храм вознесения в рахманово
Вознесенский храм с. Рахманово
Настоятель храма — протоиерей Савва Петрович Михалевич, 1955.
Расписание богослужений:
Суббота, воскресенье, праздники. С 8-30 утром, с 16-30 вечером.
Святыни храма
В храме хранится деревянное распятие с камнем, взятым с Голгофы. Имеется особо почитаемые иконы: Смоленской Божией Матери (современный список со старинной ХУ века) и св. Димитрия ХУ111 века.
При храме существует благотворительная столовая, в которой по воскресеньям и праздникам обедуют в среднем 30 человек.
Библиотека насчитывает 187 томов духовной литературы.
Как добраться
Храм Вознесения Господня села Рахманово стоит на старой Ярославке в 33 км от МКАД (Пушкинский р-он). Построен в 1803 г. в стиле ампир. Единственный в округе никогда не закрывался. По преданию, на этом месте был бивуак войска св. Димитрия Донского перед посещением преп. Сергия накануне Куликовской битвы. Главный алтарь освящён в честь Вознесения Господня, правый придел – во имя св. вмч. Димитрия Солунского, левый – во имя св. Николая. Иконостасы и храмовые иконы – конца Х1Х века. Настоятель храма прот. Савва Михалевич, кандидат богословия, член Союза писателей России расскажет вам историю храма и даст возможность приложиться к святыням. Проезд автотранспортом по Яр. Шоссе до поворота «Софрино-Мураново», далее 2 км на север. По ж.д. с Яр. Вокзала до станции «Софрино» или «Ашукинская», далее автобусом.
Общая информация
Есть сведения, что Вознесенский храм стоит на месте бивуака войска св. Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой лавре. Ночью великий князь молился своему небесному покровителю св. Димитрию Солунскому. Местное предание говорит, что полководцу во сне явился великомученик Димитрий и обещал победу над татарами, что позже также подтвердил преп. Сергий Радонежский. На этом месте ранее стоял деревянный храм во имя великомученика Димитрия, который к началу х1х века обветшал. В 1802 году был построен наш каменный храм в честь Вознесения Господня с приделами во имя св. Николая и св. Димитрия Солунского.
Большевики ограбили храм в 30-х годах. Вывезли 70 кг золота и серебра без счета (в основном ризы от икон и священные сосуды). Тогда же был разбит – сброшен с колокольни самый большой колокол весом в 90 кг. Тем не менее, храм практически не закрывался. И это заслуга местных жительнииц мон. Стефаниды, мон. Ангелины и р. б. Екатерины, которые не допустили захватчиков в церковь, хотя их хлестали кнутами. Другой местный житель Сергий Рыбин в годы 2 –й мировой войны продал личную корову и на вырученные деньги заплатил налог и тем вновь спас храм от закрытия.
Исторические сведения о духовенстве собрать затруднительно, т. к. только после 2 мировой войны в нашем храме служило 47 человек. Что касается самого тяжелого периода гонений (20 – 30 –е годы), то местные жители помнят только, что какого-то настоятеля арестовали, но имени его не знают, а живых свидетелей уж нет.
О храме
Храм Вознесения Господня села Рахманово стоит на старой Ярославке в 33 км от МКАД (Пушкинский р-он). Построен в 1802 г. в стиле ампир. Единственный в округе никогда не закрывался. Главный алтарь освящён в честь Вознесения Господня, правый придел – во имя св. вмч. Димитрия Солунского, левый – во имя св. Николая. Иконостасы и храмовые иконы – конца ХIХ века.
По предположению известного историка русского искусства М.А. Ильина, первый храм в селе Рахманово мог заложить святой благоверный князь Димитрий Донской в честь своего Небесного покровителя. Существует предание, что здесь останавливались войска князя Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре, и полководцу во сне явился великомученик Димитрий, который обещал победу над татарами, что позже подтвердил также и преподобный Сергий Радонежский.
Свое название село Рахманово получило от имени владельца — Алексея Никитича Рахманова. В начале XV века это село было куплено для Троицкого монастыря преемником преподобного Сергия, игуменом Никоном. В конце сентября 1608 г. недалеко от Рахманова произошло сражение между русскими войсками, которыми командовал князь И.И. Шуйский, и поляками во главе с паном Сапегой. Победа почти была на стороне русских, но подвел Федор Головин, по каким-то причинам покинувший поле боя вместе с возглавляемым им сторожевым полком. После поражения в этой битве началась шестнадцатимесячная осада польскими оккупантами Троицкой обители.
На пути из Москвы в Лавру преп. Сергия паломники обычно делали три остановки: в Мытищах, в Рахманове и в Хотькове.
В Рахманове останавливался и молился за Божественной Литургией любивший путешествовать Патриарх Никон. Сохранилась любопытная запись 1б59 года: «…да в том же селе Рахманове крестьяне подносили государю пироги, грузди и брусницу ягоду, и государь патриарх указал у них взять 10 пирогов, да на 3 блюдах брусниц ягод, да блюдо груздей. А указал им пожаловать за пироги по 2 деньги за пирог, за брусницу по 4 деньги за блюдо, за грузди 6 денег; всего дано бабам за пироги, за брусницу и за грузди 6 алтын 2 деньги».
Ктитором церкви был известный поэт Федор Тютчев, живший в расположенной неподалеку усадьбе Мураново.
В годы советской власти в 1930-х годах большевики ограбили храм. Только церковной утвари и риз с икон из чистого золота было вынесено ок.70 кг. О количестве украденной утвари и изделий из серебра приходится только догадываться. Тогда же был сброшен с колокольни и разбит самый большой колокол. Его части сохранены прихожанами, и они находятся в притворе храма.
В Вознесенском храме села Рахманово в 1932 году совершал свое служение преподобномученик иеромонах Гавриил (Гур). Расстрелян на Бутовском полигоне 19 ноября 1937 года. Определением Священного Синода от 12 марта 2002 года преподобномученик Гавриил (Гур) включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Храм в годы советской власти пытались закрыть, но его несколько раз спасали прихожане. Один раз монахини Стефанида, Ангелина и Екатерина не допустили захватчиков в церковь даже под ударами кнутов. Другой местный житель Сергей Рыбин в годы войны продал свою корову и на вырученные деньги заплатил налог, чем также спас храм от закрытия. Старожилы помнят, что священник был арестован. Храм в годы гонений большевикам закрыть не удалось, и он был единственным действующим в округе до 1988 года.
В Рахманове в доме рядом с храмом прошли детские и отроческие годы поэта Николая Константиновича Старшинова (1924-1998). «Все видится мне наше село Рахманово, залитое праздничным утренним солнцем, наша, четвертая от церкви, изба-пристройка, поставленная моим отцом в год моего рождения, идущие к заутрене старухи в черных платьях с ботинками, перекинутыми на шнурках через плечо, перевалившиеся за палисадники кусты цветущей сирени, огромные лохматые ветлы, усыпанные грачами, галками и воронами. В ушах еще стоит их ярмарочный яростный гомон», — писал Н. Старшинов в своих воспоминаниях «Дорога к читателю».
В храме хранится деревянное распятие с камнем, взятым с Голгофы. Имеются и почитаемые иконы: Божией Матери «Смоленская» (современный список со старинной иконы XV в.) и великомученика Димитрия Солунского (XVIII в.). Икона с частицей мощей св. Луки Войно-Ясенецкого. Иконостасы начала XX века. Стенная роспись 50-х годов XX века. Большая часть икон конца XIX — начала XX века. Храм является памятником архитектуры, охраняется государством.
Рахманово: проигранная битва и воспитательница великих княжон
Церковь в селе Рахманово Пушкинского района одна из тех в Подмосковье, которая не закрывалась в советские годы. Здесь особо почитают список иконы Смоленской Божией Матери, образ великомученика Димитрия Солунского и деревянное распятие, созданное по подобию креста из Успенского собора города Дмитрова. В данный момент в храме выставлена икона с частицей мощей мученика и целителя Пантелеимона, привезенная с горы Афон. На Рахмановском кладбище, прилегающем к церковной земле, находится могила внучки поэта Федора Тютчева Софии Ивановны Тютчевой – воспитательницы дочерей царя-страстотерпца Николая II.
Село Рахманово расположено на Старом Ярославском шоссе – знаменитой Троицкой дороге, по которой паломники в прошлые века шли поклониться преподобному Сергию Радонежскому в Троицкую обитель. По этой причине краткие исторические очерки села появились в сочинениях этнографов и историков Ивана Михайловича Снегирева и Михаила Николаевича Макарова, описавших богомольный путь еще в XIX веке. Снегирев в «Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву лавру» писал следующее: «Это село называлось также Рахманцами. Ему дает историческое значение Рахманцовский бой в 1609 году, князя Ивана Ивановича Шуйского с Сапегою; сперва осилили русские, потом поляки-литовцы… Церковь здесь каменная».
О битве у Рахманово подробнее писал Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского»: «Князья Иван Шуйский и Григорий Ромодановский, посланные с войском вслед за Сапегою, настигли его между селом Здвиженским и Рахманцовым: отразили два нападения и взяли пушки. Казалось, что они победили; но Сапега, раненный пулею в лицо, не выпускал меча из рук и сказал своим: «отечество далеко; спасение и честь впереди, а за спиною стыд и гибель». Войско русских сразилось с поляками в третий раз, но было разбито. Воевода Федор Головин первым обратился в бегство, его примеру последовало большинство воинов. Ромодановский, у которого на поле был убит сын, напротив, мужественно сражался. Поляки преследовали рассеявшееся московское войско пятнадцать верст, хотя вдвое уступали по числу бойцов.
Существует легенда, связывающая постройку первой рахмановской церкви с другим сражением – Куликовской битвой 1380 года. Согласно этой версии, великий князь Дмитрий Донской остановился в Рахманове по пути в обитель Сергия Радонежского и увидел во сне своего небесного покровителя мученика Димитрия Солунского. Святой укрепил веру князя в победу над Мамаем. В память о чудесном явлении Дмитрий Донской поставил в Рахманове деревянную церковь во имя древнего мученика. Эту легенду подкрепляют документы, согласно которым в десятине Троицких вотчин в XVII веке значится церковь «Димитрия Солунского в Рахманцеве». Нынешний каменный храм 1802 года постройки посвящен Вознесению Господню, но имеет два придела: Николая Чудотворца и Димитрия Солунского – в память о прежней церкви.
Фольклорист М.Н. Макаров в «Журнале пешеходцев из Москвы до Ростова, и обратно в Москву» не упомянул древних битв, но записал любопытное поверье, которое услышал на пути из Рахманово в соседнее Голыгино: «В селе Рахманове нас покропил небольшой дождик. По грязи шли мы до Голыгина. На мосту под горою, в виду господского дома, новый наш товарищ, крестьянин с ужасом рассказывал, что под мостом живет леший; что в редкую темную ночь не услышишь его стона или хохота; что в старину леших было много, что нынче поизвелись они от того, что многие люди походят на леших и проч. – Добрый человек!»
На Рахмановском кладбище, которое прилегает к территории церкви, сохранились скромные надгробия над могилами внучек поэта Федора Ивановича Тютчева. Здесь погребены Софья Ивановна Тютчева и ее сестра Екатерина Ивановна Пигарева. Софья Ивановна умерла в 1957 году, последние годы провела в семейной усадьбе Мураново, ставшей после революции музеем Ф.И. Тютчева. Рахманово расположено в семи километрах от усадьбы, по другую сторону железной дороги. Вознесенский храм в Рахманово оставался в те годы единственным в округе, где совершались службы, поэтому внучку поэта отпели и погребли здесь на погосте.
В 1907-1912 годах София Ивановна Тютчева воспитывала великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию. София Ивановна была не первой в семье Тютчевых фрейлиной при Высочайшем дворе и воспитательницей царских детей. Дочери поэта Анна Федоровна, в замужестве Аксакова, Дарья Федоровна и Екатерина Федоровна были фрейлинами императрицы Марии Александровны. Анна Федоровна до выхода замуж воспитывала младших детей царя Александра II и Марии Александровны.
О своей жизни во дворце и общении с царской семьей Софья Ивановна Тютчева на 75-м году жизни оставила воспоминания, которые опубликованы под заголовком «За несколько лет до катастрофы». Великие княжны придумали С.Ф. Тютчевой ласковое прозвище «Саванна». В 1912 году внучку поэта уволили, как считается, из-за разногласий с царицей Александрой Федоровной в вопросах воспитания детей и негативного отношения к Григорию Распутину. После отставки от двора Софья Ивановна уехала жить в Мураново. После революции она участвовала в разборе и систематизации семейного архива в созданном в 1920-м году музее знаменитого деда. Несмотря на увольнение и разногласия, Софья Ивановна до последнего дня хранила добрую память о семье царских мучеников.
Рахманово. Церковь Вознесения Господня.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
По преданию, Вознесенская церковь стоит на месте бивуака войска св. Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре. На пути из Москвы в Лавру преп. Сергия паломники обычно делали три остановки: в Мытищах, в Рахманове и в Хотькове.
В Рахманове останавливался и молился за Божественной Литургией любивший путешествовать Патриарх Никон. Сохранилась любопытная запись 1б59 года: «. да в том же селе Рахманцове крестьяне подносили государю пироги, грузди и брусницу ягоду, и государь патриарх указал у них взять 10 пирогов, да на 3 блюдах брусниц ягод, да блюдо груздей. А указал им пожаловать за пироги по 2 деньги за пирог, за бруснииу по 4 деньги за блюдо, за грузди 6 денег; всего дано бабам за пироги, за брусницу и за грузди 6 алтын 2 деньги».
В годы советской власти в 1930-х годах большевики ограбили храм. Тогда же был сброшен с колокольни и разбит самый большой колокол. Храм пытались закрыть, но его несколько раз спасали прихожане. Один раз монахини Стефанида, Ангелина и Екатерина не допустили захватчиков в церковь даже под ударами кнутов. Другой местный житель Сергей Рыбин в годы войны продал свою корову и на вырученные деньги заплатил налог, чем также спас храм от закрытия. Старожилы помнят, что священник был арестован.
В храме хранится деревянное распятие с камнем, взятым с Голгофы. Имеются и почитаемые иконы: Божией Матери «Смоленская» (современный список со старинной иконы XV в.) и великомученика Димитрия Солунского (XVIII в.).
Селение Рахманово впервые упоминается в купчей грамоте игумена Троице-Сергиева монастыря Никона в кон ХIV в. Название села идёт от первого владельца Никиты Рахманова. Сын Никиты продал его Фоме Паюсову, а тот в 1593 году Троице-Сергиеву монастырю. В это время в селе находилась деревянная церковь и числилось 20 дворов. 22 сентября 1608 года под Рахманово произошло кровопролитная битва между русским войском под предводительством князя Ивана Шуйского (брата царя Василия Шуйского) и воеводы Г.П. Ромодановского и 15 тысячным польско-литовским войском во главе с Сапегой. Русское войско в этом сражении потерпело сокрушительное поражение. В своём походном журнале Сапега позже запишет: «Гнал русские полки 15 вёрст, взял 20 знамён и множество пленных». После чего поляки подошли к стенам Тройце-Сергиева монастыря, началась 16-ти месячная осада. При правлении Алексея Михайловича в селе Рахманово в память об этой кровопролитной битве на старом церковном месте была построена деревянная шатровая церковь Николая Чудотворца.
В книге В. и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и сёлах ХVI-ХVIII в.» сказано: «7162 (1654) года сентября в 24 день патриарх Никон по обещанию своему ходил в дом Пресвятой Троицы в Сергиев монастырь молиться. На дороге ж Троице Сергиева монастыря в вотчине в селе Рахманове в церкви Николая Чудотворца слушал обедню, и после обедни пожаловал попу на молебен гривну; да в том же селе Рахманове крестьяне поднесли государю патриарху пироги, грузди и брусницу ягоды. «. Поскольку находится Рахманово на старой Ярославской дороге, жителям этго селения приходилось в разное время быть свидетелями бывавших здесь знаменитых личностей. Через село не раз проезжали пышные процессии московских государей и патриархов Всея Руси в Троице-Сергиев монастырь. В селе они делали остановку. Заходили они и в храм Св. Николая, чтобы помолиться перед дальней дорогой. Много здесь останавливалось на отдых пеших богомольцев, шедших в монастырь. В августе 1830 года идя с бабушкой на богомолье, здесь останавливался молодой Михаил Лермонтов.
Журнал: «Православные храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №221, 2016 г.
Храм вознесения в рахманово
с. Рахманово, Пушкинский район, 1802 год
Престольный праздник: Вознесения Господня (24 мая)
Настоятель: протоиерей Савва Петрович Михалевич, 1955
свт. Николая (19 декабря, 22 мая, 11 августа)
вмч. Димитрия Солунского (8 ноября)
Телефон: (496) 542-95-34
В селе ранее стоял деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского. По преданию, здесь останавливались войска святого благоверного князя Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре, и полководцу во сне явился великомученик Димитрий, который обещал победу над татарами, что позже также подтвердил преподобный Сергий Радонежский.
В 1802 г. был построен каменный храм в честь Вознесения Господня с приделами во имя святителя Николая и великомученика Димитрия Солунского.
Большевики ограбили храм в 1930-х гг. Тогда же был сброшен с колокольни и разбит самый большой колокол.
Храм пытались закрыть, но монахини Стефанида, Ангелина и Екатерина не допустили захватчиков в церковь даже под ударами кнутов. Другой местный житель Сергий Рыбин в годы войны продал свою корову и на вырученные деньги заплатил налог, чем также спас храм от закрытия. Старожилы помнят, что священник был арестован.
В храме хранится деревянное распятие с камнем, взятым с Голгофы. Имеются почитаемые иконы: Смоленская (современный список со старинной XV в.) и великомученика Димитрия (XVIII в.). При храме имеется благотворительная столовая, библиотека.