храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость

Скорбященская церковь на Большой Ордынке (Москва)

Мiръ Россия Москва Скорбященская церковь на Большой Ордынке (Москва)

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) — православная церковь в Москве на Большой Ордынке, относится к Москворецкому благочинию Московской епархии Русской православной церкви.

Содержание

История [ править ]

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Описание [ править ]

Архитектура [ править ]

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость

Здание храма выполнено в форме цилиндрической ротонды с ионическими портиками. Снаружи оно украшено лепным декором и медальонами. Внутри барабан полусферического купола несут 12 ионических колонн. В храме установлен ампирный иконостас, пол покрыт чугунными плитами, выполненными по эскизам Бове.

Колокольня имеет три цилиндрических яруса, уменьшающихся по диаметру снизу вверх. Её венчает купол и главка с крестом. Северный и южный фасады трапезной украшены четырёхколонными ионическими портиками.

Храм окружён чугунной оградой, созданной в начале XIX века. Рядом с ним расположены дом причта (середина XVIII века) и богадельня (1764 год).

Деятельность храма [ править ]

3 января 2010 года Патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Синодального хора на базе хорового коллектива храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Работа по возрождению некогда знаменитого на всю Москву хора началась весной 2009 года по инициативе митрополита Илариона (Алфеева), назначенного настоятелем Скорбященской церкви, и заслуженного артиста России Алексея Пузакова (в 1980-х годах А. Пузаков управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом знаменитого регента Николая Матвеева). В 2012—2013 годах проведена реставрация здания (архитектор И. В. Калугина)

В настоящее время при храме действует духовно-просветительский центр «Восхождение», который объединяет усилия духовенства и приходской общины по миссионерской, катехизаторской, социальной работе. В настоящий момент деятельность Центра представлена следующими проектами: воскресная школа для детей, молодёжный клуб, курсы катехизации для взрослых, служба «Старый свет» (помощь людям, страдающим одной из форм зависимости, и их родственникам), а также центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Хомякова.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радостьхрам во имя иконы божией матери всех скорбящих радостьхрам во имя иконы божией матери всех скорбящих радостьхрам во имя иконы божией матери всех скорбящих радостьхрам во имя иконы божией матери всех скорбящих радость

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость

Главные новости

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту

Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москва)

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радостьМоскворецкое благочиние Московской городской епархии

История

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.

Престолы

Главный — Спаса Преображения, приделы — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского.

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона преподобного Варлаама Хутынского чтимые иконы мч. Лонгина сотника, прп. Алексия, человека Божия; апостола Андрея Первозванного.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечернее богослужение в 18.00,в воскресные и праздничные дни — Литургия в 7 и 10 час., накануне — всенощное бдение в 18 час., по четвергам — в 11.30 водосвятный молебен у чудотворной иконы мч. Лонгина сотника об исцелении от глазных болезней; по субботам — в 15.30 молебен у чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» об исцелении людей, подверженных недугу алкоголизма и наркомании.

Внебогослужебная деятельность

Храм открыт в течение всего дня. При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. В настоящее время чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября — в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

Прихожане храма оказывают посильную помощь в уходе за больными, слаборазвитыми детьми и престарелыми психоневрологического диспансера № 20 и пансионата № 6 для престарелых ветеранов труда в г. Москве.

Источник

МОСКОВСКИЙ СКОРБЯЩЕНСКИЙ ХРАМ НА ОРДЫНКЕ

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость
Московский храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», на Ордынке

Московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москворецкое благочиние Московской городской епархии)

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м годам. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни.

24 октября 1790 года Скорбященский придел был освящен митрополитом Платоном (Левшиным).

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость
Московская церковь Всех Скорбящих радость (Преображенская) на Большой Ордынке. 1882 год, из альбома Найденова

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О. И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и перенесены внутрь храма.

Здесь же был создан знаменитый церковный хор регента Н. В. Матвеева. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. Чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября — в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

Прихожане храма оказывают посильную помощь в уходе за больными, слаборазвитыми детьми и престарелыми психоневрологического диспансера №20 и пансионата №6 для престарелых ветеранов труда в г. Москве.

Святыни

Настоятели

Видео

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Передача «Святыни Москвы» телекомпании «Союз». Выпуск от 8 апреля 2013

Использованные материалы

Источник

Храмы во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

А когда в конце XVIII столетия был создан Водоотводной канал, избавивший Замоскворечье от ежегодных наводнений, здесь стали строить себе особняки московские купцы.

Они создали свой купеческий городок с особой патриархальной атмосферой, которой дышат камни старого Замоскворечья. Эта провинциальная часть города была самой тихой: рано утром ее жители спешили в свои лавки, а вечерами, уставшие от тяжелого трудового дня купцы сидели перед кипящими самоварами у раскрытых окон. В старину говорили, что житель Замоскворечья уже встает, когда на Арбате и Пречистенке только что ложатся спать, и ложится спать тогда, как по другую сторону реки начинается вечер. А после пожара 1812 года здесь появляются отдельные дворянские усадьбы.

С тех пор икона прославилась исцелениями больных и страдающих. Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к ней и переезжая с царской резиденцией в 1711 году в Петербург, сделала с нее список и поставила в новой дворцовой церкви. А в царствование Елизаветы Петровны в честь этой иконы в Петербурге уже был воздвигнут храм.

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радостьИкона «Всех Скорбящих Радость» имела ту известность, что перед ней молились особы царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.

Так и в 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее новую, красивую перестройку, и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. И Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября (6 ноября) 1790 г. самим митрополитом Платоном (Левшиным).

Тогда день прославления чтимой иконы 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Местность эта известная и очень древняя. История ее восходит еще ко времени временам Ивана Калиты, который пожаловал эту землю Крутицкому подворью. От прозвища великого князя и происходит ее старомосковское название.

Калитниковское кладбище, как и близлежащее Рогожское, основано во время эпидемии чумы в 1771 году. Только в отличие от старообрядческого Рогожского, Калитниковское было обычным, православным.

Уже в январе 1773 года была освящена деревянная церковь, вскоре сгоревшая, а нынешняя каменная выстроена в 1834-1838 г.г. архитектором Н.И.Козловским, много строившего еще в Охотном ряду. Иногда автором церкви ошибочно называют Афанасия Григорьева, архитектора знаменитой церкви «Большое Вознесение», похороненного на Калитниковском кладбище.

Калитниковская церковь не закрывалась в советское время, но, несмотря на свое до сих пор безлюдное, унылое местоположение, перешла к обновленцам и стала одним из семи московских обновленческих храмов. И хотя она была возвращена Московской Патриархии в 1944 году, именно здесь, на Калитниковском кладбище через два года был похоронен глава обновленческого раскола митрополит А.И.Введенский.

Источник

Храм-ротонда иконы «Всех скорбящих Радость»

Ренессанс по-русски

Эта церковь необычна и по архитектуре, и по живописи. Светлая и просторная, она напоминает католический храм.

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость

На этом месте в XV-XVI веках стояла деревянная церковь преподобного Варлаама Хутынского в Ордынцах. Одни историки связывают ее строительство с походом Василия III на Казань, другие — с поселившимися в Замоскворечье новгородцами.

В 1683-1685 годах на месте деревянной церкви поставили каменный храм в честь Преображения Господня. Там в 1688 разместили чудотворную икону Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая, по легенде, исцелила сестру патриарха Иоакима. И в начале XVIII века в честь нее освятили придел. С этого момента в сознании москвичей храм Преображения Господня превратился в Скорбященский.

В 1770 году на пожертвования жившего напротив купца Долгова Скорбященский придел переделали. А в 1792 Баженов по его заказу пристроил к храму трапезную и колокольню.

храм во имя иконы божией матери всех скорбящих радость

После пожара 1812 года храм перестроили по проекту О.И. Бове. Так церковь получила форму ротонды.

Архитектору удалось стилистически объединить разновременные постройки. Внутри основной объем церкви от трапезной отделила стеклянная перегородка, на которой висела картина Яна Мостарта «Се человек» (ее авторство ошибочно приписывали Альбрехту Дюреру). Уникальный случай: картина в храме почиталась как икона. А стены церкви украшали панно в западноевропейской манере.

Из-за необычной архитектуры храм иконы «Всех скорбящих Радость» нещадно критиковали, а Осипа Бове обвиняли в излишнем подражании Западу.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из Скорбященской церкви вынесли украшения и утварь — более 65 килограмм золота и серебра. Картину Мостарта тогда передали в ГМИИ имени Пушкина на Волхонке. А в 1933 храм закрыли. С него сняли колокола, но внутреннее убранство сохранилось.

В 1941-1945 годах в церкви иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» располагались запасники Третьяковской галереи. А с 1948 храм вновь открыт для богослужений. Так, в 1966 году там отпевали Анну Ахматову.

Вскоре благодаря регенту Н.В. Матвееву храм на Большой Ордынке стал своего рода культурным центром. Он собрал прекрасный хор, с которым устраивал «тематические вечера». Например, в дни рождения Чайковского и Рахманинова в церкви исполняли литургии исключительно этих авторов. Поэтому на службу в храм иконы «Всех скорбящих Радость» москвичи ходили как на концерт.

Сейчас церковь восстановлена. Не все удалось сохранить. Например, еще в 1950-х сломали стеклянную перегородку между ротондой и трапезной. Но сохранились иконостас в виде триумфальной арки, огромная розетка чугунного пола и необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил. Поэтому, чтобы поставить свечу, надо взобраться на лесенку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *