храм всех святых лиссабон

Храм всех святых лиссабон

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

храм всех святых лиссабон

День всех святых – словосочетание знакомое и в то же время странное. Оно вошло в обиходную речь в одной обёртке с британским Хэллоуином (чьё название означает All Hallows Eve – Вечер Всех Святых) – кельтским началом года которое в средневековой Британии отмечалось с поминовения Всех Святых. Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 г. римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».

Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно – человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.

К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.

Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю минуту жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.

Мария Египетская– еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого.

Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет, как происходит, например, с кампаниями по прославлению Ивана Грозного или Распутина – несмотря на неоднократные заявления церкви о невозможности их прославления, некоторые люди упорствуют и пытаются собирать документы в поддержку.

Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.

Святые почитались с самых ранних веков христианства

В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они обитали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины и жили обычной, нашей с вами жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть и обожение, теозис, – главная цель жизни христианской – оказывается достижимой. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.

Источник

Церковь Всех святых РПЦ (Лиссабон)

Приход Всех святых.
Настоятель: игумен Арсений (Соколов).
Староста: Георгий Дивиза.
Помощник Старосты: Эдуард Купинский.
Секретарь: Марианна Касьянова.
Богослужения:
пятница, 19.00 – исповедь; суббота 18.45 – заупокойная лития, 19:00 – вечерня; воскресенье 08:45 – 1-й час; 09.00 – утреня, 10.30 – 3-й и 6-й часы; 11:00 – Божественная литургия, 13:00 – трапеза, 14.00 – катехизические занятия для взрослых; 15.00 – 9-й час.
Богослужения совершаются также по праздникам и дням памяти великих святых.
Воскресенье 9.45-11.00 – детская школа.
Вторник 19.00 – Библейский кружок.
Четверг 19.00 – уроки португальского.
Адрес: rua Museu de Artilharia, 1, capela Boa Nova (угол улиц Jardim do Tabaco и Museu de Artilheria, рядом с ж.д.вокзалом Santa Apolonia). Метро: Santa Apolonia.
Тел: (+351) 963254801: 214017566 (настоятель); 967777950 (староста); 966834683 (секретарь).
E-mail : orthodoxportugal@mail.ru
Twitter: orthodoxlisbon

Приход образован летом 2002-го года по инициативе проживающих в Португалии православных христиан. Учредительное собрание провёл приехавший из Парижа епископ Корсунский Иннокентий (ныне – архиепископ Виленский и Литовский). Собрание выбрало церковный совет, первым старостой стал португалец Жуау Фонсека, один из самых ревностных инициаторов создания в Лиссабоне прихода Московского Патриархата (в настоящее время проживает в Болгарии). Через несколько месяцев после этого собрания новообразованный приход во имя Всех святых был решением Священного Синода принят в лоно Русской Православной Церкви.

Богослужения в те далёкие времена совершались лишь 1-2 раза в месяц по субботам, когда по благословению управляющего Корсунской епархией в Лиссабон приезжал тогдашний настоятель мадридского Христорождественского прихода иеромонах Арсений (Соколов). В июле 2003 года Священный Синод назначил его настоятелем прихода в Лиссабоне, освободив от послушания в Мадриде. Осенью 2003-го года о. Арсений переехал из Мадрида в Лиссабон и богослужения стали регулярными.
В 2002-2004 годах у общины не было постоянного церковного помещения. Богослужения совершались в часовне супермаркета «Amoreiras», в часовне посольства Болгарии, в женском католическом монастыре (Convento dos Cardães) и просто по квартирам. В январе 2005-го года лиссабонский католический патриарх монс. Жозе Поликарпу удовлетворил просьбу прихода о предоставлении постоянного помещения. В безвозмездное пользование православным верующим Московского Патриархата была предоставлена часовня do Senhor Jesus da Boa Nova недалеко от центра города, рядом с железнодорожным вокзалом Santa Apolonia. После капитального ремонта община переехала в это здание. В нём она по сей день и пребывает.

Источник

«Португалия – страна с очень древней церковной историей»

Беседа с игуменом Арсением (Соколовым), настоятелем Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия)

храм всех святых лиссабон

Игумен Арсений (Соколов) родился в 1968 году в г. Шарья Костромской области. С 1976 года жил и учился в г. Лесосибирске Красноярского края. После службы в армии работал монтером железнодорожных путей и машинистом водогрейных котлов, учился на историческом факультете Томского государственного университета.

В 1992 году архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием пострижен в монашество и рукоположен во иеродиаконы с назначением в Успенский кафедральный собор г. Енисейска. В 1994–1997 годах нес миссионерское служение в учреждениях исполнения наказаний Красноярского края. В 1997 году рукоположен в сан иеромонаха и назначен председателем епархиального отдела Красноярской епархии по взаимодействию с учреждениями исполнения наказаний Красноярского края.

В 1998 году заочно окончил Московскую духовную академию. С 1998 года обучался в аспирантуре Московской духовной академии при ОВЦС. В 2003 году защитил диссертацию по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему «Книга Иисуса Навина: Опыт историко-экзегетического исследования».

В 1999–2000 годах по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) стажировался в PontificioIstitutoBiblico в Риме.

В 2001–2003 годах – настоятель Христорождественского прихода Московского Патриархата в Мадриде (Испания). С 2003 года – настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия). На Пасху 2009 года возведен в сан игумена. В настоящее время работает над комментарием к книге пророка Амоса. Владеет итальянским, испанским и португальским языками.

– Отец Арсений, скажите, пожалуйста, сколько уже лет вы несете свое служение в Португалии?

– Ровно шесть лет. До этого бывал в Португалии лишь наездами, совершая богослужения в Лиссабоне и Порто, где с весны 2002 года были наши церковные общины.

– Как вас встретила самая западная страна Европы? Каков менталитет и традиции ее жителей?

храм всех святых лиссабон
Весхсвятский храм в Лиссабоне

– Португальцы – очень приветливый и простой в общении народ, им совершенно не свойственна ксенофобия. Пришельцу в Португалии уютно. Быть может, так потому, что и сами португальцы изведали горечь эмиграции. Говорят, в 70-е годы прошлого века в Париже жило больше португальцев, чем в Лиссабоне. До сих пор треть португальцев живет вдали от своей родины – во Франции и США, в Канаде и Венесуэле, в Австралии и Южной Африке.

На эмоциональный склад португальцев сильный отпечаток наложила география. Спокойным и меланхоличным португальцам чужда крикливая эмоциональность их соседей-испанцев. Их усмиряет неохватный, такой близкий – и такой неподвластный – океан. Их менталитет лучше всего характеризуется труднопереводимым словом saudade (тоска, ностальгия, экзистенциальное одиночество). Ведь океан в средневековом представлении – это совсем не море. Прибрежный житель Леванта или Андалусии всегда знал, что другой берег моря не так уж и далек. Каждый день отправлялись к противоположным берегам – в Италию, в Северную Африку, на Ближний Восток – корабли, но вскоре и возвращались, груженые товарами или военной добычей. Мореходы знали Средиземное море как свои пять пальцев, оно было им родным домом, где все знакомо и привычно. Океан – нечто совсем иное. Его не измеришь, у него нет противоположного берега. Кто отважится отправиться туда, где погружается в пучину солнце? Море может быть твоим союзником и помощником, океан – никогда. Довольствуйся тем, что выбрасывают на берег океанские волны, да промышляй рыбу рядом с берегом, а терять сушу из виду не смей, не шути с океаном: унесенный далеко на запад, ты уже никогда не воротишься.Эта saudade находит свое отражение в португальском музыкальном стиле фаду (термин восходит к латинскому fatum – слову, не нуждающемуся в переводе). Грустная и неритмичная музыка фаду – это скорбь о тех, кто навсегда исчез за горизонтом, кто уже никогда не вернется к родным берегам. Впрочем, в XV веке манящая даль завлекла-таки португальцев. Исчезли их парусники за горизонтом, отдались океанской волне в надежде: может быть, все же есть край у этой вселенской бездны? Необитаемые дотоле архипелаги – Азоры, Мадейра, острова Зеленого Мыса, Сан-Томе и Принсипи – стали благодаря их отваге обитаемы. Индия и Китай стали не такими далекими, как прежде, стоило лишь Вашку-да-Гаме обогнуть мыс Доброй Надежды. Еще ближе Индии оказалась Бразилия. Затем географические карты украсились именами отважных мореходов Магелаеша (Магелланов пролив) и Торреша (Торресов пролив). Но осталась навсегда saudade самой глубокой чертой португальской эмоциональности. Это тот фон, на который накладываются все остальные их эмоции. Излюбленное зимнее развлечение современных лиссабонцев – приехать в автомобиле к высокому обрывистому берегу и, не выходя из машины, часами смотреть сквозь лобовое стекло в слезливую океанскую даль.

храм всех святых лиссабон
Интерьер Всехсвятского храма

– Расскажите, как складывается жизнь русской церковной общины в Португалии, какова ее численность и состав?

– Массовый приток иммигрантов из Восточной Европы в Португалию начался в самом конце 1999 года. Пик иммиграционных потоков из восточноевропейских стран пришелся на первые годы нового века, когда маленькая Португалия пережила шок от внезапного «нашествия иноплеменников». Оправившись от удивления, социальные службы страны сделали все возможное для помощи иммигрантам – от бесплатных курсов языка до центров бесплатного юридического обслуживания.

В это бурное время первых лет нового века и возникли наши церковные общины в Португалии: в Лиссабоне, Порто, Фару, Сетубале. Все они многонациональны. Русские, белорусы, украинцы, молдаване, грузины, португальцы молятся вместе, и это ценно. Чужбина уже сама по себе объединяет людей. Но ничто так не объединяет на чужбине, как вера и Церковь. Многие наши эмигранты именно здесь, вдали от родины и привычного уклада жизни, впервые переступают церковный порог. Здесь первым побуждением пойти в церковь может быть и не вера, а, к примеру, необходимость пообщаться с соплеменниками, желание найти с их стороны социальную и моральную поддержку. На этом этапе необходимо помочь человеку, часто находящемуся в затруднении, прежде всего, материально: накормить, дать кров и одежду, помочь освоить язык и найти работу. Жизнь православных общин в современном западноевропейском контексте неотделима от социального служения. Такое отношение обычно располагает к себе попавшего в нужду человека, делает его способным к разговору и на духовную тему.

В лиссабонском приходе в рядовое воскресенье у нас от 100 до 150 причастников, несколько меньше в других приходах. Думаю, это и есть подлинная численность общин. На пасхальное богослужение приходят несколько тысяч человек, но большинство из них пока, увы, не воцерковлены.

храм всех святых лиссабон
С православными Сетубала. 2004 г.

– В Лиссабоне вы возглавляете приход во имя всех святых. Какие существуют положительные моменты и какие проблемы по окормлению наших соотечественников?

– Приходская жизнь в Португалии имеет, думаю, ту же специфику, что и жизнь всех новообразованных приходов в Европе. Прежде всего, это подвижность, текучесть, незакостенелость общины. Ведь многие приезжают сюда лишь на время, чтобы, потрудившись, поправив свое экономическое положение, вернуться домой. Не так уж много тех, кто связал свое будущее с Португалией. Одни уезжают, приезжают другие. Поэтому строительство общины и пастырский труд обречены здесь на хроническую незавершенность. Но есть в этой ситуации и огромный плюс! Такое положение дел уберегает от застоя, от унылой повседневности. Приезжают, вливаются в приходскую жизнь новые люди, каждый – со своими талантами, способностями. Уезжая, они оставляют церковную жизнь более динамичной, духовно обогатив ее.

Материально мы, конечно, бедны, собственных помещений у нас в Португалии нет. Мы пользуемся помещениями, бесплатно арендуемыми у римско-католических епархий или местных муниципалитетов. В Лиссабоне, например, мы уже четвертый год служим в небольшой церкви в центре города. Такое право, по ходатайству посольства России, нам предоставил католический Лиссабонский патриархат. После революционных событий 1974 года эта церквушка была, как и многие католические храмы, закрыта. Собственными силами мы сделали в ней капитальный ремонт, установили мобильный иконостас и теперь служим. А до этого несколько лет мыкались, и где только не доводилось служить: в женском монастыре, в Болгарском посольстве, в часовне супермаркета, просто на квартирах.

Наличие помещения, пусть формально и чужого, дает большие возможности. Богослужения стали более частыми. Мы смогли открыть детскую церковную школу, библейский кружок для взрослых, курсы португальского языка, поставить шкафы и начать собирать приходскую библиотеку, проводить спевки. В других приходах в Португалии похожее положение дел.

Но труд пастыря не ограничивается, конечно, приходом. К счастью, мы, священники в Португалии, имеем замечательную возможность посещать узников в местах лишения свободы, навещать православные семьи, живущие за сотни километров от приходов и даже на далеких островах, заниматься благотворительностью, встречаться со студентами…

Сегодня у нас совсем другие трудности, совсем не те, что были восемь лет назад, когда на Пиренейском полуострове все только начиналось, когда приходилось в одиночку служить на всех новообразованных приходах – в Мадриде, Барселоне, Малаге, Лиссабоне, Сетубале, Порто… А теперь в одной Португалии нас уже четверо священников. Так что в этом отношении уже намного легче. Теперь главной трудностью представляется сохранение православной идентичности у тех, кто все же решил остаться здесь навсегда, чьи дети уже граждане Португалии. Как, помогая нашим прихожанам интегрироваться в португальское общество, уберечь их от растворения в нем? Что сделать, чтобы инкультурация не обернулась для них ассимиляцией? Эти вопросы встают уже сегодня. И сегодня, не завтра, надо искать ответы на них.

храм всех святых лиссабон
Инок Филипп (Луиш Рибейра) после пострига с архиепископом Корсунским Иннокентием и игуменом Арсением. 2004 г.

– Как проходит богослужебная жизнь прихода?

– Приходская жизнь в Лиссабоне, как и во всех наших приходы на Пиренеях, началась совсем недавно и «с нуля». Поэтому здесь, мне кажется, легче строить церковную жизнь на канонических началах, не допуская тех искажений, к которым люди порой привыкли на родине (торговля в храме, авторитаризм настоятеля и прочее).

Богослужение – сердце церковной жизни. Сегодня у нас есть все возможности совершать богослужение в соответствии с православной традицией, избегая искажений этой традиции, имевших место в синодальную и советскую эпохи. Крещение совершаем с серьезной катехизической подготовкой и полным погружением. В крещальных и венчальных литургиях участвует весь приход, ведь таинства Церкви – не «частное дело», а праздник для всей общины. Священное Писание читается у нас не только по церковнославянски, но также по-русски и по-португальски. Проповедь на литургии – после чтения Евангелия. Евхаристический канон произносится громко, вслух всего народа, и весь народ говорит «аминь» там, где это положено по чину. После каждой Божественной литургии (это характерно для всех заграничных приходов) бесплатное чаепитие для всех. Это тоже помогает общинному строительству, созданию из прихода дружной общины.

– В июне этого года вы участвовали в круглом столе «Русская Православная Церковь и соотечественники в Европе: опыт и перспективы соработничества». Как, на ваш взгляд, могут помочь клирикам нашей Церкви, несущим свое служение в дальнем зарубежье, подобные форумы?

– Замечательное начинание. Мы впервые встретились в таком формате, познакомились, пообщались, обсудили общие проблемы. Уже само по себе это ценно, особенно для новых приходов. Ведь нам нужно многому учиться у приходов в таких странах, как, к примеру, Франция и Германия, где несколькими поколениями православных христиан накоплен богатый опыт церковной жизни, общинного строительства.

– Вы возглавляете приход Московского Патриархата в католической стране. Как складываются взаимоотношения с местным духовенством и верующими?

– Португалия – страна с очень древней церковной историей. Христианство пришло сюда в апостольский век. Затем Карфагенская Церковь присылала сюда миссионеров и просветителей. Уже в конце II – начале III века в городе Бракара (нынешняя Брага) была епископская кафедра. Об этом нельзя забывать.

Католический патриарх Лиссабона, другие епископы Португалии, мне кажется, искренни в своем отклике на нужды наших иммигрантских общин. Не только в Лиссабоне, как я уже говорил, но и в Фару, и в Сетубале, и на острове Мадейра, и в степном городке Элваш местные католические епархии идут навстречу и предоставляют помещения для богослужений, где на временной основе, где на постоянной, но всегда безвозмездно. То же можно сказать о местных органах власти. Так, совсем недавно муниципалитет города Порто предоставил нашему приходу право совершать богослужения в одном из принадлежащих городу помещений. Католические и светские благотворительные организации помогают нашим иммигрантам в поиске работы, в изучении португальского языка. Мы благодарны за эту братскую помощь.

– Бывали ли в вашей священнической практике случаи, когда португальцы принимали Православие?

– Да, несколько португальцев приняли Православие в нашей лиссабонской общине. Обычно это взрослые люди, состоящие в смешанных браках, где одна из сторон уже православная. Но бывали и другие случаи. Был случай обращения молодого человека, родители которого воспитали его в атеистических убеждениях. Совсем недавно приняли Православие двое студентов местного университета – бразилец и португалка.

Но есть в лиссабонском приходе и португалец, принявший Православие более полувека назад. Это монах Филипп (Рибейру). В молодости духовные поиски привели Луиша (таково его мирское имя) во Францию, где он познакомился с православной традицией и принял Православие. Пять лет назад наш правящий архиерей, архиепископ Корсунский Иннокентий, совершил постриг Луиша Рибейру в иноки с наречением имени Филипп, в честь святого апостола Филиппа. А два года назад владыка благословил мне постричь инока Филиппа в монахи. Ему девятый десяток лет, но он еще крепок, старается не пропускать богослужений. Он часто помогает всем нам мудрым советом.

Источник

Категория:Португалия

Содержание

Крупнейшие города [ править ]

Православие в Португалии [ править ]

Правосла́вие в Португа́лии — одна из основных конфессий в Португалии.

История [ править ]

Первые достоверно датированные следы христианства на территории современной Португалии датированы II веком. Португалия в тот момент представляла собой часть Римской империи, большая часть её территории входила в провинцию Лузитания. В III веке христианская община существовала в Эворе. Самыми старыми епархиями Португалии являлись епархии Эворы, Браги, Лиссабона и Порту; все они были основаны в конце III—IV веках, а в V веке они были объединены в митрополию.

В V веке начались вторжения германских народов на Пиренеи. В середине века вся северная Португалия подпала под власть свевов, сделавших своей столицей Брагу. В 465 году король свевов и его подданные приняли арианство. В 561 году святой Мартин Брагский убедил короля свевов отречься от арианской ереси, но через 20 лет свевы в свою очередь подпали под власть вестготов. Известно, что португальские епископы принимали участие в Толедских соборах. В VI веке свевские и вестготские правители основали новые епархии — Визеу, Коимбру и Гуарду.

В 711 году на Пиренейский полуостров вторглись арабы (мавры). Большинство епископов переселялось на незанятый арабами север, так епископ Браги покинул город и перенёс резиденцию в Луго.

После Великого церковного раскола 1054 года португальские христиане, на тот момент контролировавшие северную половину Иберийского полуострова, остались в зоне влияния Римского Папы.

На протяжении следующих девяти веков православное представительство в Португалии было крайне малым. Немногими православными христианами, кто посещал Португалию в те времена, были греческие купцы.

В отличие от многих европейских стран, Российская империя в XVIII—XIX века, в период интенсивного развития дипломатических и культурных отношений, не открыла здесь ни одного прихода.

После революции в России в 1917 году Португалия также не стала местом, куда массово приезжали русские эмигранты, чему способствовали экономическая отсталость и политическая изоляция страны, длившаяся до середины 1970-х годов.

Возникновение православной миссии в Португалии связано с именем португальского католического монаха Эдуардо Энрико Пинто да Роша, перешедшего в 1966 году под влиянием архиепископа Иоанна (Максимовича) в Русскую Православную Церковь Заграницей с наречем имени Иоанн.

Современное состояние [ править ]

В 1968 году архимандрит Иоанн начинает активную миссионерскую деятельность в Португалии, где его трудами был образован ряда православных общин, объединённые в Португальскую Православную Миссию Русской Православной Церкви Заграницей. Трудами архимандрита Иоанна на португальский язык были переведены богослужебные тексты, открыта иконописная школа. К 1972 году число новообращенных португальцев приблизилось к пятистам человек, которых окормляли шесть португальских священнослужителей. В 1974 году Португальская Православная Миссия была преобразована Португальский Экзархат, но уже в 1978 году архимандрит уклонился в греческий старостильный Флоринский синод, где был пострижен в схиму с именем Гавриил и рукоположен во епископа (с 1984 года — митрополит).

В 1985 году возглавляемые митрополитом Гавриилом приходы отделились от Флоринского синода и пребывали в таком состоянии до 1990 года, когда были приняты в юрисдикцию Польской православной церкви с сохранением автономии, однако после того как Португальскую церковь возглавил митрополит Иоанн (Рибейу), между церквами вновь возникли разногласия, и в 2001 году большинство иерархов и рядовых священнослужителей вышли из юрисдикции Польской Православной Церкви и образовали «Кафолическую Православную Церковь Португалии».

Численность православных в стране начала заметно увеличиваться с конца 1990-х годов, когда в Испанию устремился поток трудовых мигрантов из Восточной Европы. В 2000—2003 годах в страну хлынули сразу десятки тысяч уроженцев Восточной Европы (украинцев, русских, молдаван, белорусов, грузинов, болгар, сербов, румынов), причём в значительность степени въехавших в страну нелегально. Так, в 2005 году украинская иммиграция превысила даже традиционно лидирующую бразильскую и вышла по годовому притоку на первое место.

Это привело к росту православных приходов в Португалии. В 2003 году была создана митрополия Испании и Португалии Константинопольского патрирхата, выделенная из состава Галльской митрополии.

Константинопольская Православная Церковь [ править ]

На 2008 год насчитывала семь приходов в Португалии, большинство прихожан — эмигранты из Украины.

Русская Православная Церковь [ править ]

На 2013 год насчитывает 16 приходов и общин (включая 3 тюремных прихода) Корсунской епархии, а также один приход в Лиссабоне в подчинении Женевской и Западноевропейской епархии РПЦЗ.

Румынская Православная Церковь [ править ]

В стране действуют 7 приходов, входящих в Митрополию Западной и Южной Европы.

Неканонические юрисдикции [ править ]

Крупнейшим по числу приходов православным объединением Португалии остается Кафолическая православная церковь Португалии.

В связи со значительной украинской эмиграцией, в Португалии появились приходы неканонических Киевского Патриархата и УАПЦ.

Святыни [ править ]

Мощи древнехристианских святых в Португалии находятся в католических храмах.

ЛИССАБОН. Кафедральный собор Санта-Мария-Мажор. Мощи:

БРАГА. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии. Мощи:

ГИМАРАЙНШ (16 км. к юго-востоку от Браги). Храм Св. Торквата. Мощи:

Православные храмы Португалии [ править ]

Приход Всех святых Настоятель: протоиерей Сергий Борский Богослужения: пятница, 19.00 – исповедь; суббота 18.45 – заупокойная лития, 19:00 – вечерня; воскресенье 08:45 – 1-й час; 09.00 – утреня, 10.30 – 3-й и 6-й часы; 11:00 – Божественная литургия, 13:00 – трапеза, 14.00 – катехизические занятия для взрослых; 15.00 – 9-й час. Богослужения совершаются также по праздникам и дням памяти великих святых. Воскресенье 9.45-11.00 – детская школа. Вторник 19.00 – Библейский кружок. Суббота 11.30 – уроки русского языка как иностранного. Адрес: rua Museu de Artilharia, 1, capela Boa Nova (угол улиц Jardim do Tabaco и Museu de Artilheria, рядом с ж.д.вокзалом Santa Apolonia). Метро: Santa Apolonia. Карта проезда: http://www.portugal.mid.ru/0img/mapa.jpg Тел: (+351) 960087953 о. Сергий; (+351) 966704258 (диакон Григорий Боблиенко); 967777950 (староста); 916519128 (секретарь). E-mail : orthodoxportugal@mail.ru

Приход Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Настоятель: протоиерей Александр Пискунов. Адрес: Rua Alexandre Herculano 97, 4000-054 Porto ( недалеко от площади Баталии, перед мостом Инфанте). Богослужения: по воскресеньям (начало: 10.00), по праздникам и по субботам в 19.00. Тел: (+351) 962267290 (настоятель); 962080817 (староста). По четвергам (в 10.00) – Библейский кружок. Web: http://porto.cerkov.ru E-mail: ypogorel@fc.up.pt (староста).

Приход Блаженной Ксении Петербургской

Настоятель: протоиерей Иоанн Гербовецкий. Богослужения: суббота 19:30 – панихида, 20:00 – вечерня; Воскресенье 8:00 – утреня, 10:00 – Божественная Литургия. По Праздникам (с Понедельника по Пятницу), служится на кануне, с 21:00 по 01.30 (Всенощное бдение – Литургия), а иногда по Субботам – в 6:30.

Адрес: Rua General Teofilo da Trindade (часовня напротив гостиницы «Dom Bernardo»). Тел: (+351) 967383330 (настоятель); (+351)966076925 (староста) Е-mail: gherbovetchi@gmail.com ; pr.ioan@mail.ru

Приход Святого Апостола Андрея. Настоятель: священник Олег Кябуру. Богослужения: пятница 19.00 – молебен; суббота 19:00 – всенощное бдение; воскресенье 10:00 – Божественная Литургия. Адрес: Avenida Bento de Jesus Caraça, 77 Igreja Nossa Senhora da Conceição. Tel: (+351) 968869970, 265525335 (настоятель); 960357114 (помощник). E-mail: hashiniv@mail.ru Web: http://orthodoxsetubal.wix.com/apostolandrei

Приход Святителя Иоанна Златоуста. Настоятель: протоиерей Иоанн Гербовецкий Священнослужитель: игумен Петр (Прутяну)

Богослужения: суббота 19:00 – вечерня; 20:00 – панихида и Исповедь

Воскресенье 08:30 – утреня, 10:00 – Божественная Литургия.

По Праздникам (с Понедельника по Пятницу), служится на кануне, с 21:00 по 01.00 (Всенощное бдение – Литургия), а иногда по Субботам – в 6:30.

Адрес: Travessa da Conceição (часовня рядом с гостиницей «Albatroz»). Тел: (+351) 967383330 или 918062062 – прот. Иоанн; Е-mail: gherbovetchi@gmail.com ; pr.ioan@mail.ru ; Skype ID: lusortodoxia Тел: (+351) 962806000 – иг. Петр; Skype ID: ierom.petru.pruteanu ; ierompetru@gmail.com

Приход свв. апп. Петра и Павла.

Богослужения совершаются иереем Олегом Кябуру каждое первое воскресенье и каждую третью субботу месяца.

Адрес: Avenida de Lisboa, igreja de São Sebastião (ao pé de estação rodoviária).

По благословению Преосвященного Нестора, Епископа Корсункого приход окормляется священником Иоанном Бордиян.

Адрес: Igreja da Nossa Senhora dos Aflitos (E.N.125 возле аэродрома).

Тел.: (+351)969587576 (Юрий).

Адрес: часовня São Lourenço. (+351) 964896085 (Станислав).

Богослужения не регулярны.

Адрес: Филологический факультет Куимбрского университета.

Ответственный: (+351) 963990801 (др. Владимир Плясов).

Хранительница часовни – Ольга Михайловна Журавская.

Адрес: Canada das Xixaras, 5, Ilha da Graciosa, Açores.

Богослужения совершаются несколько раз в год игуменом Арсением.

Тел. ответственного: (+351) 964414297 (Елена Журавская). E-mail: heljura@sapo.pt

Богослужения совершаются каждую вторую и четвертую субботы месяца протоиереем Виталием.

Адрес: rua Cardoso Avelino, 7, capela São Miguel-o-Anjo.

Богослужения совершаются каждую первую и третью субботы месяца протоиереем Виталием.

Адрес: Campus Universitário de Santiago, capela da Nossa Senhora de Ajuda.

ТЮРЕМНЫЕ ОБЩИНЫ:

Община в городской тюрьме Лиссабона (EPL).

Окормляет игумен Арсений. Помощник – диакон Григорий Боблиенко.

Община в тюрьме в Вал-де-Жудеуш (Vale de Judeus).

Ответственный – заключённый Бронислав Мельницкий.

Окормляют игумен Арсений и протоиерей Иоанн Гербовецкий. Помощник – Ярослав Мартынюк.

Фото [ править ]

Видеопаломничество в Португалию [ править ]

Ссылки [ править ]

Подкатегории

В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *