храм в вахонино тверская область

История

Деревня Вахонино

Деревня Вахонино образовалась в 1654 году несколькими литовскими семьями. На это указывает название деревни, а археологические раскопки показали, что на землях Тверской губернии жили финские племена Весь, Мера, Чудь. Вахонинский сельский округ в основном населяла Весь.

При правлении Петра I (1702 года) ряд селений были переведены в ямщину, т.е. крестьяне подчинялись ямскому приказу и несли государственную повинность. Ямские древни были сгруппированы в волости, а д. Вахонино стала центром волости, в которую входили: Искрно, Щелково, Терехова, Поганцево, Спас-Паника.

В материалах Тверской губернии земской Управы сказано так «казенного ведомства крестьяне,имея земли более положительной пропорции, получают с оной более и прибыли, а при том быв всегда свободны упражняться в промыслах преимущетсвуют пред помещичьими в избытках и живут изобильнее» По причине большого у них продовольствия в хлебе, держат скота более…»

Основным занятием крестьян было земледелие. Большую долю в питании составляла рыба. В речушке Инюхе в большем количестве ловили окуней, головлей, судаков, плотву, язей, щук, налимов.

Жили крестьяне в «черных избах» — обыкновенных бревенчатых домах — четырехстенках, печь без трубы. Во время топки открывали особое отверстие над печью (продух), дверь открывали настежь для тяги. Когда тяга устанавливалась, дверь закрывали и изба прогревалась. Освещались лучиной, колотой из сухих безсучковых березовых поленьев. Вместо мыла употребляли золу, залиткю кипятком. Вместо пилы обходились толстыми плахами, полученными путем расщипления бревна клиньями.

Трудились крестьяне круглый год. Это был образ жизни, тяжкий повседневный, зачастую изматывающий труд, но за которым соблюдали чистоту души и веру в Бога.

Численность жителей в д. Вахонино к 1894 году составляла: 517 человек; 80 дворов; к 1904 году — 542 человек-88 дворов;к 1998 году — 651 человек — 205 дворов.

С 1970 года д. Вахонино является центральной усадьбой Вахонинского сельского поселения.

с. Свердлово

Новое – старинное село, еще в 17 веке бывшее крупным уездным селом и центром Новинской волости Клинского уезда. Еще несколько веков назад здесь появилась пристань, имевшая важное торговое значение, часто устраивались крупные ярмарки.

В 1860-годы в селе насчитывалось порядка 150 дворов, а население превосходило тысячу человек. В начале двадцатого века здесь располагались волостное правление, квартира урядника, земское училище, лечебница, казенная винная лавка, почтово-телеграфное отделение и пожарная дружина. После революции Новое было переименовано в Свердлово(окрестные селения тогда же получили название Карл Маркс, Ленино, Зиновьево, Первомайск). На место существовавшего здесь волостного правления пришли Свердловский сельсовет и волисполком…Уже в тридцатые годы вся Свердловская волость перешла в Калининскую область. Нынешнее Свердлово – богатое и известное село Конаковского района, расположенное на высоком правом берегу Волги.

Помимо не сохранившейся кладбищенской церкви в Новом вот уже двести лет сверкает своей стройностью и благолепием каменная Крестовоздвиженская церковь, выстроенная в конце 18 века в самом центре села на площади тщением, по народному приданию, всместо сгоревшей деревянной церкви. Главный ее престол-в честь Воздвижения Креста Господня, другие два придела-во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святого Великомученика Дмитрия Солунского. По своей архитектуре храм представляет собой высокое четырехгранное сооружение, увенчанное пятиглавием.

С момента освящения в 1800 году храм никогда не закрывался. Сегодня Крестовоздвиженский храм-памятник, в архитектуре которого сочетаются приемы, выработанные русским зодчеством 17 века с элементами раннего классицизма,памятник, по своему великолепию не находящий аналогов в районе.

д. Новошино

Деревня Новошино Вахонинского сельского поселения расположена в 10 км от города Конаково, на юго-западе района.

Здесь было имение известного литератора и переводчика, общественного деятеля М.А. Прокопович-Антоновского; позже Новошино принадлежит участнику Полтавской битвы, русскому дипломату Курбатову. В 1861 году владельцем деревни Новошино был В.А. Климов, инженер, участник строительства железной дороги Москва-Санкт-Петербург.

До 1979 года деревня Новошино была центром Новошинского сельского Совета, а с 1979 года стала относиться к Вахонинскому сельскому Совету.

Источник

В Конаковском районе Тверской области рядом с сибиреязвенными скотомогильниками строят жилье и обустраивают фермы.Тревогу бьют местные чиновники

храм в вахонино тверская область

храм в вахонино тверская область

храм в вахонино тверская область

храм в вахонино тверская область

А есть еще скотомогильники, на которых отсутствуют даже опознавательные знаки и таблички. Истинное число захоронений на приволжских землях либо скрывается, либо информация об их существовании утеряна. А потому, проходя по лесу или по полю, никому и в голову не придет, что он, возможно, шагает по опасному захоронению.

Есть в Вахонинском сельском поселении и «частные» скотомогильники. Таковыми они стали после продажи земли с захоронением частному лицу. Так, например, рассказывают местные жители, в деревне Городищи большие земельные площади обнесены высоким деревянным забором: когда-то гектары на дорогой Конаковской земле приобрел известный российский спортсмен, гонщик Сергей Успенский (официального подтверждения этой информации нет). А купил он их вместе со скотомогильником. Как рассказывают местные чиновники, это ничуть не смутило владельца. Опасное захоронение забетонировали и установили на нем подстанцию. И таких примеров несколько. А ведь на территории с «частными» скотомогильниками имеют доступ только лишь сами владельцы участков, а потому отследить какие-то строительные работы просто невозможно, что может привести к беде.

Татьяна Широбокова, заместитель главы Вахонинского с/п, Конаковского района:

— Бурение скважин, копание питьевых колодцев, углубление дна водохранилища проходило в опасной близости к СЯС. Вахонинцы писали об этом в прокуратуры всех уровней, начиная от районной и заканчивая генеральной, информировали органы милиции, обращались в местную, областную и даже администрацию президента, теребили Роспотребнадзор. В известность были поставлены все заинтересованные органы власти. Однако в ответ приходили лишь отписки. А можете ли вы представить, что будет, если в результате строительных работ заражённые останки попадут в Волгу, что при нашем тотальном наплевательстве вполне возможно. А воды Иваньковского водохранилища сегодня питают до 70% водозаборов Москвы.

храм в вахонино тверская область

Татьяна Широбокова, заместитель главы Вахонинского с/п, Конаковского района:

Здесь когда-то был совхоз «Шошенский», у него были земли. Спустя время, когда произошла перестройка, совхоз поделил земли на паи, которые получили люди. Люди вошли в ажиотаж, участки начали быстро продавать, сначала по 40 тысяч за 4 га, потом по 50 тысяч, а самая дорогая земля продавалась за 60 тысяч рублей за 4 га. Скупили эти земли три земельных магната. И вот они решили найти способ уменьшить санитарные зоны вокруг
скотомогильников. Они поспешили в инстанции, чтобы сделать не километровую зону, а намного меньше.

Татьяна Широбокова говорит, что в мае по этому поводу в Роспотребнадзоре Тверской области состоялось совещание. И тема его соответствующая: «О сокращении санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории н. п. Городище, н. п. Свердлове, н.п. Искрино, н.п. Урочище Конаковского района Тверской области». На нем подробно обсуждалось, как выйти из положения и сократить опасную зону. За решение вопроса взялся Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии. Согласно официальному письму на имя главы Вахонинского с/п, сотрудники института в июле-августе 2012 года приступили к исследованию почвы, ила и воды на наличие возбудителя сибирской язвы. Отбор проб пройдет в три этапа. Все эти исследования помогут решить вопрос о возможности сокращения санитарно-защитных зон.

храм в вахонино тверская область

ДЛЯ СПРАВКИ:

Возбудитель

Прогноз

При кожной форме сибирской язвы в отсутствие лечения летальность составляет 10‑20%; антибиотикотерапия позволяет снизить ее до минимума. При легочной форме сибирской язвы летальность приближается к 100 %, несмотря на антибиотикотерапию. При кишечной форме сибирской язвы на фоне антибиотикотерапии летальность составляет около 50%.
Сибиреязвенный менингит заканчивается смертью почти всегда.

Источник

Храм в вахонино тверская область

массовые мероприятия отменены

ГРАФИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

6 и 7 ноября с 10.00 до 18.00

8 ноября выходной день

храм в вахонино тверская область

Деревня Вахонино. Из книги Топунова И. В. Летопись села Нового, что на Волге и его окрестностей, скачать

Первые упоминания о деревне можно найти в писцовых книгах 16 века, где есть упоминание о деревне Никиты Вахонина как о «деревне спорной меж Матвеем да Сумароком Резановым и князем Иваном Селеховским». В тех же документах упомянута деревня Вахонинская: «Князя Ивана княж Андреева сына Селеховского с. Селехово с деревнями; пашни полсохи, без полполтрети сохи. Князя Ивана не стало, а нынча жены его княж Ивановы княж Ондреева сына Селеховского княгини Огрофены с. Ильинское, а в нем церковь Илья Пророк, да Никола чюдотворец, к томуж селу: …дер. Дубровки, дер. Полушкино, дер. Горбасьево, …дер. Вахонинская, починок Грибанов… а крепости, сказали, сгорели на Москве в большой пожар…».

Можно предположить, что речь идёт об одной и той же деревне, принадлежащей когда-то некому Никите Вахонину. А если учесть, что большинство деревень носило имя своего первого владельца, то скорее всего отец этого Никиты, а именно Вахоня, и был основателем деревни. Поэтому во втором варианте деревню так и называют «Вахонинская».

В те далёкие времена имя Вахоня встречалось часто. По одной версии это – уменьшительная форма старинного имени Вахтисий, значение которого утрачено. По другим версиям это уменьшительная форма имен Иван или Василий.

Князья Селеховские при жизни завещали свои владения Троице-Сергееву монастырю. «Прикащиками» выполнения завещания были назначены братья Обрюта и Третьяк Семёновичи Фомины – «митрополичьи бояре», служившие в 16 веке при Митрополите Макарии.

Отрывок из духовного завещания князя Ивана Андреевича Селеховского:

«1559 года июня 19

а игумену …или по нем другой игумен будет того села и деревень и починков ни продати, ни променити, а держати им то село и деревни и починки у Живоначальной Троицы и у преподобных чудотворцов Сергия и Никона, покамест и монастырь стоит».

храм в вахонино тверская область

Но, похоже, что завещание князя было выполнено не полностью. Село Селехово (Ильинское) /Позднее село стало называться «СелИхово»/ перешло, как и хотел князь Селеховский, во владение Троице-Сергиеву монастырю, а вот многие деревни, примыкающие к селу, как показала история, стали вотчинами совсем других владельцев. Так, к примеру, Горбасьево и Полушкино были отданы в частные владения. А Вахонино оказалось вотчиной Архангельского собора в Москве.

Архангельский собор в Кремле – самая главная в России усыпальница правителей.

Начиная с середины XV столетия, московские князья стали жаловать Архангельскому храму не только церковную утварь, иконы в дорогих окладах и денежные пожертвования, но и земельные владения, как поминальные вклады по душам своих ближних родственников.

К середине XVII столетия собор владел землями в Калужском, Боровском, Кашинском, Московском, Клинском и других уездах. Целых два столетия, с XV по XVII века, Архангельский храм был полностью освобожден от всех налогов, а его настоятели пользовались такими же льготами, как священнослужители Троице-Сергиевого монастыря.

В 1582 г., после убийства сына Иоанна царь Иоанн IV Грозный передал в качестве поминального вклада самое большое из известных пожалований собору – с. Завидово с 65 окрестными деревнями, 17 пустошами и 2 займищами в Клинском уезде. К этим деревням отнеслась и дер. Вахонино.

В 1599–1615 гг. году по решению Бориса Годунова село Завидово с деревнями были переданы во временное владение греческому иерарху Арсению Элассонскому, который после переезда в Москву стал настоятелем Архангельского собора.

Деревня Вахонино была маленькая. В 1624 г. в ней было всего 4 крестьянских двора.

К середине 17 в. деревня опустела и к 1678 г. была заселена заново. С конца 17 в. Вахонино называлось «новопоселенной деревней».

На период переписи 1678 г. деревня состояла из 8 крестьянских и 2 бобыльских дворов. Все крестьяне считались «церковными крестьянами», т.к. находились во владении Архангельского Собора Московского Кремля.

У всех крестьян были прозвища, причём многие имели окончание – «ок». К примеру, Бобченок, Мешонок, Молавинок и др.

25 января 1702 г. Указом Петра I был учрежден в Клинском уезде «почтовый ям», определивший многие самобытные стороны в жизни этого края. В 1706 году Пётр I дал поручение шотландским математикам А. Д. Фарварсону и С. Гвину спроектировать прямолинейный «першпективный» путь от Санкт-Петербурга до Москвы. По указанию Петра вдоль дороги были расположены ямы – селения из монастырских и архиерейских вотчин; помещичьих, монастырских и архиерейских крестьян, жители которых получили новый статус – ямщики. Ямщиков обязали содержать необходимое количество лошадей и предоставлять их проезжающим. На ямщиков также возлагались функции охраны проезжающих и надзора за сохранением дороги в надлежащем виде, за что они освобождались от рекрутской повинности. (Изучение архивных документов показало, что на самом деле в нарушение закона об освобождении ямщиков о рекрутской повинности, ямщики все равно попадали «в солдаты».

Свидетельством этому являются ревизские сказки 1811, 1816, 1834 годов. Так из одной только семьи Рябинкиных на протяжении 19 века были забраны в рекруты 4 ямщика.

Интересно также отметить, что при наборе в рекруты ямщики часто зачислялись в казацкие войска. В результате в Вахонино появились семьи казаков.)

В связи с этим, как показывают переписи 1686 и 1710 гг., часть крестьян с. Завидова и прилежащих деревень были переведены в ямщики.

Так, в самом Завидово осталось 83 двора во владении собора (таких крестьян называли «церковными»), а 4 двора были переданы Тверскому яму.

В деревне Вахонино же все крестьяне, кроме 1 двора, были переведены в статус ямщиков.

Не взяли в ямщики только «нищенский двор бобыля Михайлы Кондратьева сына Шура с женой Федосьей Фоминой и двумя дочерьми», которые жили «мирским подаянием».

В переписи стольника Ф. А. Татищева за 1710 г.: «…ямщики, староста…, выборный с товарищи сказали по святой непорочной Евангельской заповеди вправду написанные мы во Твери в Тверской яме… в 1707 году, а перед сего были в крестьянах Архангельского собора на Москве». Далее идёт перепись ямщиков «Завидова с деревнями».

В деревне Вахонино подробно описана каждая семья. В 2-х семьях описаны физические недостатки – «глух и нем», «полоумен».

Особо выделен житель деревни Степан Иванов сын, 25 лет – «он Степанкузнечный мастер».

храм в вахонино тверская область

Все ямщики имеют фамилию – Трухановы, Густеновы, Бобченок, Тетериновы, Барабашины и др.

У одного ямщика фамилия Поляк. Такие фамилии давали бывшим пленным литовцам. Как правило, пленных крестили, отчество давали по крестному отцу.

Позднее группы ямов объединились в ямские волости. Так, на территории Клинского уезда образовались три ямщицкие волости – Клинская, Завидовская и Вахонинская.

храм в вахонино тверская область

В 1770 г. при межевании земель Клинского уезда дер. Вахонино значится как «деревня с деревнями и с пустошами Экономического ведомства и ямщиковъ».

По Вахонинской волости числилось 335 душ мужского пола, 2149 десятин и 1 653 саженей земли.

В 1774 г. дер. Вахонино относилась к Тверскому яму.

В деревне числилось 25 ямщицких двора и 1 крестьянский двор.

В 1789 г. дер. Вахонино числится за Клинским ямом. В деревне 37 ямщицких дворов.

В документах 1803 г. Вахонино упоминается как «ямщицкая деревня Клинского яму Клинской округи». В деревне 41 ямщицкий двор и 2 двора экономических крестьян.

В 6 ревизии от 1811 г. (указывалось только мужское население) есть перечень ямщицких волостей Клинского уезда – Щаповская, Завидовская, Новлянская, Павельцевская, Шестаковская, Клинская и Вахонинская.

Также в ревизии есть сравнительная таблица количества ямщиков в 5 ревизии 1795 г. и 6 ревизии 1811 г.:

Так, в дер. Вахонино на 1795 г. числился 141 ямщик, на 1811 г. их 199. Всего по Вахонинской волости на 1795 г. числилось 348 ямщиков, на 1811 г. – 432.

На период 1811 г. к Вахонинской ямской волости помимо самой дер. Вахонино относились деревни Поганцево, Городище, Глинницы, Мокшино, Шетаново, Демидово, Лягушино и с. Завидово (в Завидовскую ямщицкую волость само село Завидово не входило).

Ревизскую сказку (подушную перепись) по дер. Вахонино в 1811 г. составлял ямщик, «Вахонинской ямской волости голова Евдоким Васильев».

В 1820 г. в Вахонино уже 51 двор. Увеличение дворов произошло из-за обособления членов семьи.

В 7 ревизии 1834 г. у большинства ямщиков указаны фамилии. Вот список глав семей дер. Вахонина на 7 апреля 1834 г.:

его племянник Василий Михайлов Казюков

(голова Вахонинской ямской волости в 1811 г.)

(от него в дальнейшем пошли Кирилловы, Бахаревы и Рябинкины)

По справочнику Нистрема от 1852 г. «дер. Вахонино – деревня 2-го Стана Государственного имущества, 257 душ мужского пола, 239 женского, 68 дворов, 119 верст от столицы, 32 от уездного города на проселочной дороге».

После сооружения Николаевской железной дороги и открытия станции Завидово жители дер. Вахонино потеряли свою основную работу – работу извозчика. Большое количество крестьян ринулись на заработки в Москву, Петербург и другие города. Некоторые бывшие ямщики вступили в мещанское и купеческое сословие. Оставшиеся занялись крестьянским трудом.

Одна из жительниц деревни – Ольга Константиновна Душечкина (родная сестра священника Гусева из с. Горбасьево) стала крупной землевладелицей в волости, что подтверждено справочными книгами по Клинскому уезду конца 19 в.

храм в вахонино тверская областьВ 1870 г. в Новинской волости проводилась похозяйственная подворная перепись. В дер. Вахонино её проведение было поручено волостному старшине, местному жителю Егору Горячеву.

По результатам переписи в деревне проживало 242 крестьянина мужского пола и 260 женского. В деревне имелись 74 лошади, 144 коровы и 85 единиц мелкого скота.

Есть сведения о занятиях бывших ямщиков: «Жители занимаются земледелием. Отсутствующие занимаются торговлей на стороне, ломовым извозничеством, а также проживают у разных лиц в домашнем услужении».

храм в вахонино тверская областьПо хозяйственной переписи 1883 г. в деревне имелись 3 лавки, принадлежащие бывшему унтер-офицеру Симанову и крестьянам Чудину и Петру Михайлову (фамилия не указана).

Крестьянин Григорий Федотов (фамилия не указана) открыл питейное заведение.

храм в вахонино тверская область

Крестьяне Андрей Фёдоров, Дмитрий Васильев, Григорий Степанов и Дмитрий Александров (фамилии не указаны) имели кузницы.

храм в вахонино тверская область

В том же 1883 г. было отмечено, что многим жителям деревни выданы паспорта «на разное время» для работы в городах – 98 мужчинам и 25 женщинам.

На 1914 г. в Вахонино имелось 64 двора. Это – дворы Карабановых, Симановых, Рябинкиных, Бахаревых, Кириллиных, Тарарушкиных, Козюковых, Плешановых, Душечкиных, Николавцевых, Гусевых, Онуфриевых, Королёвых, Агафоновых, Прорехиных, Горбуновых, Макаровых, Мешковых, Бегуновых, Максимовых, Гудковых, Обыденновых, Кутилиженовых.

В 1929 г. здесь был создан колхоз «Вахонинский». В деревне находилось 92 двора, из них 89 – крестьянские и 3 – единоличные. Проживало 353 жителя, из низ мужчин 151 человек и женщин 32 человека. В деревне располагался сельсовет.

В 1937 г. при сооружении Иваньковского водохранилища в Вахонино были переселены жители затопляемой дер. Низовки. Её пристроили под углом к Вахонино – продолжить улицу прямо не хватало ровного места. Низовка переехала на высокое место.

Источник

В Конаковском районе освятили новый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

Храм возвели в деревне Щелково Вахонинского сельского поселения.

В ранее субботнее утро, 14 июля, светлый и просторный храм деревни Щелково Вахонинского поселения был заполнен местными жителями и гостями, которые пришли принять участие в знаменательном событии — освящении нового православного храма.

храм в вахонино тверская областьхрам в вахонино тверская область

На освящении храма и Литургии присутствовали меценаты, благотворители, прихожане, представители администраций поселения и района, строители и гости. По завершении торжественной церемонии священнослужители совместно с прихожанами прошли крестным ходом вокруг церкви.

храм в вахонино тверская область

Теперь в живописном месте, на берегу реки красуется деревянный храм, вырубленный из круглого леса. Его строительство началось в июле 2016 года. Руководство строительством вел высокопрофессиональный зодчий-реставратор из Архангельской области Александр Домашний.

Автором благотворительного проекта по воздвижению в Вахонинском поселении храма является хорошо известный среди местных жителей меценат и благотворитель Олег Попов.

Депутат Собрания депутатов Конаковского района Людмила Володина:

— Это знаменательное событие не только для жителей Вахонинского поселения, но и для всех православных. Символично, что на территории Конаковского района, в одном из красивейших поселений построен и освящен такой же необычный и красивый храм, являющийся подлинным шедевром деревянного зодчества. Хочется отметить, что при экономическом развитии, Конаковский район процветает и духовно. И сегодняшнее событие — тому подтверждение.

Татьяна Писаренко — прихожанка:

— Очень отрадно, что в современном мире, полном соблазнов, в сердцах людей находится место для веры. Строительство нового храма — это прекрасно. Благодаря Олегу Попову, у жителей и гостей Вахонинского поселения есть еще одно светлое место, которое объединит всех верующих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *