храм воскресения христова в кадашах официальный сайт
Начало беззакония, корень конфликта лежат в постановлении Правительства Москвы от 29 октября 2002 г. № 889-ПП. Постановление, согласно которому в охранной зоне памятников архитектуры должен быть построен офисно-жилой комплекс площадью 36 тысяч кв. м, продолжает действовать, несмотря на многочисленные словесные заверения городских властей в том, что игра идет якобы по новым правилам.
Поскольку это постановление до сих пор существует, нет никакой гарантии, что в определённый момент не будет предпринята попытка вновь осуществить уже скомпрометировавший себя, незаконный проект строительства «Пять столиц».
Постановление № 889-ПП должно быть отменено. Не скорректировано, а именно полностью отменено как противозаконное.
Постановления Правительства Москвы:
Установление границ памятника – ещё не окончательное исполнение закона, за ним должно последовать определение охранной зоны. Пока её нет, дальнейшая судьба памятника остаётся неопределенной. Для обеспечения сохранности храма необходимо в соответствии с законом установить охранную зону, на которой запрещается всякое новое строительство. Приход на этом настаивал, и будет настаивать.
На территории, которая должна быть внесена в охранную зону памятника, должны быть произведены археологические исследования. Как известно, практически по всей территории исторической Москвы уничтожена археология города. Это сделано преимущественно в последние 20 лет. Кадашевский квартал – небольшой уголок, где археология ещё сохранена. Но до сих пор никем не была публично озвучена необходимость археологических исследований. Приход настаивает, чтобы они были проведены в полном соответствии с охранным законодательством.
Любое строительство в зоне памятника чрезвычайно для него опасно. Следует напомнить, что храм в Кадашах стоит на насыпи, сделанной на болоте. У храма частично утрачены фундаменты, в настоящее время он находится в очень хрупком равновесии. Однако Московское правительство до сих пор так и не выделило ни копейки на укрепление фундаментов храма и на его реставрацию. И это несмотря на многочисленные заверения чиновников об их заботе о памятнике.
Строительство подземных гаражей в зоне памятника вызовет колебание почв. Нас пытаются успокоить тем, что гаражи будут не очень глубоки. Но Приходу до сих пор не представлены ни проект, ни чертежи, ни расчёты, ни результаты гидрологических исследований. Нет ничего, кроме успокоительных заявлений.
Приход считает необходимым заявить, что любые самые совершенные архитектурные проекты застройки могут обсуждаться только после того, как будут выполнены все необходимые законные действия в отношении храма и его территории.
Первоначальный проект застройки
В настоящий момент параметры комплекса находятся на корректировке, но уже ради его строительства снесен ряд исторических зданий и заказчик предпринимает все усилия, чтобы продолжить «зачистку» площадки под новое строительство, несмотря на то, что на территории согласно охранному законодательству возможна только регенерация, а значит снос исторических зданий исключен.
Н еобходимо добиться окончательной отмены коммерческого строительства комплекса, нарушающего государственные законы, уничтожающего ценнейшую историко-культурную среду самого центра Москвы (храм Воскресения Христова в Кадашах расположен в непосредственной близости к Кремлю, заповедная зона которого стоит на учете в ЮНЕСКО).
Таким предполагался вид 401 квартала в случае строительства «Пяти столиц»
(комплекс «Пять столиц» показан обобщенно, без прорисовки деталей)
П о благословению настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова был составлен альтернативный план регенерации исторической застройки квартала.
Храм воскресения христова в кадашах официальный сайт
За 11 лет, как храм находится в непосредственном пользовании прихода, были произведены следующие работы: замена металлического покрытия куполов на медные с последующим их золочением, работы по усилению фундаментов и грунтов основания храма, реставрация исторической ограды, выполнен Проект реставрации храма и разработана Рабочая документация, которые прошли государственную историко-культурную экспертизу и согласованы Мосгорнаследием. В 2014 году храм был включен для участия в Федеральной целевой программе «Культура России» (2014-18 годы).
С 2014 по 2016 годы за счёт средств федерального бюджета проведена внешняя реставрация храма. В 2017-18 годы проведены работы по реставрации внутреннего объема церкви. Однако на реставрацию иконостасов и настенной живописи, к сожалению, выделение средств из госбюджета не предусмотрено.
В 2018 году по городской программе «Моя улица» Департаментом капремонта гор. Москвы на территории прихода заменены все инженерные коммуникации, создан Инженерный центр, где установлены тепловой, электрический, водомерный и телефонный узлы для питания храма и всех церковных зданий. Также отремонтирован храм в честь преподобного Иова Почаевского и заново перестроено здание богадельни, работы на котором, к сожалению, были брошены в самый разгар. В 2019 году, вопреки обещаниям, Департамент так и не завершил эти работы. Также Департамент не сумел произвести ремонт еще двух зданий нашего прихода: музея «Кадашевская слобода» и домика священника, хотя они были запроектированы и запланированы.
Братья и сестры! Просим Вас, по возможности, внести свою посильную лепту в деле обустройства исторической святыни – храма Воскресения Христова в Кадашах, сооружения иконостасов на верхнем и нижнем этажах, хотя бы частичной реставрации живописи, устройству интерьеров. Также, крайне необходимо расписать храм в честь преподобного Иова Почаевского, соорудить в нем иконостас и устроить интерьеры.
Надеемся на помощь благотворителей, которые смогли бы профинансировать завершение работ по зданию богадельни, а также капремонт зданий музея «Кадашевская слобода» и домика священника.
Как перевести пожертвования, можно посмотреть здесь
Юридическое лицо:
Местная религиозная организация Православный приход храма Воскресения Христова в Кадашах, гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Руководитель:
Председатель Приходского совета и.о.
настоятеля протоиерей Александр Александрович Салтыков.
На основании Устава
Банковские реквизиты:
Филиал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
ПАО Банка «ФК Открытие»
г. Москва.
Яндекс Кошелек №410011339674499
Карта Сбербанка социальной службы прихода № 5336 6902 1347 8276
Перечислить деньги можно еще по системе Paypal по адресу: lug-duhovnyi@mail.ru
Вы можете распечатать квитанцию для оплаты в банке
Благодарим всех, кто откликается на наши просьбы и жертвует на Божий Храм!
У Господа даже малая лепта, принесенная от сердца, не останется без награды. Храни вас Господь!
МОСКОВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В КАДАШАХ
Московский Воскресенский храм в Кадашах, 27 августа 2011. Фото Сычева А.П. с сайта sobory.ru |
Московский храм в честь Воскресения Христова, в Кадашах Москворецкого благочиния Московской епархии
Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.
Первый каменный храм построен в 1657 г. В 1687 г. заложен современный храм, старый разобран. Закладывал храм патриарх Иоаким, освящал патриарх Адриан в 1695 г. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». В XIX в. были достроены галереи и крыльцо.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору. Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в.
Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове.
Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.
Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. Иконы храма в большинстве утрачены, немногие оставшиеся разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».
После закрытия в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики». Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма.
В 1966 г. Воскресенский храм был отдан в аренду ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, ведущему научному учреждению по реставрации и сохранению художественных ценностей.
6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма и подписаны документы о передаче церкви верующим. Но, несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, храм в продолжении более чем двенадцати лет продолжал оставаться закрытым.
Для совершения богослужений церковной общиной было переоборудовано под церковь одно из ближайших строений. Новая церковь, посвященная прп. Иову Почаевскому по устному благословению Святейшего Патриарха Алексия, является единственным храмом в Москве этого великого русского святого. Особым почитанием в храме пользуется и Почаевский образ Пресвятой Богородицы, для которого устроена отдельная часовня.
Лишь в 1996 г. после невероятных усилий приходу было разрешено войти в Воскресенский храм для совершения богослужений.
Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма.
Совместными усилиями прихода с Обществом ревнителей православной культуры издается журнал «Мир Божий» посвященный православной культуре и современной жизни Церкви. При храме создан историко-археологический музей «Кадашевская слобода», ведутся занятия в Воскресной школе. Проводятся ежегодные Кадашевские чтения, посвященные архитектурному наследию столицы.
Настоятели
Использованные материалы
[1] Воскресенский Николай Александрович, краткая справка священнослужителей на сайте «Храмы России», http://temples.ru/clerics.php?ClericID=947
[2] Отчество батюшки взято из очерка «Отец Николай Смирнов (Кадашевский)». Книга «Воспоминаний» епископа Арсения (Жадановского), с подписью: Надежда Шульц; с сокращениями и искажениями текста впервые опубликован: Московский журнал, 1993, № 12, с. 30-31.
Настоятель: протоиерей Александр Салтыков
Адрес: г. Москва, 2-й Кадашевский пер., д. 7/4, стр. 14
Официальный сайт храма: www.kadashi.ru
ТУ Росимущества в г. Москве издано распоряжение от 01.07.2014 №422-09/10943 о передаче Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Воскресения в Кадашах, 1687 г., арх. С. Турчанинов. Колокольня, 1695 г.».
История храма от истоков
Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.
Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако это не находит подтверждения в документах.
На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке. Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней не сохранилась.
В XVI веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены в каменные во второй половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста.
Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.
Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.
По мнению современных ученых, церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм « начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году ». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 году « ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию ».
Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.
До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа. Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху апсид. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.
В 1695 году три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.
Сохранились записи о первоначальной покраске храма: «стены ее (церкви) были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».
Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.
Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы уничтожают сухость и строгость кирпичной кладки.
Церковь Воскресения в Кадашах
Церковь Воскресения в Кадашах
Вот как описывает вид на правом берегу Москвы-реки, открывающийся с Боровицкого холма, писатель М.Н. Загоскин в своей книге «Москва и москвичи»: «Ваш взор, быстро пробежав по кровлям, невольно останавливается на обширном поемном лугу, по которому змеится наша изгибистая Москва-река: прямо за ней чернеются рощи Воробьевых гор, налево подымается колокольня Новодевичьего монастыря, а еще левее, как сквозь туман, мелькают кровли домов и кресты церквей отдаленного Замоскворечья»[37]. Если смотреть на Замоскворечье с Боровицкого или Кремлевского холма или, например, с Большого Каменного моста, то среди крыш домов выделяются золотые купола храма Воскресения Христова в Кадашах и крест уходящей в небо колокольни. Уж очень по-особенному блестят эти купола на фоне невзрачной кровли стоящих рядом домов. Какая-то необъяснимая сила манит обязательно пойти и отыскать эту церковь, посмотреть на нее вблизи. Сделать это не так-то просто! Предстоит еще поплутать в узких лабиринтах Кадашевских переулков и тупиков. Но результат поиска никого не разочарует, едва окажемся мы в дворике храма. Именно в таких местах можно встретить осколки древней Москвы.
На территории Кадашевской слободы было несколько церквей: Иоакима и Анны, что на Якиманке, Космы и Дамиана, что в Кадашах, и др. Но центром слободы стала церковь Воскресения Христова. Раньше она называлась «что на Грязех», потому что Кадаши были расположены недалеко от старицы Москвы-реки, которая разливалась каждую весну, принося в слободу грязь. Церковь Воскресения в Кадашах служила основной вертикалью и композиционной доминантой Замоскворечья. Кроме того, она определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском. Получается, храм Воскресения в Кадашах имел главенствующее значение в архитектурно-художественном облике Замоскворечья, что давало ему особую привилегию. В Москве колокольный звон, призывающий верующих к заутрене, начинался с колокольни Ивана Великого, а остальные церкви с замиранием и трепетом ждали первого удара Успенского колокола. После этого отзывались звоном колокола Страстного и других крупных монастырей. Ну а следом за ними начинали петь колокола церкви Воскресения в Кадашах, и только потом всех остальных посадских храмов.
Первое упоминание о храме на этом месте датируется 1493 годом. В 1654 году в Москве свирепствовала чума. «Но в то время как с запада приходили все вести счастливые, из Москвы давали знать, что здесь свирепствует моровая язва… В начале сентября князь Пронский дал знать царице, что моровое поветрие в Москве усиливается, православных христиан остается немного»[38], – свидетельствует С.М. Соловьев. По некоторым данным, от чумы погибло две трети москвичей. Отразилось это и на жителях Кадашевской слободы. Удивительно, как быстро кадашевцы справились со столь серьезной бедой, ведь уже спустя три года после трагедии, в 1657 году, они перестроили деревянную церковь Воскресения, а спустя тридцать лет своими силами и средствами возвели новое архитектурное чудо.
Имя архитектора каменного храма Воскресения в Кадашах затерялось в лабиринтах истории. Предполагают, что им был зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей. В 1970-х годах историком архитектуры и реставратором Г.В. Алферовой был создан труд «Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации», посвященный не только самой церкви Воскресения, но и всей Кадашевской слободе. Алферова по крупицам собирала в архивах информацию о Кадашах. Это позволило ей сделать неоспоримые выводы о причине появления уникального архитектурного творения: «Столь высокохудожественный архитектурный памятник в Кадашевской слободе возник не случайно, а явился воплощением художественной идеи, как художественный образ, вобравший в себя творческие искания, раздумья и противоречия гениального автора, сына своего времени. Нельзя не подивиться вкусу зодчего и заказчиков – ткачей Кадашевской слободы, которые поднялись в своих стремлениях на столь высокий уровень художественного чувства, эстетических воззрений и идеала красоты!»[39]
Храм двумя этажами делится на два яруса: нижний – незатейливо-строгий – и верхний – более торжественный. Это два мира – дольний и горний. Как на русских иконах, чем дальше и выше изображаемое, тем оно больше, величественнее, так и в храме Воскресения – чем выше, тем красивее, изящнее, царственнее. Архитектор, как и древний иконописец, хотел, чтобы внимание акцентировалось на том, что наверху, поэтому нижняя часть храма проста и незамысловата: из украшений здесь только неброские оконные наличники и карниз. Но чем выше мы поднимаем взор, тем богаче становятся украшения церкви. Возле куполов узор делается совсем витиеватым со множеством сквозных участков, создающих сложную композицию рисунка.
Храм Вознесения в Кадашах
При строительстве церкви Воскресения в Кадашах произошел синтез архитектурных стилей – традиционного русского и барочного, отличающегося декоративностью, возвышенностью, изяществом. Барочные детали храма – это в первую очередь белокаменная резьба в виде изогнутых гребней – знаменитых «петушиных гребешков», как их прозвали в народе. Наружные белокаменные украшения стен и колонн выполнены в виде побега виноградной лозы – одного из самых распространенных символов христианства. Для сравнения можно вспомнить иконографический тип «Христос Лоза Истинная». «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» – говорится в Евангелии от Иоанна. Архитектор В.И. Баженов, проектировавший соседний храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, часто приходил в церковь Воскресения в Кадашах и называл ее зданием обладающим «приятством» в том числе и из-за декоративности ее форм.
Пять восьмериков завершаются пятью луковичными куполами, которые образуют сложную композиционную группу. Каждая из глав церкви как будто тянется вверх. Один из восьмериков расположен значительно выше четырех других, поэтому кажется, будто боковые купола пытаются дотянуться до центрального, уходящего крестом в самое небо, и возникает ощущение роста глав и церкви в целом. Таким образом, вся архитектоника здания направлена на создание эффекта устремления церкви ввысь – к небесам. То же самое можно сказать и о системе декора. Украшения словно поднимаются по стенам, что делает церковь Воскресения торжественной. «Объемы как бы теряют свою массивность, свойственную архитектуре середины XVII века, возникает зрительное впечатление, будто бы здание построено из тонких стенок. Композиция памятника в Кадашах создана так, что в нижних частях доминирует стена (значение ее постепенно ослабевает по мере движения объемов вверх), а в верхней части главенствует декор. Так зодчий добивается впечатления, что памятник движется, живет, растет, «расцветает»[40], – замечает Алферова.
Стены церкви были выкрашены суриком, и на красно-оранжевом фоне золотые главы, смотревшиеся то на фоне неба, то на фоне стены центрального барабана, поражали блеском и великолепием. Швы между кирпичами на стенах храма были раскрашены голубцом. Казалось, что все здание окутано легкой голубоватой дымкой. Небо как бы спустилось на землю. Невозможно было просто зайти в храм – сначала нужно было обойти его почти кругом и весь оглядеть снаружи. В церкви Воскресения в Кадашах зодчий воплотил принцип художественного единства экстерьера и интерьера. Удивительно, но даже рисунок декора главного входа в церковь был практически идентичен рисунку деревянных украшений иконостаса внутри.
Входящий в церковь поражался ее внутренней и внешней целостности. Внутри, как и снаружи, взгляд устремлялся вверх. На второй этаж вели целых три лестницы, поэтому невольно хотелось подняться. Наверху прихожан встречал огромный, ярко освещенный позолоченный иконостас, написанный мастерами Оружейной палаты – учениками самого Симона Ушакова. Особенную художественную ценность представляли деревянные столбики, отделявшие иконы друг от друга. Они были сделаны из цельного дерева, а внутри – пустые. Резьба представляла собой плетение виноградной лозы, как и на стенах снаружи. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные части были покрашены в голубой цвет.
Не менее великолепна была роспись стен церкви, выполненная придворными живописцами. К сожалению, роспись была утрачена во время пожара 1812 года, и ее заменили в середине XIX века. Этот своеобразный эффект яркости, красочности, праздничности, контрастирующей с простотой первого этажа и трапезной, поражал всех присутствующих в храме. Старинный иконостас пострадал от наполеоновских варваров и во время советских гонений на церковь. Теперь лишь иногда древние иконы можно увидеть на выставках Третьяковской галереи и Исторического музея. Если вы хотите иметь представление об иконостасе церкви Воскресения в Кадашах, то можете отправиться в Донской монастырь: в Большом соборе в честь Донской иконы Божией Матери один из иконостасов сделан по образцу Воскресенского.
В 1695 году три лестницы, ведущие на второй этаж, были убраны, и была построена высокая (более сорока трех метров) шестиярусная колокольня, которую в народе прозвали «большой московской свечой». Стройная, грациозная, взмывающая ввысь, она до сих пор является одним из главных высотных ориентиров Замоскворечья. Композиция церкви значительно изменилась, она приняла типичный вид «корабля». «Движение вверх как бы замедлилось, и все сооружение несколько отяжелело. Его первоначальный образ существенно изменился, хотя здание и не потеряло своей художественной выразительности»[41], – пишет Алферова об изменениях конца XVII века.
Нижний ярус колокольни и церковь объединила галерея, на которую можно было попасть только по специальной лестнице. Колокольня храма Воскресения по форме похожа на угловую Беклемишевскую башню Кремля. Быть может, архитекторами подразумевалась еще одна ось от Кремля через колокольню. С сорокаметровой высоты «большой московской свечи» Кремль и Замоскворечье были видны как на ладони. Главный колокол храма, весивший более четырехсот пудов, был отлит в 1750 году тем же мастером, который спустя несколько лет создаст знаменитый Успенский колокол колокольни Ивана Великого. В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К.К. Сараджиев. Два колокола Воскресенской церкви общим весом в пятьсот пятьдесят девять пудов находятся сейчас в Большом театре, куда они были переданы на временное пользование в 1938 году. Священнослужители не раз обращались к руководству театра с просьбой вернуть колокола, но пока безуспешно.
В 1812 году церковь была разграблена. Французы похитили большую часть ценностей, дорогой утвари и икон. В Тихвинском приделе нижнего храма была устроена конюшня. Уходя из Москвы, французы подожгли храм, но чудесным образом огонь потух и не дошел до иконостаса. В результате реставрационных работ XIX века облик храма изменился: исчез круговой ход вокруг верхней церкви, лестницы по обеим сторонам колокольни разобрали и построили крытые паперти с полукупольным завершением.
В сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» можно встретить интересную пословицу: пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах. Оказывается, в приходе церкви жил московский голова 1843 – 1845 годов Андрей Петрович Шестов, который вошел в историю благодаря редкому для России качеству – он не воровал и другим не позволял. Вот как объясняет происхождение пословицы писатель и этнограф С.М. Максимов в книге «Крылатые слова»: «На городскую казну смотрел он купеческим оком и сторожил и умножал ее так, что когда к концу первого года стали ее считать, то вышло дивное дело, неслыханное событие: возросла казна до больших размеров от скоплений и сбережений и от умного хозяйства. Сам Шестов вошел в большую цену и славу, и имя его сделалось известным даже малым ребятам. И – шутка сказать! – перевернул из-за него наново московский люд старую, уже твердо устоявшуюся на ногах пословицу: «правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла»[42].
В начале XX века настоятелем храма был протоиерей Николай Смирнов, прозванный в народе Кадашевским. Отец Николай отличался исключительной энергией, никогда не уставал, всюду шел впереди, ни на минуту не ослабевая. Он обладал большими дарованиями: был превосходным певцом, чтецом, проповедником, вдохновенным совершителем богослужения, молитвенником, духовником, писателем, организатором, администратором и общественным деятелем. Он отличался безустанной и разнообразной деятельностью: организовал сестричество, которое ухаживало за больными и стариками, создал народный хор, открыл при храме лазарет для раненых во время Первой мировой войны и пр. Епископ Арсений Жадановский вспоминал: «Кадашевский храм, как и другие храмы, мало посещался прихожанами и не был для них училищем благочестия. Тогда отец Николай решился на следующий радикальный поступок. «Если люди ленивы к слову Божию, я сам к ним пойду». И он пошел на Канаву, в прилегавшие к Кадашам трактиры, и там стал совершать вечерние богослужения»[43].
В конце 1934 года церковь была закрыта. В советское время здание занимали государственные учреждения, архив КГБ и даже спортивный клуб колбасной фабрики. После Великой Отечественной войны в храме проходили реставрационные работы под руководством уже упоминавшейся Г.В. Алферовой – знаменитого архитектора-реставратора. Специалисты постарались придать этому великолепному памятнику архитектуры облик XIX века. В 1964 году в восстановленном здании храма разместился Всероссийский художественно-научный реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря. Учреждение, призванное реставрировать и сохранять памятники культуры, варварски отнеслось к церкви. В 1966 году в «Комсомольской правде» появилась статья известного художника П.Д. Корина, в которой он писал: «Есть в Москве Кадаши. Знаменитый красой своею собор XVII века. Сейчас Кадаши под угрозой. Нет необходимости, полагаю, в первом этаже собора устраивать цеха столярной мастерской. Химические процессы, вибрация, прокладка труб санитарных узлов могут оказаться губительными для здания, стоящего, по данным археологических исследований, на песке»[44].
До начала 1990-х годов храм и всю его территорию занимали промышленные предприятия. Вокруг церкви появились наскоро построенные складские помещения. Часть ограды и ворота были утеряны. Во дворе церкви остался только дом, принадлежавший священнику. В храме были сломаны металлические конструкции, поддерживающие перегородки, и до сих пор существует угроза обрушения здания. А ведь вплоть до начала 2000-х годов в храме работала химическая лаборатория с рентгеновским оборудованием.
В 1992 году на собрании прихожан был заново образован приход церкви Воскресения. Настоятелем стал протоиерей Александр Салтыков – профессор церковного искусства, ратующий за восстановление архитектурного шедевра в Кадашах. Прихожане отчистили двор храма от промышленного мусора и отходов, но церковь по-прежнему занимал ВХНРЦ. Реставраторы не собирались возвращать ее верующим, несмотря на указ президента РФ Б.Н. Ельцина от 1993 года, согласно которому все храмы передавались Русской православной церкви. Сначала реставраторы предоставили общине один из приделов церкви, и перед службой прихожанам выдавались одноразовые пропуска на «режимный объект». После службы сотрудники ВХНРЦ использовали помещение, в котором проходила Божественная литургия, для своих рабочих нужд, курили прямо на месте, где некоторое время назад стоял престол. В 1996 году отцом Александром был освящен один из сараев, который стал церковью Святого Иова Почаевского. Возобновились службы, и мало-помалу налаживалась духовная жизнь прихода, ютившегося в каретном сарае. А по соседству в огромном храме реставраторы на паперти жарили шашлыки на мангале.
Клир и община церкви не раз обращались во все инстанции, но практически безрезультатно. В течение восьми лет службы проходили в церкви Иова Почаевского, и только в 2004 году по распоряжению президента В.В. Путина храм был передан общине. Но этому предшествовали самостоятельные попытки прихожан вернуть церковь. 2 августа 2004 года верующие перекрыли путь работникам ВХНРЦ к храму, огородили его колючей проволокой и заперли ворота. Отец Александр совершил молебен об освобождении церкви Воскресения в Кадашах, были заново установлены иконы. Закон был на стороне прихожан, так как срок действия договора ВХНРЦ с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы истек еще в 2001 году.
Открылась новая страница истории церкви Воскресения в Кадашах. Когда прихожане впервые вступили в освобожденный реставраторами верхний храм, они поразились творившемуся там хаосу: окурки, пустые бутылки, хлам и мусор валялись прямо в алтарной части. На месте престола стоял бильярдный стол. Пришлось приложить немало усилий, чтобы привести храм в порядок. Удивительно, но первая Божественная литургия состоялась спустя ровно семьдесят лет после закрытия храма.
Но проблемы кадашевцев не закончились. По сообщению новостного портала lenta.ru: «Тучи над Кадашами сгустились еще в первой половине «нулевых», когда компания «Торгпродуктсервис» выступила с проектом строительства элитного жилого комплекса «Пять столиц». Инвесторы собирались построить пять домов (в честь Лондона, Парижа, Рима, Вены и Токио) высотой до шести этажей. Вместе с квартирами в Кадашах планировали строить развлекательный центр с рестораном, музыкальным салоном и зимним садом, а также спортивный комплекс с тренажерным залом, бассейном с лягушатником, сауной и спа-центром. Пять жилых домов должны были обступать церковь Воскресения и поглощали 300-летние палаты Оленевых; кроме того, предполагалось снести ряд старинных зданий, признанных «второстепенными элементами застройки, утратившими самостоятельную историко-культурную ценность»[45].
В 2009 году обсуждение проекта строительства офисно-жилого центра возобновилось, так как по выводам экспертной комиссии здания, подлежащие сносу, не являются носителями историко-культурной ценности. Некоторые старинные сооружения уже безвозвратно утеряны. Защитники Кадашей полагают, что строительство жилого комплекса разрушит архитектурный ансамбль Замоскворечья и может повредить фундамент церкви Воскресения. Вопрос до сих пор остается открытым. Особенно яростно жителям Кадашей приходится отстаивать здание бывшей колбасной фабрики купца Н.Г. Григорьева, построенной в 1878 году за церковью Воскресения. В начале ХХ века Фабрика колбасно-гастрономических изделий Н.Г. Григорьева была крупнейшим колбасным предприятием Москвы – на ее долю приходилось почти половина всей выпускаемой продукции. Возможно, мы больше никогда не увидим этот памятник архитектуры XIX века во 2-м Кадашевском переулке.
Недавно при церкви Воскресения открылся музей «Кадашевская слобода» – краеведческий музей Замоскворечья. Здесь представлена коллекция предметов церковного обихода, найденных во время ремонтных работ в 2000-х годах: старопечатные книги, облачения, иконы и утварь, а также предметы народного быта прошлых веков. Также при храме есть воскресная школа и иконописная мастерская, издается журнал «Мир Божий», посвященный сегодняшней жизни церкви и всего православного мира.
Церковь Воскресения в Кадашах хранит многие святыни. Например, частицы мощей оптинских старцев (икона с мощевиками), преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского, преподобного Иова Почаевского (в храме-сарае, освященном в честь святого). Кроме того, в церкви имеется несколько особо почитаемых икон: образ святого царя-мученика Николая, написанный на кирпиче из разрушенного дома Ипатьева в Екатеринбурге, где завершился мученический путь царской семьи; Богоматерь Почаевская, Тихвинская икона Божией Матери – престольная икона храма. Жаль, что находившийся до революции 1917 года в Воскресенском храме почитаемый образ Божией Матери Кадашевской теперь хранится в Государственном историческом музее.
Сегодня на территории церкви действуют две часовни: в честь святых Царственных Мучеников и в честь Почаевской иконы Божией Матери, а в подвале церкви Иова Почаевского в 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан храм-усыпальница. Здесь покоятся останки монахов из уничтоженных храмов и монастырей, и даже небольшая часть останков русского первопечатника – диакона Ивана Федорова с разоренного кладбища Онуфриевского монастыря.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Церковь и Москва
Церковь и Москва Усиление влияния католицизма в Литве и ориентации на Литву князя Александра Тверского имели огромные последствия для Москвы. Поскольку Александр заручился поддержкой язычника, литовского князя Гедимина, это сделало его врагом татар, шедших с
Церковь с «бутылочкой»
Церковь с «бутылочкой» Когда стоишь возле вокзала, всегда представляешь – как приезжает человек в город, откуда, зачем… А если дело происходит в Петербурге, в столице, то это особенно интересно – ведь Петербург – город приезжих.[8] Так повелось со времен Петра –
Церковь в Рупите
Церковь в Рупите «Эту церковь я вижу с 1941 года, с 6 апреля, и по сию пору. И говорю себе: вот моя дочка, вот мой сынок, моя слава, это — все для меня…»14 октября 1994 года сбылась сокровенная мечта Ванги — церковь Святой Петки в Рупите была освящена и официально открыта.В кругу
Глава 9 Церковь
Глава 9 Церковь Посещение церкви является необходимостью для любого верующего христиа – нина. В церкви человек, даже еще не верующий, концентрирует свое внимание на всем, что связано с Богом, то есть на духовных вещах. Это помогает ему справиться с душевным
Церковь и духовенство
Церковь и духовенство После принятия и распространения христианства на Руси быстро росло и усиливалось влияние церкви на общественный строй. Знатное духовенство участвовало в делах правления, подчиняло своему суду семейные отношения.Первые митрополиты избирались
Церковь при Василии III
Церковь при Василии III После архиепископа Серапиона, которого великий князь лишил епархии из-за ссоры со Св. Иосифом Волоцким, новгородцы с радостью приняли бывшего лужковского архимандрита Макария.Строго соблюдая благочиние, Макарий вывел игуменов из всех женских
Церковь и духовенство
Церковь и духовенство Идея передачи церковной и монастырской собственности в государственную собственность (секуляризация) постоянно занимала власть. При Петре I этот вопрос стоял особенно остро, но разрешился он только при Екатерине II. При Екатерине I доход с церковных