храм великомученицы екатерины на васильевском
Церковь Святой Великомученицы Екатерины
На этом участке квартала между Кадетской линией и Тучковым переулком с 1740-х годов находилась деревянная Троицкая церковь Кабардинского полка. Позже здесь квартировались Астраханский драгунский и Кексгольмский полки. Для них на месте Троицкой церкви возвели Никольский храм, также деревянный. Особо почитаемой иконой этого храма у солдат и офицеров была икона Святой Екатерины. Церковь стали часто называть именно этим именем.
В 1773 году церковь переосвятили в честь Святой Екатерины. Она стала принадлежать Кексгольмскому полку. При императрице Екатерине II храм считался «оспенным», то есть здесь молились только больные оспой. Здоровые люди старались обходить храм стороной, он опустел.
В 1809 году церковь Святой Великомученицы Екатерины сгорела. Погибла вся церковная утварь, но икону Святой Екатерины удалось спасти. По городу поползли слухи: пожар был не случаен, таким образом очистилось место.
Прихожане начали собирать деньги на новый храм. В 1811 году архитектором А. А. Михайловым 2-м был составлен проект каменного церковного здания. В этом же году 26 сентября оно было заложено. Строительство велось купцами И. Водовозовым, П. Ноговиковым и Д. Голубиным [1, с. 207]. Семье последнего принадлежали соседние дома №27 и 29 по Кадетской линии, которыми до Голубиных владели Ноговиковы. Эти здания составляют с церковью единый архитектурный ансамбль. Освящение храма состоялось 24 ноября 1823 года.
Это здание стало самой заметной работой архитектора Андрея Алексеевича Михайлова 2-го. Оно выделяется среди других построек Васильевского острова, купол церкви виден далеко за его пределами. Купол был украшен деревянной покрытой свинцом фигурой ангела с крестом. Со стороны Кадетской линии находился главный вход в церковь. Он был отмечен восьмиколонным портиком.
Закладка колокольни состоялась в 1861 году. При её сооружении был разобран находящийся здесь портик. Проект колокольни составили архитекторы Л. Л. Бонштедт и В. А. Болотов. Возведение колокольни было завершено в 1863 году. В процессе строительства по стенам пошли трещины, проект был переработан. При этом были спроектированы часовня, сторожка, трапезная и ограда с воротами. Они были построены архитектором Ф. И. Нестеровым за следующие четыре года [Там же]. Высота колокольни церкви Святой Великомученицы Екатерины составила 58 метров, она стала самым высоким архитектурным сооружением на Васильевском острове.
Центральный иконостас церкви Святой Великомученицы Екатерины выполнен по проекту А. А. Михайлова 2-го. Для него писали иконы К. Брюллов, Г. Угрюмов, Ф. Брюлло. Скульптурное убранство создавал В. Демут-Малиновский.
Деревянный ангел на куполе церкви в советское время обветшал и лишился своего креста. Фигура без креста среди петербуржцев стала именоваться «пионером», за продолжающую взмывать вверх руку. Она была выкрашена в чёрный цвет, отчего её стали также называть «чёрным ангелом».
В марте 1996 года часть здания была возвращена церкви. В декабре 2000 года на купол храма установили позолоченный крест.
В пяти годах от праздника
КУПЦЫ И АРТЕЛЬЩИКИ
Парадокс, но храм святой великомученицы Екатерины, самый большой на Васильевском острове — его площадь почти пять с половиной тысяч квадратных метров, — даже до революции не отличался многолюдностью прихода. Дело в том, что в пределах пятнадцати минут ходьбы от храма располагаются еще шесть церквей и соборов, а среди окрестного населения немалую часть составляли инославные. Зато здесь проживали многие петербургские купцы. Наиболее крупныйвклад в строительство храма внесли советник коммерции Иван Кусов, петербургские купцы Елисеевы, Демидовы, Глуховы, Пётр Ноговиков и Сергей Савельев, владимирский купец Иван Водовозов, тульский купец Иван Сушкин, профессор Академии художеств Андрей Михайлов, княгиня Екатерина Урусова. Активным участием купеческого сословия в строительстве и объясняется величие Екатерининского храма. Церковь так и называли в народе — «купеческой», хотя основу прихода храма, находившегося близ реки и Биржи, до 1917 года составляли артельщики с судов.
Справка
ОТ ФУНДАМЕНТА ДО КУПОЛА
Дошедший до нас величественный однокупольный храм с греческим крестом в основе был заложен между двумя домами благочестивого купца Даниила Голубина в 1811 году по проекту профессора Императорской Академии художеств архитектора Андрея Михайлова, бывшего и участником возведения Исаакиевского собора. Война 1812 года ненадолго притормозила строительство, но святую Екатерину в народе почитали особо, и после победы вновь потек поток пожертвований. Через двенадцать лет трехпрестольный храм с приделами пророка Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова торжественно освятили.
Храм построили с отступом от красной линии. Четырьмя десятками лет позднее перед ним на Кадетской линии Васильевского острова была возведена 86-метровая колокольня, её соединили с храмом. В таком виде ансамбль и сохранился. Отличительной чертой Екатерининского храма стала монументальная (3,85 метра высотой) фигура ангела на куполе храма. Вырезанный из дерева и покрытый свинцом ангел с кротко склоненной главой держал в руках огромный вызолоченный через огонь крест.
АНГЕЛ ПУСТЫЕ РУКИ
Екатерининскую церковь закрыли в 1935 году, но еще раньше — разграбили. Среди бесследно исчезнувших церковных ценностей — множество мощевиков, пожертвованных храму его состоятельными благотворителями, а также образа и картины кисти известных художников Фёдора Брюллова (его авторству приписывают большую икону Тайной Вечери над Царскими вратами) и Григория Угрюмова. Часть храмовых полотен и икон находится сегодня в Русском музее и Эрмитаже.
Мученическую кончину в сталинском концлагере принял в 1937 году настоятель храма того трагического периода протоиерей Михаил Яворский, зять священномученика Философа Орнатского. Печальной оказалась и судьба Екатерининского ангела. Атеисты вырвали из его рук крест, отчего в народе скульптура на долгие годы была прозвана «ангел пустые руки». Одно время в храме был оборонный завод. В годы блокады немцы вели по нему прицельный огонь, но пострадала лишь колокольня.
ГРУСТНАЯ КАРТИНА
После войны здание передали Всероссийскому нефтяному научно-исследовательскому геологоразведочному институту под лабораторный корпус, для этого храм был капитально перестроен. Его разделили бетонными перекрытиями на четыре этажа, и можно расценивать как еще одно чудо, что от перестройки практически не пострадала изящная лепнина на сводах. Центральную часть церкви, под куполом, огородили стеклянными блоками и превратили в коллектор для вентиляционных выбросов химических лабораторий.
— Я живу неподалеку и помню храм в тот период, — рассказывает прихожанка Альбина Петухова. — Когда в нем был нефтяной институт, мне доводилось приходить в него в составе медицинской комиссии (я работала в поликлинике). Мы поднимались под самый купол, в помещения, созданные из фанерных ограждений. Было очень грустно видеть такое кощунство.
НАЧИНАТЬ С НУЛЯ
Сегодняшний настоятель храма святой великомученицы Екатерины протоиерей Иоанн Пашкевич родом из богатой белорусской деревни Рубель. Кто-то как-то подсчитал, что из большого, в несколько тысяч жителей, Рубеля, вышло несколько сотен священников! Этот феномен отец Иоанн объясняет тем, что в деревне никогда, даже в годы гонений, не закрывался храм. Трудовая жизнь народа заметно отличалась по своему укладу. Попав впервые в Минский кафедральный собор, будучи поражен его великолепием и красотой церковного пения, отец Иоанн выбрал духовный путь. За его плечами — опыт настоятельства в нескольких храмах, послушание эконома в Санкт-Петербургской духовной академии.
— Я был назначен настоятелем этого храма в 2003 году, — рассказывает протоиерей Иоанн. — Впервые вошел в него перед Пасхой, в Великий Четверг, и понял, что придется начинать практически с нуля. Когда на пасхальный крестный ход пришли человек 12–15, в один момент даже страшно стало: как с таким малым числом всё осилить!
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Пришлось искать благотворителей. Параллельно маленький приход собирал документацию по храму. Люди работали в архивах, поднимали историю церкви. Нашлись благотворители, оплатившие проведение экспертизы и обоснование инвестиций, которые бы позволили привлекать для восстановления Екатерининского храма как памятника федерального значения бюджетные средства.
— На подготовку только проектной документации потрачено 53 миллиона рублей и почти десять лет! — описывает масштаб работ отец Иоанн. — Зато теперь у нас на руках полный пакет документов на реставрацию и реконструкцию храма.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НЕБОСЛУЖИТЕЛЯ
Параллельно с архивной работой прихожане и наемные рабочие очистили храм от груд мусора и разобрали временные стены лабораторий. Реставрационные работы начались с главного символа церкви — фигуры ангела, которая ветшала и разрушалась так стремительно, что пришлось скреплять тросами его тело и делать стяжку крыльев.
В декабре 2004 года фигуру ангела демонтировали и установили в церковном дворике на приготовленном помосте. Одно время к скульптуре наладилось паломничество горожан, но потом ангела переместили в специально построенный сарайчик, где специалисты кропотливо создавали точную копию Небесного вестника. И вот наконец совсем недавно, 2 декабря 2017 года, при большом стечении народа фигура ангела с крестом в руках была торжественно освященаи возвращена на отремонтированный купол Екатерининского храма.
— Возвращение ангела не прошло бесследно, — делится радостью протоиерей Иоанн Пашкевич. — В храме заметно прибавляется исповедников и причастников. Люди едут из разных концов города. Это отрадно, потому что крепнет наша молитва, и это придает сил для дальнейшего возрождения храма.
ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
В ближайшее время начнутся реставрационные работы внутри колокольни. При помощи благотворителей отлиты 11 колоколов, самый большой весит семь тонн. Сейчас колокола укреплены на временной звоннице во дворе церкви. Но самая грандиозная работа предстоит через год.
— На 2019 год запланирован демонтаж всех перекрытий, разделивших основной объем храма на четыре этажа, — рассказывает настоятель. — Так что у нас всё только начинается! С КГИОПом согласовано, что к 2023 году, когда будет отмечаться двухсотлетие нашего храма, он должен быть полностью восстановлен.
Минуя систему лестниц и переходов, мы оказываемся в основном храме, куда свободный доступ сегодня закрыт. Внутри огромного здания тянутся ввысь старые строительные леса, кое-где еще видны остатки стеклянного «аквариума», а вдоль храмовых стен — перекрытия с оставшимися помещениями. Храм словно замер и терпеливо ждет, когда и его своды (очевидцы писали о необыкновенном резонансе этих стен) вновь огласят звуки молитвы.
СОБИРАЕМСЯ, ОБЩАЕМСЯ, ОБСУЖДАЕМ
И сегодня, и завтра главной задачей прихода будут восстановительные работы. Но с появлением еще трех постоянных клириков стала развиваться и приходская жизнь.
Недавно здесь образовался молодежный клуб, который возглавил иерей Кирилл Никитин. Он с детства мечтал стать военным, получил сразу две специальности: военно-морской торпедист и морской инженер-конструктор. Но однажды на пасхальной неделе ему предложили поучаствовать в крестном ходе вокруг Казанского собора в качестве хоругвеносца. Пережитое ощущение встречи с Богом привело молодого человека в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил со степенью магистра богословия.Сегодня он старается помочь приходской молодежи в духовных исканиях.
— Мы собираемся, общаемся, обсуждаем, как можем применить евангельское и апостольское чтение в своей жизни, смотрим фильмы, — рассказывает руководитель молодежного клуба прихода иерей Кирилл Никитин. — Недавно участвовали во встрече молодежных клубов Благовещенской церкви, храма Блаженной Ксении Петербургской и нашего. Нам очень понравилось, есть идея продолжить такие встречи в нашем благочинии, а потом, возможно, и между благочиниями. Ведь это благодатная почва, чтобы православный молодой человек или девушка могли найти близких по духу друзей, а может, и свою благочестивую половину, чтобы создать православную семью и жить во Христе.
ШКОЛА ПОД КУПОЛОМ
Детская воскресная школа в приходе существует с 2011 года. Её директор — Елизавета Соловьёва — театральный и музыкальный педагог.
— У нас 16 детей в возрасте от шести до четырнадцати лет, — рассказывает она. — Ребята занимаются по трем направлениям. Это изучение Закона Божия, хор и наша театральная студия «Под куполом». Мы ставим музыкальные спектакли, выезжаем с ними в больницы — считаем это своим социальным служением, успешно участвуем в творческих конкурсах.
Закон Божий в школе преподает иерей Родион Грозовский, еще один клирик прихода. Отец Родион рассказывает, что храм святой Екатерины — единственный — виден из окон родительской квартиры. Он вспоминает, как тягостно было ему, сыну священника, видеть в детстве разрушенное серое здание. Зато когда впервые вошел в Екатерининский храм, поразило ощущение внутренней тишины, не встреченное ни в каком другом храме Петербурга. После окончания семинарии он вернулся в эту церковь.
СОВМЕСТНЫЙ ТРУД ОБЪЕДИНЯЕТ
Совсем недавно в приходе стало складываться социальное служение, за которое отвечает диакон Дионисий Бабенко.
— Мы предприняли не одну попытку сблизить людей, — рассказывает отец Дионисий, — пока не стали приглашать всех на совместные уборки и украшение храма к праздникам. Приезжают даже те, кто ходит в храм раз в год! Через работулюди сближаются, знакомятся, начинают общаться. По воскресеньям после Литургии мы устраиваем чаепития и пастырские беседы. Начинаем помогать детскому дому: собираем подарки к праздникам, чтобы поздравить детей.
Приходской хор сегодня представляет собой квартет профессиональных певчих, которыми руководит регент Татьяна Проценко. Поклонник красивого церковного пения, как и настоятель прихода, она мечтает о большом профессиональном хоре.
СВЯТЫНИ
Словно для укрепления духовных сил нынешних прихожан в Екатерининскую церковь стали притекать святыни. Взамен утраченных в революционные годы мощевиков храму пожертвовали уникальный средневековый календарь с мощами на каждый день года. Среди них — частицы мощей Иоанна Крестителя, первоверховных апостолов Петра и Павла, евангелистов Марка, Матфея и Луки, а также частица Гроба Господня, Ризы Пресвятой Богородицы, одежды ИоаннаБогослова. Появилась и особо чтимая икона Божией Матери «Иверская», замироточившая после освящения.
Храм связан с Афоном: в XIX веке тринадцать лет прихожанином Екатерининского храма был сын богатейшего тульского купца 1-й гильдии Ивана Денисовича Сушкина Михаил Сушкин. Впоследствии он станет схиархимандритом Макарием, первым русским настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, возродившим русское монашество на Святой горе. Об этом рассказывает памятная табличка, недавно укрепленная на фасаде храма.
— Вначале люди не верили, что тут можно всё восстановить, говорили, что и пятидесяти лет на это мало, — делится прихожанка Альбина Петухова. — А глядим, потихоньку пошло и пошло. Дай Бог, чтобы возродить всё это великолепие!
Церковь Святой великомученицы Екатерины
Аудиогид
Фотографии
Старинная легенда гласит: Санкт-Петербург будет процветать и благоденствовать до тех пор, пока три ангела оберегают его. Ангелы те – золотой, серебряный и бронзовый – стоят на высоких шпилях, закрывая своими крылами город от бед и невзгод. Золотой ангел венчает собою шпиль Петропавловского собора, бронзовый – Александровскую колонну, а серебряный расположился на куполе собора Святой Великомученицы Екатерины.
Ровесница Санкт-Петербурга
Место, на котором сегодня располагается церковь Святой Екатерины, освящено в стародавние времена. В далеких 40-х годах XVIII века Кабардинский конный полк, расквартированный неподалеку, установил здесь свою переносную церковь: “полотняный” храм был освящен во имя Живоначальной троицы. Гренадеры ушли, а на их место пришли астраханские драгуны. При них на освященном месте возвели деревянную церковь во имя Николая-угодника. После драгун на зимние квартиры прибыл Кексгольмский пехотный полк. В этот период церковь получает новое имя – Святой великомученицы Екатерины.
Несмотря на указ императрицы Екатерины II об обязательном прививании от оспы каждого, в XVIII веке страшная болезнь еще не была побеждена. Поэтому в 1775 году по указу Святого Синода Екатерининская церковь стала “оспенной”: в нее со своими бедами и заботами шли люди, больные оспой и корью. Священники храма, в свою очередь, могли ходить только в дома, где бушевали болезни.
Скорее всего, мы уже никогда не узнаем причины, по которой в 1809 году, согласно архивным данным, в светлый праздник Рождества Христова храм сгорел дотла. Из всей утвари чудом сохранился только храмовый образ святой Екатерины.
Церковь была любима народом, поэтому сразу после несчастья начался сбор средств на ее восстановление. Деньги жертвовали и генералы, и купцы, и крестьяне, и простые работники. Новый храм заложили в октябре 1811 года: автором проекта выступил профессор Импера-торской Академии Художеств архитектор Андрей Михайлов. Начало Отечественной войны 1812 года замедлило строительные работы. Постройку завершили только к 1823-му.
Здание нового храма являло собой купольное сооружение с крестом в основании. Церковь построили чуть в глубине, с небольшим отступлением от линии улицы. На куполе установили медный шар, на котором располагался ангел с позолоченным крестом в руках. Восьмиколонный портик с барельефом Святой Екатерины располагался у западного фасада храма.
В 1861-1863 годах церковь перестроили: на месте портика появилась колокольня. Также в этот период были обустроены трапезная, сторожка и каменная часовня, в которой разместили спасенный образ Великомученицы Екатерины. Все постройки объединили оградой.
Внутренние помещения храма были просторными, полными света. Боковые приделы освятили во имя Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Настенная роспись изображала сцены из Евангелия, а своды храмы соорудили в форме розеток. Многочисленные иконы принадлежали кисти Карла и Федора Брюлловых, Григория Угрюмова.
Организованное при храме в 1876 году Благотворительное общество помогало неимущим, а открытая в 1888 году богадельня давала приют безродным старицам.
Разграбление и забвение
Послереволюционная судьба Екатерининского храма сродни многочисленным судьбам других российских церквей: разграбление утвари, исчезновение святынь, изгнание и расстрел священнослужителей и окончательное закрытие… В 1933 году здание храма было передано Гидрологическому институту. В 1953 году, после внутренней перестройки, здание, признанное памятником архитектуры, отошло Всесоюзному геологоразведочному институту.
Возвращение храма
Возвращение храма верующим началось в 1996 году. В 2000-м на колокольне был установлен позолоченный крест, а в 2004-м прошел первый молебен в купольной части храма. Полным ходом идут ремонтно-восстановительные работы – как самого храма, так и скульптуры Ангела.
Василеостровский район. Церковь Екатерины.
Церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Место, занимаемое церковью святой великомученицы Екатерины, издавна освящено присутствием на нем храма. С 1745 г. здесь располагалась «полотняная» (переносная) церковь Живоначальной Троицы Кабардинского полка. Вскоре ее сменила деревянная Никольская церковь, принадлежавшая Астраханскому драгунскому полку. С 1760-х гг. она стала церковью Кексгольмского полка и была переосвящена во имя святой Екатерины; ризница и утварь были перенесены в храм из походной церкви полка, некогда расквартированного на Гаванском поле, а позже, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны перемещенного на Кадетскую линию Васильевского острова. В 1782 г. деревянная Екатерининская церковь стала «оспенною», предназначавшейся для заболевших оспой или корью. Та церковь сгорела в день Рождества Христова в 1809 году со всей ризницей и утварью. При пожаре удалось спасти лишь храмовый образ великомученицы Екатерины.
В сентябре 1811 года по повелению императора Александра I была начата постройка нового, уже каменного, храма. Храм строился по проекту зодчего, ректора Императорской Академии Художеств А.А. Михайлова 2-го (1773-1849). Труд архитектора был почти безвозмездным. Наблюдал за работами каменных дел мастер И. Камельский. Строительство продолжалось 12 лет, так как во время Отечественной войны 1812 года приток пожертвований на церковь резко понизился. 23 ноября 1823 года состоялось освящение церкви. Приход Екатерининской церкви был выделен из приходов Андреевского собора и Благовещенской церкви. В нем было всего 40 домов, из которых православных было только 25; впоследствии к нему добавили часть домов по 3-й линии.
Западный фасад по проекту Михайлова представлял собой восьмиколонный коринфский портик – выразительный акцент в рядовой застройке улицы. На его фронтоне по рисунку В. И. Демут-Малиновского был сделан барельеф, изображавший святую великомученицу Екатерину, духовную невесту младенца Иисуса, принимающую венок от Богоматери с Иисусом Христом на руках. К сожалению, портик пришлось уничтожить из-за постройки в 1861-1863 годах каменной колокольни. Западная стена церкви была разобрана, и храм был соединен с построенной колокольней. Одновременно были сооружены трапезная, часовня, сторожка и соединяющая их ограда. Существующая в настоящее время колокольня над западным фасадом была сооружена архитектором А. М. Болотовым (либо Л. Бонштедтом) и нарушила первоначальную композиционную гармонию. С ее постройкой вместительность храма увеличилась. В дальнейшем облик храма почти не менялся. Внутри церковь была очень светлой, просторной. Помещения главного и боковых приделов органично соединялись в одно целое. Вся церковь была открыта настолько, что в ней не было места, откуда не было бы видно богослужения в главном храме. Высокохудожественная стенная роспись, кессоны с лепными розеттами создавали настроение торжественной приподнятости, духовной возвышенности. Барабан купола обработан 12 каннелированными пилястрами. Иконостасы всех трех алтарей были одноярусными, деревянными, крашеными белой масляной краской, местами декорированные золоченой резьбой. Над главным престолом на четырех тумбах, украшенных позолоченной резьбой, была устроена сень из балдахина, стоявшего над гробом императрицы Елизаветы Алексеевны во время следования ее праха из Белева в Чесьму.
В 1907 г. во всех трех алтарях Святые Престолы и жертвенники были обложены благолепною одеждою из белого каррарского мрамора с инкрустациями. На верхних досках у жертвенников были высечены слова «Помяни, Господи, во царствии Твоем» и имена жертвователей. За Святым престолом в главном алтаре первоначально находилась картина с изображением Животворящего креста, перед которым на коленях стоят патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Со временем картина обветшала и была заменена в 1865 году иконой Воскресения Христова, работы художника К. П. Брюллова, в резной золоченой раме. Скульптурная работа по оформлению иконостаса производилась профессором В. И. Демут-Малиновским. Иконы в большом иконостасе принадлежали кистям знаменитых художников: Ф. П. Брюлло, Г. И. Угрюмова.
Конструктивным недостатком здания церкви являлась недостаточная вентиляция. Свечи и деревянное масло очень коптили, пачкали стены и позолоту, поэтому каждые 6-10 лет требовался ремонт. Один из самых крупных ремонтов был произведен в 1890 году почетным прихожанином, известным купцом А. Г. Елисеевым. Послереволюционная судьба храма святой Екатерины похожа на участь большинства православных храмов Санкт-Петербурга. Храм пережил то же, что и вся Русская церковь: борьба с раскольниками-обновленцами, временная победа обновленцев, закрытие храма и циничное надругательство над ним. В январе 1933 года президиум Василеостровского райсовета решил удовлетворить ходатайство Гидрологического института и передать здание храма для организации лаборатории. В июне 1933 года гидрографическому управлению была передана часовня, как было сказано «ввиду того, что верующие от пользования часовней отказались». В декабре 1935 года церковь была закрыта.
С 1936 по 1953 год комплекс церкви почти не использовался в хозяйственных целях и не эксплуатировался. В июне 1942 года в часовню при церкви попали снаряды, и она была значительно разрушена. В 1953 г. здание церкви было передано Всероссийскому нефтяному научно-исследовательскому геологоразведочному институту (ВНИГРИ) под лабораторный корпус. Храм был перестроен под производственные помещения. Здание было разделено бетонными перекрытиями на четыре этажа, расчленено на клетки вертикальными перегородками. Образовавшиеся помещения заняли производственные мастерские и склады химикатов. Была реконструирована под трансформаторную подстанцию и разрушенная в войну часовня.
В последние годы интерес государства к многочисленным научным институтам пропал, и они влачили жалкое существование. ВНИГРИ не был исключением, здание не ремонтировалось, все коммуникации находились в аварийном состоянии. В 1996 году здание было возвращено православному приходу. В храме сохранились фрагменты первоначальной внутренней отделки (карнизы с модульонами, кессоны с лепными розеттами, живопись). Уже к сентябрю 1996 года удалось освободить притвор храма, отремонтировать его, установить временный алтарь и 1 декабря 1996 года совершить малое освящение части храма. С этого времени начались регулярные богослужения в церкви св. Екатерины, но пока только в помещении под колокольней. Основную же часть храма можно восстановить только при наличии колоссальных финансовых вложений.
Сведения из описания церкви, распространяемого в храме
В первой половине XIX века среди архитектурных доминант речной части Санкт-Петербурга главенствующее положение занимал монументальный купол церкви святой великомученицы Екатерины на Кадетской (ныне Съездовской) линии Васильевского острова.
По праздникам с высокой колокольни церкви плыл над Невой гулкий звон главного 500-пудового колокола, созывая верующих в один из красивейших православных храмов столицы, полный простора и света.
Место, занимаемое церковью святой великомученицы Екатерины, было издавна освящено присутствием на нём храма Божия. В 1745 году здесь располагалась «полотняная» (переносная) церковь Живоначальной Троицы Кабардинского полка. Затем её сменила деревянная Никольская церковь, при астраханском драгунском полке. Между 1745 и 1773 годами она получила новое название – Церковь святой великомученицы Екатерины. Ею некоторое время пользовался Кексгольмский полк. В 1782 году деревянная Екатерининская церковь становится «оспенною». Такие церкви по указу Святого Синода от 1775 года назначались для заболевших оспою или корью. И священники оспенных церквей могли входить только в те дома, где были люди, заражённые этими болезнями, а жители этих домов могли обращаться с требами только к священникам оспенной церкви.
Из архивных данных известно, что деревянная церковь сгорела в день Рождества Христова в 1809 году. Из всего имущества сохранилась только храмовая икона святой великомученицы Екатерины.
Сразу после несчастья с деревянной церковью начался сбор средств для возведения нового храма на том же месте. Строителями храма были избраны купцы И. Водовозов, П. Новиков и Д. Голубин. План храма составлял профессор Императорской Академии Художеств А.А. Михайлов, один из участников постройки Исаакиевского Собора.
Храм во имя святой великомученицы Екатерины стал его самым лучшим произведением. С началом работ потекли и пожертвования. Жертвовали все, кто мог: купцы, генералы, крестьяне, биржевые маклеры и работники. К 1823 году постройка была завершена и храм был освящён преосвященным Григорием (Постниковым), впоследствии Митрополитом Петербургским.
В 1859-1862 по проекту Л.Бонштедта возведена каменная, высотой 27 саж. колокольня. В последующие четыре года акад. Ф.И.Нестеров выстроил трапезную, ограду со сторожкой и часовню, где находился образ Святой великомученицы Екатерины, спасённый при пожаре первоначальной церкви. В дальнейшем внешний облик храма почти не менялся.
В плане храм имеет форму четырёхконечного креста, увенчан большим куполом на высоком барабане, декорированном 24-мя колоннами коринфского ордера. На куполе возвышается фигура Ангела на шаре, держащего медный крест. Первоначально крест и шар были позолоченными, купол храма обит белым железом, а кровля окрашена зелёной масляной краской. Стены интерьера были расписаны на Евангельские сюжеты, а своды выполнены в виде розеток. На северной стене находилась композиция «Поклонение волхвов», на южной – «Крещение Господне», на западной – «Вход в Иерусалим», в куполе была изображена Богородица, на столбах – четыре Евангелиста. Пол во всём храме был деревянный окрашенный жёлтой краской в алтарях, на амвонах и клиросах.
В церкви было три придела и три престола: главный, освящённый в честь Святого Иоанна Крестителя, второй — в честь Святого Иоанна Богослова и третий – в честь Святой Великомученицы Екатерины. Над главным престолом на четырёх тумбах, украшенных позолоченной резьбой, была устроена сень из балдахина, стоявшего над гробом Императрицы Елизаветы Алексеевны во время следования её праха из Беляева в Чесьму. В 1907 году святые Престолы и жертвенники во всех трёх алтарях были обложены благолепною одеждою из белого каррарского мрамора с инкрустациями. На верхних досках у жертвенников были высечены слова: «Помяни, Господи, во царствии Твоем» и имена жертвователей.
За святым престолом в главном алтаре находилась икона Воскресения Христова, работы К.П. Брюллова, в золотой раме. Скульптурная работа по оформлению иконостаса производилась профессором В.И. Демут-Малиновским. Иконы в большом иконостасе принадлежали кистям знаменитых художников Ф.П. Брюлло и академику Г.К.Угрюмову.
Приход церкви состоял преимущественно из крестьян, рабочих с биржи и судов, а для биржевых артельщиков – церковь была родной. Артели участвовали в создании и оформлении храма. Каждая артель имела свой собственный образ, о котором заботилась, украшала, перед которым молилась и теплила лампады.
Каждый год в первый Спас к стрелке Васильевского острова от храма шёл крестный ход с водосвятием и молебнами, который останавливался у двух приписанных к храму часовен: во Имя Нерукотворного Спаса у таможни, и у чугунной, близ Тучкова моста, которую построили в 1900 году торговцы сеном в память Александра III. К храму также была приписана и домовая церковь в Повивально-гинекологическом институте.
В 1876 году при церкви было организовано Приходское Благотворительное Общество, в котором состоял знаменитый петербургский купец Елисеев. Члены общества помогали бедным прихожанам, собирая ежемесячные пособия для неимущих, а в 1888 году была открыта богодельня для безродных стариц.
Послереволюционная судьба храма святой великомученицы Екатерины похожа на участь большинства православных храмов Санкт-Петербурга. Храм пережил тоже, что и вся Русская Церковь: борьба с раскольниками-обновленцами, временная победа обновленцев, закрытие обновленческого храма в марте 1936 г., циничное надругательство над домом Божиим и бесследное исчезновение святынь и убранства храма.
Долгое время здание церкви святой великомученицы Екатерины было занято лабораторией Гидрологического института. В 1953 г. здание, «охраняемое» государством как памятник архитектуры, передали Всероссийскому нефтяному научно-исследовательскому геологоразведочному институту (ВНИГРИ) под лабораторный корпус. В капитальные стены врезали бетонные перекрытия, сделав церковь четырехэтажной, а центральную часть храма под куполом, огородили стеклянным «аквариумом», который служил коллектором для вентиляционных выбросов химических лабораторий.
В марте 1996 г. часть здания церкви святой великомученицы Екатерины было возвращено Санкт-Петербургской Епархии и 21 ноября того же года здесь состоялась первая Божесвенная Литургия. С этого времени начались регулярные богослужения, пока только в помещении под колокольней, так как основная часть храма нуждается в полном восстановлении.
При церкви действуют катехизаторские курсы, книжная лавка, любительский хор и служба помощи больным детям при детской больнице.
Сделаны первые шаги по восстановлению храма. Первого декабря 2000 г., накануне храмового Праздника, произошло радостное и долгожданное событие — воздвижение позолоченного креста на колокольню. А 7 декабря 2004 г. впервые, за долгие десятилетия после закрытия храма был отслужен молебен святой великомученице Екатерине в освобожденной части церкви под куполом. Проведены подготовительные работы для полной реставрация скульптуры Ангела с крестом на куполе храма.
Церковь св. вмц. Екатерины находится на Васильевском острове, по кадетской линии. На этом месте прежде была небольшая деревянная, во имя св. вмц. Екатерины церковь, которая, по преданию, первоначально была построена на Гаванском поле, а оттуда, по случаю перемещения кексгольмского полка, которому она принадлежала, перенесена была на это место. Прихода при ней не было. В 1809 г. она сгорела со всею ризницею и утварью: успели вынести только храмовый образ св. вмц. Екатерины, который находится в часовне при церкви.
Настоящий храм, как видно из записи, хранящейся в церковном архиве, заложен 26 сентября 1811 г. по повелению императора Александра Павловича и благословению митрополита Амвросия, усердием коммерции советника Ивана Васильевича Кусова, с.-петерб. купцов Мартына и Александра Глуховых, Даниила Никифоровича Голубина, Сергея Ивановича Савельева, Петра Дмитриевича Новикова, вязниковского купца Ивана Васильевича Водовозова и прочих доброхотных дателей, по проекту архитектора академии художеств профессора Андрея Алексеевича Михайлова, под «личным смотрением его», и каменных дел мастера Николая Стефановича Комелевского.
Постройка церкви продолжалась 12 лет; будучи доведена до купола, она, за недостатком средств, оставалась в таком виде более пяти лет. В 1819 г. было испрошено в духовно-учебном управлении при св. Синоде 50 000 руб. ассиг. заимообразно, на каковую сумму, «с присовокуплении к ней сборных денег», она окончательно была выстроена в 1823 г. и в том же году 23 ноября освящена преосвящ. Григорием, викарием с.-петербургским.
Церковь эта каменная, одноглавая, римской архитектуры, но значительно очищенной и примененной к архитектуре греческой, в пропорциях ордена коринфского. В основании она имеет форму четырехконечного креста. Высота церкви с крестом 24 саж., длина 21 саж., ширина 15.5 саж.; а внутри высота ее от пола до каменного купола 16 саж. 2 арш., длина 16 саж. 2 арш. от восточной до западной стены; ширина от северной до южной стены 14 саж. 1 арш.
Окон в церкви 24: 12 в самой церкви и 12 в куполе. В каждом из сих окон имеется по две деревянных рамы и с внешней стороны в 12 окнах церкви по одной железной решетке. В церковь ведут три входа – все с западной стороны: один главный с проспекта и два боковых с ограды. Под всею церковью находится подвал с каменными сводами. В боковых отделениях подвала устроены для отопления церкви 4 пневматических полу-печи.
Своды в церкви, в алтарях и во всех других местах – каменные, аркообразные, раскрашенные клеевою краскою в виде розеток. Пол во всем храме деревянный, простой работы, не крашеный, исключая алтарей, амвонов и клиросов, где полы выкрашены желтою масляною краскою.
В 1863 г., по проекту архитектора Болотова, высочайше утвержденному 9 августа 1862 г., западная поперечная стена церкви выломана, а боковые стены продолжены до колокольни. Таким образом, церковь соединилась с колокольнею, из какового соединения образовалась церковная трапеза с аркообразным сводом и с двумя боковыми, тоже аркообразными коридорами, служащими боковыми выходами из церкви. В трапезе три стеклянные двери: одна ведет в колокольню, а другие две в боковые коридоры, в которых по одному окну с двумя рамами и по одной деревянной двери в ограду. Под трапезою подвал, в котором устроены две четвертушки аммосовской печи и жилье истопника.
При церкви св. вмц. Екатерины до 1861 г. колокольни не было, а колокола висели на 4 столбах, покрытых железною крышею. В 1861 г. 3 сентября с разрешения епархиального начальства, по проекту, составленному во II отделении проектов и смет, и 29 марта 1859 г. высочайше утвержденному, заложена существующая ныне колокольня. В 1862 г. по просьбе прихожан составлен архитектором Василием Андреевичем Болотовым «изменительный проект», высочайше утвержденный 9 августа 1862 г., по которому и выстроена колокольня в 1863 г.
Эта колокольня каменная, четырехугольная, трехъярусная с каменными во всех ярусах сводами. Высота ее с крестом 27 саж., ширина 5 саж. 1 арш. 6 верш., длина 4 саж. 1 арш. 13 верш. Вся она снаружи и внутри оштукатурена и окрашена. Два верхних яруса по углам украшены колоннами из кирпича, переложенного плитою. Стропила колокольни, равно шейка и глава ее, железные, купол, глава, карниз и пояски обиты листовым железом и выкрашены масляною краскою. Лестница в колокольню железная. Крест на колокольне четырехконечный с продольными и поперечными прорезами. Шар, равно и крест, красной меди, вызолочены через огонь.
Постройка колокольни производилась с подряда государственным крестьянином Иваном Осиповичем Ледневым под личным «смотрением» академика архитектора Василия Андреевича Болотова на сумму церковную и доброхотных дателей, из которых потомственные почетные граждане: Григорий Петров, Александр Григорьев и Петр Стефанович Елисеев пожертвовали более 30 000 руб. на построение колокольни и соединение с церковью. На колокольне висят 10 колоколов: самый большой в 157.5 пудов, самый малый 30 фунт.
Священнослужители жалования ниоткуда не получают, а содержатся доходами за требоисправления и процентами с капиталов, положенных на вечное хранение, по 10 билетам на сумму 3507 руб. Церковного дома для помещения их не имеется и потому они с разрешения епархиального начальства получают на наем квартир достаточное пособие денежное из сумм церковных.
Приход Екатерининской церкви образовался их двух небольших частей, отделенных в 1824 г. от приходов Андреевского собора и Благовещенской церкви. Он занимает восточную часть Васильевского острова и заключается между Большою и Малою Невою и 2 линиею от Малого до Большого проспекта. Все прихожане довольно усердно посещают храм Божий по воскресным и праздничным дням.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г., в синодальной типографии.
Церковь Святой Екатерины была заложена 26 сентября (8 октября) 1811 года по проекту архитектора Андрея Михайлова 2-го. Строительство продолжалось двенадцать лет. Освящен храм 23 октября (4 ноября) 1823 года. После революции 1917 года храм был разграблен, а его последний настоятель протоиерей Михаил Яворский (зять священномученика Философа Орнатского) скончался в 1937 году в сталинских лагерях. С 1936 по 1953 год здание храма практически не эксплуатировалось. Во время блокады Ленинграда в июне 1942 года в часовню при церкви попали снаряды. Из рук ангела, венчающего купол, был изъят крест. В 1953 году перестроенное здание было занято Всесоюзным нефтяным геологоразведочным институтом. В марте 1996 года часть здания была возвращена верующим, и 1 декабря того же года состоялось малое освящение. 1 декабря 2000 года на колокольню был поднят позолоченный крест. 7 декабря 2004 года впервые был отслужен молебен святой великомученице Екатерине в освобожденной части церкви, под куполом.