храм владимирской иконы божией матери в москве
Тверской. Церковь Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот.
Владимирская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Сооружена в 1691—1694 годах в стиле московского барокко: восьмерик на четверике, увенчанный «гранной» главой. Храм был возведён по обету царицы Натальи Кирилловны из доходов Стрелецкого приказа. Каждый год 21 мая у церкви проводился крестный ход в память избавления Москвы от нашествия татар в 1521 году.
Ранее на этом месте находилась деревянная часовня, построенная предположительно в 1395 году, когда из Владимира в Москву был доставлен чудотворный образ Богоматери. Эту икону, по преданию, нарисовал сам Евангелист Лука, на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала в начале XII века: в 1131 году её прислали из Константинополя киевскому князю Мстиславу, который поместил её в Вышгороде. В 1155 году сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес образ Богородицы во Владимир и установил в Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие Тамерлана, икону впервые привезли в Москву. Здесь, у будущих Никольских ворот, жители Москвы торжественно встретили её. Тамерлан отказался от похода на Москву и повернул назад.
В 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый возвел стену Китай-города, она вплотную примкнула к Владимирской часовне, рядом с ней были устроены Никольские (Владимирские) ворота крепости.
Церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, который находился на Никольской улице. А в 1805 году у церкви появилась новая часовня, в которую поместили список Владимирской иконы в красивой серебряной ризе.
Осенью 1932 года Храм Владимирской Божией Матери у Никольских ворот был закрыт и передан советской милиции под клуб. Летом 1934 года был снесен вместе со стеной Китай-города. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.
Существовавшая ранее церковь Владимирской Божией Матери находилась в конце Никольской улицы, у ворот, которые по этой церкви назывались Владимирскими. Список с Владимирской иконы находился на этом месте, вероятно, еще в XV в. Впоследствии была построена деревянная часовня, вместо которой в 1692 г. царица Наталья Кирилловна соорудила нынешнюю церковь, причем, был заложен проезд через башню и проломаны в стене ворота. Рядом около того же года построен причтовый дом с колокольнею, в 1694 г. к церкви пристроена трапезная.
В 1813 г. на икону устроена золотая с жемчугом риза, по завещанию графа Н. П. Шереметева. Церковь приписана к Заиконоспасскому монастырю. Последний раз обновлена была в 1915 г.
Владимирская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукою; из Греции она была привезена в Россию в XII в. и находилась в Вышгороде близ Киева. Была перенесена во Владимир, когда Андрей Боголюбский устраивал там новую столицу, вместо Киева. Во Владимире икона оставалась до 1242 г. В 1395 г. татарский завоеватель Тамерлан шел на Россию, разрушая все на своем пути. В Москве прибегли к помощи Небесной Заступницы и с молитвами перенесли святую икону из Владимира в московский Успенский собор. Тамерлан, дойдя до реки Оки, устрашенный бывшим ему во сне видением, повернул на юг, и Россия была спасена. На месте торжественной встречи в Москве Владимирской иконы построен в 1397 г. Сретенский монастырь, куда и совершается ежегодно крестный ход 26 августа в память избавления от Тамерлана.
В 1480 г. грозила беда от хана Ахмата, который с большими силами дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III далеко не был уверен в победе. Москва опять молилась перед Владимирской иконой, и Ахмат, не пробуя вступить в бой с русским войском, пошел назад в Орду. Это было окончательным освобождением России от татарского ига, и по этому поводу установлен второй крестный ход в Сретенский монастырь 23 июня.
Третий крестный ход в честь Владимирской иконы 21 мая до 1722 г. совершался тоже в Сретенский монастырь, а с этого года совершается в церковь на Никольской улице. Ход установлен по поводу поновления иконы, произведенного в 1514 г., а также в память спасения Москвы в 1521 г. от татар, сделавших набег под предводительством казанского царя Махмет-Гирея. Набег был внезапный, войска в Москве не было; жители стеклись в Кремль в глубоком унынии, предвидя неминуемую гибель, и искали спасения в молитве, посте и покаянии. Настроение наших благочестивых предков соответствовало видению, которое имела тогда монахиня Вознесенского монастыря. Ночью она видела во сне, как бы наяву, что в Спасские ворота выходят митрополиты св. Петр и св. Алексий вместе с другими святителями и уносят с собою Владимирскую икону Божией Матери. Там, где теперь Лобное место, они встречены были преп. Сергием и Варлаамом Хутынским. Преподобные, припав к стопам святителей, спрашивали, зачем они идут из города, и получили ответ, что Господь за грехи людей велел уйти и унести святую икону, предавая город татарам, если в народе не будет покаяния. Преподобные умоляли святителей, чтобы своими молитвами умилостивили Господа Бога и испросили народу прощение. Тогда святители стали служить молебен Пресвятой Богородице, после чего со святою иконою вернулись в Успенский собор. Действительно, татары, приступив было к Москве, испугались, вообразив, что на них идет бесчисленное русское войско, и немедленно вернулись вспять.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.
Существовавшая ранее часовня Владимирской Божией Матери находилась на Никольской улице, у Владимирских ворот, пристроена с севера к алтарю церкви Владимирской Божией Матери. Часовня существовала здесь до 1692 г., когда была построена заменившая ее церковь.
Постоянное посещение богомольцами было причиною, что и при церкви в 1805 г. оказалось нужным построить часовню, с новым списком святой иконы. Этот список украшен богатою ризой в 1862 г.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.
Рукой подать. Часть 2
Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».
Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)
– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!
«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.
И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.
Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.
Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.
У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.
Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.
Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.
Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…
В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.
Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.
Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.
За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.
Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.
Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».
«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.
Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?
У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.
В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.
– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.
– Венчание, – отвечает та.
Раз так, пора и честь знать.
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)
Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».
И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.
Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.
Она летела домой, как птица.
И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».
То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.
Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»
Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.
Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.
А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.
И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.
С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (Москва)
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (Владимирская церковь) — православный храм на севере Москвы. Относится к Сергеевскому благочинию Московской городской епархии.
Содержание
История [ править ]
Первые сведения в сохранившихся источниках об этих местах относятся к 1623 г., когда писцовая книга зафиксировала д. Виноградово. С 1617 г. – помещичий двор дворянина Гаврилы Григорьевича Пушкина. В 1637 г. деревней владели его дети Григорий и Степан Гавриловичи Пушкины. После раздела имений Виноградово стало собственностью Григория. Соседняя д. Заболотье числилась в поместье за Степаном Гавриловичем Пушкиным. В 1650 г. Григорий Гаврилович построил церковь Владимирской Иконы Божией Матери с пределом Николая Чудотворца, и Виноградово стало числиться селом. После его смерти в 1656 г. Виноградово досталось его вдове, а затем в 1666 г. стало владением его племянников – детей скончавшегося Степана Гавриловича Пушкина – Матвея и Якова Степановичей. Дальний родственник Матвея – Иван Каллиникович Пушкин.
А.И. ГлебовС 1710 г. Виноградовым стал единолично владеть Иван Калинникович Пушкин. В 1729 г. он продал село известному Василию Владимировичу Долгорукову, а уже в следующем, 1730 г., только что купленное имение приобрела княжна Мария Федоровна Вяземская. После смерти княгини новый владелец села (её родной племянник) князь Иван Андреевич Вяземский продал в 1758 г. Александру Ивановичу Глебову Виноградово «и с прудами, с рощами, с лесами, с сенными покосами, с пустотами и лугами, с дворцовым и хоромным строением и со всяким скотом и хлебом». А.И. Глебов был незнатного происхождения. Интриган и казнокрад. Выдвинулся цри Елизавете Петровне. Успех был благодаря женитьбе на тяжело больной вдове (двоюродной сестре императрицы по Матери). Глебов становится обер-прокурором Сената. Жена вскоре умерла. После смерти Петра III Александр Иванович удержался при Екатерине П. Имел воинское звание генерал-аншефа. Последние 13 лет своей жизни проводил в Виноградово. Умер в 1790 г. При Вяземской в имении сложилась типичная для того времени планировка сёл: у верхнего пруда в окружении парка располагалась помещичья усадьба. Крестьянские дома тянулись вдоль пруда.
А.И. Глебов к своему имению прикупил д. Грезново, д. Грибки, д. Горки, д. Афанасово. Затем занялся устройством нового храма. Прежняя церковь обветшала и стала неприглядной для службы. Автором проекта, представляющий собой редкий памятник архитектурного искусства XVIII в., аналога которому не найти в Москве и Подмосковье, искусствоведы предполагают зодчего В.И. Баженова. Издалека храм напоминает горящую к Богу свечу. Удачно расположена напротив долгих прудов. Храм был освящен в 1777 г. московским митрополитом Платоном (Левшиным) во имя Владимирской Иконы Божией Матери и по милости Божией никогда не закрывался.
Митрополит Платон (Левшин)Вместо традиционного четверика центральная часть храма устроена в виде двухсветного круглого зала. Окружающие нижнюю часть при стройки образуют треугольное с закругленными углами основание, каждая сторона которого подчеркнута классическим четырехугольным портиком. Во втором ярусе круглую ротонду украсили парные колонны. Массивный купол и барабан с небольшой главкой усиливают впечатление устремленности вверх всего здания. Расположенная позади храма колоколенка и служебная постройка вместе с основным зданием образуют еще один большой треугольник. Необычно декоративное оформление с иконостасов главного престола и придела Николая Чудотворца. Второй, из ныне существующих – предел Сергея Радонежского был устроен в 1947 г. и оборудован в традиционном лучшем стиле, отличаясь от интерьера основной части храма. Наружную и внутреннюю покраску выполняли маляры во главе с их подрядчиками – крепостным крестьянином из д. Федоркино (графа Орлова). Роспись интерьера и новых икон для церкви делал крепостной живописец Гаврил Антонов сын Доматырёв – слушатель поручика Ф.П. Тютчева. Заканчивал отделку «золотарь» дворцовой интендантской конторы А.Д. Казанцев. 10 сентября 1777 г. состоялось освещение храма, и тогда же, рядом с церковью была открыта богадельня для престарелых.
Могилы Глебова, его жены и падчерицыВ 1787 году Глебов написал завещание, согласно которому большую часть его имущества (а оно было огромным) получала его жена – Дарья Николаевна, бывшая экономка в Виноградово. Такое решение было справедливым – брак оказался счастливым. Как писал Глебов в своей духовной «жена моя во время жизни моей исполняла долг нелицемерной ко мне дружбы, жертвовала для меня не только всем почти имением своим, но и здоровья своего для моего спокойствия нимало не щадила». Но судьба распорядилась иначе. В июне 1790 года Глебов скончался и был похоронен перед алтарем церкви; жена его умерла на шесть дней раньше и была погребена там же. Своих детей у Глебова не было, и наследницей А.И. Глебова стала его любимица – падчерица Елизавета Ивановна, выданная им в 1784 году замуж за подполковника Ивана Ивановича Бенкендорфа – участника суворовских походов. Для Елизаветы Ивановны Бенкендорф село Виноградово стало памятью о матери и об отчиме, который относился к ним с любовью. В 1797–1799 гг. она провела в усадьбе большие работы по ремонту и новому строительству.
Владельцы усадьбы были гостеприимными хозяевами. У них бывали: Анненкова, Веневитинова, Вяземские, Голицыны, Карамзины, Лунины, Татищева, Харасковы. Многолетняя дружба связывала с известным баснописцем И.А. Крыловым, который жил в Виноградово в 1793 г. и 1803–1804 гг.
А.И. БенкендорфВо время войны 1812 г. Когда враг подходил к Москве, владелица Е.И. Бенкендорф уехала, опечатав свои дома. Все, что осталось в Виноградово и окрестных деревнях, было разграблено французами. К счастью владельцев их дом не был сожжен, как это было во многих других местах, и вернувшись в Виноградово, Елизавета Ивановна стала спешно приводить его в порядок (работали даже по вечерам со свечами). Прожив счастливо друг с другом более полувека, Иван Иванович и Елизавета Ивановна скончались с разницей всего лишь в пять месяцев и были похоронены в Виноградове рядом с любимой дочерью. Село досталось сыну – поручику Александру Ивановичу Бенкендорфу. Для его большой семьи Виноградово служило местом летнего пребывания. В старом господском доме и парке было людно, звенели голоса детей. Жили дружно и даже издавали свой собственный Виноградовский журнал.
Но молодое поколение подросло и разлетелось из родительского дома. Усадьба стала пустеть, особенно после смерти Александра Ивановича в 1873 году. В 1885 году она была продана М.Я. Бучумову. При оформлении продажи прежние владельцы не оговорили судьбу вещей, находившихся в имении, полагая, что они продают только недвижимость. Но вышло иначе. В собственности Бучумова оказались документы, портреты предков, семейные реликвии и многое другое. Нового хозяина они не интересовали и поэтому скоро исчезли из старого имения.
Новый хозяин настроил в парке дачи для москвичей, а леса, поля и луга сдавал в аренду крестьянам. Отношения крестьян к Бучумову были плохие, и в 1905 г. его усадебный дом сгорел. После прокладки Савёловской железной дороги имение превратилось в дачный поселок – Долгие пруды.
В марте 1911 года имение было продано Эмме Максимовне Банзе, владевшей усадьбой три года; за этот небольшой срок были сооружены въездные ворота с мостом перед ними и несуществующим теперь зданием кордегардии. На месте сгоревшего дома был построен новый. В стороне был выстроен еще один дом – деревянный, но оштукатуренный. Центральное здание крытыми переходами соединялось с двумя боковыми строениями. Тогда же появились новые строения скотного и конного двора. Был даже построен клуб-кинематограф для наемных рабочих. В итоге был создан хозяйственный комплекс, который должен был приносить доход. В 1914 году в Виноградове новый владелец – Р.В. Герман.
После революции имение было национализировано и передано Мособлздравотделу. В господских домах разместились детский санаторий и дом отдыха. Позднее в Виноградове и в д. Горки был организован колхоз.
То, что храм уцелел в самые страшные годы гонений, стало возможно благодаря многим трудам, духовному подвигу и мудрости настоятелей храма – арх. Илариона и прт. Петра Удодовых.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Храм Владимирской иконы Богоматери в Виноградове строился, когда хозяином этого имения был А. И. Глебов. Он купил его еще в 1758 году у Ивана Андреевича Вяземского – племянника умершей его тети Марии Федоровны Вяземской. А. И. Глебов принимает решение в 1772 году построить по другую сторону Дмитровской дороги храм. Отдельно от церкви построили колокольню и здание с часами – часовню. Церковь была построена и освящена 10 сентября 1774 года митрополитом Платоном (Левшиным). Таким образом, храм строился с 1774 по 1777 год.
Поражает и восхищает уникальность архитектурного стиля храма, который представляет громадный интерес в связи с тем, что здесь мы встречаемся с редкой в православных храмах формой основания церкви в виде треугольника, где три угла образуют свою Троицу, которая позднее таинственным образом соединится с Сергием Радонежским в Троицком храме его Лавры. Архитектор применил треугольник не только в планировке храма. Он обозначен и в генеральном плане всего комплекса. Храм, отдельно отстоящие колокольня и часовня, построены в одном стиле и образуют равносторонний треугольник. Идея Пресвятой Троицы лежит в основе как всей композиции в целом, так и в отдельных ее частях:
Весь ансамбль несет в себе стиль раннего классицизма второй половины XVIII века с отголосками стиля барокко. Храм, треугольный в плане, имеет закругленные углы и завершен высоким световым барабаном с парными колоннами ионического ордера с сильно крепованным карнизом. Световой барабан увенчан куполом с маленькой над ним ротондой тоже со сдвоенными колоннами. Три входа в храм имеют с боков также сдвоенные колонны коринфского ордера. На колоннах расположен так называемый антаблемент – треугольный фронтон с карнизом. Нижний ярус храма обработан в формах римской дорики. Ярусная церковь Владимирской иконы Божией Матери является центром всей композиции ансамбля.
Не менее интересен интерьер храма, в котором господствует пространство центрального круглого зала, освещенного тремя ярусами окон. В лепной отделке помещений использованы мотивы фасадного декора. Стены не расписаны. На их белом фоне выделяется голубой с золотом изящный иконостас в стиле Людовика XVI с иконами XVIII века. Надпрестольная сень, паникадило и украшенный живописью балкон хоров того же времени. Красив иконостас стиля классицизма в правом пределе. Иконостас с левой стороны 1901 года, исполнен в формах XVIII века, перенесен из села Киова-Спасского в 1936 году.
Деятельность прихода [ править ]
Воскресная школа при храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово открылась в 2002 году благодаря неустанным трудам и молитвам настоятеля храма – протоиерея Владимира Жаворонкова.
Здание школы расположено на территории храмового комплекса по адресу 127204, г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 170.
— по субботам, раз в две недели, в здании Воскресной школы в 15 часов проводятся «Беседы с молодежью». Беседы ведет диакон Михаил Мишков. Обсуждаются самые животрепещущие для молодых людей темы, рассказывается о взглядах церкви на те или иные интересующие их вопросы. Беседы проходят в форме диалога, за чаем;
— в течение года юноши и молодые люди привлекаются к помощи в алтаре, на крестных ходах, а девушки к пению и чтению на клиросе;
— молодежь привлекается к проведению занятий в воскресной школе – занятия по пению и рукоделию;
— молодежь постоянно принимает участие в паломнических поездках нашего прихода. Последняя такая поездка состоялась в ноябре 2010 года на Святую Землю.
Приходом оказывается помощь Икшанской воспитательной колонии для подростков (в настоящее время реорганизуется в женскую тюрьму строго режима).
На приходе имеются добровольцы, ведущие переписку с заключенными, большинство из которых содержатся в колонии У ОЕ 256/5 Белозерского района Вологодской области. Заключенным периодически отправляются продуктовые посылки, духовная литература и денежная помощь.
Настоятель и прихожане храма тесно сотрудничают с Городской больницей №43 Управления здравоохранения города Москвы.
Ежемесячно настоятель храма проводит встречи с посетителями Центров социального обслуживания «Северный» и «Дмитровский», в рамках которых обсуждаются вопросы религиозно-нравственного содержания. В конце каждой встречи проводится традиционное совместное чаепитие.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 127204, Москва, Дмитровское ш., д. 170.