храм варвары великомученицы на варварке официальный сайт
Варваринская церковь
К Варваре на расправу
Храм св.Варвары построили на деньги купцов. И это не случайно. Церковь была очень почитаема среди торгового люда. Вообще имя Варвары — христианской великомученицы — в названиях московских храмов больше не встречается.
Церковь Великомученицы Варвары построили в 1796-1804 годах на средства купца Самгина и дворянина Баранникова по проекту Родиона Казакова.
При этом архитектор использовал фундамент и подклет более древнего храма, построенного еще в 1514 году Алевизом Фрязиным Новым. А его, скорее всего, поставили на месте деревянного храма.
Интересно, что на прежний храм деньги пожертвовали также купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов. Тогда Варваринский храм получился ладным и крепким, но не соответствовал статусу места. Вот и решили в XIX веке перестроить церковь в стиле классицизм.
Легенда о Святой Варваре очень напоминает греческий миф о Данае и сказку о Рапунцель.
Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Ее красота и богатство отца сделали ее самой желанной невестой в среде египетской аристократии, но Варвара была верна христианской вере и дала обет безбрачия. Чтобы оградить дочь от домогательств женихов, отец заточил ее в высокую башню.
При этом Варвара уговорила строителей вместо двух окон в башне сделать три — во славу Святой Троицы. Ее отец сообщил об этом префекту Египта, и тот подверг Варвару жестоким пыткам. После этого отец собственноручно отрубил дочери голову, но тут же сам оказался пораженным молнией.
Святая Варвара стала одной из немногих святых, почитаемых одновременно и католиками, и православными. В VI веке ее мощи перенесли в Константинополь. А в XII веке дочь византийского императора царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их во Владимирский собор Киева. Там они покоятся и сейчас. Но 3 частицы мощей великомученицы Варвары хранились и в Москве — в храме на Варварке. Да и в устройстве самой церкви есть намек на легенду — в башенке над главным куполом храма три окна.
Конечно, купцы неспроста почитали Святую Варвару. Считалось, что она защищает от внезапной смерти без причащения. А купцы ежедневно рисковали погибнуть от стихийных бедствий или разбойничьего ножа, так и не успев причаститься. Кстати, некоторое время рядом с церковью святой Варвары находился судебный приказ, откуда пошла поговорка «К Варваре на расправу».
В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Из-за этого здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах.
После революции купеческое сословие рассеяли, приходская жизнь заглохла, и в 1930-х церковь закрыли. Тогда же сломали верх колокольни и сбили главу с крестом.
В храме разместились склады и конторы. Но старожилы вспоминали еще об устроенной прямо в здании бывшей церкви Святой Варвары частной закусочной. Подавали там только подогретую вареную колбасу и свиные уши. А места было так мало, что для того, чтобы кому-то выйти, всем обедающим приходилось вставать. Из-за этого закусочную прозвали «Автобусом у дяди Васи». Дядей Васей звали того повара, который варил уши с колбасой. Он же, кстати, был хозяином этого кафе.
Но в 1960-х годах церковь Святой Варвары отреставрировали. Сейчас храм действует.
Церковь святой великомученицы Варвары
Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.
Церковь св. великомученицы Варвары на Варварке |
А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.
Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.
Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.
На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.
А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.
Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.
В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.
В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.
Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.
Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.
Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.
Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».
Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.
В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.
Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный. А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.
В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.
В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).
А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).
Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».
В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.
О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.
И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)
Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.
Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.
После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.
Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою. Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.
Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив. распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись.
Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью. Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.
В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».
Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.
По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:
Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.
«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.
А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.
Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».
История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.
В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.
МОСКОВСКИЙ ВАРВАРИНСКИЙ ХРАМ НА ВАРВАРКЕ
Московский храм Варвары на Варварке |
Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)
Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в XV веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.
Московский храм Варвары на Варварке |
В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в 1514 году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.
В 1737 году храм сильно пострадал от пожара и был восстановлен.
В 1795 году московский митрополит Платон (Левшин) приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места.
В 1796-1804 годах на старом алевизовском фундаменте построен Варваринский храм по проекту Р. Р. Казакова.
В 1812 году церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.
После Октябрьской революции 1917 года храм закрыли и лишили креста, верхней части колокольни, иконостаса, изнутри его пространство было разгорожено на этажи. В здании храма разместился склад. Позже его передали под конторские учреждения; к 1980 году в церкви помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Во время реставрации 1965-1967 годов под руководством архитектора Г.А. Макарова церкви был возвращен ее прежний облик.
В 1991 году храм был возвращен верующим.
В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.
Архитектура
Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.
Храм варвары великомученицы на варварке официальный сайт
Храм Святой великомученицы Варвары
Летописец 1434 г. сообщает: «Ноября 12 преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварьской улице, за торгом…» (2) В 1514 г. рядом с древней деревянной церковью Святой великомученицы Варвары был выстроен каменный храм. В нач. XVI в. Москва была необычайно оживлена. Среди деревянных изб, повалуш, сараев, амбаров вырастали величественные каменные храмы, богато украшенные узорочьем. Продолжая политику отца, московский царь Василий III Иоаннович активно перестраивал город в соответствии с его возросшим статусом: Москва осознавала себя как «Третий Рим» и «Второй Иерусалим» — столицу мирового Православия. Демонстративным было и приглашение мастеров-архитекторов из «Первого Рима», т. е. из Италии. Один из них в 1505-1509 гг. возвел на краю Кремлевского холма огромный собор во имя Св. архангела Михаила, а еще через 5 лет по Москве строились 11 каменных церквей, которые во многом, как считают исследователи, определили типологию храмового строительства в XVI в. «А всем тем церквем был мастер Алевиз Фрязин» («фрязинами», «фрягами» называли на Руси иностранцев, в частности, выходцев из итальянских государств)(3). Заметим, что с их возведением к 1518 году количество каменных храмов в Москве за пределами Кремля удвоилось! Все это свидетельствует о существенном изменении облика столицы Руси за короткий промежуток времени. Здесь, на Варварке построен один из таких храмов. Его заказчиками выступили богатые гости братья Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов, усадьбы которых находились здесь же, в Зарядье. Они происходили из сурожан – купцов, торговавших с г. Сурожем (совр. Судак), важным торговым центром в Крыму, и принадлежавших к самым зажиточным членам купеческого сословия.
Вепрь нам известен из завещания Рузского князя Ивана Борисовича 1503 г., в котором князь пишет о торговых делах с ним: «взял есми оу Вепря опашен камчат», «дати ми Вепрю три рубли за два сукна», «да взял есми оу Вепря червчату япончу (епанча – длинный и широкий плащ – авт.)». Волоцкий князь Федор Борисович заложил Федору в обеспечение займа в 300 рублей «ковш золот… да кубок с полкою серебрян золочон» и еще много драгоценной посуды, а вместе с ней еще и шубы («руская отлас червчат венедитцои с золотом на соболях, да шуба бархат лазорев с золотом на рысех… да шуба бархат черн с золотом на горнастаях тотарская»)(4).
Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к св. Варваре, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Вот почему новый храм стал местом особого почитания для путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена церковь, получила название Варварский крестец. Храм, построенный купцами, был небольшой – судя по тому, что и закладка, и завершение его относится к одному и тому же 1514 году. В Никоновской летописи тогда было записано: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком», а в Московском летописном своде под тем же годом сообщалось, что «священна бысть церковь святая Варвара против Панского двора Митрополитом Варлаамом (5), а ставил тую церковь Юрьи Урвихвостов да Федор Вепрь. Того же лета от плечного пояса подписаны пазушины по всей церкви и в алтаре под сводный пояс и в окна первые верхние то все выписали». Из одиннадцати храмов до нашего времени дошел лишь собор Высоко-Петровского монастыря, имеющий в плане октоконх. Как можно установить по планам XVIII в., зафиксировавшим абрис церкви Св. вмц. Варвары, построенной Алевизом Фрязиным, она представляла собой квадрат с выступающими полукружиями со всех четырех сторон (т. н. квадрифолий), т. е. являлась ближайшим аналогом церкви Св. Петра Митрополита. В XVI-нач. XVII вв. рядом с ней, у самой улицы находилась теплая деревянная церковь, видимо, так же Варвары Великомученицы. После пожара 1626 г. она была «снесена на низ», по склону от каменной церкви Св. вмц. Варвары, а к XVIII веку сгорела или была разобрана (6).
Богато украшенная, удобно расположенная алевизовская церковь сразу стала одной из самых почитаемых в Москве. Без сомнения, первым, кто вознес свои молитвы в новом храме, был сам Великий князь Василий III. Спустя всего несколько дней после освящения храма начался знаменитый Смоленский поход, завершившийся взятием Смоленска и присоединением его к Московскому государству. Вот почему при освящении нового храма Василий III молился о даровании победы русскому оружию (7). Среди посещавших храм был первый венчанный Царь Иоанн IV Васильевич Грозный, поминавший здесь своего отца Василия III, кончина которого (4 декабря 1533 г.) совпала с днем памяти вмц. Варвары. Прихожанкой храма была супруга боярина Степана Ивановича Лобан-Колычева Варвара (8). Впоследствии их сын, святитель Филипп, возведенный в 1566 г. на митрополичью кафедру, поминал в этом храме свою матушку. Молилась в этом храме и Варвара Ивановна Ховрина, супруга боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, брата Царицы Анастасии. Именно здесь, на Варварке в 1552 г. у них родился сын Феодор, будущий Патриарх, а в 1596 г. внук Михаил, будущий Царь. И Патриарх Филарет, и Государь Михаил Феодорович возносили в этом храме молитвы о своей матушке и бабушке. Приехавший в Москву весной 1701 г. для поставления в Митрополита Тобольского и всея Сибири архимандрит Димитрий (Туптало) прожил в столице почти год. Все это время будущий Митрополит Ростовский и усердный почитатель св. вмц. Варвары молился в этом храме (весьма символично, что в XVI-XVIII вв. напротив храма располагалось Ростовское подворье). Видел храм и Варвару Черкасскую, камер-фрейлину Высочайшего двора. Дочь Великого Канцлера Алексея Михайловича Черкасского считалась самой богатой невестой России. Став женой Петра Борисовича Шереметева и устроив в Новоспасском монастыре придел в честь своей небесной покровительницы, Варвара Алексеевна не забывала и древний храм на Варварке. Не забывала о нем и ее дочь Варвара Петровна, ставшая супругой Алексея Кирилловича Разумовского – попечителя Московского Университета и основателя знаменитого Ботанического сада (9). Часто бывала здесь и Варвара Прозоровская, троюродная сестра генерал-фельдмаршала Александра Прозоровского и жена генералиссимуса Александра Суворова.
Некоторое время возле церкви находился Судебный приказ, откуда пошла поговорка: «Иди к Варваре на расправу». Именно сюда приходили молиться родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в здании Приказа. Пережившая тяготы заточения св. Варвара милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи заключенных.
В 1731 г. церковь была «обновлена» по указанию Императрицы Анны Иоанновны, но пожар 1737 г. нанес значительный ущерб храму. Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 г. означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать». Прошение было удовлетворено, а по восстановлению храма было указано «Протопопу Успенского собора Никифору Иванову освятить оную церковь по новоисправленному требнику» (10).
Церковная опись, составленная в конце XVIII в., сообщает: «церковь каменная, в твердости, приделов не имеется, утварью не скудна. Приходских 5 дворов, в них мужеска 27, женска 21 душа. Священно-церковнослужители содержание имеют от доходов приходских и от посторонних доброхотных дателей, а при том имеют они отдаточные харчевни и покои, с коих получают в год священник не менее 300 рублев, дьячек 500 рублев» (11).
На протяжении более 200 лет (нач. XVIII в. – 1917 г.) социальный состав прихожан практически не менялся (за исключением крепостных). Это мелкие чиновники, купцы, мещане, дворовые, крестьяне, цеховые и прочие городские обыватели (12).
Каменная церковь, возведенная итальянским мастером, дожила до конца XVIII в. Причиной, вызвавшей снос церкви, было желание Московского Митрополита Платона (Левшина) изменить ее облик: владыка считал, что церковь «имеет вид недостаточный и нимало благолепию на таковом особливо месте не соответствующий». Нашлись богатые жертвователи, которые вызвались построить новую церковь, — это были купец первой гильдии Н.А. Самгин и артиллерии майор И.И. Барышников (13). Выбор этой церкви объяснялся тем, что их жены Елизавета Ивановна и Анна Ивановна «счастливо исцелились от болезней» по молитвам, обращенным к вмц. Варваре. Самгины были известными колокольными заводчиками, а Барышниковы – дворянами из богатых купцов.
Ныне существующее здание церкви, возведенное на алевизовском основании в 1796-1804 гг. по проекту архитектора Р.Р. Казакова (14), по праву считается шедевром классицизма. Это нарядный центрический храм, увенчанный купольной ротондой и украшенный с юга и севера четырехколонными портиками коринфского ордера. С западной стороны высится стройная колокольня. Внутри церковь была очень торжественна: современников впечатлял единый зал, перекрытый куполом с кессонами замечательного рисунка, создающими иллюзию дополнительного пространства за счет перспективных сокращений.
Как и многие выдающиеся произведения классицизма, церковь Св. вмц. Варвары, несмотря на относительно небольшие размеры, производит монументальное впечатление, которое еще более усиливается, если смотреть на нее снизу, от набережной. Церковь поставлена на самом скосе холма, и благодаря резкому понижению рельефа цоколь здания кажется более мощным.
Храм был освящен 26 июня 1804 г., в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери, а в 1806 г. расписан в технике темперы. Главной святыней нового храма (как и его предшественника) являлись серебряный ковчежец с частью мощей св. вмц. Варвары (ее перстом), а также чудотворные иконы св. вмц. Варвары и свт. Николая чуд. XVI в.
По изяществу архитектуры церковь вызвала подражания. Так в 1821 г. помещик И.А. Бекк в с. Михалево Бронницкого у. Московской губ. выстроил церковь, довольно точно копирующую церковь Св. вмц. Варвары.
Во время войны 1812 г. богатейшая ризница церкви была разграблена французскими солдатами, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы (15) и после освящения богослужения в храме продолжались. В это время в церкви служил известный духовный писатель прот. Иоанн Кандорский. На место настоятеля храма о. Иоанн, вероятно, был определен сразу же после смерти священника Иоанна Феодоровича Абрамовского. Именно на о. Иоанна были возложены работы по восстановлению после пожара всех церквей Китай-города, а также жилых и торговых церковных строений. Восстанавливать храм после неприятельского грабежа и пожара о. Иоанну помогали члены причта – диакон Александр Алексеев Розанов (позднее священник г. Данкова Рязанской губ.), пономарь Иван Феодоров Соколов, церковный староста, московский купец Николай Афанасьевич Самгин и купец Феодор Иванов Брызгалов. Колокольня еще в 1757 г. по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т. к. дала значительный крен и была близка к падению. В XIXв. колокольня была выстроена вновь. В 1832 г. московский купец Ф.С. Бубнов «по особенному своему усердию и любви к благолепию храма Господня» украсил четыре храмовые иконы (Спасителя, Божией Матери, свт. Николая Чуд. и св. вмц. Варвары) серебряными вызолоченными ризами с «разноцветными» камнями на сумму 13177 рублей (16).
Как и в прошлые времена, в XIX-нач. XX вв. прихожанками храма были наши замечательные соотечественницы. Дочь знаменитого купца-чаеторговца и устроителя Казанского Шамординского монастыря С.В. Перлова, дочь ректора Московской Духовной Академии С.К. Смирнова и мать выдающегося историка-архивиста С.К. Богоявленского, замечательная московская благотворительница и основательница знаменитой Тургеневской библиотеки Морозова, сын которой Михаил имел представительство на Варварке, дочь владельца знаменитой Трехгорной мануфактуры (представительство ее мужа С.В. Лепешкина также находилось на Варварке), любимая келейница Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны и будущая преподобномученица, мать выдающегося иерарха Русской Православной Церкви Митрополита Трифона (Туркестанова) и…тысячи других известных и не известных нам женщин, которых объединяло одно – святое имя Варвара.
В 1909-1912 гг. в храме вместо деревянного вызолоченного, но пришедшего в ветхость иконостаса был установлен новый мраморный, фрагмент которого сохранился до наших дней. Подрядчиками выступили: художник, личный почетный гражданин В.И. Орлов; содержатель мастерских художественно-церковной живописи В.И. Колупаев и фабрично-торговое иоварищество Н.В. Немирова-Колодкина. Подрядчики осуществили также реставрацию живописи и церковной утвари (17).
Трагические дни 1917 г. встретили настоятель храма прот. Феодор Хрисанфович Преображенский, служивший здесь с нач. XX в., и диакон Николай Трофимович Богословский, подвизавшийся в храме с 1888 г. В ходе широкомасштабной кампании по ограблению Церкви 24 апреля 1922 г. из храма было вывезено почти все убранство и утварь (109 предметов) общим весом 5 пудов 33 фунта 182 золотника (серебро, золото и бриллианты с жемчугом) (18). И это был не самый богатый храм Москвы!
После закрытия храма в начале 1930-х гг. он был сильно обезображен: сломан верх колокольни со звоном, сбита глава с крестом. Некоторые иконы вместе с главной святыней храма были перенесены в ц. Св. Иоанна Воина на Якиманке (там они находятся и поныне). С конца 1930-х гг. в изуродованном здании храма располагалась лаборатория Министерства обороны СССР. В 1940-х гг. в результате приспособления под поликлинику внутреннее пространство храма было разделено перекрытиями на три этажа, окна центрального барабана растесаны, цокольный этаж отделен от основного помещения, ведущие в него белокаменные лестницы разобраны. Последним владельцем храма стал Совет московского областного отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). В 1991 г. церковь передали Московской Патриархии (19).
В 1966-67 гг. были проведены комплексные реставрационные работы (руководитель — Г.А. Макаров), в результате которых храму в значительной степени вернули первоначальный облик: восстановили завершения храма и колокольни, а также декор фасадов. Одновременно с реставрацией снесли все примыкавшие к церкви здания XIX в.
Вплоть до начала 2000-х гг. под сводами старинного храма звучали концерты духовной музыки (20).
Проект реставрации 2014-15 гг. предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам. На основании архивных данных и натурных исследований был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы входные металлические двери и белокаменная лестница, а также завершение колокольни и кресты. Однако перекрытие, рассекающее пространство храма (ныне богослужение совершается в подкупольном пространстве), так и не было разобрано.
В 2016 г. храм стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».