храм в турнаево болотнинский район
Серафимовская церковь (Турнаево)
Церковь преподобного Серафима Саровского — православный храм в селе Турнаево Болотнинского района Новосибирской области. Первый в Сибири храм освящённый во имя преподобного Серафима Саровского. Является памятником архитектуры местного значения. В обиходе за храмом закрепилось название «Сибирские Кижи».
Содержание
История [ править ]
Строительство храма началось в 1912 году приглашённой из Перми артелью мастеров. Средства на строительство были собраны крестьянами Турнаево и соседних деревень (около 12 тысяч рублей), ещё 4 тысячи рублей были выделены Священным Синодом. Материал для каменного фундамента привозили из известняковых карьеров на территории современного Искитимского района, а само здание церкви строилось из приобских сосновых брёвен, привозившихся со станции Тайга. Для постройки использована отборная сосна диаметром 25 сантиметров. Серафимовская церковь, как и церковь Преображения Господня на острове Кижи была построена, по преданию, без единого гвоздя На украшение храма жертвовали томские, кузнецкие, алтайские купцы и промышленники. 1 (14) сентября 1914 года храм был освящён.
Первым настоятелем храма стал Александр Злобин, бывший инженер-путеец принимавший активное участие в его строительстве. Он по благословению архиепископа Томского и Алтайского Макария (Невского) поступил на заочное обучение в Томскую духовную семинарию, а в 1914 году был рукоположен во священника.
В 1920-е году храм перешел к обновленцам (существует ошибочное мнение, что Серафимовская церковь была единственным «тихоновским» храмом в Болотнинском районе).
Храм был закрыт по Распоряжению Новосибирского облисполкома от 9 апреля 1940 года. Здание использовалось как зернохранилище, а затем как клуб.
Для целей реставрации храма в 1988 году его обмер был выполнен новосибирским архитектором С. Н. Богомазовой, но из-за отсутствия финансирования работы начаты не были. Решение Новосибирского облисполкома от 19 января 1989 года храм был передан Новосибирской епархии. 18 июля 1990 года церковь была взята под охрану как памятник архитектуры местного значения.
Духовная жизнь в селе Турнаево начала восстанавливаться в 1996 году. Первый молебен в Серафимовской церкви был отслужен на престольный праздник 1 августа 1998 года. В этот же день состоялось массовое крещение жителей села (свыше 70 человек). 12 июля 2000 года в храме была совершена первая литургия с момента его закрытия. В тот же год 31 июля из города Болотного в село Турнаево прошёл первый крестный ход, совершаемый теперь ежегодно с участием паломников из Новосибирской, Кемеровской и Томской областей.
Работы по восстановлению храма начались с 2000 года (по данным экспертов на 1999 год разрушение церкви составляло более 50 процентов). В 2007 году губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским подписано распоряжение о проведении ремонтно-реставрационных работ. Проект реставрации выполнили архитектор А. И. Лыкова и конструктор — С. М. Клепиков.
Описание [ править ]
Храм однопрестольный, относится к типу «восьмерик на четверике». Над притвором возведена шатровая колокольня. Храм построен
Храм рассчитан на 700 молящихся. Длина храма 35 метров, ширина — 15 метров. Высота до креста центрального купола — 29 метров. Высота колокольни — 32 метра. Сруб церкви сложен из — 50 венцов, колокольня из 64. Храм венчают 7 крестов, опирающихся на маковки: один на центральном куполе, 4 вокруг него, по одному кресту над алтарной частью и на колокольне.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Новосибирская область, Болотинский район, с. Турнаево
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Храм во имя преподобного Серафима Саровского
д. Турнаева (ныне с. Турнаево)
История
Новосибирская область обладает сегодня уникальным, несколько лет тому назад отреставрированным архитектурным памятником — деревянным однопрестольным православным храмом во имя преподобного Серафима Саровского.
Расположен этот ныне действующий памятник архитектуры в селе Турнаево, что в 19 километрах к северу от районного центра — города Болотное. Сразу следует сказать, что Серафимо-Турнаевский храм — первый в Сибири и четвертый в мире храм, освященный в честь широко известного в дореволюционной, советской и постсоветской России святого — Серафима Саровского. 1 августа 2014 года торжественно отмечалось 100-летие со дня освящения Серафимо-Турнаевского храма.
С давних времен в широком народном обиходе за Серафимо-Турнаевким храмом стойко закрепилось имя «Сибирские Кижи». Почему? С одной стороны, вездесущая народная молва связывала это название, конечно же, с некоторой внешней схожестью со всемирно известным деревянным храмом на острове Кижи в Онежском озере. С другой стороны, народное мнение связывает такое название с тем, обычно впечатляющим рядового обывателя обстоятельством, что как и «Онежские Кижи», «Кижи Сибирские» были возведены якобы без единого гвоздя.
В случае с турнаевским вариантом «Сибирских Кижей» обычно утверждается еще и то, что деревянные конструкции в ходе строительства элементарно скреплялись здесь яичным раствором. Правда все это или вымысел — не суть дела. Отнесем такого рода бытующие мнения к разряду типичных региональных легенд и преданий. Но параметр непревзойденной эстетической красоты Серафимо-Турнаевского храма все же составляет вполне реальный, эмпирически ощутимый всеми факт. Он становится особенно зримым в самый разгар лета, когда в ранние предрассветные часы, на фоне неспешно оживающей природы, вдруг озаряются алым цветом сказочные купола храма и в ослепительных лучах восходящего солнца по всем окрестных полям и пролескам мерно набегающими волнами все плывет и плывет сладко истаивающий в душе звон колоколов. А чуть позже вокруг храма радостным щебетом разольются и детские голоса: ведь именно здесь, на территории Серафимо-Турнаевского Храма вот уже несколько лет подряд организуется работа летнего православного лагеря, руководит которым большой энтузиаст творческого педагогического дела местный священник отец Анатолий Рублев.
. Их было чуть более 40 человек — вдохновенных строителей храма, съехавшихся в Турнаево из разных уголков европейской части России. Возводили храм с явной изобретательностью, с душевной теплотой, с живинкой в деле, творили — как казалось им — добротно, строили на века. Сверхпрочный камень для фундамента храма завозили из знаменитого уже в те далекие годы искитимского карьера (расположенного, как известно, на территории нынешней Новосибирской области), лес — из города Топки (ныне — Кемеровская область). Причем для строительства применялась только самая отборная сосна диаметром строго 25 сантиметров. Вот и работа вся получилась в итоге на редкость отменная, настолько живая и одухотворенная, что, по дошедшим до нас слухам, все строители, по завершению своего труда, в одночасье порешили не расставаться с созданным ими самими сокровищем, а остаться жить в селе Турнаево.
Много позже, уже в наши дни, как далекий голос из прошлого, в ходе реконструкционно-восстановительных работ в пазу алтарного бревна храма была найдена полуистлевшая записка, текст которой гласил: «Вятской губ. Еранский уездъ Водо- зерской волости, дерев. Осокова. Максим Андреевъ Шевнинъ». Знать не вытерпел вятский строитель Максим Шевнин — тайно оставил-таки свою авторскую подпись для потомков под славным духовно-художественным творением! Спасибо, Максим Андреевич! Низкий вам всем поклон, безымянные строители, за искренний, добротный и творчески вдохновенный труд! Ведь, как много позже обнаружилось, дружная артель трудившихся на храме вятских и пермских плотников внесла массу колоритных изменений в первоначально заданный им проект, чем, собственно говоря, и обеспечила его архитектурную уникальность, высокую художественную ценность.
В строго архитектурном плане Серафимо-Турнаевский храм относится к так называемому типу «храмов на четверике восьмерик». По виду напоминает ладью, величаво мчащуюся в зримом пространстве нашего суетного времени. Рост храма, то есть самая верхняя отметка от земли до креста — 29 метров. Высота колокольни — 32 метра. В срубе самой церкви — 50 венцов, а в колокольне — 64. Внутри колокольни, на самую ее вершину ведет добротная винтовая лестница, состоящая из 61 ступеньки. Во всяком случае, столько их там было раньше в 2004 году, до реставрации, когда я впервые поднялся на эту колокольню и попытался мысленным взором посмотреть на окружающий мир глазами человека того исторически памятного теперь для нас времени. Или, как минимум, попытаться в режиме реального времени по достоинству оценить ширь безоглядных турнаевских полей и перелесков.
Из всего сверху увиденного, конечно же пока еще не очень отрадного, меня больше всего впечатлила обычная, сельская, совсем не примечательная дорога к храму. Может быть это случилось всего лишь потому, что вспомнилось когда-то услышанное, но за суетой дней наших вовсе забытое детское впечатление одного моего случайного собеседника — педагога-ветерана, который, вспоминая свои младенческие лета, проведенные здесь, в Болотнинском районе, рассказывал: «Уже издали, когда шли мы с бабушкой в Турнаево, была видна эта неописуемо прекрасная церковь. Но детская радость от предстоящей встречи удовлетворялась не сразу, а постепенно: еще долго-долго Турнаевская церковь все росла и росла на горизонте, то показываясь, то исчезая за очередным поворотом».
«Мир душевный приобретается скорбями», — любил повторять преподобный Серафим Саровский. По прошествии многих лет и десятилетий для турнаевцев, как и для всех нас наступил иные времена. 1 августа 1998 года в Серафимо-Турнаевском храме была восстановлена молитвенная жизнь. А с 2000 года в селе Турнаево стали проходить ежегодные массовые торжества, подводящие итог традиционному крестному ходу, берущему свое начало из города Болотное. Традиция эта неукоснительно соблюдается до сего дня. На крестный ход съезжаются многие жители окрестных краев и областей.
С 2001 года при турнаевском храме стала работать Серафимо-Никольская школа традиционной русской культуры (руководитель — Т.С. Рублёва). А 1 августа 2013 года в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского при активной поддержке местных и областных властей в Турнаево открылась широкомасштабная, поистине всенародная, со всех концов России собравшая православных христиан Серафимо-Турнаевская ярмарка.
Значит жизнь наша постепенно возвращается к своим подлинным духовным истокам!
Леонид Иванович Боровиков,
профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО,
кандидат педагогических наук, член Союза журналистов РФ
ИСТОРИЯ СЕЛА ТУРНАЕВО И СЕРАФИМО- ТУРНАЕВСКОГО ХРАМА
Исследовательский доклад воспитанницы Серафимо-Николъской школы традиционной русской кулътуры МОУ ДОД Дом детства и юношества Болотнинского района Анастасии РУБЛЕВОЙ
Нынешнее село Турнаево возникло сравнительно недавно — в 1904 году, когда на краю соснового бора, примыкавшего к московско-иркутскому тракту примерно на середине пути от Колывани до Томска, поселились первые переселенцы из Малороссии (до сих пор эта улица называется Хохловкой). Однако свое название новое поселение получило не от переселенцев, а от старожилов, живших в бору еще в XIX веке. Этими старожилами были разбойники — «чаерезы», промышлявшие грабежом чайных обозов, перевозивших чай из Китая в Россию. Уже в 1888 году в Турнаевском бору числилось поселение Калинкино. Предводителем чаерезов был некий Турнай (скорее всего, это была разбойничья кличка атамана), от имени которого получил название не только разбойничий бор, но и новопостроенное поселение.
Когда в 1912 году на общем крестьянском собрании крестьян Турнаевской, Шелковниковской и Кандерепской общин решался вопрос о строительстве храма, именно бывшие разбойники-чаерезы настояли на посвящении храма преподобному Серафиму Саровскому. Собрание выбрало церковным старостой крестьянина Турнаевской общины Василия Степановича Банова и обратилось с прошением о разрешении строительства храма в Священный Синод.
После получения разрешения в том же 1912 году был заложен каменный фундамент и закуплен строевой сосновый лес для строительства храма. Весной 1913 года началось основное строительство. Летом 1914 года строительство было завершено и начаты отделочные работы. Внутреннее убранство храма (иконостас, облачения, богослужебные книги и т.д.) было приобретено на деньги томских купцов. Серебряные богослужебные сосуды и колокола для колокольни были пожертвованы томской купчихой Александрой Терпигоровой.
Активное участие в строительстве храма принимал первый начальник станции Юрга инженер-путеец Александр Злобин, который обеспечивал поставки строительных материалов по железной дороге. Лес поставлялся со станции Тайга, а бутовый камень для фундамента из деревни Черноречка (нынешний город Искитим). Перед началом строительства храма по благословению святителя Макария (Невского), бывшего тогда архиепископом Томским, Александр Злобин заочно поступил в Томскую духовную семинарию, а по окончании строительства храма в 1914 году он принял священный сан и стал первым настоятелем Серафимо-Турнаевского храма. Деревянный однопрестольный храм во имя преподобного Серафима Саровского был построен в с.Турнаево Гондатьевской (Болотнинской) волости Томского уезда Томской губернии и освящен 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1914 года.
Храм имел характерную для русской храмовой архитектуры ладьевидную форму, символизирующую собой Церковь как корабль спасения. Храм был рассчитан на 700 молящихся и имел впечатляющие размеры. Длина храма составляла 35 м, ширина его самой широкой части 15 м, высота главного шатра кафоликона — 25 м, высота колокольни составляла 32 м.
Над центральной частью храма (кафоликоном) были подняты 1 центральный и 4 боковых креста, которые обозначали собой Иисуса Христа в окружении 4-х апостолов-евангелистов. Еще 2 креста возвышались над алтарем и колокольней. Общее количество крестов — 7 олицетворяло 7 церковных Таинств. Серафимо-Турнаевский храм стал первым в Сибири и четвертым в мире храмом в честь преподобного Серафима Саровского.
Перед революцией в с.Турнаево было около 700 крестьянских дворов.
Общая численность населения превышала 4 000 человек. В селе было несколько маслобоек, шерстобитки, производившие войлок, пимокатня. Свою продукцию крестьяне продавали на Томской и Новониколаевской ярмарках. С момента освящения Храма и начала богослужений начала свою работу четырехклассная начальная церковно-приходская школа для крестьянских детей окрестных деревень.
После установления Советской власти в 1922 году у прихода Серафимо-Турнаевского храма были отняты здания церковно-приходской школы и дома церковного причта. Настоятель и участник строительства храма отец Александр Злобин был арестован и скончался в Томской тюрьме в 1922 году. С 1930 года Серафимо-Турнаевский храм оставался единственным действующим православным храмом на территории Болотнинского, Ояшинского, Проскоковского, Томского районов Западно-Сибирского края. С 1935 года предпринимались неоднократные попытки по закрытию храма «по просьбам трудящихся», чему противостояли прихожане храма во главе со священником Петром Мануйленко и старостой Василием Бановым. 30 июля 1937 года накануне престольного праздника храма — дня памяти святого Серафима Саровского (празднуется 1 августа) были арестованы в с.Турнаево настоятель храма священник Петр Мануйленко и староста Василий Банов. По приговору тройки особого совещания от 3 августа 1937 года священник Петр Мануйленко был этапирован в г. Новосибирск и расстрелян 14 августа 1937 года. Василий Банов ввиду невозможности этапирования «в силу преклонного возраста» (78 лет) был расстрелян в Болотнинском отделе НКВД. В сентябре 1937 года в п. Болотное был арестован и расстрелян бывший сторож и певчий храма Демьян Алексеевич Литвинов.
С 1939 по 1985 год в храме размещался зерносклад Турнаевского колхоза, а затем Дивинского птицесовхоза. За время советской власти с.Турнаево сократилось до 110 дворов, численность населения уменьшилась до 270 человек.
В 1985 году Серафимо-Турнаевский храм был объявлен памятником архитектуры и взят под охрану государства. 31 июля 2000 года из г. Болотное в с. Турнаево прошел первый Серафимо-Турнаевский крестный ход, состоявший из 50 прихожан Болотнинского и Юргинского храмов. В настоящее время в крестном ходе принимают участие около 1000 по- ломников со всей Западной Сибири.
В августе 2003 года началась реставрация Серафимо-Турнаевского храма, окончание которой было намечено на 2009 год.
На территории Серафимо-Турнаевского храма в 2000 году был заложен фундамент нового храма. В 2003 году состоялось освещения малого храма во имя св. прав. Феодора Томского. Реставрация храма была закончена в 2012 году. В этом году же был освящен иконостас иконостас, изготовленный стараниями Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. В 2014 году — 100-летний юбилей храма. 31 июля—1 августа прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию Серафимо-Турнаевского храма и 15-летию Серафимо-Турнаевского крестного хода. В крестном ходе участвовали паломники из Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края.
Серафимо-Турнаевский храм стал духовным и культурным символом Новосибирской области.
Искитимская епархия
Новосибирской митрополии
Русской Православной Церкви
Правящий Архиерей
Анонсы
Информация
Музей на Святом источнике
Популярные статьи
Новосибирская митрополия
Архив новостей
« Ноябрь 2021 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Северный епархиальный округ, Святые и святыни епархии
Храм во имя преподобного Серафима Саровского
Район: Болотнинский
Адрес: 633375, Новосибирская область, Болотнинский район, с. Турнаево, ул. Хохловка,1
Настоятель: протоиерей Алексий Матанцев
Информация: Приписан к приходу архангела Михаила в Болотном. Памятник архитектуры
НСО, село Турнаево Болотнинского района
Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов, церковь была огорожена деревянной резной оградой. Церковь как бы парит в воздухе. По архитектуре храм напоминает знаменитые церкви острова Кижи.
Храм был построен всего за два строительных сезона и освящён в сентябре 1914 года. Первым священником был о. Александр (Александр Александрович Злобин), псаломщиком – Герасим Фёдорович Рочегов. Первым церковным старостой был Василий Баннов.
К 1937 году храм оставался единственным православным храмом не только в Болотнинском районе, но и в окружающих районах Томской, Новосибирской и Кемеровской областей. Накануне престольного праздника 30 июня 1937 года за отказ от передачи храма властям были арестованы настоятель храма священник Пётр Манойленко, староста Василий Баннов и псаломщик Демьян Литвинов. По приговору особой тройки НКВД мученики были расстреляны 14 августа 1937 года. После этого храм был закрыт и разграблен (распоряжение Облисполкома за №70 о закрытии церкви вышло позже, 9 апреля 1940 г). В закрытом храме размещался клуб, затем зерносклад. Несмотря на запустение, кресты стоят на всех главах до сих пор. Сохранилось немного икон и церковной утвари. Даже сегодня, будучи в аварийном состоянии, храм впечатляет своей величественностью.
Церковь как памятник архитектуры была взята под государственную охрану. С момента постановки церкви под гос. охрану национально-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия проводились мероприятия по восстановлению церкви как памятника архитектуры, были выделены средства на первоочередные противоаварийные работы. В 1988 году архитектором С.Н. Богомазовой были выполнены обмеры. Но при недостаточности средств мероприятия по восстановлению храма были прекращены.
После празднования Тысячелетия Крещения Руси, 19 января 1989 года, было принято решение Новосибирским облисполком о передаче церкви во имя Преподобного Серафима Саровского в ведение Новосибирской епархии.
Серафимо-Турнаевский Крестный ход
В 1990 году Владыка Тихон, епископ Новосибирский и Бердский, приезжал в село Турнаево с целью решения вопроса о возможности восстановления церкви.
С 1996 года православные христиане Болотнинского района пытаются наладить духовную жизнь в Турнаево. Для этого в посёлке проводились встречи священников с местными жителями, служились молебны. 19 января 1989 года церковь была передана Новосибирской епархии. На престольный праздник 1 августа 1998 года в храме был отслужен молебен с акафистом преп. Серафиму Саровскому и совершено массовое крещение селян (более 70 человек). 12 июля 2000 года, на праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в храме была отслужена первая с момента закрытия храма Божественная литургия, а 31 июля 2000 года из Болотного в Турнаево прошёл первый Серафимо-Турнаевский Крестный ход. С тех пор Крестный ход проходит ежегодно 31 июля и собирает паломников из Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. С сентября 2001 года в Турнаево открыта Серафимо-Турнаевское отделение Серафимо-Никольской школы традиционно-русской культуры, учащиеся которой являются главными прихожанами храма. Каждый вторник в храме служится молебен Божией Матери и преподобному Серафиму Саровскому о восстановлении Серафимо-Турнаевского храма. Храм как памятник архитектуры взят государством под охрану.
С 2000 года начались работы по восстановлению храма при участии Регионального общественного фонда воздействия восстановлению церкви во имя преп. Серафима Саровского (председатель РОФ «Сибирские Кижи» И.А. Андрикенус), при поддержке прихода во имя Серафима Саровского, настоятелем которого является священник Анатолий Рублёв.
О Серафимо-Турнаевском храме (видео)
Материал летописи прихода во имя преподобного Серафима Саровского;
Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Каталог. Книга 2, Новосибирск 2001
Гос. Архив Томской области ф.170 оп.1 д.4169, д.4266.
Разоренная Турнаевская церковь
Турнаевская церковь, оставшись без причта и церковного совета, была разорена.
В 1938 году с ее колокольни были сброшены колокола: разбившийся при падении большой колокол и почти все малые колокола были впоследствии утеряны.
Уцелел единственный малый колокол, который в 1988 году передала в Болотнинский историко-краеведческий музей Анна Моисеевна Малайкова, жительница станции Тын. С ее слов, этот колокол был в конце 1930-х годов привезен из Турнаево и использовался для встречи и отправки поездов на станции. С 1960 года он хранился у нее дома. В 2000-х годах вокруг этого колокола будет создано несколько легенд, в которых часто будут изменены фамилия, место жительства Анны Моисеевны и обстоятельства сохранения ею колокола.
Тогда же, в 1938 году подверглись разорению иконостас и иконы Турнаевской церкви. Старожилы села вспоминали, что иконы были выброшены из церкви, ими мостили тротуары, часть иконостаса использовалась местными же жителями как дверь в хозяйственных постройках.
Распоряжением Облисполкома № 70 от 9 апреля 1940 года, наконец, Турнаевский приход был закрыт. В том же году здание самой Турнаевской церкви описывалось как «деревянное…купола, колокольня и кресты имеются, внутри иконостас, алтарь и т.п. убраны. Свободное (периодически занимается зерном колхоза)».
Решением Облисполкома № 1043 от 21 ноября 1952 года здание Турнаевской церкви должно было быть разобрано на бревна для строительства в Турнаево сельского клуба.
В 1961 году из бревен Турнаевской церкви хотели построить новую школу в Турнаево. Состоялся сход жителей села, на котором старики заявили, что строительство из церковных бревен школы – дело богоугодное, так как школа делает богоугодное дело – дает знания и занимается воспитанием детей, что лучше, чем зерносклад. Был изготовлен проект стоимостью 12 тысяч рублей, однако на это в бюджете не оказалось средств и церковь вновь решили не трогать.
До 1980-х годов Турнаевская церковь использовалась как зерносклад Турнаевского колхоза и Дивинского птицесовхоза.
В 1980-х годах красивое пустующее старинное здание стало привлекать все большее внимание, ее стали посещать немногочисленные туристы и краеведы.
Фотограф В.Югов, посещавший Турнаево в это время, писал: «…деревянная культовая постройка давно в полном запустении…льют дожди, веют ветры, заносят снега….помню местный учитель Н.Н.Смирнов, будучи уже на пенсии, рассказывал, что дети, проникая во внутрь безнадзорного храма, баловства ради разводили костер…старому человеку приходилось не раз вмешиваться, чтобы предотвратить беду… Мне подумалось, что постройка могла бы после реставрации послужить на благо просвещения и культуры. Разместить бы в ней местную библиотеку или использовать как клуб по интересам, могут быть и иные предложения…В иных областях с ным отношением к старине все это бережно сохраняется. Так не нужно ждать, чтобы погибла еще одна чудом уцелевшая постройка в селе Турнаево, создающая щемящий душу мотив…».
Стало очевидно, что без реконструкции церковь будет и разрушаться и дальше и в будущем может исчезнуть.
В это время Новосибирским архитектором С.Н.Богомазовой были выполнены первые обмеры Турнаевской церкви для ее последующей реставрации.
Появились и первые проекты перевозки церкви из Турнаево в другую местность. Ученые и архитекторы Новосибирска предложили перенести храм в музей старинной архитектуры под открытым небом в Академгородок.
В начале 1988 года настоятель Болотнинской церкви Св.Николая Николай Чугайнов передал уполномоченному совета по делам религий при Новосибирском облисполкоме В.Лымарю письмо с просьбой передать пустующую Турнаевскую церковь Болотнинскому приходу с условием, чтобы ее разобрать, перевезти в Болотное, восстановить в прежнем виде и совершать в ней богослужения. Зная о настроении общественности области, начавшей требовать реставрации церкви на месте, летом 1988 года Чугайнов комментировал эту свою просьбу так: «…конечно, можно восстановить церковь на месте как памятник архитектуры. Но для кого? Кто увидит эти Сибирские Кижи? Нужна дорога, нужно поднять село Турнаево, а когда это будет».
В 1988 году группа верующих новосибирцев выступила с инициативой вернуть Церкви собор Александра Невского в Новосибирске, который после отъезда оттуда студии Западно-Сибирской кинохроники уже начали перестраивать для нужд Новосибирской филармонии. Благодаря публикации в «Вечернем Новосибирске» статьи новосибирского писателя Александра Плитченко, инициатива получила поддержку тысяч горожан. Областные власти предложили компромисс Новосибирской епархии: Церковь отказывается от претензий на здание собора в Новосибирске, но взамен получает возможность разобрать Турнаевскую пустующую церковь в Болотнинском районе и перевезти ее в Новосибирск.
12 октября 1988 года митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон обратился к председателю Новосибирского облисполкома В.А.Бокову с просьбой о передаче Церкви церковного здания в Турнаево с целью разобрать его и перевезти в Новосибирск, в Ленинский или Кировский район, в которых проживало свыше полумиллиона человек и где не было ни одного православного храма. Гедеон писал, что Турнаево практически не существует, в соседнем Болотном имеется действующий православный храм, и что Турнаевскую церковь легче всего будет восстановить именно в Новосибирске. Незадолго до этого он лично побывал в Болотном, где получил согласие райисполкома на разбор и перевозку церковного здания в город.
Редактор Болотнинской районной газеты «Путь Ильича» А.Верин писал: «…в нескольких минутах езды от Болотного стоит шедевр русских мастеров…увы, это великолепие под угрозой…в районе нашли немного денег, чтобы кое-где покрыть крышу толем, кое-что подлатать внутри, но положения это не исправит…сейчас есть два наиболее приемлимых (в финансовом плане) варианта, но оба они связаны с перевозкой (с одновременной реставрацией) – в Болотное или в Новосибирск. Помочь в этом государству согласна церковь. Но это не по душе жителям Турнаева…».
Все шло к перевозке церкви в Болотное или в Новосибирск.
Однако, твердая позиция о невозможности переноса Турнаевской церкви в другую местность, отстаиваемая Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области (НПЦ), и подоспевший сход турнаевцев, протестовавших против вывоза из их села церкви, решили вопрос о переносе здания в пользу его сохранения и реставрации на прежнем месте.
После празднования Тысячелетия Крещения Руси, 19 января 1989 года, с согласия Болотнинского райисполкома, Новосибирским облисполкомом было принято решение о передаче Турнаевской церкви во имя Преподобного Серафима Саровского в пользование Новосибирскому епархиальному управлению с заключением договора по охране памятника истории и культуры и проведением всего комплекса работ по реставрации, восстановлению, приспособлению церкви под религиозные нужды, благоустройству прилегающей территории.
В 1990 году Решением Новосибирского облисполкома № 282 от 18 июля 1990 года Турнаевская церковь была взята на охрану как памятник архитектуры местного значения. Сразу же после выхода этого решения облисполкома Л.В.Тимяшевская, начальник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, выполнявшего тогда функции государственного органа охраны памятников, обратилась к областным властям и в Новосибирскую епархию с просьбой о выделении средств на первоочередные работы с целью спасения храма. Призывы эти тогда никакого действия ни на кого не возымели.
7 октября 1990 года в Турнаево приехал вновь назначенный управляющий Новосибирской епархией епископ Тихон. Осмотрев здание, он решил не брать Турнаевскую церковь под свою опеку, так как к этому времени восстановление храма оценивалось уже в 1 млн. рублей, и таких денег у епархии на это мероприятие не было. Посетовав на турнаевцев, не разрешивших в 1988 году перевезти свою церковь в Новосибирск, он уехал.
В 1993 году, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина № 281-рп от 23.04.1993 года, Турнаевская церковь была передана в ведение Новосибирского Епархиального Управления Русской Православной церкви.
В 1996 году недавно назначенный настоятель Болотнинской Свято-Никольской церкви священник Анатолий Рублев приезжает в Турнаево, встречается с турнаевцами, проводит крещения, служит молебны. В том же году он впервые организует Турнаевскй православный летний лагерь.
На престольный праздник 1 августа 1998 года в полуразрушенной Турнаевской церкви впервые с момента его закрытия им же был отслужен молебен с акафистом Преподобному Серафиму Саровскому.