храм войново гора орехово зуево
Успенский храм с. Войнова Гора
Орехово-Зуевского благочиния Балашихинской епархии Руской Православной Церкви
Икона дня
Православный календарь
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
О храме
История храма
Там, где судоходная река Киржач впадает в реку Клязьма, до сих пор сохранились живописнейшие дубовые рощи, мощные сосновые леса.. Здесь, на высоком берегу реки Клязьмы, на месте сегодняшнего села Войново-Гора издревле стоял монастырь. Этот небольшой монастырь в свою очередь отпочковался, принадлежал знаменитому Троицко-Сергиеву монастырю. Около монастыря образовался погост, и забурлила жизнь. Клязьма (то было время бездорожья) являлась частью главного торгового пути на Владимир и далее по Волге. Особенно активной здесь была жизнь в период образования централизованного Русского государства, в частности во время княжения Василия Васильевича Тёмного.
Великий князь московский Василий Тёмный был глубоко верующим христианином, поэтому издал указ, запрещающий купцам останавливаться у монастырей по идеологическим соображениям, чтобы «изгнать торгующих из Храма». С тех пор светская жизнь у села Войново-Гора приутихла.
В церковных книгах 1627 года и Патриарших окладных книгах 1628 года отмечено: «…погост, что был монастырь на Воиновой Горе…». Монастырь (из этих же записей) был упразднен в первой четверти 17 века. На погосте в то время была деревянная Успенская церковь, а при церкви пахотной земли (худые земли) по 10 четвертей в поле, цена по 30 копеек.
В переписных книгах 1678 года за Троице-Сергиевым монастырем значится уже село Воиново, в нем церковь Успения, при церкви священник Иван Борисов, пономарь и просвирица. К селу приписана и деревня Тимошкино, в которой проживало 70 душ мужского пола.
В 1723 году вместо ветхого деревянного храма в селе на месте сегодняшнего кладбища был выстроен новый красивый деревянный храм. Он освящен в 1725 году также в честь Успения Пресвятой Богородицы. О времени постороения этого храма и его освящения сохранилась отметка в делах Синодального казенного приказа и надпись на местной иконе Николаю Чудотворцу. В ведомостях о вотчинах Троицкой Лавры, составленных в 1761 году значится село Воиново. В нем тогда было 52 души мужского пола, пахотной земли 35 четвертей, с крестьян получали оброку 51 рубль 20 копеек.К 30-м годам 19 столетия и это деревянное строение храма обветшало и в нем стало нельзя проводить религиозные обряды (уже потом, в 1871 году, это обветшавшее строение деревянной церкви Павлово-Посадский купец Лабзин Яков Иванович купил за 300 рублей, перевез в Зуево, восстановил и эта восстановленная церковь была вновь освящена 18.12.1873 года).Каменный храм и колокольня, и поныне стоящие в селе Воиново-Гора (колокольня наполовину разрушена), воздвигнуты в 1838 году с тремя престолами: главным — в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен в 1855 году), в приделах теплых — во имя Николая Чудотворца (освящен в 1847 году) и во имя Преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1840 году). Самой значительной была икона Николая Чудотворца с надписью: «Лета 1723 декабря в 25-й день построен сей храм во имя Пресвятой Богородицы честного и славного её успения при священнике Ефиме Иванове». Приход состоял из 689 душ мужского пола и 785 женского. К приходу, кроме села Воиново-Гора, относились деревни Прокудино, Алексино, Внуково и Неверово.
До 1861 года крестьяне с. Войново-Гора были государственными. Из-за малоземелья они занимались извозом (в селе было 160 лошадей), ручным ткачеством. Рядом с селом работал кирпичный завод, вырабатывавший в год до 3 миллионов кирпичей (из местного кирпича был построен и храм).
В 1884 году в доме общества при храме была открыта духовно-приходская школа, обучение в ней велось до 3 лет. Потом эта школа (в 1906 году) стала зваться земской начальной и обучение в ней увеличилось до 4 лет.
Неимоверно много для духовного и светского образования жителей села Войново-Гора сделали священники Успенского храма.
С 1854 по 1891 год священником служил Константин Васильевич Красовский. Последним священником был Александр Константинович Красовский, закончивший службу в Успенском храме села Войново-Гора в 1934 году. Сын его, Сергей Александрович Красовский (1894-1971 гг.) окончил Владимирскую Духовную Семинарию, а затем Московскую Консерваторию, был знаменитым артистом Большого театра.
Сын Константина Васильевича Красовского — Николай Константинович Красовский служил в 20-е годы нашего столетия священником в приходах сел Кабаново и Дровосеки Орехово-Зуевского района. В 60 лет он был репрессирован и погиб.
В 1939 году церковный архив был сожжён, иконы и утварь растащены и разбиты, с колокольни храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Войново-Гора сбросили большой колокол….
«Здание храма все последующие годы было занято различными производствами, в последнее время его занимал филиал Оболдинского АО «Лакокраска». Много было «новых хозяев» и все это время здание храма последовательно разрушалось, крыша не перекрывалась, наверное, ни разу, половина колокольни была разобрана на кирпичи для строительства подсобных помещений, купол еле держался, порос березами, вентиляционная и отопительная системы стен нарушены, подвалы завалены мусором, в том числе тоннами бракованного гуталина, который здесь выпускали, на стенах не сохранилось ни одной фрески…..» — статья от 25.03.96 г.
В 1994 г. храм передали общине, в нем возобновились богослужения и началась планомерная внутренняя реставрация храма. В настоящее время она уже завершена.
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Войновой Горе (Войново-Гора)
Храм, что на Войновой Горе, упоминается в XV в. указах Василия Темного, предписывающих торговым и служилым людям не останавливаться близ существовавшего тогда на этом месте Успенского подворья Троице-Сергиева монастыря, дабы не нарушать покой монахов. Монастырь просуществовал до XVII в.
В 1723 г. построили деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и освятили 18 декабря 1725 г. при священнике Евфимии Иванове.
10 ноября 1806 г. за ветхостью в храме было совершено последнее богослужение, после которого престол с жертвенником разобрали и при крестном ходе сожгли на реке Клязьме.
Вместо деревянной церкви в 1838 г. построили каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
В 1938 г. храм закрыли и использовали под склады, позже в нем открылся химический завод.
В 1994 г. храм передали общине, в нем возобновились богослужения. Сейчас ведется внутренняя реставрация храма.
Воинова Гора
Храмы Московской области
Церковь Успения Божией Матери
О существовании церкви на погосте, что на Воиновой Горе, в 1676 г. известно из надписей на старинных книгах, хранившихся в церкви.
В 1723 г. построен «тщанием церковного старосты ямщика Симеона Исаева с мирскими людьми, мирским подаянием» новый деревянный храм. В нём служил священник Ефим Иванов. Этот храм в 1871 г. перевезён в с. Зуево. Под местной иконой святителя Николая Мирликийского Чудотворца, на особой доске, была надпись, которая потом переписана на саму икону, с задней стороны: «Лета 1723-го декабря в 25 день построен сей святый храм во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Успения и освятися при священнике Ефимии Иванове декабря в 18 день тщанием тоея церкви Церковного старосты деревни Прокунино ямщиком Сидором Исаевым, да деревни Городищ Симеоном Исаевым с мирскими людьми, мирским подаянием, а иконописание, праздники и иконостас позлащены церковным старостой Евстафием Никитиным с совета оного Семёна Исаева и мирскими людьми при священнике Андрее Петрове в лето 1734 августа месяца в 13 день совершися трудами жителей села Дедина Василия Алексеева сына, Игнатия Григорьева сына». В описи церкви 1835 г. сказано: «Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Освящена 1725-го года, декабря в 18 день Синодальным протоинквизитором Николаевского Угрешского монастыря игуменом Аввакумом при священнике Ефиме Иванове».
Храм был в форме продолговатого четырёхугольника, об одной главе, обитой жестью, крест был четырёхконечный, в середине с сиянием, крыша обита тёсом. Храм долго оставался без изменений, только в 1809 г. был перекрыт новым тёсом. В церковь было два входа, с западной и с северной стороны. В алтаре было три окна, 5 с южной стороны (внизу два и три выше их), два в притворе. Близ храма, с северной стороны, находилась деревянная обитая тёсом колокольня.
В 1857 г. она была сломана на дрова для отопления каменного храма.
10 ноября 1868 г., вследствие указа о нарушении сего храма за ветхостью, совершено было последнее богослужение местным благочинным с. Крутец священником Афанасием Левитовым и местным священником Константином Красовским. После богослужения престол и жертвенник были сломаны и при крестном ходе сожжены на берегу Клязьмы.
В 1835 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения началось и в 1838 г. было окончено «тщанием прихожан» строительство ныне существующей каменной трёхпрестольной церкви, главный престол которой, Успения Божией Матери, освящён в 1855 г. (иконостасы столярной работы покрашены, резьба позолочена), приделы Преподобного Сергия Радонежского в 1840 г. и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в 1847 г. (иконостас в приделе устроен иждивением Покровского купца Сергея Сергеевича Хохлова). В иконостасах были и старинные иконы из древнего деревянного храма, в 1852 г. подновлённые. В храме устроены голосники.
Церковная ограда на каменных столбах была устроена во 2-й половине XIX в. В советское время каменная ограда храма была значительно повреждена, а местами уничтожена.
Долгие 17 лет, ушедшие на отделку храма, свидетельствуют о его бедности. Храмовая летопись сообщает, что прихожанами Успенской церкви всегда были только простые люди.
Но не все простые люди были богомольны. В 1868 и 1892 г. храм грабили.
В 1880 г. рабочие фабрик Саввы Морозова и Викулы Морозова собрали 750 рублей для устройства в Воиновогорской церкви чугунного пола. С 1758 по 1788 гг. в храме служил священник Пётр Михайлович Игренев, на его место в 1788 г. поступил Яков Петрович Малинин (он окончил риторику в Переславской семинарии, был сыном священника Александровской округи с. Феодоровского), после него священником Успенского храма был правнук Петра Игренева, студент Владимирской семинарии Симеон Яковлевич Малинин.
В 1872 г. в с. Воинова Гора родился Андрей Семёнович Алексеев, он получил начальное образование, постригся в монашество, был возведён в иеромонаха, во время гонений на Церковь был настоятелем Николобудского храма в Серпухове. 2 октября 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности, приговорён к расстрелу, и 21 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. В 1989 г. реабилитирован.
В 1876 г. приход церкви с. Воинова Гора состоял из самого села с 175 душами мужского пола, 172 в Городищах и 201 в Дуброве, всего 548 душ мужского пола. Церковный причт по штату состоял из священника и псаломщика. В действительности служили священник Константин Красовский, диакон на псаломщицкой вакансии Иоанн Ильинский, дьячок Иван Смирнов.
Сын о. Александра Красовского Сергей (1894-1971) по окончании Владимирской Духовной семинарии и впоследствии Московской консерватории стал солистом Большого театра. Артистическая деятельность его охватывала период более чем в 30 лет.
В 1957 г. он награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Красовские жили рядом с церковью. Их дом сохранился. В нём 7 мая 1876 г., в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом храме, родился будущий священномученик Николай (Красовский). Он окончил Владимирскую Духовную семинарию и до 1914 г. был учителем в Городищенской школе при станции Усад, в нескольких километрах от родного села.
С началом Первой мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны вернулся работать в школу в с. Городищи.
В 1922 г. храм в селе был закрыт и превращен в клуб, и власти заставляли учителей водить туда учащихся. За отказ вести детей в устроенный из храма клуб Николай Константинович был в 1922 г. уволен из школы.
В 1924 г. он был рукоположен в сан диакона к Успенскому храму в с. Воинова Гора. Священником здесь служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 г. он тяжело заболел и вскоре скончался.
Этим воспользовались обновленцы. Православный архиерей назначил священником в храм о. Николая Поспелова, но власти по совету обновленца отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм. Диакон Николай Красовский, несмотря на угрозы обновленцев заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался с ними служить и был направлен в храм Великомученика Никиты в Кабаново и здесь в 1932 г. возведён в сан иерея..
У кладбища напротив церкви сохранился дом Поспеловых. Отец Николай Поспелов был родственником Красовских, его женой была Анна Константиновна Красовская. Николай Васильевич Поспелов был сирота, попечение о нём взяли на себя брат и сестры его матери. Благодаря их заботам он окончил Муромское Духовное училище и Владимирскую Духовную семинарию. На каникулы Николай приезжал к своему дяде, священнику Михаилу Антоновичу Крылову и здесь познакомился с подругой жены о. Михаила, Анной Константиновной Красовской. Она была на 7 лет старше Николая, и когда они заявили о своём желании вступить в брак, то родственники Николая сначала были против, но потом согласились.
Николай Поспелов стал учителем в школе на станции Усад, где до замужества работала Анна Константиновна. У них родилось восемь детей, четверо умерли в младенчестве. Первые роды у Анны Михайловны были трудными, после рождения слабого ребенка, который вскоре умер, она долго болела, и Николай Васильевич дал обет, если жена выздоровеет, посвятить свою жизнь служению Богу.
Много труда положили церковные старосты: крестьянин Иван Алексеевич Зуйков (1893-1899 гг., при нём построена каменная с железными решётками церковная ограда), заведующий торфяниками фабрики Саввы Морозова потомственный дворянин Пётр Николаевич Давыдов (1899-1904 гг., затем ушёл на войну с Японией, при нём обновлена роспись стен), крестьянин Константин Георгиевич Власов (до 1908 г.), купец Георгий Гаврилович Акулов (1908-1910 гг., при нём чугунный пол в холодном храме заменён метлахской плиткой), механик фабрики В. Морозова, личный почётный гражданин Пётр Петрович Парадеев (1911-1914 гг., по его указаниям и на привлечённые им средства в храме устроено водяное отопление), крестьянин Николай Васильевич Певцов.
18 ноября 1937 г. в с. Войново Орехово-Зуевского района был арестован рабочий крутильно-ниточной фабрики Илларион Михайлович Данилов, имевший начальное образование. В 1880 г. он родился в в Воиново (Воинова Гора), здесь и проживал. «Тройкой» УНКВД 25 ноября 1937 г. по обвинению в антисоветской агитации он был приговорён к расстрелу и 15 декабря того же года расстрелян. Реабилитирован 25 сентября 1957 г.
В 1938 г. богослужения в храме были прекращены.
25 января 1938 г. был арестован и 5 февраля того же года расстрелян служивший в храме с. Воинова Гора протоиерей (обновленец) Иоанн Петрович Брецкий (род. 1875), из Белоруссии, родился в крестьянской семье.
В 1939 г. разобрана колокольня, церковь приспособлена под склад, потом под цех завода «Лакокраска». Архив, иконы (среди которых были старинные, ещё из деревянного храма) и книги (в том числе уникальные издания XVII — XVIII вв., метрические книги с 1788 г., манифесты и указы российских императоров с 1721 г.) были свалены в кучу перед церковью и подожжены. Уполномоченный от сельсовета следил, чтобы никто ничего не брал из кучи себе. Отец женщины, для которой костёр из икон и книг был воспоминанием детства, выпросил себе стол из церкви, который тоже хотели сжечь.
В 1994 г. возродилась община верующих, с большим трудом началось воссоздание храма. Оно затруднено тем, что земля вокруг на значительную глубину пропитана гуталином, молящимся делалось дурно от его запаха.
Храм восстанавливается, возобновлена венчающая его ротонда, внутри и снаружи оштукатурена трапезная.
shurov_oleg
Олег Шуров
Храмы Орехово-Зуевского района. Часть 2 (сельские церкви)
Это вторая часть моего рассказа о храмах Орехово-Зуевского района. В первой части вы смогли увидеть храмы Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Дрезны и Куровское. Во второй части – сельские церкви на территории района:
Абрамовка – Старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Каменная старообрядческая церковь, выстроенная на средства промышленника А. П. Муравлева по проекту 1916 в связи с недостаточностью деревянной церкви. Представляла собой трехапсидную однокупольную постройку в неорусском стиле с колокольней, возможно не была достроена. В настоящее время используется как клуб.
Абрамовка – Старообрядческий молитвенный дом
Молитвенный дом в деревянном здании сельской библиотеки. Устроен в сер. 2000-х в связи с невозможностью возвращения старой церкви, приписан к храму в Устьяново, внешне выделен главкой.
д. Авсюнино – Единоверческая церковь Петра, Митрополита Московского
Каменная церковь, пристроенная в 1903-1905 к зданию миссионерской церковно-приходской школы братства митр. Петра, выстроенного в 1893. Одноглавая церковная пристройка примыкает к зданию с востока. В 1930 закрыта. В настоящее время школа занята библиотекой и сельским клубом, храмовая часть пустует, своды рухнули.
Беливо – Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь старообрядческой окружнической общины. Представляет собой редкий пример уцелевшего без особых перестроек старообрядческого молитвенного дома XIX в. Закрыта в 1937, занята клубом. Возвращёна верующим в 1990-х. В 2010 году старое здание реконструировано в одноглавую церковь простой архитектуры, увенчанная главкой и колоколенкой. У церкви возводится резиденция старообрядческого митрополита Корнилия. Митрополит Корнилий родом из Орехово-Зуево.
Беливо – Старообрядческий скит
В лесу у Беливо до XIX в. существовал мужской старообрядческий монастырь (скит), по легенде основанный в 1666 году, позже ликвидированный властями. После ликвидации старообрядческого скита у Беливо на его месте была выстроена деревянная часовня у могилы почитаемого старообрядцами старца Леонтия Беливского (+XVIII в.). В настоящее время место часовни отмечено памятным крестом. Место почитаемое старообрядцами всей России.
Верея – Церковь Матроны Московской
Деревянный храм с шатровой колокольней. Заложен в 2009, в настоящее время внешне окончен, ведется отделка.
Войново-Гора – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной и колокольней, близкая к типовым. Сооружена в 1835-1855. В трапезной были Никольский и Сергиевский приделы. Закрыта в 1938, колокольня сломана. Использовалась как цех химического завода. Открыта в 1996, ремонтируется.
Гора – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Приход села Горы выделился из ореховского. Церковь выстроена в 1877-1886 на средства фабриканта А. В. Смирнова. Это кирпичное четырёхстолпное здание в псевдорусском стиле с декоративным пятиглавием над центральной частью и шатровой колокольней, близкое к типовым проектам. Боковые приделы Никольский и Никитский. Закрыта в 1938. Открыта в 1991, отремонтирована.
Горбачиха – Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы
Большой каменный однокупольный храм в стиле позднего классицизма с трапезной и колокольней, построенный в 1839-1849, главный престол Троицкий. В 1887-1889 расширена трапезная с Рождество-Богородицким и Пятницким приделами, выстроена новая многоярусная колокольня. Закрыт в 1953, к 1980-м пришел в аварийное состояние. Отдан верующим в 1989, восстановительные работы начаты только в 2000.
Губино – Старообрядческая церковь Иконы Божией Матери Казанская
Кирпичная старообрядческая молельня, место хранения местно чтимой Казанской иконы Богоматери. Принадлежала окружнической общине. Построена в 1889 на средства Кокуновых, частично перестроена в 1906, тогда же планировалась постройка новой церкви. В 1940 закрыта, вновь открыта в 1945.
Давыдово – Церковь Михаила Архангела
Церковь заложена в 2010, сооружен цокольный этаж. Богослужения проходят в приспособленном помещении.
Давыдово – Старообрядческая церковь Воздвижения Честного креста Господня
Зимний молитвенный дом неокружнической общины. Последнее перед революцией деревянное здание простой архитектуры выстроили в 1916 попечением Ф. С. Терехова. Закрыт в 1930, позже сгорел. В 2001 в церковь перестроена старая каменная кладовая, надстроенная главкой и позже обшитая досками, ныне приписанная к храму в Павловском Посаде. Есть планы строительства особой церкви.
Давыдово – Старообрядческая часовня Николая Чудотворца
Деревянный, ярусный, старообрядческий часовенный столб. Сооружен на средства Мосаловой Е. Н. и пожертвования прихожан.
Дровосеки – Церковь Никиты Великомученика
Небольшая однокупольная кирпичная церковь эклектичных форм, выстроенная на средства супругов М. И. и Ф. В. Костиных в память Коронования Их Императорских Величеств в 1897. Закрыта в 1940, венчания сломаны, использовалась как магазин. Открыта в 1998, ремонтируется.
Елизарово – Старообрядческая моленная
Старообрядческая моленная неокружнической общины. Перед революцией, по всей видимости, помещалась в кирпичном здании без явных следов церковной архитектуры. Закрыта в 1938 под клуб, к 1960-му заброшена, в настоящее время находится в руинированном состоянии.
урочище Житенино – Церковь Николая Чудотворца
Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной (сломана в 2007) и колокольней, близкая к типовым. Построена в 1839 на средства А. П. Хметевского. В трапезной были приделы Александра Невского и Иоанна Воина. Закрыта в кон. 1930-х, к 1990-м в аварийном состоянии. С 2005 ремонтируется.
Запонорье – Старообрядческая часовня
Деревянный ярусный часовенный столб. Сооружён весной 2011 г.
Запутное – Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Церковь в удалённой деревне, выделившейся из прихода села Знаменского. Одноглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженный в 1912-1914. К 1980-м заброшена. Возвращена верующим в 2006, ремонтируется.
Запутное – Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Деревянный молитвенный дом, построенный ок. 1906 после гибели в пожаре первой сельской церкви, позже служил зимним храмом прихода. Раньше был занят под жилье, сейчас крыша обвалилась, разрушается.
Ильинский Погост – Церковь Воскресения Христова
Пятикупольный кирпичный храм в стиле классицизма с обширной трапезной и колокольней, выделяющийся своими большими размерами. Сооружён в 1822-1840, многоярусная колокольня выстроена в 1847-1857. В трапезной Ильинский и Никольский приделы. Западная пара малых куполов разобрана в 1-й пол. ХХ в. Закрыт в 1938, использовался как склад, тарный цех. Открыт в 1990, ремонтируется, богослужения проводятся в трапезной части.
Кабаново – Церковь Никиты Великомученика
Приход в деревне Кабаново ореховского прихода был открыт для борьбы с расколом. Деревянная церковь была перевезена в 1890 из Дубровки на средства А. В. Смирнова. Храм в Дубровке был сооружен в 1860 с использованием сруба церкви 1702 из Нестерово. Первоначально это был однокупольный храм с трапезной и столпообразной колокольней. В 1937 церковь была закрыта, вновь открыта в 1953. В 1957 пострадала от пожара, венчания разобраны, сделана новая небольшая главка. В 1996 обложена кирпичом.
Костино – Старообрядческая часовня
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, несколько раз ремонтировавшийся и перестраивавшийся. Закрыт в кон. 1930-х, сломан в 1960-х. В настоящее время в деревне сооружена деревянная ярусная часовня-столп.
Красная Дубрава – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой богородицы
Небольшая кирпичная одноглавая церковь, построенная в 1908 на средства бр. Нажёсткиных, Морозовых и др. Принадлежала окружнической общине. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны.
Красное – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Село Красное выделилось из прихода Спасского погоста в сер. XIX в. Каменная однокупольная церковь в стиле позднего классицизма с трапезной и колокольней, близкая к типовым. Выстроена в 1851 на средства купца Л. А. Кознова. В трапезной были приделы Никольский и муч. Агриппины. Закрыта в кон. 1930-х. Открыта в 1993, отремонтирована.
Ляхово – Старообрядческая часовня
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1934, позже сломан. В сер. 2000-х в деревне сооружена ярусная деревянная часовня-столп.
Мальково – Церковь Рождества Христова
Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 при помощи А. В. Смирнова как единоверческая. После революции занята старообрядческой окружнической общиной, в 1930-х закрыта. В 2000 передана общине Московского Патриархата, ремонтируется.
Молоково – Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Община старообрядцев-неокружников в Молоково была зарегистрирована в 1907. Деревянная одноглавая церковь с колокольней, построенная в 1910, закрыта в 1930-х, сломана после войны. В 2002-2004 на её месте на средства А. В. Коржакова (начальник охраны Ельцина) построен новый деревянный клетский храм в духе зодчества Русского Севера с отдельно стоящей шатровой колокольней.
Нестерово – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Каменная однокупольная четырехстолпная церковь в русско-византийском стиле с небольшой трапезной и колокольней, построенная в 1847-1865 в духе проектов К. А. Тона. В трапезной приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. В течении 1930-х богослужения прерывались, но с 1940-х не закрывалась.
Никулино – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Старообрядческая окружническая община в Никулино зарегистрирована в 1909. Деревянная одноглавая церковь с колокольней в неорусском стиле выстроена в 1915 на участке М. Д. Клопова при помощи купца А. И. Морозова. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует.
Новинка (Новое) – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Храм, строящийся с 2010 на средства благотворителей. Нижний этаж кирпичный, верхний деревянный, с клетским завершением.
Новинка (Новое) – Старообрядческий молитвенный дом
Молитвенный дом устроен в каменно-деревянном двухэтажном здании бывшего Новинского сельсовета.
Острово – Рафаиловский Троицкий женский монастырь
Сектантский женский монастырь, созданный на участке, принадлежащем М. П. Остроуховой (игум. Серафиме) в 1997 году. Первоначально входил в юрисдикцию РПАЦ («валентиновцев»), в нач. 2000-х перешёл в юрисдикцию ПРЦ (ИПЦ) («рафаиловцев»). За прошедшие годы выстроены кирпичная ограда, несколько корпусов келий и колокольня.
п. Первого Мая – Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших
Строящаяся церковь на территории СНТ «Оптимист». Община создана в 2007 по инициативе С. В. Семочкина, храм заложен в 2011. На фото фундамент храма.
Поточино – Церковь Иконы Божией Матери Боголюбская
Небольшая кирпичная одноглавая церковь, сооружённая в 2010-2012 на месте часовни, разрушенной в 1960-х. Восьмигранная в плане постройка с притвором и алтарём.
Рудне-Никитское – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь типа восьмерик на четверике, с трапезной и шатровой колокольней, поставленная на подклет. Сооружена в 1782, несколько перестроена при ремонтах в XIX в. Служит летним храмом прихода. В советские годы практически не закрывалась. В Рудне-Никитском уцелел единственный в Центральной России ансамбль из двух старых деревянных церквей: летней и зимней.
Рудне-Никитское – Церковь Рождества Христова
Небольшая деревянная одноглавая церковь, вероятно XVIII в., получившая свой современный облик при расширении в 1898. Служит зимним храмом прихода. В советские годы практически не закрывалась.
Савинская – Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших
Построена в 1888 как часовня. Крупная кирпичная кубическая одноглавая постройка. Была приписана к церкви в Старом Покрове. Закрыта в 1932, перестроена. Возвращена верующим в 1999, отремонтирована, освящена как храм.
В Селиванихе создаётся уникальный старообрядческий церковный ансамбль. Здесь предполагается создание монастыря
Селиваниха – Старообрядческая церковь Алексия, человека Божия
Летний молитвенный дом старообрядческой общины в Селиванихе в 1930-х был закрыт и вскоре разрушен. В 2010 его фундаменты расчищены, в 2012 заложен новый Алексиевский храм.
Селиваниха – Старообрядческая церковь Рождества Иоанна Предтечи
Строительство церкви начато в 2014 году
Селиваниха – Старообрядческая часовня Иконы Божией Матери Умягчение злых сердец
Деревянная четверогранная часовня каркасной конструкции под невысоким четырехскатным шатром. Соружена над вновь обустроенным источником в 2013-2014 гг.
Слободище – Старообрядческая церковь иконы Божией Матери Казанская
Деревянный старообрядческий молитвенный дом крупной окружнической общины, сооруженный в 1882. Главка на вальмовой кровле надстроена в 1909. В 1930-х закрыт, вновь открыт в 1946 и более не закрывался.
Смолево(Новинский с/о) – Старообрядческий молитвенный дом
Деревянная церковь неокружнической общины. Большое здание простой архитектуры, более напоминающее молитвенный дом, было выстроено в 1912 на средства М. Р. Елисеевой. Сломана в ХХ в. В настоящее время в частном доме вновь устроена моленная.
Смолево(Соболевское) – Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная часовня, сооруженная ок. 2010 на частном участке, но открытая для всех жителей. Прямоугольный сруб под высокой четырехскатной кровлей с главкой.
Старый Покров – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, состоящая из пятиглавого четверика, трапезной и многоярусной колокольни. В трапезной приделы Ахтырской Богоматери и Никольский. Не закрывалась, но в 1938-1945 настоятеля не было.
Устьяново – Старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Кирпичная церковь сооружена на месте прежней деревянной путем её замены по частям при помощи Ф. Е. Морозовой. В 1910-1911 построены шатровая колокольня и притвор, в 1914 выстроен главный одноглавый храм в неорусском стиле. Закрыта в кон. 1930-х, открыта ок. 1945, более не закрывалась.
Хотеичи – Церковь Троицы Живоначальной
Каменная пятиглавая церковь с трапезной, декор в духе провинциального классицизма, сооруженная в 1811-1823 при помощи графини И. И. Воронцовой. Четырёхъярусная колокольня в псевдорусском стиле построена в 1851. В трапезной Благовещенский и Никитский приделы. Богослужения прекращены в 1939, занята складом удобрений. Открыта в 1995, отреставрирована.
Чистое Северное – Старообрядческая церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина
Небольшая кирпичная церковь, заложенная ок. 2004 и оконченная постройкой ок. 2010. Одноглавый четверик с притвором. Опекается клиром храма в Губино.
Юркино – Поминальный крест на месте церкви Троицы Живоначальной
Яковлево – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кирпичная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней, выстроенная рядом с деревянной в 1909-1915. Закрыта в кон. 1930-х, заброшена. Открыта в 1995, отремонтирована с упрощённым завершением. Первоначально Ахтырская, при восстановлении в 1990-х освящена как Покровская.
У этого рассказа обязательно будет продолжение, в котором я расскажу о храмах следующего подмосковного района.
29 августа 2015 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура
В материале использовалась информация с сайта «Храмы России», активным автором которого я являюсь