храм воскресения словущего на ваганьковском кладбище духовенство
Воскресения Словущего (главный престол)
Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище был заложен в 1819 году поблизости от деревянного храма святителя Иоанна Милостивого, построенного в 1773 году. Со временем деревянный храм был утрачен, на его месте сейчас находится ротонда.
Ротонда на месте, где ранее находился первый кладбищенский ваганьковский храм святителя Иоанна Милостивого
Над проектом нового храма работал Афанасий Григорьевич Григорьев – ведущий архитектор московского ампира, известный участием в воссоздании многих зданий Москвы после пожара 1812 года. Строительство святыни осуществлялось на средства купцов Болотновых и продолжалось в течение 12 лет. Одновременно с церковью А.Г. Григорьев построил два одноэтажных флигеля при входе на кладбище.
Престолы в честь святителя Николая и мученицы Акилины были освящены уже 18 и 24 октября 1820 года соответственно. Еще не было завершено возведение центрального купола, а в двух приделах уже совершались Божественные литургии.
26 сентября 1831 года митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) освятил главный престол нового храма в честь праздника Обновления (освящения) храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего).
Храмовая икона «Обновление Храма Воскресения Христова в Иерусалиме»
Праздник Воскресения Словущего отмечается 26 сентября. Он установлен в честь завершения строительства и освящения в 335 году Храма Воскресения Христова. Он был сооружён над Живоносным Гробом Христа Спасителя равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой. Согласно Писанию, в тот день множество паломников и епископов со всей тогдашней обширнейшей Римской империи стеклись в Иерусалим для того, чтобы принять участие в освящении. И хотя была осень, но на Гробе Господнем совершалось богослужение, как в самый день Воскресения Христова. Потому и пошел этот день именоваться Воскресением Словущим, то есть тот, который «словёт», или «слывёт» (от глагола «слыть» — быть известным) в народе, как и сам праздник Светлого Христова Воскресения.
В 1922 году в рамках программы изъятия церковных ценностей из храма Воскресения Словущего вынесли около 18 пудов церковной утвари из золота и серебра. К счастью, сам храм избежал закрытия и разрушения, однако в течение многих лет, начиная с 1923 года (в некоторых источниках с 1925 года), был в руках обновленцев.
В 1945 году храм был передан Московской Патриархии.
Парамонов Валентин Викторович (протоиерей)
Протоиерей Валентин Викторович Парамонов настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище с 1982-1994 гг.
Он родился в городе Кириллове в 1928 году. Отец его – Виктор Доримидонтович работал в местном райисполкоме и числился активистом, а мать – Феофания Васильевна была глубоко верующим человеком. Помимо Валентина в семье было еще четверо детей. Очень рано мальчик стал проявлять любовь к Богу и Церкви. Возможно, этому способствовали его родные. Родная тетя была монахиней в одном из монастырей в Санкт-Петербурге. Бабушка в свое время совершила пешее паломничество в Иерусалим ко святым местам.
В 1930-е годы по нашей стране прокатилась волна репрессий. Коснулась она и города Кириллова. К ВД. Парамонову приходили сослуживцы, которые беседовали о предстоящих арестах. Сын, услышав об очередной облаве на верующих, осторожно уходил из дома и сообщал об опасности.
Когда началась Великая Отечественная война, Валентин учился в школе. На фронте погибли и отец, и старший брат Евгений. В 1943 году, когда школа осталась позади, а в армию его не брали по возрасту, юноша решил стать священником и поступить в духовную семинарию. Но исполнить свою мечту удалось только в 1946 году. Пока шла война, он должен был заботиться о матери, быть опорой в доме. За советом Валентин ездил в Ярославль, к епископу Кирилловскому Тихону (Тихомирову), который к тому времени удалился в затвор.
– Трудно будет, а иди! – благословил Владыка юношу. Позже отец Валентин вспоминал, как увидел ненароком ноги епископа, представляющие собой сплошную рану…
В первый послевоенный год Валентин приехал в Новодевичий монастырь, где находилась духовная семинария или, как ее тогда называли, Богословский институт. Экзамены были сданы успешно, учеба продвигалась, а уже через год семинарист стал иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского).
По завершении обучения в семинарии Валентин поступил в Духовную Академию. Но желание служить в храме оказалось сильнее, поэтому он ушел. Женился на М.А. Барашковой – внучке репрессированного священника – отца Александра Талызина. Маргарита Александровна – матушка Маргарита, до конца дней оставалась верной и любящей спутницей жизни.
Из воспоминаний матушки Маргариты:
“С отцом Валентином, в то время семинаристом (он учился на третьем курсе), мы познакомились в Москве. Я тогда жила неподалеку от Новодевичьего монастыря, где часто бывали семинаристы. Мои родители любили церковь, священство. Они имели в роду сильных молитвенников и небесных покровителей. Мама, Александра Александровна, из священнического рода; ее отец, мой дед, митрофорный протоиерей Александр Талызин, служивший в Тверской епархии, был расстрелян в 1938 году и ныне причислен к лику святых, новомученик. Прадед по папиной линии был схимонахом, почил в Петербурге. Мой отец, Александр Александрович Барашков, был художником, в молодости прислуживал в алтаре в Кашине. Позже, когда обзавелся семьей, он регулярно ходил на богослужения и часто приглашал семинаристов на чай, чтобы поддержать, накормить.
Время было трудное – послевоенное, голодное. Пригласил он к нам как-то и Валентина, который в то время служил иподьяконом у Святейшего Патриарха. Родители его сразу полюбили, он был общительным, искренним. Высоким и симпатичным. Валентин стал довольно часто бывать в нашем доме, мы полюбили друг друга.
Получив благословение на брак от моих родителей и крестной… 18 ноября 1951 г. мы венчались в храме святителя Николая в Кузнецах. Венчал протоиерей Всеволод Шпиллер…”
В 1951 году иерей Валентин Парамонов начал служить в Покровской Подгорной церкви города Кириллова. В 1950-е годы отец Валентин был переведен на службу в Череповецкий Воскресенский собор. По словам очевидцев, он был бесстрашным батюшкой. При нем начались крестные ходы вокруг храма и восстановление разрушенных куполов. Если учесть, что по одному из архитектурных проектов конца 1950-х годов на месте Воскресенского собора должен был быть установлен памятник Ленину, то становится понятным то раздражение, которое вызывал отец Валентин у “власть предержащих”. Кроме того, батюшка постоянно ходил в облачении священнослужителя. Для партийных и городских властей он стал постоянным “раздражающим” фактором, потому что его облик не “вписывался” в структуру “социалистического” города. За одну ночь были демонтированы купола храма, чтобы лишить церковь ее архитектурного своеобразия. Над священнослужителем начали сгущаться тучи. Бабушки-прихожанки опасались за его жизнь, поэтому после каждой Всенощной провожали батюшку домой. Не исключалась и возможность ареста.
Матушка Маргарита, имевшая московскую прописку, стала хлопотать о переводе мужа в Московскую епархию. В 1960 году отец Валентин был переведен в Рязанскую область, а в 1962 году – в Москву. 18 марта 1982 года он был назначен настоятелем Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище, где и служил до конца своих дней. Когда отец Валентин попал на Ваганьково, он сказал матушке: “Здесь меня похороните”.
Отец Валентин священствовал 45 лет. В 1987 году он был награжден митрой. Митрофорный протоиерей Валентин был мужественным человеком. Он никогда не поступался совестью, а выполнял то, что требовал его пастырский долг.
Из воспоминаний дочери Людмилы Валентиновны Парамоновой:
«В июне 1989 года Моссоветом было принято решение о возвращении Русской Православной Церкви здания бывшей ваганьковской церковно-приходской школы. В это же время патриарх Пимен (Извеков) благословил восстановление в переданном здании храма апостола Андрея Первозванного. Однако, не было бы решения о возвращении и благословения о восстановлении если бы не молитвы, бесконечные ходатайства, прошения, хлопоты отца Валентина и старосты храма Сорокина Юрия Ивановича».
В мае 1991 года, за десять лет до канонизации Царственных страстотерпцев и новомучеников Дома Романовых, за алтарем храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище появился мраморный крест и несколько гранитных и мраморных плит с поименным поминовением убитых новомучеников. Отец Валентин открыто служил им панихиды.
Батюшка отличался феноменальной памятью. Он знал наизусть все воскресные Евангельские чтения, Требник, каноны и много акафистов. Сам служил самозабвенно и требовал того же от алтарников и диакона. Будучи строгим и требовательным в алтаре, он был добрым и заботливым человеком вне службы, остроумным и веселым рассказчиком. Отец Валентин Парамонов очень любил свою родину и никогда не прерывал с ней связи. В своем доме он хранил деревянный резной угол, некогда принадлежащий игуменье Леушинского монастыря Таисии, фелонь св. праведного Иоанна Кронштадтского, иконы от почитаемых им иерархов, старинные фотографии монахов и монахинь Белозерских обителей.
12 сентября 1994 года Господь призвал к Себе отца Валентина. Отпевали его 26 священников во главе с епископом Арсением Истринским, при огромном стечении людей. По его завещанию, гроб опускали в могилу под ангельское славословие «О Всепетая Мати…», которое он очень любил, особо почитая Царицу Небесную. Похоронен у самой церковной паперти рядом с протоиереем Александром Фоминым.
«Отец Валентин Парамонов жизнью своей показал яркий пример соединения горячей веры и благочестия, ревностного служения Господу. Он оставил яркий след в истории прихода и добрую память у многих москвичей».
Игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
Статьи в газетах об отце Валентине Парамонове:
Протоиерей Валентин Амфитеатров
Среди многих пастырей, явленных в Русской земле, оставивших о себе добрую память и заслуживших всенародное почитание, имя протоиерея Валентина Амфитеатрова занимает особое место.
Отца Валентина почитала Матрона Московская, которая хранила его фотографию и песок с могилы.
Близким духовным другом протоиерея Валентина из числа монахов-подвижников был глубоко почитаемый в Москве старец Аристоклий, причисленный к лику святых. Преподобномученик Никон Оптинский (Беляев) называл подвиг служения отца Валентина истинным старчеством.
А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему москвичам:
«У вас в Москве есть свой великий пастырь — отец Валентин, который лучше меня, к нему и обращайтесь».
7 мая – день тезоименитства.
2 августа – день преставления.
Биография
Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 [14] сентября 1836 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в семье протоиерея Николая Гавриловича Амфитеатрова.
Орловский род Амфитеатровых дал России многих архиереев, священников, а также деятелей культуры. Архиепископ Казанский и Свияжский Антоний – родной дядя Валентина Амфитеатрова, а митрополит Киевский и Галицкий Филарет и литератор С.И. Раича приходились ему двоюродными дедушками.
О его матери известно лишь, что её звали Анной, и происходила она из священнического рода.
Валентин Амфитеатров учился в Орловской и Киевской семинариях, а позже – в Московской духовной академии.
Получив степень кандидата богословия, Валентин Николаевич был назначен в Калужское духовное училище на должность инспектора и преподавателя. Позже преподавал греческий язык и историю в Калужской семинарии.
В то время Валентин Амфитеатров подружился с одним из своих учеников — А.И. Чупровым, сестра которого, Елизавета Ивановна, 17 июля 1860-го года стала его женой.
Брак отца Валентина оказался счастливым. У четы Амфитеатровых родились сын и три дочери.
Отец Валентин с женой Елизаветой Ивановной и первенцем – сыном Александром
Старшая дочь Александра Валентиновна Старых (в девичестве Амфитеатрова)
Вера Валентиновна Амфитеатрова
Младшая дочь Любовь Валентиновна Викторова (в девичестве – Амфитеатрова)
В августе 1864 года иерей Валентин Амфитеатров был переведен в Троицкий собор города Лихвина Калужской губернии, с назначением благочинным и цензором проповедей. В сентябре того же года он стал законоучителем Лихвинского уездного училища. Позднее, в течение некоторого времени, он был смотрителем духовного училища в городе Мещовске Калужской губернии.
В июне 1866 года отец Валентин епископом Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) был возведён в сан протоиерея.
В 1871 году батюшка переехал в Москву и был назначен законоучителем в Московскую учительскую семинарию, а позже – на ту же должность в Московское казенное реальное училище.
В 1874 году отец Валентин стал настоятелем кремлёвской церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Тайницком саду, которая, по известному образу Божией Матери, в ней находившемся, именовалась в народе «Нечаянной радостью».
Благодаря новому настоятелю в храме, прежде почти не имевшем прихожан, образовалась многочисленная община, одна из самых известных в Москве. В праздники маленькая церковь не вмещала всех богомольцев. Отец Валентин служил Литургию ежедневно.
Главную роль в духовном наставлении прихожан сыграли проповеди протоиерея Валентина Амфитеатрова. Он отчётливо понимал их значение, поэтому тщательно готовился к каждой. Хорошее знание Священного Писания, ясность ума, дар проповедника и самоотдача в служении пастве привлекали людей. Батюшка Валентин доказал, что ревностный священник может привести молящихся в покинутый храм.
По рассказам правнучки Евгении Николаевны Викторовой,
«основой его служения была необыкновенная любовь к людям и к Богу. Он приходил в храм рано утром и уходил поздно, как он сам пишет, «голодный, но радостный». Ежедневное продолжительное служение Литургии (на протяжении восемнадцати лет без диакона), совершение моления с акафистом Божией Матери «Нечаянная Радость», затем панихида… После службы с каждым остановится, поговорит, утешит, даст совет. За эту любовь, полную самоотдачу Господь даровал ему особые духовные дары».
Спустя 18 лет, в 1892-м году, протоиерей Валентин Амфитеатров был поставлен настоятелем Архангельского собора Московского Кремля.
Архангельский собор Московского Кремля, фотография 1882 года
В эти годы окончательно сложилась система служения протоиерея Валентина Амфитеатрова.
Многим семьям он в помогал течение долгих лет – деньгами, поиском работы, поиском попечителей. Его духовные чада занимались устроением нуждающихся в больницы, благотворительностью. При деятельном участии отца Валентина в Лефортово была основана община сестёр милосердия «Утоли моя печали».
Особой заботой пастыря стали дети-сироты. Он часто просил просил своих духовных чад заниматься с детишками, готовя их к поступлению в учебные заведения, оплачивал учёбу. Иногда сиротам после смерти родителей было некуда податься, и батюшка старался устроить их в семьи.
По воспоминаниям новомученицы Анны Зерцаловой, духовной дочери протоиерея Валентина,
«… для отца Валентина не существовало различия между бедным и богатым, никому не отдавалось особого предпочтения, он всех любил и о каждом заботился. Толпы бедняков собирались около храма, в котором он служил, чтобы получить безотказно выдаваемую милостыню. Не довольствуюсь раздачей милостыни нищим, отец Валентин всегда помнил о духовном назначении человека и прилагал огромные усилия, чтобы вернуть его к нормальной жизни. Многие его трудами и молитвами потихоньку начинали оживать и обращаться к полезной деятельности».
Паства не поддавалась исчислению. К протоиерею Валентину Амфитеатрову стекалось огромное количество народа.
По воспоминаниям историка С.П. Мельгунова,
«в Москве он слыл чуть ли не за святого. Церковь всегда была полна народа, приезда пастыря ждала толпа жаждущих его благословения. За извозчиком его бежали десятки женщин. Одним словом, это был пастырь, которому поклонялись».
Новомученица Анна Зерцалова была свидетелем, как восторженная толпа выпрягла лошадь и везла на себе отца Валентина до его квартиры. Но излишняя восторженность и фанатичность батюшкой не приветствовались – только трезвый духовный настрой и искренняя вера.
В 1902 году отец Валентин вышел за штат по причине постепенной потери зрения.
Как сам батюшка писал в одном из писем,
«моя жизнь протекает печально. С 15 марта нынешнего года и доселе я больной и хилый старик. Как видишь, я уже не способен стал писать письма собственноручно. Это письмо из моих уст переносит на бумагу моя дочь Вера…. Присоедини к этому моему горю представление о моем слабом организме: шаг в ногах тупой, в сердце частое сотрясение, в ушах шум, подобный двум паровозам, готовым к отправлению груза. Голова екзематически раздражена. Сон неправильный. Такова физика моего тела. Душевный строй — также без аккорда: душа окружена угнетающими мыслями за будущую судьбу моих детей…
При всем том не подумай, чтобы я стоял над пропастью отчаяния. Я всегда верил и верую, как в истину непреложную, в прогресс возмездия человеку: рано или поздно, здесь, на земле, или там, после земной юдоли, человек свое получит».
С этого времени и вплоть до своей смерти, даже будучи тяжело больным, он принимал всех желающих у себя дома.
Предпоследний дом протоиерея Валентина Амфитетрова на Москве-реке (обозначен стрелкой). Позднее семья переедет в подмосковное Очаково
Смерть и погребение
20 июля (2 августа по новому стилю) 1908 года, на 72-м году жизни, отец Валентин скончался.
Как писал В.Н. Зверев,
«cмерть его воспоследовала летом, помнится, во время жатвы. Большинство его знавших в той же час покинули свои дела и заботы и срочно устремились в Москву, чтобы отдать последний долг любимому пастырю. В поездах, шедших тогда в Москву, со всех сторон России ехало с той же целью многое множество народа».
В «Московском листке» сообщалось горожанам о постигшей всех утрате, о том, что
«вчера в квартире почившего отца протоиерея на Воронухиной горе в доме Рыбакова, было совершено 12 панихид архимандритом Игнатием с придворным и епархиальным духовенством, при громадном стечении народа».
Отпевание протоиерея Валентина Амфитеатрова состоялось в храме во имя святителя Николая, что на Щепах (церковь сохранилась до наших дней, находится у станции метро «Смоленская»).
Церковь святителя Николая Мирликийского на Щепах, наши дни
По окончании отпевания гроб с телом пастыря в преднесении хоругвей и запрестольных икон, при колокольном звоне, был обнесён вокруг храма, после чего процессия направилась к Ваганьковскому кладбищу.
По воспоминаниям новомученицы Анны Зерцаловой,
«ясный солнечный день, духовная красота крестного хода — всё это вызывало особенное благоговение в окружающих. Большой дубовый крест несён был впереди, как знамя победы усопшего над грехом и смертью. Принесли тело батюшки на кладбище.
Глубокая могилка была приготовлена рядом с могилкой супруги батюшки. И вот гроб великого пастыря последний раз высоко-высоко подняли и опустили в могилку. Всё было кончено! Всё совершено; дорогое тело предано земле и засыпано….
Средний крест, под которым именно и покоятся дорогие останки пастыря – несколько больше других крестов; справа от него стоит крест над могилкой его супруги, скончавшейся около тридцати лет тому назад; а слева крест, на котором художественно написано Распятие, стоит над могилкой сестры супруги батюшки, которая до самой своей кончины (25 мая 1904 года) жила в семействе батюшки».
Почитание
Место погребения отца Валентина на Ваганьковском кладбище стало сразу привлекать паломников.
Частые панихиды, огромное количество паломников раздражало московские власти: сначала они пытались просто отгонять народ, приставляя к могиле охранников, а потом решили её уничтожить. Место погребения батюшки и соседние могилы кощунственным образом снесли бульдозером. В годы Великой Отечественной войны было устроено братское захоронение.
Мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
«… Тысячи имён подвижников благочестия, которых собирал отец Валентин у своей могилы, нам неизвестны. Их молитвенный подвиг настолько раздражал новую московскую власть, что в тяжелейшие времена для защиты столицы от немецко-фашистских захватчиков гонителям веры было принято решение, противоречащее здравому смыслу: на этом святом месте, объединяющем так много людей вокруг христианского призыва протоиерея Валентина к любви, милосердию, духовному подвигу устроить мемориал павших в героической обороне столицы.
Но верующие продолжали приходить сюда с молитвой об упокоении отца Валентина и тех защитников Отечества, которые нашли последнее пристанище подле его честных останков».
Игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
В 1980-е годы приходом храма Воскресения Словущего была восстановлена традиция в памятные дни отца Валентина (14 сентября – день рождения, 7 мая – день тезоименитства, 2 августа – день преставления) служить панихиды у его могилы на 21-м участке Ваганьковского кладбища.
К 1990 году родственниками совместно с общиной храма Воскресения Словущего был установлен памятный крест и цветник. Эта могила была создана с учетом свободного места, приближённого к месту истинного захоронения, рядом с воинским мемориалом, без нарушения его внешней архитектуры.
Крест был освящён и стал местом паломничества верующих, а в памятные дни протоиерея Валентина служились панихиды при большом стечении людей.
Бывший настоятель ваганьковского прихода протоиерей Валентин Парамонов совершает панихиду у могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова
В 1997 году представителям Русской Православной Церкви удалось обнаружить давнее захоронение. Спустя год на этом месте, рядом с могилой, которую ранее народ избрал для поклонения батюшке, группой почитателей была оформлена вторая символическая могила с установкой деревянного креста.
Панихиды по приснопамятному протоиерею Валентину стали совершаться именно на этом месте.
Многочисленные случаи помощи, получаемые по молитвам отцу Валентину уже в наши дни, описаны в многих статьях, брошюрах и книгах.
Согласно данным некоторых из этих публикаций, вопрос о возможной канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова в лике местночтимых святых был положительно решен на Синодальной комиссии по канонизации святых в 1998 году.
Из книги 1999 года «Канонизация святых в XX веке. Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых» [Издательство Сретенского монастыря]
В последние годы по благословению настоятеля храма Воскресения Словущего на Ваганьково игумена Петра (Еремеева) панихиды у могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова совершаются не только в памятные дни, но и каждое воскресенье.
В июле 2018 года по заказу приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище сотрудники Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ после георадиолокационных исследований пластов земли и обработки полученных данных пришли к убедительному выводу о присутствии на данном участке, где по историческим сведениям был погребён отец Валентин и его близкие, на глубине более 3-х метров от поверхности, трёх дореволюционных погребений.
Это даёт основания считать, что честные останки протоиерея Валентина Амфитеатрова не подверглись уничтожению, а почивают у деревянного креста.
Таким образом, существует перспектива обретения останков праведника после его прославления в лике местночтимых святых.
В июне 2019 года ваганьковский приход выступил с ходатайством перед священноначалием Московской епархии о рассмотрении вопроса канонизации глубоко почитаемого в народе «московского утешителя» протоиерея Валентина Амфитеатрова.
По материалам книг «Никто не погибнет со мной. Свидетельства о протоиерее Валентине Амфитеатрове его духовной дочери. Мученица Анна Зерцалова» и «Некрополь Ваганьково. Лапа В.Ф.».
Фотографии – из открытых источников.