храм воскресения словущего на литераторских мостках

Церковь Воскресения Словущего на Литераторских мостках (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Воскресения Словущего на Литераторских мостках (Санкт-Петербург)

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Церковь Воскресения Словущего расположена на Волковском кладбище, памятник архитектуры федерального значения.

Содержание

История [ править ]

Первоначально церковь была выстроена из дерева и освящена в октябре 1777 во имя Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Она простояла недолго и под новый 1782 сгорела дотла.

Напротив входа на кладбище сразу же было начато, возможно, по проекту И. Е. Старова, строительство каменного здания с колокольней. Его 10 августа 1785 освятил митрополит Гавриил. Поскольку второй придел в храме, строившемся пять лет, возвести не удалось, его 26 марта 1793 освятили под колокольней в честь Архангела Гавриила.

В 1813 церковь была отремонтирована и расписана Богдановым, после этого 25 октября архимандрит Филарет (Дроздов) освятил ее снова.

Завершение ансамбля приходится на 1832–1834, когда П. Ф. Воцкий возвел церковную ограду с примыкающими домами. Одновременно он сделал каменным деревянный верх колокольни. Ее Г. И. Карпов перестроил в 1871–1872, устраивая под храмом склепы. Последний ремонт и расширение здания провел в 1912–1914 арх. В. Н. Бобров.

Среди множества икон в церкви было две иконографически редкие: Павская и Кульмская Божия Матери. Из религиозных картин выделялась «Встреча Марии и Елизаветы» акад. Н. А. Майкова. В ризнице сохранялась серебряная утварь XVIII века.

В 1846–1854 настоятелем храма был о. Константин Петрович Добронравов (позже ставший епископом), автор популярного «Утешения в смерти близких сердцу».

В июле 1919 был образован приход.

Храм закрыли 28 января 1936, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. В нем расположился выставочный зал Музея городской скульптуры.

Современное состояние [ править ]

Реставрация была закончена в конце июля 2008 г. Церковную утварь храм закупал на частные пожертвования прихожан. Санкт-Петербургская епархия подписала с Музеем городской скульптуры договор о совместном использовании церкви. Музейной экспозиции в храме не будет.

В некрополе «Литераторские мостки» похоронены многие знаменитые люди: В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, Н. С. Лесков, А. И. Куприн, А. С. Попов, Д. И. Менделеев, Н. Н. Миклухо-Маклай.

Святые [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: Доехать на метро до ст. метро «Волковская» и на любом трамвае до остановки, Расстанная улица (трамвайные пути переходить не надо, выходить через остановку).

Адрес: 192102, Санкт-Петербург, Волково кладбище, Литераторские мостки, ул. Расстанная, д. 30.

Расписание богослужений [ править ]

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Источник

Православная Жизнь

Церковь Воскресения Словущего расположена на Волковском кладбище (Санкт-Петербург).

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Первоначально церковь была выстроена из дерева и освящена в октябре 1777 во имя Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Она простояла недолго и под новый 1782 сгорела дотла.

Напротив входа на кладбище сразу же было начато, возможно, по проекту И. Е. Старова, строительство каменного здания с колокольней. Его 10 августа 1785 освятил митрополит Гавриил. Поскольку второй придел в храме, строившемся пять лет, возвести не удалось, его 26 марта 1793 освятили под колокольней в честь Архангела Гавриила.

В 1813 церковь была отремонтирована и расписана Богдановым, после этого 25 октября архимандрит Филарет (Дроздов) освятил ее снова.

Завершение ансамбля приходится на 1832–1834, когда П. Ф. Воцкий возвел церковную ограду с примыкающими домами. Одновременно он сделал каменным деревянный верх колокольни. Ее Г. И. Карпов перестроил в 1871–1872, устраивая под храмом склепы. Последний ремонт и расширение здания провел в 1912–1914 арх. В. Н. Бобров.

Среди множества икон в церкви было две иконографически редкие: Павская и Кульмская Божия Матери. Из религиозных картин выделялась «Встреча Марии и Елизаветы» акад. Н. А. Майкова. В ризнице сохранялась серебряная утварь XVIII века.

В 1846–1854 настоятелем храма был о. Константин Петрович Добронравов (позже ставший епископом), автор популярного «Утешения в смерти близких сердцу».

храм воскресения словущего на литераторских мостках

В июле 1919 был образован приход.

Храм закрыли 28 января 1936, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. В нем расположился выставочный зал Музея городской скульптуры.

Реставрация была закончена в конце июля 2008 г. Церковную утварь храм закупал на частные пожертвования прихожан. Санкт-Петербургская епархия подписала с Музеем городской скульптуры договор о совместном использовании церкви. Музейной экспозиции в храме не будет.

В некрополе «Литераторские мостки» похоронены многие знаменитые люди: В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, Н. С. Лесков, А. И. Куприн, А. С. Попов, Д. И. Менделеев, Н. Н. Миклухо-Маклай.

Источник

Храм Воскресения Словущего

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего на Литераторских мостках ( ул. Расстанная, д. 30)

открыт для посещения ежедневно с 10 до 17 часов (в случае, если ворота закрыты, следует открыть влево засов калитки и пройти в Храм).
Показать полностью.

Выходной день – четверг.

Божественная Литургия служится в субботу, воскресенье, начало в 10 часов.
Начало общей исповеди в 9.30 часов, перед началом Литургии.

Всенощное бдение служится накануне Воскресных дней, а также Великих и Двунадесятых праздников, начало в 18 часов.
Перед Всенощным бдением – исповедь, начало в 17.30 часов.

В Храме для верующих совершаются все Таинства Православной Церкви: Крещение, Венчание, Освящение жилища, Соборование, Отпевание, Панихида на могиле по усопшим и др.

Телефоны Храма:
8-911-763-12-28
8-905-226-90-77

Наш храм наконец обрел свой голос: целый корильон колоколов. Теперь каждая служба предваряется соответствующим уставу звоном.

В нашем Храме богослужения совершаются:

Также в приписной Преображенской церкви на кладбище «9 января» можно заказать ЗАУПОКОЙНУЮ или ЗАЗДРАВНУЮ Литургию, панихиды и отпевания по тел.: 8-951-644-98-27.

»
Вы можете перевести пожертвование любым, удобным для Вас способом:

1. Банковский перевод:

Реквизиты:
ИНН/КПП 7816233387/781601001
р/с: 40703810450000003148
в ДО «Лиговский» ПАО Банк «Санкт-Петербург»
к/с: 30101810900000000790 СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ
БИК 044030790
Адрес местонахождения, почтовый адрес: 192102, Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д.30
Юридический адрес: г Санкт-Петербург, ул Фучика, дом 17, лит.А

При перечислении пожертвования, просьба сообщить на почту info.voskres@mail.ru ФИО плательщика и сумму пожертвования.

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена

6 НОЯБРЯ (24 октября ст.ст.) – ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.

8 ноября (по новому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота.

Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.
Показать полностью.

У Димитриевской родительской субботы многовековая история. Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского.

Более шести веков тому назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благословлён на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским. В войско Донского по благословению Сергия вступили два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре.

После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского.

Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов — утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния.

Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали.

В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие.

Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.

Упокой Упокой Господи, всех от века усопших отец, братий, матерей, сестер наших православных; их же молитвами помилуй нас; и сотвори им вечную память!

КОНДАК, глас 8
Со святыми упокой, / Христе, / души раб Твоих, / идеже несть болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная.
Яко начатки естества Насадителю твари, / вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики; / тех молитвами в мире глубоце / Церковь Твою, жительство Твое, / Богородицею соблюди, Многомилостиве.

МОЛИТВА об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

МОЛИТВА об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена

4 НОЯБРЯ (22 октября ст.ст.) — КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Показать полностью. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

В 1737 году чтимый образ Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Санкт-Петербург в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой в 1810-х годах был построен собор (Казанский собор).

Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936 года.

Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор.

Икона Казанской Божьей Матери для всего православного мира имеет большое значение. Икона считается покровительницей земли русской. Православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России. В праздник Казанской иконы Божьей Матери принято молиться о заступничестве и благодарить Пресвятую Деву Марию за ее поддержку и защиту русской земли.

ТРОПАРЬ, глас 4
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

КОНДАК, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от него же истекает благодатная помощь// всем с верою притекающим к нему.

МОЛИТВА
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена
Патриарх Кирилл

Сегодняшнее евангельское чтение всем хорошо известно — это притча о сеятеле (Лк. 8:5-15). И притча эта даже не столько о самом сеятеле, сколько о той почве, на которую падает посаждаемое им семя. Одна почва — та, что при дороге, обочина; и слово Божие говорит: при дороге что может быть доброго? Такое семя не приживается — почва неплодородная.
Показать полностью. А другая почва каменистая, и когда попадает зерно на такую почву, восходит солнце, попаляет зерно, и оно не всходит. Есть еще почва, в которой много сорняков, терний, и, поскольку тернии уже сильны, а зерну еще только предстоит произрасти, то нет для него никакой возможности дать плод, потому что тернии, сорняки помешают зерну раскрыть свою жизненную силу.

Эта притча, конечно, о нас. Почва — это мы, это наши сердца, это наш разум, это наша способность воспринимать слово Божие, и никто из нас не может сказать: вот то, что при дороге, — это про меня, а остальное нет; потому что каждый может оказаться и почвой при дороге, и почвой, исполненной терний, и почвой каменистой, — все зависит от состояния нашей души. Но ведь когда мы говорим о состоянии души, мы имеем в виду и состояние нашего разума, поскольку разум формирует целеполагание, жизненные цели, то, к чему мы стремимся. И если осознать, что зерно, то есть слово Божие, есть наша главная цель, то мы не будем ни почвой при дороге, ни почвой в терниях, ни почвой каменистой, неспособными принять это зерно.

Может быть, кто-то после этих слов задаст вопрос: а я-то где? А у меня какая почва? Поскольку каждый проходит через разные обстоятельства, то, может быть, его сердце будет в разные моменты и одним, и вторым, и третьим — и при дороге, и на камне, и в терниях. Действительно, жизненные обстоятельства нас поставляют в разные ситуации, но в каком случае любые жизненные обстоятельства не будут над нами властны? Только в одном: если принятие слова Божиего, того самого семени, становится нашим жизненным приоритетом. Не десятым или двадцатым пунктом в нашей повестке дня, не только тогда, когда мы в храм Божий приходим, в лучшем случае раз в неделю, — каждый день мы должны помнить, где наш жизненный приоритет.

Из проповеди в Неделю 19-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту, 31 октября 2021 года

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена

храм воскресения словущего на литераторских мостках

храм воскресения словущего на литераторских мостках

Храм Воскресения Словущего запись закреплена

31 ОКТЯБРЯ (18 октября ст.ст.) – АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ.

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа.
Показать полностью. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1–3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Предание присваевает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (1, 3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (2–19, 51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6–29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

ТРОПАРЬ, глас 5
Апо́стольских дея́ний сказа́теля/ и Ева́нгелия Христо́ва све́тла списа́теля,/ Луку́ препе́таго,/ сла́вна су́ща Христо́ве Це́ркви,/ пе́сньми свяще́нными свята́го апо́стола похва́лим,/ я́ко врача́ су́ща,/ челове́ческия не́мощи,/ естества́ неду́ги и я́зи душ исцеля́юща// и моля́щася непреста́нно за ду́ши на́ша.

КОНДАК, глас 2
И́стиннаго благоче́стия пропове́дника/ и та́ин неизрече́нных ри́тора,/ звезду́ церко́вную, Луку́ боже́ственнаго восхва́лим:/ Сло́во бо его́ избра́, с Па́влом му́дрым язы́ков учи́теля,// Еди́н ве́дый серде́чная.
Величание святому апостолу и Евангелисту Луке
Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Луко, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *