храм войново гора орехово зуево

Успенский храм с. Войнова Гора

Орехово-Зуевского благочиния Балашихинской епархии Руской Православной Церкви

храм войново гора орехово зуево

храм войново гора орехово зуево

Икона дня

Православный календарь

Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).

Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

О храме

История храма

Там, где судоходная река Киржач впадает в реку Клязьма, до сих пор сохранились живописнейшие дубовые рощи, мощные сосновые леса.. Здесь, на высоком берегу реки Клязьмы, на месте сегодняшнего села Войново-Гора издревле стоял монастырь. Этот небольшой монастырь в свою очередь отпочковался, принадлежал знаменитому Троицко-Сергиеву монастырю. Около монастыря образовался погост, и забурлила жизнь. Клязьма (то было время бездорожья) являлась частью главного торгового пути на Владимир и далее по Волге. Особенно активной здесь была жизнь в период образования централизованного Русского государства, в частности во время княжения Василия Васильевича Тёмного.

Великий князь московский Василий Тёмный был глубоко верующим христианином, поэтому издал указ, запрещающий купцам останавливаться у монастырей по идеологическим соображениям, чтобы «изгнать торгующих из Храма». С тех пор светская жизнь у села Войново-Гора приутихла.

В церковных книгах 1627 года и Патриарших окладных книгах 1628 года отмечено: «…погост, что был монастырь на Воиновой Горе…». Монастырь (из этих же записей) был упразднен в первой четверти 17 века. На погосте в то время была деревянная Успенская церковь, а при церкви пахотной земли (худые земли) по 10 четвертей в поле, цена по 30 копеек.

храм войново гора орехово зуевоВ переписных книгах 1678 года за Троице-Сергиевым монастырем значится уже село Воиново, в нем церковь Успения, при церкви священник Иван Борисов, пономарь и просвирица. К селу приписана и деревня Тимошкино, в которой проживало 70 душ мужского пола.

В 1723 году вместо ветхого деревянного храма в селе на месте сегодняшнего кладбища был выстроен новый красивый деревянный храм. Он освящен в 1725 году также в честь Успения Пресвятой Богородицы. О времени постороения этого храма и его освящения сохранилась отметка в делах Синодального казенного приказа и надпись на местной иконе Николаю Чудотворцу. В ведомостях о вотчинах Троицкой Лавры, составленных в 1761 году значится село Воиново. В нем тогда было 52 души мужского пола, пахотной земли 35 четвертей, с крестьян получали оброку 51 рубль 20 копеек.К 30-м годам 19 столетия и это деревянное строение храма обветшало и в нем стало нельзя проводить религиозные обряды (уже потом, в 1871 году, это обветшавшее строение деревянной церкви Павлово-храм войново гора орехово зуевоПосадский купец Лабзин Яков Иванович купил за 300 рублей, перевез в Зуево, восстановил и эта восстановленная церковь была вновь освящена 18.12.1873 года).Каменный храм и колокольня, и поныне стоящие в селе Воиново-Гора (колокольня наполовину разрушена), воздвигнуты в 1838 году с тремя престолами: главным — в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен в 1855 году), в приделах теплых — во имя Николая Чудотворца (освящен в 1847 году) и во имя Преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1840 году). Самой значительной была икона Николая Чудотворца с надписью: «Лета 1723 декабря в 25-й день построен сей храм во имя Пресвятой Богородицы честного и славного её успения при священнике Ефиме Иванове». Приход состоял из 689 душ мужского пола и 785 женского. К приходу, кроме села Воиново-Гора, относились деревни Прокудино, Алексино, Внуково и Неверово.храм войново гора орехово зуево

До 1861 года крестьяне с. Войново-Гора были государственными. Из-за малоземелья они занимались извозом (в селе было 160 лошадей), ручным ткачеством. Рядом с селом работал кирпичный завод, вырабатывавший в год до 3 миллионов кирпичей (из местного кирпича был построен и храм).

В 1884 году в доме общества при храме была открыта духовно-приходская школа, обучение в ней велось до 3 лет. Потом эта школа (в 1906 году) стала зваться земской начальной и обучение в ней увеличилось до 4 лет.

Неимоверно много для духовного и светского образования жителей села Войново-Гора сделали священники Успенского храма.

С 1854 по 1891 год священником служил Константин Васильевич Красовский. Последним священником был Александр Константинович Красовский, закончивший службу в Успенском храме села Войново-Гора в 1934 году. Сын его, Сергей Александрович Красовский (1894-1971 гг.) окончил Владимирскую Духовную Семинарию, а затем Московскую Консерваторию, был знаменитым артистом Большого театра.

Сын Константина Васильевича Красохрам войново гора орехово зуевовского — Николай Константинович Красовский служил в 20-е годы нашего столетия священником в приходах сел Кабаново и Дровосеки Орехово-Зуевского района. В 60 лет он был репрессирован и погиб.

В 1939 году церковный архив был сожжён, иконы и утварь растащены и разбиты, с колокольни храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Войново-Гора сбросили большой колокол….

«Здание храма все последующие годы было занято различными производствами, в последнее время его занимал филиал Оболдинского АО «Лакокраска». Много было «новых хозяев» и все это время здание храма последовательно разрушалось, крыша не перекрывалась, наверное, ни разу, половина колокольни была разобрана на кирпичи для строительства подсобхрам войново гора орехово зуевоных помещений, купол еле держался, порос березами, вентиляционная и отопительная системы стен нарушены, подвалы завалены мусором, в том числе тоннами бракованного гуталина, который здесь выпускали, на стенах не сохранилось ни одной фрески…..» — статья от 25.03.96 г.

В 1994 г. храм передали общине, в нем возобновились богослужения и началась планомерная внутренняя реставрация храма. В настоящее время она уже завершена.

Источник

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Войновой Горе (Войново-Гора)

храм войново гора орехово зуево

храм войново гора орехово зуево

храм войново гора орехово зуево

храм войново гора орехово зуево

храм войново гора орехово зуево

храм войново гора орехово зуево

храм войново гора орехово зуево

Храм, что на Войновой Горе, упоминается в XV в. указах Василия Темного, предписывающих торговым и служилым людям не останавливаться близ существовавшего тогда на этом месте Успенского подворья Троице-Сергиева монастыря, дабы не нарушать покой монахов. Монастырь просуществовал до XVII в.

В 1723 г. построили деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и освятили 18 декабря 1725 г. при священнике Евфимии Иванове.

10 ноября 1806 г. за ветхостью в храме было совершено последнее богослужение, после которого престол с жертвенником разобрали и при крестном ходе сожгли на реке Клязьме.

Вместо деревянной церкви в 1838 г. построили каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

В 1938 г. храм закрыли и использовали под склады, позже в нем открылся химический завод.

В 1994 г. храм передали общине, в нем возобновились богослужения. Сейчас ведется внутренняя реставрация храма.

Источник

Воинова Гора

Храмы Московской области

Церковь Успения Божией Матери

О существовании церкви на погосте, что на Воиновой Горе, в 1676 г. известно из надписей на старинных книгах, хранившихся в церкви.

В 1723 г. построен «тщанием церковного старосты ямщика Симеона Исаева с мирскими людьми, мирским подаянием» новый деревянный храм. В нём служил священник Ефим Иванов. Этот храм в 1871 г. перевезён в с. Зуево. Под местной иконой святителя Николая Мирликийского Чудотворца, на особой доске, была надпись, которая потом переписана на саму икону, с задней стороны: «Лета 1723-го декабря в 25 день построен сей святый храм во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Успения и освятися при священнике Ефимии Иванове декабря в 18 день тщанием тоея церкви Церковного старосты деревни Прокунино ямщиком Сидором Исаевым, да деревни Городищ Симеоном Исаевым с мирскими людьми, мирским подаянием, а иконописание, праздники и иконостас позлащены церковным старостой Евстафием Никитиным с совета оного Семёна Исаева и мирскими людьми при священнике Андрее Петрове в лето 1734 августа месяца в 13 день совершися трудами жителей села Дедина Василия Алексеева сына, Игнатия Григорьева сына». В описи церкви 1835 г. сказано: «Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Освящена 1725-го года, декабря в 18 день Синодальным протоинквизитором Николаевского Угрешского монастыря игуменом Аввакумом при священнике Ефиме Иванове».

Храм был в форме продолговатого четырёхугольника, об одной главе, обитой жестью, крест был четырёхконечный, в середине с сиянием, крыша обита тёсом. Храм долго оставался без изменений, только в 1809 г. был перекрыт новым тёсом. В церковь было два входа, с западной и с северной стороны. В алтаре было три окна, 5 с южной стороны (внизу два и три выше их), два в притворе. Близ храма, с северной стороны, находилась деревянная обитая тёсом колокольня.

В 1857 г. она была сломана на дрова для отопления каменного храма.

10 ноября 1868 г., вследствие указа о нарушении сего храма за ветхостью, совершено было последнее богослужение местным благочинным с. Крутец священником Афанасием Левитовым и местным священником Константином Красовским. После богослужения престол и жертвенник были сломаны и при крестном ходе сожжены на берегу Клязьмы.

В 1835 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения началось и в 1838 г. было окончено «тщанием прихожан» строительство ныне существующей каменной трёхпрестольной церкви, главный престол которой, Успения Божией Матери, освящён в 1855 г. (иконостасы столярной работы покрашены, резьба позолочена), приделы Преподобного Сергия Радонежского в 1840 г. и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в 1847 г. (иконостас в приделе устроен иждивением Покровского купца Сергея Сергеевича Хохлова). В иконостасах были и старинные иконы из древнего деревянного храма, в 1852 г. подновлённые. В храме устроены голосники.

Церковная ограда на каменных столбах была устроена во 2-й половине XIX в. В советское время каменная ограда храма была значительно повреждена, а местами уничтожена.

Долгие 17 лет, ушедшие на отделку храма, свидетельствуют о его бедности. Храмовая летопись сообщает, что прихожанами Успенской церкви всегда были только простые люди.

Но не все простые люди были богомольны. В 1868 и 1892 г. храм грабили.

В 1880 г. рабочие фабрик Саввы Морозова и Викулы Морозова собрали 750 рублей для устройства в Воиновогорской церкви чугунного пола. С 1758 по 1788 гг. в храме служил священник Пётр Михайлович Игренев, на его место в 1788 г. поступил Яков Петрович Малинин (он окончил риторику в Переславской семинарии, был сыном священника Александровской округи с. Феодоровского), после него священником Успенского храма был правнук Петра Игренева, студент Владимирской семинарии Симеон Яковлевич Малинин.

В 1872 г. в с. Воинова Гора родился Андрей Семёнович Алексеев, он получил начальное образование, постригся в монашество, был возведён в иеромонаха, во время гонений на Церковь был настоятелем Николобудского храма в Серпухове. 2 октября 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности, приговорён к расстрелу, и 21 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. В 1989 г. реабилитирован.

В 1876 г. приход церкви с. Воинова Гора состоял из самого села с 175 душами мужского пола, 172 в Городищах и 201 в Дуброве, всего 548 душ мужского пола. Церковный причт по штату состоял из священника и псаломщика. В действительности служили священник Константин Красовский, диакон на псаломщицкой вакансии Иоанн Ильинский, дьячок Иван Смирнов.

Сын о. Александра Красовского Сергей (1894-1971) по окончании Владимирской Духовной семинарии и впоследствии Московской консерватории стал солистом Большого театра. Артистическая деятельность его охватывала период более чем в 30 лет.

В 1957 г. он награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Красовские жили рядом с церковью. Их дом сохранился. В нём 7 мая 1876 г., в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом храме, родился будущий священномученик Николай (Красовский). Он окончил Владимирскую Духовную семинарию и до 1914 г. был учителем в Городищенской школе при станции Усад, в нескольких километрах от родного села.

С началом Первой мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны вернулся работать в школу в с. Городищи.

В 1922 г. храм в селе был закрыт и превращен в клуб, и власти заставляли учителей водить туда учащихся. За отказ вести детей в устроенный из храма клуб Николай Константинович был в 1922 г. уволен из школы.

В 1924 г. он был рукоположен в сан диакона к Успенскому храму в с. Воинова Гора. Священником здесь служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 г. он тяжело заболел и вскоре скончался.

Этим воспользовались обновленцы. Православный архиерей назначил священником в храм о. Николая Поспелова, но власти по совету обновленца отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм. Диакон Николай Красовский, несмотря на угрозы обновленцев заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался с ними служить и был направлен в храм Великомученика Никиты в Кабаново и здесь в 1932 г. возведён в сан иерея..

У кладбища напротив церкви сохранился дом Поспеловых. Отец Николай Поспелов был родственником Красовских, его женой была Анна Константиновна Красовская. Николай Васильевич Поспелов был сирота, попечение о нём взяли на себя брат и сестры его матери. Благодаря их заботам он окончил Муромское Духовное училище и Владимирскую Духовную семинарию. На каникулы Николай приезжал к своему дяде, священнику Михаилу Антоновичу Крылову и здесь познакомился с подругой жены о. Михаила, Анной Константиновной Красовской. Она была на 7 лет старше Николая, и когда они заявили о своём желании вступить в брак, то родственники Николая сначала были против, но потом согласились.

Николай Поспелов стал учителем в школе на станции Усад, где до замужества работала Анна Константиновна. У них родилось восемь детей, четверо умерли в младенчестве. Первые роды у Анны Михайловны были трудными, после рождения слабого ребенка, который вскоре умер, она долго болела, и Николай Васильевич дал обет, если жена выздоровеет, посвятить свою жизнь служению Богу.

Много труда положили церковные старосты: крестьянин Иван Алексеевич Зуйков (1893-1899 гг., при нём построена каменная с железными решётками церковная ограда), заведующий торфяниками фабрики Саввы Морозова потомственный дворянин Пётр Николаевич Давыдов (1899-1904 гг., затем ушёл на войну с Японией, при нём обновлена роспись стен), крестьянин Константин Георгиевич Власов (до 1908 г.), купец Георгий Гаврилович Акулов (1908-1910 гг., при нём чугунный пол в холодном храме заменён метлахской плиткой), механик фабрики В. Морозова, личный почётный гражданин Пётр Петрович Парадеев (1911-1914 гг., по его указаниям и на привлечённые им средства в храме устроено водяное отопление), крестьянин Николай Васильевич Певцов.

18 ноября 1937 г. в с. Войново Орехово-Зуевского района был арестован рабочий крутильно-ниточной фабрики Илларион Михайлович Данилов, имевший начальное образование. В 1880 г. он родился в в Воиново (Воинова Гора), здесь и проживал. «Тройкой» УНКВД 25 ноября 1937 г. по обвинению в антисоветской агитации он был приговорён к расстрелу и 15 декабря того же года расстрелян. Реабилитирован 25 сентября 1957 г.

В 1938 г. богослужения в храме были прекращены.

25 января 1938 г. был арестован и 5 февраля того же года расстрелян служивший в храме с. Воинова Гора протоиерей (обновленец) Иоанн Петрович Брецкий (род. 1875), из Белоруссии, родился в крестьянской семье.

В 1939 г. разобрана колокольня, церковь приспособлена под склад, потом под цех завода «Лакокраска». Архив, иконы (среди которых были старинные, ещё из деревянного храма) и книги (в том числе уникальные издания XVII — XVIII вв., метрические книги с 1788 г., манифесты и указы российских императоров с 1721 г.) были свалены в кучу перед церковью и подожжены. Уполномоченный от сельсовета следил, чтобы никто ничего не брал из кучи себе. Отец женщины, для которой костёр из икон и книг был воспоминанием детства, выпросил себе стол из церкви, который тоже хотели сжечь.

В 1994 г. возродилась община верующих, с большим трудом началось воссоздание храма. Оно затруднено тем, что земля вокруг на значительную глубину пропитана гуталином, молящимся делалось дурно от его запаха.

Храм восстанавливается, возобновлена венчающая его ротонда, внутри и снаружи оштукатурена трапезная.

Источник

храм войново гора орехово зуевоshurov_oleg

Олег Шуров

Храмы Орехово-Зуевского района. Часть 2 (сельские церкви)

Это вторая часть моего рассказа о храмах Орехово-Зуевского района. В первой части вы смогли увидеть храмы Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Дрезны и Куровское. Во второй части – сельские церкви на территории района:

Абрамовка – Старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Каменная старообрядческая церковь, выстроенная на средства промышленника А. П. Муравлева по проекту 1916 в связи с недостаточностью деревянной церкви. Представляла собой трехапсидную однокупольную постройку в неорусском стиле с колокольней, возможно не была достроена. В настоящее время используется как клуб.

Абрамовка – Старообрядческий молитвенный дом
Молитвенный дом в деревянном здании сельской библиотеки. Устроен в сер. 2000-х в связи с невозможностью возвращения старой церкви, приписан к храму в Устьяново, внешне выделен главкой.

д. Авсюнино – Единоверческая церковь Петра, Митрополита Московского
Каменная церковь, пристроенная в 1903-1905 к зданию миссионерской церковно-приходской школы братства митр. Петра, выстроенного в 1893. Одноглавая церковная пристройка примыкает к зданию с востока. В 1930 закрыта. В настоящее время школа занята библиотекой и сельским клубом, храмовая часть пустует, своды рухнули.

Беливо – Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь старообрядческой окружнической общины. Представляет собой редкий пример уцелевшего без особых перестроек старообрядческого молитвенного дома XIX в. Закрыта в 1937, занята клубом. Возвращёна верующим в 1990-х. В 2010 году старое здание реконструировано в одноглавую церковь простой архитектуры, увенчанная главкой и колоколенкой. У церкви возводится резиденция старообрядческого митрополита Корнилия. Митрополит Корнилий родом из Орехово-Зуево.

Беливо – Старообрядческий скит
В лесу у Беливо до XIX в. существовал мужской старообрядческий монастырь (скит), по легенде основанный в 1666 году, позже ликвидированный властями. После ликвидации старообрядческого скита у Беливо на его месте была выстроена деревянная часовня у могилы почитаемого старообрядцами старца Леонтия Беливского (+XVIII в.). В настоящее время место часовни отмечено памятным крестом. Место почитаемое старообрядцами всей России.

Верея – Церковь Матроны Московской
Деревянный храм с шатровой колокольней. Заложен в 2009, в настоящее время внешне окончен, ведется отделка.

Войново-Гора – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной и колокольней, близкая к типовым. Сооружена в 1835-1855. В трапезной были Никольский и Сергиевский приделы. Закрыта в 1938, колокольня сломана. Использовалась как цех химического завода. Открыта в 1996, ремонтируется.

Гора – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Приход села Горы выделился из ореховского. Церковь выстроена в 1877-1886 на средства фабриканта А. В. Смирнова. Это кирпичное четырёхстолпное здание в псевдорусском стиле с декоративным пятиглавием над центральной частью и шатровой колокольней, близкое к типовым проектам. Боковые приделы Никольский и Никитский. Закрыта в 1938. Открыта в 1991, отремонтирована.

Горбачиха – Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы
Большой каменный однокупольный храм в стиле позднего классицизма с трапезной и колокольней, построенный в 1839-1849, главный престол Троицкий. В 1887-1889 расширена трапезная с Рождество-Богородицким и Пятницким приделами, выстроена новая многоярусная колокольня. Закрыт в 1953, к 1980-м пришел в аварийное состояние. Отдан верующим в 1989, восстановительные работы начаты только в 2000.

Губино – Старообрядческая церковь Иконы Божией Матери Казанская
Кирпичная старообрядческая молельня, место хранения местно чтимой Казанской иконы Богоматери. Принадлежала окружнической общине. Построена в 1889 на средства Кокуновых, частично перестроена в 1906, тогда же планировалась постройка новой церкви. В 1940 закрыта, вновь открыта в 1945.

Давыдово – Церковь Михаила Архангела
Церковь заложена в 2010, сооружен цокольный этаж. Богослужения проходят в приспособленном помещении.

Давыдово – Старообрядческая церковь Воздвижения Честного креста Господня
Зимний молитвенный дом неокружнической общины. Последнее перед революцией деревянное здание простой архитектуры выстроили в 1916 попечением Ф. С. Терехова. Закрыт в 1930, позже сгорел. В 2001 в церковь перестроена старая каменная кладовая, надстроенная главкой и позже обшитая досками, ныне приписанная к храму в Павловском Посаде. Есть планы строительства особой церкви.

Давыдово – Старообрядческая часовня Николая Чудотворца
Деревянный, ярусный, старообрядческий часовенный столб. Сооружен на средства Мосаловой Е. Н. и пожертвования прихожан.

Дровосеки – Церковь Никиты Великомученика
Небольшая однокупольная кирпичная церковь эклектичных форм, выстроенная на средства супругов М. И. и Ф. В. Костиных в память Коронования Их Императорских Величеств в 1897. Закрыта в 1940, венчания сломаны, использовалась как магазин. Открыта в 1998, ремонтируется.

Елизарово – Старообрядческая моленная
Старообрядческая моленная неокружнической общины. Перед революцией, по всей видимости, помещалась в кирпичном здании без явных следов церковной архитектуры. Закрыта в 1938 под клуб, к 1960-му заброшена, в настоящее время находится в руинированном состоянии.

урочище Житенино – Церковь Николая Чудотворца
Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной (сломана в 2007) и колокольней, близкая к типовым. Построена в 1839 на средства А. П. Хметевского. В трапезной были приделы Александра Невского и Иоанна Воина. Закрыта в кон. 1930-х, к 1990-м в аварийном состоянии. С 2005 ремонтируется.

Запонорье – Старообрядческая часовня
Деревянный ярусный часовенный столб. Сооружён весной 2011 г.

Запутное – Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Церковь в удалённой деревне, выделившейся из прихода села Знаменского. Одноглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженный в 1912-1914. К 1980-м заброшена. Возвращена верующим в 2006, ремонтируется.

Запутное – Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Деревянный молитвенный дом, построенный ок. 1906 после гибели в пожаре первой сельской церкви, позже служил зимним храмом прихода. Раньше был занят под жилье, сейчас крыша обвалилась, разрушается.

Ильинский Погост – Церковь Воскресения Христова
Пятикупольный кирпичный храм в стиле классицизма с обширной трапезной и колокольней, выделяющийся своими большими размерами. Сооружён в 1822-1840, многоярусная колокольня выстроена в 1847-1857. В трапезной Ильинский и Никольский приделы. Западная пара малых куполов разобрана в 1-й пол. ХХ в. Закрыт в 1938, использовался как склад, тарный цех. Открыт в 1990, ремонтируется, богослужения проводятся в трапезной части.

Кабаново – Церковь Никиты Великомученика
Приход в деревне Кабаново ореховского прихода был открыт для борьбы с расколом. Деревянная церковь была перевезена в 1890 из Дубровки на средства А. В. Смирнова. Храм в Дубровке был сооружен в 1860 с использованием сруба церкви 1702 из Нестерово. Первоначально это был однокупольный храм с трапезной и столпообразной колокольней. В 1937 церковь была закрыта, вновь открыта в 1953. В 1957 пострадала от пожара, венчания разобраны, сделана новая небольшая главка. В 1996 обложена кирпичом.

Костино – Старообрядческая часовня
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, несколько раз ремонтировавшийся и перестраивавшийся. Закрыт в кон. 1930-х, сломан в 1960-х. В настоящее время в деревне сооружена деревянная ярусная часовня-столп.

Красная Дубрава – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой богородицы
Небольшая кирпичная одноглавая церковь, построенная в 1908 на средства бр. Нажёсткиных, Морозовых и др. Принадлежала окружнической общине. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны.

Красное – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Село Красное выделилось из прихода Спасского погоста в сер. XIX в. Каменная однокупольная церковь в стиле позднего классицизма с трапезной и колокольней, близкая к типовым. Выстроена в 1851 на средства купца Л. А. Кознова. В трапезной были приделы Никольский и муч. Агриппины. Закрыта в кон. 1930-х. Открыта в 1993, отремонтирована.

Ляхово – Старообрядческая часовня
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1934, позже сломан. В сер. 2000-х в деревне сооружена ярусная деревянная часовня-столп.

Мальково – Церковь Рождества Христова
Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 при помощи А. В. Смирнова как единоверческая. После революции занята старообрядческой окружнической общиной, в 1930-х закрыта. В 2000 передана общине Московского Патриархата, ремонтируется.

Молоково – Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Община старообрядцев-неокружников в Молоково была зарегистрирована в 1907. Деревянная одноглавая церковь с колокольней, построенная в 1910, закрыта в 1930-х, сломана после войны. В 2002-2004 на её месте на средства А. В. Коржакова (начальник охраны Ельцина) построен новый деревянный клетский храм в духе зодчества Русского Севера с отдельно стоящей шатровой колокольней.

Нестерово – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Каменная однокупольная четырехстолпная церковь в русско-византийском стиле с небольшой трапезной и колокольней, построенная в 1847-1865 в духе проектов К. А. Тона. В трапезной приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. В течении 1930-х богослужения прерывались, но с 1940-х не закрывалась.

Никулино – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Старообрядческая окружническая община в Никулино зарегистрирована в 1909. Деревянная одноглавая церковь с колокольней в неорусском стиле выстроена в 1915 на участке М. Д. Клопова при помощи купца А. И. Морозова. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует.

Новинка (Новое) – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Храм, строящийся с 2010 на средства благотворителей. Нижний этаж кирпичный, верхний деревянный, с клетским завершением.

Новинка (Новое) – Старообрядческий молитвенный дом
Молитвенный дом устроен в каменно-деревянном двухэтажном здании бывшего Новинского сельсовета.

Острово – Рафаиловский Троицкий женский монастырь
Сектантский женский монастырь, созданный на участке, принадлежащем М. П. Остроуховой (игум. Серафиме) в 1997 году. Первоначально входил в юрисдикцию РПАЦ («валентиновцев»), в нач. 2000-х перешёл в юрисдикцию ПРЦ (ИПЦ) («рафаиловцев»). За прошедшие годы выстроены кирпичная ограда, несколько корпусов келий и колокольня.

п. Первого Мая – Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших
Строящаяся церковь на территории СНТ «Оптимист». Община создана в 2007 по инициативе С. В. Семочкина, храм заложен в 2011. На фото фундамент храма.

Поточино – Церковь Иконы Божией Матери Боголюбская
Небольшая кирпичная одноглавая церковь, сооружённая в 2010-2012 на месте часовни, разрушенной в 1960-х. Восьмигранная в плане постройка с притвором и алтарём.

Рудне-Никитское – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь типа восьмерик на четверике, с трапезной и шатровой колокольней, поставленная на подклет. Сооружена в 1782, несколько перестроена при ремонтах в XIX в. Служит летним храмом прихода. В советские годы практически не закрывалась. В Рудне-Никитском уцелел единственный в Центральной России ансамбль из двух старых деревянных церквей: летней и зимней.

Рудне-Никитское – Церковь Рождества Христова
Небольшая деревянная одноглавая церковь, вероятно XVIII в., получившая свой современный облик при расширении в 1898. Служит зимним храмом прихода. В советские годы практически не закрывалась.

Савинская – Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших
Построена в 1888 как часовня. Крупная кирпичная кубическая одноглавая постройка. Была приписана к церкви в Старом Покрове. Закрыта в 1932, перестроена. Возвращена верующим в 1999, отремонтирована, освящена как храм.

В Селиванихе создаётся уникальный старообрядческий церковный ансамбль. Здесь предполагается создание монастыря

Селиваниха – Старообрядческая церковь Алексия, человека Божия
Летний молитвенный дом старообрядческой общины в Селиванихе в 1930-х был закрыт и вскоре разрушен. В 2010 его фундаменты расчищены, в 2012 заложен новый Алексиевский храм.

Селиваниха – Старообрядческая церковь Рождества Иоанна Предтечи
Строительство церкви начато в 2014 году

Селиваниха – Старообрядческая часовня Иконы Божией Матери Умягчение злых сердец
Деревянная четверогранная часовня каркасной конструкции под невысоким четырехскатным шатром. Соружена над вновь обустроенным источником в 2013-2014 гг.

Слободище – Старообрядческая церковь иконы Божией Матери Казанская
Деревянный старообрядческий молитвенный дом крупной окружнической общины, сооруженный в 1882. Главка на вальмовой кровле надстроена в 1909. В 1930-х закрыт, вновь открыт в 1946 и более не закрывался.

Смолево(Новинский с/о) – Старообрядческий молитвенный дом
Деревянная церковь неокружнической общины. Большое здание простой архитектуры, более напоминающее молитвенный дом, было выстроено в 1912 на средства М. Р. Елисеевой. Сломана в ХХ в. В настоящее время в частном доме вновь устроена моленная.

Смолево(Соболевское) – Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная часовня, сооруженная ок. 2010 на частном участке, но открытая для всех жителей. Прямоугольный сруб под высокой четырехскатной кровлей с главкой.

Старый Покров – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, состоящая из пятиглавого четверика, трапезной и многоярусной колокольни. В трапезной приделы Ахтырской Богоматери и Никольский. Не закрывалась, но в 1938-1945 настоятеля не было.

Устьяново – Старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Кирпичная церковь сооружена на месте прежней деревянной путем её замены по частям при помощи Ф. Е. Морозовой. В 1910-1911 построены шатровая колокольня и притвор, в 1914 выстроен главный одноглавый храм в неорусском стиле. Закрыта в кон. 1930-х, открыта ок. 1945, более не закрывалась.

Хотеичи – Церковь Троицы Живоначальной
Каменная пятиглавая церковь с трапезной, декор в духе провинциального классицизма, сооруженная в 1811-1823 при помощи графини И. И. Воронцовой. Четырёхъярусная колокольня в псевдорусском стиле построена в 1851. В трапезной Благовещенский и Никитский приделы. Богослужения прекращены в 1939, занята складом удобрений. Открыта в 1995, отреставрирована.

Чистое Северное – Старообрядческая церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина
Небольшая кирпичная церковь, заложенная ок. 2004 и оконченная постройкой ок. 2010. Одноглавый четверик с притвором. Опекается клиром храма в Губино.

Юркино – Поминальный крест на месте церкви Троицы Живоначальной

Яковлево – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кирпичная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней, выстроенная рядом с деревянной в 1909-1915. Закрыта в кон. 1930-х, заброшена. Открыта в 1995, отремонтирована с упрощённым завершением. Первоначально Ахтырская, при восстановлении в 1990-х освящена как Покровская.

У этого рассказа обязательно будет продолжение, в котором я расскажу о храмах следующего подмосковного района.

29 августа 2015 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура

В материале использовалась информация с сайта «Храмы России», активным автором которого я являюсь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *