храм великомученицы ирины в ростове на дону

св.великомученицы

Главная страница

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил верующих дома совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди. О том, как освятить куличи и яйца дома, а также встретить Пасху вдали от храма «Правмиру» рассказал протоиерей Максим Первозванский.

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Все богослужения храма Святой Великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дону проходят согласно Расписанию храма.

Записки для поминания на литургии и пожертвования

Россиянам посоветовали смотреть богослужения по телевидению

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

МОСКВА, 29 мар — РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал воздержаться от посещения храмов из-за распространения коронавирусной инфекции.

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

В Храме святой вмчц.Ирины г.Ростова-на-Дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону. Читать дальше »

Подать записки на Великий пост

В храме св.вмч.Ирины г.Ростова-на-Дону

принимаются ПОСТОВЫЕ ЗАПИСКИ

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дону

Храм-часовня св. великомученицы Ирины находится по адресу: г.Ростов-на-Дону, просп. Ленина, 54

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм-часовня св. великомученицы Ирины сооруж ена силами Свято-Георгиевского прихода г. Ростова-на-Дону (пр. Коммунистический, 38 Б) в 2006 году.

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм-часовня находится на территории воинской части, располагающейся в корпусах бывшего РАУ. Настоятель храма Георгия Победоносца, протоиерей Владимир Тер-Аракельянц, осуществляет программу сотрудничества между воинской частью и Ростовской-на-Дону епархией РПЦ, принимает участие в различных мероприятиях, проводимых военнослужащими совместно с Церковью.

В часовне регулярно совершаются православные Богослужения ― Божественная Литургия по воскресениям и в дни двунадесятых и великих праздников, Таинства Крещения и Браковенчания, а также служатся заказываемые верующими молебны, водосвятные молебны и литии за упокой.

Усилиями прихода своды часовни покрыты православными росписями, прилегающая к часовне территория благоустроена.

Источник

св.великомученицы

Духовенство

с декабря 2018г. по настоящее время

Настоятель храма святой великомученицы Ирины г.Ростова-на-Дону

Протоиерей Мекушкин Андрей Александрович

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Хиротонисан во диакона:

Кем совершена диаконская хиротония:

митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Котляровым)

Хиротонисан во иерея:

Кем совершена иерейская хиротония:

митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Котляровым)

Сан в настоящее время:

Архиерейская грамота 2004г., сан протоиерея 2008г., набедренник 1995г., камилавка 1998г., наперсный крест 2003г., палица 2012г., грамота Синодального отдела Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2013г., крест с украшениями 2014г., медаль свмч. Николая Попова 2018г.

Московская духовная семинария 2006г. Московская Духовная Академия 2012г. Аспирантура Православного университета Св. Иоанна Богослова.

Ташкентский Государственный Педагогический Института. Специальность: Учитель русского языка и литературы. Аспирантура ЮФУ по специальности философия религии. Лауреат конкурса «Учитель года». Кандидат философских наук, доцент.Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки ЮФУ «Комплексная помощь в кризисных ситуациях» 2014г. заведующий кафедрой «Православная культура и теология» ДГТУ, победитель всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» 2015г.

Протоиерей Андрей Мекушкин: «Без любви к Богу нет любви к природе»

до декабря 2018г.

Протоиерей Владимир Тер-Аракельянц,
настоятель прихода

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Протоиерей Владимир (Владимир Аракелович Тер-Аракельянц) родился в 1958 году.
В 1991 году рукоположен в сан иерея, в 2002 году Патриархом Алексием II возведен в сан протоиерея.

Кандидат технических наук, кандидат богословия с 2000 года, кандидат философских наук.
Настоятель прихода храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца с 1994 года.

Протоиерей Игорь Дудаков

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Протоиерей Игорь Алексеевич Дудаков родился в 1957 году.

В 1985 году окончил Ростовский ордена Дружбы народов медицинский институт.
23 сентября 1990 года рукоположен в сан диакона еписком Азовским Сергием (Полёткиным), викарием Ростовской и Новочеркасской епархии.
21 ноября 1990 года рукоположен в сан иерея митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Сабоданом), Патриаршим Экзархом Западной Европы, управляющим делами Московской Патриархии.
28 апреля 2013 года возведен в сан протоиерея.

Назначен штатным клириком прихода храма великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону.

Иерей Сергий Деликатный

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Иерей Сергий Анатольевич Деликатный. В 1997-2001 г. проходил обучение в Ставропольской духовной семинарии (ректор – митр. Гедеон (Докукин), которую успешно окончил. Дипломная работа: «Христианский взгляд на патриотизм и войну».

7 апреля 2012 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Высокопреосвященнейший Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский, рукоположил иподиакона Сергия Деликатного во диакона.

8 апреля 2012 года, в 6-ю неделю Великого поста, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Глава Донской митрополии, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, совершил Божественную литургию в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. За богослужением владыка митрополит рукоположил диакона Сергия Деликатного во пресвитера.

Указом митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия назначен штатным клириком прихода храма великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону.

Иерей Андрей Новиков

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Иерей Андрей Юрьевич Новиков родился в 1970 году.

Назначен штатным клириком прихода храма великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону.

Источник

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена

Литургия под открытым небом Праздник Святой Троицы

7 июня 2020г. в 7:15 на Праздник Святой Троицы

литургия будет совершаться на улице на подворье Храма св.вмц.Ирины
Показать полностью.

г.Ростов-на-Дону (пр. Ленина, 54 – напротив ДК «Роствертол»)

После литургии будет отслужен водосвятный молебен.

Записки на проскомидию,

обедню, водосвятный молебен, сорокоусты, сугубое прошение и пожертвования за требы и свечи в храм можно подать в Сбербанк-онлайн

и в свечной лавке храма

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена
Марина Алехина поделилась ссылкой

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена

Паломническая поездка с 12.07-17.07.2020г.

ПРОГРАММА ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ»

(В РАМКАХ АПРОБАЦИИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И ПРАКТИК В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕОЛОГИИ И ДИСЦИПЛИН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАФЕДРЫ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И ТЕОЛОГИЯ» ДГТУ) ДАТЫ ПОЕЗДКИ: 12.07-17.07.2020 ГОДА
Показать полностью.

ЗАДОНСК: Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, мощи св.Тихона Задонского (г. Задонск).

МОСКВА, МОСКОВСКАЯ ОБЛ.: Храм Христа Спасителя; Покровский ставропигиальный женский монастырь, мощи св.Матроны Московской; Даниловский монастырь, мощи св.блгв.Даниила Московского; Свято-Троицкая Сергиева лавра, мощи св.прп. Сергия Радонежского; Покровский женский монастырь, мощи прп. Кирилла и Марии (Хотьково); Николо-Угрешский монастырь (основан в 1380г. св. Дмитрием Донским); Серпуховский Высоцкий мужской монастырь (осн. по благословению прп. Сергия Радонежского в 1374г.).

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ.: Костомаровский Спасский монастырь; Свято-Успенский Дивногорский монастырь.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ: монастырь «Оптина пустынь» (г. Козельск); Казанский Свято-Авмросиевский женский монастырь (с. Старое Шамордино).

Приглашаем поклониться величайшим святыням

христианского мира. Запись в свечной лавке

храма св. вмц. Ирины г. Ростова-на-Дону (тел. 292-49-70)

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена
Марина Алехина

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена
Марина Алехина поделилась ссылкой

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена

2 мая день памяти святой блаженной Матроны Московской

2 мая по календарю Русской православной церкви отмечается день памяти святой блаженной Матроны Московской, который был установлен в день ее кончины 2 мая 1952 года.

Молебен блаженной Матроне Московской будет проходить 2 мая в 9ч. 00мин. в храме святой вмчц.Ирины г.Ростова-на-Дону по адресу пр.Ленина, 54 – напротив ДК «Роствертол».
Показать полностью.

Записки на молебен, сорокоусты, сугубое прошение и пожертвования за требы и свечи в храм можно подать в Сбербанк-онлайн +7(928)213-88-98 настоятель храма

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена

РПЦ призывает женщин не перечить мужьям

Глава синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Пантелеимон высказал мнение, что во избежание конфликтов в семье жена не должна делать мужу замечаний. Он рекомендовал женщинам наложить на себя наказание за замечания супругу.

«Как жить в послушании мужу, меня спрашивают. Нужно для начала перестать делать замечания»,— сказал иерарх в прямом эфире в интернете (цитата по «Интерфаксу»). «Например, дать такое обещание Богу: если я делаю замечание, то я делаю вечером 10 поклонов, несмотря на Пасху, или целый день не ем шоколад, или не сижу в интернете»,— такие ограничения посоветовал он сделавшим замечания супругу.

храм великомученицы ирины в ростове на дону

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена
Марина Алехина

На самоизоляции Федор Конюхов смастерил 300 скворечников.
А что вы, и для кого, сделали полезного в этой жизни?

НА САМОИЗОЛЯЦИИ ФЁДОР КОНЮХОВ СМАСТЕРИЛ 300 ДЕРЕВЯННЫХ СКВОРЕЧНИКОВ
16 апреля 2020
Показать полностью.

Известный российский путешественник, член РГО Фёдор Конюхов нашёл себе полезное занятие на время самоизоляции — исследователь мастерит скворечники для пернатых, причём практически в промышленных масштабах.

Фёдор Конюхов застал пандемию коронавируса СOVID-19 в своем домике в Тульской области. «Этой весной я дома, впервые за много лет, — отмечает путешественник. — Я не могу пойти ни к Северному полюсу, ни в Гренландию, ни плыть на яхте от берегов Англии или Австралии. Я строю скворечники, чтобы хотя бы эту принести пользу. И заодно отдыхаю».

С начала карантина неутомимый Фёдор Конюхов смастерил уже 300 деревянных скворечников. Все они — разные по дизайну, с односкатными или двускатными крышами. «Приятно, когда везде скворечники», — говорит путешественник. До 9 мая он надеется сделать ещё как минимум 100 домиков для птиц.

Сейчас 68-летний россиянин также пишет книгу «Мой путь к мысу Горн» о своём путешествии через мыс Горн на весельной лодке, делает наброски к будущим картинам, пересматривает фильмы, на которые раньше не было времени, читает новые книги и перечитывает произведения любимых авторов — Жюля Верна и Максима Горького.

«Если вы не можете выйти, учитесь, читайте книги, снимайте фильмы о себе. Дома всегда есть чем заняться, — говорит Федор Конюхов. — Большие экспедиции и международные проекты пришлось поставить на паузу. Надо набраться терпения и переждать это испытание. Я думаю, человечество выкарабкается. С одной стороны, все говорят — плохо, что есть глобализация, а с другой стороны — это хорошо. Мы друг друга держимся… Будьте аккуратны, берегите себя и своих близких. Мы все в одной лодке и каждый из нас может повлиять на ситуацию. Молюсь за вас».

Напомним, что Фёдор Конюхов в одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику. Он первым из россиян побывал на всех «Семи вершинах» (высочайшие точки всех континентов), а также совершил в одиночку экспедиции на Южный и Северный полюс. Является обладателем национальной премии «Хрустальный компас» и мировых рекордов из книги Гиннесса.
видео: https://youtu.be/ezF4kTS7qLg
ссылка на источник: https://www.rgo.ru/ru/article/na-samoizolyacii-fyodor..

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой великомученицы Ирины г.Ростов-на-Дон запись закреплена

Как освятить куличи и яйца дома самим

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил верующих дома совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди. О том, как освятить куличи и яйца дома, а также встретить Пасху вдали от храма «Правмиру» рассказал протоиерей Максим Первозванский.
Показать полностью.

«…в Великую субботу вы включите трансляцию, увидите, как Святейший Патриарх окропляет куличи, и окропите свои собственные куличи. Или сами споете тропарь второго гласа «Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный», который специально выучите для этого случая, если еще не знали его наизусть. Вы прочитаете молитву на освящение всякой вещи, окропите ваши куличи, пасху, яйца святой водой, и, поверьте, духовная польза от этих сопутствующих и не главных вещей (потому что, понятно, Пасха — это не про куличи и яйца) большая.

Тропарь воскресный. Глас 2-й:
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Молитва на освящение:
Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Надо понимать, что освящение кулича — это не какое-то сакраментальное действие, при котором читается какая-то особая молитва. Это просто благословение пасхальных снедей, то есть, еды…»

полный текст читать ниже:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил верующих дома совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди. О том, как освятить куличи и яйца дома, а также встретить Пасху вдали от храма «Правмиру» рассказал протоиерей Максим Первозванский.

Священник Максим Первозванский

Как освятить кулич дома?

Как освятить куличи и яйца дома, а также встретить Пасху вдали от храма «Правмиру» рассказал протоиерей Максим Первозванский.
— Я сторонник всевозможного обрядового ритуального и украшательского сопровождения нашей жизни. Ставить вербу в вазу на Вход Господень в Иерусалим; березками украшать свое жилище на Троицу; купаться на Крещение в проруби; выпускать птиц на Благовещение; освящать яблоки на Преображение и так далее — все это очень важно и очень здорово.
Безусловно, это внешнее не является центром и смыслом самого события и нашего переживания его, но очень хорошо помогает нам прийти к этому переживанию.
Нынешний год дает нам дополнительные возможности вот для этого внешнего делания. Понятно, сам приход в храм для освящения куличей для церковных людей — вообще не центральное событие бытовой подготовки к Пасхе. То есть, если человек пошел в булочную и купил кулич, и с этим куличом пришел в храм, то да, для него этот момент, что священник окропил кулич святой водой и прочитал молитву, возможно, является центральным.
А если человек в среду встал до рассвета, как положено, и начал красить яйца, потом в Великий четверг, в перерывах между службами начал сам печь куличи, достав рецепт, который еще его бабушка рукой своей собственной написала в 1953-м году, то приход непосредственно в храм с этими куличами и с этими яйцами, и с этой пасхой, становится лишь некой точкой. Тем более, главное, для чего мы в Великую субботу приходим в храм — не освятить куличи, а поклониться святой Плащанице.
Но вот все это — встать до рассвета, подготовиться, в суете повседневной жизни удавалось не всем. В этом году у нас есть возможность это сделать, в том числе — в четверг самостоятельно испечь куличи, а не купить их в булочной или даже в храме. И это будет замечательное трудовое усилие, почти молитвенное. Особенно если вы действительно будете сопровождать это молитвословием. И, таким образом, вся ритуально-обрядово сопровождающая Пасху история может заиграть у нас новыми красками.

А потом, в Великую субботу вы включите трансляцию, увидите, как Святейший Патриарх окропляет куличи, и окропите свои собственные куличи. Или сами споете тропарь второго гласа «Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный», который специально выучите для этого случая, если еще не знали его наизусть. Вы прочитаете молитву на освящение всякой вещи, окропите ваши куличи, пасху, яйца святой водой, и, поверьте, духовная польза от этих сопутствующих и не главных вещей (потому что, понятно, Пасха — это не про куличи и яйца) большая.

Тропарь воскресный. Глас 2-й:
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Молитва на освящение:
Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

Надо понимать, что освящение кулича — это не какое-то сакраментальное действие, при котором читается какая-то особая молитва. Это просто благословение пасхальных снедей, то есть, еды. Мне вообще глубоко чуждо, когда скорлупки от крашеных яиц собирают и не выкидывают, или еще чего-нибудь делают в подобном духе. Это всего лишь еда, которая носит некоторое символическое действие.

Источник

св.великомученицы

В помощь кающимся

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Батюшка. рассказал, как два инока за одну вину были посажены в темницу на 40 дней, и когда их выпустили, то их наружность оказалась разной: один похудел, как щепка, а другой вышел розовым, радостным. Братья спросили о том, что каждый из них думал. Один, который сделался худым, сокрушался о своем грехе, укорял себя и плакал, просил у Господа прощения, чистосердечно каялся. А другой, сознавая всю тяжесть своей вины, от глубины души благодарил Господа, что Он, по милосердию Своему, за тяжелый его грех дает здесь ему потерпеть и покаяться. Братья помолились, чтобы Господь открыл им, прощены ли они, эти два брата, и узнали, что они оба прощены одинаково.

Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. Первые поги­бают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности. Это – самое драго­ценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, сознание своей греховнос­ти: „Боже, милостив буди мне грешному!» Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотрите, мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись. Господь сказал: «Я пришел спасти не праведных, а грешных. » (ср.Мф.9,13). Кто здесь разумеется под праведниками? Это, конечно, относится и к человекам, не сознающим своей греховности, но все-таки грешным.

В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.

Когда в церковь идешь, и из церкви приходишь, должно читать «Достойно есть». А в церковь пришедши, положить три поклона: «Боже, милостив буди мне» и прочее.

Входи в церковь, как в дом Божий. И находись в храме, как в дому Божием, с сознанием присутствия Божия, удаляясь всякой вольности и развязности.

Когда не имеешь время много на молитву, довольствуйся тем, сколько имеешь, а Бог примет твое произволение, помни, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайся давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше.

Ты ищешь чистой и горячей молитвы, что достигается многим временем и смирением.

Хорошо молиться перед распятием, вспоминая страда­ния Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения, при этом смиряется дух

Источник

Храм святой Ирины

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой Ирины запись закреплена

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой Ирины запись закреплена

Несколько кратких слов о иконе «Казанская»:
«Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.»
(По материалам сайта: https://pravoslavie.ru)

Несколько слов о Дмитриевской родительской субботе:
«Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.»
(По материалам сайта: https://pravoslavie.ru)

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой Ирины запись закреплена

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
Показать полностью. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В ХIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества. восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в ХII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в ХII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрой нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой Ирины запись закреплена

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, Слава Тебе.
Пресвятая Богородице спаси нас.
Святая вмц. Ирина и все святые, молите Бога о нас.

храм великомученицы ирины в ростове на дону

Храм святой Ирины запись закреплена

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основатель ее, преподобный Сергий (в миру Варфоломей), был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте.
Показать полностью. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келлию и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келлии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келлии медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но, видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 г., когда святитель Алексий вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келлии одного брата. Но в час крайней нужды по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» – и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия как отца и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314–1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969;), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника – в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.

«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, – изъяснял святой Григорий Богослов, – будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом». Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став «причастником Божеского естества» (2Пет.1:4). «Кто любит Меня, – сказал Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Радонежский подвижник, его ученики и собеседники обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. В учении преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.

Претворением богословского ведения преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.).
К преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение – для назидания и молитвы, за помощью и исцелением – тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *