храм во имя преподобного сергия радонежского
Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле
Официальный сайт
«Авиаконструирование для всех»
В храме Сергия Радонежского открылся новый кружок «Авиамоделирование» под руководством Александра Аксенова. Александр – профессиональный моделист, пришёл в наш замечательный храм по желанию Божьему. Он обещает нам, что все модели ребята сделают летающими и они не будут пылиться…
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК!!ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
«Труд. Молитва. Усердие» Открытие нового учебного года состоялось 19 сентября.
Открытие нового учебного года состоялось 19 сентября в Культурно Просветительском центре храма Сергия Радонежского, что на Ходынском поле. В мероприятии приняли участие родители и дети наших прихожан и жителей района, педагоги более 20 кружков. С напутственным…
Собор Архангела Гавриила.Престольный праздник!
26 июля в храме архангела Гавриила, в день престольного праздника было совершено служение Божественной Литургии с крестным ходом Богослужение возглавлял благочинный Всехсвятского благочиния Северного Викариатства протоиерей Сергий Дикий,. Ему сослужили настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на…
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК!
18 июля в Храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле состоялась Праздничная Божественная Литургия,которую возглавил настоятель Храма протоиерей Василий Биксей.Ему сослужили клирики храма иерей Сергий Тарасов,иерей Михаил Словцов, диакон Максим Вихарев,диакон Василий Кризина. По окончании Божественной…
Праздничное закрытие учебного года
30 мая в нашем культурно-просветительском Центре состоялось праздничное закрытие учебного года. Педагоги и дети поделились своими успехами и достижениями, порадовали друг друга красивыми выступлениями, получили Грамоты и сувениры. Настоятель храма отец Василий поздравил ребят…
30 мая прошел традиционный Пасхальный футбольный турнир друзей!
В этом году турнир состоялся при поддержке Academy BARCA, благодаря которой турнир прошел на великолепном МАНЕЖЕ PRO FOOTBAL! Перед началом турнира настоятель Храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле протоиерей Василий Биксей поздравил всех с Пасхой…
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Ко Дню славянской письменности и культуры — День святых Кирилла и Мефодия — в нашем культурно-просветительском Центре открылась художественная выставка работ учащихся кружков Рисование, Лепка и Книжка своими руками. Под руководством педагогов: Колобановой Натальи Григорьевны, Пыниной Светланы Вацлавовна и Авдеева…
Спектакль учеников Воскресной школы «Мироносицы» 16 мая 2021 г.
Идея постановки спектакля родилась у родителей детей — учеников воскрес школы. Действительно детям иногда необходимо более глубокое погружение в те события Святого Писания, которые мы с ними изучаем на уроках Закона Божьего. Тема о мироносицах…
Пасхальный концерт, посвящённый Дню Святых Жён-Мироносиц.
16 мая на территории Храма состоялся праздничный Пасхальный концерт, посвящённый Дню Святых Жён-Мироносиц. Этот традиционный концерт всегда очень долгожданный и радостный. С Поздравлениями для всех православных женщин на сцене выступили дети и взрослые, солисты и дуэты,…
+79857497909 (дежурный священник); +79855447626 (дежурный)
СБОР ПОЖЕРТВОВАНИЙ
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Новости Патриархии
Новости Епархии
поиск по сайту
Статьи сайта «Фома»
Радио «Вера»
Реквизиты для пожертвований
Полное наименование-Местная религиозная организация Православный приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Сокращенное название-Приход Храма прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле
Юридический адрес 125284, г. Москва, Ходынский бульвар, д.6, стр.1
Фактический адрес 125284, г. Москва, Ходынский бульвар, д.6, стр.1
ИНН 7704221619
КПП 771401001
р/с 40703810238000000797
Банк ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» Г.МОСКВА
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
ОГРН 1037700096521
ОКПО 55247041
ОКВЭД 91.31
ОКАТО 45277556000
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Церковь построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 г., сменив деревянный храм XVI в.
Содержание
История [ править ]
Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» известна по документам с 1591 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.
Время построения Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников — мастеровых, работавших на Монетном дворе.
Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах — Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, — возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка» (С. К. Романюк. Из истории московских переулков (1988)).
Трудно сказать, были ли в XVII задворки Высоко-Петровского монастыря столь глухи и чащобны, чтобы дать название переулку. По Сигизмундову плану Москвы 1610 года все пространство между улицей Петровкой и речкой Неглинной было застроено деревянными домами. Однако на плане Горихвостова 1767 года восточнее Петровки разбросаны отдельные дворы, городских кварталов нет; вдоль низменного берега Неглинной темным тоном показана пойменная луговина или пустырь, возможно, возникший в результате пожаров в первой половине XVIII века. В Переписных книгах 1738–1742 годов местность позади дворов прихожан церкви Сергия Чудотворца в сторону Неглинной значится «безгласной».
Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.
В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.
Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.
В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года.
В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.
При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).
Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.
Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.
Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.
По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.
Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе.
В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».
В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.
В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов. Богослужения в ней совершались под все и во все большие праздники». В этом же году случилось и неприятное происшествие: храм посетили воры.
К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули).
В ней в это время имелись два Евангелия, дискос и серебряный позолоченный потир с надписью, что тот устроен в церкви Сергия в 1775 году. Ризница была пуста, но иконостасы целы.
В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). Колоритный образ архимандрита Василия сохранился в мемуарах художника и историка Церкви М. Е. Губонина. Существует также посвященная ему статья священника Александра Мазырина, сотрудника кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, «Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность» (2013).
В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. Упоминание о них содержится в Информационной сводке № 92 Московского губотдела ГПУ «О политическом состоянии Москвы и губернии за 25 апреля 1922 года»: «У церкви Сергия (Трубная пл.) сегодня собралась толпа мальчишек, которые бросали в членов комиссии (имеется в виду комиссия по изъятию церковных ценностей. — Прим. ред.) камни. Были приняты соответствующие меры, толпа была рассеяна отрядом кавалеристов».
В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма.
После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления.
В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.
В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были протоиерей Глеб Каледа, иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем.
15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.
В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.
Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.
В 2010 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.
Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре
Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском
Старинный Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре (Москва) – действующий православный храм на территории мужской обители. Адрес: ул. Петровка, 28, строение 9 (ближайшая станция метро — Трубная).
Другое наименование
Дата основания Собора
Собор основали в 1690 году.
Историческое исповедание
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Из истории храма
Построили Собор в период с 1690 года по 1694 год. Сделали это по повелению молодого царя Петра I в благодарность за спасение в Троицкой лавре во время стрелецких волнений 1689 года.
Напомним, что стрелецкий бунт возник в 1689 году в результате заговора против юного Петра I царевны-правительницы Софьи. С помощью оставшихся ему верными Семёновского и Преображенского полков Петру I удалось подавить бунт.
После стрелецкого бунта 1689 года, когда Пётр I стал полноправным государем, он предпринял обширное строительство. По его приказу в 1690 году завершили возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семейства Нарышкиных. А через 3 года рядом построили упомянутый трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
В XIX веке
Серьезный ущерб Высоко-Петровскому монастырю, в том числе Собору, нанесли в 1812 году наполеоновские войска. Захватив монастырь, французские кавалеристы разорили и разгромили всё, что осталось в обители. Наряду с другими сооружениями пострадал и подвергся осквернению и Храм Сергия Радонежского.
Восстановление Собора
После победы в Отечественной войне 1812 года в последующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался. Восстановили и Собор Сергия Радонежского.
Краткое описание Собора
Первоначально Собор был одноглавым. После обновления в 1704-1706 гг. Собор приобрёл нынешний вид, превратившись в пятиглавый православный храм.
В 1836 году в трапезной Собора устроили приделы Алексия Митрополита (левый) и Митрофания Воронежского (правый).
Храм окружили открытой галереей на аркадах (гульбищем). Галерею соединили с корпусом монастырских келий. Храм соорудили на высоком подлёте. Он состоит из двухсветного пятиглавого четверика и прилегающей обширной трапезной. Купола увенчаны православными крестами.
Собор после 1917 года
В послереволюционное время, в 1924 году Собор с трапезной, как и много других храмов России, закрыли. В очередной раз его разграбили. Многие десятилетия после варварского разорения он бездействовал и подвергался разрушению.
В наши дни
Службы в храме возобновили лишь в 1992 году. Однако приделы Собора до сих пор пока окончательно не восстановили. Тем не менее – это действующий православный храм. Поныне в нём кропотливо ведут восстановительные работы.
Другие храмы и религиозно-культовые объекты монастыря
Ныне, кроме упомянутого Собора с трапезной, на территории обители расположены также:
Статус Собора
Храм на Ходынке, которого могло не быть
Беседа с настоятелем храма прп. Сергия Радонежского на Ходынке протоиереем Василием Биксеем
Осенью 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве и наградил настоятеля храма протоиерея Василия Биксея очередными и внеочередными наградами «за внимание к особым трудам и достойное преодоление многих скорбей и бед на этом славном пути».
Красивый и величественный храмовый комплекс вырос на Ходынском поле буквально за два года, но не все знают, что этому радостному событию предшествовала почти десятилетняя бюрократическая борьба, митинги, протесты и попытки убедить всех, что храм на Ходынском поле никому не нужен.
О скорбях и бедах, которые возникали при строительстве храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, а также о том, каким должен быть современный храм, мы говорим с настоятелем отцом Василием Биксеем.
Храм как часть жизни
О ходынском приходе я узнала от одной из его постоянных прихожанок. Я до сих пор помню, с каким чувством она сказала тогда: «Знаешь, этот приход стал частью моей жизни. Я и не представляю уже, что раньше ходила в другие храмы».
Действительно, храмовый комплекс на Ходынке стал и для меня настоящим открытием. Здесь царила какая-то особенная атмосфера духовной сплоченности, уюта и тепла, которую невозможно не заметить.
После воскресного богослужения тут никто не спешит расходиться по домам. Все вместе – священнослужители и прихожане – собираются за большими столами в трапезной, где сам настоятель стоит на раздаче плова или печет блины.
Пока взрослые ведут беседы, дети быстро кушают и разбегаются по кружкам. Помимо традиционной воскресной школы тут можно найти увлечения на любой вкус. Есть здесь и курсы иностранных языков, и театральная студия, и спортивные секции; также при желании можно освоить музыкальные инструменты и научиться петь в профессиональном хоре, и еще очень много всего.
Если погода позволяет, прихожане собираются на улице. При храмовом комплексе большая благоустроенная территория, где можно и пикник устроить, и в футбол поиграть. Нередко здесь можно увидеть, как сам отец настоятель, сняв подрясник, гоняет с прихожанами мяч.
И вот когда смотришь на всю эту идиллию, видишь радостные счастливые лица взрослых и детей, то и представить сложно, что всего этого могло и не быть. И не так уж и давно было собрано тысячи подписей против строительства храма на Ходынском поле.
– Отец Василий, как же вам удалось создать не просто храм, а настоящий уютный дом для прихожан? Кажется, что я еще нигде не видела такой сплоченности.
– Ну, это совсем не моя заслуга, а людей, которых сплотили трудности. Практически каждый из наших прихожан отстаивал этот храм своей четкой позицией. Это люди, которые вложили сюда свои молитвы и свои средства. И естественно, что сейчас они чувствуют себя частью этого прихода. Вот только бы нам теперь сохранить все это.
С инициативой построить храм и часовню на Ходынке выступили еще в 2000-м семьи и потомки авиаторов
– То есть эти люди – местные жители Ходынки, которые хотели, чтобы здесь был построен храм?
– Когда возникла идея строительства храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и храма-часовни во имя архангела Гавриила в честь погибших авиаторов, такой Ходынки, какую мы видим сейчас, не было. Все эти дома начинали строиться в 2006 году, а идея строительства храма и часовни возникла в 2000-м! Поэтому первыми людьми, которые двигали эту идею, прежде всего были потомки авиаторов.
Как вы, наверное, знаете, в прошлом здесь располагался Центральный аэродром им. Фрунзе, на котором в разные годы погибло более 100 человек летчиков-испытателей, в том числе и народный герой Валерий Чкалов. Однако их память никак не была увековечена.
Летчики-ветераны и их родственники выступили с инициативой возведения на Ходынском поле храма-часовни в память о своих погибших близких. В 1999 году по благословению Патриарха Алексия была создана община храма-часовни во имя архангела Гавриила.
А в 2000 году была зарегистрирована еще одна община – по воссозданию храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
Остро же вопрос об отстаивании строительства храма именно жителями встал в 2012– 2013 годах, когда здесь образовался новый район.
– Вы сказали, что изначально было две общины, которые хотели здесь храм…
– Да, две небольшие общины. Храм и храм-часовню первоначально планировалось возвести в разных концах Ходынки, но впоследствии правительством было принято решение разместить их на одном участке. Храм и храм-часовня лаконично вписывались в проектируемый парк «Исторические ландшафты Москвы». Чтобы не строить два полноценных храма и не дублировать хозяйственные постройки, общины объединились и начали разрабатывать единый храмовый комплекс, что позволяло минимизировать площадь застройки и увеличить зеленую территорию.
Но вот только начать строить здесь было невозможно, так как земля была под судебной тяжбой между Министерством обороны и Правительством Москвы.
Люди безуспешно писали обращения и ходатайства, но получали ответ, что пока нужно подождать.
Постепенно дело было предано забвению. Общины одна и другая приходили сюда все реже и реже… ну, поплакали, помолились один или два раз в год, и на этом все.
Мы решили: будем молиться. Поставили крест на пустыре и стали каждое воскресенье служить Литургию
– А когда состоялось ваше знакомство с общинами?
– В 2012 году указом Святейшего Патриарха я был назначен настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского. Тогда я и познакомился с представителями общин, и все вместе мы стали потихонечку разбираться с документами. И действительно, оказалось так, что храм Сергия Радонежского и храм-часовня находятся на смежных участках, есть акт резервирования земли и есть акт разрешенного использования, но на этом все.
Соответственно эту землю нам никто подтвердить не мог, и эту землю никто и забрать у нас не мог, но ведь и делать ничего мы здесь не могли. Тогда мы решили, что будем молиться.
– Где же вы молились, ведь здесь ничего не было, просто поле?
– Да, здесь был просто пустырь, люди с собаками гуляли. А мы поставили в том месте, где предполагалось строительство храма, крест и стали там каждое воскресенье служить Литургию.
За парк или против храма?
– Вот только в это время аппетиты вокруг Ходынского поля стали нарастать. Появился самый большой торговый центр, строились все новые и новые жилые комплексы, наметилось строительство метро, а над станцией метро было запланировано возвевдение еще одного огромного торгового комплекса.
Видимо, поэтому наша первая служба на Ходынском поле вызвала крайне негативную реакцию. Неожиданно люди стали выходить в «защиту своих прав», начались митинги против застройки Ходынского поля.
– То есть эти люди были против строительства храма?
– Нет, я не могу так говорить! Большинство из них не были против храма… Скорее всего они просто отстаивали свое право на то, чтобы рядом с их домом не было никаких строек. Они отстаивали свой кусочек земли под парк. Мне кажется, они просто искренне хотели защитить свою территорию. Но в то же время, да, действительно, среди них появлялись и решительно настроенные люди, которые стали выступать конкретно против строительства храма. Почему так случилось, мне непонятно. Еще как-то объяснимо, когда храм был в рамках парка и люди выступали за парк без храма. Но ведь через какое-то время мы отступили и стали строить за территорией парка. Но и тогда эти же люди выступили против, на этот раз уже просто против строительства нашего храма.
– Люди выходили на митинги?
– О, митингов здесь было очень много. Были митинги за парк, митинги против строительства стадиона ЦСК… Только знаете, это были митинги не созидательные, а разрушительные, на которых людей часто вводили в заблуждение. Например, говорили всем, что храм будет занимать 4 гектара земли, хотя на самом деле под него было выделено только 1,2 гектара. Происходили какие-то абсурдные трения, вплоть до того что подделывались подписи.
Например, просили подписаться за строительство парка, но в итоге оказывалось, что все подписывались против храма. Все внимание было на этом храме и парке, а в это время Ходынка спокойно застраивалась и проекты парка постоянно переделывались, в результате чего территория, выделенная под парк, постепенно уменьшалась.
Стройте хоть сейчас!
– Отец Василий, а вас не пугала вся эта нескончаемая борьба?
– Нет. Пока шла вся эта борьба, мы молились под открытым небом и служили Литургию каждое воскресенье. Люди все больше и больше сплачивались, приносили из дома самовары, выпечку. Все вместе мы старались как-то облагораживать и озеленять наш пустырь. Иногда людям реально приходилось вести дежурства у молельного креста, с которым что только ни пытались сделать.
Крест поджигали, пытались распилить… Но мы продолжали молиться
– Что же, например?
– И поджигали, и распилить пытались, и поливали какими-то пахучими жидкостями. Но мы продолжали спокойно молиться.
И вот в 2014 году, когда уже действительно было понятно, что перспектива появления парка и предполагаемого в нем храмового комплекса очень туманная, нам предложили выделить участок на взлетной полосе. У нас сразу возник вопрос о том, когда нам приступать к строительству. И нам ответили: «Да хоть сейчас! Оформляйте документацию и начинайте строить».
– Как же так быстро все перевернулось в пользу храма?
– Когда люди узнали, что они подписались «за парк», а в итоге их подписи преобразовывались в подписи против храма, они были возмущены! Они сказали: «Как это так?! Мы никогда не были против храма, мы очень хотим, чтобы здесь был храм!»
И был организован новый сбор подписей, и около 8 тысяч человек подписались за строительство храма на Ходынском поле, притом неважно, где он будет: в парке или нет.
– Получается, тех, кто был за храм, оказалось гораздо больше?
– Конечно. И всем стало понятно, что надо слушать именно этих людей, а не тех, кто обманными путями наводят непонятную суету и страх.
Как только нам разрешили строить, мы сразу очень быстро поставили храм-часовню во имя архангела Гавриила в память погибших авиаторов. В октябре 2014 года мы служили там первую Литургию, а уже через год, в мае 2015-го, началось строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
«Любви настоящей не может быть без храма»
– А нужен ли был здесь храм?
– Я-то, конечно, как священнослужитель верю в то, что человеку храм нужен – всегда и везде, нужен гораздо больше, чем торговые центры и все остальное.
Ведь вне храма не может быть ничего настоящего, а только обманчивое и фальшивое. Любви настоящей не может быть вне храма, настоящей женственности не может быть вне храма. Ведь что это за любовь, если человек через два года говорит, что «разлюбил», ушел из семьи, да еще и детей бросил!
Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну!
Человек, который хоть иногда ходит в храм, постепенно выравнивает свою жизнь под то, что слышит в храме. Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну.
Хотя знаете, сколько раз меня пытались убедить в обратном! Большую часть своей жизни я провожу в храме и общаюсь со многими жителями района, не только с прихожанами. И много раз одни и те же люди говорили мне: «Батюшка, да бросьте вы это! Мы вас уверяем: храм здесь никому не нужен!»
И это были в основном те люди, которые стояли у истоков протестных движений – будь то против строительства ЦСК или против торговых комплексов.
– Как они аргументировали свою позицию?
– Знаете, всегда особенно начинают возмущаться и «описывать» церковную жизнь те люди, которые к Церкви не имеют никакого отношения. Они обычно находят тысячу аргументов. Они всем и говорили: «Вот увидите, что будет! Построят они тут храм, а при храме будет гостиница, а тут у них будет хозяйство для священника, а здесь они сделают ферму, а на ферме будут животные… И потом каждый день начнутся похоронные вереницы с катафалками. А в довершение всего каждое утро в 6 часов вас будут будить колокола! Это же просто кошмар!» Конечно, кому всего этого захочется?! (Смеется.) Таким образом нецерковных людей очень легко ввести в заблуждение.
Очень часто у людей возникают подозрения, что храмы строятся на бюджетные средства, которые могли бы пойти на строительство школ и больниц, но это не так.
И я хотел бы сейчас подчеркнуть: все храмы строятся на пожертвования добрых людей, которые хотят молиться и своих детей водить в храм.
– Радует, что верующих людей оказалось большинство.
– Тех, кто говорил и убеждал меня в том, что храм здесь не нужен, было человек 10–15.
Зато с 2014 года в нашем храмовом комплексе было крещено 700 человек! Это, может быть, и немного, но если храм «никому не нужен», то как объяснить, что 700 человек уже крещены в этом храме?! А это ведь больше тысячи человек родителей и крестных, бабушек и дедушек. А меня убеждали, что храм здесь не нужен!
– А сейчас сколько раз в неделю служится Литургия?
– Литургия у нас каждый день, всегда есть причастники. А в воскресные и праздничные богослужения наш храм забит битком.
– Отец Василий, насколько я знаю, вы еще и многодетный отец – у вас 6 красивых дочек. Вы с семьей живете где-то поблизости?
– Нет, мы живем в Сергиевом Посаде, и я каждый день сюда приезжаю. Правда, конечно, когда много дел, мне приходится здесь оставаться. Благо что здесь есть такая возможность. Только вот никаких «покоев настоятеля» у нас нет. (Улыбается.) Все только для людей. 14 классов для просветительской деятельности, в которых сейчас занимается около 70 детишек, трапезная на 100 человек, для того чтобы прихожане могли собираться и чувствовать себя здесь как дома.
– Мне очень понравилась ваша традиция собираться всем вместе в трапезной после воскресной службы. Это ваша инициатива?
– Трапеза после Литургии – это нормально, это продолжение Литургии и хорошая традиция, но в рамках проектов современных храмов ее сложно осуществить. Даже наш приход ограничен размером трапезной, мы пока не можем вместить больше 100 человек. Инициатива же собраться часто исходит от самих прихожан – например, когда у человека день рождения, ему хочется всех угостить, и он привозит рыбу и сам готовит уху.
– Какими должны быть современные храмы?
– Храм должен быть традиционным, но в то же время большим, многофункциональным и комфортным. Чтобы нам не нужно было отдавать детей в какие-то коммерческие кружки. По крайней мере здесь ты знаешь, что все объединены верой и точно никто не будет материться и учить ребеночка чему-то плохому.
А еще пребывание в храме должно быть комфортным, современный человек не должен чувствовать себя в храме чужим.
Самый главный в храме – Бог, потом – человек, пришедший к Богу, а священник только служитель – Богу и людям
То есть, с одной стороны, нужно соблюдать канонические традиции строительства, а с другой – надо учитывать современные потребности. Например, мы не увидим в древности храма с гардеробом. А сейчас это стало необходимостью. Раньше храмы были холодные, а сейчас теплые. В зимнее время стоять на богослужении 2–2,5 часа в шубе очень тяжело. Для прихожан с детьми в храмах будет не лишней детская комната, где ребеночка можно перепеленать, а если ему тяжело выстоять всю Литургию, то можно дать ему немного отдохнуть. Также в храмах должны думать об условиях безопасности, о доступности для маломобильных слоев населения, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли комфортно ходить в храм.
Нужно всегда помнить, что самый главный в храме – Бог, а потом – тот человек, который пришел к Богу, в то время как священник – служитель Богу и тем людям, которые идут к Богу. Храм должен быть территорией райского уголочка.
Прихожане как часть храма
Я вышла от отца Василия с полными пакетами вкусных ароматных свежеиспеченных пирожков и подумала, что храм чем-то неуловимо похож на своего настоятеля. Насколько отец Василий открытый, неунывающий, гостеприимный, все всегда успевает – и по делам храма, и в футбол с прихожанами поиграть, и шесть дочек воспитывать. Настолько и храм у него получился – многофункциональный.
Отец Василий настоятельно рекомендовал мне хоть немного поговорить с прихожанами храмового комплекса на Ходынке: «Понимаете, без них это интервью о нашем храме не будет полным! Они же часть этого храма!»
И вот воскресным днем мы встретились с прихожанами Ходынского храма за большим столом в просторной уютной трапезной. Они с радостью стали делиться воспоминаниями о том, как молились на улице, как приходилось охранять молельный крест, с которым «что только ни делали». Некоторые отметили, что именно с Ходынского прихода началось их настоящее воцерковление. Дети наперебой рассказывали, как им нравится посещать занятия, а особенно – хоровую студию, ведь многие из них поют во время Литургии. Родители же довольны тем, что дети при деле, а в храме у них появились настоящие друзья. И те и другие часто ездят поздравлять с праздниками воспитанников детских домов и старичков из домов престарелых. А еще при храме есть пункт помощи нуждающимся людям. В Неделю жен-мироносиц священники и прихожане раздали тысячи цветов жительницам Ходынки.
Но главное, почти все прихожане говорили о том, что храм давно стал для них не только храмом, но и частью их жизни.
С настоятелем храма
преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле
протоиереем Василием Биксеем
беседовала Лолита Наранович