храм виктора никомидийского в шолоховском
Приход св. мч. Виктора Никомидийского р.п.Шолоховский
Главная
Строительство самого молодого храма Волгодонской епархии начато в мае 2011 года. За основу архитектор Г.А. Шевченко взял храм Георгия Победоносца в городе Видное Московской области.
Возводился храм только на пожертвования при содействии члена попечительского совета — губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева.
Храм расписан в древнерусском стиле, иконостас из литьевого
камня изготовлен мастерами предприятия «Грант» (г. Волгодонск).
24 августа 2013 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в сослужении епископа Волгодонского и Сальского Корнилия и епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия совершил освящение храма. За Божественной литургией молились губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, члены правительства РО, многочисленные жители этого крупного шахтёрского посёлка. Губернатор передал в дар храму иконы Христа Спасителя и великомученика Георгия Победоносца… Митрополит Меркурий, передав в дар церкви напрестольное Евангелие, вручил ордена
Русской Православной Церкви от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла благотворителям храма
История прихода
Адрес: 347022, Ростовская область, Белокалитвинский район, пос.Шолоховский, ул. Октябрьская 21«А»
Свято-Иверский приход основан в сентябре 1998 года. Приходу было выделено здание бывшего детского сада, в котором усилиями прихожан оборудован молитвенный дом. 7 января 1999 года в Свято-Иверской церкви была совершена первая Божественная литургия. В 2003 году к 50-летию поселка на молитвенный дом был установлен купол с крестом…
24 августа 2013 года освящен новый храм мч. Виктора Никомидийского
Духовенство: настоятель — священник о. Михаил.
Богослужение: в воскресные и праздничные дни в 8.30. Накануне совершается бдение в 14.00.
Престол: 1 мая — мч. Виктора Никомидийского.
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
Проезд:автобус Ростов-Шолоховский (с главного автовокзала).
Официальная закладка храма мч. Виктора Никомидийского состоялась 5 мая 2011 года при присутствии руководства района и области во главе с губернатором Голубевым Василием Юрьевичем.
Приход св. мч. Виктора Никомидийского р.п.Шолоховский
Духовенство
Протоиерей Михаил Анатольевич Дегтярев
Дата рождения:
15.01.1983
День тезоименитства:
24 января
Диаконская хиротония:
02.04.2006
архиепископ Верейский Евгенией (Решетников), МДС, храм преп.Иоанна Лествичника
Иерейская хиротония:
18.07.2006
архиепископ Верейский Евгенией (Решетников), МДС, храм преп.Иоанна Лествичника
Контакты: +7-950-842-58-01, WhatsApp +7-950-842-58-01.
Место служения:
с 2015-05-06 по текущий день настоятель прихода храма мч. Виктора Никомидийского п.Шолоховский, настоятель прихода храма Иверской иконы Божией Матери п.Шолоховский.
Икона дня
Православный календарь
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Храм виктора никомидийского в шолоховском
В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, СЛЫШАТ ЛИ УМЕРШИЕ НАШИ МОЛИТВЫ, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.
Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» — «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». — «Пожалуйста!» Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» — восклицает он. «Помилуйте! — возражает хозяин квартиры. —Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!» Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», — решает он наконец. Исповедь была долгая, искренняя — можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн».
Храм виктора никомидийского в шолоховском
Нужно ли в болезни молиться об исцелении?
Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Может быть, нужно просто внутренне принять болезнь и довольствоваться «подручными средствами»: лекарствами, которые выписывает врач, и так далее? О том, нужно ли просить Бога, чтобы быстрее поправиться, размышляют священники.
Обращение к Отцу
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве (Москва):
Когда человеку, особенно маленькому, больно, он маме об этом говорит, жалуется, и мама принимает меры. Господь сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»(Мф. 18:3)
Если больно — проси, и Бог уменьшит боль и побыстрее пришлет выздоровление, если это — в Его Божественных целях.
Почему бы нам не просить в болезни о помощи? Мы молимся «Отче наш», а отцы заботятся о своих детях, получают радость от общения с ними. Тем более — если речь о Божественном Отце.
Так что к Нему можно и нужно обращаться с просьбой о выздоровлении.
Болезнь как повод научиться молитве
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве:
В болезни молиться необходимо. Хотя есть примеры, когда многие святые просто принимали болезнь как испытание от Бога, воспринимали ее как некое искупление и не молились о выздоровлении.
Если человек не несет никакого подвига, то Господь компенсирует это, посылая телесные скорби. Видимо, так воспринимали болезнь те подвижники, которые принимали решение терпеть и не молиться об избавлении.
Но мы — не такие подвижники, и мы молимся, прося Господа о помощи. Тем более, Господь иногда и посылает эти болезни для того, чтобы мы обратились к Нему, научились молитве. Ведь мы знаем, что никогда человек так горячо не молится, как когда пришла какая-то беда: заболел кто-то из близких или заболел он сам.
Мы знаем много случаев, когда человек к вере пришел, научился молиться, полюбил Бога, именно столкнувшись с бедой.
Если человек заболел, или заболел кто-то из близких, нужно усилить молитву. Здесь нужно и к врачам обращаться, следовать их предписаниям, и просить о помощи Господа.
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо и он нужен» (Сир. 38: 9–12)
Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда ему именно после молитвы приходило облегчение. У меня был случай, когда накануне Рождественского Сочельника я сильно заболел: температура под сорок и другие симптомы гриппа. Службу пришлось отменить. Но на следующее утро — служба Сочельника, а затем — Рождество. Как здесь отменишь? Стал просить Господа о помощи. На следующее утро — 36,6. Осталась слабость, но болезнь ушла. Наверное, это была лучшая подготовка к Литургии, и возможно, болезнь и нужна была, чтоб я так искренне и горячо помолился…
Так что молиться — нужно. Тем более, молитва — это, может быть, самое важное для нас, это общение с Тем, Кто является смыслом нашей жизни.
Нужно понять, что такое здоровье…
Протоиерей Алексий Потокин
Помните, как Понтий Пилат спрашивал у Христа: «Что есть истина?» Это вопрос неверный, его надо задавать иначе: «Кто есть Истина?» Очень трудно человеку поверить, что Истина — живая, что истина может говорить, вступать в отношения, быть милостивой, быть верной, преданной. Она богатая, живая, и проявляется в каждый момент, несмотря на свои единые глубокие корни, необычайным количеством красок.
