храм василия блаженного история кратко для детей

Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Собор Василия Блаженного»

храм василия блаженного история кратко для детей Наталия Смирнова
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Собор Василия Блаженного»

Знакомство детей с Москвой обычно начинается с ее сердца, с самого центра,- Красной площади и Московского кремля.

Рассказывая детям о Красной площади, мы никак не можем обойти стороной один из самых известных и узнаваемых московских храмов- Собор Василия Блаженного на Васильевском спуске. Кажется, всем уже давно все известно, но читая разные источники каждый раз находишь что-нибудь новое и удивительное.

Красотой людей пленяя,

Верность Богу сохраняя,

Святой Дух обряд творит,

Чудо-Храм в Москве стоит.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Покрова на Рву) более известен как собор (храм) Василия Блаженного) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год.

На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Вещая миру о могучей нашей силе,

В честь военных побед, возведённый собор,

Красивейший из храмов России!

Во время походов Ивана Грозного на Казань (Казанские походы) на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь, ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор

Собор объединяет десять церквей (приделов, часть из которых освящены в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы,вокруг которой группируются отдельные церкви в честь: Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трёх Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, и придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название.

В названии собора упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров, его глубина была около 13 метров, а ширина — около 36 метров.

В 1895 году, в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу [то есть по-прозвищу] Постник и Барма». В другом сборнике кратко сообщается, что «мастер [собора] был Барма со товарищи». Летописец поясняет, что мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чюдному делу».

Отступление: Некоторые историки сейчас считают, что данная версия о строителях храма устарела.А зодчий у храма был один: «Барма, по прозвищу Постник». По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения. Кто знает…

Постник Яковлев, Барма,

Высока о них молва.

И по жизни не хитры,

И в строительстве мудры.

Двое псковских мастеров,

Каждый к подвигу готов.

Не прогневайся, Властитель,

Мастера в России есть.

Мы построим храм Властитель,

Окажи нам эту честь.

Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий, он же называет собор «иерусалимским». Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Другая легенда гласит, что деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный: он приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Однако Василий умер в 1552-м, тогда как храм стали строить на три года позже. Хотя по уточнённым данным датой смерти может быть 1557 год.

Сама идея многопридельного собора принадлежала митрополиту Макарию, задумавшему воссоздать в центре Москвы образ святого города Иерусалима — города в городе, что также отвечало концепции Третьего Рима. Покровский собор символизирует собой Небесный Иерусалим: архитекторы поставили несколько храмов на одном фундаменте, поскольку именно так они представляли себе «град обетованный»

От имени Христа на колокольный звон

Благословил тебя митрополит Макарий,

Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,

И царю за шедевр государев!

После Отечественной войны 1812 года Красную площадь начали благоустраивать, но в это время собор всё ещё не имел современного вида. Известна история, как Александр I, будучи в Англии после войны, увидел изображение Покровского собора без пристроек и не узнал его. В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь с торговыми рядами, выложил подпорную стену храма «диким» камнем и установил чугунную ограду.

храм василия блаженного история кратко для детей

В 1890-х годах храм вновь масштабно реконструировали: полы укрепили, а Соборную ризницу украсили цветными витражными окнами, спроектированными по заказу Московского археологического общества архитектором Андреем Павлиновым. С начала 1900-х по 1912 год была проведена реставрация храма под руководством архитектора Сергея Соловьёва.

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых культурных объектов, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. Тогда же в верхних церквах были прекращены службы. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем музея стал протоиерей Иоанн Кузнецов.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Государственного исторического музея Е. И. Силин. Музей открыли для посетителей 21 мая 1923 года, параллельно велось комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола.

Отступление:В 1930-е произошёл инцидент Иосифа Сталина с Лазарем Кагановичем, когда тот представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора,вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой седмицы (Пасхи) священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

Собор уникален тем, что у здания высотой более 60 метров нет глубокого фундамента — только высокий подклет на искусственно подсыпанном холме на месте оборонительного рва. Эта особенность ставит под сомнение существующую легенду о том, что в подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Единственно возможным фундаментом был неглубокий ленточный, который едва ли достигает двух метров глубиной.

Символ Москвы и душа сокровенного,

Источник

Храм Василия Блаженного — история и загадки

храм василия блаженного история кратко для детей

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

храм василия блаженного история кратко для детейХрам Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

храм василия блаженного история кратко для детей

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

храм василия блаженного история кратко для детей

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

храм василия блаженного история кратко для детей

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

храм василия блаженного история кратко для детей

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Читайте также:

Источник

Доклад Храм Василия Блаженного краткое 2, 4 описание для детей сообщение

Теперь это любимое место не только приезжих гостей, храм любят и берегут местные жители города. Это самая живописная достопримечательность площади. Собор представляет собой систему лабиринтов с большим количеством лестниц. Его прекрасные фасады украшены разнообразными узорами и арками. Даже сегодня ансамблю собора отлично дополняют небольшие церкви. Изобилие красок и огромное количество разноцветных куполов станет лучшим украшением фотографии любого туриста. Этот собор словно живет отдельной жизнью, он будто душа столицы.

2, 3, 4, 5, 9 класс описание для детей сообщение

Популярные темы сообщений

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

Вплоть до конца 16 века собор был самым высоким зданием Москвы, его высота свыше 60 м.

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боев за Казань: Троицы, в честь святого Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально — в честь святых Киприана и Иустины — 2 октября), святого Иоанна Милостивого (до 18 в. — в честь святых Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября). Все эти восемь церквей (четыре осе­вые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, за­вершенной шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, об­ходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

храм василия блаженного история кратко для детей

Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в па­мять о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько легенд о создате­лях собора. По одной из них, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии, Барма и Постник — два разных ар­хитектора, оба участвовавших в строительстве. По третьей версии, собор был построен неизвест­ным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения. Согласно ле­генде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплен, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

В 1588 г. с северо-востока к собору был пристроен придел, освященный в честь Василия Бла­женного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого при­дела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный над местом погребения блаженного Иоанна Мо­сковского (вначале был освящен в честь Ризоположения, но в 1680 г. переосвящен как Рождество- Богородицкий), где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672 г.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В 17 веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золо­тыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церк­ви Черниговских чудотворцев.

В 1929 г. Храм был закрыт, сняты колокола. Вновь начал использоваться для богослужения с 14 октября (праздник Покрова) 1991 года. С 1990 г. храм-музей вновь начал собирать колокола. В настоящее время эта коллекция — одно из самых богатых действующих собраний не только Москвы, но и России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 годах (места отливки — Урал, Ярославль, Москва, а также Франция, Голландия, Германия, Западная Белоруссия). Ко­локола отлиты такими известными мастерами, как Федор и Иван Моторины, Семен Можжухин, П.И. Оловяшников. П.Н. Финляндский. А.А. Самгин. Собор имеет также интересную коллекцию

Соборы и церкви московского Кремля

Соборы и церкви Кремля

(Соборная площадь. Кремль)

Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит к прозрению идей, которые воплощали в архитектуре ее творцы — зодчие и строители. Часто мы не знаем, при каких обстоятельствах создавались архитектурные произведения, нередко мы не знаем даже имен их создателей, но настрой души, пристрастия и их художественный вкус — все это может заменить пытливый взор.

Главные герои этих страничек – соборы и церкви Кремля, как архитектурные памятники Москвы. Памятник — понятие не только историческое, оно заключает в себе и качественную оценку художественного произведения: памятник — то, что достойно памяти, что входит в культурное наследие народа. И это не только прекрасное “застывшее мгновенье”, чарующая мелодия, дошедшая из глубины веков. Памятник — запечатленное в камне миропонимание эпохи, духовная эстафета одного поколения другому. Как будто, неподвластный разрушительному воздействию времени, он — звено, связывающее прошлое с настоящим и будущим. Чем город древнее, тем богаче мир его художественных образов. В Москве, история которой во многом определила судьбы отечества, многие из этих образов приобрели значение национального символа.

Архангельский собор был построен в 1505-1509 годах приглашенным из Италии архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, Великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.

Архангельский собор был усыпальницей московской правящей династии. Эта традиция продолжалась до конца XVII века. После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили за исключением Петра II, умершего в Москве от черной оспы в 1730 году. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе.

Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Центральный купол позолочен, а боковые покрашены серебряной краской. Стены собора завершаются закомарами. Закомары украшены белокаменными раковинами, а фасады — пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. С восточной стороны к собору в конце XVI — начале XVII века были пристроены две одноглавые церковки — “святого Уана” и “Иоанна Предтечи”. С юго-западной стороны к собору примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей “судной избы Архангельских вотчин”, в которой чинился суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохранились до наших дней.

Во время нашествия Наполеона на Москву, французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских войск собор восстановили в прежнем виде.

О многих памятных и важных страницах отечественной истории напоминает Архангельский некрополь. Пышные церемонии и торжественные коронации, опустошительные набеги и разрушения. Торжества и беды, взлеты и падения…

В старину был такой обычай: перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху предков, а также славили “ мужество, храбрость, тщание и старание всего воинства”. Особо почитались захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго.

Колокольня Ивана Великого

В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века — колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.

Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом “Вознесения”. В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием “Благовестник”. Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу.

Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными окнами, закрашенными черной краской. Выше идет трехъярусная надпись, выполненная по синему фону позолоченными буквами славянской вязью. Надпись, поярусно разделенная белокаменными витыми валиками, гласит: “Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)”.

Толщина стен первого яруса — 5 метров, второго — 2,5 метров. Исследования показали, что стилобат, на котором покоится колокольня, заглублен всего на 4,3 метра от древнего уровня Соборной площади (около 6 метров от современного). В процессе реставрации развеялась легенда о том, что фундамент колокольни якобы пронизывает всю толщину Боровицкого холма. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом, всего в лестнице 329 ступеней.

В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их — 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол — Успенский — весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.

Собор Василия Блаженного.

Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший характер всей русской архитектуры вплоть до XVIII столетия, нужно считать собор Покрова, “что на рву” на Красной площади, более известный под народным названием “Василия Блаженного” (в конце XVI в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Собор был, построен зодчими Бармой и Посником в 1555-1561 годах как мемориальное сооружение в честь покорения в 1552 году Казани, как памятник окончательной ликвидации татарской опасности, как сооружение, прославлявшее подвиг русских воинов, отдавших жизнь за родину. История постройки и замысел этого замечательного храма не лишены интереса. Летописи сообщили, что в “размерение основания” собора, то есть в решении его плана и ритма основных объемов, лежало рационалистическое начало — им “разум даровася”. Требовалось на вознесенной на аркадах террасе подклета поставить храм-памятник, состоящий из ряда самостоятельных приделов.

Центральный был посвящен празднику Покрова, почитавшемуся Грозным как знак покровительства Богоматери царскому роду. Восточный был посвящен троице, в честь которой сразу же после победы срубили деревянный небольшой храм. Западный был посвящен празднику Входа Господня в Иерусалим — единственному празднику земной славы Христа. По-видимому, это посвящение было подсказано торжественным возвращением в Москву Ивана Грозного и его войска. Триумф победителя ярко описал современник: … и позвонеся великий град Москва (то есть зазвонили колокола всех церквей. — М. И.) и изыдоша на поле за посад все множество бесчисленное народа московского”. Победное шествие было настолько великолепно, что “…забыти в тот час всем людем… вся домовная попечения своя и недостаци” при виде “таковыя красоты, и силы, и славы великия”- Остальные приделы собора были посвящены тем святым, память которых отмечалась в дни военных успехов казанского похода Ивана Грозного и событий его семейной жизни, Нетрудно заметить, что внутренние помещения самих храмов-приделов настолько малы, что в некоторых из них перед крохотными алтарями могут поместиться лишь три-четыре человека.

Следовательно, весь смысл художественного замысла воплощается во внешнем облике храма. Поставленный на центральной площади Москвы — Красной, — в полном смысле народ- ной, он был на виду у всех, непрестанно напоминая о великой победе. Как уже говорилось, этот памятник должен был увековечить и подвиг погибших под стенами Казани. Герои, по представлениям того времени, были достойны райского блаженства в загробной жизни. Многопредельный собор символизировал “селения праведных”, в которых обитают души храбрецов. Естественно, что архитектура райских жилищ должна была предстать перед лицом живых людей во всем своем великолепии.

Действительно, архитектура Василия Блаженного отличается удивительной смелостью и оригинальностью замысла, ком- позиции основных объемов, богатством декоративных деталей. Можно с полным правом сказать, что здесь сосредоточен весь богатый арсенал архитектурных форм XVI века. Тут мы находим и шатер, недавно введенный в каменное зодчество, и башнеобразные приделы (Дьяково), и маленькие посадские храмы, не говоря о менее крупных, но не менее важных декоративных формах в виде ярусов кокошников, настенных “стрел”, причудливых по рисунку глав и т. д. Отмечая редкое богатство форы и деталей. которое легко могло бы превратиться в руках среднеодаренного мастера в плохо скомпонованное нагромождение разнообразных элементов, необходимо сказать, что Барма и Посник проявили и чувство и такт в распределении этих архитектурных сокровищ. Так, по сторонам света поставлены башнеобразные приделы. В промежутках между ними стоят менее высокие „посадские” храмики. Они все опоясаны парапетом арочного подклета, то выступающим вперед, то отходящим назад.

Добавленные в конце XVI века десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, а в XVII столетии колокольня и великолепные шатровые крыльца усилили силуэт этого сложного по композиции храма-памятника, храма- города „небесного Снопа” (Иерусалима), как его называли в ХУ1-ХУ11 веках. Со дня своего завершения он не перестает привлекать к себе всех, кто чуток к искусству. Внимательно присматриваясь к архитектуре Василия Блаженного, мы видим, что принцип повторов лежит в основе его архитектуры. Он сказывается и в ярусах кокошников — этом лейтмотиве храма, и даже в завершении центрального столпа.

Восьмилучевое звездообразное основание Василия Блаженного некогда несло восемь же главок, повторявших расположение восьми приделов вокруг центральной церкви. Нельзя не отметить декоративных приемов внутреннего убранства собора. Здесь мы найдем и многочисленные карнизы, и фигурную кладку сводов глав из мелкого кирпича, и многие другие детали, которые умело членят и украшают стены храмов-столпов, не позволяя им превратиться в полые, возносящиеся ввысь „трубы”. Именно эти детали убранства свидетельствуют, что внутри приделы Василия Блаженного не предполагалось покрывать какой-либо росписью, даже чисто орнаментальной. Внутренние стены приделов были побелены, в то время как снаружи храм имел красно-белую окраску. Фигурные разноцветные главы появились в конце XVI века, усилив его и без того высокие декоративные свойства. Храм Василия Блаженного рассчитан на многие точки зрения, хотя главным фасадом является западный — со стороны Кремля.

Обходя собор, мы становимся свидетелями непрестанно меняющихся архитектурных картин. Формы сменяют друг друга, наплывают одна на другую, создавая впечатление необычайной сказочности, неистощимой фантазии, не знающего предела богатства выдумки. В этих его свойствах с огромной силой сказывается то „дивное узорочье”, которое скоро станет всеобщим художественным идеалом.

Собор Двенадцати Апостолов

К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635-1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружен на месте старого храма “Соловецких чудотворцев” и части двора Бориса Годунова и назывался церковью Апостола Филиппа. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название.

Бывший Патриарший двор состоял из целого ряда палат, комнат, переходов и лестниц, сделанных в толще стен. Многие из этих сооружений сохранили свой древний вид и дошли до наших дней. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал царскому Теремному, а в чем-то и превосходил его — Никон здесь как бы доказывал превосходство церковной власти над царской. Однако вскоре честолюбивый духовник был наказан царем Алексеем Михайловичем за строптивость и сослан. Петр I, стремясь к единоличной власти, вовсе “упразднил” патриаршество и управление церковными делами передал Синоду, московская контора которого находилась в бывшем Патриаршем дворце. Новые хозяева палат, не очень-то заботясь об их исторической и художественной ценности, провели здесь большие перестройки, сильно исказившие интерьер памятника.

Въезжали на Патриарший двор со стороны Соборной площади через две сквозные арки, расположенные под храмом. Потом этот парадный проезд был заложен. В литературе XIX века упоминалось только об одной проездной арке под собором. В 1920 году была открыта вторая, неизвестная до того времени, проездная арка. Сейчас полностью раскрыты и восстановлены оба арочных сквозных проезда под церковью Двенадцати Апостолов. С северной стороны к собору примыкает открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями. В 1922 году галерея была освобождена от поздних застроек, были раскрыты древние палаты дворца и реставрированы порталы церкви Филиппа.

Соборная площадь Кремля

Соборная площадь Кремля — одна из древнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата и другие памятники русской архитектуры. В XVIII и XIX веках площадь несколько раз покрывали плитами из крепкого песчаника. В начале XX века ее освободили от наросшего культурного слоя, а в 30-х годах нашего столетия асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие. Соборная площадь была главной площадью Кремля. В старину на ней происходили церемониальные торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров. Они сопровождались обычно пышными воинскими эскортами. Перед Красным крыльцом Грановитой палаты встречали иностранных послов. Здесь проходили также похоронные процессии в Архангельский собор — усыпальницу московских великих князей и царей — и Успенский собор — место погребения московских митрополитов и патриархов. Неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских архитекторов.

Благовещенский собор

В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя, где совершались обряды бракосочетания, крещения детей. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные — таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом; придел в южной паперти превратился в личную молельню царя. Эти изменения были связаны с четвертой женитьбой царя, после которой он уже не имел прямого доступа к церковной службе. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.

Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами.

Теремные церкви

К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св.Екатерины, Верхоспасский собор и церкви Распятия Христа и Церковь Воскресения Словущего.

Близость личных покоев царя и царицы обусловливали их название: верхний, т.е. расположенный на втором этаже. Первой была построена церковь св.Екатерины. Деревянная церковь, первоначально стоявшая на этом месте, была разрушена во время пожара. Расположенная рядом с Золотой царицыной палатой церковь была составной частью покоев царицы и главной церковью на женской половине. Время строительства церкви — 1627 г.

Одновременно со строительством Теремного дворца в 1635-62 г.г. те же мастера Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков воздвигли Верхоспасский собор или, как еще его называют, “Спас за золотой решеткой”. Снаружи, как и все домовые церкви Теремного дворца, церковь имеет медную кровлю XVIII века и 11 небольших барабанов с золочеными куполами. Это часть Кремля наиболее эффектна. Яркие изразцы, выполненные Осипом Старцевым по рисункам резчика Ипполита, украшают барабаны, круглые “окна”, не заполненные изразцами, обнажают кирпичную кладку. Изразцы, заключенные в нишах и широкий узорчатый фриз, образуют карниз. Домовая церковь русских царей Верхоспасский собор небольшая и очень уютная. Высокохудожественный иконостас выполнен из дерева и украшен золоченой резьбой в стиле барокко. Царские врата и декоративные вставки с обеих сторон с многочисленными рельефными изображениями выполнены чеканкой по серебру (конец XVIII в.). В нижнем ряду находятся особенно ценные иконы работы известного кремлевского иконописца Федора Зубова, близкого по стилю Симону Ушакову. Живописные изображения библейских сюжетов на стенах собора были выполнены маслом в прошлом веке. В советское время реставраторам удалось расчистить фрагменты росписи XVII века.

Над Верхоспасским Собором находится церковь Распятия Христа, построенная в 1681 г. во время правления царя Федора Алексеевича. Наибольший интерес представляют иконы иконостаса и молельни, выполненные методом аппликации. Лица, руки и ноги святых прописаны красками, остальные же части фигур выполнены аппликацией, виртуозно подобранной по цвету. Иконы были написаны через год после окончания строительства храма художниками Оружейной палаты Иваном Безминым, Василием Познанским и Богданом Салтановым. Аппликация и вышивка были выполнены царевнами и русскими мастерицами — вышивальщицами. В молельне находится резное распятие 1687г.

Церковь Воскресения Словущего была построена над церковью св.Екатерины в 1680-1681 годах. Наибольший интерес здесь представляет резной золоченый и серебряный иконостас конца XVII — начала XVIII веков. Иконы были написаны кремлевским художником Поспеловым приблизительно в то же время.

Использование светотени и внимание к деталям позволяют считать эти работы предшественниками русской светской живописи. Перед иконостасом висит огромный позолоченный серебряный светильник — паникадило, подаренный царю Алексею Михайловичу шведским королем Карлом XI.

Успенский собор

Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. До него, в свою очередь, стояли древнейшие московские церкви – деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли.

В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов.

Собор отличается изысканной простотой в оформлении фасадов, необычайной цельностью объема. Пять мощных барабанов заканчиваются золочеными куполами, напоминающими шлемы древнерусских воинов. Гладкие пилястры делят стены здания на равные плоскости — прясла, каждая из которых имеет полукруглое завершение — закомару. С южной, северной и западной сторон собор украшает фриз из узких арочек. Главный вход в храм расположен со стороны Соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними — изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

В 70-е годы в Успенском соборе был проведен целый комплекс реставрационных работ. Это и укрепление фундамента, и создание температурно-влажностного режима, обеспечивающего сохранность темперной и станковой живописи, и консервация в подземной части собора фрагментов более ранних строений, стоявших на этом месте. Впервые была осуществлена реставрация глав. Дело в том, что главы Успенского собора отличались особенно теплым тоном позолоты, которая достигается огневым способом золочения, не применяемым в настоящее время. Тем не менее, реставраторам удалось воспроизвести великолепный колорит глав собора.

Церковь Ризположения

Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена псковскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши.

В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником “Положения ризы”. В память об этом и была названа церковь. В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью — гульбищем. За ней сохранилось старое название.

В XVII веке церковь была перестроена и была сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор.

В пожар 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф. Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона “Печерская Божья матерь”. Церковь поэтому иногда называли Печерской.

Церковь Ризположения сооружена в стиле раннемосковского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Глава разукрашена геометрическим рисунком из кирпича. Стены по вертикали разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса.

Большой интерес представляет иконостас церкви. Три его верхних ряда выполнены в 1627 году артелью мастеров, возглавляемой известным московским художником Назарием Истоминым-Савиным, прекрасным мастером рисунка и света. Четырехъярусный иконостас в серебряном окладе по мастерству исполнения является одним из лучших произведений искусства первой половины XVII века. Местный чин иконостаса украшает икона “Троица”. Стены, своды и столбы храма украшает многокрасочная роспись, сделанная в 40-х годах XVII века изографами Сидором Осиповым, Иваном Борисорым и Семеном Абрамовым.

Сюжеты фресок связаны в основном с посвящением богоматери. В пятнадцати сценах рассказывается о родителях Марии — Иоакиме и Анне, о ее жизни в родительском доме, в храме, о ее замужестве, рождении сына и успении. Особенностью настенной живописи церкви Ризположения является отсутствие изображения “Страшного суда” на ее западной стене. В остальном она строго канонична: в центральном куполе помещено изображение “Спаса Вседержателя”, в барабане написаны пророки и евангелисты.

В росписи находят отражение и некоторые общественно-политические и социальные явления: два нижних регистра столбов занимают монументальные изображения князей и митрополитов, подбор которых характерен для середины XVII века. Здесь и киевский князь Владимир (верхний ярус южного столба, восточная грань), и владимирский князь Андрей Боголюбский (северная грань), и Александр Невский (западная грань), и сын Александра Невского Даниил Александрович (южная грань). В нижнем ярусе (южная и восточная грани) изображены Борис и Глеб — первые русские святые, покровители княжеской, а позднее царской власти. На соседнем столбе написана фигура митрополитов — предшественников русских патриархов. Большую художественную ценность представляют и паникадило работы котельных дел мастера Д.Сверчкова, которое датируется 1624 годом, а также четыре деревянных подсвечника, покрытых воском и расписанных красками, изготовленные в 1643-1645 годах по заказу патриарха Иосифа.

Ценность собора и его след в культуре

Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.

В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.

Московский Кремль

Кремль является одной из самых известных достопримечательностей России. Он представляет собой древнюю крепость, стоящую в сердце столицы.

Именно с кремля и начинается вся история Москвы. После построения он начал играть важнейшую роль в политической и культурной жизни страны.

храм василия блаженного история кратко для детей

В настоящее время Московский Кремль является центральной туристической точкой, кроме того, в нём находится резиденция президента России.

Путешественников это место привлекает уникальной архитектурой крепости. В составе комплекса находится множество интересных построек.

Любой доклад «Соборы Московского Кремля» или реферат рекомендуется начинать писать после ознакомления с каждым из них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *