храм весты в древнем риме
Храм Богини Весты
Ничто так не характеризует могущество Римской империи, как храм богини Весты. Когда-то давно этот храм был одним из самых больших и красивых зданий во всей империи. Давайте представим, как выглядел храм в своем первозданном виде, а так пробежимся по его истории.
Храм Богини Весты: история
В древнем Риме одна из самых известнейших богинь — Веста, являвшаяся дочерью Бога Сатурна, олицетворяла жертвенный огонь и пламя, а также покровительницу семейного очага. Она была чиста до кончиков пальцев и до конца своих дней, и она не вышла замуж ни за Меркурия, который так сильно ее добивался ни за Апполона, а поклялась головой Зевса, что сохранит свою девственность, в связи с этим богиню также назначили главным символом хранения тайн, идеального исполнения своего главного долга и неподкупности.
По одному из старых сказаний, храм построил в честь неё почти самый легендарный царь Помпилий или по некоторым другим данным, Ромул. В самом центре располагался очаг и в нем горел яркий огонь, если он угасал, служащие воспринимали это как знак богини Вестии.
Огонь существовал как символ бессмертия и силы города, неприступности и неизменность порядков и устоев Рима, поэтому он тщательно поддерживался в хорошем состоянии молодыми дочерями царя, а затем и шестерыми жрицами богини.
В наши дни это одно из самых древнейших и значимых античных построек Рима. Если увидеть это вживую, то сложно заявить, что это храм, сейчас от него остались только развалины, а так же старинные останки.
Римский форум — это центральная часть города, раньше был самой главной улицей в жизни горожан, там собрано огромное количество важных и значимых и по сей день монументов, построек и зданий, среди них, недалеко от храма самого Цезаря, и расположился храм Весты. Раньше он составлял часть общего архитектурного выстроенного комплекса вместе с местом жительства для Весталок и объединялся топографически и функционально с пристройкой известного понтифика Великого — Регией.
Самые важные святыни старинного государства находились в нем, прибывшие прямиком из города Трои, величайшим Энеем. Важной из тех стал памятник Паллады, ее в древнегреческой мифологии сравнивают с богиней Греции Афиной, а римляне с Миневрой.
Как выглядел храм до того, как был разрушен
В былое время в городе из года в год девятого июня праздновался праздник Весты, жители города босиком, без обуви направлялись в храм, преподносили пожертвования, предназначавшиеся богине.
Её умоляли и просили получить её покровительство и заступиться за свой уют и мир в доме, за сохранение гармонии в семье, а так же за свои города. Вокруг очага Вестии все жители Рима объединялись в одну большую семью. В день праздника также запрещалось как либо эксплуатировать ослов. Ведь по приданию именно громкий крик данного существа однажды пробудил богиню и предупредил об опасности, а именно надвигавшемся пожаре.
Весту редко изображали в виде скульптур, неизвестно с чем это связано.Когда она все же была запечатлена, она была изображена в образе молодой, красивой и богато, роскошно одетой девушкой с закрытой головой и плечами.Намного чаще ее лицо можно увидеть на старинных монетах с изображением факелов, либо палладиумом. Впервые изображения Весты были помещены на денарий в сто шестом году до нашей эры монетария Гая Сульпиция Гальбы. Кроме богини на древних монетах можно встретить объединяющий все государево храм Весты.
Весталками звались самые важные и почтенные жрицы древнего Рима, в их главную роль и обязанность входило поддержание сохранения огня в храме, ведь пока он горит в городе, по приданию не может произойти абсолютно никакой беды. Если весталки допускали ошибку и пламя потухало, их жестоко и дико наказывали плетьями, но один раз в год огонь намерено гасился и именно в праздник Новый год (в то время в Риме он отмечался первого числа марта). От свежего пламени огня, римляне создавали новый огонь в очагах римских курей. Помимо поддержания очага, весталки обязаны были заниматься различного рода обрядами и ритуалами, посвящённых непременно богине, также они существовали и как главные хозяйки и хранительницы старинных священных символик государства и города. В дни праздников Весталии они торжественно и ярко выносили прямиком из храма пепел Священного пламени и скидывали его в Тибр.
Чтобы стать жрицами, девочки проходили очень строгий отбор: выбирались только самые чистые девочки, без малейших физических и моральных пороков и изъянов, благородного происхождения в раннем юном возрасте от шести до десяти лет. Свои должностные обязанности им приходилось выполнять в течении последующих трех десятков лет, в первое десятилетие они обучались, второе десятилетие служили храму, а третье десятилетие обучали последующих служащих.Повиновались они непосредственно главному Верховному жрецу, возглавлявшим коллегию понтификов.
Звание жрицы предполагало собой множество преимуществ. Например, в городе они были в большом почете, они имели власть и уважение, ценные вещи и документы доверяли именно им, также они имели право даровать жизнь тем, кто был приговорён к смерти и осуждённым гладиаторам, само собой если при боях отсутствовал император. У весталок имелись и материальные преимущества, они получали приличный большой дом, с собственным садом, огромное денежное состояние, места в ложе самого императора, по городу они имели право передвигаться на колеснице, а также многие другие привилегии. За особые хорошие заслуги им ставили статуи, и напротив, за противоречие, либо своего рода оскорбления в их адрес, виновному грозила смертная казнь. За все это им приходилось расплачиваться обетом целомудрия на протяжении всего срока службы в тридцать лет.За нарушения этого правила, весталки лишившиеся девственности были захоронены заживо, им вырывали небольшую земляку с минимальным количеством еды и вода и помещали их туда, плотно запечатывали ее, а ее соучастника теп временем лестовка избивали до смерти. Но к счастью, по окончанию срока их тридцатилетней службы они имели право выходить замуж и жить спокойной и мирной жизнью обычных людей, но с некоторыми привилегиями.
Существует сказание, что мать основателей Рима Рея Сильвия, когда-то была весталкой, и тоже поплатилась с жизнью за нарушения этого серозного правила, неизвестно насколько оно правдиво, но об этом ходят легенды.
Изначально храм Весты в Риме был построен полностью соответствующим духу и стилю римских сооружений и жилищ того времени — представлял собой сооружение из глины и бетона, был покрыт тростником и соломой.
В истории существования храма существует немало опасных случаев, когда священное сооружение едва ли не было целиком разрушено, среди них многочисленные разграбления и неоднократные пожары, поэтому он ни раз перестраивался с самого начала. Учёные историки выяснили около семи этапов существования храма и семь отличающихся вариантов самого построения,это значит что было около семи пожаров, о вторых мы сейчас и поговорим. Самый первый был построен из глины, его последующий вариант из кирпича. После чего был сильно поврежден и разрушен путём пожара в триста девяностом году до нашей эры и отреставрирован, но уже из камня с вкраплением дерева, но к сожалению, и он не смог справиться с настигающей опасностью, снова это был пожар, но уже в двухсот сорок первом году до нашей эры.
Храм опять же восстановили, но он снова чуть не сгорел дотла в двухсот десятом году до нашей эры, хотя во время нападения стихийного огня и сгорело многочисленное количество зданий в округе. Огромное спасибо стоит оказать тринадцати рабам, которые и спасли сооружение, за это в дальнейшем они получили долгожданную и заслуженную ими свободу. В неприступном и нетронутом виде храм простоял около двухсот лет, после чего снова был обречён гореть, его снова перестроили, на этот раз — мрамор. В великом пожаре шестьдесят четвёртого года до нашей эры он практически целиком сгорел, после чего был вновь восстановлен спустя в самый короткий в истории храма срок в один год благодаря Нерону. В самый завершающий раз храм богини Весты был подвержен реконструкции в связи с очередным сильнейшим пожаром в сто девяносто первом году. Реконструкция осуществлялась Юлией Домной, которая являлась женой императора Рима Септимия Севера.
Позднее храм обнаружил археолог из Италии Родольфо Ланциани путём раскопок тысяча восемьсот семьдесят седьмого года. В последующих раскопках были обнаружены остальные части — куски стен, высокий подиум, колонны и другие архитектурные находки. Все это помогло максимально точно реконструировать античное сооружение.
Храм состоял из белого, молочного мрамора, у него было двадцать огромных колонн выполненных в римско-коринфском стиле, которые между собой были соединены металическими решетками, также отработанный мрамором подиум, куполообразную крышу с имеющимся отверстием в середине, для того чтобы выходил дым выделяемый из Священного огня.
На сегодняшний момент храм это ничто иное как огромная груда античных развалин, поэтому мы сможете лицезреть лишь небольшой фрагмент когда-то очень изящного и величественного здания, которые сохранились после последней реставрации сто девяносто первого года.
Что посмотреть в храме Богини Весты
Сейчас это даже не храм, а его останки, но вы можете наблюдать за живописными античными руинами, за ещё сохранившимися стены небольшого размера, в когда-то огромном здании, остатками подиума и колоннами, некоторыми статуями, разрушенными домами весталок и окружающим здание портиком. Само собой если включить фантазию, можно представить и увидеть перед собой населяющих старый Рим жителей, весталок, разъезжающих на колеснице и многое другое, нужно лишь включить немного фантазии и воображения. В близи храма рекомендуется обратить внимание на дома весток, от них сохранился только прямоугольный формы «атриум», который в своё время был обрамлен двумя этажами портиков стоявших на колоннах.
В этих портиках как раз стояли статуи тех самых верховных жриц Вестии, некоторые из них можно наблюдать и по сей день. Таких статуй найдено около двенадцати, но только из трёх у них уцелела голова с лицом.
Как добраться до храма
Чтобы добраться до так называемого жилища весталок и храма Весты можно немного пройтись от Колизея, который стоит очень близко к Римскому Форуму и площади венеции от Капитолийского музея. Самая ближайшая станция метро Colloseo, линия B.
Хочется отметить, что храм играет огромную роль в истории и создании Рима, не стоит ехать туда не знающи историю создания этого великого и величественного творения античного времени, ведь это не будет иметь такого смысла, вам покажется, что это лишь груда развалин и не более, но у этой груды развалин есть своя очень интересная и интригующая история появления. Надеемся, что вы прочтёте статью сначала и вам она будет интересной и познавательной. А мы желаем вам хорошего путешествия и хорошей поездки. Удачи!
Видео про храм Богини Весты
Храм Весты
Храм Весты (лат. Aedes Vestae, итал. Tempio di Vesta) — развалины одного из древнейших храмов Римского форума, возведённого в честь богини Весты, хранительницы семейного очага. Основная функция сооружения заключалась в том, чтобы поддерживать огонь Весты, священного символа Римского государства и общества.
Первое здание храма было построено в VII веке до н. э. и представляло собой постройку из обмазанных глиной камней, покрытых соломой и тростником. Строение в духе римских жилищ того времени простояло не долго. Затем Храм неоднократно перестраивался из-за регулярных возгораний, которые преследовали его на протяжении всего существования. После сильнейшего из них в 191 году реконструкцией лично руководила Юлия Домна (жена римского императора Септимия Севера). С тех пор Храм Весты больше не претерпевал значительных изменений.
Храм представлял собой сооружение круглой формы, по внешнему кругу которого были установлены 20 колонн в коринфском стиле. Диаметр здания, выложенного мраморными плитами, составлял около 15 метров. Внутри располагалось святилище для поддержания огня, а в крыше находилось отверстие для беспрепятственного выхода дыма. Храм входил в единый комплекс с Домом весталок, и резиденцией Великого понтифика.
Помимо своей главной функции — сохранения жертвенного огня, здесь находился тайник, где хранились символы империи, которые, по легенде, Эней привёз из Трои. Самыми важными из них были Палладиум (священная статуя-оберег, изображавшая Афину) и изображение богини мудрости Минервы.
Первыми жрицами, охраняющими священный огонь Храма Весты, были дочери царя. Их было четверо, и у каждой была своя миссия. Впоследствии жриц стало шестеро. Только девочки шести или десяти лет из знатных семей патрициев могли быть удостоены чести стать весталками. В течение 30 лет, соблюдая строгий обет девственности, они несли службу в Храме Весты. В конце этого срока весталки могли отказаться от служения и выйти замуж. Служительницы храма пользовались определёнными льготами, которых никогда не было у других женщин. Они освобождались от налогов, награждались гражданскими почестями и денежными подарками, могли свидетельствовать в суде и даровать помилование осуждённым. Нападение на весталку считалось святотатством и каралось жестокой смертью.
В 394 году, из-за запрета на проведение языческих культов и обрядов, Храм был закрыт и пришёл в упадок. Только в результате раскопок в 1877, итальянский археолог Родольфо Ланциани, обнаружил и смог определить развалины древнего строения как Храм Весты. В наше время античный памятник представляет собой небольшой фрагмент, когда-то изящного строения. Несколько внешних колонн, руины самого здания и портики, что остались от ограждения, служат напоминанием былого величия служителей богини Весты. Внешне Храм был очень похож на существующий по сей день Храм Геркулеса Виктора.
Храм Весты — олицетворение мощи и незыблемости Вечного города
История
Храм был построен в 7-м в. до н. э., предположительно во время правления царя Нумы Помпилия. Местом его расположения стал Римский Форум. За долгое время своего существования храм неоднократно горел и заново восстанавливался. Окончательным вариантом строения стало здание круглой формы, фасад которого был построен из мрамора белого цвета. Это сооружение было окружено 20-ю коринфскими колоннами, которые возвышались на подиуме, отделанном мрамором. Между колоннами были решётки. Во время большого пожара в Риме в 64-м году н. э. храм вновь сгорел, однако снова был быстро восстановлен.
В храме располагался тайник, в котором хранились имперские символы, привезённые, согласно легенде, Энеем из Трои. Одним из таких символов был Палладиум – изображение богини Минервы. Вероятно, тайник был в углублении, размеры которого составляли 2,4 на 2,4 м. Он был расположен в подиуме и попасть в него было возможно исключительно из святилища.
На современном Римском Форуме сохранились остатки храма Весты, который был реконструирован после пожара 191-го года. В восстановлении принимала участие Юлия Домна, супруга императора Рима Луция Септимия Севера, которая была большой почитательницей богини. Во время правления императора Феодосия I языческие культы были окончательно полностью запрещены (это произошло в 394-м году), в том числе и культ Весты. Потому храм Весты в Риме вскоре разрушился. Его руины были обнаружены лишь в 1877-м году в ходе раскопок. Они напоминают о почитании древними римлянами своего божества семейного очага.
Что посмотреть
Храм Весты сложно отнести к хорошо сохранившимся памятникам древности, но все же его развалины могут немало рассказать об архитектуре этого святилища. Круглое здание окружало 20 мраморных колонн на небольших постаментах, а внутрь вел широкий вход с несколькими ступенями. Неизвестный архитектор сделал постройку величественной, как и подобает главной государственной святыне.
К сегодняшнему дню, от когда-то красивого храма, осталось всего 3 колонны на подиуме
Неподалеку от храма за ограждением можно увидеть фрагмент фасада храма, который был найден гораздо позже
Центральной деталью интерьера был, конечно, очаг со священным огнем. Дым от него уходил через специальное отверстие в крыше. Согласно легенде, под очагом хранились настоящие сокровища Древнего Рима — статуя богини Паллады (Палладиум), некогда сброшенная Зевсом на землю и с тех пор оставшаяся в легендарной Трое. Одни мифы говорят, что из Трои ее похитил Одиссей, другие же — что статую вынес Эней. Как бы там ни было, в результате она попала в Рим и стала настоящей святыней, государственным оберегом. О месте ее хранения знали только весталки и верховный жрец — Великий понтифик (а эту должность нередко занимал сам император). Неприкосновенность святыни была для римлян гарантией того, что государству ничего не угрожает.
Весталки были обязаны поддерживать огонь в храме день и ночь, так как римляне верили, что благодаря этому они находятся под защитой
Дом весталок, к сожалению, сохранился не лучше, чем святилище Весты. От него остались только фрагменты стен и прямоугольник атриума, в котором сегодня находится небольшой пруд. Также можно увидеть основания древних колонн — некогда они обрамляли атриум, и каждая была украшена статуей весталки. При археологических раскопках было найдено 12 таких скульптур в разной степени сохранности. Некоторые из них остались на Римском форуме, они установлены на сохранившиеся основания колонн.
Дом весталок — вид с Римского форума
Сегодня здесь расположены остатки скульптур, посвященных невинным жрицам
Интересно: есть версия, что Дом весталок изначально был жилищем Великого понтифика. Но в 12 году до нашей эры император Август, занявший должность верховного жреца, подарил его хранительницам огня.
Часы работы и стоимость билетов
Храм Весты можно посмотреть в часы работы Римского форума:
Время закрытия зависит от сезона, дольше всего форум работает в летние месяцы.
Стоимость билетов:
Забронировать билет, который также дает право на посещение Колизея, можно на сайте.
Увидеть храм Весты можно только в составе экскурсии по Римскому форуму, на котором находится еще достаточно много достопримечательностей
Интересные факты
Чтобы сэкономить на посещении бессчетного количества достопримечательностей Рима, стоит купить туристическую карту Roma Pass в специальных пунктах для туристов
Полезные советы
Панорама у храма Весты в Риме
Культ Весты
Богиня Веста была дочерью бога Сатурна и олицетворяла домашний очаг. Она покровительствовала семье и была одной из наиболее уважаемых богинь античного мира.
Веста не вступила в брак ни с Аполлоном, ни с Меркурием, которые к ней сватались, поклявшись хранить девственность. За то, что она не нарушила свою клятву, Юпитер приказал поклоняться Весте в каждом храме и в самую первую очередь подносить ей дары на каждом семейном очаге, возле которого ставились изображения и других богов и богинь. При этом Весту практически никогда никак не изображали – эта богиня всегда сама присутствовала в кругу семьи, собиравшейся возле очага, будучи как бы самим горевшим там огнём. Этот огонь, непрерывно горевший в храме богини, был атрибутом вечности Рима и нерушимости государства.
Те очень немногочисленные скульптурные изображения Весты, которые всё же были созданы и дошли до нас, изображают её молодой и богато одетой женщиной, при этом её голова всегда покрыта. Изредка её изображали также на монетах, с такими атрибутами, как факел, палладиум, патера (блюдо для жертвоприношений), скипетр.
Каждый первый день года (в Древнем Риме это было 1-е марта) огонь в торжественной обстановке зажигали снова с помощью стекла от солнечных лучей или при помощи трения, поскольку важно было, чтобы он был получен природным путём. Следили за ним вначале дочери царя, потом это стало обязанностью жриц культа Весты — весталок.
Краткое описание
Храм Весты (Tempio di Vesta) – одно из наиболее древних и значимых культовых сооружений Рима. Это некогда величественное строение, от которого к настоящему времени остались одни развалины, было возведено на знаменитом Римском Форуме и посвящено богине Весте, хранительнице домашнего очага.
Общий вид храма Весты
Римский Форум (Forum Romanum) – площадь в центральной части Древнего Рима – служил в те времена местом сосредоточения всей общественной жизни горожан и постепенно обрастал все большим количеством значимых для них монументов, зданий и сооружений. Храм Весты стал одним из них и расположился в его юго-восточной части неподалеку от храма Цезаря.
Он составил единый архитектурный комплекс с Домом Весталок и был функционально и топографически объединен с резиденцией Великого понтифика – Регией. В нем вечно горел Священный огонь, и хранились важнейшие святыни Римского государства, по преданиям, доставленные сюда из Трои Энеем. Главной из них была деревянная статуя Паллады, которую в римской мифологии отождествляют с богиней Минервой, а в греческой – с Афиной. И которая, являясь по сути талисманом для места, в котором хранится, служила оберегом для этого города во время Троянской войны. Этот античный палладиум и другие, священные для римлян предметы, с тех времен были надежно спрятаны в тайнике храма Весты (предположительно в глубине его подиума), попасть в который было возможно только из святилища. Изображения самой богини Весты в этом культовом месте никогда не было, ее олицетворял здесь вечно горящий Священный огонь
Вид храма со стороны храма Диоскуров
Весталки
В храме служили шесть весталок. Они избирались из физически здоровых девочек в возрасте 6-10 лет, дочерей патрициев (высшей прослойки древнеримского общества). Служба длилась 30 лет. При этом в течение первых 10-и лет весталка только училась, а в течение 10-и последних лет – сама обучала новеньких. Таким образом, лишь с 11-го по 20-й год службы жрица храма занималась именно служением и ничем больше. История сохранила до наших дней имена множества весталок, их статуи столетиями стояли в храме.
Обязательным условием для службы богине было сохранение своей девственности. Весталку, которая нарушала этот обет, закапывали заживо на особом «поле злодеев», при этом её туда приносили на закрытых носилках. В могилу, в которую ставили лампу, кровать и небольшой запас продуктов, ей нужно было войти самостоятельно. Её любовника также ожидала казнь путём забивания до смерти. Однако после завершения 30-летнего срока службы весталка получала право вступить в брак, причём жениться на бывшей жрице Весты было очень почётно для любого мужчины.
В течение 1100 лет существования культа было всего 13 случаев нарушения весталкой обета хранения девственности. Однако это не означает, что другие соблюдали обет только из-за страха быть казнёнными. Весталки имели огромный почёт, во всех заведениях и на всех мероприятиях им предоставляли лучшие места, а в случае встречи с хотя бы одной из них на пути к месту казни осуждённый подлежал помилованию.
Также весталкам доверяли хранение разных ценностей и документов, они обладали правом сохранения жизни побеждённым гладиаторам (если на арене не было императора). К тому же каждой из них предоставлялся дом с садом, колесница для передвижения в городе и охрана. За определённые заслуги весталке могли поставить статую, оскорбление же достоинства жрицы Весты наказывалось смертью.
Согласно легенде, Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, основавших город Рим, также была весталкой, казнённой за нарушение данного ею обета.
Практическая информация
Храм Весты расположен на территории Римского Форума. Адрес: Рим, ул. Via della Salaria Vecchia, 5/6. Координаты GPS: 41.892422, 12.485328.
Ближайшая станция метро: Colloseo, линия B.
Вход: 12 EUR. Билет включает в себя посещение Римского Форума, Колизея и холма Палатин. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.
Храм Весты — древнеримский храм в Тиволи, пригороде Рима, датированный I веком до н.э. Его руины расположены на месте городского акрополя и обращены в сторону водопадов реки Аньене, которые ныне находятся на территории парка Виллы Грегориана.
Достоверно неизвестно, кому был посвящен храм, — Геркулесу, прорицательнице Альбунее, местному герою Тибурнусу или Весте, покровительнице семейного очага в Древнем Риме. Рядом с руинами храма можно увидеть еще одно прямоугольное строение, также пока достоверно не определенное, — его часто называют Храмом Сивиллы.
Зато известно имя строителя Храма Весты — это был некий Луций Геллиус, память которого увековечена в надписи на архитраве. Центром храма служит круглая целла (внутренняя часть греческого или римского храма), которая окружена 10 коринфскими колоннами (всего их было 18). Внутри расположены дверь и два окна. Фриз храма украшен резьбой и букранием (орнаментом в виде бычьей головы). Здание храма относительно хорошо сохранилось во многом благодаря тому, что в свое время было христианизировано и превращено в церковь Санта Мария делла Ротонда. Но в 16-м веке христианские пристройки практически полностью исчезли.
В 17-18-м веках Храм Весты со всеми его декорациями был тщательно зарисован несколькими архитекторами — Антуаном Дегоде, Джузеппе Вази, Джованни Баттиста Пиранези и др., а впоследствии его структура послужила образцом для создания многочисленных ландшафтных парков за пределами Италии. Например, в Англии имитации храма можно увидеть в городке Стоув и в Королевских ботанических садах Кью. В Северной Ирландии по образцу Храма Весты был построен Храм Муссенден в Даунхилле. Во Франции храм вдохновил Ричарда Мика на создание Храма Любви в Малом Трианоне (небольшой дворец на землях Версаля).
Вокруг Храма Весты в Тиволи раскинулся парк — он был создан в первой половине 19-го века по приказу Папы Римского Григория XVI, который хотел восстановить русло Аньене после наводнения 1826-го года. Издревле река делала широкую петлю вокруг городского акрополя и четырьмя водопадами обрушивалась на лежащую внизу равнину. Сегодня водопадов осталось всего два.
Мы находимся высоко на холме, с которого открывается вид на Рим. На Яникуле — одном из семи римских холмов, в небольшом дворике, перед очень скромным по размерам, но важным по значению зданием — Темпьетто. Это одно из сокровищ Рима. Это одно из самых любимых мною зданий во всём мире. Оно необычайно камерного размера. Даже сложно называть его зданием. Это мемориал. Темпьетто построен на месте распятия Святого Петра. Где, как Браманте и Церковь считали, был распят святой апостол Пётр. Верно, внутри есть отверстие, отмечающее след от креста, на котором произошло распятие. Св. Пётр был распят вниз головой. Отмечая это место и возводя здесь такое прекрасное здание, Церковь словно заявляла: папский престол восходит к Святому апостолу Петру — самому первому Папе, получившему этот титул от самого Христа. Интересно, что это творение Браманте, спроектировавшего его. Он станет одним из главных архитекторов ответственных за другие основные постройки в Риме, связанные с именем Св. Петра: например, Собор Св. Петра в Ватикане — место захоронения Св. Петра. Оба здания стали мемориалом, только это миниатюрный храм, а Собор Св. Петра, конечно, монументален. Традиция восходит к раннехристианским сооружениям, называемым «мартирий», или зданиям-памятникам, связанным с ранними христианскими великомучениками. Да, верно, это были сооружения округлой формы. Интересно, что Браманте заимствует как у раннехристианской традиции, так и непосредственно у античности. Собственно, в самом Риме, на Римском Форуме, можно увидеть небольшой округлый храм Весты, несколько похожим на это здание. Он тоже окружён колоннами. И древние греки, и древние римляне применяли круговой план строения. Браманте совершенно сознательно возвращается к нему. Он намеренно обращается к древности, к древнеримскому автору Витрувию, и его трактату «Десять книг об архитектуре» о правильных пропорциях в архитектуре, которым Браманте следует при создании Темпьетто. Архитектор был влюблён в идеальные геометрические формы античности, особенно Древней Греции. Это здание, радиальное по структуре. Круглой формы. Что необычно для традиционной крестообразной по плану церкви, прообразом которой служит древняя базилика. Это интересно, так как Браманте применил идеальные геометрические формы в строительстве другого здания — Собора Св. Петра, сначала планировавшийся как идеальной формы крест. Верно. Греческий крест с кругом и квадратом. Такой интерес к совершенным геометрическим формам существовал в эпоху Высокого Возрождения. Поговорим о связи идеальной древней геометрии и божественного, так как, думаю, это было существенно в период Высокого Возрождения. Если рисовать круг, какой бы вы ни были хороший художник, всегда будут некие недостатки. Но взгляд на круг, образуемый этим зданием, наталкивает на мысль о чём-то безупречном, совершенном. И в Древней Греции, и во времена Возрождения геометрия считалась средством воплощения небесного совершенства. Поэтому Браманте, подобно другим художникам Высокого Возрождения, интересовался таким чисто круговым планом строения. Здесь, безусловно, акцент на круге обуславливается важностью места — распятием Св. Петра. Осматривая эту постройку, мы видим ступени, ведущие со стилобата к круговой колоннаде, барабану свода и к куполу. Здесь явно акцент на центре, и это было бы ещё более верно, построй Браманте план дворика так, как он задумал — с окружающей сооружение колоннадой. Представляю себе эффект усиления: если бы храм был окружён ещё одной колоннадой с рядом ниш, расходящихся по радиусу — своего рода диалог пространства вокруг храма с самим сооружением, это создавало бы небывалый эффект. Все элементы, упомянутые вами: стилобат, ступени, колоннада и купол — восходят к античности. Архитектор воистину позаботился исполнить задуманное в совершенстве. Сами колонны дорического ордера. Но это не дорический ордер из Древней Греции, не тот, что у Парфенона. Это его римский вариант. Он называется тосканским. Мы видим подобные колонны на стороне первого уровня Колизея, где в отличие от греческого дорического ордена колонны без каннелюр. Это придаёт им больше прочности и массивности. И по закону дорического ордера можно увидеть триглифы и метопы на фризах над колоннами. Браманте действительно создаёт здесь образец истинного дорического ордера. Хотя иногда он допускает некоторые вариации. Например, у древних греков и римлян внутри колоннады не размещались бы пилястры в пару колоннам. Пилястры усиливали принцип лучеобразности, располагаясь по одной линии с настоящими колоннами. Таким образом, Браманте создаёт здесь настоящую гармонию. Что я высоко ценю в Высоком Возрождении — это величественность. Даже при небольших размерах зданию присуще чувство монументальности. Это в каком-то смысле архитектурный эквивалент образов Микеланджело в Сикстинской капелле. Подлинное ощущение героического с опорой на классическую античность и прославление гуманизма. Есть некая самоуверенность в Высоком Возрождении. Идея, что человек способен воспроизвести на земле образцы небесного совершенства. Несмотря на камерность, монументальность этого сооружения, я думаю, это исходит от высокого устремления.
Храм богини Весты — это одно из известных культовых сооружений Древнего Рима. Возведено оно было в честь богини Весты, которая олицетворяла домашний очаг, семейное счастье и уют.
Храм располагается в самой середине Римского Форума, а именно в юго-восточной его части. Также поблизости от него расположен Храм Цезаря.
Храм сегодня
Сейчас Священный участок Весты на Форуме имеет вид античных развалин: можно увидеть лишь небольшой фрагмент когда-то изысканного и торжественного строения, который включает подиум и колонны, сохранившиеся с момента последней реставрации храма в 191-м году, несколько статуй с пьедесталами, остатки Дома Весталок, а также портика, который когда-то окружал двор.
Лишь развитое воображение и специальные знания, которые даёт данная статья, могут помочь туристу представить Форум, наполненный людьми, ездящих на колесницах весталок, храм богини Весты и пылающий в нём ритуальный огонь.
В Древней Греции
Здесь богиня Веста называлась Гестией и имела то же самое значение, покровительствуя жертвенному огню и семейному очагу. Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом – Зевс. Греки не отказывались видеть в ней женщину и изображали ее в виде стройной величественной красавицы в накидке. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». Главным очагом богини огня считалась гора Олимп с ее небесным пламенем. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».
Как добраться?
К храму Весты довольно нетрудно дойти пешком от Колизея, находящегося возле Римского Форума, либо от площади Венеции, либо от Капитолийского музея. Самая близкая к этому объекту станция метрополитена — Colloseo на линии B. Ближайшая трамвайная остановка – Parco Celio (трамвай №3).
Вам также может понравиться:
Пантеон – античный памятник культуры в Риме
Римский Форум – дух истории великого древнего Рима
Золотой дом Нерона – грандиозный замысел римского императора
Форум Траяна – место городской торговли в древнем Риме
Храм богини Весты на фото
Ниже можно ознакомиться с подборкой фотоматериалов, на которых запечатлены руины Храма Весты, расположенного на Римском форуме. Даже те останки, которые сохранилось до сегодняшнего дня, свидетельствовать о том, что это здание было невероятно красивым и по-настоящему грандиозным для своего времени.