Так вот вопрос о болезнях, о том, для чего нам Бог посылает их так же неверен, как и вопрос Понтия Пилата. Когда мы молимся об усопшем человеке, мы говорим, что он уходит в страну, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий. У Бога нет болезней, а значит, Он ничего не насылает, никогда не мстит. Скажите, кто наслал подлость хитрость и лукавство на Адама в тот момент, когда он должен был признаться в своей неправде, а вместо этого — стал сваливать вину на Бога и на супругу.
Мы говорим о здоровье, не понимая смысла этого слова. Здравие – это полнота возможностей человека. И все неустройство, которое есть у нас, мы выбираем сами, по собственному желанию. Нам просто кажется, что это неустройство делает нас счастливыми.
В Евангелие, а вслед за ним вся наша вера свидетельствуют о сокрытом, невидимом, таинственном. Но люди, когда говорят о болезнях, часто имеют в виду именно узкую, глупую, с точки зрения веры, частность, когда под болезнью подразумевается только какая-нибудь язва, какой-нибудь гнойник, паралич и прочее.
Наша болезнь, которая в нас постепенно развивается, называется смертью. Наши телесные болезни только проявление духовных. Что такое боль зуба? Нам нервы подают сигнал, что что-то не в порядке с корнями у этой кости, которая помогает жевать. Так и остальные проявления нашего телесного нездоровья — свидетели того, что мы глубоко больны душою.
Когда Бог говорит о богатстве, Он меньше всего говорит о деньгах. Он говорит о талантах человека, помогающих ему может думать, понимать, дружить с другими людьми.
Или, например, что мы имеем в виду под понятием красота? Телесную, внешнюю красоту. А ведь красота, которую имеет в виду Бог, совсем другая красота, — это красота ума. Люди уже настолько стали грубы, что они не чувствуют этого.
Есть еще красота отношений. Я могу быть вышколен, я могу быть вежлив, я могу быть воспитан, но если за этой внешностью поступков не лежит глубокой надежды, желания развития этих отношений, хранение их, благодарности – эти отношения пусты.
Человек, который обладает этой красотой ума и чувств, всеми своими талантами, которые в него вложены, — богат и здоров.
Грубое утверждение
Нам нужно вылезти из ямы, воскресить наше сердца. Да, люди больны. Но все признаки духовной и телесной болезни, которые у нас есть, не посланы Богом. Он сожалеет о них. Обратное утверждение – подлое и грубое.
Ведь все Евангелие об этом – люди были больны: кто слеп, кто болен, кто страдал от проказы. Как Бог их исцелял? Он говорил: «Прощаются тебе грехи». Исцеление – это есть возвращение целостности, полноты совершенства, здравия, когда человек начинает обладать собою и всеми своими возможностями, то есть и Богом, и всеми оставшимися людьми.
Такая цель должна быть у человека. Каждый должен спросить себя: Чего я хочу? Смерти, одиночества, жизни для себя? Или той силы, которая есть у Бога. Ведь это удивительно — Он богат, а живет ради других. Он всемогущ, а от Себя отказывается. Он смирен сердцем, Он слушает нас, таких недалеких. Если этой я жизни хочу, то я хочу здравия.
А просто молиться о здоровье, чтобы вернуться к прежней бессмысленной жизни – для чего? Это как просить денег, чтобы пропить их.
Пришло человеку освобождение от каких-то недугов? Надо радоваться не этому, а тому, что ты прощен. То исцеление, которое приходит не от лекарства, а от Бога, всегда прощает грехи. Мы вступаем в единство с Ним, возможности Его – это мои возможности. Раз есть единство с Богом, я знаю, что со мной происходит, я знаю, что было, понимаю себя, понимаю других, мне нужны все люди. Вот, что такое здравие. Я славлю это здоровье, понимаю, что все не зря. Вот оно и получилось — православие. Я праведен и славлю эту жизнь.
До этого великого, может быть, человек не всегда догадается. Но даже если человек захочет маленького исцеления, Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен» (Лк 16:10). Захочет человек восстановления хотя бы одних утраченных своих возможностей, которые он сам промотал, Бог его услышит.
Мы привыкли жить под девизом «сделай себя сам», добиваться всего, либо —требовать. Люди сейчас даже не понимают, что такое просьба. Чем отличается требование от просьбы?
Просьба – это разрешение другому не выполнять то, о чем ты просишь, оставление его в свободе. Это есть взывание к другому, как любимый к любимому.
Именно об этом говорит притча о десяти прокаженных. Только один вернулся поблагодарить. У него наступило единство с Богом, он понял, что оказался нужен Христу. Как странно! Великому Учителю нужен, он, больной… Остальные получают облегчение, для того, чтобы опять крепко забыть про всех остальных и упиваться жизнью в свое удовольствие.
Так что дело в выборе человека. Хочу ли я такого здравия, о котором говорил Христос? Ведь Он не шутил над нами, когда говорил, что мы можем сделать больше Него. Он хотел нам вернуть достоинство, здоровье, всемогущество, всеблаженство. Но об этом люди даже не догадываются.
Захотеть главного
Мы говорим о вере. И в контексте это разговора вопрос о том, надо ли молиться в болезни кажется мне безжизненным и глупым. Давайте тогда говорить, в какую аптеку пойти, к какому святому обратиться. Между прочим, святой Пантелеимон был врачом до того, как встретился с Христом, а после этого у него жизнь изменилась. Люди на это не смотрят, не видят настоящего сокровища.
Когда я нахожу настоящее сокровище, я то бросаю имеющееся. Да, я за то, чтобы голодного накормить, тому, кто страждет, сделать укол, чтобы не болел, и так далее. Для чего? Для того чтобы была передышка у души – захотеть этого великого и главного. Когда мне плохо физически, я ничего не вижу, ничего не слышу. Поэтому нужны врачи, для того чтобы дать возможность опять задуматься над жизнью, опять иметь возможность вернуться в здравие. Поэтому облегчение от телесных страданий – это шанс человека за всем видимым увидеть невидимое. Если он хочет меньшего — это обычная суетливая пустая жизнь.
Поэтому здравие нужно, конечно, и в вере. Здесь столько мечтаний, неверного зрения, неверного слуха, столько глухоты и слепоты! Люди часто не замечают, что у всех паралич воли.
Некоторые люди понимают, что по настоящему «хорошо» и как поступить благо. Но осуществить этого не могут как раз из-за парализованной воли. И об этом нужно просить Бога, как просил евангельский расслабленный.
Если ты научился просить, ты будешь слышать, как тебя просят. Не будешь попадаться на шантаж, когда требуют, когда добиваются, когда выманивают.
Каждый вопрос веры – колоссальный, определяющий. Если хоть один человек правильно попросит здоровья, и сможет принять потом это здоровье, он получит гораздо больше – он спасется. Христос часто говорил, когда человек поправился от болезни: «Вера твоя спасла тебя». Он никогда не обманывает, Он вечен, Он – Тот, Кто был, есть и будет.
Но почему-то я убежден, что современным людям, тем, которые в храм ходят, этого не надо. Им нужно другое…
Здесь не поздно сказать: «Господи, исцели мою совесть». Ведь священникам не стыдно на каждой литургии говорить такие слова: «Лукавую совесть мою исцели». Совесть – это то, что определяет как раз то, что видит в мире невидимом подлинное и лживое, светлое и темное. Я вижу, что моя совесть перепутала, что она больше заботится о себе, чем о другом.
Везде болезни. И люди привыкли к этой болезни. Они считают ее нормой. Но единственная норма для верующего – когда он чадо Божье, не наемник, не раб, не враг. Но этой нормы никто не хочет, никто не просит. Вместо этого: «Господи, дай мне глоточек воздуха, чтобы я еще немного побузил». Вот, что такое наша молитва о здравии.
Ищется ложная лукавая жизнь. Мы все живем в глубочайшем лицемерии. Не слышал ни разу на исповеди, чтобы человек попросил исцеление от лицемерия. Я сам раб своего лицемерия, из него выбраться не могу. Единственная возможность вылезти из этого написана в 50-м псалме, где мы просим: «Господи, я своим сердцем прожить не могу. Господи, мне нужно новое сердце, измени. Я бессилен, я пропал, мне нужен Спаситель».
А мы все о том, за что нам посылаются испытания… Скажите, пожалуйста, если нас не трогать, если нас не наказывать, что с нами будет? Да сгнием в ту же секунду. Богу не надо нас наказывать. Мы давно уже трупы. Он только жалеет нас.
У нас есть одна очень точная молитва, которая на духовном языке просит о здравии. Она есть в церковном каждодневном правиле, и звучит она так: «Господи, дай мне полюбить Тебя так, как я полюбил тот самый грех».
Будучи здоровыми, мы можем служить другим…
Священник Фома Диц, клирик храма Всемилостивого Спаса, бывшего Скорбященского монастыря
Мы молимся о здравии, потому что обладать здоровым телом – это благо. Будучи здоровыми, мы можем служить другим, творить добро. Мы ослабеваем, когда болеем, поэтому молим об исцелении от болезней. Неправильно думать, что здоровье нам не нужно, что оно не представляет собой благо.
Но с другой стороны, и болезнь – это тоже благо, большое благо, потому что дает смирение, ослабляет грехи. Болезнь смиряет гордость. Особенно, если человек не обладает добродетелями, не совершает добрых дел, своей болезнью он может умилостивить Бога, через крест болезни сглаживаются его грехи, недостаток добродетели.
Болезнь надо принять как крест, смириться с ней и надеяться на то, что Господь даст от нее исцеление. Болезнь может быть тела, а может быть и души. И то смирение, которое можно получить через болезнь, нужно стремиться сохранить и после выздоровления. Тогда это будет великое благо.
А если считать, что не надо молиться о здравии, то это было бы определенное презрение к своему телу. Мы своим телом прославляем Бога, поэтому должны заботиться о нем, сохранять его в силе.
Конечно, могут быть особые случаи, когда христиане не молятся о своем здоровье. Например, если человек носит свою болезнь как жертву. Блаженный Старец Паисий Святогорец молился, чтобы умереть от рака за другого человека, чтобы ему облегчить жизнь. И действительно заболел. Но это совершенно особый случай подвига святого человека.
– Бывают исцеления по молитве?
– Молитва к Богу – это просьба о милости. По молитве к святым бывают настоящие исцеления. Причем от тяжких болезней.
– То есть возможно изменить волю Божию?
– В Библии описано об исцелении царя Езекии. «В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал, ему: так говорит Господь: «сделай, завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и, не выздоровеешь». И отворотился Езекия лицом своим к стене, и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил, пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь… Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя…» (4 Цар. 20:1-5).
У каждого ли человека есть призвание?
В духовной литературе нет прямых указаний на то, что у каждого человека есть некая конкретная профессиональная деятельность, к которой он предрасположен более всего. Но сказано, что каждый человек призван Богом к личностной форме бытия. Это главное предназначение человека.
Решая эту задачу, на протяжении всей своей жизни человек должен духовно развиваться и совершенствоваться, приумножая дарованные Богом таланты и способности. Содействуя раскрытию в человеке творческого начала, Господь подает каждому из нас благодать Святого Духа для того, чтобы наша вера не осталась бесплодной, чтобы она нашла свое выражение в осознанном служении Богу, другим людям и тварному Божьему миру.
Человек не должен жить на земле праздно. Человек — это высшее творение Божие, которое призвано не просто есть, пить, спать и отправлять какие-то свои нужды. Господь видит в человеке Своего друга, помощника и со-работника, способного приумножить красоту и многообразие тварного Божьего мира, увидеть глубочайшие, сущностные связи различных сторон Бытия. Прозревая с помощью Божией суть вещей, изучая духовные законы бытия человеческого рода, мы можем разумно строить свою жизнь на земле, не нарушая созданную Богом гармонию мира.
Отсюда следует, что перед каждым человеком стоят непростые задачи: во-первых, задача осознания своего человеческого призвания, во-вторых, вкладывания нравственных усилий в развитие собственной личности, без чего невозможно развить свои таланты и способности, а в–третьих — поиска самого себя и своего места служения Богу, ближнему и тварному Божьему миру, на котором приобретенный творческий потенциал личности может быть успешно реализован.
У любого человека есть та или иная форма и мера одаренности. Есть люди, у которых таланты и способности находятся на уровне гениальности. Про таких говорят: «Он композитор от Бога», «художник от Бога», «учитель от Бога», «врач от Бога». Мы говорим это, имея в виду, что человек не просто ощутил то, что он несет в себе некий Божий дар, но он еще сумел этот дар правильно реализовать. Развиваясь как личность, этот человек сумел так использовать свои дары и способности, что в его сознании соединилось понимание своей одаренности с ощущением того, как он должен этим даром распорядиться. В итоге его христианская личность приобрела такое величие, что окружающие люди начинают «видеть его добрые дела и прославлять Отца Небесного» (Мф 5, 16).
Приумножить данное Богом
Бывает наоборот, человек с большим трудом осознает сильные стороны своего «Я» и далеко не сразу различает, по какому пути идти, чему научаться, куда себя приложить. Это встречается, к сожалению, гораздо чаще. Но и эти явления надо правильно истолковать.
На мой взгляд, это не говорит о том, что человек обделен Богом, что у него нет тех данных, за счет которых он мог бы со временем превратиться в развитую личность, которая могла прославить своего Создателя. Господь говорит в притче о талантах, что даже если человеку дан всего один талант, все равно нужно постараться его раскрыть, употребить по назначению, реализовать в ту меру, какая определена свыше. Господь многомилостив: даже если Он в чем-то ограничивает человека, то обязательно компенсирует это преизбытком его способностей в другом.
Очень часто бывает, например, что недостаток зрения человека компенсируется хорошим слухом или, наоборот, человек не все слышит, но зато различает какие-то нюансы цветовых оттенков, которые не воспринимают другие люди, или удивительно тонко ощущает запахи.
Некоторое время назад в актовом зале Царицынского КЦСО, где мы работаем как психологи, висели картины, которые рисовали люди-инвалиды, имеющие различные душевные заболевания. У многих из них стоят диагнозы: шизофрения, эпилепсия, истерия. Когда с этими людьми начинают работать художники, когда они побуждают больных людей к творческому самораскрытию — рождаются удивительные по красоте и выразительности художественные полотна.
В психологии и психотерапии сейчас есть такое направление в лечении душевных заболеваний: «терапия творческим самовыражением». Оказывается, чрезвычайно важно для человека заниматься какими-то творческими видами труда, чтобы он мог выразить себя, свой внутренний мир, выговорить то, что у него творится внутри.
Способность к самопознанию важнее талантов
Мне кажется, для того, чтобы человек нашел себя в жизни, важно не просто наличие каких-то незаурядных способностей и талантов, — важно, чтобы у человека были воспитаны, развиты такие свойства, которые дают ему возможность правильно распорядиться тем, что для него открывается внутри себя. В психологии это называется способностью к самосознанию и самопознанию.
Важно подчеркнуть, что способности к осознанию того, кто я, что я, на что я способен, формируются в процессе жизни. И здесь для детей, которые только развиваются, опыт родительской жизни очень поучителен и важен. Родители, увлеченные своим трудом, своей профессией, личным примером существенно помогают ребенку найти самого себя в жизни. В семьях, где родители сами занимаются творчеством, где есть некая творческая раскрепощенность в обстановке дома, когда детям доступны книги, хорошие иллюстрации, когда есть возможность взять холст, краски, кисти и вместе с отцом или с матерью начать рисовать — ребенок получает дополнительные возможности в поиске своего любимого дела.
Если дети видят, как, например, отец-художник с увлечением работает над созданием картин — сами начинают рисовать и смешивать краски. Если, например, папа-писатель, который, сидя за компьютером, все время работает над текстами книг — то ребенок, вглядываясь в жизнь родителей, чаще всего также пробует себя в сочинении стихов и рассказов. Дети учатся умению мыслить предметно, развиваться содержательно, как правило, в той области, в которой работают их родители.
photosight.ru. Фото: Гошко Людмила
Мы это замечаем в деятельности нашей семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне, которой я руковожу много лет. Если сами родители, скажем, хотят заниматься живописью, они могут привести на занятия и своего ребенка. Или, наоборот, дети захотели заниматься росписью по дереву, а вместе с ними могут прийти на эти творческие занятия папа и мама. Родители, которые вместе с ребенком занимаются каким-то видом творчества, огромную пользу приносят своему ребенку, потому что он тогда вырастает с ощущением опыта творческой деятельности.
Человек узнает самого себя, занимаясь творческой деятельностью, выполняя поставленные перед самим собой конкретные задачи, принадлежащие той или иной предметной области. Этот опыт формирует самосознание человека, ощущение объема творческих ресурсов, присущих его личности.
Поиск самого себя в свете Христовой веры
Но более всего самосознание человека зависит от его духовного развития, от того, насколько человек приобщен к жизни Церкви. Когда человек сообщается с благодатью Святого Духа, он начинает самого себя узнавать совершенно по-новому. Все ненужное, поверхностное отпадает, как некая шелуха, остается главное, суть.
Если человек верует не поверхностно и воцерковляется глубоко, если у него есть хороший духовный наставник, то внутри человека происходит переворот, внутри него вспыхивает тот внутренний свет, о котором в Церкви поется: «Во свете Твоем узрим свет». Зарождается вера, человек приобщается Таинствам, и свет Христов дает человеку возможность глубже себя понимать. Практика исповеди, покаяния дает возможность наблюдать за собой, изучать самого себя в разных своих проявлениях.
Работа Духа Святого в человеке приносит огромные плоды. И в том числе она непосредственным образом влияет на то, чтобы человек пересмотрел те основания, на которых была построена его прежняя жизнь.
В этом случае часто бывает, что люди переходят к другой профессии, начинают интересоваться тем, чем раньше никогда не увлекались. Есть удивительные примеры, когда человек, никак не подготовленный заранее, вдруг начинает писать замечательные иконописные работы. Мы не раз наблюдали, как женщины, увлекались церковной вышивкой, находили себя в этом искусстве, хотя раньше никогда этим дома не занимались. Или еще пример: человек никогда не пел, начал ходить в храм, начал молиться, начал как-то созревать духовно, его душа начала петь, и вместе с этим у него родилось желание обучиться этому делу.
Возникновение новых предметных интересов у верующего человека — совершенно закономерное явление. Человек духовно прозревает, а вместе с этим в нем рождается и новое понимание самого себя, а также формируется потребность выразить духовное богатство своего внутреннего мира, которое он теперь обретает в своей душе. Если человеку в этот момент немного помочь, научить его ориентироваться в новой предметной области и дать возможность усвоить необходимые технические основы интересующего дела, — он сможет создавать высокопрофессиональные работы.
Сам этот переворот закономерен: человек очищается от греха, духовно преображается, а вместе с этим иначе осознает себя и находит свое новое поприще. Конечно, не всегда получается так, что человек отбрасывает свою прежнюю профессию и начисто забывает о ней. Чаще всего после воцерковления на новом этапе жизни человек ищет возможности прежнее образование соединить, сочленить с новым христианским мировоззрением.
Так случилось и в моей собственной жизни. Когда я только начала воцерковляться (это было в девяностые годы), священники с большим подозрением относились к психологии как к науке, потому что она только-только вышла из материалистической традиции. Плюс к тому в 90-е годы начали свою практическую деятельность колдуны, экстрасенсы, маги, чародеи всех сортов. Многие священники тогда опасались, что занятие психологией приведет к увлечению людей оккультизмом, а это очень и очень опасно для души!
Мне было известно, что многие мои коллеги, как только стали воцерковляться, решительно оставили психологию и начали заниматься совершенно другим делом. Я хорошо понимала, что прежнее мое мировоззрение рухнуло. Но одновременно мне было очень горько терять свой научный багаж, который я приобретала в МГУ в течение многих лет. После некоторых раздумий, я пришла к выводу, что мне нужно приступить к изучению христианской антропологии и на основе ее создавать новую психологическую практику.
Протоиерей Георгий Бреев
Хочу признаться, что мне тогда было очень тяжело! Возникло ощущение, что я сижу на развалинах, прежний опыт не работает, а нового подхода вообще не существует… Конечно, не было тогда у меня никакого чувства уверенности в своих силах, была лишь тревога и неопределенность. Поиск самой себя был тогда в самом разгаре!
Состояться в качестве православного семейного психолога мне помог опытный духовник, протоиерей Георгий Бреев. По опыту знаю, что в такой момент очень важна помощь духовного наставника! Священник, духовник, который знает тревоги, интересы, размышления своего духовного чада может побудить человека к созидательной внутренней работе. Здесь нельзя командовать, нельзя запретить человеку: «вот это брось, вот это начни».
В человеке должен совершиться процесс поиска самого себя в свете Христовой веры. Этим процессом становления христианской личности руководит Сам Господь Бог при содействии духовного наставника. По молитвам духовного отца открывается сердце человека, и Господь дает ему новое знание, понимание самого себя, своего места в Церкви и мире.
Часть 2. На чем строить новое мировоззрение?
Что взять из прежней жизни? На чем строить новое мировоззрение? Этот процесс не свершается в один день, требуется время для выполнения важной внутренней работы. Нужно мыслить, наблюдать за собой и за людьми, отбирать, анализировать, обобщать прежний опыт своей жизни и т.п. Интенсивная работа сознания и самосознания со временем позволяет человеку, ищущему себя, сделать необходимый духовный прорыв.
В настоящее время я возглавляю Автономную Некоммерческую Организацию «Психологическая служба Семейное благо». Это православная психологическая консультация, деятельность которой направлена на оказание помощи людям, попавшим в трудные жизненные и семейные обстоятельства. Процесс рождения этой организации происходил в моей душе очень таинственно. Это потребовало около десяти лет собирания сил и кристаллизации мысли. Я помню несколько важных моментов, которые определили успешность поиска.
Постановка цели
Во-первых, постановка цели. Вопрос «как найти самого себя» становится актуальным для тех людей, которые хотят не просто «иметь» или «казаться» важными людьми. Такими вопросами задаются люди, которые хотят по-настоящему «быть», хотят решить задачу посвящения себя и своих сил осмысленной содержательной форме бытия в этом мире. Такое стремление закономерно приобщает человека к христианской традиции. Жажда подлинной, настоящей, содержательной жизни равносильна поиску Истины, которая неразрывно связана с именем Господа Иисуса Христа. Понимание того, что Сам Христос есть Истина, радикально меняет мировоззрение людей, и дает новую точку отсчета для поиска самого себя.
Вместе с началом христианской жизни и воцерковлением у человека естественным образом возникает желание двигаться в глубину и жить с полной отдачей, относиться ко всему ответственно и серьезно. Вместе с изменением мировоззренческой позиции, Господь посылает человеку правильные мысли, правильные суждения, указывает правильные направления поиска самого себя. Для того, чтобы этот процесс начался, надо духовные ценности поставить выше материальных, и довериться Господу Богу, как Творцу, Создателю и Подателю всякого Блага. Митрополит Антоний Сурожский в своих работах пишет: если мы сами свою руку протягиваем ко Христу, тогда Он ее берет и ведет к новой жизни. Поэтому, прежде всего, мы должны к нему обратиться за помощью как к Учителю, как к Другу, как к Наставнику: «Господи, помоги! Приведи меня туда, куда ты имеешь целью привести. Да будет воля Твоя!».
В тот момент, когда я искала свое место в жизни, для меня ориентиром была фраза из Евангелия: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Я часто повторяла внутри себя эти слова, и они очень помогали мне не сбиваться с правильной дороги.
Евангелие говорит нам о том, что для человека важнее всего встать перед Лицом Божиим и вступить в молитвенное общение с Ним, и, если это будет сделано, то Он Сам будет активно содействовать благоустроению человеческой жизни в окружающем мире. Иначе говоря, если построена в человеческой жизни «вертикаль», то тогда «горизонтальные» отношения с окружающим миром формируются как бы сами собой, легко и непринужденно. Сам Господь Бог тогда «ведет» человека за руку к целям и задачам, утверждающим его духовное достоинство.
Анализ жизни
Во-вторых, чтобы найти себя, необходимо умение осуществлять анализ собственной жизни, пройденного жизненного пути.
Опять возьму за основу свой личный опыт. В МГУ нам преподавали много учебных дисциплин, но среди них были предметы, касающиеся такого раздела как детская, возрастная и педагогическая психология. Именно эти знания мне и помогли в создании христианского подхода к психологическому консультированию.
В 1995 году о. Георгий Бреев благословил меня стать директором Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне. В это время в Воскресной школе учились только дети школьного возраста. Став директором школы, я четко поняла, что, ограничивая контингент учащихся школы только детьми, мы неправильно ставим перед собой учебно-воспитательную задачу, поскольку смысловой клеточкой, единицей распространения православной веры должна быть семья. Как только я эти слова произнесла вслух, то сразу поняла, что в Воскресную школу надо принимать не только школьников, но и дошкольников, и самое главное, что и подростков, и молодежь, и родителей, даже бабушек и дедушек.
Школа «Живоносный Источник» стала учебно-воспитательным учреждением, которое учит людей жить по-христиански в кругу собственной семьи, потому что семья, по учению Церкви, – это малая, домашняя церковь. Если человек создает в кругу семьи атмосферу взаимной поддержки, доверия и любви, то вместе с этим он формирует ту духовно-здоровую среду, необходимую для формирования христианской личности. В такой атмосфере вырастают дети, которые, выходя за порог родительского дома, способны жить самостоятельно и ответственно.
Когда я произнесла слово «семья» (а это был 1997 год) – в моей душе вспыхнул свет! Я думаю, что это Господь дал мне тайный знак, что мы выбрали правильный курс. Когда тебя посещает некая мысль, посланная свыше, от Бога, она осеняет тебя изнутри, и ты понимаешь, что неожиданно перед тобой открывается некое новое поприще, новая жизненная дорога, пока никем не проторенная.
Когда родилась семейная школа, одновременно с этим родилась идея создания семейной консультации. В этот момент я и нашла место приложения своих профессиональных знаний. Хотя первоначально меня о. Георгий Бреев, мой духовник, благословлял просто преподавать в Воскресной школе и потом стать ее директором. Но как только слово «семья» было произнесено, возникло четкое понимание, где мне надо быть, чем заниматься и какое направление развивать.
Правильная постановка задачи дает возможность человеку ощутить свою предназначенность, свою миссию, свою посвященность конкретной теме. Вместе с этим формируется понимание своего профессионального труда как некого предназначения, призвания.
Что такое призвание?
Что такое призвание? Это не просто работа за деньги, «от и до». Это та деятельность, врастая в которую человек формируется как христианская личность. Это та деятельность, при выполнении которой происходит духовный рост человека, осуществляется служение Богу и окружающим людям.
Из Евангелия известно, что Господь Иисус Христос избрал Апостолов, которым надлежало сначала воспринять, усвоить проповедь Божественного Учителя и Наставника, а затем стать носителями и распространителями великих идей. Таким образом, Апостолы Христовы стали теми людьми, которые вначале сами прошли путь формирования христианской личности, а затем стали проповедниками и создателями христианской Церкви, в которой обретают теперь спасение души множество людей по всей земле.
Неподкупное, честное и творческое служение человека Церкви, родине и всякому Божьему делу на земле, одухотворенное верой во Христа, И.А. Ильин называл «предметным поведением». В работе Ильина «Творческая идея нашего будущего» говорится следующее:
«Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».
В свою очередь, «предметность», по его определению, есть закономерный результат христианского подвига творческого преображения самого себя в Боге и творческого преобразования мира («миро приятия»). Будущее России, по мнению Ильина, требует воспитания сильных духом, «предметно» мыслящих и способных к «предметной» деятельности людей, способных жить с пониманием христианской ответственности за свое предстояние перед Богом.
Все сказанное выше позволяет обозначить в качестве принципиального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе «предметный» подход, который основан на разъяснении учащимся идеи христианского подвига жертвенной любви, а также возможности и необходимости его осуществления в ходе повседневной жизни в кругу семьи.
Размышляя о судьбе России после Октябрьской революции, И.А. Ильин в книге «Творческая идея нашего будущего» писал, что России нужно создавать свою систему государственной и общественной жизни, свою культуру и систему образования. Россия, писал философ, страна христианского уклада жизни. Этот уклад является базовым образованием российской общественной жизни, формирующим самобытность самосознания народа.
Осуществить свой замысел на практике
Третий важный момент: находя главную точку приложения своих творческих сил, важно, чтобы человек начал практически осуществлять свой идеальный замысел. Нужно, чтобы дальше были намечены конкретные шаги внедрения творческой идеи в жизнь. Этот этап становится проверкой жизнеспособности наших замыслов.
Для нас эта стадия была связана с созданием семейной школы, потом созданием консультации, потом перенесением консультации в стены государственного учреждения – ГУ Царицынского комплексного центра социального обслуживания (КЦСО). Последовательное прохождение этих этапов выводило нас на исследование новых проблем, которые мы первоначально не думали рассматривать. Например, проблем психического здоровья и поддержки со стороны семьи психически больного человека, проведение просветительских семинаров с обсуждением проблем родительского призвания. Вопросы супружества и родительства составили целый пласт новых тем, над которыми нам пришлось серьезно задуматься. Вместе с этим родилась новая психологическая практика, состоящая из сочетания консультативной, психотерапевтической работы и просветительской деятельности.
Вся наша деятельность теперь разбита по направлениям, и каждое направление рождает какой-то социальный проект. Мы понимаем, что мало просто объявить, что мы будем заниматься тем-то и тем-то. Нужно довести свою разработку до стадии четко очерченной программы действий, направленной на оказание помощи конкретным людям, имеющим определенный возраст, социальный статус и т.д. Нужно добиваться практической пользы, практического результата деятельности.
Дерзновение. Научиться «пахать, не оглядываясь»
Есть еще один важный момент поиска самого себя. Очень часто бывает, что долго не находят себя люди нетерпеливые, которые не могут дождаться положительного результата. Они хотят сразу снимать «пенки» и «сливки». Результаты не появляются сразу. Например, обучение, образование, просвещение – эти виды деятельности не позволяют быстро увидеть плоды своего труда. Здесь надо сначала вкалывать, надо сначала вложить душу, потратить много сил, времени, не побояться это сделать. А результат можно увидеть только с большой отсрочкой.
У святых отцов есть такое понятие – «дерзновение». Отец Иоанн Кронштадтский в своих работах писал:
«Православие дает возможность человеку стать святым, но далеко не все люди становятся святыми».
Возникает вопрос: почему это происходит только в редких, исключительных случаях? Отец Иоанн в своих проповедях отвечал:
«Потому, что нет у людей дерзновения».
Когда мы читаем духовную литературу и знакомимся с жизнью святых людей, мы видим, как трудно этого достичь. Мы говорим: «Да я-то никогда не смогу так, мне жизни не хватит. Стоит ли вообще этим заниматься»? Для того, чтобы был результат, человек должен научиться «пахать, не оглядываясь».
Нужно поверить, что твоя идея верна, и какой-то период жизни посвятить тому, что ты будешь просто делать все для ее реализации, не оглядываясь назад. И потом наступает такой момент, когда количество трудов принесенных уже само по себе плодоносит, дает какие-то росточки, какие-то важные творческие продолжения. Потом уже не ты ищешь работу, работа тебя ищет.
photosight.ru. Фото: Владимир Черкасов
Часть 3. Превратить свою жизнь в служение
В одной из философских работ Иван Ильин говорит, что человек, приобретая веру, «должен родиться как личный дух». У каждого человека в сердце, как он говорит, должен быть сооружен некий храм, а в нем алтарь, в котором человек будет совершать свое внутреннее служение Богу. Превращение человеческого сердца в такой храм или алтарь, в котором он служит Богу в повседневной жизни и работе, преобразует человека из простого «индивидуума» в ревностного служителя Божиего, в христианскую личность. Из личного опыта знаю, что как только ты начинаешь освобождаться от каких-то своих горделивых амбиций, то, превращая свою жизнь в служение христианское, ты начинаешь ощущать творческое преобразование личной жизни. Это Сам Господь обновляет ее, преображает, насыщает смыслом и содержанием.
Если человек будет бездействовать, стоять на месте, не прилагая никакого труда — он ничего не найдет. Господь как сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы».
То есть для того, чтобы человек успокоился, утешился, насладился каким-то ощущением полноты жизни, – он должен все время трудиться. Надо нести на себе бремя заботы о своем внутреннем росте и совершенствовании. Как только человек успокаивается, перестает что-либо делать – у него нарастает тревога, начинается паника, зависть к успехам других людей.
Есть мудрая поговорка: «Под лежачий камень вода не течет»! Чтобы Господь начал помогать человеку, человек должен обязательно находиться в позиции творчества, делания, созидания. Бессмысленно помогать тому, кто разбрасывает камни. Господь помогает тому человеку, который созидает, ищет, строит, который хочет справиться с какой-то проблемой.
Главный результат нашей жизни
Однозначно не определишь, почему кто-то находит се6я, а кто-то — нет. Но от нашей веры, от нашей заботы о собственном духовном развитии и формировании как личности очень многое зависит. Опыт духовного становления и развития человека как личности есть главный результат нашей жизни. Успеем ли мы по ходу своей жизни что-то такое сделать, что останется после нашей смерти в благодарной памяти наших потомков? Вот в этом суть: оставить после себя результат своего творческого поиска, стать целеустремленной личностью, которая может послужить примером для других людей. А если этой работы не делается, то, собственно, человек никогда себя и не найдет.
Существует Евангельский образ: бесплодная смоковница, которую Христос проклял, когда не нашел на ней никаких плодов. Не нашел Господь никакого смысла существования растения – и эта смоковница сразу засохла. Проклятие «смоковницы» происходит тогда, когда человек не выращивает плодов жизни, когда он не вкладывает себя в то, чтоб эти плоды были. Поэтому жизнь становится совершенно пустой и бессодержательной. Нужно чтобы человек хотел жить по-настоящему, по-христиански, хотел «быть подлинно человеком».
Патриарх Кирилл в одной из своих книг пишет:
«На сегодняшний момент самым главным понятием в богословии становится понятие личности».
Формирование личности и обретение духовного достоинства – как результат синергии, т.е. согласование воли человеческой и воли Божией. Только тогда есть желаемый результат, когда человек живет по-божески, руководствуясь Его Божественной волей. А когда мы просто щеки надуваем и хотим казаться величественными или продвинутыми, или мы много денег имеем — от этого ничего не меняется. Ну, сгорят у тебя твои деньги — и тогда кончилась «прекрасная жизнь». О духовном достоинстве человека как личности – об этом надо сейчас говорить и писать и думать.
Если человек идет путем Христовой веры, он без особых усилий становится притягательной личностью, у которой хочется учиться, хочется впитывать знания. Поэтому в свое время священники хотели послужить литургию вместе с отцом Иоанном Кронштадтским, поэтому все великие физики хотели у Эйнштейна поучиться, за Сократом толпами ходили ученики — этот человек тоже обладал особой духовной силой. Точно также врачи-ординаторы в больницах хотят ассистировать какому-то выдающемуся хирургу. Это счастье великое – быть рядом с выдающимися людьми, учиться у тех, кто многого добился.
Актуальный вопрос
— Давайте проанализируем пример. Скажем, обратился к вам молодой мужчина. В настоящее время он работает программистом, неплохо зарабатывает, продвигается по службе. Данную профессию он выбрал себе в подростковом возрасте, считая, что это круто, здорово, современно. Творческого примера у него в семье не было. Когда же он стал посещать храм и понемногу начал воцерковляться, то понял, что программирования ему недостаточно. Ему захотелось помогать людям, какую-то другую профессию освоить. Родители же считают, что лучше ничего не менять и тихо доживать до пенсии с тем, что есть. Что бы Вы ему посоветовали в этой ситуации?
— Здесь много разных проблем спрессовано. Во-первых, как правило, люди, которые только в зрелом возрасте осознали, что они не тем занимаются, очень инфантильны. Часто они имеют много претензий к родителям. Они чувствуют себя неудачниками и часто сетуют на то, что родители чего-то важного недодали, не показали, не научили. Считаю, что обвинять своих родителей — последнее дело, это совершенно неуместно. В советский период истории нашей страны родители работали, наверное, в каком-нибудь «почтовом ящике», держась за зарплату инженера. Многие люди в советские времена были под прессом коммунистической идеологии, поэтому ставить перед собой слишком большие жизненные задачи они в принципе не могли.
Часто бывает, приходят на консультацию молодые люди и начинают ворчать на своих родителей: «если б не мама или если б не отец, я бы никогда туда не поступил». Доля родительской вины, конечно, в этой ситуации есть, но теперь этот молодой человек уже вполне взрослый для того, чтобы взять на себя ответственность за свою судьбу и решение возникшей проблемы. Надо совершать запоздавший внутренний поиск своего настоящего места в жизни.
Выбор нового поприща должен быть сопряжен с анализом того, чем человек связан на сегодняшний момент. Сейчас ведь, слава Богу, есть возможность получить второе высшее образование. Человек, продолжая работать по своей специальности, может одновременно учиться на вечернем отделении или учиться заочно, получая дополнительное образование, в том числе в православных ВУЗах.
Но для этого надо домашним объяснить, что теперь свободное время нужно для того, чтобы продолжить учебу. Потому что человек, который раньше зависел от родителей, может теперь в новых условиях в такой же степени зависеть теперь от собственной жены. Он может не найти поддержки со стороны близких людей. Часто бывает, что на этом фоне возникает еще и семейный кризис. Ведь о семье-то надо заботиться, детей кормить.
Когда мужчина начинает задумываться о себе самом, когда он ощущает некую внутреннюю неудовлетворенность о своем месте в жизни в зрелом возрасте — в семье возникают проблемы. Здесь очень важна роль женщины, жены-подруги, которая по учению Церкви должна быть для своего мужа помощницей в решении всех жизненных проблем. Если женщина посмеется над переживаниями своего мужа, не воспримет серьезно его болезненные душевные «комплексы», то семья может даже дать трещину. Ощущая себя непонятыми, беспомощными, инфантильные мужчины ищут возможности забыться, найти для себя какое-то утешение…
photosight.ru. Фото: Александр Аншуков
Чаще всего, мужчина, ощущающий себя неудачником в профессиональной деятельности, начинает искать любовницу. Это движение в сторону от решения проблемы поиска самого себя: такой человек не может построить конструктивный план реализации своих талантов и способностей, да и еще и грех совершает, нанося колоссальные душевные травмы своим близким. Поиск самого себя требует ответственности, принципиальных решений и большого труда. А желание пожить для себя связано с капризами, поиском приключений, которые забирают последние жизненные силы.
Еще хуже, когда мужчина чувствует, что у него в жизни ничего не получается, и начинает выпивать. В этом случае он свою проблему просто «заливает» спиртным, выталкивает из своего сознания. Чтобы найти самого себя, надо иметь решимость, некое внутреннее мужество проводить работу в сфере своего самосознания.
Внутри себя надо навести порядок. Надо думать, надо читать Евангелие, творения святых отцов, другие хорошие книги, надо обязательно участвовать в Таинствах Церкви, советоваться с духовным наставником, слушать проповеди глубоко мыслящих священников. Но найти, оценить и воспринять духовное сокровище можно только на трезвую голову, если ты хочешь настоящей содержательной жизни, искренней, нелицемерной веры.
А если человек не хочет напрягаться, думать, пробовать свои силы в различных делах, что ему посоветовать? Очнуться надо, вывести свою душу из оцепенения, задать себе вопрос о смысле собственной жизни. Поэтому надо этого человека увидеть, надо понять, чем он дышит, как он настроен. И самый главный смысл такой консультации состоит в том, чтобы привести его в деятельное состояние внутреннего поиска, чтобы человек не сходил с этой дистанции, пока не найдет себя по-настоящему.
Бывает, люди, которые хотят «найти себя», ничего не вкладывая. А так ни за что не найдешь. Есть такой анекдот: человек ищет что-то под фонарем, его спрашивают: «Ты что-нибудь потерял? — Да, часы потерял, вон там. — А почему ты здесь ищешь-то? — А потому что здесь светлее». Когда человек ищет не там, где потерял, а там, где ему удобнее совершать этот поиск, понятно, что он никогда не найдет потерянное. Это самообман.
Кстати, современные мужчины гораздо более склонны к облегченным решениям своих проблем, чем женщины. Женщина, попав в трудную ситуацию, нередко действует более адекватно, более гибко, женщина более жизнеспособна. Часто женщины ведут себя в кризисной ситуации более ответственно. У меня перед глазами проходят множество примеров жизнестойкости женщин, когда женщина и себя находит, и детей поднимает.
Например, хочу рассказать об одной удивительной женщине, назовем ее Ольгой. Несколько лет назад Ольга училась в нашей семейной Воскресной школе сама и детей своих к нам приводила. В тот момент она была семейным человеком. Через некоторое время Ольга поделилась своей болью: муж загулял, потом ушел из семьи, требует развода. И хотя она очень переживала — ведь двое сыновей остались без отца — у нее хватило сил без скандалов отпустить его. Осталась с двумя мальчишками, которых поднимала и ставила на ноги одна, с помощью Божией.
Пока была семья, Ольга не работала, была домохозяйкой. Но в новой ситуации, она не сломалась. Устроилась сначала в аптеку кассиром, потом подучилась и стала фармацевтом. Потом стала заведующей аптекой. Прошло несколько лет, и мы неожиданно встретились на улице. На мой вопрос «как дела?» она ответила: «А вы знаете, я в институт поступила, решила стать психологом». Ольга объяснила свою позицию так: «Я все-таки понимаю, что я пока не «нашла себя» окончательно, не добрала полезных знаний о жизни. У меня столько было всяких горестей, теперь я человек, умудренный опытом, и я хочу получить психологическое образование».
Моя знакомая поделилась идеей оказания психологической помощи людям в возрасте от 40 до 50 лет, когда человек начинает подводить первые итоги своей жизни, начинает терять социальную активность и потихоньку угасать. Эта идея пришла к ней во время работы в аптеке: «Глядя на то, что в аптеку приходят преимущественно люди преклонного возраста, учитывая, на что они жалуются, я поняла, что в этот момент люди заболевают». Она поняла, что проблемы здоровья вырастают «из головы», из мировоззрения человека, из его нравственной позиции. А вместе с этим Ольга нашла свое подлинное место в жизни и свое христианское служение. Я думаю, что данный пример весьма поучителен.
От всей души хочу пожелать посетителям сайта ответственности и трудолюбия, творческого отношения к жизни, помощи Божией в развитии и совершенствовании личности.