храм вознесения господня в питере

Вознесенская церковь

Аудиогид

Фотографии

храм вознесения господня в питере храм вознесения господня в питере

Сын простого мастерового Ижорского завода, не имевший специального образования, Аникита Исидорович Полотнов сумел оставить заметный след как в истории родного города, так и в делах богоугодных. Став за счет собственного ума и смекалки купцом 2-ой гильдии, пробившись во власть и возглавляя долгие годы Посадскую думу города Колпино, этот меценат и благотворитель не забывал о сирых и убогих. На личные средства Полотнов организовал ночлежку, в собственном доме открыл начальную школу. Кроме этого, делал щедрые пожертвования в бюджет города и сиротскому приюту. Но главным благотворительным делом Аникиты Исидоровича стало возведение храма Вознесения Господня.

Не просто храм, а церковь-школа

25 июля 1897 года Полотнов подал прошение на имя обер-прокурора Святейшего Синода о постройке на собственные средства не просто храма, а церкви-школы. Благословение от митрополита Санкт-Петербурга и Ладожского Палладия было получено, и в этом же году в торжественной обстановке состоялась закладка нового храма. Двухэтажное здание возводилось по проекту зодчего Михаила Андреевича Андреева. К строительству храма присоединились рабочие Ижорских заводов, местные жители, купечество города.

На нижнем этаже размещались три светлых просторных класса, в которых могло обучаться по 60-70 учеников, и комната для отдыха учителей. На верхнем этаже располагался храм, в котором одновременно могло поместиться около 1000 прихожан.

Храм и советское государство

Согласно декрету об отделении школы от Церкви в феврале 1918 года церковно-приходскую школу упразднили. Храм закрыли в 1920 году, как “лишний”. Здание поступило в распоряжение отдела народного образования, часть икон удалось передать в Колпинский Троицкий собор, все остальное было просто сожжено. После демонтажа колокольни, на верхнем этаже разместился спортивный клуб “Спартак”, а на первом расположилась читальня.

Во время войны здание бывшего храма не пострадало, и, после некоторой перестройки, в него въехал кинотеатр “Заря”.

Возвращение храма верующим

Полуразрушенное здание храма передали Русской Православной Церкви в марте 1991 года. Регулярные богослужения стали совершаться в церкви с 1994 году. Реставрационные работы длились четыре года, и в 1995 году состоялся чин освящения воссозданного храма. В 1996 году на заново отстроенную колокольню водрузили крест, а в апреле 1997 года, к светлому празднику Пасхи, повесили колокола. В дальнейшем на здании восстановили кокошники и восьмиконечный крест.

Источник

Церковь Вознесения (Санкт-Петербург)

Церковь Вознесения Господня — утраченный православный храм. Располагался в Санкт-Петербурге по адресу Вознесенский пр., 34А. Была построена архитектором Александром Францевичем Вистом ещё в петровскую эпоху. Неоднократно подвергалась перестройкам, самая значимая из них прошла в 1758—1759 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 1936 году в рамках антирелигиозных настроений церковь снесли.

Содержание

История

XVIII век

В бытность Петра I российским императором на берегу Глухой речки в так называемых «переведенских» слободах [1] была установлена походная церковь. Она предназначалась для работников Адмиралтейства. В 1728 по проекту И. К. Коробова рядом с походной церковью был возведён деревянный храм. Внутри его обили холстом. Расписали образа и расписали интерьеры адмиралтейские художники. 20 марта 1729 этот храм был освящён епископом Псковским Рафаилом. Спустя год здание обзавелось изготовленным по проекту И. И. Сляднева шпилем и приделом великомученика Иоанна Воина. До 1746 года при храме было кладбище. К XX веку от него уцелела лишь одна могила. [2]

В 1751 возникла идея возвести на месте деревняного храма трёхпридельную каменную церковь. Однако последнюю удалось заложить лишь 4 июня 1755 года по проекту архитектора А. Ф. Виста. 14 июля 1758 строившаяся ярославскими каменщиками колокольня рухнула из-за «худого кирпича». Данный инцидент несколько затормозил строительство. Восстановительными работами руководил Антонио Ринальди, который, между тем, несколько изменил прежний проект церкви. Немало средств на строительство храма было вложено купцом А. П. Березин. Работы по перестройке и восстановлению храма закончились в 1759. 30 июля 1764 года был освящён придел великомученика Иоанна Воина, 25 сентября 1765 — придел Божией Матери «Утоли моя печали». Только 28 мая 1769 года освятили главный придел. Образа в нём изготовил М. Л. Колокольников. Колокольню храма достроили лишь к 1787 году. В 1796 на углу канала возвели часовню. [2]

XIX век

В 1806—1813 под руководством Луиджи Руска были удленены боковые приделы, а также изменены некоторые интерьеры. В 1867—1869 годы зодчий Г. И. Карпов изменил форму куполов, а уже в 1885—1886 годах перестроил находящуюся на наберженой часовню. Был установлен новый иконостас (резьба по дереву выполнена Райским. образа написаны Барковым).

XX век

10 июня 1935 года церковь закрыли, и уже в 1936 году снесли. [2] В настоящее время на месте часовни расположен дом. Адрес дома Вознесенский пр., 34 и Набережная канала Грибоедова, 76. [3]

Архитектурные особенности

Арки украсили лепными фигурами ангелов. Пол оформили чугунными плитами.

Общество вспомоществования бедным

1 ноября 1870 в приходе церкви было устроено Общество вспомоществования бедным. Общество существовало при финасовой помощи благотворителей. Специально для него в 1872 году Г. И. Карпов выстроил на участке около церкви отдельный дом. Общество курировало несколько приходских благотворительных заведений. Среди них была женская богадельня, в которой к началу XX века содержалось 55 женщин, приют для детей в возрасте от 7 до 12 лет, в котором тогда же проживали 13 мальчиков и 20 девочек, а также приют-школа им. К. А. Рыбина, которую к 1900 году посещало 32 мальчиков и 23 девочки, при этом 16 детей постоянно жили в приюте. Общество выступало организатором курсов церковного пения и народного хора под руководством И. С. Соловьёва. Общество было закрыто в 1918 году. [4]

Источник

Церковь Вознесения Господня

храм вознесения господня в питере

Церковь Вознесения Господня Классицизм

храм вознесения господня в питере

Фрагмент плана
И.Ф.Трускотта
1753 г. * см. ниже
(добавил S.P. )

храм вознесения господня в питере

храм вознесения господня в питере

храм вознесения господня в питере

храм вознесения господня в питере

Грабарь «История
русского искусства»
(добавил Андрей Агафонов )

храм вознесения господня в питере

храм вознесения господня в питере

храм вознесения господня в питере

храм вознесения господня в питере

* Изображение деревянной Вознесенской церкви, построенной И. К. Коробовым в 1728 г., на плане Санкт-Петербурга И.Ф.Трускотта 1753 г.

По отпуске из адмиралтейской коллегии первоначальных строительных материалов была заложена деревянная церковь поуказу св. Синода от 31 августа 1728 г., а в ноябре того же года был окончен придел во имя св. Иоанна Воина и по прикзу св. Синода преосвященным Рафаилом, епископом псковским и нарвским освящен с положением антиминса, данного Синодом. Постройка церкви затем продолжалась теми же средствами и была окончена в половине марта 1729 г. 20 марта дан от св. Синода указ на освящение храма Вознесения Господня епископу Рафаилу и прислан антиманс.

Первоначальная деревянная церковь, ровно и иконостас были устроены по рисунку архитектора Коробова. На алтаре над престолом бла устроена сень, иконостасы были раскрашены и по местам вызолочены, потолок и алтарь расписаны. На колокольне было пять колоколов. Через Глухую речку вел к церкви широкий мост. Ограда церкви была обсажена деревьями ( на том месте, где построен Вознесенский храм, была тогда березовая роща).

В 1730 г. по распоряжению адмиралтейской коллегии, архитекторский гезель Гр. Селезнев выстроил над церковью шпиц. На колокольне вто время было уже девять колоколов. В январе 1732 г. к приезду императрицы Анны Иоанновны повелено было устроить в церкви Царское место и обить его красным сукном.

Главный храм построен был квадратным: длина его 35 саженей и 1,5 аршин, ширина 12 саженей 2 аршина и высота 12 саженей 8 вершков. Главный иконостас в 4 яруса с образом Господа Саваофа, иконостасы в 3 яруса. На Горнем месте в особо устроенном киоте над небольшой сенью помещается образ Христа Спасителя во весь рост человека на троне со скипетром и державою в руках. Образ написан на полотне в 1742 г. художником Яковлевым. При церкви находится колокольня в три яруса, на ней пятнадцать колоколов.

Церковная библиотека сущестует с 1930 г., она состоит из книг богословского содержания и из разных духовных журналов.

Церковь ограждена каменной оградой с железными решетками. Из сохранившейся при церкви надгробной надписи видно. что прежде при ней было кладбище. Из надгробных памятников в ограде церкви сохранился памятник на могиле первого вознесенского священника Федора Мокиевича Толстошеева, умершего в 1734 г.

(Евреинов Н. М., фон-дер-Брюгген Э. А. Лавры, монастыри и храм на Св. Руси. СПб епархия 1901 г. С. 109-113 добавил Наталия )

храм вознесения господня в питере

храм вознесения господня в питере

храм вознесения господня в питере

Внутренний вид
из книги «Лавры,
монастыри на Святой Руси. «

Источник

Церковь Вознесения Господня

храм вознесения господня в питере

Церковь Вознесения Господня

Все меньше горожан помнят, где стояла на Вознесенском проспекте красивая белая церковь с большим куполом и стройной колокольней – памятник архитектуры XVIII века. Более полувека минуло с 10 июня 1935 года, когда под самое Вознесенье она была закрыта и в сентябре 1936 взорвана, чтобы уступить место уныло-казенным школьным зданиям. Было этой церкви двести с лишним лет, ибо ещё при Петре I на берегу Глухой речки для рабочих Адмиралтейства поставили в «переведенских» (от переведенцев, т. е. переселенцев) слободах походную церковь. В 1728 по проекту И. К. Коробова был рядом заложен деревянный храм, обитый внутри холстом и расписанный адмиралтейскими художниками, которые исполнили и образа.

Этот скромный храм освятил 20.03.1729 епископ Псковский Рафаил, а через год на нем появился шпиль, сделанный по проеету И. И. Сляднева. До 1746 при храме было кладбище, от которого к началу нашегo века уцелела лишь могила первого священника. Среди прихожан в 1751 возник замысел выстроить трехпридельную каменную церковь, но заложить (по проекту А. Виста) ee удалось лишь 4.06.1755. В июле 1758 в ходе работ неожиданно рухнула возводимая ярославскими каменщиками колокольня, что несколько задержало строительство, которое продолжил А. Ринальди, внесший в проект свои изменения. Много усилий и средств вложил в постройку староста — купец А. П. Березин.

Только 30.07.1764 был освящен придел св. Иоанна Воина с его почитаемой иконой, a 25.09.1765 — «Утоли моя печали», где находился чтимый список чудотворного образа из московской церкви св. Николая в Папышах, украшенный в 1820 пре красным киотом из восьми пудов серебра работы ювелира А. Помо. Наконец, 28.05.1769 настала очередь главного придела, образа в котором исполнил известный М. Л. Колокольников. Арки в нем были украшены лепными фигурами ангелов; пол покрыт чугунными плитами. Колокольня храма завершена только в 1787 году. На углу, у канала, в 1796 выстроили часовню, переделанную в 1885–1886 Г. И. Карповым, когда в ней поставили иконостас с образами кисти Баркова.

Первую крупную перестройку в церкви произвел Л. Руска. Начиная с 1805 он удлинил боковые приделы и заменил барочный иконостас на четырехъярусный в стиле ампир. Тогда же интерьер был заново расписан, и 26.01.1813 церковь была снова освящена. В 1852 В. Е. Морган решил перестроить храм в русском стиле, но ему пришлось ограничиться лишь переделкой алтарной части и возвышением на ярус иконостаса. Следующими работами руководил Сапегин, который в 1860–1861 повысил купола и изменил форму фонарика. Одновременно Р. Ф. Виноградов украсил новой живописью стены и написал по эскизу Ф. Г. Солнцева плафон. Последние изменения в архитектуру внес Р. Л. Першке, пристроивший в 1898 к алтарю ризницу и архив. В 1903 на колокольне появились часы.

Из святынь, кроме вышеназванных, в храме имелся серебряный крест XVII века с вложенными в него мощами. Сохранялась и первоначальная утварь из серебра, частью привезенная из Москвы, частью подаренная, хотя в 1861 была пожертвована новая, сделанная в мастерской Ф. А. Верховцева. В свой черед уральские заводчики Г. А. и А. Г. Демидовы поднесли храму серебряные сосуды, украшенные вставками из горного хрусталя, полудрагоценных камней и эмали. Наконец, в 1904 для плащаницы была изготовлена красивая гробница из серебра и золоченой бронзы. Дважды в год из храма шли крестные ходы к приписным часовням: 25 мая — к часовне св. Александра Невского (1867) на ныне снесенном Ново-Александровском рынке, где в 1889 был устроен киот с образом св. Владимира; 17 июля, в память о холере 1848 года, — к часовне свт. Николая, в честь коронования Императора Николая I возведенной на Никольском рынке, где в 1905 тоже был сделан киот с образом Божией Матери Умиление злых сердец.

Ещё одна часовня св. Александра Невского стояла близ Юсупова сада, на Садовой улице. Она была выстроена Российским обществом спасения на водах в 1895–1896 по проекту П. С. Купинского в память Александра III. С 1870 при церкви существовало Общество попечения о бедных, содержавшее в отдельном доме женскую богадельню и детский приют-школу, а также курсы церковного пения с народным хором под руководством И. С. Соловьева. Здесь же с 1911 собирались и 4 сентября служили литургию члены братства свт. Иоасафа Белгородского. Более полувека (до 1908) прослужил в храме прот. Александр Алексеевич Черенский, опытный и любимый прихожанами духовник, которого сменил известный богослов проф. прот. Николай Васильевич Покровский. Последним настоятелем был прот. Павел Павлович Виноградов. 1 20 сентября 1923 года указом Патриарха Тихона церковь получила ранг собора. Ныне прежнее название проспекта восстановлено, но собор восстановить не удастся, очевидно, уже никогда.

Источник

Адмиралтейский район. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм вознесения господня в питере

Статьи

В бытность Петра I российским императором на берегу Глухой речки в так называемых «переведенских» слободах была установлена походная церковь. Она предназначалась для работников Адмиралтейства. В 1728 г. по проекту И.К. Коробова рядом с походной церковью был возведён деревянный храм. Внутри его обили холстом. Расписали образа и расписали интерьеры адмиралтейские художники. 20 марта 1729 г. этот храм был освящён епископом Псковским Рафаилом. Спустя год здание обзавелось изготовленным по проекту И.И. Сляднева шпилем и приделом великомученика Иоанна Воина. До 1746 г. при храме было кладбище.

Все меньше горожан помнят, где стояла на Вознесенском проспекте красивая белая церковь с большим куполом и стройной колокольней – интересный памятник архитектуры XVIII века. Много лет минуло с 10 июня 1935 г., когда под самое Вознесенье она была закрыта и в сентябре 1936 г. взорвана, чтобы уступить место уныло-казенным школьным зданиям. Было этой церкви двести с лишним лет, ибо еще при Петре I на берегу Глухой речки для рабочих Адмиралтейства поставили в „переведенских“ (от „переведенцев“, т.е. переселенцев) слободах походную церковь. В 1728 г. по проекту И.К. Коробова рядом с нею был заложен деревянный храм, обитый внутри холстом и расписанный адмиралтейскими художниками, которые исполнили также образа. Этот скромный храм освятил 20 марта 1729 г. епископ Псковский Рафаил. Через год на здании появился шпиль, сделанный по проекту И.И. Сляднева, а внутри – придел вмч. Иоанна Воина. До 1746 г. при храме было свое кладбище, от которого к началу XX века уцелела лишь могила первого священника.

Среди прихожан в 1751 г. возник замысел выстроить трехпридельную каменную церковь, но лишь 4 июня 1755 г. ее удалось заложить по проекту А.Ф. Виста. В ходе работ 14 июля 1758 г. из-за „худого кирпича“ рухнула возводимая ярославскими каменщиками колокольня, что приостановило строительство. Его продолжил А. Ринальди, внесший в проект свои изменения. Много усилий и средств вложил в постройку староста – купец А.П. Березин.

30 июля 1764 г. был освящен первый придел вмч. Иоанна Воина с почитаемой иконой, a 25 сентября 1765 г. – придел Божией Матери „Утоли моя печали“, где находился чтимый список чудотворного образа из московской церкви свт. Николая в Пупышах, украшенный в 1820 г. прекрасным киотом из восьми пудов серебра работы ювелира А. Помо. 28 мая 1769 г. настала очередь главного придела, образа в котором исполнил известный М.Л. Колокольников. Арки в церкви были украшены лепными фигурами ангелов; пол покрыт чугунными плитами. Колокольня была окончена только в 1787 г. На углу, у канала, в 1796 г. выстроили часовню. В 1885–1886 гг. ее переделал Г.И. Карпов; тогда внутри поставили иконостас, вырезанный Райским, с образами кисти Баркова.

Первую крупную перестройку церкви произвел Л. Руска. Начиная с 1807 г., он удлинил боковые приделы, сделал церковь теплой, изменил завершение здания, в связи с чем потребовался новый четырехъярусный иконостас (резчик – Федор Кретьен) в стиле ампир с дополнительными образами. Тогда же интерьер был заново расписан и украшен лепкой (ее выполнил Иван Журкин); в нем убрали чугунный пол и повесили хрустальные люстры. 26 января 1813 г. церковь была снова освящена митрополитом Амвросием. 10 тыс. руб. дал староста купец И.В. Вечерухин.

В 1852 г. В.Е. Морган решил перестроить храм в русском стиле, но ему пришлось ограничиться лишь переделкой алтарной части и возвышением на ярус иконостаса. Последующими работами руководил Сапегин, который в 1860–1861 гг. возвысил купола и изменил форму фонарика. В 1869 г. Р.Ф. Виноградов украсил новой живописью стены и написал по эскизу Ф.Г. Солнцева плафон. Последние изменения в архитектуру здания внес Р.Л. Першке, пристроивший в 1898 г. к алтарю ризницу и архив. В 1903 г. на колокольне смонтировали часы.

Из святынь в храме имелся серебряный крест XVII века с вложенными в него мощами. Сохранялась и первоначальная утварь из серебра, хотя в 1861 г. была пожертвована новая, более богатая, сделанная в мастерской Ф.А. Верховцева. Уральские заводчики Г.А. и А.Г. Демидовы поднесли храму серебряные сосуды, украшенные вставками из горного хрусталя, полудрагоценных камней и эмали. Наконец, в 1904 г. для плащаницы была изготовлена красивая гробница из серебра и золоченой бронзы.

Дважды в год из храма шли крестные ходы к приписным часовням: 25 мая – к часовне св. Александра Невского (1867 г.) на ныне снесенном Ново-Александровском рынке, где в 1889 г. был поставлен киот с образом св. Владимира; 17 июля, в память о холере 1848 г., к деревянной часовне свт. Николая, возведенной в честь коронования Императора Николая I на Никольском рынке, где в 1905 г. тоже был сделан киот с образом Божией Матери „Умиление злых сердец“, а также на Лиговский рынок. Еще одна – металлическая – часовня св. Александра Невского стояла близ Юсупова сада, на Садовой улице. Она была выстроена Российским обществом спасения на водах в 1895 г. по проекту П.С. Купинского в память Александра III.

С 1870 г. при церкви действовало Общество попечения о бедных, содержавшее в собственном доме женскую богадельню, детский приют-школу и курсы церковного пения с большим народным хором под руководством И.С. Соловьева. С 1911 г. в храме собирались и 4 сентября служили литургию члены братства свт. Иоасафа Белгородского, которое затем переехало в часовню при Биржевой больнице на Васильевском острове.

Более полувека (до 1908 г.) прослужил в храме прот. Александр Алексеевич Черенский, опытный и любимый прихожанами духовник, которого сменил известный богослов проф. прот. Николай Васильевич Покровский. В 1914–1925 гг. настоятелем был прот. Павел Павлович Виноградов, несколько раз репрессированный большевиками.

20 сентября 1923 г. указом Патриарха Тихона церковь, которой через два года завладели обновленцы, получила статус собора. Ныне восстановлено прежнее название проспекта, но восстановить собор не удастся, очевидно, уже никогда, ибо в 1934–1936 гг. арх. А.Л. Лишневский выстроил на его месте среднюю школу. Обе часовни св. Александра Невского закрыты в 1924 г. и затем снесены.

Церковь Вознесения Господня начало свое получила в царствование императора Петра I. При первоначальном заселении новой столицы на Адмиралтейском острове поселены были так называемые Переведенские слободы; здесь же устроена была и слобода Адмиралтейского батальона.

Скоро население этих слобод увеличилось до 1100 дворов, тогда за умножением приходских людей и частью по отдаленности от приходской церкви Исаакия Далматского, единственной на Адмиралтейской стороне, для большего удобства к богомолению и к исполнению духовных треб, поставлена была в поле походная часовня, в которой совершал служение особо определенный от св. Синода священник с жалованием от Адмиралтейства.

Корабельный подмастерье Филипп Пальчиков с товарищами взошел в адмиралтейскую коллегию с просьбою о дозволении построить близ Переведенских слобод деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом Иоанна Воинственника. Адмиралтейская коллегия резолюциею положила поискать удобное место и помогать тому строению лесами от Адмиралтейства, а на наем плотников и украшение церкви собирать просителям от себя и учинить для такого сбора книгу… Была заложена деревянная церковь по указу св. Синода от 31 августа 1728 г., а в ноябре того же года окончен был придел во имя Иоанна Воина, и по указу св. Синода преосвящ. Рафаилом, епископом псковским и нарвским, освящен с положением в оный данного св. Синодом освященного антиминса. Дальнейшая постройка главной церкви продолжалась теми же средствами и окончена в половине марта 1729 г., а 20 марта дан от Синода благословенный указ на освящение храма Вознесения Господня тому же епископу Рафаилу и прислан антиминс… При быстром умножении народонаселения деревянный и необширный храм не мог долго удовлетворять потребностям прихода, и через 20 лет причт и прихожане Вознесенской церкви исходатайствовали разрешение построить каменный, более обширный храм, пятиглавый, с особою колокольнею.

Каменная церковь была заложена 4 июня 1755 г. Кем был составлен план и фасад ее, из сохранившихся документов не видно; план этот не вполне сохранился и отчасти изменен впоследствии. Сохранилась одна только колокольня, отличающаяся от храма легкой, красивой своей архитектурою. Такой же точно фасад имел и весь храм, как можно видеть из рисунка его, находящегося в в одной из галерей Зимнего дворца. По первоначальному плану храм разделялся на теплый и холодный. В теплой западной части устроены были два придела. Первый, по левую сторону от входа, во имя св. вмч. Иоанна воина освящен в 1764 г. июля 30; второй, по правую сторону, во имя Божией Матери «Утоли моя печали» освящен в 1765 г. сентября 25 дня, и тогда же поставлен в нем образ Божией Матери «Утоли моя печали», в точной копии с находящегося в московской церкви св. Николая чудотв., что на Папышах. Образ «Утоли моя печали», по преданию, принесен и поставлен в церковь московским купцом Роговиковым.

Холодная церковь во имя Вознесения Господня освящена в 1769 г. 28 мая. В ней св. престол был украшен сенью резной работы из дерева; в колоннах сени находились вырезанные из дерева изображения св. ангелов в рост человека. Иконы храма написаны художником Колокольниковым, живопись которого и доныне существует в иконостасе верхней церкви Никольского собора.

В 1796 г. на углу церковной ограды, против Вознесенского моста, построена была на церковные суммы каменная часовня. Изображение Богоматери «Утоли моя печали» поставлено в ней на главном месте.

Около 1805-06 гг. в одном из главных столбов, поддерживавших купол, где была устроена кафедра для проповедника, оказалась трещина; вследствие чего купола были разобраны и вновь сделаны по плану «архитектора Руссо», под наблюдением протоиерея Иоанна Державина и церковного старосты с.-петерб. купца Сергея Стефанова. В то же время приделы в западной части храма перенесены в ряд с главным престолом Вознесения Господня и вся церковь сделана теплою. По плану того же архитектора устроен новый иконостас и св. иконы написаны вновь разными художниками. Прежний иконостас с иконами, с разрешения митрополита Амвросия, отдан в новгородский Клопский монастырь, где он и находится. Все стены храма были расписаны живописью. Означенную переделку церкви предположено было произвести на сборную сумму, но по недостатку оной пришлось позаимствовать из комиссии духовных училищ 15 000 руб., с обязательством уплаты в назначенные сроки, что в продолжение времени и было исполнено.

По окончании всех работ по церкви приделы, перенесенные в ряд с главным алтарем, были освящены местным причтом в январе 1813 года, в два воскресные дня, а в третье воскресенье 20 января того же года и главный престол Вознесения Господня освящен преосвящ. митрополитом Амвросием. После этой переделки до 1851 г. никаких особенных улучшений и исправлений не было.

Особенности исправления церкви состояли в том, что: алтари были подняты на 13 вершков, алтарная часть выдвинута и ограждена изящною решеткою, иконостас поднят и прибавлен на целый ярус, пилястры обделаны под белый мрамор, по алтарям и солее настланы паркетные полы, середина церкви выстлана плитою вместо бывшего чугуна, а по бокам положены деревянные полы с отделением мест для женщин, над западным входом устроены деревянные хоры, пред алтарями повешены три изящного вида люстры, ризница убрана в особые помещения, стенная живопись в храме, почерневшая и осыпавшаяся, уничтожена, кроме изображений четырех евангелистов под куполом.

В 1865-67 гг. произведены были снова значительные исправления. Так как построенные архитектором Руссо купола были весьма плоски и совершенно не соответствовали виду колокольни, то крыши и фонарики их были значительно подняты и покрыты новым железом, окрашены белою краскою и вызолочены полосами. Внутри храма, на карнизах, куполах и частью на стенах снова произведена живопись. Хоры в это время уничтожены.

К столетнему юбилею, праздновавшемуся в 1869 г., церковь обновлена как внутри, так и снаружи. В 1874 г. люстры, устроенные в 1852 г., перемещены в западную часть храма, бывшую вначале притвором, а в самом храме повешены новые, более изящные и богатые, пожертвованные почетным гражданином Иваном Максимовичем Алонкиным.

В архитектурном отношении церковь не представляет никаких замечательных особенностей. Главный храм был построен квадратный, но так как в последствии времени холодная и теплая церкви соединены в одну и престолы из теплой перенесены в ряд с главным, то вся церковь в настоящее время представляется значительно продолговатою сравнительно с ее шириною. Длина всего храма 35 саж. 1.5 арш., ширина 12 саж. 2 арш., а вышина 14 саж. 8 верш.

При церкви находится колокольня красивой архитектуры в три яруса, вышиною 18.5 сажень. Здание это четырехгранное с колоннами по углам; крыша из белого железа пирамидальная, восьмигранная, над ней небольшой семиугольный купол, с кнопкою наверху и яблоком, в котором утвержден крест. Купол, кнопка, яблоко и крест по меди вызолочены. Всех колоколов 15, звон их приятный и достаточный. Церковь ограждена каменною оградою с железными решетками.

Церковная библиотека существует с 1730 г., когда присланы были из Москвы первые богослужебные и некоторые другие книги. Библиотека состоит из книг богословского содержания и из духовных журналов. Записей, жалованных грамот и государственных актов в церкви не находится. Метрические книги, хотя не за все годы полные, сохраняются с 1780 г.

Приписных церквей к Вознесенской церкви нет. Домовых и казенных церквей в приделах прихода находится пять: во дворце ее императорского высочества Великой Княгини Марии Николаевны; в институте корпуса инженеров путей сообщения; в доме главного священника армии и флота; в доме главного управляющего путями сообщения, в доме государственного контроля.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 4, Санкт-Петербург, 1875 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов

Каменная приходская церковь была заложена в 1755 г. по проекту арх. А.Ф. Виста. Храм возводился пятиглавым, квадратным в плане. К нему затем пристроили трапезную и колокольню. После того как в 1758 г. рухнула колокольня, вместо неё А. Ринальди, внесший в проект большие изменения, соорудил новую – совершенную по контуру и пропорциям. Колокольня представляла собой трехъярусную башню, декорированную полуколоннами и завершавшуюся шатром. Она считалась в Петербурге второй по красоте после колокольни Никольского собора. По первоначальному плану храм разделялся на теплую и холодную части. В западной, теплой, части были устроены два придела: во имя святого великомученика Иоанна Воина и во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освященные соответственно в июне 1764 г. и в сентябре 1765 г. В 1769 г. все работы были завершены и в мае холодная церковь во имя Вознесения была освящена.

Престол в ней украсили сенью резной работы, в колоннах которой были вырезаны из дерева фигуры ангелов в человеческий рост. В 1796 г. в углу церковной ограды была возведена каменная часовня, которая в XIX веке неоднократно перестраивалась. В 1805-1813 гг. архитектор Луиджи Руска перестроил церковь, удлинил боковые приделы и заново отделал интерьеры, а её купола, высившиеся на высоких барабанах, получили шлемообразную форму. Однако на столбах, поддерживающих купола, зодчий сохранил резные украшения барочного стиля. В 1852 г. основательно изменился интерьер храма: алтари были подняты, алтарная часть выдвинута и ограждена изящной решеткой, иконостас поднят и надстроен одним ярусом, пилястры оформлены под белый мрамор. В 1867-1869 гг. архитектор Г.И. Карпов вновь несколько изменил форму куполов. По его же проекту в 1885-1886 гг. была перестроена часовня на набережной.

Церковь славилась иконостасом греческой работы, стоявшим в главном приделе. Четырехъярусный с колоннами иконостас украшала вызолоченная по белому фону резьба. Большую художественную ценность представлял также серебряный иконостас правого придела, вес которого превышал 130 килограммов. Иконы для храма были написаны художником М.Л. Колокольниковым. Среди святынь церкви особо выделялись две древние иконы: «Утоли моя печали» в драгоценной ризе, привезенная из Москвы и в 1820 г. вставленная в особо устроенный серебряный киот работы мастера Помо, и Иоанна Воина.

В церкви также находился напрестольный крест, изготовленный в 1685 г. Церковная библиотека, основанная в 1730 г., состояла из богословских книг и духовных журналов. Созданное при церкви в 1869 г. Общество попечения бедных выдавало денежные пособия и помещало в богадельню престарелых и увечных. При обществе существовал приют, в котором воспитывались и обучались дети.

Живописный ансамбль Вознесенской церкви, расположенный на пересечении Вознесенского проспекта и Екатерининского канала, на протяжении 150 лет играл роль ведущей архитектурной доминанты района. Величественный храм с высокой колокольней был закрыт в 1935 г. и снесен в 1936 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *