храм в варварино расписание богослужений рождества христова
Церковь Рождества Христова в Варварино, Новая Москва
наш приходской сайт
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.
О храме
Каменная одноглавая церковь в духе московского барокко с трапезной, выстроенная на средства С. И. Милославского. Колокольня построена в начале XIX в. В трапезной Ильинский и Александро-Невский (с 1860-х) приделы. Закрыта в конце 1930-х, передана Русской православной церкви и открыта в 1992 году.
Приделы
Главный придел Рождества Христова (7 января н.с.)
Правый придел Ильи Пророка (2 августа н.с)
Левый придел Александра Невского (6 декабря н.с.)
Также отмечается день памяти с вященномученика Александра Минервина. Он был настоятелем храма с 1930 по 1938 год, расстрелян на Бутовском полигоне (17 февраля н.с.) Причислен к лику святых на архиерейском соборе 2000 года.
Краткая история храма
6 мая 1689 г. был издан патриарший указ о строительстве в селе Варварине каменного храма в честь Рождества Христова с приделом пророка Илии. О возведении новой церкви ходатайствовал владелец села, стольник Сергей Иванович Милославский. В 1693 г. Рождественский храм был готов: «…202 (1693) г. ноября 14 дня даны два антиминса в Московский уезд, в новопостроенную церковь Рождества Христова, да в приделе пророка Илии, а взял антиминс тоя ж церкви поп Иоанн». С того времени за селом закрепилось второе название – Рождественское.
Во второй половине 18 века, после ряда разделов, село Рождественно и деревня Варварино находились в совместном владении Николая Михайловича Милославского и Анны Никитичны Нарышкиной. Впоследствии среди владельцев имения были представители знаменитых российских фамилий: действительный тайный советник и кавалер Сергей Петрович Румянцев, княгиня Любовь Петровна Голицина.
Предположительно в 1803 г. к церкви была пристроена трехъярусная колокольня.
Во время нашествия французской армии в 1812 г. из церкви Рождества Христова были украдены сосуды и прочая утварь. 27 декабря 1813 г. храм вновь освятили
В 1864 г. к церкви пристроили северный придел во имя благоверного князя Александра Невского.
27 апреля 1922 г. в церкви Рождества Христова провели изъятие церковных ценностей.
В 1923 г. верующие подали заявление о регистрации религиозной общины. Видимо, она была зарегистрирована, т. к. богослужения здесь совершались (хотя и с перерывами) до 1938 г., когда был арестован последний настоятель храма, священник Александр Минервин. Отца Александра приговорили к высшей мере наказания и расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 г. он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
В 1938 г. церковь Рождества Христова была закрыта, ее здание использовалось как подсобное помещение пионерского лагеря. Убранство интерьера полностью утрачено в XX столетии. Роспись интерьера до наших дней не сохранилась.
В 1992 г. храм вернули верующим. В настоящее время ведутся реставрационные работы.
Также в селе Варварино родился священномученник иерей Василий Колоков
Священномученник иерей Василий Колоколов (Василий Иванович)
Священномученик Василий Иванович Колоколов родился 19 января 1873 года в селе Варварино Московской губернии в семье псаломщика Иоанна Колоколова.
После окончания в 1898 году Духовной семинарии Василий Иванович устроился работать учителем. В 1900 году он был рукоположен во священника и всю жизнь прослужил в Иоанно-Предтеченском храме села Грибаново Волоколамского уезда Московской губернии.
В 1922 году отец Василий был первый раз арестован в связи с делом об изъятии церковных ценностей и осужден на восемь месяцев лишения свободы условно.
В 1929 году за невыполнение хлебозаготовок священник Василий Колоколов был приговорен к трем годам ссылки. После отбытия четырех месяцев наказания областной суд отменил приговор.
17 октября 1937 года, в разгар гонений на Русскую Православную Церковь, отец Василий был арестован. Следователь допросил двух лжесвидетелей. Один из них показал: «В апреле 1936 года я был в церкви… После службы поп Колоколов обратился к верующим со “словом” по вопросу о налогах на церковь и его самого, причем заявил: “Церковь была неправильно обложена советской властью большим налогом, я добился снижения налога, но на меня самого советская власть неправильно наложила непосильный налог, уплатить я не в силах, и меня за это посадят в тюрьму, и вы останетесь без церкви. Помогите мне уплатить налог”».
