храм в юрьеве польском резьба

Георгиевский собор в Юрьеве Польском – древний белокаменный храм с уникальной резьбой стен

храм в юрьеве польском резьба

Георгиевский собор в Юрьеве Польском

Георгиевский собор в Юрьеве Польском – храм во Владимирской области, памятник узорчатой белокаменной резьбы. Последний большой каменный собор, возведенный на Руси до татаро-монгольского нашествия.

Юрьев Польский – княжеский город

В 200 км от Москвы по древней дороге на Суздаль на северо-западе от Владимира расположен город Юрьев Польский («ставший на поле»). Небольшой владимирский городок основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий.

С 1212 года город принадлежал внуку Юрия Долгорукова – князю Святославу Всеволодовичу. Став владельцем Юрьева, князь выстроил белокаменную церковь в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца.

В 1230 году Святослав Всеволодович приказал разрушить старую дедовскую церковь, и на ее месте в 1234 году вырос Георгиевский собор, который стал вершиной древнерусского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием.

храм в юрьеве польском резьба

Князь лично возглавил строительство, предложив свой проект храма. Георгиевский собор – сооружение единственное в своем роде. Мастеров, способных повторить белокаменный узор, покрывший сплошным ковром стены храма сверху до низу, на Руси не нашлось.

Георгиевский собор – жемчужина архитектурного наследия

Храм включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а Юрьев Польский – в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

Первозданный вид собора

До наших дней в первозданном виде Георгиевский собор в Юрьеве Польском не сохранился. Исследователи многих поколений рисовали картину храма до разрушения. Они видели его высоким, стройным, устремленным вверх. Главное украшение – белокаменная резьба, сюжеты и рельефы которой остаются загадкой древнерусского искусства.

храм в юрьеве польском резьба

Каменные рисунки храма создавали в два этапа: изготовленные блоки с горельефами устанавливали в стену, а потом завершали последние штрихи резьбы. Так возникала «ковровая резьба» – уникальный по красоте, тонкости и разнообразию изысканный рисунок на стенах храма, который покрывал его, словно ковер изящной работы.

В 1445 году храм обрушился: сначала упала глава, потом разошлись столпы, со временем пострадали и стены, их разрушали дожди. Целиком разрушился южный фасад, почти нетронут разрухой северный. Исследователи считают, что саморазрушение собора началось из-за непрофессионализма архитектора.

Реконструкция собора

В 1471 году князь Иван III приказал придворному архитектору Василию Ермолину восстановить разрушенный храм. Перед артелью зодчего стояла непростая задача: воссоздать собор так, чтобы резные блоки снова образовали сплошной каменный узор, объединенный общим замыслом.

И мастер сделал все, что мог: собрал и восстановил крупные фрагменты здания, но облицевал фасады разными камнями в беспорядке, а часть резных блоков пустил на новую кладку стен. Не имея ни рисунка, ни плана, Ермолин собирал фрагменты наугад, создав хаотичный рисунок.

Василий Ермолин сложил заново своды храма, но горделивую торжественность Георгиевский собор в Юрьеве Польском утратил: здание выглядит массивно и грузно, будто врастает в землю. Мастер увенчал храм тяжелым куполом на широком тяжелом барабане, нарушив и раздавив пропорции здания. Приземистый куб с грузными приделами серо-зеленого цвета выглядит странно и наивно. Но даже и в таком виде храм поражает мощью и красотой.

храм в юрьеве польском резьба

Восстановленное здание ни раз изменяли и обстраивали. В 1781 году к храму пристроили четырехъярусную колокольню, а в 1827 году – ризницу. В 1923 году храм закрыли, колокольню и ризницу разобрали. В 1962 и 1980 годах провели реставрации.

В конце 2015 года распоряжением Правительства России Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

храм в юрьеве польском резьба

Загадки белокаменной резьбы

Георгиевский собор Юрьева монастыря – это «княжеский» храм, призванный подчеркнуть божественность власти правителя. На стенах – полторы тысячи изображений, среди которых обилие львов – символов власти и силы. В русские доспехи одеты кентавры, изображенные как княжеские телохранители.

храм в юрьеве польском резьба

Небольших размеров собор выглядит монументально. Стены сверху донизу украшены резьбой с изображением птиц, зверей и деревьев, здание будто накрыто кружевом. Резной убор храма перерастает границы религиозной идеологии и своими узорами только усиливает «мирской» облик.

В резных узорах отразилась владимирская земля: в образах воинов – портреты дружинников князя, в фигурах сказочных чудовищ – полуязыческое ощущение народа, а пышный зверино-растительный узор – символ богатства Руси.

храм в юрьеве польском резьба

Над входом – резное изображение святого Георгия в патрицианских одеждах и военных доспехах, с копьем и щитом, на котором хищно изогнулся барс – эмблема владимирской династии.

Среди каменных рельефов – портрет юрьевского князя Святослава Всеволодовича, при котором сооружен собор.

Все перепуталось: здесь и птица-цветок, и ангел, и огненный лев, и собака, и Богородица. Причудливые изображения зверей, гуси со сплетенными шеями, фигуры людей и мифических чудовищ причудливо перемежаются с растительным орнаментом.

Обрывки фантастических каменных гирлянд с обломками тончайших узоров, изящными женскими фигурами, с пастями львиных масок образуют загадочную мозаику. Этот странный ребус, причудливый хаос, напряженная тайна храма славит Творца, нарядно и весело искрится в белокаменной резьбе Георгиевского собора.

Покрытый каменным кружевом собор превращается в огромный резной ларец, где вся поверхность украшена декоративной фантазией ювелира. Здание выглядит пышно и торжественно, будто высечено из цельного камня.

храм в юрьеве польском резьба

Единственный в своем роде, Георгиевский собор называют «лебединой песней» владимирского зодчества, которая оборвалась навсегда. Через 2 года после создания собора на Русь обрушились полчища Батыя. Кто знает, каких бы вершин достигли еще владимирские мастера, если бы на два века не пришла «беда от поганых».

«О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская!» – так вторит храм автору «Слова о погибели Русской земли», созданной в те годы.

Архитектура собора

По внешнему виду собор в Юрьевом Польском не велик, а внутри очень просторный. С храмовым пространством сливается алтарь, отделенный невысокой перегородкой. Храм радостный и нестрогий – он залит обильным светом, льющимся через два яруса высоких окон. На стенах храма – сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

храм в юрьеве польском резьба

Северный фасад украшают композиции «Распятие», «Три отрока в пещи огненной» и «Даниил во рву львином». Северный фасад – главная сторона собора, раньше выходившая на площадь города.

По сторонам портала – дважды помещенные изображения Христа. Пояс из колонок северной стены занимают святые воины – покровители владимирских князей, перемежающиеся павлинами и львами.

Южная сторона хранит композицию «Вознесение», здесь же много скопированной с восточной утвари князей посуды, предметов интерьера, украшений.

храм в юрьеве польском резьба

Главные композиции западного фасада – «Преображение» и «Троица» перемежаются с изображением мамонтов и ликами святых.

Внутри храма поддерживают своды 4 широко расставленные квадратные столбы. На сводах – «Тайная вечеря». У северо-западного угла здания – небольшая белокаменная усыпальница, где погребен Святослав Всеволодович, князь, строивший собор. В 1989 году мощи юрьевского князя перенесены из Георгиевского собора в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

храм в юрьеве польском резьба

Георгиевский собор – филиал Юрьев-Польского музея, он нуждается в срочной реставрации из-за стремительного разрушения.

Видео: первый и последний белокаменный храм

Источник

храм в юрьеве польском резьбаlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

храм в юрьеве польском резьба

Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким.

Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.

храм в юрьеве польском резьба

Присмотримся, однако, ближе к самой резьбе. Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов Георгиевского собора, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудищ и на втором ярусе фасадов.

храм в юрьеве польском резьба

храм в юрьеве польском резьба

Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли: рельефы выступали на гладкой плоскости стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на ее архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности глаза и руки, безошибочного движения резца, так как малейшая погрешность была бы непоправимой. Тончайший узор наносился сперва одним прочерченным контуром: это хорошо видно на южной стене западного притвора, убор которой остался незаконченным. Сочетание этих двух систем резной декорации требовало предварительного детального и точного ее проекта, который заранее учитывал размещение резных камней, чтобы связанный с ними узор мог нормально развертывать свои элементы при подходе к горельефам.

А вот и слон, над колонной спрятался зверь для Руси невиданный. Его можно увидеть на северном фасаде лишь поднявшись на ступеньки соседнего храма из красного кирпича.

храм в юрьеве польском резьба

храм в юрьеве польском резьба

Правда, история завершилась трагически. В 1570 году разразилась эпидемия чумы, в коей обвинили экзота. И недолго думая сначала отправили в ссылку. А затем и вовсе приговорили к смертной казни.

Но шахи продолжали слать слонов, прощупывая почву для торговых и военных союзов. В начале семнадцатого века несколько слонов прибыли к Михаилу Федоровичу. А в 1713 году личного слона получил и Петр I. Его чучело до сих пор можно увидеть в Кунсткамере.

Вот как описывал слона современник Петра I:

Источник

Домонгольские храмы Руси: белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Белокаменный Георгиевский собор XIII века — то, ради чего обязательно стоит ехать в Юрьев-Польский. Он — последний в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. На мощных стенах отразилась вся его непростая история. Глядя на него, замечаешь многочисленные следы катастрофы, постигшей храм.

храм в юрьеве польском резьбаГеоргиевский собор в Юрьев-Польском, северный фасад

Георгиевский собор стал лебединой песней Владимиро-Суздальского белокаменного искусства. Храмы Юрия Долгорукого — церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, — сдержанны и лаконичны, словно крепости. А стены Георгиевского собора покрыты резьбой, напоминая Дмитриевский собор во Владимире. Сейчас можно только гадать, каких высот могло бы достичь белокаменное искусство Руси, если бы не было батыева нашествия.

Известный советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин писал:

Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. … Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудовищ распространялась и на второй ярус фасадов над поясом.

В 1152 году князь Юрий Долгорукий построил здесь белокаменный собор, освященный во имя святого Георгия. Однако менее чем за сто лет он обветшал, и его внук, князь Святослав Всеволодович (1196-1252), приказал поставить новый храм. Строительство продолжалось с 1230 по 1234 год. В Тверской летописи говорится, что князь Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть был архитектором храма. Чуть позднее к собору был пристроен Троицкий придел, также богато украшенный резьбой.

храм в юрьеве польском резьбаГеоргиевский собор, южный и восточный фасады

Это был четырехстолпный, трехпритворный, трехапсидный храм. Стены были построены из белого камня среднего качества и забутованы булыжником на известковом растворе, своды сложены из пористого туфообразного известняка. Без учета апсид и притворов длина собора составляла 13,5 м, ширина – 14 м, сторона подкупольного квадрата — 4,7 м.

храм в юрьеве польском резьбаПлан Георгиевского собора (по Н.Н.Воронину)

В начале или середине XV века разразилась катастрофа. Под тяжестью тяжелого барабана и главы, вознесенных на высоком постаменте, обрушились своды; затем вода стала разрушать белокаменную облицовку стен, в результате чего они частично обвалились. Сейчас трудно представить первоначальный облик Георгиевского собора. Покрывала ли его белокаменная резьба полностью или только до аркатурно-колончатого пояса? Какой была глава, ставшая причиной трагедии? На этот счет специалисты выдвигают разные гипотезы.

храм в юрьеве польском резьбаГеоргиевский собор. Реконструкция Д.П.Сухова храм в юрьеве польском резьбаГеоргиевский собор. Реконструкция Н.Н.Воронина храм в юрьеве польском резьбаГеоргиевский собор. Реконструкция С.В.Заграевского

В 1471 году московский купец и зодчий Василий Дмитриевич Ермолин восстановил Георгиевский собор. Согласно Ермолинской летописи, «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а придел святая Троица, а резаны на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя Василеи Дмитреевь те церкви собрал вси изнова и поставил как и прежде».

Мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок, совмещая резные камни, но не всегда это было возможно. Новый собор получился более приземистым, рисунок оказался во многих местах нарушенным. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов.

храм в юрьеве польском резьбаГеоргиевский собор, восточный и северный фасады

В XVII веке к Георгиевскому собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм перекрыли кровлей на четыре ската. В начале XVIII века появилась новая глава «луковицей». В 1809-1827 годах построили ризницу и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.

храм в юрьеве польском резьбаГеоргиевский собор в Юрьев-Польском, дореволюционное фото храм в юрьеве польском резьбаГеоргиевский собор, дореволюционное фото

В 1920-1930-х годах собор был отреставрирован под руководством Пётра Барановского и Игоря Грабаря. Реставраторы удалили все позднейшие пристройки, раскрыв первоначальный объем храма.

Когда подходишь к Георгиевскому собору, испытываешь какой-то трепет: он словно живой. Можно бесконечно бродить вокруг него, пытаясь разгадать замысел князя-архитектора, искать недостающие детали, находить несоответствия.

Северный фасад был главной, лицевой стороной храма, обращенной к городской площади. Он уцелел лучше всего. От собора XIII века сохранились притвор и значительная часть стен. На центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс с изображением святых воинов. Они напоминают статуи готических соборов, но плоские.

храм в юрьеве польском резьбаСеверный фасад Георгиевского собора

Над северным порталом помещено изображение Святого Георгия, которому посвящен храм. В средней закомаре помещалось «Распятие» с надписью Святослава и двумя парными драконами у его подножия, в левой — «Три отрока в пещи огненной», в правой — «Даниил во рву львином».

храм в юрьеве польском резьбаФрагмент северной стены и портала храм в юрьеве польском резьбаСеверный портал, фрагмент

В углу между северной стеной храма и восточной стеной притвора в прошлом находился небольшой Троицкий придел. Он представлял собой маленькую одноапсидную часовню с крошечным внутренним помещением 1,80 х 3,50 м. С наружной стороны храма виден заложенный аркасолий, где в 1252 году был погребен князь Святослав. В восточной стене притвора видна заложенная дверь, которая вела в княжескую «грОбницу».

храм в юрьеве польском резьбаСледы утраченного Троицкого придела

Западный фасад был вторым по значимости после северного. От собора XIII века сохранились первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса.

храм в юрьеве польском резьбаЗападный фасад Георгиевского собора

Западный притвор значительно выше северного и южного. В прошлом здесь был второй этаж с ложей, куда поднималось на богослужение княжеское семейство. В архивольте портала в круглых медальонах вырезан деисус, повторенный выше в пяти нишах, заложенных позднее кирпичом.

храм в юрьеве польском резьбаЗападный портал храм в юрьеве польском резьбаТорец западного и южного фасадов храм в юрьеве польском резьбаЗападный притвор

От южного фасада сохранились притвор и окружающие его стены. Над порталом изображена Богоматерь Оранта.

храм в юрьеве польском резьбаЮжный портал Георгиевского собора

Восточную закомару занимает композиция «Вознесение Александра Македонского». Здесь хорошо заметно, как перепутаны рисунки белокаменной резьбы.

храм в юрьеве польском резьбаВосточная закомара южной стены храм в юрьеве польском резьбаЗападная закомара южной стены храм в юрьеве польском резьбаЮжный портал, фрагмент храм в юрьеве польском резьбаЮжный портал, фрагмент храм в юрьеве польском резьбаЮжный портал, фрагмент храм в юрьеве польском резьбаСтупени южного портала

От первоначального восточного фасада сохранился лишь цоколь апсид.

храм в юрьеве польском резьбаВосточный фасад храм в юрьеве польском резьбаАпсида

Хотя площадь собора невелика, внутри он кажется просторным. Это достигается за счет сужения боковых нефов и отсутствия лопаток стен. Фрески внутри собора датируются 1826 годом. Внутри хранится главная реликвия — Святославов крест («Распятие»), вырезанный Святославом в честь своего чудесного спасения на Волге во время похода против Волжских булгар. Кроме того, в соборе выставлены уцелевшие белокаменные резные блоки XIII века.

храм в юрьеве польском резьбаФрески Георгиевского собора

К сожалению, в настоящее время Георгиевский собор страдает из-за магниевых солей, которые всасываются в белый камень и разрушают его. На стенах и фресках можно найти уродливые подтеки — высолы. Если не начать реставрацию как можно скорее, неповторимому памятнику архитектуры будет нанесен существенный урон.

Существует предание, что тот, кто найдет на резном фасаде Георгиевского собора изображение слоника, может загадать любое желание, которое непременно сбудется! Маленькая подсказка: на одной из фотографий в этой статье он есть 🙂

Литература:

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *