храм во втором иркутске
Храм Рождества Христова в Иркутске II
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Храм Рождества. » в новостях:
Храм на месте крушения «Руслана»
Десять лет назад освятили храм Рождества Христова в Иркутске II. Он был возведен на месте крушения самолета «Руслан», унесшего 72 жизни. Так издавна принято на Руси — строить храмы в память о безвинных жертвах.
По поводу возведения храма было очень много споров: кто-то предлагал разбить на этом месте сквер, кто-то — поставить памятную стелу.
— Одних только проектов сквера было представлено 5 вариантов, — вспоминает Анатолий Агеенко, горячий сторонник строительства храма, в ту пору заместитель главного инженера завода. — Но этого никак нельзя было допустить. Вы посмотрите, во что превратилось место крушения самолета в Мамонах: стела в чистом поле, за которой и ухода толком нет, вокруг пасутся коровы, а бетонные плиты облюбовали бродячие собаки. Тогда Агеенко и начальник управления делами АО ИАПО Владислав Ионушас пошли на прием к правящему архиерею, епископу Иркутскому и Ангарскому Вадиму. И он дал простой и верный совет: «Напишите обращение к жителям Иркутска. Но напишите так, чтобы оно дошло до сердец людей. Найдите у себя на заводе прямых родственников погибших людей — отцов, матерей, детей, и составьте это обращение вместе. » Анатолий Васильевич разыскал на заводе 10 человек, потерявших своих близких. Люди, пережившие такое горе, нашли в себе силы сплотиться и обратились к общественности с просьбой не кощунствовать, а поступить по-христиански — выразить соборное отношение к трагедии.
«В храме память о жертвах будет освящена нашими молитвами, слезами, молчанием тех, кто не имеет в себе словесного выражения чувств» — писали они в своем воззвании.
Вот так непросто, через боль, начиналось строительство храма, без которого теперь, по прошествии 10 лет, трудно представить себе заводской поселок.
Рождение храма
Церковь Рождества Христова проектировал архитектор Александр Яковлев. Она выполнена в традициях древнерусского культового зодчества, что для Сибири большая редкость. Автор объяснил свой творческий замысел тем, что нужно было построить не просто приход, а церковь-памятник, мемориал. Значит, должна она отличаться от своих сестер.
Строительные работы вела фирма «Агродорспецстрой». Купол храма и звонницы, кресты и фонари изготовили на авиазаводе. А мемориальный камень в рекордно короткие сроки сделали в камнерезном цехе Сосновгеологии.
Причем сотрудники авиазавода регулярно бывали на стройке, вникали во все тонкости и принимали в ней участие в самые трудные моменты. Так, к примеру, получилось с куполом и крестами.
Когда заканчивалось возведение основного объема храма и нужно было переходить к кладке барабана, выяснилось, что у строителей нет технической документации на купола и кресты. Ведь в то время вообще не было опыта проектирования подобных элементов. Времени до скорбной даты, в которую необходимо было освятить храм, оставалось очень мало, и завод решил взяться за эту сложную задачу.
— Самым трудоемким было проектирование и изготовление купола храма — 5,7 м в диаметре и столько же в высоту, — поясняет Анатолий Васильевич. — Кроме этого, пришлось делать купол разъемным по высоте. Ведь провезти его в натуральном виде от завода до храма (а это совсем рядом) было невозможно — мы насчитали 23 препятствия в виде различных проводов!
На каркас и обрешетку, изготовленную на заводе на станках с числовым программным управлением, идеально легли продольные листы из оцинкованного железа. В итоге купол получился как на картинке — высокий, стремящийся в небо. А за ним труд многих заводчан.
Храм, который почти вровень со стоящими рядом пятиэтажками, среди них не затерялся, он словно взмывает к небу куполами. Есть в нем особое настроение, светлая печаль. Казалось бы, место столь ужасной трагедии всегда будет навевать на людей скорбь и горестные воспоминания. Но талант архитектора, бескорыстный воодушевленный труд многих людей, искренние молитвы верующих сделали храм таким, каким он и должен быть: чистым, торжественным, домашним, святым.
В 2000 году архитектор Александр Яковлев был удостоен за свою работу премии губернатора Иркутской области.
С верой в науку
Спустя два года после катастрофы храм освятили. Но внутреннее его убранство завершить не успели, установили временный иконостас. Лишь через два года главное место в церкви украсило уникальное произведение храмового искусства. Другого такого иконостаса в России (да и во всем мире) нет.
Богато украшенный, выполненный из кедра и липы, он, конечно, не отклоняется от канонов расположения икон. Его уникальность скрыта за божественными ликами и позолотой обрамления. Она глубоко внутри, и имя ей — современные технологии.
Традиционно иконостасы изготавливались мастерами-краснодеревщиками долгие годы, а то и десятилетия. Но на этот раз за дело взялись специалисты Иркутского авиационного завода, технического университета, научно-исследовательской проектной реставрационной мастерской «Традиция».
Художественный проект этого культового предмета был создан архитекторами Александром Яковлевым и Юлией Лебенко согласно всем православным канонам. Затем электронные чертежи всех его фрагментов были обработаны специальной компьютерной программой PowerSHAPE. Оставив терминологию для специалистов, скажем проще: было проведено художественное моделирование плоских чертежей в объемные детали. Кандидат технических наук Светлана Викулова добилась создания рельефов, которые не отличишь от ручной работы: сложнейшие растительные орнаменты, цилиндрические колонны и распятие.
Потом все созданное виртуально было переведено в специальную компьютерную программу и «закачано» в современные станки с программным управлением. Чудо-техника Иркутского авиазавода использовалась без отрыва от основного производства. Энтузиасты и подвижники работали не покладая рук и в выходные, и по ночам. Все декоративные элементы иконостаса выполнены из традиционных материалов — древесины кедра и липы, а искусная резьба создана с помощью современного оборудования. Кроме этого, на иконостасе нет ни одной накладной детали — все изготовлено на фрезерных станках из цельного склеенного массива дерева, к примеру створки царских врат, а это деталь 150х50 сантиметров.
До каких бы высот ни дошла техника, без художников это произведение искусства и высоких технологий не состоялось бы. Лучшие иконописцы Иркутской епархии под началом Михаила Лутоенко и Сергея Фролова также неустанно трудились над иконами, которые потом вставили в уже готовые рамы.
— Прямо в храме установили фрезерный станок и скоростной лобзик, — вспоминает Анатолий Агеенко процесс сборки иконостаса. — Собрали за 4 месяца. Это просто немыслимый срок. Бог нам точно помогал! За работу над этим чудом 32 человека получили благодарственные письма архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима. А сотни прихожан, многие из которых и не догадываются об истории создания главного места в храме, просто благоговеют от такой красоты. Входишь в храм, а уходить не хочется. Так и должно быть.
История города Иркутска. Церковь Рождества Христова Иркутск II как память жертвам авиакатастрофы 1997 года
Живя повседневной жизнью, со своими заботами, печалями и радостями, мы многого не замечаем и не обращаем внимания. Мы забываем события, которые когда-то происходили и являются памятными в истории. Специально для этого создают такие памятники, стелы, мемориалы, которые всегда будут напоминать нам о тех или иных событиях, о которых нельзя забывать…
Собирая материал для заметки про самые старые церкви Иркутска, изучая все храмы в городе, мы, просто, не смогли оставить без внимания и не выделить для одной из них отдельную статью. Это храм Рождества Христова. Он находится в Ленинском районе города Иркутска по адресу ул. Мира, 122. Стоит ровно на том месте, где в 1997 г. произошла страшная катастрофа, которая унесла жизни многих людей.
Трагедия
6 декабря 1997 г. в 14:42 по местному времени из второго Иркутска вылетел огромный военно-транспортный самолет АН-124-100 “Руслан”, который должен был отправиться во Вьетнам для того, чтобы доставить два истребителя СУ-27УБК, которые были собраны на местном авиазаводе.
Спустя несколько секунд после взлета у него отказал сначала один двигатель, а затем еще два. Командир экипажа до последнего момента пытался удержать самолет на высоте, чтобы отвести его от жилого района, но тяжелая махина весом в 350 тонн плюс 40 тонн — это истребители, находящиеся на борту, не дали возможности хоть как-то исправить ситуацию.
Ситуацию осложняло еще и то, что самолет был заполнен топливом до отказа, так как предполагался длительный перелет. Поэтому, когда самолет развалился на две части, топливо вспыхнуло, и загорелось все вокруг. Люди тогда в панике выпрыгивали из окон, выбегали на балконы, чтобы хоть как-то спастись от пожара.
В этот день катастрофа унесла за собой 72 жизни. Все, кто находился на борту самолета погибли — это 8 человек экипажа и 15 пассажиров, на земле погибли 49 человек, из них 14 детей.
Мой муж вспоминает: “Я тогда работал в отделе милиции. Нас вызвали на место катастрофы и поставили в оцепление, чтобы не пропускали посторонних. Среди людей была паника, они раздетые выбегали на улицу, детей из приюта также выводили в нижнем белье на мороз, все были перепуганы.
В одной из семей в тот день гуляли свадьбу. Тогда родители невесты не поехали на празднование и остались дома, они погибли на месте. Приехавшую на место падения самолета дочь, держали несколько человек и еле-еле справлялись, не пуская ее к родителям, так как там было опасно. Мы же с огромным страхом и ужасом наблюдали за происходящим.”
Самолет
Ан-124 “Руслан” является одним из самых крупных самолетов в мире. Он был создан для того, чтобы перебрасывать солдат и военную технику. После войны его использовали для доставки крупногабаритного груза на большие расстояния.
Машина оснащена 4-мя турбореактивными двигателями, которые были произведены на Запорожском машиностроительном КБ “Прогресс” — это украинское гос. предприятие.
Авиалайнер “Руслан” выпускается уже более 30 лет. За это время он зарекомендовал себя, как неприхотливый и надежный самолет. За всю историю его эксплуатации данный самолет разбивался только два раза и, как оказалось, в обоих случаях по вине экипажа.
Расследование
К сожалению все записи, которые могли пролить свет на причины произошедшей катастрофы, были уничтожены огнем, так как находились в самом эпицентре пожара и восстановить их также не смогли.
В итоге, был сделан следующий вывод: причиной трагедии стали конструктивные недоработки двигателя Д-18Т. Таким образом, в этой модели самолета решено было заменить их на более усовершенствованные, которые в то время использовались в России.
Храм Рождества Христова
Перед тем, как начать строить церковь, было много споров: одни предлагали разбить сквер на месте катастрофы, другие поставить стелу. Сторонники же возведения храма объясняли, что нужно поступить по христиански — в память безвинно погибшим, возвести церковь.
И все-таки после долгих споров, приведенных доказательств на месте падения самолета, спустя два года, был построен Храм Рождества Христова. Он был освящен 8 октября 1999 года.
Отличием этой церкви является то, что построена она в стиле древнерусского зодчества, она совсем не похожа на церкви Сибири. Спроектировали ее так потому, что является она не только местом, которое станет приходом для людей, но и памятником, где всегда будут помнить трагедию 1997 года. Архитектором здания храма был А. Яковлев.
Также на территории храма находится мемориал жертв трагедии, где перечислены имена всех погибших.
Заключение
Произошедшая катастрофа в г. Иркутске стала одной из крупнейших в истории России с данным видом самолетов.
Несмотря на то, что было много споров вокруг строительства церкви и все так не просто начиналось, теперь уже невозможно представить поселок авиазавода без Храма Рождества Христова. Своим торжественным, чистым и светлым видом, он вызывает в сердцах людей только светлую печаль и память.
Со своей стороны, хотелось бы выразить огромную признательность всем, кто участвовал в возведении храма.
Вид на Собор Богоявления с Нижней набережной
Построен в 1718-1746 годах. В советское время в храме размещался кондитерский цех хлебозавода. В 1967-1985 годах отреставрирован и в 1994 году передан Иркутской епархии. Собор Богоявления является, наряду с иркутской Спасской церковью, самым старым каменным зданием Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Собор находится на Нижней Набережной. Этот собор со времени своего основания в 1693 году играл важную роль в духовной жизни Иркутска. Построенный у стен острога ‑ в самом сердце города ‑ он на протяжении XVIII‑XIX веков был кафедральным, т.е. главным храмом местной епархии.
Первоначально здание было деревянным, но 3 августа 1716 года оно сгорело. Восстанавливать собор решили из кирпича. Как сообщает Иркутская летопись, его закладка была осуществлена в июле 1718 года.Шесть лет спустя начались богослужения в придельном храме во имя Петра и Павла, а в 1729 году под колокольней была построена придельная
церковь во имя Иоанна Воина.
Главный храм ‑ Богоявленский ‑ был освящен только 25 сентября 1746 года. В 60‑е годы XVIII в. к собору были пристроены еще три придела: с южной стороны ‑ во имя Казанской Божией Матери, с северной ‑ во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. После революции собор использовался для размещения хлебозавода. В храме установили печи, в которых выпекались кондитерские изделия. Одно время в четверике, разделенном на несколько этажей, было общежитие. В 1960 году Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 году хлебозавод был выселен из здания. Началось восстановление храма. Реставрация велась 18 лет и была закончена в 1985 году.
Собор был передан Иркутскому областному художественному музею, который развернул там экспозицию отдела Сибирского искусства. В 1994 году собор Богоявления был передан Иркутской епархии. Вскоре там, в бывшем Петропавловском приделе, был сооружен временный иконостас и начались богослужения.
Кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери
Старый дореволюционный Иркутск был религиозным и культурным центром Сибири, поэтому на его территории возвышалось множество церквей, храмов и других обителей божьих. Но не один из них не был столь красивый и величественный, как Казанский кафедральный собор, гордо возвышавшийся над Иркутском с 1875 г.
Мы говорим о нём в прошедшем времени, потому что через 15 лет после Великой Октябрьской революции собор был разрушен теми людьми, которые, не испытывая святых чувств остального народа, надругались над гармонией, красотой и самое главное духовностью.
От богатейшего внутреннего убранства сохранилось всего несколько икон. В 1938 году на месте бывшего казанского собора началось строительство Дома Советов, который ныне является зданием администрации Иркутской области. Решение о восстановлении Казанского кафедрального собора было принято в2009г дминистрацией г. Иркутска
Часовня-памятник на месте Кафедрального Казанского собора
Казанская икона Божией Матери. Образ находится в часовне-памятнике, возведенном месте разрушенного кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери.
Церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — православный храм в Иркутске. Открыт 30 сентября 2008 в новом храме. Строили церковь, что называется, всем миром.
Эскиз проекта будущей церкви архитекторы придумали за одну ночь. Белый цвет храма был выбран неслучайно. Белый цвет символизирует праздник, торжество. Инициаторы предполагали, что горожане будут венчаться в этом храме. Кроме того, церковь стоит в парке, который насыщен природными красками, поэтому любой другой цвет просто терялся бы на этом фоне. Купол храма — золотистого
Вопросы веры: а хватит ли денег на строительство церкви в микрорайоне Приморском?
Иркутские общественники продолжают задавать строителям церкви неудобные вопросы
В Иркутске – новый виток противостояния сторонников и противников строительства храма Святого Александра Невского в микрорайоне Приморском. На стороне противников выступил экс-депутат, юрист, общественник, руководитель Юрий Курин. Он собрал пресс-конференцию на площадке газеты «Аргументы и Факты», на которую пригласил инициативную группу противников храма – сторонников парка.
По планам проектировщиков, такое крупное сооружение сильно изменит этот участок. Вероятно, деревьев станет меньше, зато места для парковки появится больше, плитка и асфальт закроют землю. Фото: stb-project.ru
Однако на эту же пресс-конференцию без приглашения пришли сторонники строительства церкви. Сначала они мирно слушали, потом возник небольшой конфликт. И касался он финансового вопроса. Однако обо всем по порядку.
Пресс-конференция состоялась 21 октября. Кроме Курина в ней принимали участие активисты Ирина Курдобакина, Павел Добежин и Светлана Козловская. Они объясняли: «Мы не против строительства храма. Мы против застройки конкретного участка».
Для подготовки аудитории был сделан исторический экскурс. Первый поселок ГЭС – это те дома, которые были построены для первостроителей первой ГЭС Ангарского каскада, то есть двухэтажки у самого управления ГЭС. Уже за ними был позже построен микрорайон Приморский – это 4–5-этажные дома. Микрорайон достаточно населенный, однако мест для прогулок, выгула собак, игр и спорта в этом микрорайоне практически нет. Спорная роща, где вознамерились поставить культовое сооружение – пожалуй, единственный зеленый уголок. Да, недалеко есть парк Якоби – но он не только и не столько для местных. Это общегородская территория с примыкающим пляжем и увеселительными заведениями, и в теплое время года там настолько много народу, что особо и не прогуляешься, особенно с колясками и маленькими ребятишками. К тому же жителям Приморского для того, чтобы попасть в парк Якоби, нужно перейти довольно оживленную магистраль. Спорная роща находится в микрорайоне, и туда не так опасно отпускать детей, как в парк Якоби. Еще раз заметим: парк Якоби – прибрежная территория, и туда детей отпускать не просто опасно, а весьма опасно.
Второй довод противников строительства в этом месте – в принципе отсутствие зеленых зон. Несмотря на близость водохранилища и парка Якоби, в самом микрорайоне спорная роща – единственный природный объект, лесочек, пусть даже и маленький. Вокруг активно строятся новые дома, целые жилые комплексы, рестораны и места отдыха, но озеленения никакого нет. При этом транспорта становится все больше и больше. К тому же соседний к участку будущего нового храма небольшой участок земли предназначен – внимание! – под строительство транспортной развязки, что уже отражено в градостроительном плане и публичной кадастровой карте. То есть храм построят, второй участок отдадут под развязку – и все, и никакого лесочка.
Тем временем рядом с действующим храмом есть пустырь, больший по площади. Сторонники расположения церкви на территории нынешней рощи сначала утверждали, что на пустыре должен был быть стадион. Но по кадастровым картам назначения участков под спортивные сооружения рядом с действующей церковью нет. Теперь сторонники говорят, что на изыскания, проектирование и ограждение территории на действующем участке уже потрачены деньги (вот оно, начало денежного вопроса!), а при переносе нужно будет все начинать заново, и это новые траты. Но разве это проблемы горожан?
И в этот момент все начало приобретать некую депрессивную определенность: Юрий Курин задал вопрос, а есть ли у застройщиков деньги на то, чтобы построить такой мощный комплекс без простоев и за указанный срок. Вопрос непраздный. Во-первых, еще в 2012 году при обсуждении проекта в СМИ говорили, что на строительство понадобится около миллиарда рублей. Это гигантская сумма, особенно если учесть, что строительство церквей и иных религиозных объектов финансируется исключительно (во всяком случае, так заявляется) с пожертвований граждан. А сейчас цены выросли в разы, и можно предположить, что первоначальная расчетная сумма также выросла минимум вдвое. Да, был фонд, который собирал средства на строительство храма Святого Александра Невского. За несколько лет он собрал 1,25 миллиона рублей. Но до требуемого миллиарда – как до луны и обратно.
Во-вторых, в Иркутске есть несколько храмов, которые строятся уже несколько лет – на пожертвования прихожан. И цена строительства там в десятки раз ниже той, которая обнародована как необходимая для возведения храма Святого Александра Невского. Напомним, это церковь Двенадцати Апостолов на Синюшиной Горе, это Петропавловский храм – памятник деревянного зодчества, который сгорел в 1992 году, и его до сих пор не могут восстановить. Почему? Нет денег. Резонно поинтересоваться: не будет ли так же и в Приморском – выкопают котлован, поставят стены, и на этом все встанет?
– Нам никто ни разу не показывал смету, никто не показывал счета, отчеты о собранных средствах и так далее, – говорит Юрий Курин. – Это очень настораживает. Что могут скрывать от общественности застройщик и заказчик? Мы не требуем имен жертвователей и инвесторов. Мы хотим увидеть, хватит ли денег на столь масштабный проект, чтобы сделать его за указанный срок.
И третий вопрос: кто и как будет содержать столь масштабное сооружение? Микрорайон небольшой, прихожан не так много…
И тут в разговор вступили сторонники строительства храма именно на этом месте, а именно представитель застройщика Алексей Кожевников. Он заявил, что к нему никто не обращался с финансовым вопросом, а между тем он готов показать все данные по строительству: изыскания, проектные документы, разрешения на строительство и ПСД. При этом четко ответить на вопрос, а сколько средств понадобится на строительство, Кожевников отказался. Все твердил: «Деньги есть. Денег хватит».
Наконец организаторы обратили внимание на то, что участники пресс-конференции общаются уже полтора часа. И в конце дискуссии Кожевников сказал:
– Мы 16 лет делали проект. Никто не предъявлял прав на этот участок, никто тут ничего не собирался делать, никаких парков, никаких скверов. Земля никому не была нужна, пока мы не объявили о строительстве. Теперь нас обвиняют в вырубке зеленых насаждений. Я скажу: по проекту мы вырубим пять больших деревьев – четыре березы и один тополь, а также чуть более 30 кустарников. Взамен посадим более 100 крупных деревьев, в том числе ели, березы и клены. Здесь будут красивый храм и красивый парк.
Напомним, 22 сентября на совещании в мэрии председатель комитета по социальной политике и культуре мэрии Виталий Барышников сообщил, что на месте строительства храма Святого Александра Невского в микрорайоне Приморском в Иркутске придется спилить 37 деревьев, а 102 взрослых дерева – пересадить (естественно, без гарантии того, что растение приживется на новом месте). При этом изначально проектировщики заявляли, что придется вырубить 46 деревьев, а 106 – пересадить.
Как нам кажется, представитель застройщика что-то перепутал, заявляя: «Земля никому не была нужна, пока мы не объявили о строительстве». В том-то и дело, что эта городская территория уже несла свою нагрузку «зеленых легких» города – она, конечно, была нужна жителям Приморского именно для выполнения этой функции. Именно поэтому, когда летом 2016 года на площадке уже начинали готовить участок под стройку, и появилась инициативная группа ее противников. Люди собирали подписи, обратились в СМИ и написали президенту. Тогда стройку не отменили, но притормозили. Это комментарий к довольно-таки лукавым словам о том, что «никто не предъявлял прав на этот участок».
Еще следует напомнить о том, что священство, заинтересованное в новом храме, а точнее настоятель нынешнего весьма скромного деревянного храма Александра Невского Марк Косолапов, говорит о 12,5 тысячи голосов поддержки – то ли это подписи под одним письмом, то ли отдельные письма верующих. Противники строительства хотели бы взглянуть на них. Конечно, никто не собирался истребовать эту землю для чего-то другого, например для другого строительства. И конечно, горожане не ожидали такого подвоха.
Намоленный нынешний деревянный храм Александра Невского расположен очень удобно. Но это место верующим под новый храм почему-то не годится, хотя рядом есть свободные пространства, есть куда расти. Фото: hramsobor.ru
Стало известно, что пятеро активистов группы противников строительства храма подали иск в Свердловский районный суд Иркутска. Они требуют отменить разрешение на строительство. Первое заседание по делу состоится 11 ноября.
…Тем временем 23 октября казаки провели на месте строительства будущего храма молебен и крестный ход. Настоятель храма Святого Александра Невского, отец Марк Косолапов, пояснил, что молебен провели по запросу казаков, с соблюдением антиковидных мер.