храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Храм Воскресения Словущего города Шадринска

Объявления

По благословению Преосвященнейшего епископа Шадринского и Далматовского Владимира, состоится Крестный ход от храма Преображения Господня п. Кособродск в Далматовский Успенский монастырь, который пройдет с 29 июля по 5 августа. 6 августа празднование дня обретения мощей Прп. Далмата Исетского в Далматовском мужсклм монастыре.

Воскресная школа Храма в честь Воскресения Словущего объявляет набор учащихся с 5 лет и старше на 2018 – 2019 учебный год. Организационное собрание родителей и первое занятие для детей состоится в 11:30 после 2 декабря 2018г. (после Божественной литургии) Собрание пройдет по адресу: Храм в честь Воскресения Словущего, Комсомольская 51. С вопросами обращаться к руководителю Воскресной школы, Юлии Александровне. Телефон : +7( 912) 575 82 34

Икона дня:

Православный календарь:

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Объявления

По благословению Преосвященнейшего епископа Шадринского и Далматовского Владимира, состоится Крестный ход от храма Преображения Господня п. Кособродск в Далматовский Успенский монастырь, который пройдет с 29 июля по 5 августа. 6 августа празднование дня обретения мощей Прп. Далмата Исетского в Далматовском мужсклм монастыре.

Воскресная школа Храма в честь Воскресения Словущего объявляет набор учащихся с 5 лет и старше на 2018 – 2019 учебный год. Организационное собрание родителей и первое занятие для детей состоится в 11:30 после 2 декабря 2018г. (после Божественной литургии) Собрание пройдет по адресу: Храм в честь Воскресения Словущего, Комсомольская 51. С вопросами обращаться к руководителю Воскресной школы, Юлии Александровне. Телефон : +7( 912) 575 82 34

По благословению епископа Шадринского и Далматовского Владимира 3-5 августа пройдет ежегодный крестный ход от кафедрального собора в честь святителя Николая Чудотворца г. Шадринска до Успенского Далматовского мужского монастыря

Расписание крестного хода:

8.00 – Божественная литургия в кафедральном соборе в честь святителя Николая Чудотворца г. Шадринска.

11.00 – начало крестного хода: Шадринск – Красномылье – Коврига

Коврига – Ячменево – Крутиха – Красноисетское

Дорогие братья и сестры!

Таинство Крещения в Храме Воскресения Словущего совершается по воскресеньям в 13.30.

Для Крещения необходимо:

1. Пройти огласительные беседы в 12.00.

2. Крёстные должны быть крещены в Православной Церкви. Очень важно, чтобы крёстные были воцерковленными людьми и желали воспитывать своих крестников в православной вере.

3. Крёстные не должны состоять между собой в браке.

4. Иметь при себе нательные кресты.

5. Иметь крестильную рубашку (белого цвета).

7. Женщины должны быть с покрытой головой.

Если будет креститься ребёнок, необходимо принести свидетельство о рождении, полотенце для грудничков или крестильный комплект.

Родителям и крёстным младенцев необходимо состоять в законном браке (если семейные).

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Каждую субботу в 9.00 в Храме Воскресения Словущего г. Шадринска служится молебен о страждущих недугом винопития или наркомании. Приглашаем вместе помолиться, может быть, о родных, близких, знакомых или даже просто о незнакомых людях, которые, будучи здоровыми, погибают, сами себя подвергая смертельной опасности, дабы Господь уврачевал их недуг, простил тех, кто страждет этим недугом, и дал силы прийти к нормальной, мирной и благочестивой жизни. Да хранит вас Господь и Царица Небесная.

Источник

Храм Воскресения Словущего города Шадринска

Объявления

По благословению Преосвященнейшего епископа Шадринского и Далматовского Владимира, состоится Крестный ход от храма Преображения Господня п. Кособродск в Далматовский Успенский монастырь, который пройдет с 29 июля по 5 августа. 6 августа празднование дня обретения мощей Прп. Далмата Исетского в Далматовском мужсклм монастыре.

Воскресная школа Храма в честь Воскресения Словущего объявляет набор учащихся с 5 лет и старше на 2018 – 2019 учебный год. Организационное собрание родителей и первое занятие для детей состоится в 11:30 после 2 декабря 2018г. (после Божественной литургии) Собрание пройдет по адресу: Храм в честь Воскресения Словущего, Комсомольская 51. С вопросами обращаться к руководителю Воскресной школы, Юлии Александровне. Телефон : +7( 912) 575 82 34

Икона дня:

Православный календарь:

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

История храма

Век с четвертью стоит на Шадринской земле Воскресенский храм. Назван он в честь праздника Воскресения Словущего, который отмечается 13 (26) сентября каждого года, посвященного памяти освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сегодня этот иерусалимский храм всемирно знаменит тем, что на включенный в его стены Гроб Господень каждый год в Великую Субботу исходит благодатный огонь, от которого зажигают светильники и развозят по всему миру как свидетельство об истинности нашей православной веры. Воскресением СЛОВУЩИМ праздник называется потому, что он только «СЛОВЕТ», то есть слывет, воскресением, в отличие от собственно Воскресения Христова (Пасхи).

Строился храм с 1872 по 1880 год в качестве кладбищенской церкви, приписанной к Спасо-Преображенскому собору. В сравнении с другими храмами города он казался небольшим.

В 1920-х годах при храме был открыт самостоятельный приход, в состав которого вошли жители ближайших к храму кварталов и улиц города. Последним священником в 1930-х годах был отец Феодор (Горохов), оставивший свое служение в 1936 году. После него священники в храм уже не назначались, а храм городские власти использовали под склад книг областной Челябинской библиотеки, составленный из книг библиотек церквей города Шадринска и окрестных селений.

В 1930-х годах, когда были закрыты, а иногда и разрушены другие храмы города, Воскресенская церковь становится единственным очагом православной церковной жизни. В конце 1930-х годов власти решают избавиться и от него. Об этом свидетельствует жалоба верующих Председателю Верховного совета РСФСР М. И. Калинину. Ничего удивительного в стремлении начальства закрыть храм по тем временам не было.

Из письма-жалобы верующих нашего храма М. И. Калинину от 30 июня 1940 года можно понять, что это уже второе обращение их к нему. Причина обращения: церковные службы не проводятся уже три года, храм пустует и даже был обворован (грабители поднялись по водосточным трубам и проникли через колокольню). Область разрешения на регистрацию священнослужителя не дает, а, значит, богослужение совершать невозможно. Местные власти замучили бюрократическими проволочками и денежными поборами. Дважды обращаясь через голову горсовета Калинину, прихожане проявили незаурядную смелость.

1 августа 1941 года, уже в условиях Великой Отечественной войны, коллективом парикмахерского цеха при артели инвалидов «Маяк» на собрании в количестве 13 человек принимается решение по докладу Портнягина В. С.: «закрыть кладбищенскую церковь в виду контрреволюционных вылазок поповщины в настоящее время играющих на руку обнаглевшему фашизму». Собрание явно инспирировано. Любопытно, что под заявлением нет ни одной подписи! Храм лицемерно закрыт по мнимым просьбам трудящихся. Но и этого повода было теперь достаточно: шла война.

В эти годы, как вспоминала недавно почившая в Бозе монахиня Ефросиния (Кондакова), жившая при храме, богослужения совершались в Шадринске тайно, по ночам, в двух кварталах от Воскресенского храма, в доме у бывших послушниц Введенского Верхтеченского женского монастыря Елизаветы и Вассы по Пролетарской улице. После закрытия монастыря часть послушниц переселились в Шадринск и помогали в храме, эти женщины были из их числа. Из Сухрино к ним на дом тайно приезжал отец Димитрий и служил по ночам литургию, отправлял требы. Верующие это знали и тайно оповещали друг друга. Потом, в конце концов, это стало известно и властям. Хозяйки были арестованы и осуждены. 31 октября 1941 года исполком горсовета принял решение о разборке храма на кирпичи. В определенный день должно было приехать областное начальство для утверждения этого решения. Верующие собрались у храма и долго ждали. Наконец, подъехала легковая машина. Сидевшие в ней вышли, и комиссар в «кожане» (как рассказывал Иван Михайлович Уваров, прихожанин храма) спросил, подойдя к собравшимся:

— Ну что, церковь ломать будем? Есть верующие?

Люди молчали, боялись: шла война, законы были жестокие, и снисхождения верующим не было.

— Ну вот, верующих нет. Значит, ломать будем? – переспросил начальник.

Как рассказывал позднее Иван Михайлович, он вдруг почувствовал, что этим молчанием предается Бог, как когда-то он был предан людьми на распятие. Он осмелился и громко сказал:

— Как это нет верующих? Я верующий! – И вышел вперед. За ним и другие стали объявлять себя верующими и присоединяться к нему. В результате их набралось довольно много. Начальник посмотрел на них и сказал:

— Ну вот, есть верующие, а вы говорили, нет…

Сел в машину и уехал. Храм разрушать не стали.

Рассказ об этом эпизоде дошел до нашего времени благодаря тому, что он сохранился в памяти дочери И. М. Уварова Тамары Ивановны Янгельских, ныне – певчей благотворительного церковного хора нашего храма.

23 ноября 1943 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР за №1325 «О порядке открытия церквей». Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви (РПЦ) при СНК СССР по Курганской области был назначен Михаил Виноградов, а в Шадринске в это время пенсионер протоирей В. А. Плотников с довоенного времени добивался открытия в городе Шадринске кладбищенской (Воскресенской) церкви. Его поддерживали многие верующие города и сел Шадринского района, а особенно действенную поддержку оказывала Вера Васильевна Пермякова (1883 года рождения), бывшая послушница закрытого Верх-Теченского монастыря.

Отцу Василию и Вере Васильевне удается добиться от горисполкома разрешения на проведение собрания верующих, которое состоялось 12 декабря 1943 г. В соответствии с новым законом это предрешало положительное решение об открытии храма, где в это время находились книги Московской Исторической библиотеки. Судя по хранящейся в архиве переписке уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Курганской области Михаила Виноградова с Шадринским горисполкомом, местные власти вовсе не желали возвращать храм верующим, да и уполномоченный на этом не настаивал. Он фактически просто отчитал местное руководство за просчет в борьбе с Церковью, указав в своей записке, что дав разрешение на проведение собрания, оно предрешило исход дела. И все же Шадринский горисполком успешно держал оборону еще два года, отделываясь отписками и не гнушаясь даже прямой ложью. Однако протоиерей Василий Плотников и В. В. Пермякова, возглавлявшие борьбу за возврат храма, не ослабляли усилий: объединяли людей, заинтересованных в возобновлении православных богослужений в сплоченную общину, писали письма в различные инстанции. Закон теперь был на их стороне. В это время принимаются новые государственные акты, конкретизирующие применение закона. 7 декабря 1944 г. Совнарком СССР издал новое постановление, уточняющее порядок открытия церквей. Курганский облисполком сообщал на места, что ходатайство групп верующих об открытии церквей удовлетворяются, прежде всего, за счет тех храмов, по которым не выносилось решение о закрытии, а здания их сохранились и не были переоборудованы. Перечисленные условия вполне подходили как основание для открытия Воскресенского храма. В декабре 1943 года православными было проведено собрание и оформлено заявление группы верующих города Шадринска, желающих добровольно объединиться для совершения религиозных обрядов по православному вероисповеданию, с просьбой открыть кладбищенскую русскую церковь и передать им в бессрочное пользование церковное здание, находящуюся при нем землю, церковное имущество, включая культовое, для совершения богослужений. Тем не менее, бумажная волокита продолжалась, серьезных сдвигов заметно не было. В Курган было послано два запроса. Дело об открытии храма медленно переползало из инстанции в инстанцию. Зимой с 1945 на 1946 год в Курган была командирована В. В. Пермякова, а ей было уже 61 с лишком, да еще инвалидность. Находясь там, Вера Васильевна узнала, что дело отправлено в комиссию по делам Православной Церкви при Совете Министров СССР в Москву. Осведомившись через управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Колчицкого, что храмы Курганской области поручены управлению Епископа Свердловского и Челябинского Товии руководители общины 17 марта 1946 года обратились к нему с письменным прошением о содействии и скорейшему открытию храма. Сохранилось предание, что зимой 1946 протоиерей Василий и В. В. Пермякова ездили в Москву, добиваясь открытия церкви. Возможно, тогда они встречались и с Колчицким. Наконец, 1 апреля 1946 года Советом по делам РПЦ при Совете Министров СССР было принято решение об открытии церкви, которое 12 апреля 1946 года было одобрено распоряжением Совета Министров СССР.

Уже 16 апреля в горисполком посылается телеграмма из Кургана: «Правительством разрешено открыть кладбищенскую церковь обеспечьте верующим условия проведения пасхальной службы. Уполномоченный по делам Православной Церкви Виноградов».

Здание передавалось в бессрочное и бесплатное пользование. Просматривая документы, можно заметить, что официально в качестве ведущей фигуры при «пробивании» вопроса об открытии храма нередко выступает Пермякова, а не о. Василий. Возможно, что здесь проявлялась не только скромность пастыря, но и мудрый расчет, что фигура священника, к тому же репрессированного в 1938-40 годах вызовет у советских чиновников куда большую настороженность, чем проситель-женщина.

20 апреля 1946 года состоялось собрание верующих, присутствовало 148 человек, председателем собрания был избран Н. Д. Ершов, делопроизводителем (секретарем) – В. Плотников. Собрание постановило: «Принять к сведению и выразить глубокую благодарность Советскому правительству в лице председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г. Карпова за предоставление возможности участвовать верующим в церковно-общественной молитве, освящать себя таинствами и совершать другие религиозные обряды по чиноположению церкви Христовой».

Выбраны в члены Совета 22 человека и уполномочены по приемке церкви 5 человек. Первыми в списке членов Совета стоят В. А. Плотников и В. В. Пермякова.

Из лагерей стали возвращать священство. 25 мая 1946 был зарегистрирован дьяконом Сергиевской приходской общины кладбищенской православной церкви Николай Иванович Малиновский. 27 мая 1946 года выдана справка о регистрации духовенства священнику Горанских Георгию Михайловичу. 18 сентября 1946 года был зарегистрирован в качестве священника Воскресенской церкви Гурий Васильевич Буртасовский, вернувшийся после пяти лет лагерей. Это первые священники после открытия храма, сначала они служили втроем. По воспоминаниям внучки протоиерея Василия Плотникова иногда к ним присоединялся и он. Но возраст уже не позволял ему принять на себя обязанности священника. Сослужил он в алтаре все дни, когда причащался, а так был за штатом.

Как вспоминала монахиня Ефросинья, все стекла в окнах были разбиты. Но, главное, иконостас уцелел, здание не изуродовано, Городской краеведческий музей возвратил ту часть церковной утвари, что была передана ему властями при закрытии храма. Остальное приносили верующие – кто что спас. Так пришла в храм чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, когда-то находившаяся в Николаевском храме. Вера Васильевна Пермякова, бывшая иконописцем, написала масляными красками большое распятие Господа с предстоящими (возле клироса), икону Николая Чудотворца (висит недалеко от входа справа) и отреставрировала запрестольный образ-фреску Спасителя в алтаре (виден, когда открывают Царские врата). Они и сегодня производят сильное впечатление. Верующие принесли и развесили спасенные иконы, постепенно вставили стекла и произвели необходимый ремонт. Шадринск вновь обрел храм Божий, бывший до 19 декабря 1991 года единственным действующим в городе.

Освящен он был 8 сентября 1946 года нового стиля епископом Товией. 7 сентября было совершено Всенощное бдение, а 8 – Божественная Литургия. Епископу сослужили митрофорный протоиерей о. Димитрий Фесвитянинов, прот. о. Василий Плотников, священники: отец Гурий Буртасовский (настоятель храма), отец Георгий Горанский, отец Павел Бирюков, отец Владимир Словцов, отец Димитрий Баландин, диакон Николай Малиновский, диакон Сергей Покрышкин и иеродиакон Илия. На клиросе пел любительский хор под руководством бывшей певчей городского Собора Каргаполовой Анны Дмитриевны.

Действующих храмов в Курганской области в то время было мало, ближайшие действующие храмы были в Иткуле и в Свердловске (даже в Кургане не было), и людей приходило и приезжало много: из Кургана, Каменска-Уральского, из Богдановичей, из многих сел и деревень. Само название храма оказалось символичным – Воскресенский. С него начиналось духовное воскрешение православного Зауралья. Матушка Ефросиния вспоминала, что верующие были очень рады открытию храма и ходили с большим желанием. Народу было битком. Однажды, в какой-то праздник, уже при отце Алексее Малиновском в 1950 годах из-за тесноты открыли сразу северные и южные двери храма и теплоту разливали на северном крыльце. Среди разливающих была и она. В это время падал сильный густой снег и они беспокоились, как защитить теплоту от снега. Так много бывало верующих в храме.

15 февраля 1948 года провел свою первую службу назначенный настоятелем священник отец Алексей Малиновский, в будущем митрофорный протоиерей, брат уехавшего диакона Николая Малиновского, прошедший до этого Бамлаг и Севастоплаг. Отец Алексей Малиновский прослужил в храме 34 года, оставив о себе долгую и добрую память не только у прихожан, но и у жителей города, заслужив уважение даже у городской администрации. По смерти сподобился некролога в журнале московской патриархии. Слава храма в 1950-70 годах связана прежде с его именем.

Вторым священником храма стал сначала 1950 годов митрофорный протоиерей отец Леонид Сапунов, прошедший Соловецкий лагерь. Он отдал храму последние 17 лет своей жизни и оставил после себя память как об «очень душевном и добром человеке».

Некогда спаситель сказал своему ученику апостолу Петру: «ты – Петер и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.: 16;18). Об этом же свидетельствует и история нашего храма, малого камушка или кирпичика в огромном соборе Православной Церкви, достигающем до Небес. И пока живо наше упование на Бога, никакое зло не в силах искоренить на земле Церковь Христову и лишить нас надежды.

За прошедшие с тех пор годы в стенах нашего храма многие горожане приняли крещение, было отпето немало усопших, каждый год совершались венчания (даже при сопротивлении безбожной власти). Верующие не жалели средств и труда на поддержание здания: на фотографиях любых лет Воскресенский храм красив и величествен.

В 1980 годах при настоятеле отце Викторе было построено одноэтажное помещение из белого кирпича, где последние 15 лет располагается церковная трапезная (столовая). Как вспоминает Марфа Степановна Морозова, бывшая тогда церковным старостой, церковное строительство в те годы было запрещено, настоятель мечтал поставить крестильню, но разрешение на нее получить было невозможно. Однако к этому времени очень кстати развалился церковный дровяной сарай. И у городских властей было получено разрешение на строительство нового, но уже каменного дровяного сарая. На самом деле строили, конечно, крестильню: стены из силикатного кирпича с перекрытием из бетонных плит. Однако рабочие были обычные мирские люди, и старосте пришлось немало поволноваться из-за пьянки, мата, простоев и иных искушений. При этих же настоятеле и старосте заново вызолотили иконостас. Уже в наши дни в апреле 2003 года, позолоченные детали иконостаса были тщательно промыты от копоти и засияли первоначальным блеском. А в 2006-2007 годах центральная часть иконостаса была заново покрыта сусальным золотом.

В 1960 годах были отреставрированы написанные маслом фрески храма. Для этого отец Алексей специально пригласил иконописца-реставратора. Сейчас они регулярно промываются от копоти работниками храма. Нижние части стен промываются ежегодно (а то и чаще), а верхняя часть их, потолок и купол – раз в несколько лет. Более праздничный вид приобрел при отце Василии иконостас. Основная (непозолоченная) плоскость его переменилась из темно-зеленой на белую. В храме сразу стало светлее.

Отец Василий Семенов был назначен настоятелем храма в 1989 году. При нем в 1992-93 годах были заново перекрыты купола и крыша храма (кроме колокольни). В 2003 году была так же перекрыта и покрашена колокольня. Причем обнаружилось, что когда перекрывали колокольню в предыдущий раз, то вследствие запрета на церковное строительство верующим не удалось достать листового железа, и они принесли из дома большие пустые банки из-под соленой рыбы. Из этой тонкой луженой жести и было набрано металлическое покрытие купола, сверху окрашенное масляной краской. Регулярно обновляется окраска крыши и куполов храма, выцветающих под летним солнцем. В последние годы для более длительного сохранения цвета и качества покрытия используется краска «тикурилла». В 2002 году устроено новое красивое церковное крыльцо. Летом 2003 года поставлена ограда вокруг церковных могил у южной стены храма. В память о настоятеле митрофорном протоиерее Алексие Малиновском в церковной ограде ему установлен мраморный крест-памятник, который за прошедшие годы уже четыре раза разбивался современными вандалами. Установлен и мраморный крест протоиерею Василию Плотникову. Около 15 лет исправно действует трапезная, где питаются работники храма и обращающиеся за благотворительной помощью.

Таков сегодняшний день Шадринского храма Воскресения словущего. Но его не было бы, если бы не подвиг предыдущих поколений верующих, выстоявших в страшное богоборческое лихолетье.

Источник

Воскресенский храм города Шадринска

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Дорогие братья и сестры!

Получатель: Местная религиозная организация Приход храма в честь Воскресения Словущего города Шадринска Курганской области Шадринской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Шадринской епархии
Показать полностью.

Шадринское ОСБ №286 г. Шадринска

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Священство храма:
Протоиерей Василий(Семенов)

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Воскресенский храм города Шадринска запись закреплена

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

7 Особая благодать дарована каждому из нас соответственно щедрости Христовой.
8 Вот почему сказано: «Когда вознёсся Он, то взял с собой захваченных пленников и раздал дары людям».
9 Что же означает сказанное «Он вознёсся», как не то, что Он также и спускался на землю?
10 Тот, Кто спустился, и вознёсся выше всех небес, чтобы заполнить Собой всё и вся.
11 И Сам Он некоторым даровал стать Апостолами, другим — пророками, третьим — проповедниками благовествования, четвёртым — пастырями и учителями, чтобы они поучали и опекали людей Божьих.
12 Он делал это, чтобы подготовить людей Божьих к служению ради укрепления Тела Христова,
13 до тех пор, пока мы все не придём к единству в вере и в познании Сына Божьего и не станем зрелыми людьми, подобными Христу, достигнув такого же совершенства, что и Он.

Патриарх Кирилл

Не нужно проходить мимо тех, кто нуждается, особенно если они просят нас о помощи. И как важно, чтобы мы научились помогать другим, в том числе за счет своих собственных средств! Каждый по силе, ведь Господь не требует от нас отдать все, что имеем, для того чтобы помочь ближнему. Только святые люди, раздав все, уходили в пустыню, от каждого Господь этого не требует.
Показать полностью. Но Он требует, чтобы мы видели болезни, скорби и страдания ближнего, того, кто рядом, кого мы знаем и даже, может быть, кого мы не знаем, но свидетелем чьих страданий являемся. Именно к нам обращается сегодня призыв Божий: не проходите мимо! помогите, помогите тому, кто в вашей помощи нуждается!

Дай Бог, чтобы пронзительные Божественные слова, которые связывают наши поступки в этой жизни с нашей участью после смерти, помогли нам понять, что если мы хотим войти в Божественное Царство, то должны делать добрые дела, особенно когда видим страдающего, нуждающегося человека. А если есть возможность и материально помогать — а сейчас у многих есть такая возможность, и потому слова сегодняшнего Евангелия в первую очередь обращены к людям богатым, благополучным, ни в чем не нуждающимся, наслаждающимся этой жизнью, — то посмотрите повнимательнее вокруг себя и поделитесь хоть небольшой частью того, что имеете, с теми, кто нуждается в вашей помощи.

Из проповеди в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту, 7 ноября 2021 года

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Воскресенский храм города Шадринска запись закреплена
Телеканал «СПАС»

РЕЖИСЕР ФИЛЬМА «ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ»: ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНЕТЕРВЬЮ СПАСУ

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Воскресенский храм города Шадринска запись закреплена

О наинской вдове и царе Давиде, протоиерей Вячеслав Резников

Когда Господь приблизился к воротам города Наина, из них «выносили умершего, единственного сына матери, а она была вдова». Так, навстречу друг другу шли две процессии: и за Иисусом «шли многие из учеников Его, и множество народа»; и за покойником и его матерью «много народа шло… из города».
Показать полностью.

Но прежде чем вернуть сына, Господь потребовал от вдовы: «не плачь». Зачем бы это? Верни сына, и плач сам претворится в радость. Но Господь, ранее сказавший «блаженны плачущие» (Мф.5:4), теперь сказал так. Потому что «естественные», «природные» люди, которых Господь называет «язычниками», и плачут и радуются не так, как Божьи люди. Вдова лишилась сына, и – неутешно плачет.

А вот, что рассказывает Писание о царе и пророке Давиде. Когда у него заболел ребенок, то «молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и уединившись», лежал на земле. «На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего; как же скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали Давиду: умерло. Тогда Давид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб»? Но на самом деле – как все просто: «доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2Цар.12:16–23).

Секрет в том, что Давид знает, что есть Бог. А кто этого не знает, тот в оцепенении, с ужасом глядит в разинутую пасть смерти. Когда же ее челюсти смыкаются над кем-то из ближних, – предается безмерной печали. И в этом отчаянии есть нечто богохульное. Человек вопит: да будет воля моя! не принимаю Твоей воли. А это пресекает возможность дальнейшего взаимодействия с Богом. Господь же и от свидетелей других воскрешений требовал веры. И Иаиру говорил: «не бойся, только веруй»! И – Марфе, перед воскрешением Лазаря: «не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию» (Ин.11:40)?

Так что если мы хотим участвовать в грядущем воскресении мертвых и принять воскресшими наших родных и близких, то расставаясь с ними на время, мы должны хоть в какой-то мере услышать это властное «не плачь», сказанное нашим Господом Иисусом Христом, владычествующим над живыми и мертвыми.

Канон святому апостолу Филиппу, одному из семи диаконов
Канон собору преподобных отцов Оптинских

Акафист преподобному Льву Оптинскому
Акафист преподобным Оптинским старцем
Акафист собору преподобных отцов Оптинских
Акафист мученице Зинаиде Тарсийской

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Воскресенский храм города Шадринска запись закреплена

ТОЛКОВАНИЕ НА АПОСТОЛА ПАВЛА 1-Е ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ 1 КОР. 4:9–16

Я пишу это не для того, чтобы устыдить вас, нет, я хочу вас предупредить как моих любимых детей. Хотя у вас тысячи учителей во Христе, у вас, все же, не много отцов. Я же стал вашим отцом через Радостную Весть об Иисусе Христе. Поэтому умоляю вас: следуйте моему примеру.(Не к постыжению вашему, говорит, и не с злым и ненавистным намерением говорю это; но «как возлюбленных детей» (вразумляю), и не просто детей, но «возлюбленных». Простите же мне, если я сказал что и оскорбительное, ибо это от любви. И не сказал: поношу, но «вразумляю». Кто же не перенес вразумления отеческого? Что ж, – скажете вы, – другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они – наставники, а я – отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова «во Христе» приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе. Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа «я родил вас благовествованием», то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании.Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа «я родил вас благовествованием», то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании. Подражайте, говорит, во всем мне; ни мудростью, ни богатством не превозноситесь и не враждуйте против братьев, но полагайте и мудрость и богатство в любви ко Христу и к братьям. Заметь доброту сердца: он умоляет, а не повелевает. А предлагать самого себя в образец для подражания – это знак великого дерзновения.) Для этого я и посылаю к вам Тимофея, моего дорогого и верного сына в Господе. Он напомнит вам о моем образе жизни в Иисусе Христе, которому я учу везде, в каждой церкви.(Потому, говорит, что я пекусь о вас, как о детях, послал к вам Тимофея. Я сам хотел придти и восстановить, мир между вами: но поскольку не могу исполнить этого, то послал его, «моего возлюбленного сына». Сказал это для того, чтобы показать, как любит их, когда решился для них разлучиться с Тимофеем, а вместе и для того, чтобы внушить им уважение к Тимофею. «Верного в Господе», то есть не в житейских делах, но в делах веры Христовой; посему и в том, что касается вас, оно будет служить верно. Не сказал: научит, чтобы не оскорбились (ибо Тимофей был юн), но: «напомнит», – то, что вы уже прежде знали, возобновит в вашей памяти. «Путями» называет соединенные с проповедью распоряжения, правила, обычаи, законы божественные. Вспомянет то, как я веду себя, именно: не надмеваюсь, как вы; не ввожу распрей и разделений. «Во Христе», то есть в этих путях нет ничего человеческого, но все во Христе, или совершается при помощи Христа. Тимофей скажет вам и то, как я учу во всякой Церкви; ибо я вам не сказал ничего нового, напротив, всем преподаю то же самое. Устыдитесь же, что вы одни из всех Церквей уклонились от путей моих. Сказав: я послал к вам Тимофея, для предупреждения того, чтобы они не сделались от сего беспечнее, присовокупляет: хотя сам я не иду теперь и мое отсутствие подало некоторым повод гордиться, но по этой именно причине приду впоследствии. Показывает детскость их мыслей; ибо только детям свойственно вести себя бесчинно, когда нет с ними учителя. Кто же эти возгордившиеся? Сообщники прелюбодея, который и мудр был и богат, и просто – все, которые превозносились мудростью и богатством. Они-то и гордились, как будто бы не было Павла для их обличения. Этими словами низлагает гордых и возбуждает их к трезвению. И хорошо присовокупил: «если угодно будет Господу», ибо все происходит по Его мановению. Коринфяне, надеясь на красноречие, презирали Павла как человека неученого; посему он говорит: буду смотреть не на красноречие ваше, ибо не оно нужно, но на «силу», обнаруживающуюся в знамениях.)

Канон святому апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу)

Акафист святому апостолу Фоме

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Воскресенский храм города Шадринска запись закреплена

5. Слово на Покров Пресвятой Богородицы24
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу» (Кондак праздника).

Это молитвенное предстояние Божией Матери и святых пред Богом напоминает нам, братие, что мы, члены Церкви земной, можем и должны быть в самом живом общении с членами Церкви небесной.
Показать полностью. Видимо удаляясь от мира во время земной своей жизни и оставляя землю, как бы место тягостного для них изгнания, святые на самом деле никогда не отделяли себя от общения с людьми. Они не принимали участия в обычных житейских суетных попечениях людей, но духовные нужды людей всегда были им близки. Они даже более любили людей, нежели люди, живущие в мире, любят друг друга. И эта любовь их выражалась особенно в духовных советах, в которых они никогда не отказывали желающим, или в их писаниях; и если даже они совершенно удалялись в пустыню, то и тогда молитвенно воздыхали и сетовали о своих собратиях в мире. Оставив же земную жизнь, они тем более усилили свои к Богу молитвенные ходатайства за мир. Тайнозритель святой Иоанн Богослов видел в откровении, как молитвы святых вместе с фимиамом кадильным возносились пред Бога, отвращая от мира грозящие ему бедствия (Откр. 8, 3–5).

И быть может, их молитвы и молитвы неизвестных миру, но еще не оставивших земную жизнь святых подвижников более имеют значения, нежели громкие и всем известные дела тех из нас, кто считает себя полезным деятелем на благо человечества. Ибо мы только «делатели» на «Божией ниве», возрастить же то, над чем мы трудились, может один Бог (1Кор. 3:5–6; Ин. 4:35, 38; Мф. 9, 38), Который взирает прежде всего не на видимое величие дел человеческих, но на внутреннее расположение духа трудящихся.

Но какие мысли и чувства вызывает в нас размышление о молитвенном предстательстве за нас святых пред Богом? Многие ли из нас исполняются радостью о том, что они «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12, 22–23)? Многие ли имеют такую веру, чтобы общение их с небесной Церковью не было только мысленным, но и действительным и как бы ощутительным? Не бывает ли, напротив, что мы в действительности держимся мыслей тех людей, которые еще ясно не знали о будущей жизни, думая, что когда человек нисходит в преисподнюю, то уже он отошел в путь невозвратный «и место его не будет уже знать его», как «не существующего более» (Иов. 7:10, 3:16)? Затем, если святые, исполненные любви ко всем, не оставляли своего общения с земной Церковью, но ведают все наши нужды и немощи духовные, то ищем ли мы сами общения с ними? Ибо общение должно быть взаимным. Можем ли мы сказать, что стремиться к общению с ними столь же приятно и радостно для нас, как и с людьми, которых мы любим на земле, считая пребывание и беседы с ними счастьем для себя и подражая им? Не бывает ли, напротив, обыкновенно то, что мы готовы, правда с уважением, относиться к подвигам святых, но не считаем эти подвиги предметом желаний или предметом подражания для нас самих? Мы думаем, что нам предстоят другого рода занятия и деятельность на пользу общественную, и сохраняем в себе уверенность, что можно быть в общении с Церковью небесною, не имея в себе расположения духа святых людей. Считая же подвиги святых необходимыми лишь для них самих, мы перестаем и помощь их считать для себя необходимою. Но ведь если даже мы способны или по крайней мере считаем себя способными устроить свои земные дела, то можем ли обойтись без помощи святых в жизни духовной: в борьбе со своими страстями, с дурными привычками, даже незначительными, с малейшими движениями гнева, в изгнании из сердца своего себялюбия и в научении делам любви?

Итак, братие, желая быть живыми и действительными членами Церкви небесной, постараемся приобрести прежде всего простую и смиренную веру в предстательство святых, ибо невидимое молитвенное предстательство святых созерцается лишь посредством духовного ока веры и только «смиренным Бог. дает благодать» (Иак. 4, 6). В простоте и смирении сердца прибегающие к молитвам святых, особенно же Божией Матери пред Ее иконами, повсюду прославленными чудесами, никогда не постыдятся в своем уповании, но получат всегдашнюю помощь. И если бы мы, братие, проходя путь жизни своей, прибегали к Божией Матери и святым с подобной же верой и с тем смирением сердца, за которое «сотворил Ей величие Сильный», так что »ублажают Ее все роды» (Лк. 1, 48–49), то для нас как бы осязательным сделался распростертый над миром Ее святой Покров.Аминь.

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Воскресенский храм города Шадринска запись закреплена

ТОЛКОВАНИЕ НА АПОСТОЛА ПАВЛА 1-Е ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ 1:18–24

Но Бог каждому органу определил Свое назначение в теле, как Он Сам того пожелал.(С великой силой заграждает уста их, когда говорит, что Бог восхотел, и каждому в частности члену определил свойственное место (ибо это значит расположил).
Показать полностью. Ни нога, занимающая низшее место, не должна скорбеть, ибо так угодно было Богу, и для нее полезно именно то, чтобы помещаться внизу. Ни голова, находящаяся наверху, не должна превозноситься; ибо это от Бога, а не ее дело. Так и в Церкви Бог поставил одного низко, что для него и полезно, а другого поставил высоко; первый должен быть доволен, и последний не должен превозноситься.)

Как тело могло бы существовать, если бы целиком состояло из одного органа?(Примечай мудрость: заграждает им уста тем самым, что, казалось бы, порождало малодушие, то есть тем, что дарования различны и неравночестны. Ибо если бы не было различных членов, не было бы и единого тела; а если бы не было единого тела, не было бы и равночестия.)

Так что органов много, но все они составляют одно тело.(Ныне же у всех есть равночестие, именно потому, что все соединяются в одно тело. От того, что есть различные члены, составляется единое тело; а от того, что тело – едино, всем им принадлежит равная честь, по тому самому, что служат полноте единого тела. Ибо говорит: членов много, а тело одно.)

И глаз не может сказать руке: «Ты мне не нужна!». Голова не может сказать ногам: «Я в вас не нуждаюсь!».(Укротив тех, которые имеют дарования меньшие, теперь обращает речь свою к тем, которые имеют дарования большие и превозносятся над не имеющими оных. Ибо, говорит, как глаз не может сказать прочим членам: «вы мне не нужны», (ибо при недостатке одного члена все тело несовершенно), так и те, которые получили дарования большие, не могут превозноситься над теми, которые получили дарования меньшие. Ибо первые нуждаются в последних; так как одни сами по себе не могут устроить Церковь. Хорошо сказал: «не может»; ибо пожелать может и многого, но на деле так не будет.)

Наоборот, те части тела, которые нам кажутся слабее других, на самом деле являются самыми необходимыми. К тем частям тела, которые, по нашему мнению, не заслуживают такой уж большой чести, мы относимся с большей заботой, и те органы, которые считаются неприличными, мы тщательнейшим образом прикрываем, тогда как приличные органы в этом не нуждаются. Но Бог Сам устроил тело таким образом и внушил нам, чтобы о самых «неблагородных» частях тела мы проявляли больше заботы,(Теперь доказывает, что почитаемые меньшими членами и полезны и необходимы; ибо они кажутся меньшими а не на деле таковы. Что же это за члены, казалось бы слабейшие и бесчестнейшие, а между тем необходимые? Одни говорят, что это – детородные члены, которые почитаются бесчестными и неблагообразными но столь необходимы, что без них нет и жизни. Им мы прилагаем и чести больше; ибо иной может быть наг всем телом, но не позволит оставить их обнаженными. Другие же слабейшими, но необходимыми членами называют глаза; ибо они, будучи малы и гораздо слабее прочих членов, весьма необходимы. Бесчестнейшими же и неблагообразными членами называют ноги. О глазах мы прилагаем большее попечение, потому что они слабы; присматриваем и заботимся о ногах, хотя они занимают низкое место и кажутся бесчестными. Иной может в сих словах разуметь три порядка: одни члены слабы и необходимы, например, глаза; другие бесчестны, например, ноги; иные неблагообразны, например, детородные члены. Теперь доказывает, что почитаемые меньшими членами и полезны и необходимы; ибо они кажутся меньшими а не на деле таковы. Что же это за члены, казалось бы слабейшие и бесчестнейшие, а между тем необходимые? Одни говорят, что это – детородные члены, которые почитаются бесчестными и неблагообразными но столь необходимы, что без них нет и жизни. Им мы прилагаем и чести больше; ибо иной может быть наг всем телом, но не позволит оставить их обнаженными. Другие же слабейшими, но необходимыми членами называют глаза; ибо они, будучи малы и гораздо слабее прочих членов, весьма необходимы. Бесчестнейшими же и неблагообразными членами называют ноги. О глазах мы прилагаем большее попечение, потому что они слабы; присматриваем и заботимся о ногах, хотя они занимают низкое место и кажутся бесчестными. Иной может в сих словах разуметь три порядка: одни члены слабы и необходимы, например, глаза; другие бесчестны, например, ноги; иные неблагообразны, например, детородные члены. Дабы кто не сказал: что за причина прилагать попечение о неблагообразных и бесчестных членах, а благообразные оставлять в небрежении? Мы, говорит, не презираем их, но они, будучи по природе своей благообразны, ни в чем не нуждаются от нас. Но Бог соразмерил тело. Если не смесил и устроил единым, ибо смешиваемое становится единым, то во едином где же большее и меньшее? Не сказал: неблагообразном, или: бесчестном, но: менее совершенном. Ибо по природе ни один член не безобразен или бесчестен. Менее совершенному, говорит, придал большую честь. Итак, не скорби, ибо ты почтен больше других. Вот и причина: дабы не было разделения в теле. Ибо если бы одни члены пользовались уходом и со стороны нашей, а другие были бы оставлены и без нашего попечения, то они разделились бы между собой, не будучи в силах поддерживать союз, а по разделении их и прочие члены пришли в расстройство, по причине разделения в теле. Так и вы, удостоившиеся больших дарований, не превозноситесь над получившими меньше, дабы, по отделении их от вас, и вам не потерпеть вреда. Мало, говорит, того, чтобы члены не разделялись, но между ними должна быть большая любовь и согласие; и каждый должен заботиться и пещись о малом и заботиться не просто, но одинаково, то есть чтобы и малый пользовался попечением таким же, как и важный. Так, когда попадет колючка и вонзится в пяту ноги, все тело чувствует и заботится: голова наклоняется, спина сгибается, чрево и бедра стягиваются, глаза смотрят с большой заботливостью, руки вынимают занозу. Подобно бывает и с прочими членами.)

КАНОНЫ
Канон на Воздвижение Креста Господня
Канон святителю Иоанну Златоусту
АКАФИСТЫ
Акафист святителю Иоанну, архиепископу Константина града, Златоустому
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Леснинская»
Акафист на Воздвижение Креста Господня

храм воскресения словущего шадринск официальный сайт

Воскресенский храм города Шадринска запись закреплена

С ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ!

Неделя 17-я по Пятидесятнице
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Показать полностью.

Верующий в Него может и погибнуть, потому что вера без дел мертва. Вера – это не мировоззрение, это есть дело, добродетель, это Божественная сила (ибо она есть дар Божий), которая проявляется в жизни человека. А если эта сила никак не проявляется, значит, ее нет и, собственно, и веры-то нет, потому что мертвую веру верой назвать можно только условно. Большинство людей, живущих на земле, конечно, веруют. Только безумец, сумасшедший или купленый человек за деньги отрицает Бога, а так каждый знает, что Бог есть. Но это знание не есть живая вера, потому что и сатана знает, что Бог есть, и бесы знают и трепещут. Вера большинства верующих их не спасает, и они гибнут, гибнет их душа.

Каждый из нас прекрасно испытал на себе воздействие этих злых сил, когда согрешить хочется так сильно, что кажется, невозможно и устоять, грех как бы непреодолим. И если б не Бог, это было бы воистину так. Вот чтобы грех одолеть, на землю и пришел Христос, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». И через Христа каждый, кто пожелает, может иметь общение с Богом Отцом, Который есть податель вечной жизни, – и это общение заключает в себе самое полное блаженство, какое только может вообразить человек.

Как происходит спасение? Сначала человек уверует в то, что слова, которые говорил Христос, истинны, поскольку Он не просто человек, а Богочеловек, сошедый с небес. Если думать, что Он не Богочеловек, а простой учитель или мудрец, тогда либо Его учение правда, либо не совсем правда, либо неполная правда. Мудрецов всяких много, учителей много, каждый хвалит свое, и, если Христос один из них, тогда можно что-то для себя принять, а что-то не принять. Так многие и говорят: да, Евангелие – хорошая книга, вот это все правильно, а вот это нет, я считаю, что то-то не так. Но если Христос – Бог, тогда все обсуждения снимаются, потому что как можно подвергать сомнению, например, законы химии, биологии, математики, физики? Это абсолютная истина, которая подтверждается экспериментом, математическим аппаратом.

Поэтому начинается все с веры в то, что тот человек, который родился тысячу девятьсот девяносто один год назад, ходил по Галилее, Иудее и проповедовал покаяние и Царствие Божие, это действительно сошедый с небес Сын Божий и Он жил, страдал, умер, воскрес и восшел на небеса. Если человек этому верит, то он должен в зависимости от этой веры попытаться свою жизнь менять: уже жить не так, как папа с мамой учили, не так, как люди живут, а так, как велит жить Слово Божие, Христос. И это изменение, эта попытка измениться называется покаянием.

С покаяния начинается, собственно, жизнь духовная. Если человек уверовавший предпринимает усилие по исправлению собственной жизни, то есть пытается встать опять с головы на ноги и начать движение к свету Христову, и если это усилие в известной степени продолжительно, то человеку открываются небесные дали, он начинает видеть небо, познавать волю Божию; он ощущает тогда благодать, начинает испытывать блаженство. Когда человек стремится совершать дела веры, возможности его расширяются и иго Христово, на первый взгляд кажущееся невозможным в исполнении, становится легким. Бремя Христово становится нетяжко, если человек старается против своего падшего естества выступать: когда обидели – прощать, когда проклинают – благословлять, когда бьют по правой щеке – скрепя сердце, но подставлять левую и так далее. На первый взгляд это совершенно невозможные вещи, но, если человек однажды попробовал их совершить, он начинает испытывать блаженство, потому что следствием исполнения воли Божией бывает посещающая его сердце благодать.

Каждый человек заблудился на путях жизни и забыл Бога, как ребенок, которому отец говорит: иди сюда, а он отвечает: не пойду, и бежит в обратную сторону, то есть удаляется от отца. Однажды отпавший от Бога, потому что проявил свою волю, противную воле Божией, человек возвращается к Богу через исполнение Его заповедей. И когда он делает хотя бы один шаг навстречу Богу, то свидетельство сердечное пришествия благодати Божией не может остаться для него незамеченным, и тогда он вкушает небесное блаженство. А вкусив его однажды, он будет постоянно стремиться к нему, потому что человек так устроен, что, когда-то изгнанный из рая, где бы ни жил, на каком бы языке ни говорил, он ищет счастья, ищет блаженства, тоскует по потерянному раю.

Хотя этот рай утрачен много тысяч лет назад, но память о нем осталась глубоко в сердце. Поэтому человек никогда не может насытиться земной жизнью. Будь он хоть миллиардером, или самым прекрасным красавцем, или обладателем самого необыкновенного здоровья, или гением, так что тысяча Ломоносовых у него в голове поместится, – он все равно будет неудовлетворен. Потому что человек по своему призванию есть небожитель, а на земле имеются одни суррогаты этой небесной жизни, временные заменители. Поэтому чем бы человек ни обладал, чего бы он ни достиг из земного, его это обычно радует несколько минут, редко дней, а потом опять бесконечный поиск нового блаженства. Когда же его посещает благодать Божия, он обретает нечто такое, в чем бы хотел пребывать всегда. Свидетельство этого – гора Фавор, где апостол Петр захотел остаться навсегда и быть вот так, как сейчас: остановись мгновенье! Он этого возжелал, потому что узрел благодать Божию.

Это посещение человека благодатью Божией и есть Царствие Небесное, о котором Господь говорит: «внутрь вас есть»; это и есть спасение, потому что благодать Божия – небесный огонь, сжигающий в человеке грехи. Все наши грехи – следствие орудующей свободно и нахально в душе бесовской силы. Но когда Христос приближается к человеку, бесы не могут не выйти: «Иисус, Сын Божий, пришел Ты мучить нас!» – они должны вырваться и улететь в бездну. Благодать Божия очищает от всякия скверны и спасает душу – спасает от греха. Поэтому христианская жизнь состоит в обретении благодати Божией. Кто это испытал, тот знает, что именно в ней заключается полнота бытия, это есть и смысл жизни, и ее цель.

Дальше Писание говорит: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».

Есть такое понятие «Страшный суд». Суд – категория юридическая. Слово «суд» встречается в Евангелии и в Откровении Иоанна Богослова, и это есть образ. В сегодняшнем чтении как раз и говорится, в чем этот суд состоит. Не Бог, восседая на судейском престоле, говорит: Я тебя осуждаю за твои злые дела, и ты пойдешь во тьму кромешную; а тебя Я прощаю, ты иди в жизнь вечную. Нет, это делает сам человек – он сам себя судит своим собственным выбором. Когда Христос пришел на землю, Он сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч». В греческом языке, на котором написан Новый Завет, слово «меч» означает и «разделение». Весь мир разделен Христом. Каждый человек, каждый народ стоит перед выбором, принять Христа или отвергнуть. И каждый либо Его принимает, либо Его отвергает – другого нет.

Если любой непредвзятый человек прочтет Евангелие, он прекрасно поймет, что оно требует от него сверхъестественной нравственности, но не все на это способны. Новый Завет совсем не для всех – это для избранных, это для мужественных, ответственных и сильных людей. Поэтому путь в Царствие Небесное очень узкий, а путь в погибель очень широкий. Евангелие обращено к каждому и ко всему миру, но совсем не каждый примет слово Божие. Наоборот, весь мир отошел от Христа. Мы живем в конце двадцатого века, когда уже все народы, и даже наш народ, русский, Русь Святая, отвергли Христа совершенно, во всей полноте. Сохранился только малый остаток тех, которые Христа принимают и хотят учиться исполнять Его волю, хотят Царствия Небесного достичь.

Основная масса людей желает пожить здесь, здесь обрести определенное количество суррогатов, которые заменят им блаженство; временную жизнь они предпочитают жизни вечной. Но и из тех, кто ходит в храм, и читает Священное Писание, и пытается утром и вечером молиться, совсем не все принимают Христа. Большинство из нас с вами принимают Его только умозрительно, потому что палец о палец не ударяют для того, чтобы исполнить волю Христову; неизвестно на что надеются и не исполняют ни одной заповеди; ходят в церковь – но никакого исправления жизни, никакого желания действительно сделать шаг навстречу к свету, движения никакого нет.

Почему человек не делает шаг навстречу к свету? Господь говорит: потому что дела его злы. Человек живет в зависти, в раздражении, в гневе, в блуде, в сребролюбии. Это для него родная среда, питательный бульон, здесь ему все понятно. Христос же требует, чтобы зло было отвергнуто, а это очень трудно. Отвергнуть грех нужно обязательно с болью, с кровью, с мясом, потому что он сросся уже с душой. А человек не хочет себе эту боль причинить, поэтому живет так, как ему хочется, и пытается исполнением внешнего закона выторговать себе у Бога спасение. Но это невозможно. Да, конечно, кто в храм не ходит, тому спасение вряд ли достижимо. Но если даже быть в храме каждое воскресенье, это не значит, что спасение само настанет. Нет, совсем нет, а только если будет движение от зла к добру, движение от тьмы к свету, от сатаны ко Христу – вот только так.

И это движение должно быть постоянным, оно должно проявляться во всем. Вот читает человек утреннее правило – можно читать и, как обычно мы все делаем, рассеиваться мыслью. Отчитал до конца, закрыл, облегченно вздохнул: кончилось это мучение. А можно на каждой фразе совершать целый подвиг, пытаться сосредотачивать свою мысль тем слабым волевым усилием, на которое мы способны, и еще просить у Бога, чтобы Он нам помог и принял эту скудную молитву. То есть даже краткое молитвословие утреннее или вечернее можно превратить в подвиг – подвиг самовоспитания, подвиг самоограничения, отречения от своей воли. Господь хочет, чтобы каждый из нас этот подвиг совершил. Он Сам, Христос, – Подвигоположник, Он Сам, как Новый Адам, совершил величайший подвиг смирения, самоуничижения, самоотвержения и жертвенной любви. Он Сам этим путем прошел и каждого из нас призывает последовать за Собой.

Понятно, что совсем не каждый на это способен, даже в самой ничтожной степени. Но если ты хочешь стать христианином, тебе этим путем придется пройти, пусть не буквально: до Голгофы, до гвоздей дело, может быть, и не дойдет, но сам принцип жизни должен быть устроен именно таким образом. Вот это и есть подлинное христианство, а все остальное туфта, обман и фарисейство, и не надо обольщаться, как обольщаются люди, которые ходят сейчас по улице и думают про себя, что они глубоко веруют в душе. Это самообман, который обнаружится через два часа после того, как они умрут, когда бесы потащат их душу несчастную. Мгновенно все то, что человек делал в жизни, что он думал, что он говорил, что он чувствовал, – все ему будет показано, и его спросят: ну, скажи, среди всего того безобразия, в котором ты жил, где же в твоей душе вера, такая глубокая? В ней только зависть, злоба, равнодушие, блуд, осуждение, сребролюбие, клевета, чревоугодие, безумный смех. Вот что в душе, и ничего нельзя изменить, уже поздно.

Нам надо твердо знать, что, если человек не уверовал во Христа, в этом виноват он сам. Иной говорит: меня мама не вразумляла, меня бабушка не учила. В этом их вина есть, конечно. Хорошо, когда деткам с самого малолетства преподают некие истины, но это же только преподавание, а принять эту истину или не принять все равно зависит от человека. Редко какая мать учит дитя делать зло; нет, все детям говорят: надо слушаться, надо это, надо то. И однако миллионы этих сыночков и дочек в тюрьме сидят. Им тоже говорили, что надо, но ведь они не приняли. Приятие зависит от человека. Даже если тебя никто никогда не учил, но ведь имя-то Иисус ты слышал? Слышал, как про этого человека говорят, что Он Бог? Что же ты не удосужился хотя бы поинтересоваться, кто Он, Этот Бог, и что Он и кому говорил?

Само равнодушие к этому есть свидетельство, что человек мертв для духовной жизни, что он уже выбор сделал. Поэтому если кто-то не верует во Христа, если не хочет исполнять заповеди Божии, то в этом виноват он сам и больше никто: ни окружающая среда, ни одна душа на свете, ни мама, ни папа, ни окаянные коммунисты, которые из нас выбивали веру. Веру выбить никак нельзя. Если человек хочет веровать, он всегда верует, хоть его подвесь за ноги к потолку. Как ни выдалбливай, этим ничего не достигнешь, веру из сердца никак не вынешь, это невозможно, если она подлинная. А если эта вера «в душе», тогда достаточно указа одного – и она кончится, потому что ее, собственно, и не было.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что если мы погибнем, то в этом будем виноваты только мы сами. Потому что для нас есть все возможности к спасению; от нас даже и не требуется почти ничего, только расположение сердца, устремление к свету, устремление к тому, что Христос зовет правдой. Понятно, что это требует постоянных усилий. И нам надо стараться жизнь таким образом устроить, чтобы наше стремление, которое нас сегодня в храм привело, не заглохло, чтобы оно все-таки вывело нас на эту узкую тропу, чтобы мы сумели по ней идти.

Господь не ждет от нас некоего результата, потому что результат зависит от Него. Сам человек спастись не может. Вот тебе заповеди, попробуй исполни. Каждый из нас, кто делал какую-то попытку в этом направлении, знает, что совершенно невозможно исполнить самому заповеди Божии, их за нас Бог Сам же и выполняет. Нам нужно только просить Его об этом и не мешать Ему. От нас требуется постоянное, реализуемое в каждом поступке, слове, мысли и чувстве устремление, неоскудеваемое желание: чтобы мы не забывали об этом, чтобы мы этим жили. И все время, если унываем – значит, бороться с унынием; если у нас какие-то рассеянные помыслы – значит, с рассеянностью; если излишне болтливы – с болтливостью; если хочется все время объедаться – значит, с чревобесием все время бороться, и так далее.

Все время надо себя нудить, нудить, нудить. А наше падшее естество нас устремляет к внешнему покою, к разнеженности, к расслабленности. Поэтому мы должны трудиться – не покладая не рук, а души не покладая; душа должна быть все время в труде, все время в работе. И тогда Господь, видя наше устремление, нам поможет. И чем больше в нас будет это устремление, тем скорее придет спасение, тем скорее Господь придет и очистит нас. А если стоять, как квашня, то ничего и не будет. Под лежачий камень вода не течет!

Конечно, мы все верующие, но с нами может произойти как в притче о десяти девах – не хватит елея, и что тогда? Тогда двери будут затворены, вот в чем дело. Поэтому без оглядки, всей своей жизнью надо стараться Богу служить, то есть каждым своим днем, каждой минутой своей жизни, каждой секундой все время быть перед Ним; все время помнить о том, что Он на нас смотрит; все время жаждать и алкать праведной жизни. Тогда мы насытимся, тогда Господь придет Своей благодатью и поможет нам в этом. Он Сам этого хочет, Он всем хочет спастись и в познание истины прийти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *