храм в троице лыково история
Троице-Лыково. Два храма в Строгино
Месяц назад прогулялись с Ольгой и подругой в новом, вернее, хорошо забытом для нас месте. По усадьбе Троице-Лыково.
Мы когда-то, всего один раз были там ночью НА РОЛИКАХ. Катались тогда часто «в ночные», ездили и по МКАДу, и за МКАД, встречали рассвет в Коломенском, купались, жарили сосиски. Вот было время. И как-то раз заехали в Строгино. Помню, как это было чуднО — совершенно деревенская улица внутри МКАДа, тем более, что потом мы выехали по Таллинской улице, через МКАД и куда-то покатили себе дальше.
И вот теперь, спустя столько лет, зашли туда днем, погулять.
История Троице-Лыкова связана с самыми знаменитыми фамилиями России. Свое название село и усадьба получили по имени Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца, князя Лыкова-Оболенского.
Село Троицкое известно по историческим документам еще с XVI века. При царе Василии Шуйском село было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Он был пожалован в бояре в 1606 году, был членом «семибоярщины», и до нее (при Шуйском) и после, уже при первых Романовых, тоже не бедствовал.
Кстати, совершенно по делу не бедствовал — отлично сражался в Смутное время, «в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые бесчинствовали под Москвой»
И все как-то вместе, в кучку. И народу тогда было немного, и освоенных мест. Женат он был на Анастасии Никитичне Романовой, сестре патриарха Филарета, поэтому приходился дядей царю Михаилу Федоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати. А еще ему принадлежали земли у озера Селигер и остров Столбный, где еще в 1594 году был основан монастырь Нилова пустынь. Прожил Лыков долго, умер своей смертью и похоронен в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.
В конце XVII века Троицкое переходит к Нарышкиным. Иван Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. После него селом владели его братья — Мартемьян Кириллович, а после его смерти Лев Кириллович Нарышкин.
После хозяевами усадьбы был и блистательный Кирилл Григорьевич Разумовский, и генерал-майор Николай Александрович Бутурлин. Последние владельцы усадьбы уже из купцов – Иван Иванович Карзинкин, его сын Сергей Иванович и вдова последнего, Юлия Матвеевна Карзинкина.
А вот церквям повезло больше. В большом селе всегда было две церкви – Троицкая и Успенская. Сначала деревянные, потом появились каменные.
Первым «белый лебедь», каменный храм во имя Живоначальной Троицы, изумительный по красоте вотчинный храм XVII века «иже под колоколы» (когда здание церкви вверху завершается колокольней).
На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай – городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.
Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы – реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице – Лыково навестить своих родственников. Ссылка
Судьба храма после революции была печальной. Храм Троицы закрыли в 1933 году, собирались открыть в нем выставку народного хозяйства Туркменской ССР, но обошлось.
В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО.
Вторая каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково была построена во второй половине XIX века Н.А. Бутурлиным. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда «русско-византийского» стиля.
В 1990-м году началось возрождение Троице-Лыково.
Сейчас восстановлены оба храма, в бывшей усадьбе работает православная гимназия. Единственно, все это (возрождение духовности) делается эээ как всегда. Возникало уже несколько скандалов с закрытием территории для всех желающих, запретом фотосъемки на улице вообще.
По территории усадьбы водят экскурсии, но там тоже все странно
Нашли очень интересный могильный камень — верхняя часть «Псаломник московской Троицкой в Кожевниках церкви Иван Павлович Троицкий», а снизу второе имя «Артемий Иванович Писарев, служил в сем храме с 10 июля 1812 года по 9 января 1951 года»
Очень красивые церкви, хорошее место. Еще бы гулять там невозбранно, без боязни окрика и запретов.
Храмы в Троице-Лыково (Покровский ставропигиальный женский монастырь)
«Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение вводах Москвы-реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем».»
Увидев это чудо, я тоже буквально замерла в изумлении.
Красота и совершенство в каждой детали!
Это Церковь Троицы Живоначальной в бывшей усадьбе Троице-Лыково, а сейчас Покровском женском монастыре. Троице-Лыково расположено на правом берегу Москвы-реки, на западе Москвы, в районе Строгино. Его история и история его храмов неразрывно связана с судьбами владельцев усадьбы XVI — XX веков. Свое название Троице-Лыково получило по имени возведенной в нем Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца — князя Лыкова-Оболенского. Село Троицкое — это старинное название Троице-Лыкова. Оно известно, по историческим документам, еще с XVI века. Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому при царе Василии Шуйском. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище «Лыко». Князь занимал видное общественное и служебное положение. В смутное время совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву; способствовал победе над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова; разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну.
В 1646 году после кончины Бориса Михайловича Лыкова его вотчина на целых 44 года поступила в дворцовое ведомство. И уже из него братья царицы Натальи Кирилловны (Нарышкиной), будущей матери Петра I, получили в вотчинное владение села: Лев Кириллович — Фили и Черкизово; Мартемьян Кириллович — село Троицкое-Лыково с деревнями Черепково и Рублево, а два года спустя деревни Острогино и Мякинино; Федор Кириллович — село Медведково. После смерти Мартемьяна Кирилловича по именному указу Троицкое было передано во владение Льву Кирилловичу Нарышкину.
На высоком месте над Москвой-рекой был подсыпан песчаный холм, чтобы храм стоял еще выше и был виден издалека, и земля освящена под строительство новой, еще невиданной москвичами чудной церкви во имя Живоначальной Троицы. Храм изначально планировался как летний, то есть не отапливался, и был открыт от весеннего праздника Святой Троицы до осеннего праздника Покрова.
Строительство нового храма поручили крепостному М. Ю. Татищева — Якову Бухвостову. Это был уже признанный зодчий, один из основателей нарышкинского стиля. Постройки Бухвостова выполнены из кирпича с характерным пышным белокаменным декором. Возможно, в день закладки новой церкви на торжество прибыли царь Петр I и его мать Наталья Кирилловна. В знак уважения к дяде Льву Кирилловичу Петр I согласился заложить камень в основание будущего храма.
Впервые во внешнем и внутреннем убранстве церквей появились резные по камню и дереву изображения винограда, ананасов, гранатов и других растительных орнаментов. Первые постройки в таком стиле возводятся в подмосковных имениях Нарышкиных, а потом подобное направление в зодчестве стало называться Нарышкинским, или Московским, барокко.
Мне этот храм показался похожим на торт с украшениями из взбитых сливок. Ходить и разглядывать его восхитительные детали было просто удовольствием. Особенно порадовало его отличное состояние.
Вокруг храма вот такая зеленая солнечная поляна
Среди деревьев поклонный крест и несколько надгробий, возможно, это то, что осталось от погоста.
Долгие годы имение Троицкое-Лыково принадлежало Нарышкиным. Последней хозяйкой из этого рода стала Екатерина Ивановна Нарышкина — двоюродная племянница Петра I. В качестве приданного она подарила это имение своему мужу — Кириллу Григорьевичу Разумовскому. В 1804 году село за долги у Разумовских покупает Катерина Павловна Бутурлина за 60 тысяч рублей. В 1812 году имение было разорено французскими войсками. До разорения французами в храме находился резной девяти ярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. Иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Конечно и это здорово, что в наше время внутреннее убранство восстановлено (фото взяты из интернета). Службы здесь не проводятся, храм открыт для посещения в выходные дни.
Усадьба Троице-Лыково в Москве и церковь Троицы Живоначальной
Троице-Лыково (Троицкое-Лыково) – один из самых красивых и дорогих уголков Москвы. В прошлом здесь, в излучине Москва-реки, располагались огромные пойменные луга, над которыми на отрогах холмов были построены старинные усадьбы. В 1930-е годы неподалеку пролегла лента канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы). Троице-Лыково и находящийся рядом Серебряный бор превратились в излюбленные места отдыха москвичей. Однако уже в наше время нашлись силы, которые решили закрыть старинную усадьбу с уникальным памятником архитектуры для свободного доступа граждан.
Бывшая усадьба Троице-Лыково. Здесь не рады гостям 🙁
Поскольку на территории бывшей усадьбы фотографировать запрещают, фотографий получилось не так много и для написания этой статьи пришлось частично воспользоваться фото из интернета.
История усадьбы Троице-Лыково
История Троице-Лыкова начинается в 1610 году, когда Василий Шуйский, в то время царь Московский, пожаловал дворцовое село Троицкое князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому (1576-1646). Тот перенес его и деревянную Троицкую церковь на две версты севернее, ближе к Москва-реке, назвав это место Новым Троицким. Прежнее место, Старое Троицкое, получило название Черевково (Черепково). На месте алтаря бывшей церкви была поставлена часовня, которая была снесена к Московской Олимпиаде 1980 года.
Лыковы принадлежали к древнему знатному роду Оболенских. Прадед князя, Иван Владимирович Оболенский, носил прозвище «Лыко». От него и пошли Лыковы. Супруга князя, Анастасия Никитична, принадлежала к знатному роду Романовых: приходилась родственницей царице Анастасии – первой жене царя Ивана Грозного и была сестрой патриарха Филарета, отца первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Благодаря такому родству Лыковы стали одной из первых фамилий московской знати. С 1619 по 1642 годы Борис Михайлович Лыков ведал важнейшими государственными Приказами – Каменным, Сибирским, Казанского дворца, Ямским, Монастырским, был одним из участников Семибоярщины – переходного правительства Русского царства.
Согласно писцовым книгам 1646 года, в Троицком-Лыкове стояли двор боярский, двор скотный, 16 дворов задворных людей, а в них 27 человек. После смерти Бориса Михайловича село перешло в дворцовое ведомство.
В 1690 году владельцами Троицкого, а также Черепкова, Рублева и других деревень становятся Нарышкины, братья царицы Натальи Кирилловны, которым, соответственно, Петр I приходился племянником. В 1698-1703 годах на насыпном холме над Москва-рекой, в самом высоком месте усадьбы, на месте старого храма была возведена парадная каменная Троицкая церковь в стиле «нарышкинского барокко».
Троицкая церковь
По некоторым данным, автором проекта мог быть русский зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников нарышкинского стиля. На это указывает документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…», обнаруженный в архиве профессором В.С.Топоровым. Кроме того, композиция и декор Троицкого храма близки Спасской церкви в Уборах и Входоиерусалимской надвратной церкви в Новом Иерусалиме, автором которых является Яков Бухвостов. По преданию, Петр I заложил камень в основание строящегося храма.
Троицкая церковь
Троицкая церковь стоит на невысоком подклете-гульбище, со всех сторон украшенным балюстрадой. Церковное здание представляет собой обычную для времени строительства ярусно-пирамидальную композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен более узкий ярус, в котором располагаются колокола, соединяя, тем самым, в одном здании церковь и колокольню — «церковь иже под колоколы». Венчает храм узорчатый барабан с одной главкой. С востока и запада к зданию пристроены симметричные алтарная часть и западный притвор, увенчанные главками на двухъярусных барабанах. Красочные, не повторяющие друг друга наличники обрамляют окна. Стены покрыты белокаменными украшениями. Кованые двери и ставни были украшены растительным орнаментом. Кресты были позолочены мастерами Оружейной палаты Алексеем и Борисом Маеровым.
Троицкая церковь, вид с запада
Троицкая церковь
Троицкая церковь, деталь
Колонны
Наличник окна
Северный фасад, деталь
Северный фасад
Внутреннее убранство храма было не менее роскошным. Высокий резной девятиярусный иконостас в барочном стиле украшали резные виноградные лозы с гроздьями, диковинные растения и плоды. Вдоль стен идут два яруса хоров, из верхнего яруса можно попасть на колокольню. Царское место, устроенное в западной части хора, представляет собой фонарь с венчающей его короной. Стены внутри первоначально были расписаны под мрамор.
В 1935 году Троицкий храм получил статус памятника архитектуры мирового значения и был взят на учет Лигой Наций.
Царское место
Иконостас Троицкой церкви, фото с сайта www.art-sobor.ru
После раздела недвижимости между братьями Нарышкиными в 1732 году, Троице-Лыково перешло к капитану Ивану Львовичу Нарышкину (1700-1734), а затем – к его дочери Екатерине Ивановне (1729-1771). Благодаря её браку с Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728-1803), имение в 1749 году перешло во владения Разумовских.
В историю граф Кирилл Григорьевич Разумовский вошел как генерал-фельдмаршал, блистательный вельможа при дворе императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, президент Петербургской Академии Наук. При нем и его сыне Алексее Кирилловиче (1748-1822), который увлекался ботаникой, в усадьбе был заложен регулярный парк.
К началу XIX века население села Троицкое увеличилось до 339 человек. Местные жители занимались сельским хозяйством, торговлей на московских рынках, обслуживали переправу на Москва-реке и сплавляли лес. Славились и кружева, изготовленные в Троицком.
Во время Отечественной войны 1812 года французская кавалерия и мародеры разорили усадьбу. Из Троицкого храма были вывезены многочисленные церковные ценности, в частности, святой антиминс. Однако благодаря партизанам, действовавшим неподалеку, награбленное удалось отбить и вернуть в усадьбу. Утраченным оказалось только старинное паникадило, которое распилили на куски. Взамен него император Александр I прислал новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 14 февраля 1813 года усадебные храмы были вновь освящены и в них возобновились богослужения.
В 1834 году владельцем Троицкого-Лыкова стал граф Николай Александрович Бутурлин (1801-1867). В 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, выполненный в русско-византийском стиле, а также кирпичный господский дом и оранжереи.
В 1876 году Троицкое-Лыково приобрел купец и промышленник, владелец московских доходных домов и гостиниц, почетный гражданин Иван Андреевич Карзинкин (1790- после 1869). После его смерти усадьбу унаследовал его сын, тульский дворянин и владелец чайной компании Сергей Иванович Карзинкин (1847-1887). После его смерти усадьба отошла к его вдове, Юлии Матвеевне Карзинкиной (1850-1915).
При Юлии Матвеевне в усадьбе развернулось большое строительство. На обрыве над Москва-рекой по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (Петрова) был построен сказочный деревянный дом в старинном русском стиле, украшенный затейливой резьбой (к несчастью, сгоревший в 1990 году). Облик этого дома можно отчасти представить по другому сохранившемуся творению Ропета — бане-теремке в Абрамцеве.
В усадьбе помимо хозяев жили многочисленные гости и странники. Здесь бывали братья Васнецовы, Третьяковы, Гнесины, подолгу гостила семья Шаляпиных.
За домом был разбит красивый сад, парк с «затеями» — рекой, прудами, островками, беседками, парковой скульптурой. Кроме того, в усадьбе были построены конюшни, каретный сарай, овчарня, скотный двор, свинарник, птичник, кузница с мастерской и водокачкой, амбар с подвалом, зернохранилище, деревянная баня, каменная оранжерея с теплицей и биологическая станция.
В 1876 году при Успенской церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году — лечебница для бедных. Юлия Матвеевна Карзинкина основала школу, сиротский приют, детскую больницу. В 1879 году была отремонтирована Троицкая церковь: заново позолочены иконостас и центральная главка, поновлена роспись, оштукатурены и побелены наружные стены.
По данным на 1884 год, в селе насчитывалось 88 крестьянских домов, в которых проживали 371 мужчина и 397 женщины, имелось одно земское училище, один конный завод, одна лавка и один трактир. Троицкое-Лыково в то время получило новое название – Карзинкино, и некоторое время в московских путеводителях можно было встретить два названия – новое и старое. В 1899 году заботы об усадьбе взял на себя сын Юлии Матвеевны, Сергей Сергеевич Карзинкин.
В начале 1900-х годов Успенская зимняя церковь была перестроена в псевдорусском стиле по проекту архитектора Семена Кулагина. Были построены колокольня, двухэтажная трапезная, приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского (не сохранились).
Успенская церковь
Успенская церковь
Внутреннее убранство Успенского храма в Троице-Лыково. Фото с сайта tl.strogino.ru
К 1904 году Троицкое-Лыково насчитывало уже 125 дворов, в которых проживало 610 человек. В 1914 году по распоряжению Юлии Матвеевны Карзинкиной главный усадебный дом был отдан под богадельню, а Карзинкины переехали в деревянный дом Ропета. В 1915 году, перед своей смертью, Юлия Матвеевна Карзинкина завещала усадьбу Свято-Троицкой общине, которая вселилась сюда в 1917 году и открыла здесь Свято-Троицкий женский монастырь.
Удивительно, но Карзинкины благоволили революционным настроениям. У них часто собиралась революционно настроенная молодежь, Сергей Сергеевич был знаком с Лениным, оказывал финансовую помощь РСДРП и революционерам.
После революции усадьбу национализировали, некоторые из рода Карзинкиных эмигрировали. Вскоре монастырь прекратил свое существование, хотя община, преобразованная в коммуну, просуществовала до 1929 года. В марте 1922 года в Троице-Лыкове на протяжении почти трех недель отдыхал В.И.Ленин, поскольку ГПУ сочло, что пребывание вождя революции в Горках было опасным. Троице-Лыково даже рассматривалось в качестве одного из вариантов резиденции Ленина.
По словам Н.К.Крупской, во время прогулок они много разговаривали на антирелигиозные темы, и, возможно, именно здесь Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма». В 1929 году деревянный дом, где жил Ленин, сгорел.
Затем бывшая усадьба была передана московскому зоопарку, который предложением так и не воспользовался. Потом здесь разместился дом отдыха сотрудников ГПУ. В 1924 году Троице-Лыково передали под Туркменский дом просвещения. О том периоде напоминает название — Туркменский проезд. Сюда привезли более 200 детей-туркмен и расселили в бывших храмах. Местные жители были возмущены таким соседством. В один из дней на Масленицу произошла такая большая драка, что в церквях стали бить в набат.
Впрочем, со временем страсти улеглись, местные жители и туркмены сдружились. Дом просвещения был преобразован сначала в туркменский рабфак, а затем – в Туркменский дом отдыха. В 1936 году сгорел деревянный Успенский храм.
Деревянный Успенский храм (не сохранился)
Осенью-зимой 1941 года, когда линия фронта подошла близко к Москве, по заданию Академии архитектуры были организованы обмеры и фиксация лучших архитектурных памятников Подмосковья. Обмерами Троицкой церкви занимался знаток «нарышкинского барокко» Василий Иванович Подключников. В 1945 году, уже после его смерти, был опубликован альбом «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком».
В 1942 году усадьба была передана Суворовскому музыкальному училищу. В 1960-е годы Троице-Лыково вошло в состав Москвы, но сумело сохранить свой дачный облик. Была снесена лишь северная часть села, находящаяся за оврагом – сейчас здесь высятся многоэтажки района Строгино. В настоящее время Троице-Лыково внесено в «Список охраняемых деревень Москвы» и является единственным селом в пределах МКАД, снос которого в ближайшее десятилетие не планируется.
Троице-Лыково
Руины дома Ропета
На рубеже 1980-90-х годов храмы на территории бывшей усадьбы были переданы Русской Православной Церкви. Они были восстановлены, начались регулярные богослужения. Казалось бы, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ. Если бы не одно «но».
Таинственная стройка, или посторонним вход воспрещен
Я приехала в усадьбу Троице-Лыково с экскурсией. У входа на территорию стояла рамка металлоискателя. Это было странно, но не более. Сразу за ней ко мне подошел охранник, и, указывая на мой зеркальный фотоаппарат, запретил снимать на территории. Правда, милостиво разрешил нашей группе фотографировать на телефоны.
Охранники ЧОПа у входа на территорию бывшей усадьбы
Разумеется, я была возмущена. Перед нами стояли старинные памятники архитектуры. Откуда запрет именно на съемку зеркальным фотоаппаратом?
Невзирая на запреты охранников, я все-таки стала фотографировать, тем более что экскурсовод сказал, что еще две недели назад такого запрета не было. Охранники стали ходить за нами, пристально следя, чтобы мы не нарушали запрет на фотосъемку. Наверное, можно было бы согласиться с ними и фотографировать на телефон. Но беда в том, что мой телефон садился. Да и сам этот запрет был в высшей степени абсурден.
Охранники в Троице-Лыково повсюду сопровождали нашу группу, пристально следя, чтобы мы не фотографировали на фотоаппараты
Когда мы вошли в Троицкую церковь, они встали с двух сторон, зорко следя, чтобы мы ничего не фотографировали внутри. Запретили они фотографировать снаружи и некое здание в старинном стиле, которое назвали «Гимназией». На мои просьбы показать письменный официальный запрет на фотосъемку зеркальным фотоаппаратом мне ответили отказом, мотивируя, что они люди подневольные, им начальник запретил и прочее-прочее.
Слева — здание Гимназии, которую по непонятным причинам запрещают фотографировать. По слухам, месяц обучения в ней стоит 15 тыс. рублей без питания
Естественно, настроение было подпорчено. Если бы не запрет охранников на фотосъемку, я спокойно сфотографировала бы храмы, прослушала замечательную экскурсию и затем написала бы статью про красоты этого места. Вместо этого они заострили моё внимание на серьезной проблеме.
Уже дома я стала разбираться, в чем же дело. Оказалось, что нынешняя ситуация весьма далека от идеала.
Доступ на территорию Троице-Лыково регулируется следующими законодательными актами:
1. Постановление правительства Москвы № 1012 от 1998 года «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка «Москворецкий», природно-исторического парка «Останкино» и комплексного заказника «Петровско-Разумовское»,
2. Согласно закону № 48 от 2001 года «Об особо охраняемых природных территориях г. Москвы» Троице-Лыково признан зоной особо охраняемого ландшафта и зоной охраны историко-культурных объектов.
3. Федеральный закон № 73 от 2002 года «Об объектах культурного наследия народов России» гарантирует свободный доступ на территорию любому гражданину.
В интернете можно найти немало свидетельств того, как в Троице-Лыково нарушаются права граждан: ограничивается вход на территорию, запрещается фотосъемка. Из бесед с теми, кто неоднократно бывал здесь прежде, выяснилось, что уничтожены многие деревья в парке, часть территории огорожена и там ведется непонятное строительство.
С 1992 года здесь бесчинствовал «священник» Стефан Пристая, закрывший территорию от обычных граждан и превративший парк в гигантскую помойку, где были уничтожены сотни деревьев, кустарников и тысячи квадратных метров почвенного покрова. … В 2012 году усилиями общественности эти факты получили широкую огласку. Однако власти города вместо привлечения г-на Пристая к суду за совершённые преступления и расторжения договора аренды с РПЦ как недобросовестным арендатором передали усадьбу в прямое ведение патриарха Кирилла (Гундяева). Подробнее: http://openbereg.ru/?p=5749
В апреле 2013 года храмовый комплекс на территории храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Троице-Лыково был передан в качестве подворья Покровскому ставропигиальному женскому монастырю, расположенному в Москве у Покровской заставы.
Мне очень бы хотелось узнать у настоятельницы монастыря, почему на территории запрещается фотографирование на хороший фотоаппарат памятника архитектуры, который находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще хочется понять, почему вообще запрещают фотографировать на территории монастырей и в храмах объекты культурного наследия. Когда идет служба, запрет понятен и обоснован. Но в другое время? Ведь наверняка многие, кто прочтут эту статью или увидят фотографии Троицкого храма в интернете, захотят увидеть его воочию, запечатлеть фото на память. И что же? Получат нагоняй от охранников. Будет ли после этого у человека доброе отношение к РПЦ? Ведь многие просто развернутся и уйдут. И больше никогда не вернутся сюда, помятуя о том гадливом чувстве, что это место для избранных небожителей. И еще, думаю, если бы я была здесь не в составе экскурсионной группы, а самостоятельно, охранники бы не стали церемониться и наверняка могли бы отобрать дорогостоящий фотоаппарат.
Усадьба Троице-Лыково на карте
Относительно того, когда можно попасть на территорию бывшей усадьбы, я не могу ничего сказать. Возможно, самый простой способ — это с экскурсией. Есть надежда, что по крайней мере своими глазами вы увидите все основные достопримечательности.
PS. К сожалению, вынуждена закрыть комментарии к этой статье по причине неадеквата некоторых комментаторов.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»