храм вооруженных сил вся правда
Шойгу и не его миллиарды — как и на что строили «храм войны»
Непростая дорога к главному собору Минобороны
Главный храм вооруженных сил России, он же Храм Воскресения Христова, строительство которого началось в сентябре 2018 года, должны были освятить 6 мая. На храм ушли миллиарды рублей, в том числе бюджетных, стройка приобрела множество сторонников и противников, при этом концепция сооружения до сих пор выглядит неясной и противоречивой — светское государство от своего лица строит храм миролюбивой христианской религии, посвященный победе в кровопролитной войне. История строительства «храма Шойгу» — в обзоре ПАСМИ.
Во славу бога войны
Строительство «главного храма вооруженных сил» в подмосковном парке «Патриот» в сентябре 2018 года анонсировал министр обороны РФ Сергей Шойгу. Завершить грандиозную стройку планировалось к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
«Мы строим храм в ознаменование победы в Великой Отечественной войне, дабы память о той победе сохранялась от поколения к поколению», — заявил ранее замминистра обороны Тимур Иванов в интервью «Новой газете«.
При этом ряд военных экспертов отмечали что армии просто понадобилась какая-то идеология для работы с личным составом. Лучшим заменителем идеологии стала РПЦ.
«Связь между армией и церковью, верой и служением очень органична для истинного христианства. У нас есть храмы, связанные с отдельными родами войск, теперь, даст Бог, появится и храм, который будет местом притяжения для всего нашего воинства», — заявлял в 2018 году ныне покойный протоиерей Всеволод Чаплин.
Рядом с храмом предусмотрен духовно-просветительский центр и полуторакилометровая «Дорога памяти» — мемориальная галереи, где будут выставлены фотографии участников Великой Отечественной войны, а также личные вещи погибших и фронтовые письма. В базе фотографий, насчитывающей свыше 30 млн единиц, журналисты обнаружили снимки Владимира Спиридоновича Путина — отца президента России Владимира Путина.
Поражает масштаб главного военного храма России: площадь самого собора 8 тыс. кв.метров, всего храмового комплекса — 11 тыс. кв. метров, вместимость — 6 тыс. человек. Высота собора с крестом — 95 метров, это третий по высоте православный храм в мире.
Рядом с храмом оборудована автомобильная стоянка почти на две тысячи машиномест, а также вертолетная площадка. А Росавтодор пообещал построить большую развязку на Минском шоссе, которая позволит легко подъезжать к храму.
Внутри храм Воскресения украшен росписями батальных сцен, статуями святых, бронзовым литьем, керамическим декором, стеклянной крышей и фасадами, а также фресковой живописью и мозаичными панно.
В габаритах колоссального строения скрыто несколько символов. Так, диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метров, что соответствует 1945 году — году окончание ВОВ. Высота звонницы составит 75 метров — в 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания Войны. Высота малого купола составит 14,18 метров. 1418 дней и ночей длились боевые действия в той войне.
Сомнительные жертвы
Строить храм собирались только за счет добровольных пожертвований. «Сколько пожертвуют, столько в итоге он (храм) и будет стоить», — заявлял Тимур Иванов в ответ на вопросы о стоимости грандиозного проекта.
Деньги на храм пожертвовали около 90 тыс. человек. Судя по всему, не все это делали добровольно. Во всяком случае, в начале строительства военнослужащие из разных регионов стали жаловаться, что их принудительно заставляют сдавать деньги на «храм Шойгу». «Командирам отделений приказали собрать с подчиненных суммы, причем по спискам фамилий. Это касается даже тех военнослужащих, которые исповедуют другую веру», — цитировало издание DVhab слова военнослужащего из Хабаровского края.
Тогда же издание «МБХ медиа» сообщало о том, что военнослужащим 76-й Псковской дивизии ВДВ вдвое сократили премии, и эти деньги пошли на стройку в парке «Патриот». Правда Минобороны эти сообщения сразу же опровергло, назвав ее «не первым фейковым вбросом украинских пропагандистов»
Часть средств на строительство храма была получена из-за границы. Русская служба Би-би-си обнаружила в списке жертвователей иностранную компанию Marine Repair and Supply Pte. Сумма зарубежного финансирования составила 1,7 млн рублей. В соответствии с законом об НКО-иностранных агентах, фонд «Воскресение» должен был быть занесен в специальный реестр. Однако этого не произошло.
В ноябре 2018 года сумма пожертвований составляла 1,26 млрд рублей, а 16 декабря 2018 года замминистра Тимур Иванов заявил, что на храм собрали больше 2 млрд рублей. Когда о принудительных «пожертвованиях» сообщили СМИ, объем поступлений упал. За весь оставшийся период на счет благотворительного фонда«Воскресение» поступило немногим более миллиарда рублей. Общая сумма добровольных пожертвований составила 3 млрд 79 млн рублей.
При этом пожертвования принимались не только деньгами. Например, концерн «Калашников» предоставил строителям более миллиона кирпичей, а неназванные крупные металлургические компании передали материалы для облицовки купели. В числе компаний-жертвователей, помогавших строительству материалами и техникой, оказались РУСАЛ, «МиГ», Комета, ЦКБ «Рубин», «Сухой», «ИСС», «Урал», «Невская Оптика», Рособоронэкспорт, Газпромбанк, «Лукойл», «Металлоинвест», «Норникель», ВТБ и другие. Все эти организации получили благодарность от фонда «Воскресение».
Не хватило половины
Несмотря на заверения замминистра обороны Тимура Иванова, что строить будут ровно на сумму пожертвований, храм потребовал дополнительных денежных вливаний.
В начале 2020 года из бюджетов Москвы и Московской области было изъято почти 3 млрд рублей — для строительства храма Воскресения. Постановления о перечислении средств из казны на счета фонда «Воскресение» подписали лично мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, семья которого близка к министру обороны Сергею Шойгу. Таким образом стоимость храма выросла до 6 млрд рублей.
Также сообщалось, что казенные деньги на строительство религиозного сооружения напрямую тратило и ведомство Шойгу. Например, на закупку гипсовых изделий и «продукции религиозного назначения» для храма Минобороны потратило через сайт госзакупок около 320 млн рублей. А ранее военные также закупали для храма иконы, мозаику и мебель. При этом законодательство РФ запрещает создание и деятельность в Вооруженных силах религиозных организаций.
Также пока остается неясным, за чей счет будет содержаться огромный храм со всеми прилегающим территориями. Даже с возможными льготами счета за коммунальные услуги будут приходить с пятизначными числами. И своего прихода, чтобы содержать храм за счет пожертвований, у главного храма Минобороны не предвидится — он стоит на 55-м километре Минского шоссе, а поблизости только садовые участки и небольшая деревня Петелино, где есть свой храм.
В Минобороны полагают, что храм будет наполняться за счет посетителей парка «Патриот», а также за счет «наследников памяти погибших солдат», военнослужащих и членов их семей, патриотически настроенной молодежи и вообще всех православных.
Что касается использования собранных пожертвований и бюджетных траншей, то деньги тратились через сайт госзакупок, но во всех случаях закупки проводились у единственного поставщика без раскрытия подробностей контрактов. Нередко в качестве подрядчиков выбирались сомнительные фирмы, которые были созданы как будто специально под освоение денег от Минобороны.
Исчезнувшее панно
Вишенкой на торте в и так непростой истории строительства главного военного храма стал скандал вокруг внутреннего убранства собора. В конце апреля, когда стройка уже была практически завершена, в сети появились фотографии мозаик, которыми украсят стены храма.
Другую стену храма украсила композиция «Парад Победы». Там оказалось изображение генералиссимуса Иосифа Сталина.
Данная идея вызвала неоднозначную реакцию в сети. Представители РПЦ сначала поспешили оправдаться, пояснив, что изображение в храмах высших лиц государства является традицией.
А вот Сталина в храме решили оставить, да и картина с Путиным и Шойгу не пропадет — ее установят в другом месте парка «Патриот».
Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации
Решение о строительстве Главного храма Вооруженных сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» было принято в 2018 году. 19 сентября того же года Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента России В.В. Путина и министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу освятил закладной камень в основание собора в честь Воскресения Христова.
Патриарший собор, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, возведен на народные пожертвования. Финансирование строительства Главного храма осуществлялось за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.
Величественный собор с большими золотыми куполами формирует пространство равнинного пейзажа. Расположение храма было выбрано неслучайно. Парк «Патриот» Одинцовского района Московской области — это прежде всего место ожесточенные боев за Москву в ноябре 1941 года. Он объединил на своей территории несколько военных музеев, спортивные сооружения и полигон для подготовки воинов, образцы вооружений и техники. Парк стал излюбленным местом отдыха молодежи. Это военно-патриотический парк культуры и отдыха не только для военнослужащих и их семей, но и для всех желающих.
Пропорции и размеры храма Воскресения Христова уникальны. Многие из них соотносятся с числами, связанным с Великой Отечественной войной и Великой Победой. Идея использовать в архитектурных пропорциях такие числа принадлежит министру обороны России С.К. Шойгу.
Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился cвятой равноапостольный великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм. Диаметр барабана главного купола — 19 метров 45 сантиметров. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола — 22 метра 43 сантиметра. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов — 14 метров 18 сантиметров — 1418 дней и ночей длилась Великая отечественная война. Высота звонницы — 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы. Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы. Высота мандорлы — 11 694 милиметра, ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза.
На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов; 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны.
Купол храма выполнен в виде шлема святого благоверного князя Александра Невского, с изображением на нем Архангела Михаила — предводителя небесного воинства. В куполе находится огромный сверкающий золотом мозаичный образ Спаса Нерукотворного, который копирует древнюю новгородскую икону — воинскую хоругвь XII века. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. Со времен Древней Руси этот образ традиционно помещался на знаменах и штандартах, символизируя духовную защиту русского воинства.
Храмовый комплекс в совокупности представляет синтез современных видов искусства: мозаика, скульптура, керамика, живопись, витражи гармонично сочетаются в едином ансамбле. В его создании ключевая роль принадлежала главному архитектору и автору проекта Дмитрию Смирнову. По решению Художественного совета храма к работе были приглашены такие именитые деятели искусств, как академики Российской Академии художеств, народные художники России С.Н. Андрияка, С.А. Щербаков, В.И. Нестеренко, известные живописцы Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев. У этих мастеров была особая миссия — в художественных образах рассказать об истории России. Керамическое убранство выполнено в мастерской «Паллада» под руководством К.В. Лихолата, предметы из металла — в литейной мастерской «Кавида» под руководством Ю.Е. Киреева, мозаичные композиции нижнего храма и крестильни исполнялись по эскизам М. Леонтьева и Д. Шабалиной.
Нижний храм посвящен святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси. В центре установлена украшенная мозаичными крестами купель, состоящая из трех резервуаров с лестницами и подсветкой. Интерьеры нижнего храма и баптистерия совершенно уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве как по количеству мозаик и керамического убранства в интерьере, так и по уровню их исполнения. Профессионалы высоко оценили исключительное качество фарфоровых деталей, а также декорацию свода, решенного в сочетании керамической мозаики и традиционной золотой смальты.
Особым великолепием и торжественностью отличается верхний храм, посвященный Воскресению Христову — главному христианскому празднику. Посвящение храма выбрано неслучайно: в празднике Воскресения звучит вечная радость победы Христа над диаволом и смертью, Победы, к которой причастны все воины, павшие за правое дело — за защиту Родины на полях сражений. Одиннадцатиметровая барельефная икона Христа Воскресшего в главной апсиде собора создана скульптором Даши Намдаковым. В куполе находится огромный сверкающий золотом мозаичный образ Спаса Нерукотворного, символизирующий духовную защиту русского воинства. В сводах храма представлена своеобразная энциклопедия русской военной геральдики: они украшены многоцветными витражами с изображениями всех воинских орденов, включая награды советского времени. В верхнем храме четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: пророка Илии — небесного покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, благоверного князя Александра Невского — небесного защитника Сухопутных войск, великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота России.
В серии живописных работ художника В.И. Нестеренко соединены небесные покровители Отечества и его земные защитники.
В западной части расположены хоры для певчих. Возможно размещение хора численностью более 130 человек.
В киотах храма представлены древние святыни — иконы XVIII-XIX веков разных художественных центров. Для храма также создавались новые композиции.
Центральная икона храма — образ Спаса Нерукотворного. Лик Христа изображали на хоругвях русского воинства, с которыми шли в бой. Даже доска, на которой написана икона, тоже напрямую связана с отечественной ратной историей. Ее основа собрана из лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, которую подняли со дна Невы недалеко от домика императора Петра I в Санкт-Петербурге. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Образ обрамляют святые покровители Вооруженных сил и наиболее почитаемые святые. На внутренних створках киота этой иконы изображены исторические сцены с иконами Богородицы. С обратной стороны киота изображен Архангел Михаил, пронзающий копием дракона, работы Даши Намдакова; на створках помещены иконописные изображения святых воинов.
В восточной апсиде храма установлена уникальная икона-складень Воскресения Христова, выполненная с применением золочения и эмалей, с полудрагоценными камнями. Складень будет стоять в закрытом виде в будние дни и открываться с особой церемонией перед воскресной службой.
В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и Советско-японской войнах. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символизирует количество стрелковых дивизий, числившихся в Красной Армии к моменту окончания Великой Отечественной войны.
Стены храма снаружи декорированы бронзовыми горельефами со сценами эпизодов войны, выполненными скульптором Салаватом Щербаковым.
Убранство колоколов, изготовленных на Воронежском литейном заводе, разработано на основе орнаментов, украшающих храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства. Вес ансамбля — более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн. 17 из 18 колоколов посвящены видам и родам войск. Самый большой колокол называется «Праздничный благовестник» и посвящен памяти всех, кто внес свою лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На его миниатюрах изображены Сталинградская битва, снятие блокады Ленинграда, взятие Берлина.
Смотровые площадки внутри и снаружи храма в уровне главного барабана позволяют обозревать всю территорию комплекса вокруг храма и интерьерные решения с высоты 50 м.
В современном мире воинский храм — это духовный символ России — страны-победительницы. Собор Воскресения Христова в парке «Патриот» прославляет величайшую победу Жизни над смертью — Воскресение Христово — и православную веру, вдохновлявшую во все века великие подвиги нашего народа.
Памятник эпохе Путина. Почему строящийся храм ВС имеет мало отношения и к христианству, и к памяти павших
Я увидел в фейсбуке ссылку на слова председателя экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерея Леонида Калинина о том, что в главном храме Минобороны Сталина не будет, и решил лично написать отцу Леониду. Я сообщил ему, что отношение к происходящему у меня критическое, и едва ли это отношение изменится, и попросил уточнить, что значит «не будет»: мозаику сбили или не успели положить? Привожу нашу беседу с незначительными сокращениями.
Прот. Леонид: Мозаичисты отказались сбивать мозаики. У ребят матери и сестры в Крыму. Они сбивать Путина и Шойгу категорически не будут, потому что благодаря этим людям их родственники остались живы и Крым снова не был залит русской кровью. По поводу Сталина — все знают, что он, с одной стороны, тиран, а с другой — Верховный главнокомандующий. Решение вычеркнуть его из Истории может быть принято только Государственной думой, президентом или всенародным референдумом. Последнее — предпочтительнее, чтобы никто ничего не решал за народ.
Я: То есть Сталин остается пока? Из ваших слов следует, что если отказались, то, значит, кто-то предлагал.
Прот. Леонид: Кто мог «предложить»? Когда это изображение Парада Победы? Убрать прикажете Парад Победы из храма Воскресения Христова, посвященного ее 75-летию? Книга Истории сброшюрована и переплетена. Я и никто другой не может вырывать из нее страницы в угоду недовольным. Давайте проведем всенародный референдум? Что люди скажут.
Я: Вы написали «отказались» — в прошедшем времени. Из этой фразы следовало, что, возможно, было предложение. Я поэтому и переспросил.
Прот. Леонид: Мы должны во всем учитывать мнение народа. И верующего, и неверующего. Изображение Сталина на заднем плане в притворе храма может восприниматься как уменьшение роли Верховного Главнокомандующего одними и как позорное — другими. Только Церковный Собор или Всенародный Референдум могут ответить на этот вопрос, размещать или не размещать портрет Сталина.
Я: А к изображению действующего правителя с канонической точки зрения вопросов нет? Это именно вопрос, а не полемика.
Прот. Леонид: Мозаичисты отказались сбивать мозаики после комментария Д. Пескова. У ребят матери и сестры в Крыму. Они сбивать Путина и Шойгу категорически не будут, потому, что благодаря этим людям их родственники остались живы, не намотаны на гусеницы украинских танков и Крым снова не был залит русской кровью. Будьте честны, Константин, перед Богом и своей совестью. Я понимаю, что Вы на работе. Что это Ваш хлеб. Но будьте честны. Только Церковный собор или Референдум могут принять решение вырвать страницы из Истории… Это не иконы и не объект религиозного поклонения. Вот что важно. Аналогия (иконы) «Битва новгородцев с суздальцами»: там только маленькая икона Знамения. А остальное — историческая сцена. Так же и здесь… Изображения в западной части, в притворе.
Я: Могу понять про церковный собор. Но тогда почему его не провели перед оформлением храма? Про референдум не понимаю: почему церковное сооружение должно обсуждаться всеми, в том числе людьми, не имеющими к церкви отношения? (Кроме того), с собором опоздали, получается. (А) референдум в России провести практически нереально, из-за законодательства. Даже по поправкам в Конституцию.
Прот. Леонид: Вопросы не ко мне, это точно. Я ответил. Аминь.
Отец Леонид суммировал свою позицию так: «Не сталинист и не путинист. Но гражданин своей Страны».
Стены главного храма вооруженных сил России, строительство которого заканчивается в подмосковном парке «Патриот», украсят мозаикой с изображениями Владимира Путина, Сергея Шойгу и Иосифа Сталина. Фото: МБХ медиаhttps://t.co/O5AlRk3Pbl pic.twitter.com/TUxHW8LxXO
Странно слышать от священника рассуждения в стиле приписываемого Михаилу Шолохову высказывания «Был культ, но была и личность». Сталин — убийца десятков миллионов людей, среди которых тысячи и тысячи исповедников, священников и мирян, официально прославленных Русской церковью как мученики за веру. Поскольку речь идет о строительстве храма, а не музея, все вопросы о том, каким верховным главнокомандующим был советский диктатор, должны, как мне кажется, остаться за порогом.
Не менее странно узнать, что и неверующие (а также, по логике вещей, и верующие других конфессий) должны получить право высказывать свое мнение по поводу того, какой должна быть церковь. С какой, простите, стати? Сомневаюсь, что когда на Поклонной горе в Москве строили в середине 90-х церковь, синагогу и мечеть, покойный патриарх Алексий давал архитектурно-художественные советы муфтиям и раввинам, а они — ему. Хотя, напомню, весь комплекс, включающий музей, скульптуры и культовые здания, задумывался как дань памяти павшим во Второй мировой в честь пятидесятилетия победы в Великой Отечественной и Второй мировой.
Главный храм Вооруженных сил РФ Фото: Агентство «Москва»
В сегодняшней саге самое печальное и, с моей личной точки зрения, нехристианское — это бесконечное лукавство властей, светских и духовных. И те, и другие лицемерно изображают удивление по поводу появления мозаик. Как будто кто-то поверит, что в нынешней России такой, говоря светским языком, «проект» мог осуществиться без тщательного контроля за мельчайшими нюансами «контента». Дмитрий Песков цитирует президента: «Когда-нибудь благодарные потомки оценят наши заслуги, но сейчас это делать еще рано».
Ну, так если рано, то попросите убрать мозаику. Императоры всероссийские не ставили себе прижизненных памятников. При Советах только Сталин позволял себе такое. Во времена Хрущева и Брежнева для установки скромного «бюста на родине героя» нужно было стать дважды героем Советского Союза или социалистического труда. То есть, формально, такой почет могли оказать (и оказывали) и генсеку, и генералу, и доярке.
Отказ от собственного прижизненного изображения в церкви стал бы шагом воспитанного, скромного человека и, что очень важно, настоящего христианина. Для этого достаточно одного звонка Владимира Путина патриарху Кириллу. Пока этой просьбы не последовало, мы имеем дело с чем-то очень напоминающим ответ Сталина на вопрос писателя Лиона Фейхтвангера о том, не пробовал ли он остановить славословия в свой адрес: «Я пытался несколько раз это сделать. Но ничего не получается. Говоришь им — нехорошо, не годится это. Люди думают, что это я говорю из ложной скромности».
Почему до сих пор молчит предстоятель Русской церкви, непонятно. В конце концов, и без всяких референдумов именно слово патриарха здесь решающее. Впрочем, отказ от занятия четкой позиции — тоже позиция.
Церковь с серпами и молотами (пусть и на изображениях орденов), Сталиным (пусть и на мозаичной копии исторического фото) и едва ли не полным составом современного кремлевского руководства (пусть, по утверждению художника Василия Нестеренко, и на небольшом панно) станет не столько домом Божьим, сколько монументом сугубо светской и вовсе не новой религии поклонения государству как высшей силе и ценности — сколько бы икон Николая Чудотворца, Богородицы и святых угодников там ни было.
Храм в его нынешнем виде станет памятником страху — страху церковной иерархии не угодить светским властям, потерять их расположение, и страху этих властей перед историей, куда нужно обязательно успеть себя вписать аршинными золотыми буквами, высечь в камне свою правоту, свой «Крым наш», поставить себя вровень с героями прошлого — пока ее, истории, течение не повернуло в другое, прямо противоположное, русло.