храм всемилостивого спаса в белозерске
Белозерск. Церковь Спаса Всемилостивого.
Спас на канале
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Всемилостивого Спаса построена в 1723 г. Необычность церкви придает завершение алтарных апсид покрытием в форме полуколокола. Действует.
Мы с вами стоим в начале улицы Дзержинского (Спасской), у храма Спаса Всемилостивого. Без сомнения, это один из красивейших храмов города. Если на доме Калинина мы видели деревянное кружево, то здесь — кружево каменное. На первый взгляд храм — типичное «узорочье» XVII века. Но только на первый. Давайте рассмотрим это чудо внимательнее, не жалея времени. Безусловна все элементы декоративного убранства принадлежат «узорочью» — стилю русского зодчества XVII века. Это кокошники, пучки колонок по углам, поребрик, бусины, перспективные порталы, наличники апсид — с двойными кокошниками, тягами-колонками; у наличников окон четверика — архивольты-валики с перехватами и килевидными завершениями и многое другое. Но вот окна четверика наводят уже на первые размышления —не делали в XVII веке таких больших окон! Поднимем взгляд выше: над карнизом идут в два яруса кокошники — приём традиционный, но что-то смущает, что-то не так. Действительно, вместо того чтобы повышаться «горкой», пирамидой, кокошники расположены в одной плоскости в шахматном порядке. А над кокошниками—ещё один карниз, на котором лежит кровля. Всё это совершенно выпадает из традиций русского классического зодчества XVII века. Выпадает, но ни в коей мере не портит здания — необычно сильно развитый и нетрадиционно решённый верх храма придает ему своеобразие (аналогов мы не знаем) и увеличивает высоту четверика почти вдвое.
Все эти поиски нового, скованные ещё формальными приёмами, традициями «классического» русского зодчества подсказывают, что храм моложе, чем кажется поначалу. Действительно, время его постройки—1723 год, то есть т.e уже конец царствования Петра I. В столицах прекрасные традиции русских мастеров давно уже списаны в утиль, насаждается «европеизм», господствует стиль барокко, и только ещё в провинции — всё более редкие всплески русской школы зодчества. На четырёхскатной кровле — пять стройных барабанов с луковичными главами, очень красивых, устремлённых вверх очертаний. Их, в общем-то, скромный в противовес основному объёму декор включает традиционные для «узорочья» детали. Световой только центральный барабан, четыре боковых — глухие, ложные. И, наконец, взглянув ещё выше, полюбуемся прекрасными крестами храма, чудом уцелевшими и отреставрированными.
Заметно оживляет здание двойной фриз из великолепных изразцов, выполненных в Ярославле, где традиции их изготовления были очень богатыми. Ещё один пример тесных связей Белозерска с Ростово-Ярославскими землями! В Ярославле же, уже и наше время были сделаны копии этих изразцов для замены утраченных и пострадавших. Лишь хорошо приглядевшись, по более яркому свежему оттенку можно отличить копии от подлинников. Мастера-керамисты поработали на совесть!
Теперь давайте осмотрим трёхапсидную алтарную часть. Я хочу обратить ваше внимание на одну деталь, характерную для Белозерья, с которой нам предстоит ещё встретиться и в городе, и в путешествиях по краю. Я имею ввиду покрытие алтаря, апсид. С запада к четверику примыкает трапезная, в оформлении которой использованы уже описанные элементы. В свою очередь, к трапезной с запада примыкает шатровая колокольня. Шатёр поддерживают круглые столбы, образуя одновременно пролёты яруса звона. В основании шатра — пояс кокошников, сам же шатёр пронизан рядами декорированных отверстий —слухов. У них несколько назначений: первое —декоративное; втоpoe —достижение лучшей слышимости звона и третье, основное — конструктивное. Дело в том, что у больших колоколов настолько мощная звуковая волна, переходящая в инфразвук, что она может просто-напросто «разорвать» глухой шатёр. Слухи как раз и служили для выпуска этой волны и предохранения шатра от трещин. Шатёр колокольни увенчан маленькой очень трогательной главкой.
В реставрации и этого храма принимал участие московский отряд «РеставросЪ» — побелка, земляные работы. Впрочем, отреставрирован храм лишь снаружи, и дело здесь не в чьём-то нерадении. Положение памятника очень серьёзное. Когда дело дошло до устройства в храме пола на первоначальном уровне, понадобилось снять слой позднего грунта. И вот здесь-то проблема обозначилась совершенно чётко — на глубине всего в штык лопаты из-под земли хлынула вода. Храм стоит на воде, а его фундаменты — в воде. Вот и опять приходится помянуть «добрым» словом Волго-Балт. Это его плоды — поднятие уровня Белого озера повлекло за собой поднятие уровня грунтовых вод. Храм стоит почти на уровне озера, к тому же регулярные подсыпки проезжей части улицы привели к тому, что памятник оказался в «яме», где скапливаются ещё и дождевые, талые воды — дренажной системы для отвода воды, разумеется, не устроили. Впрочем, одним дренажем не обойтись. Идеальным вариантом был бы спуск Волго-Балта, но это пока, к сожалению, фантастика, и даже не научная. Есть и другие, реальные предложения специалистов, но они требуют больших средств, а их-то и нет.
Так и стоит храм «по колено» в воде. Подойдите ближе, взгляните на нижнюю часть стен — они насквозь мокрые, штукатурка отслаивается, кирпич крошится. Положение усугубляется ещё и тем, что вокруг Спасского храма, как и вокруг Преображенского собора, была сделана ужасающая бетонная отмостка. Только здесь она ещё заложена на безумную глубину — до метра! Это «приспособление» успешно справляется с задержкой воды под храмом. Впрочем, приходилось слышать и такое: дескать, храм пропитался влагой, положение стабилизировалось и осушение может нарушить его, повредить памятнику. Вот так — лечение может повредить больному! Однако умирают только от лечения шарлатанов и невежд; больного нужно лечить!
И ещё один пример «творческого» подхода к реставрации: главки над приделами — устрашающие гибриды водосточной трубы с воронкой. До недавнего времени в храме Спаса Всемилостивого размещался спортзал. Подо что только не приспосабливали храмы! Хотя зачастую «приспособление» спасало их от сноса или естественного разрушения. Здание живёт, пока в нём люди. Даже законсервированное, но пустующее здание обречено на медленную гибель. Гибель, но не осквернение. Что хуже? Не знаю. Во всяком случае, ни то, ни другое не лучше. Лучше, когда в храме — храм.
И, завершая рассказ о храме Спаса Всемилостивого, хочу сказать, что прежде он носил ещё одно название —«Спас под Горою». После постройки белозерского канала он получил новое «неофициальное» название, под которым наиболее известен и сейчас — «Спас на Канале». Посвящения престолов следующие: главный (или, как говорили в старину, «настоящий») — Всемилостивого Спаса, придельные —Сретения Господня, апостола Андрея Первозванного, великомученика Димитрия Солунского, великомученицы Екатерины. Таким образом, храм имел пять престолов.
Имеются непроверенные мною сведения о том, что в древности на этом месте был Андреевский монастырь, и память о нём — один из престолов Спасского храма — Андреевский. Монастырь же прекратил своё существование, очевидно, в начале XVII века — после разорения поляками.
Церковь Спаса Всемилостивого
Памятник является выдающимся произведением русской архитектуры начала ХVIII века. Это самое красивое здание города, оно доминирует в его ландшафте.
Храм Спаса Всемилостивого построен в 1723 г. В народе он назывался «Спасом под горою». После постройки Белозерского обводного канала он получил неофициальное название, под которым наиболее известен и сейчас – «Спас на канале». В XVIII-XIX вв. церковь подвергалась изменениям. Её архитектура выдержана полностью в духе XVII века. К основной части здания – четверику — с запада примыкает трапезная, а к ней, в свою очередь, шатровая колокольня, увенчанная аккуратной главкой. В основании шатра — пояс кокошников, сам шатёр пронизан рядами декорированных отверстий – слухов для выпуска звуковой волны и предохранения шатра от трещин. На колокольне храма было шесть колоколов. В прежние времена колокольня являлась своеобразным маяком для рыболовецких и торговых судов. Кресты храма кованые, ажурные. На нижней перекладине креста, выполненной в форме полумесяца рожками вверх, можно рассмотреть год установки центрального креста — 1783 год. На четырехскатной кровле – пять стройных барабанов с луковичными главами. Только центральный барабан – световой, остальные — ложные. В верхней части храма расположены кокошники в шахматном порядке и двойной фриз из изразцов, сделанных, возможно, в Великом Устюге. Традиционно в изразцах использовались цвета: зелёный (цвет травы), жёлтый (солнца), синий (неба), красно-коричневый (цвет земли). Низкий трехапсидный алтарь с высокой барочной кровлей колоколообразной формы увенчан маленькой главкой. В интерьере храма сохранились остатки живописи с пышной лепниной в стиле барокко.
Храм Спаса Всемилостивого считается одним из символов города. Он возвышается на фоне озера среди маленьких деревянных домиков. 2013 год — год 290-летия храма.
В 70-е гг. XX в. проводилась наружная реставрация храма.
С 1988 года по начало 1990-х на ремонте храма работал отряд «РеставросЪ» (г. Москва) под руководством Козлова Константина Ивановича. Отряд занимался отведением грунтовых вод от фундамента храма.
В 2011-2012 гг. в рамках подготовки к юбилею города на объекте проведен большой комплекс ремонтно-реставрационных работ, финансируемых за счет федерального бюджета. Реставрационными работами занимался «ООО Промпроект» г. Москва. Были выполнены работы по капиллярной гидроизоляции фундамента. Все выступающие архитектурные элементы и трапезная покрыты медной кровлей. В интерьере храма появились белокаменные полы, расчищены и оштукатурены стены. Удалось сохранить лепнину и фрагменты фресок. Благоустроена прилегающая территория.
Внутренние электромонтажные работы проводило ОАО «Строительное управление № 209» г. Вологда за счет областных средств.
С мая 2016 года церковь Спаса Всемилостивого передана Череповецкой епархии, создан приход.
«Церковь Всемилостивого Спаса, 1728 г.» – объект культурного наследия федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г № 1327).
СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Церковь Всемилостивого Спаса
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Вид: памятник архитектуры.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Дзержинского, 8
Приходской храм, построенный в северной части Белозерска, благодаря выразительному силуэту и выгодному местоположению, является одной из самых узнаваемых доминант панорамы города. Отличительными чертами храма является архаичное для XVIII века завершение четверика двумя ярусами кокошников и пятиглавием, а также широкий изразцовый фриз. Рельефный кирпичный декор храма выполнен, как у многих построек первой половины XVIII века, с использованием традиций московского узорочья. На шатровой колокольне находятся современные колокола.
действующий приходской храм.
ИСТОРИЯ
В начале XVII века там, где сейчас стоит церковь Спаса Всемилостивого, находился Андреевский мужской монастырь. В монастыре была церковь Святого Апостола Андрея, церковь Происхождения Честного Креста Господня и Сретения Иисуса Христа и 12 келий. В 1612 году монастырь «сожгли литовские люди».
Во второй половине XVII века здесь уже стояла шатровая деревянная церковь, освященная во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь была двухъярусной, с трапезной, папертью и колокольней с часами. По названиям престолов, видно, что церковь являлась преемницей Андреевского монастыря. В верхнем храме было два престола – Дмитрия Солунского и Преображения Господня. Нижний зимний храм был освящен во имя Сретения Господня, в нём было два придела – во имя Святой Великомученицы Екатерины и Святого Апостола Андрея Первозванного. При храме существовало кладбище.
Сохранившаяся до наших дней церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1716–1723 годах, – один из ранних каменных храмов Белозерска. В 1753 году церковь обгорела и была возрождена к 1755 году. В 1788 году храм Спаса Всемилостивого был приписан к Преображенскому собору для улучшения содержания соборного причта. В 1865 году при соборе и приписанной к нему Спасской церкви состояло 455 прихожан – жителей Белозерска: 198 мужчин и 257 женщин. Местные жители называли церковь «Спас под горою» (в отличие от другого храма – Спаса на горе), а после постройки в 1840-х годах Белозерского обводного канала, проложенного неподалёку от церкви, появилось еще одно название – «Спас на канале».
Наиболее известен был последний настоятель храма – отец Александр Юшковский, служивший здесь в начале ХХ века. Отец Александр состоял одновременно законоучителем в женской гимназии и на женских педагогических курсах, избирался членом Новгородского епархиального училищного совета и депутатом на окружные и епархиальные съезды.
В церкви было пять престолов: в холодном храме – главный во имя Спаса Всемилостивого, а также Сретения Господня и апостола Андрея Первозванного; в теплом храме – великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины.
В 1930-х годах храм Спаса Всемилостивого был закрыт. Здание в разные годы использовалось под различные хозяйственные нужды, мастерские, пекарню, спортзал, затем было передано в ведение музея.
После реставрации 2011–2012 годов планировалось, что обновленная церковь Спаса Всемилостивого станет одним из основных объектов музейного показа, здесь будут работать экспозиции, связанные с историей Православия в крае, а по большим церковным праздникам по согласованию с Вологодской епархией в храме будут проходить богослужения. 14 августа 2012 года в храме впервые после многолетнего перерыва архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом был совершен молебен. В 2015 году указом епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана был образован приход храма Спаса Всемилостивого, настоятелем которого назначен иерей Дионисий Васеничев. 15 марта 2016 года, в день празднования иконы Божией Матери «Державная», храм был официально передан верующим.
22 мая 2016 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в возрожденном храме состоялась первая Божественная Литургия, которую отслужил настоятель храма иерей Дионисий Васеничев в сослужении с наместником Спасо-Прилуцкого монастыря игуменом Игнатием (Молчановым). Храм относится к Череповецкой епархии Вологодской митрополии.
Дореволюционные священнослужители церкви Всемилостивого Спаса:
с 28.07.1759-1763 – священник Семён Андреев
1905-1907,1910,1916 – священник Александр Иванович Юшковский
с 1759-1763 – дьячок Фёдор Алексеев
с 1758-1763 – пономарь Косма Ильин
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Композиция храма в целом характерна для первой половины XVIII века. К четверику холодного храма с запада примыкает низкая трапезная с теплым храмом, два престола которого расположены в выделенных апсидами выступах, огибающих четверик с севера и юга. С запада на главной оси здания находится шатровая колокольня, под которой устроен вход в теплый храм. Необычны для своего времени такие особенности как завершение четверика в виде двух рядов крупных кокошников, расположенных в одной плоскости и поставленных вперебежку (в шахматном порядке), а также венчающее храм пятиглавие и трёхчастный алтарь, вызывающие в памяти образ храма в стиле московского узорочья предшествующего столетия. Элементы и сама идея богатого рельефного кирпичного декора также заимствованы из арсенала стиля «узорочья» XVII века, хотя элементы декора и выполнены более сдержанно, иногда почти сухо. Фасады обильно украшены: в храм ведут перспективные порталы, большие окна четверика обрамлены валиковыми наличниками с «бусинами» и килевидными завершениями, окна алтаря и трапезной обрамлены полуколонками и завершены двойными кокошниками, по углам четверика расположены пучки полуколонок с «бусинами», стены апсиды и теплого храма украшены полуколонками и рамочными пилястрами, сложные цоколи и карнизы украшены поребриком и городками и т. д. Яркая особенность храма, уникальная для Белозерска, – широкий пояс из двух рядов прямоугольных полихромных изразцов. Возвышающиеся над четырехскатной кровлей пять стройных барабанов с луковичными главами декорированы аркатурными поясками и простыми карнизами. Только центральный барабан – световой, остальные — ложные. Кресты храма кованые, ажурные. На нижней перекладине центрального креста указана дата его установки – 1783 год. С востока к четверику примыкает низкий трехапсидный алтарь с высокой барочной кровлей колоколообразной формы, увенчанный маленькой главкой. Восьмигранная колокольня храма также выполнена в традициях «узорочья»: углы поставленного на четверик столпа обрамлены пучками полуколонок с «бусинами», ярус звона оформлен в виде круглых столпов с валиками и поребриком, соединенных ограждением с нишками-ширинками, шатер прорезан двумя рядами маленьких окон-слухов и увенчан луковичной главкой.
В интерьере бесстолпного холодного храма сохранились лишь обрамленные пышной рокайльной лепниной картуши с остатками росписей и венчающий стены карниз. На фотографии С.М.Прокудина-Горского 1909 года можно увидеть центральную часть достаточно скромно оформленного резного иконостаса XVIII века, не сохранившегося до наших дней.
Архитектор-реставратор Елена Михайловна Никитина, автор проекта реставрации храма 2010 года, так рассказывала о церкви Спаса Всемилостивого: «Свой нынешний вид она приобрела именно в 1755 году, когда была «возобновлена» после пожара 1753 года. Поэтому в ней много и от русского узорочья, и эпоха «елизаветинского» барокко оставила свой след. Церковь очень красивая, я ею просто любуюсь! Сейчас вокруг нее плотная застройка – нет простора, чтобы ее увидеть. Но замечательный вид на церковь открывается с вала. Это необыкновенно цельный и гармоничный памятник, пропорции его великолепны. Церковь очень интересна также своими декоративными элементами: затейливое барочное завершение алтарных апсид, двухъярусный фриз из ложных закомар и изразцовый пояс создают неповторимое впечатление «украшенности». Если сравнить церковь, например, с вологодским Софийским собором, который я тоже очень люблю, – мощным, монументальным, полным энергии, – то она выглядит удивительно нежно, «по-женски», как будто в кружевах».
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
В пожаре 1753 года были безвозвратно утрачены внутреннее убранство и иконостас первой четверти XVIII века. В 1755 году церковь отремонтировали. В XVIII–XIX веках храм поновлялся. В конце XVIII века над тремя апсидами у восточной стены храма была возведена барочная колоколообразная кровля. Судя по фотографии С.М. Прокудина-Горского, к 1909 году окна трапезной были значительно расширены, а ярусы кокошников в основаниях глав – стесаны, шатер колокольни был лишен окон-продухов и покрыт упрощенной железной кровлей.
В советское время в ходе приспособления здания под спортивное учреждение центральное алтарное окно было растёсано под дверной проём, сделаны деревянные пристройки, а в четверик разделили на два этажа, устроив в нём перекрытие и лестницу.
Первая серьёзная реставрация здания была проведена в 1980-е годы. В ходе работ были восстановлены в прежнем виде растесанные оконные проемы, утраченные кованые решетки и кирпичный декор фасадов, заменены отдельные обветшавшие изразцы и деревянные элементы, покрыты медью алтарная апсида и главы. На рубеже 1980-х – 1990-х годов силами волонтерского отряда «РеставросЪ» (г. Москва) были проведены работы по отведению грунтовых вод от фундамента храма. Константин Иванович Козлов (1962–1998), основатель Молодёжного Центра «РеставросЪ» Всецерковного православного молодёжного движения Московского Патриархата, в своей книге рассказал о сложившейся ситуации: «В реставрации и этого храма принимал участие московский отряд «РеставросЪ» — побелка, земляные работы. Положение памятника очень серьёзное. Когда дело дошло до устройства в храме пола на первоначальном уровне, понадобилось снять слой позднего грунта. И вот здесь-то проблема обозначилась совершенно чётко — на глубине всего в штык лопаты из-под земли хлынула вода. Храм стоит на воде, а его фундаменты — в воде. Вот и опять приходится помянуть «добрым» словом Волго-Балт. Это его плоды — поднятие уровня Белого озера повлекло за собой поднятие уровня грунтовых вод. Храм стоит почти на уровне озера, к тому же регулярные подсыпки проезжей части улицы привели к тому, что памятник оказался в «яме», где скапливаются ещё и дождевые, талые воды — дренажной системы для отвода воды, разумеется, не устроили. Так и стоит храм «по колено» в воде. Подойдите ближе, взгляните на нижнюю часть стен — они насквозь мокрые, штукатурка отслаивается, кирпич крошится. До недавнего времени в храме Спаса Всемилостивого размещался спортзал. Подо что только не приспосабливали храмы! Хотя зачастую «приспособление» спасало их от сноса или естественного разрушения. Здание живёт, пока в нём люди. Даже законсервированное, но пустующее здание обречено на медленную гибель. Гибель, но не осквернение. Что хуже? Не знаю. Во всяком случае, ни то, ни другое не лучше. Лучше, когда в храме – храм».
Конструктивные проблемы в ходе реставрации 1980-х годов решены не были. «Бетонные обоймы, выполненные тогда на фундаментах под столбами в трапезной, – отмечает архитектор-реставратор Елена Михайловна Никитина. – впоследствии разорвало, столбы, на которых покоятся своды, просели и оторвались – образовались трещины, деструкция кирпичной кладки наблюдалась по всему периметру».
В 2011–2012 годах к юбилею Белозерска церковь была вновь отреставрирована. Работы вела московская реставрационная организация «Промпроект». Сооружение Мариинской водной системы в начале XIX века привело к значительному подъему уровня подземных вод в прибрежной части территории Белозерска, негативному воздействию которых постоянно подвергается фундамент и стены церкви. «Поэтому была проведена консервация стен при помощи инъецирования (в отверстия в стенах под давлением подается скрепляющий раствор), – рассказывет Е.М. Никитина. – Под столбами пришлось укреплять фундаменты, убирать приклад кирпича ХХ века в нижней части столбов, инъецировать и осушать подлинную кладку. Столбы были взяты в металлическую обойму и заново облицованы большемерным кирпичом, аналогичным подлинному, использовавшемуся при строительстве. Еще одной проблемой, влияющей на сохранность церкви, является высокий уровень культурного слоя. Его необходимо было понизить, чтобы избежать капиллярного подсоса. Мы срезали грунт, сколько смогли, чтобы не «утопить» церковь в поверхностных водах. Кроме консервации конструкций фундаментов, стен и стропильной системы, выполнен большой объем работ по реставрации декоративных элементов. Вычинен изразцовый фриз. Защищен от разрушения пояс из закомар – они покрыты медью. Заменены фрагменты из просечного металла на крестах, причем их не снимали – восполняли на месте, с лесов… Большая часть столярных изделий, выполненных в XX веке, заменена – в церкви теперь новые оконные рамы и двери. Проведена консервация внутренней двери из притвора в трапезную – она полностью подлинная, включая металлические кованые детали». В интерьере храма появились белокаменные полы, расчищены и оштукатурены стены, благоустроена окружающая территория. Храм по-прежнему нуждается в реставрации живописи и рокайльной лепнины.
«Я — батюшка из рабочего класса». Один день священника из Белозерска
Священник Дионисий Васеничев — настоятель храма Спаса Всемилостивого в Белозерске. После служб и треб он работает в котельной и растит вместе с женой четверых детей. Фотограф и журналист Людмила Цуканкова сняла о нем фотоисторию.
Встретив иерея Дионисия Васеничева на улицах Белозерска, невозможно предположить, что он священник: обычно мы определяем принадлежность к Церкви по бороде, длинным волосам, одежде, степенности. По внешним признакам. Хотя так ли это важно сегодня?
На просьбу о встрече отец Дионисий сразу ответил: «Давайте поработаем». И предложил встретиться утром на пробежке.
Бежать и снимать оказалось непросто.
Пробежка вдоль Белозерского канала
Сам он говорит о себе: «Я — батюшка из рабочего класса».
Отец Дионисий со священниками Череповецкой епархии
Отец Дионисий — настоятель храма Спаса Всемилостивого. В его приходе гостей всегда принимают тепло.
С прихожанкой храма
На стене висят фотографии жизни храма
С певчей храма
Со звонарем Юрием
Отец Дионисий служит в храме, а работает в котельной. До недавнего времени был планшетистом в воинской части — это человек, который составляет схему расположения летательных аппаратов для руководителя полетов.
Он ходит пешком на работу четыре километра, потому что бережет машину 1993 года выпуска, которая должна быть в порядке на случай, если надо везти к врачу младшего сына, у которого сахарный диабет.
В этот день у отца Дионисия был выходной. Зашли в комнату отдыха котельной к его сменщику
Отец Дионисий меняет колеса во дворе храма
В Белозерске покупка молока бесконтактная: зашел, взял банку, оставил деньги
«Нередко люди идут креститься, чтобы потом что-то у Бога просить. А Бог тебе не обещал работу, достаток, новую машину, а лишь о спасении говорил», — говорит отец Дионисий.
Во время проповеди
Пожертвований в храме не хватает даже на оплату электроэнергии. Ее берегут — свет включают только во время службы. А еще нужен ремонт — двери рассохлись и не закрываются, трещины в стенах увеличились.
Бетонные ступени на входе священник и его прихожане заливали сами. Прежние ступени в храме XVIII века не сохранились
У отца Дионисия четверо детей.
С младшими детьми
В деревне Карл Либкнехт, в огороде семьи Васильевых, нашли камень, на котором перед уходом на войну местные мужчины выбили свои имена. Камень нужно было перенести в местный Парк Победы и отслужить молебен. Имена на камне совпадают с 74 именами погибших жителей деревень Средняя и Карл Либкнехт на памятнике в парке. Никто из высекших имена на камне не вернулся с фронта.
Камень перенесли своими силами мужчины села и крановщик из Белозерска
Лжицу после каждого причастника промывают в спирте, потом в воде
Во время Крестного хода с сыновьями
Священник всегда помнит про именины прихожан и поздравляет их.
«Я не делаю замечаний за внешний вид. Мы в ответе за тех, кого оттолкнули», — говорит отец Дионисий. А приглашение к исповеди начинает со слов: «Не надо бояться, что вы нагрешили, ничего нового и страшного я не услышу, все уже было». И многие идут к нему за уважением и добрым словом.