Второй лжесвидетель, председатель колхоза, рассказав о том, как отец Василий говорил о сталинской конституции, заключил: «Вообще, бывая по колхозам по тем или иным требам, Колоколов вел антисоветскую агитацию».
Следователь допросил священника.
– Вы арестованы за контрреволюционную агитацию. Дайте по этому вопросу правдивые показания.
– Нет, это я отрицаю.
– Вы показываете ложно: в октябре 1936 года вы среди колхозников распускали контрреволюционную клевету на сталинскую конституцию. Этот факт признаете?
– Нет, я это не признаю и полностью отрицаю.
– Обвиняемый Колоколов, в апреле 1936 года вы также распускали контрреволюционную клевету на советскую власть и ее мероприятия.
– В этом виновным себя признаю. Действительно, в апреле 1936 года я выступал в церкви и говорил в отношении налога на церковь, использовал этот случай и контрреволюционно клеветал на советскую власть, что налоги у ней непосильные. В подтверждение этого я привел свой налог и просил верующих помочь мне уплатить его…
В тот же день он был еще раз допрошен.
– Вы среди колхозников выступали с контрреволюционной клеветой на сталинскую конституцию и говорили: посмотрите глубоко, какова будет свобода слова, печати и собраний. Должна быть представлена полная свобода выступлений двух сторон за и против власти. Если этого не будет, то конституция сталинская будет куцая, как и конституция 1905 года. Это вы признаете?
– Это было в 1936 году, в феврале. Мной в беседе говорилось, что свобода слова будет на бумаге, а если бы была дана свобода слова с обеих сторон за и против, то была бы действительно свобода не на бумаге, а на деле. Этого же нет, и конституция остается на бумаге, куцая, как и конституция 1905 года. Кроме того, я также в беседе с колхозниками в лавке кооперации говорил в феврале 1937 года: «Конституция отняла свободу, закрепила за колхозами землю, а кооперация не дает хлеба, крестьяне все подавлены, умирают с голоду, но сказать ничего не могут – все запуганы. Надо сейчас объединиться всем колхозам и требовать у советской власти хлеба, все встанут против советской власти».
Признаю это.
– Что еще вы можете добавить к своим показаниям?
– Больше добавить ничего не могу.
На этом допросы и следствие, которое заняло один день, были закончены. На следующий день – 22 октября священника Василия Колоколова перевели в Волоколамскую тюрьму, а затем в Таганскую тюрьму в Москве.
11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Колоколов был расстрелян 13 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Из книги«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века».
Составитель священник Максим Максимов
Канонизирован Постановлением Священного Синода 26.12.2006г.
Вписан в синодики Бутовского мемориала.
Требуется Ваша помощь!
Наши реквизиты:
Реквизиты банка: ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» г. Москва
БИК: 044525555
Получатель: Храм Рождества Христова в Варварине
Адрес: Московская область, Подольский район, село Варварино
Настоятель: протоиерей Александр Зубков
Подрядчик: ООО «Преображение» (2017)
Технический надзор: НП «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии» (2017)
Авторский: ООО «СтройИндустрияГрупп» (2017)
РЕСТАВРАЦИЯ
В 2017 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы выполнялись следующие работы: реставрация завершений храма (золочение главок), белокаменного цоколя, устройство отсечной гидроизоляции и отмостки, завершение работ по воссозданию подзоров, воссоздание оконных и дверных заполнений, ремонт металлических решеток.
В 2016 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы производились ремонт и реставрация крыши и завершений храма (главы, кресты); реставрация фасадов и белокаменного декора.
История
Главный придел — Рождества Христова (7 января н.с.)
Правый придел — Ильи Пророка (2 августа н.с)
Левый придел — благоверного князя Александра Невского (6 декабря н.с.)
Также отмечается день памяти священномученика Александра Минервина. Он был настоятелем храма с 1930 по 1938 годы, расстрелян на Бутовском полигоне 17 февраля н.с. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года.
6 мая 1689 года был издан патриарший указ о строительстве в селе Варварино каменного храма в честь Рождества Христова с приделом пророка Илии. О возведении новой церкви ходатайствовал владелец села, стольник Сергей Иванович Милославский. В 1693 году Рождественский храм был готов: «…202 (1693) г. ноября 14 дня даны два антиминса в Московский уезд, в новопостроенную церковь Рождества Христова, да в приделе пророка Илии, а взял антиминс тоя ж церкви поп Иоанн». С того времени за селом закрепилось второе название – Рождественское.
Во второй половине XVIII века, после ряда разделов, села Рождественно и Варварино находились в совместном владении Николая Михайловича Милославского и Анны Никитичны Нарышкиной. Впоследствии среди владельцев имения были представители знаменитых российских фамилий: действительный тайный советник и кавалер Сергей Петрович Румянцев, княгиня Любовь Петровна Голицына.
Предположительно, в 1803 году к церкви была пристроена трехъярусная колокольня.
Во время нашествия французов в 1812 году из церкви Рождества Христова были украдены сосуды и прочая утварь. 27 декабря 1813 года храм вновь освятили.
В 1864 году к церкви пристроили северный придел во имя благоверного князя Александра Невского.
27 апреля 1922 года в храме Рождества Христова провели изъятие церковных ценностей.
В 1923 году верующие подали заявление о регистрации религиозной общины. Видимо, она была зарегистрирована, т. к. богослужения здесь совершались (хотя и с перерывами) до 1938 года, когда был арестован последний настоятель храма священник Александр Минервин. Священника Александра приговорили к высшей мере наказания и расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 году он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
В 1938 году церковь Рождества Христова была закрыта, ее здание использовалось в качестве подсобного помещения пионерского лагеря.
Внутреннее убранство полностью утрачено в XX столетии. Росписи на стенах также не сохранились.
В 1992 году храм вернули верующим.
В Варварине сохранился бывший усадебный парк.
Храм на кладбище Варварино
Каменный одноглавый храм в стиле московского барокко построен в период с 1689 по 1693 год. Колокольня возведена в начале XIX столетия. Храм был закрыт в 1938 году, в 1992-м возвращён верующим и отремонтирован. При храме действует воскресная школа.
Адрес храма на кладбище Варварино:
г. Москва, Троицкий административный округ, посёлок Краснопахорское, деревня Варварино, ул. Нагорная, дом № 50.
Особенности храма:
В этой церкви есть приделы Илии Пророка и святого благоверного князя Александра Невского.
Как доехать до храма на кладбище Варварино:
В общественном транспорте:
На метро:
от станции «Тёплый Стан» автобусами №№ 303, 503, 508 или маршруткой № 887 проехать 27 остановок до «Красной Пахры (45-й километр)», затем пройти к храму 2 км.
Как доехать на автомобиле:
С МКАД на Калужское шоссе, через 25 км, у селения Красная Пахра, поворот вправо, на ул. Ленина, затем влево, на ул. Октябрьскую, через 970 м – вправо, к улице Нагорной и храму.
Кладбище Варварино на карте
Схема кладбища Варварино
Телефон
В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных проводятся службы:
С помощью Ritual.ru при организации погребения можно подать записки об упокоении, а также заказать службы и требы:
Для православного погребения нужны:
Покрывало (саван), крест нательный, крест в руку, венчик на голову, лист с текстом разрешительной молитвы, восьмиконечный надгробный крест.
Пожертвования при отпевании в храме — средняя сумма
На отпевание, по сложившемуся обыкновению, принято делать посильное добровольное пожертвование, размер которого в среднем составляет 2 – 5 тыс. руб.
Храм на кладбище Варварино – сайт
Официальный сайт храма на кладбище Варварино – http://varvarino.moseparh.ru/
Расписание богослужений в храме на кладбище Варварино:
По телефону Ritual.ru 8 (495) 100-3-100 можно в любое время суток получить обстоятельную бесплатную консультацию, заказать поминки и требы.
Возможно, для вас представит интерес:
Варварино. Церковь Рождества Христова в Варварине.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Во второй половине XVIII в., после ряда разделов, село Рождественское и деревня Варварино находились в совместном владении Николая Михайловича Милославского и Анны Никитичны Нарышкиной.
В 1876 г. генерал-адъютант С.П.Голицын продал имение некому Костякову из Серпухова. В 1846 г. к храму был пристроен левый (северный) придел во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1877 г. начался выкуп крестьянами земли, и священник Глеб Архангельский посылал заявления в Московское губернское присутствие по крестьянским делам по поводу приведения церковной земли в одну окружную межу.
Храм закрыли, его постигла участь многих других храмов. Памятник архитектуры использовался в качестве подсобного помещения пионерского лагеря.
В 1992 г. возобновлены богослужения.
6 мая 1689 г. был издан патриарший указ о строительстве в селе Варварине каменного храма в честь Рождества Христова с приделом пророка Илии. О возведении новой церкви ходатайствовал владелец села, стольник Сергей Иванович Милославский. В 1693 г. Рождественский храм был готов: «. 202 (1693) г. ноября 14 дня даны два антиминса в Московский уезд, в новопостроенную церковь Рождества Христова, да в приделе пророка Илии, а взял антиминс тоя ж церкви поп Иоанн». С того времени за селом закрепилось второе название – Рождественское.
Во второй половине 18 века, после ряда разделов, село Рождественно и деревня Варварино находились в совместном владении Николая Михайловича Милославского и Анны Никитичны Нарышкиной. Впоследствии среди владельцев имения были представители знаменитых российских фамилий: действительный тайный советник и кавалер Сергей Петрович Румянцев, княгиня Любовь Петровна Голицина.
Предположительно в 1803 г. к церкви была пристроена трехъярусная колокольня.
Во время нашествия французской армии в 1812 г. из церкви Рождества Христова были украдены сосуды и прочая утварь. 27 декабря 1813 г. храм вновь освятили
В 1864 г. к церкви пристроили северный придел во имя благоверного князя Александра Невского.
27 апреля 1922 г. в церкви Рождества Христова провели изъятие церковных ценностей. В 1923 г. верующие подали заявление о регистрации религиозной общины. Видимо, она была зарегистрирована, т. к. богослужения здесь совершались (хотя и с перерывами) до 1938 г., когда был арестован последний настоятель храма, священник Александр Минервин. Отца Александра приговорили к высшей мере наказания и расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 г. он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
В 1938 г. церковь Рождества Христова была закрыта, ее здание использовалось как подсобное помещение пионерского лагеря. Убранство интерьера полностью утрачено в XX столетии. Роспись интерьера до наших дней не сохранилась.
В 1992 г. храм вернули верующим. В настоящее время ведутся реставрационные работы.
До наших дней сохранился старинный некрополь, размещающийся вокруг церкви.
Информация с сайта «Храмы России», каталога «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., 1975, книги протоиерея Олега Пенэжко «Храмы г.Подольска и окрестностей» Владимир, 2004 г.
Кирилл Аминов. 25 февраля 2015 г.
Церковь во имя Рождества Христова с приделом св. пророка Илии, каменная, построена в селе Варварине в 1693 г. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа говорится: «в 1689 году мая в 6 день, по указу патриарха и по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского, а по челобитью стольника Сергея Ивановича Милославского, велено ему в вотчине своей, в Московском уезде, в Шахове стану, в селе Варварине, что на реке Пахре, построить вновь церковь Рождества Христова, да в приделе св. пророка Илии, а дани положено на тое церковь, по сказке человека его Андреяна Закровского, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с вотчинникова, с 10 дворов крестьянских и 10 дворов бобыльских, с церковной земли… с пашни с 10 четьи, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 17 алтын, заезда гривна. И те данные деньги велено имать как к той церкви будет поп благословлен, или освящении той церкви будут бить челом».
По справке с записною книгою, что св. патриарха у крестовых иеромонахов отпуску антиминсов, написано: «1693 года ноября 14 дня, даны два антиминса в Московский уезд, в новопостроенную церковь Рождества Христова, да в придел пророка Илии, а взял антиминсы той же церкви поп Иоанн. И в нынешнем 1698 г. августа во 2 день, по указу патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, велено: с той новопостроенной церкви данные деньги взять с прошлого 1694 по 1698 гг., всего за 5 лет по 17 алтын, заезда гривна на год и внесть ту новопостроенную церковь в приходную книгу жилых церквей. 5 августа те деньги 3 руб. 10 денег взяты, платил той же церкви поп Иоанн».
В тех же приходных книгах за 1694 – 1739 гг. писано: «церковь Рождества Христова, да в приделе Илии пророка в вотчине стольника Сергея Ивановича Милославского, в селе Варварине, дани 17 алтын, заезда гривна». В 1704 г. в селе Варварине церковь каменная.
Варварино, по писцовым книгам 1627 – 28 гг., деревня на речке Варварке, Московского уезда, Замыцкой волости, вотчина за Пантелеем, Степаном и Константином Михайловичами Чириковыми, в деревне 2 двора крестьянских и двор бобыльский; владеют Чириковы тою деревнею по купчей 1588 г., что отец их Михаил Иванович Чириков купил у Авдотьи Ивановны Волчичевой, жены Ивана Чирикова».
В 1646 г. деревнею владели Степан Михайлович и его племянник Алексей Пантелеевич Чириковы; в 1678 г. – боярин Иван Богданович Милославский, при этом владельце Варварино было обращено в сельцо. После боярина И. Б. Милославского и его жены Дарьи Прохоровны этим селом владел в 1686 г. их сын Сергей.
В 1692 г. в сельце Варварине построена каменная церковь во имя Рождества, отчего сельцо и стало называться селом, по церкви Рождественским, Варварино тож, которым владел в 1708 г. Михаил Сергеевич Милославский.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.
«Деревней на речке Варварке у реки Пахры» называют это будущее село писцовые книги 1627 и 1628 годов. Её хозяевами значатся братья Чириковы: Пантелей, Степан и Константин Михайловичи, и владели они деревенькой по той самой купчей от 1588 года, которую выправил их отец Михаил Иванович. Это фамильная вотчина Чириковых, территориально относившаяся к Московскому уезду Замыцкой волости. Впрочем, владение было невелико, всего-то «два двора крестьянских и двор бобыльский». Во второй половине ХVII столетия Варварино оставалось во владении семьи Чириковых, в частности Степана Михайловича и его племянника Алексея Пантелеевича, вплоть до окончания 70-х годов. Есть основания предполагать, что к тому времени здесь уже имелась церковь, скорее всего деревянная. На это указывают некоторые документы и то, что в 1678 году Варварино уже именовалось «сельцом». Именно тогда у здешних земель сменился хозяин. Им стал видный боярин, царский приближённый Иван Милославский. После кончины Ивана Милославского в 1681 году село Варварино унаследовала его вдова Дарья Прохоровна, а через пять лет во владение имением, согласно её завещанию, вступил их сын Сергей Иванович (1636-1701). Наследник служил комнатным стольником российских государей Ивана и Петра Романовых, а вдобавок приходился родственником по материнской линии царю Ивану. По линии жён Милославский также состоял в родстве с именитыми российскими фамилиями: его первой супругой, подарившей ему сына и дочь, была Анна Даниловна Строганова, а после её смерти Сергей Иванович женился на Марье Петровне Салтыковой. Он принялся постепенно обустраивать родительское гнездо, вследствие чего число жителей села прибывало, и скоро назрела необходимость постройки в Варварине каменного храма. Владелец села ходатайствовал об этом перед церковным начальством, отдельно оговорив освящение храма и наличие у него придела, и 6 мая 1689 года был издан патриарший указ о строительстве в селе Варварино каменной церкви.
Вторая половина ХVIII века стала временем сразу нескольких разделов села на Варварино и Рождественское, которыми владел Николай Михайлович Милославский. Последующими значительными событиями в жизни Христорождественской церкви стали постройка её колокольни, предположительно в 1803 году, и драматические обстоятельства Отечественной войны 1812 года. В ходе французского нашествия Варварино было захвачено противником, а его храм подвергся кощунству и поруганию. Когда захватчики были изгнаны из России, наступила пора возрождения разорённых французами земель. В Варварине ярким и радостным символом этого времени стало обновление и повторное освящение осквернённой врагом сельской церкви. Торжественная церемония состоялась, по всей видимости, 27 декабря 1813 года, хотя историки и краеведы порой называют и более ранние даты. Шли годы, село росло, и у него менялись хозяева. В числе владельцев в ХIХ веке были представители самых известных и знатных российских династий, такие как действительный тайный советник Сергей Петрович Румянцев и княгиня Любовь Петровна Голицына. Многие из них пеклись о сельском храме, достраивая и улучшая его. Так, в середине века на деньги хозяйки села, княгини Любови Голицыной, владевшая селом с 1852 года, к зданию храма Рождества Христова с северной стороны был пристроен придел, освящённый во имя святого благоверного князя Александра Невского. Причт храма был невелик. Приход Христорождественской церкви постоянно увеличивался. Если в 1856 году к нему относились 99 дворов, которые населяли «душ мужеска пола 398, женска 311», то десять лет спустя число приходских дворов увеличилось на два десятка, а их население выросло до 948 человек. Всех прихожан ещё с момента постройки каменного храма духовно окормляли священник, дьячок и пономарь. Для них были построены жилые дома, бывшие собственностью причта.
Деревянная охранная сторожка, построенная в 1910 году, стала, пожалуй, последним строением этого храмового комплекса в дореволюционный период его истории. Конечно, защитить Божий дом от разрушительных волн воинствующего безбожия, захлестнувшего всю страну уже в 1917 году, она не могла, однако храм довольно долго продолжал действовать, и в нём шли службы. Разумеется, окрестные власти чинили препятствия, вплоть до того, что в 1922 году, спустя пять дней после празднования дня рождения большевистского вождя Ленина, большая часть церковных ценностей была изъята из храма. Тогда, чтобы хоть как-то защититься от произвола новой власти, в 1923 году прихожане подали заявление с просьбой зарегистрировать их религиозную общину. По всей видимости, просьба верующих была удовлетворена, поскольку богослужения продолжались, хотя и участились перерывы между ними. Так продолжалось вплоть до 1938 года, пока храм Рождества Христова не был закрыт. Этому печальному событию предшествовал арест его последнего настоятеля, прослужившего в храме девять лет, священномученика Церкви Александра Минервина (1888-1938). Отец Александр был приговорён к высшей мере наказания, расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне. В 2000 году он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Здесь же, в Бутово, был расстрелян и другой свщенномученик Церкви, иерей Василий Колоколов, уроженец Варварина. После закрытия храма власти, как обычно, стали подыскивать для его здания новое предназначение. Однако ничего лучше роли подсобного помещения для пионерского лагеря, развёрнутого на территории усадьбы бывшего «дворянского гнезда», так и не придумали. А ведь речь шла о памятнике истории и архитектуры, что впоследствии будет подтверждаться как раз на самом высоком государственном уровне! Уже в 1974 году постановлением Совета Министров РСФСР церковь Рождества Христова в Варварине внесут в перечень объектов культуры, «подлежащих охране как памятники государственного значения». Открылась церковь только в 1992 году, когда её вернули в лоно Русской Православной Церкви. Тогда в ней возобновились богослужения, и одновременно в здании начались ремонтно-реставрационные работы, затянувшиеся надолго.
В пору возрождения церкви Рождества Христова села Варварино возникла надобность в колоколах для её звонницы. За новыми «голосами» дело не стало. Так, один из колоколов, весящий около 200 пудов, что в пересчёте на современные меры весов равняется примерно 3 тоннам 300 килограммам, приобрёл на свои средства Игорь Владиславович Ушаков, коренной житель округи. Примечательно, что язык для колокола был взят от подлинного дореволюционного «звона», который в 1930-е годы большевистские вандалы сбросили с колокольни и раскололи. Другой колокол, весом 326 килограммов, храму пожертвовала целая семья местных благотворителей: Евгений Иванович Воронко, его супруга Наталья и дочь Дария. Это не первый их дар Христорождественскому храму. Первые пять колоколов они приобрели в начале 2006 года, а уже К Пасхе подарили церкви ещё один «звон», в 160 кг. Как видим, в делах и жизни храма участвуют целые семьи, что называется, и стар и млад.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 394, ООО «Де Агостини», 2020
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 394, ООО «Де Агостини», 2020
В 2016-2017 г.г по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в храме проводились реставрационные работы. В 2016 г.: ремонт и реставрация крыши и завершений храма (главы, кресты); реставрация фасадов и белокаменного декора. В 2017 г.: реставрация завершений храма (золочение главок), белокаменного цоколя, устройство отсечной гидроизоляции и отмостки, завершение работ по воссозданию подзоров, воссоздание оконных и дверных заполнений, ремонт металлических решеток.