храм юноны в риме

Римская богиня Юнона Монета

храм юноны в риме

Богиня Юнона (Giunone) – персонаж древнеримской мифологии, покровительница брака, семьи, материнства и женского начала. По легенде Юнону соблазнил ее родной брат Юпитер, обернувшись кукушкой, они поженились и вместе стали править. Правой рукой богини была ее родная сестра Минерва – богиня мудрости и искусства. Трем этим богам, символам правления Рима – Юноне, Юпитер и Минерве древние римляне построили храм на Капитолийском холме (il Campidoglio).

Юнону всегда изображают со скипетром, спутницей-кукушкой и диадемой-полумесяцем, символом Луны, которой правила богиня. Тело Юноны всегда закрыто богатыми одеждами, кроме лица, шеи и рук. Богиня изображается стройной, высокой, статной женщиной с большими глазами и строгими чертами лица. Иногда Юнону изображали воинственной – в козлиной шкуре, шлеме и с копьем.
Юноне присвоено множество эпитетов:

Легенда про гусей

Появление эпитета Монета связано с легендой про гусей, которые спасли Рим. По легенде в V веке до н.э. между римлянами и этрусками завязалась десятилетняя война. Римляне привезли трофей из захваченного города Вейо – статую этрусской богини, которая явилась одному из солдатских отрядом и сделала знак благословения. В честь этого на Капитолийском холме построили храм Юноны, где в жертву приносили домашних гусей. В 390 году до н.э. крепость Капитолия окружили враги, тогда гуси разбудили предводителя крепости и Рим удалось спасти. С тех пор считалось, что Юнона предупредила римлян и спасла от гибели, и богиня стала покровительницей Римской империи.

Монетный двор и храмы

В 269 году до н.э. в храме Юноны основали первый Монетный двор Рима, там выпускали серебряный денарий с изображением богини и ее именем. Именно после открытия монетного двора в обиход вошло слово «монета», и во многих языках слова, обозначающие деньги созвучны с «монетой», например, английское money.

Множество древнеримских монет можно увидеть в Палаццо Массимо (Palazzo Massimo) – рекомендуем.

Сейчас на месте храма Юноны стоит великолепная старинная церковь Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli), которую мы посещаем во время прогулок по Риму на рассвете.

Еще один храм Юноны располагался на Эсквилинском холме (L’Esquilino), где 1 марта в честь богини устраивались праздники – матроналии. Замужние женщины в сопровождении рабынь торжественно несли в храм цветочные венки, где молились семейному благополучию, получали подарки от мужей.

Источник

Юнона – царственная богиня Древнего Рима

Юнона – одна и главных богинь древнеримского пантеона

Богиню Юнону называли царицей римских богов, ведь она была супругой верховного правителя небожителей – Юпитера. Почитание её считалось одним и основных религиозных культов и было распространено повсеместно в Древнем Риме. Эта богиня выступала покровительницей материнства и брака, однако в преданиях она не всегда олицетворяет нежность и женственность.

Нередко Юнона действует как ревнивая супруга, не знающая снисходительности по отношению к своим соперницам. Какие грани характера открывают легенды о Юноне? Как в честь неё был назван цветок? И в чём заключались особенности поклонения богине?

Юнона и её семья

Как и многие другие культы, поклонение Юноне было заимствовано римлянами у греков, которые называли эту богиню Герой. При этом нельзя назвать этих богинь абсолютными “близнецами”, ведь римские верования добавили некоторых черт Юноне.

Она являлась одной из главных представительниц бессмертного пантеона. Богиня являлась покровительницей брака и рождения детей, семьи и семейных устоев. К ней обращались за помощью женщины, вступившие в брак. Жительницы Древнего Рима верили, что Юнона помогает исцелиться от бесплодия, наладить семейные отношения, стать более привлекательной и женственной.

храм юноны в римеАндреа Сакки «Юнона на павлиньей упряжке», около 1625 года
Картина находится в Музее истории искусств в Вене, Австрия

Поскольку Юнона была одной из самых главных богинь пантеона, сведений о ней сохранилось немало. Её родителями были Сатурн и его супруга Рея, а в некоторых преданиях утверждается, что Юнона являлась сестрой собственного мужа. Не стоит удивляться такой трактовке – подобные “странности” часто встречаются в греческих, римских, египетских мифах.

В браке с верховным богом Юпитером Юнона произвела на свет своих детей: Марса (воплощение войны, прародителя римлян), Ювенту (вечно юную богиню, покровительницу молодых), Вулкана (бога-кузнеца, великого мастера). Сёстрами Юноны были богиня урожая Церера и Веста, отождествлявшаяся у римлян с домашним очагом.

храм юноны в римеФреска Аннибале Карраччи «Юпитер и Юнона», 1602 год
Местонахождение: Палаццо Фарнезе, Рим, Италия

Образ Юноны

На древних скульптурах Юнона предстаёт строгой красавицей, облачённой в длинные одежды. Это высокая и привлекательная молодая женщина, однако в её облике нет мягкости – скорее чувствуется решительность и даже суровость нрава.

Её верными помощницами выступали Минерва (богиня мудрости) и Церера, сестра Юноны. Римляне верили, что у каждой женщины есть своя юнона, то есть особая покровительница, некий добрый “дух”, охраняющий от бедствий и дарующий особые знания и мудрость.

Символами богини выступали покрывало, диадема и павлин. Считалось, что Юнона управляет облаками и связана с влажностью и осадками.

Предание о цветке богини

Далеко не все знают, что в честь богини был назван цветок – юнона. С его появлением связано одно из интересных преданий. Согласно ему, однажды у Юноны произошла очередная ссора с супругом.

Обидевшись на Юпитера, богиня решила, что родит на свет дитя без участия мужа. Она спустилась с небес и отправилась к берегу океана. Юнона хотела найти чудотворное зелье, что воплотило бы её замысел в реальность.

храм юноны в римеГеорг Энгельхард Шрёдер «Юнона или Аллегория Элемента Воздуха»
Карина находится в Национальном музее Стокгольма, Швеция

Во время своих поисков богиня оказалась неподалёку с обителью Флоры, покровительницы цветов. Та спросила, что привело сюда Юнону, и она рассказала Флоре о недавней ссоре с мужем. Флора искренне сочувствовала богине, однако боялась помочь ей, ведь это могло бы навлечь гнев самого Юпитера Однако Юнона поклялась, что никогда не выдаст тайну.

Тогда Флора передала подруге цветок, что мог помочь зародиться жизни во чреве Юноны. Как только та прикоснулась им к своему животу, почувствовала, что внутри неё появился ребёнок. А вскоре Юнона произвела на свет своего сына Марса. Тот же заветный цветок, что помогает женщинам при родах и излечивает от бесплодия, стали называть юноной.

храм юноны в римеАлександр Мёрлинг «Юнона, богиня брака», 1765 год
Местонахождение: Национальный музей Стокгольма, Швеция

Культ Юноны у римлян

Нередко Юноне приходилось расправляться с возлюбленными своего любвеобильного супруга. Несмотря на беспощадность и жестокий нрав, римляне не осуждали богиню, ведь она старалась быть образцовой женой для Юпитера.

Изначально почитание богини было распространено в ряде италийских городов, однако после завоевания их распространяется в самом Риме. Позднее богиня становится настолько популярной в народе, что обретает функции прочих небожительниц.

Вместе с Юпитером и Минервой Юнона составляла Капитолийскую триаду богов, которым был посвящён храм на Капитолии. А вот в святилище самой Юноны в 269 году до нашей эры был основан Монетный двор.

храм юноны в римеКаспар Давид Фридрих «Храм Юноны в Агрите», 1828 год
Местонахождение: Музей в Оствале, Дортмунд, Германия

Именно в этом месте древние римляне выпускали серебряные динарии, которые были украшены изображением богини. Как считают историки, в ту пору появилось слово “монета”, которое вошло в обиход многих народов и связывалось с деньгами. Достаточно вспомнить английскую версию названия, “money”, что удивительным образом созвучно со словами из других языков.

В честь Юноны в Древнем Риме проводилось несколько праздников, основные торжества приходились на 1 марта и 7 июля. Однако и в другие дни возле храма богини всегда было многолюдно. Юнону просили о семейном счастье и исцелении от бесплодия. После успешных родов семьи приносили щедрые дары богине, что помогла появиться на свет малышу.

храм юноны в римеГюстав Моро «Павлин жалуется Юноне», 1881 год
Местонахождение: Национальный музей Гюстава Моро, Париж, Франция

Юнона была истинной любимицей римлян. Среди прочих богинь она занимала особое место, как и полагает царице небожителей. Когда античные времена и верования тех эпох ушли в прошлое, имя Юноны не было забыто. Богиня нередко вдохновляла скульпторов, художников, поэтов на создание произведений искусства. Суровая и прекрасная, жестокая и нежная Юнона даже в наши дни остаётся объектом интереса учёных и ценителей древних преданий.

Источник

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

храм юноны в риме

Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli) – старинная базилика, расположенная в историческом центре Рима на вершине Капитолийского холма (Campidoglio).

Среди многочисленных религиозных сооружений города она выделяется особенными чудотворными реликвиями и невероятной красотой внутреннего убранства, скрывающейся за простым и суровым фасадом. Церковь окутана красивыми легендами, одна и которых утверждает, что в её стенах находится самый древний христианский алтарь.

Рядом с помпезным Витториано (Vittoriano) романская церковь Девы Марии, отличающаяся скромной архитектурой, не всегда привлекает внимание туристов, но именно она может стать настоящим открытием для тех, кто пытается познать тайны Вечного города.

История и легенды

Свой нынешний римско-готический вид базилика Санта-Мария-ин-Арачели приобрела в период с XIII по XVIII в., но этому предшествовала история, берущая своё начало ещё в Древнем Риме. Она связана с легендой о капитолийских гусях, значением слова «монеты» и видением образа Девы Марии на Капитолии задолго до появления христианства в Риме.

Место основания

Капитолий всегда был в центре духовной и политической жизни Рима. Холм, который начал заселяться ещё в бронзовом веке, в Древнем Риме был одновременно и крепостью, и местом обитания богов. На южной, более высокой вершине Кампидольо, с 509 г. до н. э. находился главный храм Рима, посвящённый триаде богов – Юпитеру, Юноне и Минерве.

На её территории был построен один из трёх римских авгуракулумов (auguraculum), представляющий собой открытый храм, откуда жрецы-авгуры (auguri) по полёту птиц интерпретировали волю богов. Священный обряд, пришедший от этрусков и введённый по преданию самим Ромулом, совершался также на Палантине (Palatino) и Квиринале (Quirinale).

Капитолийские гуси и монеты

Самая первая легенда вокруг основания христианской базилики на Капитолии, связана со знаменитой историей, когда гуси со двора Аркса, предназначенные в жертву Юноне, спасли Рим.

Событие, произошедшее в 390 г. до н. э., описано в книге Тита Ливия «История от основания Рима». Галлы под предводительством Бренна, намереваясь ночью захватить последний оплот Рима — Капитолий, пытались пробраться в крепость. Они не были замечены ни стражниками, ни почуяны собаками, и только встревоженные гуси подняли шум и разбудили начальника крепости Марка Манлия (Marcus Manlius Capitolinus). Благодаря пернатым героям, которых к своему счастью не съели измученные осадой и голодом защитники Капитолийской крепости, варварам был дан своевременный отпор, а Рим вскоре освобождён.

В память об этом эпизоде в 345-344 гг. до н. э. на месте двора, где жили священные гуси (у дома Марка Манлия), был воздвигнут храм Юноны Монеты (Tempio di Giunone Moneta). Слово moneta в переводе с латинского означает «предупреждать», а сама богиня Монета, которую отождествляли с Юноной, за пределами Рима считалась ещё и хранительницей средств города.

храм юноны в риме

В 249 г. до н. э., вблизи нового храма на Капитолии появилась мастерская, чеканившая римские деньги из серебра. Вскоре имя богини дало название месту производства — «монетный двор» и римским деньгам (и не только) – «монеты».

Руины языческого храма Юноны Монеты могут находиться под основанием христианской церкви, посвящённой Деве Марии. В настоящее время эта версия подтверждается найденными в саду храма архитектурными артефактами, свидетельствующими о существовании древнего святилища и цитадели.

Сивилла и видение Августа

Нынешнее название базилики Санта-Мария-ин-Арачели впервые упоминается в документах 1323 г., но красивая легенда о том, как оно появилось, уходит в более отдалённые времена. Император Август (Octavianus Augustus) пожелал узнать у тибуртинской сивиллы, стоит ли обращаться к нему, словно к богу, как того пожелал Римский сенат. В ответ предсказательница показала ему видение в образе молодой женщины, стоящей на алтаре с ребёнком на руках, во время которого голос с неба поведал: «Это дева, которая зачнёт спасителя мира».

Об этом событии напоминает изображение фигур Августа и сивиллы, которые можно увидеть по обе стороны от арки над главным алтарём базилики.

Рим станет христианским только в IV веке, но известно, что в VI в. на месте нынешней базилики Санта-Мария-ин-Арачели уже существовала церковь, считавшаяся очень старой. Возможно «Небесный Алтарь» Августа, появившийся до Рождества Христова, никогда и не исчезал.

Ранняя церковь

Традиционно считается, что Санта-Мария-ин-Арачели основана в VI в. Григорием Великим (папой Григорием I), который в 590 г. — год своего восшествия на Святой Престол, мог её освятить, но точных сведений об этом нет.

Первым обнаруженным христианским строением на Капитолийском холме стал монастырь византийского обряда, основанный предположительно в VII в. греческими монахами, бежавшими от мусульманских преследований. Построенная ими церковь, посвящённая Святой Богоматери, постепенно обросла новыми монастырскими зданиями, жилыми кварталами и рыночной площадью. Обитель была закрыта в IX в., чему, возможно, способствовало землетрясение 847 г., от которого пострадали многие сооружения в Риме.

В конце IX — начале X в. восстановлением монастыря, принятого папством, занялись бенедиктинцы. Фактически в их распоряжении был весь холм с разрушенными и заброшенными зданиями, что позволяло использовать старые постройки для новых сооружений. Церковь, возведённая бенедиктинцами с использованием обломков античных зданий, в документах XI в. впервые упоминается как Санта-Мария-ин-Капитолио (Sancta Maria in Capitolio).

С восстановлением Римского сената в 1143 г. на Капитолийском холме возродилась общественная жизнь: рядом с монастырскими владениями стали провозглашаться законы и проходить народные собрания, а прямо в стенах церкви — производиться судебные разбирательства.

Перестройка при францисканцах

В конце XII в., когда Орден святого Бенедикта пришёл в упадок, монахи покинули Капитолий, и только в 1250 г. у церкви и монастыря появились новые хозяева – францисканцы. Столь щедрый подарок от папы Иннокентия IV воодушевил Братьев Меньших на работы по реконструкции обветшавших строений и в первую очередь старой церкви, которую они использовали для трансепта нового храма. Средства для проведения работ были найдены — нищенствующий орден охотно принимал пожертвования от состоятельных горожан в обмен на место в храме для фамильных захоронений.

Проект перестройки базилики с приданием ей романо-готических черт приписывают Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio). Строительство продолжалось с 1285 по 1287 год, а в 1291 году храм был вновь освящён, при этом работы по отделке интерьера продолжались вплоть до XV века.

храм юноны в риме

В XIV веке церковь стала называться Санта-Мария-ин-Арачели, что возвращало её к истокам основания и красивой легенде о небесном жертвеннике.

При францисканцах базилика надолго стала главной церковью Рима, чему способствовало и удачное соседство с городским советом. Взятый под опеку сенаторов храм одновременно стал и местом обсуждения и обнародования новых законов.

Осквернение

Тёмная полоса для базилики Санта-Мария-ин-Арачели наступила во время Римской республики (1798–1799). Французы, вторгшиеся в Рим в 1798 году, не испытывали трепета перед древними святынями и превратили храм в конюшню, уничтожив великолепие убранства. Они похитили драгоценности и разломали часовни, в том числе не пощадили ту, в которой хранились мощи святой Елены. Осквернённая церковь простояла закрытой до 1815 г. и была восстановлена францисканцами благодаря поддержке новых покровителей.

Сразу после объединения Италии под знамёнами Рисорджименто (Risorgimento) монастырский комплекс на Капитолии перешёл в собственность вновь образованного государства, которое не особенно считалось с интересами Святого Престола. Некоторое время в стенах базилики размещались даже казармы и командование местной полиции.

Строительство монументального комплекса Витториано, которое продолжалось в течение 1882–1911 гг., повлекло за собой разрушение монастыря, Башни Павла III и древней ризницы, но сам храм при этом не пострадал.

В настоящее время Санта-Мария-ин-Арачели – титулярная церковь, за которой с 1998 г. закреплён итальянский кардинал Сальваторе Де Джорджи (Salvatore De Giorgi).

Нынешний вид базилики Санта-Мария-ин-Арачели стал результатом ряда работ по строительству, реконструкции и отделке, которые были начаты в XIII в. монахами-францисканцами и продолжались вплоть до XVIII в.

храм юноны в риме

Фасад

Скромный и массивный фасад Санта-Мария-ин-Арачели представляет собой кирпичную кладку, выложенную ещё в XIII в. Многочисленные отверстия в стене – это следы от крепления лесов, которые были обустроены для проведения отделки фасада, которая не состоялась или не сохранилась.

В кладке стены врезаны три окна — центральное, напоминающие по силуэту сердце, и два боковых в форме круглой готической розы. В первом когда-то находился иерусалимский крест, который по понятным причинам во времена папы Урбана VIII (1623–1644) из рода Барберини заменили на витраж с изображением пчёлок из фамильного герба.

храм юноны в риме

Три портала на фасаде были построены в XIV в. и реконструированы между XV и XVI веками. Центральный вход обрамлён аркой, под которой можно увидеть лишь следы фрески XV в., тогда как над боковыми дверьми прекрасно сохранились мраморные барельефы XVI в., изображающие евангелистов Иоанна и Матфея.

храм юноны в риме

Старый портал справа стал боковым входом со стороны Капитолийской площади. Его оставили при перестройке храма для удобства посещения судебных заседаний. В люнете арки сохранилась мозаика XIII в. с изображением Мадонны и Младенца между двумя ангелами. Работа может принадлежать художникам и мастерам мозаики Якопо Торрити (Jacopo Torriti) или Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini).

Прямо над старым порталом возвышается простая колокольня из трёх кирпичных арок. Она была возведена между 1534 и 1549 годами на месте той, которая в 1260 году так и осталась недостроенной – тогда скромные францисканцы не могли позволить себе подобную роскошь.

Изгиб в верхней части фасада предполагал наличие мозаичного панно, которое могли бы видеть верующие, поднимающиеся в храм. Считается, что здесь находилась мозаика XIII в. работы Якопо Торрити с изображением сна папы Иннокентия III (его ночное видение послужило принятию нового монашеского ордена, основанного святым Франциском).

С 1412 и по 1806 год на фасаде базилики находились первые городские часы с колоколом. Для привычного римского счёта дневного и ночного времени сложный механизм требовал ежедневной подгонки стрелок, что доставляло много проблем и частые поломки.

Лестница

На вершину холма к Базилике Санта-Мария-ин-Арачели ведёт монументальная
мраморная лестница Scalinata di Aracoeli, наделённая, как считается, чудотворной силой.

Она появилась в 1348 году и стала подарком Богородице от жителей города, которые сами собрали средства и материалы для её строительства. Считается, что именно чудотворная икона Мадонна Арачели (Madonna d’Ara Coeli) спасла Рим от бубонной чумы 1346–1353 гг., которая стала самой смертоносной пандемией в истории человечества, забравшей около 200 млн. жизней.

После того как святыню обнесли вокруг Рима, чума отступила, унеся при этом не так много душ, как в других городах. Об этом событии напоминает мемориальная доска, размещённая на фасаде церкви слева от главного входа.

Лестница выложена из останков античного храма Сераписа в Квиринале (Tempio di Serapide del Quirinale) и имеет 124 ступени, на поверхности которых до сих пор кое-где сохранился резной узор. В прошлом паломники и бездомные нищие часто устраивались на ночлег прямо на ступенях лестницы, принимая такую возможность, как благодать.

храм юноны в риме

Вокруг мраморной лестницы, ведущей к базилике, существует несколько поверий. Считается, что бесплодные женщины, взобравшись к храму по лестнице на коленях, смогут вымолить долгожданного ребёнка, а грешники – получить отпущение всех грехов.

Интерьер

Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.

Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.

храм юноны в риме

Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.

На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.

В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Колонны

Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.

храм юноны в риме

Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.

Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.

Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi). Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем.

храм юноны в риме

Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).

В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.

храм юноны в риме

Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.

Потолок

В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.

храм юноны в риме

В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.

Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.

храм юноны в риме

В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.

Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи.
Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.

Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!

Главные реликвии и художественные произведения

Христианские реликвии и художественные произведения древней базилики Санта-Мария-ин-Арачели притягивают миллионы людей, которые хотят увидеть их своими глазами и преклониться перед красотой и святостью бесценных сокровищ.

Младенец Иисус

В Часовне Младенца Иисуса (Cappella del Bambinello), построенной в XIX в. на территории ризницы слева от алтаря, находится копия старинной деревянной статуи Святого Младенца (Santissimo Bambinello). Оригинал, который появился в базилике в 1647 г., был вырезан в XV в. францисканским монахом в Иерусалиме из куска оливы, произрастающей в Гефсиманском саду.

храм юноны в риме

Фигура Младенца Иисуса была крещена в святых водах Иордана и считалась чудотворной. Она исцеляла тяжелобольных и пользовалась невероятной популярностью, за что «вознаграждалась» драгоценными украшениями. Святыня хранилась в ризнице и выносилась оттуда в Рождество или в особых случаях, когда она доставлялась прямо к постели больного. Считалось, если губы Младенца Иисуса станут розовыми, то это знак, что недуг отступит, а если останутся без изменений – шансов на исцеление нет.

В 1994 году статуя Святого Младенца была похищена и её местонахождение до сих пор неизвестно. Непонятно что больше привлекло воров – чудотворная сила деревянной статуэтки или обилие драгоценностей, которыми она была увешана.

Копия Сантиссимо Бамбинелло также пользуется почитанием и «принимает» со всех уголков мира письма с просьбами об исцелении и прощении, спасении от зла и позора, они складываются прямо на полу у статуи и до сожжения не вскрываются, потому что предназначены для Младенца Иисуса, а не для глаз священников.

Мощи святой Елены и древний алтарь

В центре левого трансепта, на месте древнего алтаря, находится Часовня Святой Елены (Cappella di Sant’Elena) – матери первого христианского императора Рима Константина I (Flavius Valerius Aurelius Constantinus).

храм юноны в риме

Набожная женщина совершила паломничество в Палестину, где страстно занялась поиском святынь, связанных с жизнью и смертью Иисуса. Она привезла из Иерусалима ряд реликвий, среди которых главной находкой стал «Животворящий крест», на котором был распят Сын Божий.

Через стекло в нижнем уровне часовни можно увидеть древний изысканный алтарь из мрамора в стиле косматеско, известный как Altare di Augusto или Ara Coeli. Он был выполнен и установлен в XII в. на месте, где Августу согласно легенде явилась Дева Мария с Младенцем Иисусом.

Исследования, проведённые в 1963 г., действительно обнаружили под мраморным алтарём место древнего поклонения с останками римского строения. Возможно это и есть самый первый христианский алтарь.

Мадонна Арачели

Главный алтарь базилики, который был создан в 1723 г., хранит очень важную для римлян святыню – чудотворную икону Мадонна Арачели. На протяжении веков образ Святой Девы согласно церковным преданиям являл чудеса исцеления и спасения жителей Рима от бед и болезней.

Икона, как считается, была написана евангелистом Лукой в Иерусалиме (откуда существует её другое название — Мадонна-ди-Сан-Лука), из которого она попала в Константинополь, а затем была привезена в Рим. Точная дата создания иконы, выполненной в византийском стиле, пока не установлена, но скорее всего она ещё в древности была переписана с оригинала и относится к X–XI вв. В церкви на Капитолии Мадонна Арачели находилась уже при бенедиктинцах, а в 1565 г. она была перенесена францисканцами в центральный алтарь.

В 1636 г. образ Святой Девы был коронован папой Урбаном VIII, что происходило в католической церкви только с особо почитаемыми иконами. Для французских оккупантов корона оказалась предметов наживы, и в 1797 г. она была ими похищена. Новая корона появилась в 1938 г., но потом снята, так как украшение икон драгоценностями вышло из моды.

30 мая 1948 г. стал важным днём в истории города — перед иконой Мадонна Арачели папой Пием XII был проведён редкий и важный церковный обряд посвящения народа Рима непорочному Сердцу Марии.

Фрески

Фрески базилики являются самыми ценными произведениями средневекового искусства, на которые специально ходят посмотреть в Санта-Мария-ин-Арачели.

Житие святого Бернардина Сиенского

В первой часовне справа, которая носит имя святого Бернардино Сиенского (Cappella di S. Bernardino da Siena), а также известная по имени заказчика, как Часовня Буфалини (Cappella Bufalini), можно увидеть цикл великолепных фресок «Житие святого Бернардина Сиенского». Лучшая роспись церкви выполнена в 1482-1485 гг. итальянским художником Бернардино ди Бетто (Bernardino di Betto di Biagio) по прозвищу Пинтуриккьо (Pinturicchio).

храм юноны в риме

Художник в своём мастерстве живописи превзошёл самого Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), в тени которого он был до этого. Шедевр Пинтуриккьо с его немного странными сюжетами и хорошо прорисованными деталями можно разглядывать бесконечно.

храм юноны в риме

Интерес представляет и сам образ святого Бернардино, который в 1472 г. обвинялся римским судом в ереси и мог быть казнён у подножия лестницы Санта-Мария-ин-Арачели.

Необычная фреска Антония Падуанского с книгой

Не меньше внимание заслуживает алтарная фреска Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli), изображающая святого Антония Падуанского с ангелами и дарителем. Роспись является сохранившейся частью фресок, которыми в 1447 — 1449 гг. была расписана вся Часовня святого Антония Падуанского (Cappella di Sant’Antonio di Padova).

храм юноны в риме

Фреска необычна тем, что изображает святого не с Младенцем Иисусом и лилией, а с книгой – символом красноречия, и пламенным сердцем – тем самым, который зажёг воскресший Господь в путниках, возвращающихся из Иерусалима в Еммаус (24-я глава Евангелие от Луки). Кстати, святой Антоний Падуанский считается покровителем бедных и путешественников, а также родного города Лиссабона, где его называют Santo Antonio de Lisboa.

Тондо францисканских святых

Центральный неф в верхнем уровне также украшен рядами фресок. Между круглыми арками колонн находятся 22 тондо с изображением францисканских святых.

храм юноны в риме

Фрески были выполнены в XVII в. монахом Фра Умиле да Фолиньо (Fra Umile da Foligno), который вместе с Джованни Одацци (Giovanni Odazzi) и Джузеппе Пассери (Giuseppe Passeri) участвовал также в росписи больших прямоугольных фресок между окнами главного прохода. За счёт тонкого мастерства художников сцены из жизни Девы Марии и сюжеты из Ветхого Завета, изображённые в цикле этих жизнерадостных фресок, наполнены светом и одухотворённостью.

Надгробные памятники и скульптуры

Как и все римские базилики Санта-Мария-ин-Арачели использовалась для захоронений членов древних аристократических семей и священнослужителей разного уровня церковной иерархии.

Надгробие Катарины Боснийской

Здесь нашли покой королева Катарина Боснийская (1424-1478) – блаженная католической церкви (её надгробие находится над древним амвоном XII в.) и папа Гонорий IV (1210-1287).

храм юноны в риме

Часовня Савелли

Понтифик из рода Савелли захоронен вместе со своей матерью в красивом саркофаге оригинальной работы в Часовне святого Франциска Ассизского (Cappella di san Francesco), которая еще известна как Часовня Савелли.

храм юноны в риме

Надгробная плита Джованни Кривелли выполненная Донателло

Среди напольных и настенных надгробий можно увидеть и работы великих мастеров. Так, на стене справа от входа находится надгробная плита архидиакона из Аквилеи Джованни Кривелли (Giovanni Crivelli), выполненная Донателло (Donatello) в 1432–1433 гг. во время его поездки в Рим.храм юноны в риме

Мраморное изображение заметно стёрто и потеряло свою выразительность, так как долгое время было размещено в полу церкви.

Надгробие Чеккино де Браччи по проекту Микеланджело

Скромное надгробие для Чеккино де Браччи (Cecchino dei Bracci) – умершего шестнадцатилетнего юноши, спроектировал великий Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), который лично его знал и горько оплакивал.

храм юноны в риме

Скульптура папы Григория XIII, который реформировал календарь

Кроме прекрасных надгробных памятников базилики интерес представляет монументальная скульптура сидящего в кресле папы Григория XIII, которого нельзя не заметить, проходя между второй и третьей часовней правого нефа.

храм юноны в риме

Мраморная статуя была выполнена в 1576–1577 гг. Пьером Паоло Оливиери (Pietro Paolo Olivieri) для Дворца Сенаторов (Palazzo Senatorio), но в 1876 г. после падения папского правительства, она была перенесена в Санта-Мария-ин-Арачели.

Скульптура папы Павла III

Из Дворца Сенаторов в церковь на Капитолии в 1876 г. была перенесена и скульптура папы Павла III, выполненная Гульельмо Делла Порта (Guglielmo Della Porta) в 1563 г.

храм юноны в риме

Скульптура папы Льва X

В левом трансепте размещена статуя XVI века работы Доменико Аймо (Domenico Aimo), изображающая сидящего в кресле папу Льва X.

храм юноны в риме

Понтифик из рода Медичи имеет прямое отношение к Санта-Мария-ин-Арачели, так как при нём церковь первый раз в 1517 г. получила свой кардинальный титул.

Санта Мария-ин-Арачели по праву считается народной церковью и не уступает по своему убранству знаменитому Собору Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане, великолепие которого – это немалая заслуга пап. За простым и непримечательным фасадом древней церкви на Капитолии скрывается «Алтарь Небес» — особенный мир, полный духовного богатства и бесценных художественных творений.

Не передать словами, как волшебно преображается храм, когда в нём зажигаются люстры и канделябры в дни Рождества, Пасхи и венчаний! Остаётся только с замиранием сердца любоваться творением рук человека и растворяться в божественной атмосфере храма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *