храм воскресения словущего на неждановой улице
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва)
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке — православный храм в историческом центре Москвы. Посвящён празднику Воскресения Словущего. Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии.
Содержание
История [ править ]
В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был «обновлен», т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе — на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.
С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а наш храм построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность — в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Представляете, как необычно выглядит пасхальный Крестный ход, который ведут священники в красных пасхальных облачениях с пасхальными трисвешниками в руках, на фоне осенней листвы! Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.
Многовековая (начиная с XVII века) история храма увлекательна, таинственна и, конечно же, промыслительна. Уцелевший в советский период храм, не только не был закрыт, но и не прекращал своего молитвенного служения в очень тяжелые для всего русского народа годы, неся возложенную на него Промыслом Божиим духовную миссию – окормлять православных людей, объединённых под омофором Русской Православной Церкви, утешать в земных скорбях и помогать найти дорогу на Небо.
Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма всегда были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры. В советское время в нашем храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актеров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, выдающихся певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссера и актера Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, советскую оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Петровну Максакову и многих других всемирно известных деятелей культуры и искусства, которые вошли в историю нашего храма и во многом, благодаря которым в тяжелое для Церкви советское время храм не был закрыт.
В каждый воскресный и праздничный день храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися, а в пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами. Имеются данные о том, что на Пасху 15/16 апреля 1944 года в нашем храме было 2500 человек!
На протяжении четырех десятилетий в храме Воскресения Словущего служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.
В службах, которые совершал владыка Питирим, тогда архиепископ Волоколамский, раскрывалась глубокая любовь владыки к Богу и Церкви — любовь, которую он унаследовал от своего отца-священника, от своего духовного отца преподобного Севастиана Карагандинского и от своего наставника Святейшего Патриарха Алексия I.
Служение владыки Питирима было всегда торжественным, величественным и в то же время глубоко молитвенным. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Многие становились его духовными чадами. Здесь же он возглавлял отпевание многих выдающихся деятелей русской культуры: Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.
Современное состояние [ править ]
Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актёры и режиссёры. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссёра и актёра Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Максакову и многих других деятелей культуры и искусства, во многом благодаря которым в тяжёлое для Церкви советское время храм не был закрыт.
В настоящее время при храме существуют: детская и взрослая воскресные школы, курсы фотографии, курсы изучения церковнославянского языка и прочее.
Описание [ править ]
Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — все архитектурные детали его убранства. Только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений говорит, что строил храм незаурядный и опытный зодчий.
От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 годах. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами.
Раскрытие старой (белокаменной) стены храма сделано реставраторами на южной стене храма.
Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно поновлявшейся, но в основе своей сохраняющей композиции, восходящие, по-видимому, к последней трети XIX века. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870—1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Брюсов пер., 15/2, Москва, 125009
Проезд: станция метро “Охотный ряд”, «Пушкинская», «Тверская», далее пешком
По вопросам, связанным с расписанием богослужений и по общим вопросам обращайтесь по телефону: +7 (495) 629-6616
По вопросам веры и подготовки к таинствам (крещения, венчания и проч.) приходской консультант Сергей Иванович ежедневно с 12 до 18 часов в храме или по телефону: +7(916) 325-3644
По вопросам оказания материальной помощи, а также желающим пожертвовать вещи для нуждающихся звонить в Социальную службу: +7 (909) 922-2096 (номер также доступен в программах Viber и WhatsApp)
Телефон дежурного священника: +7 (915) 218-7199
Церковь Вознесения в Москве на улице Неждановой. История создания, фото, описание, как добраться, режим работы
В районе пересечения Брюсова (в 1962-1994 гг. ул. Неждановой) и Елисеевского переулков г. Москвы, почти 400 лет стоит небольшая Вознесенская церковь, построенная для прославления великого праздничного дня – в 355 г. н. э. был освящён обновлённый храм Воскресения Христова (это другое название храма Гроба Господня) на Голгофе, в Иерусалиме.
Храмы, построенные как почитание Воскресения Господнего в других местах, не могли быть названы также. Поэтому они получали имя «Воскресения Словущего», что на современный язык можно перевести как «прославляющего Воскресение».
Исторические сведения
Церковь Вознесения в Москве, на улице Неждановой начинает свою историю в царствование Иоанна IV Грозного.
Год | Описание |
1548 г. | Деревянный храм, предшественник существующего, был построен не позже второй четверти 16 в. Вместе с Москвой храм горел несколько раз |
1560 г. | В рукописи Алексеевского он упоминается в связи с пожаром, но тогда храм устоял |
1596-98 гг. | Храм изображён на Петровом плане Москвы |
1624 г. | В книге Патриаршего Приказа сделали пометку, в которой упоминается «оклад» этого храма |
Весна 1629 г. | В большом пожаре, когда погибла половина г. Москвы, Успенский Вражек выгорел дотла. В летописи говорится, что после того, как огонь утих, «не осталось ни единого кола». На месте пожарища вскоре был заложен новый, уже каменный храм. |
4 июля 1634 г. | Архивная запись зафиксировала прошение о. Матфея об освящении 2-х престолов храма, вероятно, главного и одного из придельных |
1634 г. | Ещё один придел, северный, скорее всего, был освящён в том же году |
1638 г. | В 17 в. храм отчасти исполнял роль монастыря. В Переписной книге Москвы употребляется выражение «на монастыре» в записи о храме. Это означает, что к храму были пристроены кельи, в которых «живут старицы нищие» |
1771 г. | В страшной эпидемии, приведшей к Чумному бунту, все служители причта Воскресенского храма умерли, и он был присоединён к Елисеевскому |
18-19 вв. | На рубеже 18-19 вв. Воскресенский храм снова упоминается как отдельный, а ещё через полвека Елисеевский храм упраздняется, и престолы из него переносят в Воскресенский. С тех пор здесь сохранялось наследие Елисеевского храма |
23.04.1922 г. | Изъятие церковного имущества в полной мере коснулось храма Воскресения Словущего. Существует документ, в котором точно указывается вес изъятого жемчуга и серебра, но не упоминаются названия предметов церковной утвари. Руководителей страны не интересовала ни её духовная ценность, ни художественные достоинства |
В 20 в. торжествовало агрессивное безбожие. В стране были разрушены или закрыты для прихожан и переданы под хозяйственные надобности более 50 тыс. храмов и монастырей.
Но Вознесенский храм в Брюсовом переулке, один из немногих, уцелел, только колокола были сняты. Службы в нём продолжались. Вместе с почитаемыми святынями храм Воскресения Словущего воспринял некоторые праздники уничтоженных храмов.
Ремонтные работы
Церковь Вознесения в Москве на улице Неждановой много раз перестраивалась и реконструировалась. От первоначальной постройки осталось основное здание – двусветный четверик с одним куполом и трёхчастной апсидой.
Правительство Москвы принимает участие в жизни храма. В частности, реставрационные работы проводятся под контролем Департамента культурного наследия.
Весной 2018 г. началась масштабная работа по восстановлению авторских росписей и подготовки их к экспозиции.
Будут удаляться загрязнения, копоть, потемневший лак. В некоторых случаях нужно снимать поздние подновления для раскрытия первоначального живописного слоя. Необходимо будет укреплять красочный слой специальным раствором. Уже выполнены пробные раскрытия на разных участках четверика.
Святыни храма
Главный престол Воскресения Словущего и храмовый образ того же имени прославляют один из великих праздников в христианстве. Храм Гроба Господня был возведён по приказу императора Константина на месте Страстей Господних и Его воскресения.
Константин Великий приказал снести языческие постройки, возникшие за 3 века на этом священном месте. Гроб Господень стал главным алтарём в Иерусалимском Храме Воскресения.
Московская Церковь Вознесения, расположенная на улице Неждановой сохраняет и другие почитаемые реликвии.
Сотни людей приходят к иконе Богоматери «Взыскание погибших». Говорится, что покров Она отдала для спасения погибающих грешников. Перед этой иконой просят благодати в браке. К ней приходят отчаявшиеся, погрязшие в пороках люди, чтобы обрести надежду. Матери молятся о детях, чтобы Богородица освободила их от пагубных пристрастий.
Риза чудотворного образа почти скрыта под приношениями, которые выражают благодарность молящихся за небесное заступничество Богоматери. Праздничное служение в честь иконы «Взыскание погибших» совершается 18 февраля.
Как добраться
Адрес храма: Брюсов пер, 15/2, рядом с Кремлём. Ближе всего к храму находится станция метро Тверская.
Другие станции в радиусе 15-20 мин. пешком:
Когда открыт храм Воскресения Словущего
Церковь Вознесения в Москве на улице Неждановой открыта для всех желающих каждый день с 8 ч. до 20 ч.
Почти 30 лет в церковном доме Воскресенского храма действует церковно-приходская школа. Воскресная школа работает не только для детей, но и для взрослых.
Здесь заботятся об изучении Слова Божьего и о культурных потребностях прихожан. Организуются выставки, концерты классической и духовной музыки, экскурсии по историческим местам Москвы и Подмосковья. Особое внимание уделяется паломническим поездкам к почитаемым святыням.
Картина Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»
Татьяна Григорьевна родилась и выросла в Москве. Любовь к своему городу она выразила в этой атмосферной акварели, написанной в 1988 г., когда праздновали 1000-летие крещения Руси.
Сильное впечатление производит контраст между пасмурной погодой на картине и её светлым настроением. Картина наполнена особым жемчужным светом осеннего дня. Облака у горизонта подсвечены солнцем, и стены храма несут тот же сияющий розоватый свет.
Храм и дороги, ведущие к нему, занимают почти всё пространство картины. Внимание сосредоточено в центре картины, где яркие белые пятна первого снега на кровле подчёркивают тёплый оттенок стены.
Удивительный ракурс, в котором изображается храм, передаёт трогательное, почти детское восхищение автора. Детали храма выписаны тщательно и очень нежно. Шпиль колокольни пронзает московское небо и уходит за рамку. Здесь храм – это любовь и устремление к Богу. И деревья на переднем плане тянутся вверх, к небу голыми предзимними ветвями.
Движение картине сообщает человек, идущий к храму. Это наполняет картину дополнительным смыслом. Храм – это не просто здание. Его ставят, потому что он нужен людям. Но в картине нет никакого пафоса.
Художница позволила зрителю увидеть часть живого города. Для придания обыденности сюжету в нижней части картины введены фигурки животных. Собака в парке и птица на дереве привычны в городском пейзаже.
Здания, окружающие храм, нечётки. Их силуэты слегка искажены, тона приглушены. Они теряются в лёгкой дымке, отступают на задний план и кажутся необязательными. Это подчёркивает их цветовая гамма – сочетание серых, зеленоватых, жёлтых и коричневых оттенков. Художница выбрала для окрестных домов цвета так называемых земляных красок.
Таким способом картина показывает, что посреди обыденной, земной жизни есть сияющее небесным светом чудо Храма Господнего, и каждый человек может прикоснуться к нему. Даже на фотографиях картина порождает в зрителе глубокое сопереживание и поэтому является художественной ценностью.
Особенности архитектуры
Церковь Вознесения в Москве на улице Неждановой построена как уличанская (она относилась, наряду с внутрислободской, к приходским храмам). Это бесстолпный четверик (основное здание четырёхугольное), типичный посадский храм 17 в., поэтому предполагается, что он был построен о пяти главах.
Снаружи стены завершаются полукруглыми элементами – закомарами, соответствующими линии свода. Закомары с нишами образуют почти кружевную линию, которая сообщает зданию лёгкость. Угловые пилястры с полуколоннами делают очертания храма чёткими, он будто выступает из фона.
Главка храма стоит на глухом барабане с колончатым поясом, который зрительно увеличивает высоту здания, подчёркивая стремление к Богу. Карниз и наличники окон имеют простой, лаконичный рисунок. Они не отвлекают внимание от общих пропорций здания, найденных очень точно, что свидетельствует о незаурядном таланте и мастерстве древнего архитектора.
Внутреннее убранство
Высота свода достигает 15 м. Внутреннее пространство освещается окнами в 2 яруса. Росписи на сводах и стенах поновлялись при проведении реставрационных работ, но композиции, созданные в конце 19 в., сохранены. К этому же времени относят лепные карнизы на сводах и резные иконостасы из дерева, украшенные позолотой. Предположительно, большая часть икон, расположенных в 3 ряда, написана тогда же.
Н.П. Кириллов, служивший церковным старостой до самой смерти в 1979 г., многие годы заботился о том, чтобы придать храму древний, первоначальный вид. Его заботами проводились реставрационные работы и собран иконостас в Никольском приделе.
Здесь бережно сохраняются иконы 17 в.: Коневской Богоматри, образ мучеников Космы и Дамиана, собраны несколько икон конца 19 в., выполненных в манере старого письма. В середине 20 в. Ф.П. Нестеров написал образы св. князей в простенках четверика.
Интересные факты
В 20 в. на ул. Неждановой часто поселялись певцы, актёры, композиторы, в том числе очень известные, многие учёные и общественные деятели. Возможно, просьбы знаменитых и признанных мастеров в 30-е гг. помогли сохранить храм открытым.
Его особое положение позволило уберечь множество святынь из разрушенных окрестных храмов, например, икону «Взыскание погибших», перед которой в храме Рождества Христова в Палашах венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Храм этот разрушен в 30-е гг., а чудотворный образ в левом клиросе храма по-прежнему даёт утешение и надежду огромному числу людей.
Существует рассказ о некоем московском жителе, которому раньше принадлежала икона. После смерти жены он один воспитывал двух подрастающих дочерей и возносил молитвы за девочек перед этой иконой. Когда дети выросли, он получил во сне указание, и, следуя ему, передал икону в храм.
Во время наполеоновского нашествия многие московские святыни были разграблены, а пожар при оставлении Наполеоном Москвы уничтожил то, что не взяли мародёры. Но икона «Взыскание погибших» не была утрачена, хотя и пострадала. Реставрировал её Т.Г. Мягков.
В 1981 г. возле почитаемой иконы вспыхнул пожар от непотушенной свечи, но обгорел только киот, сама же икона осталась почти невредимой.
Во всех войнах, эпидемиях, пожарах, в страшных социальных потрясениях Церковь Вознесения сохраняла своё значение духовного центра Москвы. Протоиерей Артемий Владимиров вспоминает неформальные вечерние беседы в конце 80-х, которые устраивал владыка Питирим на улице Неждановой. Это были чтения Священного Писания с подробным разбором и толкованием.
Присутствовавшие там священники по очереди комментировали строки текстов, постигая смысл Книги. О. Артемий в начале своего служения получил редкую возможность учиться у владыки, а позже уже проводил эти чтения сам.
Подобное мероприятие, также при поддержке владыки Питирима, в течение многих лет проводил другой священник, Владимир Ригин. Он собирал прихожан для чтения Феофана Затворника, находя у него много полезного для правильного устроения духовной жизни.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео про Вознесенскую церковь в Москве
Про церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке:
Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве
Около 400 лет назад в Москве была воздвигнута церковь Вознесения на улице Неждановой (это название сохранилось с 1962 по 1994 год, а затем было переименовано в Брюсов переулок). Она является одной из главных достопримечательностей столицы и имеет богатую историю.
Ежегодно место посещает множество людей. На сегодняшний день при храме работает воскресная школа, а также курсы фотографии, церковнославянского языка и другое.
Историческая информация и координаты
Упоминания о церкви Вознесения на Неждановой встречались еще в период правления Иоанна IV Грозного. Известны следующие сведения об этом храме:
В XX веке свыше 50 тыс. храмов и монастырей России были закрыты или разрушены, а здания передали под нужды государства. Однако церковь Вознесения в Москве чудом уцелела, службы продолжались, только колокола пришлось снять.
Церковь Вознесения находится по адресу: Брюсов переулок, д. 15/2, неподалеку от Кремля. Пешком сюда проще всего добираться от станции метро Тверская. Посетить храм могут все желающие ежедневно с 8 утра до 20 вечера.
Практически 30 лет в храмовом доме работает воскресная школа. Она открывает свои двери не только для детей, сюда могут приходить и взрослые. Главная задача этого места — привить людям культурные потребности и объяснить Слово Божье.
Тут часто проходят выставки и концерты, организуются экскурсии по значимым местам столицы и ее окрестностям. Также здесь можно найти единомышленников для совершения паломничества и сделать запись в ближайшую группу.
Строительные работы
В церкви неоднократно происходили перестройки и реконструкции. От первоначального варианта остался только двусветный четверник с единственным куполом и трехчастной апсидой.
Известна следующая информация о строительстве храма:
Святыни церкви
Помимо известной картины Назаренко, церковь Вознесения на улице Нежданова хранит в себе множество реликвий. Многие люди приходят сюда, чтобы помолиться у иконы Святой Богоматери «Взыскание погибших». У нее просят семейного счастья отчаявшиеся грешники, мечтающие получить надежду на будущее.
Матери вымаливают у Богоматери, чтобы их дети стали свободными от губительных пристрастий. Торжественное служение в честь этой иконы проводят 18 февраля. В центральной части церкви находится образ св. Спиридона, а в ковчеге хранятся мощи Святителя, у которых преклоняют колени нуждающиеся в помощи бедные. Этот святой является покровителем в честной торговле. При жизни Спиридон помог очень многим больным людям, и по сей день его просят об избавлении от заболеваний.
После вечерней службы во вторник в 18 часов совершается акафист. В левом приделе храма вместе с частью мощей Святителя хранится икона Николая Чудотворца конца XVI века. Это самый старый образ в церкви.
А в правом приделе находятся иконы, которые раньше принадлежали ныне исчезнувшему Елисеевскому храму, в том числе образы Илии пророка и святого Елисея.
Картина Назаренко
Татьяна Григорьевна Назаренко появилась на свет в Москве. Она очень любила столицу и храм Вознесения, а свои искренние чувства выразила в прекрасной акварели, законченной в 1988 году в день 1000-летия крещения Руси.
У людей остаются незабываемые впечатления, когда они видят поразительный контраст между изображенной мрачной погодой и светлым посылом. От стен нарисованного храма исходит сияние, а облака почти сверкают. Практически все пространство на картине занимает церковь и пути, ведущие к ней.
Храм написан в необычном для этого жанра ракурсе, в нем читается неподдельное восхищение художника. Церковь изображена очень нежно и аккуратно. Шпиль уходит выше небес, отражая устремленность к Всевышнему. Даже деревья изо всех сил тянутся вверх.
Автор изобразила и частичку города, а для придания сюжету беззаботности и естественности добавила даже фигурки животных. Здесь можно увидеть гуляющую собаку и птицу, сидящую на ветвях дерева. Здания, находящиеся рядом с церковью, выполнены неточно, их очертания слегка размыты и кажутся лишь незначительным дополнением. Этот факт подчеркивает и подобранная палитра цветов — совокупность зеленых, коричневых и серых оттенков.
Окрестные дома выполнены в зямлянистых оттенках, поскольку посыл художницы заключается в том, что среди повседневности есть место святому.
Интересные сведения
В XX веке на улице Неждановой обитало много людей творческих профессий, а также известные общественные деятели и ученые. Вероятно, что именно их просьбы помогли оставить эту церковь открытой в 30-е годы и это позволило спасти хранящиеся святыни из других разрушенных храмов, например, образ «Взыскание погибших», перед которой когда-то венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон в церкви в Палашах.
Есть история, рассказывающая о том, откуда появилась эта икона. Раньше она принадлежала вдовцу из Москвы, который занимался воспитанием двух дочерей. Мужчина много молился о благополучии девочек перед святым ликом, а когда они стали взрослыми, то получил указание во сне — отдать икону в церковь.
Во время нападок Наполеона многие храмы были разрушены, а святыни разграблены, все что осталось на своих местах уничтожили пожары. Но икона сохранилась, хотя ей и был нанесен небольшой ущерб, который был компенсирован в ходе реставрации Т. Г. Мягковым.
Несмотря ни на что, церковь Вознесения всегда оставалась духовным центром столицы. В своих дневниковых записях протоиерей А. Владимиров упоминал о вечерних неформальных разговорах, которые в конце 80-х проводил владыка Питирим. В ходе бесед священнослужители вместе постигали смысл Библии и подробно разбирали каждый стих. После, похожие мероприятия устраивал уже другой священник, В. Ригин. Все это было сделано, чтобы не дать духу погаснуть и всегда сохранять внутреннюю бдительность.
Небольшой храм Вознесения, расположенный в Брюсовом переулке (ранее ул. Неждановой), представляет собой огромную культурную, духовную и историческую ценность.
Его не перестают посещать верующие, а дети в школе пишут сочинения об этой церкви. Это место обязательно стоит посетить туристам.