храм вознесения господня ростов великий
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. К. Маркса, д. 25а
Год постройки: 1566 год
Архитектор: Андрей Малой
Координаты: 57°11’18.4″N 39°25’11.8″E
Ростовский храм Вознесения Господня чаще именуют по названию придела церковью Исидора Блаженного на валах. Он «вырос» в 1566 году над местом упокоения одного из самых известных и почитаемых ростовских святых – Блаженного Исидора Твердислова. Сохранившая церковь – одна из старейших на Ростовской земле. Она имеет уникальную историю, тесно связанную с традиционным для России почитанием людей юродивых, или как раньше говорили блаженных, несущих миру истину необычным способом и ничего не требующих взамен.
Жизнь Блаженного Исидора
Исидор родился в прусском городе Бранденбург. Родители его были католиками, связанными с влиятельными и богатыми немецкими семьями. Юношей он решил юродствовать и пешком дошел до России. Для жизни Исидор выбрал город Ростов и здесь принял православие. Он жил в построенной из веток хижине, вел аскетический образ жизни, молился и помогал христианам советом и предсказаниями.
Однако много терпел унижений, насмешек и побоев за образ жизни юродивого. Прозвище Твердислов Исидор получил за то, что его пророчества всегда сбывались, то есть слово блаженного было «твердым». Самыми известными чудесами юродивого стало спасение выброшенного в море ростовского купца и предсказания архиерейского пути молодому князю Савве Оболенскому.
После смерти (14 мая в 1474 года), над могилой юродивого, устроенной на месте его хижины, возвели деревянный храм. Почитание Исидора началось еще при жизни, а после его смерти только выросло. Толпы паломников шли к новой церкви за исцелением и духовным советом. Позднее там же были погребены еще три ростовских чудотворца – юродивые Артемий Третьяк, Стефан и Афанасий.
Признания всей русской православной церковью, как святой-чудотворец, Исидор удостоился в период между 1552 и 1563 годами. Юродивого стали изображать на иконах и посвящать ему церковные обряды, например, благовест в день кончины блаженного – 27 мая (14 мая по старому стилю).
История церкви Вознесения Господня
Каменный храм Вознесения Господня был построен на месте обветшавшей деревянной церкви в 1566 году по указу царя Ивана Грозного, во времена ростовского архиепископа Никандра. В возведении храма участвовал Андрей Малой, «государев» зодчий самого Ивана Грозного. Имя этого мастера упоминалось в храмозданной надписи на белокаменной плите (или вкладной доске), закрепленной на церковной стене. Но ее, к сожалению, не удалось сохранить до нашего времени.
По указу и на средства государя Ивана Грозного в 1572 году для храма был заказан великолепный тябловый деревянный иконостас с царскими вратами, вырезанный искусными мастерами. Для размещение мощей святого в 1817 году соорудили серебряную раку-гробницу. Она располагалась под аркой, пролегающей между теплой и холодной частями церкви. Почитаемые верующими мощи Исидора до сих пор находятся в храме Вознесения Господня, и хранятся под спудом этой церкви.
Архитектурные особенности и интерьер церкви Вознесения Господня
Место, где расположен храм, находится возле древнего оборонительного вала, опоясывавшего старый город, поэтому в названии храма и появилась приставка «на валах». Когда в XVII веке в Ростове возводили эти земляные укрепления, храм сохранили, окружив его насыпью.
Церковь Вознесения Христа довольна скромна и величественна. Ее архитектура имеет много общего с посадскими храмами, которые были выстроены в Москве в XVI веке. В тот период внешний облик храмовых зданий отражал догмат церкви о верховенстве креста. Религиозное строение имеет свободное внутренне пространство, не поддерживаемое столбами, и перекрыто так называемым крестчатым сводом. От этого помещение получилось квадратным в плане, а кровля храма приобрела сложный трехлопастный рисунок.
Трехлопастное завершение каждой стены здания и внутренняя глухая стена, на которой размещен иконостас, придают церкви устремленность вверх. Это визуальное впечатление усиливают достаточно большой барабан и купол, увенчанный крестом.
Северный и южный фасады идентичны друг другу. Три апсиды восточного фасада невысоки и сильно выдаются вперед. Ранее входы в церковь располагались с трех сторон, и их обрамляли сделанные из кирпича порталы со строгим рисунком.
В XVIII и XIX веках храм несколько раз перестраивали. Трехлопастные закомары заменили восьмискатным покрытием, с запада пристроили здание трапезной, а с юга – теплый придел, освященный в честь Блаженного Исидора. Одновременно с этим вместо шлемовидной главки поставили луковичную, с глубоким перехватом у основания. А в XIX веке возле храма возвели колокольню. Все это очень сильно изменило внешний облик церкви и исказило ее первоначальные пропорции.
Считается, что изначально стенописи внутри храма не было. Расписали стены только в 1720-е годы. Потом роспись несколько раз подновляли и реставрировали, вплоть до 1913 года. Сохранившиеся до наших дней фрески очень красивы, но требуют внимательных рук реставраторов.
Когда создавали первые росписи, разобрали древний четырехярусный иконостас, подаренный храму царем Иваном Грозным. После чего восточную стену церкви расписали традиционным, так называемым, каменным иконостасом, по аналогии с храмами Архиерейского дома. Исследователи предполагают, что живописную работу проделали известные ростовские изографы братья Иконниковы. Они приложили для этого максимум старания и фантазии, и фрески получились живыми и полными движения. Человеческие фигуры на них изображены в многочисленных поворотах, а архитектурные сооружения обладают сложной композицией. Интересно то, что на фресках можно увидеть изображение ростовского Успенского собора таким, каким он выглядел еще до переделок XVIII века. А нижний уровень храмовой росписи полностью посвящен событиям из жизни юродивого Исидора.
Царские врата от древнего иконостаса, заказанного Иваном Грозным, хранятся теперь в музее Ростовского кремля. Они необычны и сделаны мастером-резчиком, выполнявшим подобную работу для Боровского Свято-Пафнутьева монастыря. Небольшие резные иконки оплетены тонкой ажурной резьбой, в орнаменте которой присутствуют стилизованные побеги растений, круглые бляшки и килевидные арки.
Современное состояние и режим посещения
Храм действующий, но требует еще значительных ремонтно-восстановительных работ. Посетить его могут все желающие. Если попросить, туристам и паломникам разрешают самостоятельно подняться на высокую колокольню, с которой открываются виды на оборонительные земляные валы и на город в сторону Ростовского кремля.
Богослужения проходят здесь по субботам, воскресеньям и праздничным дням в 9.00 и 17.00. Молебны Блаженному Исидору проводятся по субботам и начинаются в 11.00.
Как добраться до церкви Вознесения Господня
Храм расположен в доме № 25А, в конце улицы Карла Маркса.
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра города к церкви можно подъехать на рейсовых автобусах, маршрутках или за 20 минут дойти пешком.
Ростов Великий. Церковь Вознесения Господня (Исидора на валах)
Церковь Вознесения Господня (Исидора на валах) в Ростове Великом (Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. К. Маркса, 25 «А»)
Многие туристы редко покидают кремлевскую площадь Ростова Великого, полагая, что все памятники истории сконцентрированы именно здесь, однако, стоит немного отдалиться от центра, что бы найти нечто не менее интересное. Так например, в стороне расположен весьма привлекательный ансамбль Авраамиевского монастыря с монументальным Богоявленским собором, а так же древняя церковь Исидора, что на валах.
Среди древних земляных валов (в конце улицы Карла Маркса) стоит церковь Вознесения, известная ростовчанам под названием Исидора Блаженного. На памятник сейчас нет хороших точек зрения. С улицы Карла Маркса на первый план выступает колокольня в стиле русского классицизма. Старые тополя, обступившие церковь с северной, восточной и южной сторон, скрывают ее, если подняться на земляные валы. Эта церковь особенно интересна тем, что в ее западную стену вмонтирована каменная плита, на которой высечена надпись, расшифровывающая год ее постройки и имя строителя:
Описание храма Исидора на валах в Ростове Великом
«Лета 7074 (1566) державою и повелением благочестивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, его царскою казною, поставлена церковь сия Вознесение Господне в ней же Исидор Чудотворец, при епископе Никандре Ростовском, а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой».
Государев мастер, видимо, хорошо знал архитектуру московских посадских храмов начала XVI века. Возведенная им церковь является еще одной интересной репликой храмов этого типа — со свободным внутренним пространством, без столбов, перекрытым крестчатым сводом.
Крестчатый свод является русским изобретением; его конструкция строится на том, что четыре цилиндрических свода, соответствующие наружным, наиболее высоким частям стен, разрезают сомкнутый свод в направлении с севера на юг и с востока на запад. На их пересечении ставится световой барабан с главой. Крестчатый свод обусловливает почти квадратный план помещения и сложную по рисунку трехлопастную крышу.
Андрей Малой последовательно осуществил эту систему в ростовской церкви Исидора Блаженного. Все ее фасады разбиты лопатками на три части, из которых средняя шире и выше боковых и завершена килевидной аркой, а боковые — полуарками. Такое трехлопастное очертание каждой стены придает всему сооружению устремленность вверх, еще более усилен выступающие вперед. С запада им отвечает притвор, пристроенный, по-видимому, в XVII веке. Архитектура Исидоровской церкви, соответствующая практическим требованиям посадских людей, нравилась ростовчанам своим изяществом и декоративной формой покрытия, достигнутой очень простыми средствами, вытекающими из ее конструкций. Как уже упоминалось, в XVII веке в церкви Спаса на Сенях в кремле и в церквах Авраамиевского и Белогостицкого монастырей зодчие вернулись к образу этого сооружения.
Росписи церкви Исидора Блаженного выполнены в 1760—1770-х годах и представляют исключительный интерес. Предполагают, что их авторами были ярославские мастера братья Иконниковы. По стилю они напоминают фрески церкви Спаса на Торгу.
В манере письма — при сохранении традиционных схем композиций росписей в целом и в деталях, особенно в сюжетах, связанных с жизнью Христа, — ярко выступает стиль барокко с его любовью к движению, к клубящимся складкам, к подчеркнутым поворотам человеческого тела, к сложным построениям архитектуры. Нижний ярус посвящен «житию» Исидора. Здесь интересно изображение ростовской архитектуры, в частности Успенского собора, Вознесенской церкви без достроек конца XVIII—XIX веков. (Живопись была сильно подправлена в 1873 году.) — В. Иванов.
Литература:
В. Иванов Ростов, Углич М., 1975 с. 137-140
Храм вознесения господня ростов великий
Если будете когда-нибудь в Ростове Великом (Ярославском), обязательно зайдите в старенький и бедный храм Исидора Блаженного на валах. Эта каменная церковка в самом центре города (в пяти минутах от ростовского кремля), но большинство туристов и паломников до неё не доходят — а зря!
В 2000-х годах наша телевизионная группа — словно охотящаяся у морских рифов акула — чуть ли не каждую неделю курсировала по Тверской и Ярославской областям в поисках новых тем, историй, судеб и необычных репортажей из русской глубинки.
В очередной раз «патрулируя» Ростов Великий, на улице Карла Маркса мы случайно наткнулись на земляной вал, за которым спрятался до этого не известный нам древний храм. Если бы не куполок и острая колоколенка, торчавшие из-за крепостных валов, никто бы его и не заметил…
Как зашли – обомлели… Храм оказался не таким уж и маленьким, как выглядел снаружи. Но главное, что сразу же бросилось в глаза — дивные старинные фрески.
Несмотря на холод и сырость, на стенах сохранилось множество росписей. В полумраке церковных сводов отчетливо различались яркие краски, одежды и лики святых, проступали какие-то необычные сюжеты с морем, волнами и парусной лодкой.
— Вы впервые в нашем храме? — пожилая женщина за свечным ящиком, оторвавшись от каких-то записей, казалось, даже обрадовалась появлению нежданных посетителей. — А давайте я проведу вам экскурсию по нашему храму?
Мы в тот момент, конечно же, сильно торопились и надолго «зависать» на одном месте, выслушивая совершенно не нужные нам, скорее всего, стандартные сведения о годах постройки и перестройки храма, его закрытии, «воцарении мерзости запустения», возрождении и по чьему благословению началось это самое возрождение — ну, не было у нас на это ни времени, ни желания…
Но эта женщина с такой надеждой на нас смотрела, такая робкая радость светилась в её глазах — видно, очень уж ей хотелось поделиться с нами чем-то важным, дорогим для неё самой, чтобы мы хоть на 10 минуток еще задержались в этом храме. Мы не сумели отказать и стали слушать и смотреть…
Кутаясь в своё пальтишко (а в храме было так холодно, что пар изо рта шел), она стала рассказывать о каком-то средневековом иностранце, который пришел когда-то в ростовскую землю, предположительно, из Германии и поселился на болоте.
— Он принял у нас крещение, звали его Исидор. Вел себя, как юродивый, и в Ростове его полюбили, стали почитать за блаженного. — Марья Степановна (так звали нашего экскурсовода и по совместительству вахтёршу-свечницу) направила указку на полуоотвалившийся кусок старинной краски. — Вот посмотрите, здесь на стене сохранился удивительный фрагмент росписи из Жития Исидора Блаженного. Можно различить волны, корабль с парусом и тонущего в море человека. Это наш купец из Ростова, которого выбросили за борт — ему явился Блаженный Исидор, протянул руку и вытащил из воды! Так повествует Житие, и эту историю с чудесным спасением ростовского купца благодарные жители запечатлели на стене храма.
Мария Степановна оказалась не просто вахтёршей, но еще и мамой настоятеля. Она так увлеклась рассказом — так была дорога для неё каждая деталь, каждая роспись — что напоследок еще и буквально заставила нас забраться на колокольню.
— У нас оттуда очень хороший вид на Ростов открывается — мне-то уже тяжело, а вы обязательно поднимитесь! Только осторожней, там лестницы крутые, опасные. Люк на крыше сами откроете…
Храм Вознесения Господня «на валах» (в народе известный как Исидора Блаженного) – один из самых древних и замечательных ростовских храмов. Он построен в XVI веке по специальному повелению Ивана Грозного на месте погребения Блаженного Исидора. Грозный царь Иван Васильевич очень почитал этого святого. Перед взятием Полоцка в 1563 году он дал обет возвести над гробом Исидора каменную церковь. Обещание правитель Руси выполнил…
Когда мы спустились с колокольни, в притворе встретили молодого священника, сына Марьи Степановны.
Приближалось время всенощной, и отец Олег Ельцов, пытаясь перед службой протопить церковь, закидывал березовые дрова в «Булерьян» — стальную печку, расположенную справа от свечного ящика.
— Пока служба не началась, пойдемте, я подведу вас к мощам святого Исидора! — отряхнувшись от опилок, улыбающийся батюшка повел нас через дьяконские врата, как нам показалось, в алтарь. Но это было отдельное узкое помещение справа от алтаря, доступное для паломников и туристов.
— Вот здесь под спудом и покоятся его мощи. Юродивый Исидор, по прозвищу «Твердислов», пришел к нам из Германии во второй половине XV века. В день его кончины, на Вознесенье, по всему Ростову распространилось благоухание, а после смерти стали происходить чудеса. Самое интересное, блаженный Исидор помогает и сегодня! Особенно от недуга пьянства и психических заболеваний. Помогает пьяницам, помогает бросить пить. Потому что был случай, зафиксированный в Житии, когда привезли бесноватого пьяного человека и целую ночь читали над ним канон (он был в цепях), а под утро он стал здоровым и нормальным. Больше не пил.
Заметив слегка скептическую улыбку на лице моего телеоператора, священник принес большую толстую тетрадь, наполовину уже исписанную.
— Это у нас «Гостевая книга», в ней собрано немало отзывов о таинственной помощи святого уже в наши дни.
Отец Олег, полистав и найдя какую-то запись, зачитывает её вслух.
— «Видела во сне Исидора, ростовского блаженного. Спросила, что на этой иконе? Был голос: Я Исидор, ростовский чудотворец, молись, и я тебе буду помогать». Через много лет она посетила наш храм — а живет она в селе Кочубеевское, это Ставропольский край. То есть человек раньше даже не знал, что есть такой город Ростов и блаженный Исидор.
Тем не менее, несмотря на древность и сохранившиеся фрески, в 2000-х годах храм Исидора Блаженного находился в бедственном положении.
Церковь Исидора на валах
Церковь Вознесения – часто ее называют церковью Исидора на валах – одна из древнейших в Ростове Великом. Храм почти не привлекает к себе внимания путешественников: слишком скромно выглядит он сегодня. Между тем, живописный вид и фрески этой церкви приезжал снимать один из самых известных фотографов дореволюционной России С.М. Прокудин-Горский. Изначальный облик храма теперь можно оценить лишь по его фотоснимкам. Но и сегодня церковь вызывает интерес искусствоведов и историков, а также паломников, в том числе из-за рубежа.
Официальное название: церковь Вознесения Господня над гробом святого блаженного Исидора Чудотворца.
География: город Ростов Ярославской области.
Хронология: церковь построена в XVI веке, стенопись выполнена в начале XVIII века.
Состояние: с многочисленными утратами церковь и некоторые росписи сохранились.
Адрес: г. Ростов Великий, ул. К.Маркса, 25а. Сайт: http://isidor.pro
Из «латинской» веры в православную
Церковь Вознесения расположена в центре города, в нескольких минутах ходьбы от Ростовского кремля. Вокруг храма находятся валы, видимо, оборонительного характера, так что название церковь Исидора на валах – не просто фигура речи.
Блаженный Исидор Твердислов, почитаемый на Руси и сегодня, был родом вовсе не из здешних мест. Согласно житию, он родился в XV веке в окрестностях немецкого города Бранденбурга, в богатой семье католического вероисповедания. Разочаровавшись в «латинской вере», Исидор решил перейти в православие. Избрав для себя подвиг юродства, в лохмотьях, с посохом в руке, он отправился в странствие. Своим видом всюду вызывал насмешки и издевательства, порой был даже избит, но смиренно переносил все это, побеждая таким образом свою гордость.
Пешком он дошел до Ростова, где принял православие. Все так же одетый в рубище, он ходил по городу, сносил обиды и оскорбления, а ночью молился в хижине, которую сам соорудил из хвороста. Поскольку он говорил по-русски с акцентом, местные жители дали ему прозвище Твердислов. По сути, этот немец стал первым юродивым на Руси.
Житие сообщает о совершенных им многочисленных чудесах: кого-то он спас от гибели, кого-то волшебным образом проучил, кому-то предсказал будущее. Пророчества юродивого всегда сбывались, поэтому прозвище Твердислов со временем приобрело совсем иное значение: твердость, верность своему слову.
Скончался Исидор в 1474 году. «Жители Ростова Великого были оповещены о его кончине удивительным благоуханием, внезапно разлившимся по всему городу и исходившим от его хижины», – так рассказывает об уходе житие этого святого. Похоронен Исидор был непосредственно на том месте, где стояла его хижина. Почти сразу над могилой был сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня, так как день погребения Исидора, 18 мая, приходился в 1474 году именно на этот праздник. Спустя почти 100 лет деревянную церковь заменили на каменную, под ее стенами мощи блаженного находятся до сих пор. Согласно житию, над мощами неоднократно происходили чудесные исцеления, и поэтому в народе широко распространилось почитание блаженного Исидора. Память святого празднуется 27 мая.
По велению Ивана Грозного
По-особому чтил память святого Исидора царь Иван Грозный, считая его одним из великих чудотворцев: в частности, Исидору приписывалось чудесное вмешательство в освобождение в 1563 году города Полоцка от польских войск. И в 1565 году по приказу Ивана Грозного на средства из государевой казны на месте деревянной Вознесенской церкви в Ростове Великом было начато строительство каменной.
Каменный храм построили очень быстро – за 3 года. Здание выполнено в традициях московских посадских храмов первой половины XVI века. Церковь Вознесения – в числе последних сооружений, созданных в этом стиле. На одной из ее настенных плит была сделана надпись: «Лета 1565 державою и повелением царя Иоанна Васильевича его царскою казною поставлена церковь сия а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой». В русском зодчестве это один из тех редких случаев, когда указывалось имя архитектора – об авторстве большинства церквей XVI и даже XVII века никаких сведений не сохранилось.
Андрей Малой – известный зодчий, государев мастер, много работавший в Москве. К моменту возведения Вознесенской церкви им на Ростовской земле уже был выстроен Богоявленский собор Авраамиева монастыря (1555 год) – один из первых храмов нового асимметричного, многокупольного типа.
Возведенная мастером церковь Вознесения является интересной репликой московских посадских храмов – со свободным внутренним пространством, без столбов, перекрытым крестчатым сводом. Крестчатый свод – русское изобретение, его конструкция строится на том, что 4 цилиндрических свода разрезают сомкнутый свод в направлении с севера на юг и с востока на запад. На их пересечении ставится световой барабан с главой. Благодаря такому своду план помещения приобретает почти квадратный вид.
Храм, по существу, очень скромен, но выглядит при этом довольно монументально. Ощущение величия создается и за счет глав, которые пропорционально меньше, чем широкие арки, завершающие каждый фасад, и за счет трехлопастного очертания каждой стены, что придает всему сооружению эффект устремленности вверх, усиленный крупным барабаном с куполом и крестом.
Внутренний вид Вознесенской церкви по-своему повторяет это движение ввысь – специально устроенное освещение верхней части храма задает всему пространству вертикальную доминанту, которая поддержана глухой стеной иконостаса и внутренними сводами, имеющими своеобразный, почти готический профиль.
Вся постройка выполнена на очень высоком уровне; Андрея Малого, безусловно, можно считать ведущим зодчим своего времени.
В 1572 году для иконостаса церкви были сделаны уникальные царские врата. Они выполнены в совершенно оригинальной форме – такой не встречалось ни до их создания, ни после. Заказчиком врат исследователи считают Ивана Грозного, а исполнителем – ростовских резчиков. Царские врата состояли из резных иконок, украшенных многолепестковыми килевидными арками. Иконки оплетала плоская ажурная орнаментальная резьба. Судя по ее мотивам, резчик был хорошо знаком с восточными орнаментами. По обилию пластических изображений – здесь было помещено 20 праздников и страстей – врата напоминали скорее чеканку драгоценного металла, чем резьбу по дереву. Обилие сюжетов не нарушало общей композиции. Рельефы, выдержанные в едином художественном стиле, на уровне сюжета объединялись изображениями событий из жизни Христа.
…Свой изначальный облик Вознесенская церковь не сохранила, ее начали переделывать и перестраивать уже в XVII веке.
В результате древние формы оказались в значительной мере стертыми. Так, в XVII веке к храму пристроили трапезную, тогда же была сооружена и шатровая колокольня. В XVIII веке разобрали древнюю шлемовидную главку церкви и взамен построили огромную главу с перехватом у основания. В 1786 году к храму пристроили теплый зимний придел во имя святого Исидора. В начале XIX века была пристроена западная паперть и сделана серебряная гробница блаженного Исидора, а вместо прежней шатровой колокольни выстроена новая, в классицистических формах – на ней по последней описи располагалось 8 колоколов. Со значительными утратами многие из построек сохранились до наших дней.
В 1836 году для проживания церковнослужителей рядом с храмом был возведен двухэтажный каменный дом, а в 1838-м – одноэтажный каменный флигель для причетников. В 1845 году при входе во внешний двор церкви поставили каменные ворота с двумя калитками. До нашего времени ни одна из этих построек не сохранилась – все перечисленное можно увидеть только на дореволюционных снимках.
В ростовских традициях
Стены Вознесенской церкви до 1720-х годов оставались белыми, что дополнительно подчеркивало необычность ее интерьера. Очевидно, одновременно с росписью храма в 1720-е годы ее прежний деревянный иконостас демонтировали и заменили так называемым каменным, выполненным в технике настенной живописи. С небольшими утратами он дошел до наших дней.
Стенопись церкви была выполнена братьями Иконниковыми. Роспись поражает неисчерпаемой фантазией художников. Их не смущали никакие трудности – ни многолюдность создаваемых композиций, ни сложные ракурсы изображаемых фигур. В манере письма ярко прослеживается стиль барокко с его любовью к движению, к клубящимся складкам, к подчеркнутым поворотам человеческого тела и сложным архитектурным композициям. Искусствоведы отмечают, что в этих фресках отразились разные живописные традиции, но явно прослеживается преемственность от ростовской школы.
Стенная живопись церкви покрывает все 4 стены и крестчатый свод бесстолпного помещения. На плоскостях свода изображены праздники, среди которых особое звучание получает ряд праздников Пасхального круга. На восточной стене фреской написан высокий иконостас, остальные стены разбиты на 4 яруса.
Три верхних яруса на южной, западной и северной стенах церкви занимает цикл евангельских сюжетов. По подсчетам специалистов в настоящее время здесь можно различить 31 сцену – среди них «Проповедь Иоанна Предтечи о Христе», «Призвание апостолов», «Беседа с самарянкой» и другие. Множество живописных сюжетов повествуют также о чудесах и исцелениях, совершенных Христом. На южной стене в доказательство божественной природы Иисуса изображаются чудеса, проявившие власть Христа над силами и законами природы (как, например, «Укрощение бури» или «Умножение хлебов»), а также над законами Ветхого Завета («Исцеление сухорукого в субботу»).
Росписи нижнего яруса Вознесенской церкви посвящены житию блаженного Исидора. Очень трогательна сцена прощания Исидора с родителями, которая изображена на южной стене: юноша в зелено-голубой шапочке готовится оставить богатый родительский дом и отправиться в странствование. Также в росписях отражены чудеса, совершенные Исидором при жизни.
Много внимания в стенной росписи храма было уделено архитектуре. Среди различных построек, изображенных на фресках, можно было найти и Успенский собор Ростова, еще не искаженный пристройками, и саму Вознесенскую церковь.
В 1873 году все эти замечательные фрески были неумело поновлены масляными красками. Первоначальная роспись проглядывает лишь на тех участках стен, которые раньше были скрыты под иконами.
Новая жизнь храма
Как и большинство церквей, Вознесенская пострадала в советское время. Сначала в ней устроили складские помещения, затем она какое-то время просто стояла заброшенной. А в 1930 году была передана в ведение музея-заповедника «Ростовский кремль».
В 1955-1957 годах церковь была тщательно изучена архитектором-реставратором Л.А. Давидом. Результатом исследования стала возможность придать храму первоначальный облик. Серьезную работу по изучению и реставрации царских врат 1572 года выполнил А.К. Лисицын в 1962-1964 годы: были удалены поздние левкас и грубая позолота, проведено укрепление некоторых частей, частично восстановлена позолота.
В настоящее время врата находятся на хранении в ростовском музее-заповеднике.
В 2000 году храм был возвращен Русской православной церкви. Первым делом здесь было возобновлено богослужение. И сегодня службы совершаются каждую субботу и воскресенье, в великие и двунадесятые праздники.
Церковь была расчищена, в ней заменили пол, вокруг храма установили дренажную систему. На окнах восстановили решетки, их выполнил живущий в Ростове обрусевший француз, великолепный мастер, настолько искусно сделавший свою работу, что, по словам очевидцев, теперь не найти, где XVI век, а где XXI.
Из музейных запасников храму отдали паникадило XVII века, вместо свечей в нем сегодня установлены электрические лампы. Современными иконописцами были созданы новые иконы, выполнены новые царские врата иконостаса. В 2008 году обрела голос звонница – для нее отлили новые колокола.
Из-за сложного материального положения восстановительные работы в Вознесенской церкви идут очень медленно. Особенно нуждаются в реставрации фрески – то немногое из древней истории храма, что еще можно спасти. ■
Материал подготовила: Лора Непочатова | фото: из архива церкви