свидетельствовать об этом может церковь погоста Торопшно. Этот памятник уничтожен во время Великой Отечественной войны. От него остались только фундаменты. До его разрушения храм не привлек к себе внимания исследователей архитектуры в той мере, какой заслуживал, и остался не зафиксированным ни обмерами, ни фотографиями. В литературе не существует описания этого здания, хотя бы краткого. Единственное упоминание о Торошинской церкви как о памятнике архитектуры принадлежит Н. И. Брунову, отметившему необычность наружной обработки ее боковых фасадов, но совершенно умолчавшему о наиболее существенном в этом здании — его уникальной конструкции. Автор этих строк осматривал Торошинскую церковь в середине 1920-х годов, зарисовал тогда ее план (на глаз, без промеров) и сделал набросок перспективного вида сводов изнутри здания. Кроме того, у автора осталась фотография восточной стороны церкви, полученная им лет тридцать назад от И. Н. Ларионова. Хотя этот материал весьма неполон и несовершенен, опубликовать его необходимо. В будущем исследователи архитектуры смогут его дополнить и уточнить, раскопав и обмерив фундаменты памятника.
Главной особенностью Торошинского храма были срощенные с боковыми (северной и южной) стенами четверика западные подкупольные столпы. Восточные столпы отделялись от стен проемами входов в диаконник и жертвенник, западные же были придвинуты вплотную к стенам и сложены снизу доверху вперевязку с последними, так что представляли собой не самостоятельные опоры, а как бы сильно развитые пилястры. Стремясь сохранить единство внутреннего пространства храма, зодчие насколько возможно уменьшили вынос этих пиляс. Этого они достигли отчасти за счет устройства консолей, сокращавших пролет под западной подпружной аркой, отчасти за счет сокращения ширины боковых нефов. Последние были ужаты настолько, что диаконник и жертвенник пришлось врезать в наружные стены, придав в этом месте стенам четверика вдвое меньшую толщину. Для того, чтобы возместить площадь, потерянную из-за тесноты боковых нефов, зодчие увеличили вместимость западной части храма, растянув ее по направлению продольной оси здания. Вследствие этого на боковых фасадах (северном и южном) западные членения получались очень широкими. Это заставило каменщиков разделить каждое из западных членений надвое, т. е. ввести те четвертые деления боковых фасадов, о которых писал Н. И. Брунов. Из-за тесноты боковых нефов крайние доли обработки восточного и западного фасадов получились необычно сжатыми. Может быть, и это тоже побуждало зодчих заменить широкие западные доли боковых фасадов узкими, с тем чтобы привести в соответствие размеры всех соседствовавших между собою угловых членений здания. Незначительная ширина боковых нефов сделала невозможным устройство внутри храма «палаток».
За исключением этих особых черт, вызванных примененной здесь конструкцией, подкупольных опор, все в этом памятнике обычно для псковской церкви XVI века со ступенчатыми сводами на столпах и с восьмискатной крышей. Чтобы не оставить это утверждение без доказательств, нам придется несколько уклониться в сторону. Исследователи архитектуры Пскова до сих пор во всех своих работах ограничивались лишь очень обобщенными характеристиками псковского зодчества XV—XVI веков. Они не располагали материалом, который позволял бы отличать псковские храмы XV века от храмов XVI века. Поэтому мы вынуждены коснуться здесь этих различий в их главных чертах.
Изучение памятников псковской церковной архитектуры XV века — храмов, сохранивших наземные части и оснований храмов, раскрытых в последние годы раскопками, показывает, что от начала XV века и до последнего его десятилетия псковская архитектура знала два типа церкви с главой на столпах. Первый тип: храм с тремя закругленными абсидами, покрытый по трем полукруглым закомарам с каждого фасада, со ступенчатыми сводами, возможно с постаментом под барабаном (церковь Василия на Горке, 1413 год). Второй тип: храм с полукруглой средней и прямоугольными боковыми апсидами, покрытый на шестнадцать скатов крышей, уложенной прямо на своды, и с восьмигранным постаментом под барабаном, образованным выступающими выше основных сводов повышенными подпружными арками (церковь в селе Мелетове, 1462 год; церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, 1462— 1463 годы; две церкви XV века, основания которых раскопаны в Довмонтовом городе).
До сих пор было принято считать, что уже в середине XV века в Пскове строились также храмы с главой, поставленной прямо на края цилиндрических сводов, перекрывающих ветви подкупольного креста (или, как говорят, «храмы с подпружными арками слитыми со сводами»), причем у этих храмов все три абсиды были закругленные, а крыши — восьмискатные. Основанием для такого мнения служило то, что в Псковской земле до нашего времени сохранились две такие церкви, относившиеся исследователями к XV веку. Одна из них — церковь Георгия со Взвоза — датируется 1494 годом, вторую — церковь Михаила архангела в Кобыльем Городище — принято датировать 1462 годом. Но эта датировка церкви Кобыльего Городища явно ошибочна, хотя в основу ее и положены сообщения летописей. Упоминания в летописях о псковских храмах и их постройках не могут еще сами по себе без подтверждения их исследованием архитектуры служить основанием для датирования сохранившихся памятников. Псковские церкви перестраивались в древности гораздо чаще, чем обычно думают. Особенно широкий размах приняла перестройка псковских храмов в XVI веке. Летописи лишь в редких случаях отмечали эти перестройки.
Церковь Михаила архангела в Кобыльем Городище относят к 1462 году, опираясь на сообщения псковских летописей о постройке города Кобылы с церковью в нем. Но даже в этих летописных сообщениях содержатся сведения, говорящие о том, что в 1462 году было построено совсем не то здание, которое дошло до нас. За работу по постройке городка и церкви мастерам уплатили всего, вместе с «придачей», 90 рублей. Даже при учете той помощи, которую могли оказать мастерам жители окрестных сельских поселений («волощане»), выполнявшие, как всегда в таких случаях, подсобные работы, размер оплаты, выданной мастерам, дает основание утверждать, что первая церковь городка Кобылы если была каменной, то крайне небольшой. Но это мало вероятно, и, скорее всего, она была деревянной. За работу по возведению такого здания, как дошедшая до нашего времени церковь в Кобыльем Городище, в середине XV века мастерам должны были уплатить около 100 рублей. Между тем мастера, строившие городок Кобылу и храм Михаила в нем, получили всего 90 рублей, а брались сначала, выполнить эту работу за 60 рублей, в то время как постройка укреплений тоже представляла собой весьма трудоемкую работу. Исследование остатков первоначальных стен Кобыльего Городища показало, что конструкция их была весьма солидной. Это были две параллельные рубленые стены, пространство между которыми было заполнено каменной наброской. За устройство такого крупного деревянного сооружения мастерам должны были заплатить немалую сумму. Для примера укажем стоимость работ по постройке деревянного моста через неширокую реку Пскову: в 1456 году мастерам уплатили 80 рублей. Летопись сообщает далее о том, что в 1480 году первоначальная церковь Кобыльего Городища была сожжена немцами, захватившими и разрушившими городок.
Таким образом, на основании летописных данных существующую церковь Михаила Архангела в Кобыльем Городище нельзя датировать 1462 годом. В то же время и ее архитектурные формы не дают оснований относить ее к XV, а к XVI веку.
Наиболее ранней псковской постройкой с упрощенными сводами и восьмискатной крышей приходится признать церковь Георгия со Взвоза, датированную 1494 годом. По-видимому, до этого времени восьмискатные покрытия не применялись в псковской церковной архитектуре. Нужно учесть также, что именно в эти последние семь-восемь лет XV века в псковской архитектуре появились приемы и формы, ставшие характерными для всего XVI века и, начиная с этого времени, исчезают многие архитектурные приемы XV века. В 1496 году была построена церковь Богоявления с Запсковья — первый псковский храм, в котором ступенчатые своды соединились с восьмискатной крышей. С этих пор псковичи ступенчатые своды стали скрывать в чердачном пространстве за высоко поднятыми щипцами восьмискатных покрытий, отказались от постаментов под барабанами глав, не повторяя их даже при возобновлении старой постройки, имевшей до того постамент, отказались от шестнадцатискатных покрытий, характерных для XV века.
Здесь необходимо отметить, что эта картина изменений, происшедших в псковской церковной архитектуре на переходе от XV к XVI веку, отчетливо прослеживаемая по сохранившимся памятникам и их остаткам, была, к сожалению, искажена и запутана неудачным исследованием, проведенным архитектором И. А. Абрамовым. Обследовав церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (1462-1463 годы) и найдя на ее стенах следы первоначального шестнадцатискатного покрытия, И. А. Абрамов выполнил графическую реконструкцию первоначального вида верха этого храма, не изучив его своды, подпружные арки и барабан, не учитывая последствий взрыва, повредившего здание в 1507 году. Он упустил из виду, что существующие теперь подкупольные подпружные арки и барабан — результат переделки, имевшей место после взрыва, причем тогда храм получил уже восьмискатное покрытие, а при шестнадцатискатной крыше (до 1507 года) под его барабаном был восьмигранный постамент, покрытый тоже на шестнадцать скатов. Лишив шестнадцатискатную крышу XV века завершавшего ее постамента и поставив прямо на нее типичный для XVI века барабан с коническим открытием у его основания, И. А. Абрамов создал сочетание форм, никогда не имевшее места в действительности (по крайней мере на храмах с главой на столпах).
Принадлежащая И. А. Абрамову композиция была повторена в 1962 году, уже в натуре, на памятнике XVI века — церкви Петра и Павла с Буя (1540 год). На верх четверика этого очень характерного для XVI века храма реставратор насадил (а частично врезал в первоначальную кладку) шестнадцатискатное покрытие. К счастью, следы первоначального покрытия этого здания сохранились и после этой переделки. Они говорят о том, что это было восьмискатное покрытие со всеми его особенностями, характерными для крупных псковских храмов XVI века. Одна из этих особенностей — своеобразная, свойственная лишь псковской архитектуре XVI века разделка северного и южного щипцов. Середина центрального деления фасада, сдвинутого к востоку, в церквах большого размера не совпадает с вершиной щипца, находившейся примерно посередине щипцовой стены, и вследствие этого лопасти, завершающие западное членение фасада, поднимаются выше восточных. Такое расположение лопастей, бессмысленное и невозможное при шестнадцатискатной крыше, но естественное и даже необходимое при восьмискатной,— весьма надежный и выразительный след первоначального восьмискатного покрытия. Остался он и на церкви Петра и Павла и наглядно свидетельствует о том, что этот храм был покрыт восьмискатной крышей.
Церковь Ильи в Торошине не имела никаких черт, которые позволили бы ее отнести к одному из типов псковских храмов XV века. В то же время она обладала особенностями, типичными для псковской церковной архитектуры XVI века. Достаточно хотя бы указать на одну из них — соединение восьмискатного покрытия со ступенчатыми сводами, скрытыми на чердаке. Предполагать, что на этой церкви было шестнадцатискатное покрытие (и следовательно, постамент под барабаном), невозможно, так как при таком покрытии были бы прямоугольные боковые абсиды. Детали — окна, декоративная обработка — характерны для XVI века. Все это дает основание отнести постройку церкви к XVI веку.
Летописных или иных сведений, которые позволили бы уточнить датировку Торошинского храма, нет. Наиболее раннее из упоминаний о погосте Торошино и церкви Ильи находится в псковской летописи под 1453 годом и сделано в связи с сообщением о проводах архиепископа Новгорода и Пскова Евфимия. Очевидно, что на месте дошедшего до нас Торошинского храма в XV веке существовал какой-то другой.
Торошинский храм иллюстрирует одну из характерных черт творчества псковских каменщиков — их большое внимание к инженерной стороне, к совершенствованию конструкции здания. Введение срощенных со стенами подкупольных столпов говорит о поисках таких конструкций, препятствующих неодинаковой осадке опор главы и ограждающих стен. Древнерусские строители уже с XII века (если не с более раннего времени) применяли разные приемы, позволявшие в какой-то степени избегать неравномерной осадки столпов и стен, по возможности связывать между собой эти части здания. Вариантом решения этой задачи, принадлежащим XVI веку, является конструкция Торошинской церкви. Западная пара подкупольных опор здесь была настолько крепко связана со стенами, что их независимая от стен осадка совершенно исключалась. Проходы, ведущие из храма в диаконник и жертвенник, несколько ослабляли связь восточных опор со стенами четверика, но это вполне восполнялось тем, что к этим опорам с востока примыкали стены средней апсиды. Кладка стен апсиды выше (и, возможно, ниже) алтарных проходов была прочно связана с кладкой подкупольных опор.
Конструкция, примененная в Торошинской церкви, весьма удачна с точки зрения инженерной, но она не столь выгодна в архитектурном отношении. Глухие выступы подкупольных опор, отрезающие боковые нефы центральной части храма от западной, стесненность боковых нефов не способствовали художественной выразительности интерьера. Растянутость западного членения приводила к черезчур сильной асимметрии и беспокойности в обработке боковых фасадов четверика. Эти обстоятельства, вероятно, воспрепятствовали широкому распространению именно такого варианта решения храма. Отмеченная нами техническая изобретательность псковских зодчих сочеталась в их творчестве с большой эстетической требовательностью. Некоторые факты, например обстоятельства реконструкции храма Козьмы и Дамиана с Примостья после катастрофы 1507 года, убеждают в том, что когда в силу каких-либо обстоятельств технические соображения приходили в противоречие с эстетическими требованиями, псковские зодчие отдавали решительное предпочтение последним. Но едва ли Торошинский храм был единственным случаем использования псковскими каменщиками слитых со стенами подкупольных столпов. Скорее, следует предположить, что были и другие варианты, более приемлемые в эстетическом отношении, о которых мы пока знаем очень мало.
Спегальский Ю.П. Вариант Псковского храма XVI века: Церковь Ильи Пророка в бывшем погосте Торошино. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968