храм вячеслава и людмилы чешских в барвихе
церковь Святого Вячеслава князя Чешского
пос. Новь, 1997 год
Храм Вячеслава Чешского в Барвихе построен в 2004 г. попечением ктитора прихода В. К. Агаджанова на землях, принадлежавших ранее Зачатьевскому монастырю, разрушенному в 1932 г. Это один из первых храмов в России и единственный в Московской епархии основанный в честь этого святого.
Благоверный Вячеслав князь Чешский вступил на княжеский престол в 920 году. Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Князь много потрудился для укрепления христианства в Чехии. 28 сентября 935 года, благоверный Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, нашла его и положила в недавно освященной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама. Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик.
Архитектура храма выдержана в стиле петровских морских церквей, поэтому из 27 метров высоты храма — восемь приходится на шпиль.
Иконостас храма представляет собой точную, но уменьшенную в три раза копию иконостаса работы Растрелли в придворном храме Зимнего дворца в Петербурге. Сегодня храм Зимнего не действует, сам же иконостас в 1927 года по частям был продан за границу.
В 2008 году Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором из собора святого Вита в Праге были принесены и переданы в дар приходу частицы мощей святых Вячеслава и Людмилы Чешских.
Бывает, что мощи святых привозят в храмы для временного поклонения, а в храме Вячеслава Чешского частицы мощей святых мучеников благоверных Вячеслава и Людмилы пребывают постоянно.
11 октября 2011 г., в день престольного праздника храма св. Вячеслава Чешского в Барвихе, по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил закладку нового храма в честь святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской. Новая церковь станет первой в Московской епархии, освященной в честь этой святой. В проекте предусмотрены помещения новой воскресной школы и трапезной.
Святая мученица Людмила, княгиня Чешская (ок. 860 — 15 сентября 921), жена чешского князя Борживоя I, бабушка, воспитательница святого Вячеслава и регент при нём. Первая покровительница Православного Чешского государства. Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в христианской вере своего внука Вячеслава и была предана смерти своей невесткой Драгомирой за открытое выражение недовольства языческими традициями и исповедание Христа.
Память святой мученице Людмилы в Русской Православной Церкви совершается 16 (29) сентября.
Храм святого князя Вячеслава Чешского в Барвихе
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ВЯЧЕСЛАВА ЧЕШСКОГО ОДИНЦОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
О храме
11 октября 2021 г. в день памяти Вячеслава Чешского, наш престольный праздник, Божественную литургию совершил настоятель храма, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области, секретарь Одинцовского епархиального управления, настоятель Спасского храма в Усово священник Дионисий Казанцев, которому сослужили священник Владимир Субботовский и диакон Сергий Сахаров.
За богослужением молились многочисленные прихожане, в том числе, отмечающие день своего тезоименитства.
Храм Вячеслава Чешского в Барвихе построен в 2004 г. попечителем прихода Агаджановым Вячеславом Кимовичем на землях, принадлежавших ранее Зачатьевскому монастырю, разрушенному в 1932 г. Это один из первых храмов в России и единственный в Московской епархии основанный в честь этого святого.
Архитектура храма выдержана в стиле петровских морских церквей, поэтому из 27 метров высоты храма — восемь приходится на шпиль.
Иконостас храма представляет собой точную, но уменьшенную в три раза копию иконостаса работы Растрелли в придворном храме Зимнего дворца в Петербурге. Сегодня храм Зимнего не действует, сам же иконостас в 1927 года по частям был продан за границу.
11 октября 2011 г., в день престольного праздника храма св. Вячеслава Чешского в Барвихе, по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил закладку нового храма в честь святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской. Новая церковь станет первой в Московской епархии, освященной в честь этой святой. В проекте предусмотрены помещения новой воскресной школы и трапезной.
Храм святого князя Вячеслава Чешского в Барвихе
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ВЯЧЕСЛАВА ЧЕШСКОГО ОДИНЦОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Контакты
Настоятель: священник Дионисий Казанцев
Телефон помощника настоятеля +7 (925) 899 5191
Маршрут проезда
От г. Москвы: м. Молодежная на маршрутном такси №№ 101, 121, 150, 536 по Рублево-Успенскому шоссе 7 км., ост. Администрация Барвихи далее по указателям «храм Свт. Благоверных князей Вячеслава и Людмилы»
От г. Одинцово: от станции Одинцово на автобусе № 37 до платформы Барвиха. Далее пешком 1,2 км в сторону Москвы следуя указателям «Храм свтятых благоверных князей Вячеслава и Людмилы»
Икона дня
НАШ ТЕЛЕФОН
Церковные интернет-ресурсы
Православный календарь
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Храм святого князя Вячеслава Чешского в Барвихе
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ВЯЧЕСЛАВА ЧЕШСКОГО ОДИНЦОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Духовенство
Священник Дионисий Казанцев – настоятель храма святого Вячеслава Чешского
Секретарь епархиального управления Одинцовский епархии, настоятель Спасского храма в Усово.
С момента основания храма настоятелями являлись:
Икона дня
НАШ ТЕЛЕФОН
Церковные интернет-ресурсы
Православный календарь
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Храм святого князя Вячеслава Чешского в Барвихе
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ВЯЧЕСЛАВА ЧЕШСКОГО ОДИНЦОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Житие святого Вячеслава
Происходивший из династии Пршемысловичей князь Вацлав (Вячеслав) родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно необычных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.
Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.
Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим — напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она была канонизирована как святая мученица и является небесной покровительницей Чехии.
Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел, помимо родного, славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. Принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.
Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством брата Болеслава и уговорили его занять престол, убив Вацлава.
Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии, это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав).
Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» — мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу.
Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу).