храм воскресения на дебре в костроме
СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ДЕБРЕ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ
О храме
Церковь Воскресения на Дебре
Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре»,то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.
В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.
Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали.
Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающяя к Знаменской церкви.
Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой»3наменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения-по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна..Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города-видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь-икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была пересена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря.
Церковь Воскресения на Дебре
Церковь Воскресения на Дебре — православный храм в Костроме, один из тех памятников искусства, без которого нельзя представить облик старинной Костромы. Церковь в полной мере дает представление о ее художественной культуре.
Знаменитая церковь Воскресения — единственный сохранившийся в городе храм, который относится к XVII веку. Постройка выполнена из кирпича, украшена белым резным известняком, стены расписаны яркими красками «в шашечку». В интерьерах церкви сохранилась древняя стенопись XVII века, представляющая собой большую художественную ценность. В 1870-х годах стены и своды галереи были расписаны масляной живописью, скрывшей первоначальную фресковую роспись 1652 года. Часть этих фресок была раскрыта в 1958–1961 годах художниками-реставраторами. На стенах изображены ангелы со свитками, записывающими имена всех входящих на службу и выходящих из церкви прежде окончания литургии. Также имеются фрески, на которых оказаны сцены мучений грешников в аду.
Единый ансамбль с Церковью Воскресения составляет колокольня Знаменской церкви. «Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролётной арки с широким проездом и более узким проходом. Северный придел Трёх Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.
У входа в Святые ворота гостей приветствуют мифологические существа: лев, единорог, пеликан, алконост. Внутри собор красиво украшен.
В названии церкви «на Дебре» означает, что в древности здесь рос дремучий лес. В Костроме существовало две «дебри» — верхняя, располагавшаяся на горе на крутом берегу Волги, и нижняя — под горой.
При храме Воскресения на Дебре работает Воскресная школа, где проводятся занятия с детьми. Школа начала свою работу в 2012 году. В ходе занятий детям в игровой форме рассказывают основы христианской веры и библейские сюжеты. Занятия проводятся по воскресеньям.
История
Воскресенская церковь на Дебре была возведена в середине XVII века. Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега живописной Волги. Постройка церкви была завершена к 1645 году, в 1650 году храм был освящен.
Вместе с этой постройкой были сооружены миниатюрные Святые врата с арочными проемами, которые были украшены белокаменными вставками с миниатюрной резьбой и изображениями льва, единорога, сирены, пеликана.
Первая деревянная церковь «на нижней дебре» была возведена костромским князем Василием Ярославичем. Затем было принято решение построить каменный храм. Храм расписали сразу после постройки, в 1650–1652 годах, а фрески Трёхсвятительского придела — в 1670 году.
За годы существования церковь регулярно реконструировали. Изначально при храме располагалась колокольня, но в 1801 году она была полностью демонтирована, в момент перестройки соседнего храма, который составлял с Воскресенской церковью единый комплекс. На месте колокольни была установлена новая, рядом со Знаменской церковью. В 1911–1912 годах церковь была снова реставрирована. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, её посетил император Николай II со своей семьей.
В советский период храм работал до 1930-х годов. Затем он был закрыт, а внутри располагались зернохранилище и военный склад. В 1946 году церковь вновь открыли, но при храме не оказалось полов, были сломаны иконы, выбиты окна. До 1991 года здесь хранилась одна из самых почитаемых костромских святынь — Феодоровская икона Божией Матери. В 1967–1969 годах церковь снова отреставрировали. В 1993 году при церкви заработал Знаменский женский монастырь.
Церковь окружена одноэтажной галереей с арками, сейчас они заложены, а изначально были открытыми. На сегодняшний день Церковь Воскресенья на Дебре является действующим храмом, куда можно прийти и посмотреть ее внешний вид, фрески, а также посетить богослужения. Внутреннее убранство церкви восхищает многих жителей и гостей города. Все, кто побывал в церкви, советуют познакомиться с этим умиротворенным местом и называют его обязательным к посещению.
Как добраться до Церкви Воскресения на Дебре
Церковь Воскресенья на Дебре расположилась на красивейшем берегу реки Волги на улице Нижняя Дебря.
Те, кто приезжает в Кострому на автомобиле по мосту через Волгу, не могут не заметить примечательную церковь, которая является выдающимся памятником русской художественной культуры XVII века. Церковь непременно бросается в глаза своей уникальностью.
Церковь расположилась относительно недалеко от центра города, добраться до нее можно на разном транспорте:
Выходить на остановке «Улица Подлипаева», затем идти вдоль улицы в сторону Волжского моста, у моста свернуть налево на улицу Нижняя Дебря.
Панорама Церкви Воскресения на Дебре на Яндекс. Картах:
Видео: Церковь Воскресенья на Дебре (Кострома)
Воскресенский собор на Дебре (Кострома)
Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней.
Содержание
История [ править ]
Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре»,то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.
В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.
Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали.
Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающяя к Знаменской церкви.
Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой»3наменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения-по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна..Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города-видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь-икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была пересена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырёхстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена галереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами).
Северный придел Трёх Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.
Помещение храма разделено четырьмя квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сдвинут к востоку. У галереи — коробовые своды с распалубками над арками, у крылец — крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды — коробовыми с конхами.
«Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролётной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы.
Деятельность прихода [ править ]
Святыни [ править ]
Начиная рассказ о святынях храма Воскресения Христова на Дебре, нельзя не напомнить еще раз, что в нем более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Богоявленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного образа, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмалями тонкой работы (в данный момент находится на реставрации).
Древней святыней можно считать и центральный иконостас, так как, хоть он и был заменен в 1852 году, но в нем сохранились некоторые образа из иконостаса XVII столетия.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: прп. Ильи Муромца (память 19 декабря по н/с); прп. Прохора Лебедника (память 10 февраля по н/с); прп. Дамиана Целебника (память 5 октября по н/с);св. Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8 апреля по н/с) и прп. Марка Гробокопателя (память 29 декабря по н/с) и прп. Спиридона Просфорника (память 31 октября по н/с). Над ковчегом помещена большая икона этих святых.
Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, называемой «Николо-Бабаевской», с восемью клеймами.
Первообраз связан с Николо-Бабаевским монастырем, который располагается на Волге, неподалеку от нынешней границы Ярославской и Костромской областей.
Чудесное явление иконы произошло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотворная святого Николы, — повествует оно, — приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при сплаве леса. — Ред.), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дубраву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37
СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ДЕБРЕ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ
Духовенство
Настоятель Воскресенского собора, 1-го благочиннического округа города Костромы, протоиерей Владимир Воронин.
Митрофорный протоиерей Георгий Рубанович
Протоиерей Михаил Овчинников
иерей Вил Кенжибаев
Иерей Георгий Омельченко
Иерей Дмитрий Гусев
Иеродиакон Иоасаф Синявин
СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ДЕБРЕ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ
Святыни храма
Древней святыней можно считать и центральный иконостас, так как, хоть он и был заменен в 1852 году, но в нем сохранились некоторые образа из иконостаса XVII столетия.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: прп. Ильи Муромца (память 19 декабря по н/с); прп. Прохора Лебедника (память 10 февраля по н/с); прп. Дамиана Целебника (память 5 октября по н/с);св. Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8 апреля по н/с) и прп. Марка Гробокопателя (память 29 декабря по н/с) и прп. Спиридона Просфорника (память 31 октября по н/с). Над ковчегом помещена большая икона этих святых.
Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, называемой «Николо-Бабаевской», с восемью клеймами.
Иконостас с иконой святителя Николая,архиепископа Мирликийского Чудотворца
Первообраз связан с Николо-Бабаевским монастырем, который располагается на Волге, неподалеку от нынешней границы Ярославской и Костромской областей.
Чудесное явление иконы произошло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотворная святого Николы, — повествует оно, — приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при сплаве леса. — Ред.), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дубраву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»
Икона-фреска Божией Матери «Знамение», один из особо почитаемых образов в нашем храме.