храм юпитера капитолийского в риме
Храм юпитера капитолийского в риме
ХРАМ ЮПИТЕРА КАПИТОЛИЙСКОГО
В 6 веке до н. э. к северу от Капитолия был воздвигнут самый значительный религиозный центр римского государства — храм капитолийской троицы (Юпитер Всеблагой Величайший, Юнона Царица и Минерва). Строительство храма имело огромное политическое значение, так как он был построен вместо святилища на Альбанской горе с целью перенести центр Латинского союза в Рим, чтобы объединить все племена, населяющие Лаций. В храме хранился сборник пророчеств Сивиллы, к которому жрецы обращались в случаях серьезных кризисов. Так продолжалось до 83 г. до н. э., пока Август не перенес сокровища в храм Аполлона на Палатине. Это крупнейший из известных этрусских храмов (). Построен по технологии опус квадратум, конструкция храма была известна как периптер без задней части (то есть с колоннадой с трех сторон, а задняя стена слепая). Храм имел глубокий пронаос, предваряемый пролетом ступеней, и три целлы, посвященные божествам. Правая целла посвящалась Минерве, левая — Юноне, центральная — Юпитеру. В 65 г. до н. э. здесь была установлена гигантская статуя Юпитера, покрытая золотом и слоновой костью, работы знаменитого Аполлония, который также известен своей работой, так называемой Бельведерской статуей. Мы можем получить представление о прекрасном облике статуи по ее копиям, сделанным для храмов Юпитера в колониях и римских муниципалитетах (например, Юпитер Отриколи в музеях Ватикана). Храм был украшен цветными терракотовыми скульптурами, среди которых одной из самых крупных была квадрига, или колесница, запряженная четверкой лошадей, венчавшая крышу. В 296 г. до н. э. квадрига была заменена на бронзовую. Храм разрушали множество раз, в 1 веке н. э. он был выстроен заново из мрамора, при этом предположительно использовались колонны храма Зевса Олимпийского в Афинах.
Капитолийский храм (Храм Юпитера)
Капитолийский храм (итал. Tempio Capitolino), известный ещё как Храм Юпитера (Tempio di Giove) — первый храм на холме Капитолий, важнейший религиозный и политический центр Рима в период возникновения и становления Ранней Римской Республики (509–265 годы до нашей эры). Однако со временем храм уступил своё доминирующее положение другим религиозным сооружениям города. В VI веке нашей эры достопримечательность была полностью разрушена. С большим трудом археологам удалось восстановить часть фундамента и фрагмент одной из стен, которые сегодня можно осмотреть в отдельном зале Палаццо Консерватори.
Капитолийский храм был предназначен для поклонения божественной триаде: Юпитеру, его жене Юноне и мудрой Минерве, предположительно их дочери. Строительство началось в период правления Луция Тарквиния Приска на месте древнего святилища сабин, а в 509 году до нашей эры Капитолийский храм (Храм Юпитера) был освящён. Несколько раз достопримечательность испытала на себе разрушительную силу природных стихий. Например, пожар 82 года до нашей эры, когда храм было сожжён дотла вместе со всем богатым убранством. Реконструировали сооружение по приказу правящего в то время Луция Корнелия Суллы, для чего даже привезли несколько греческих колонн из Храма Зевса в Афинах.
В наше время оригинальный облик Капитолийского храма удалось восстановить по монете, на которой выбито его изображение. Фасад включал три ряда из шести колонн и установленный на них треугольный фронтон с изображением волчицы и богини, олицетворяющей Рим. Над центральной частью фронтона размещалась скульптура Юпитера, управляющего колесницей, а слева и справа от него — статуи Юноны и Минервы.
В 70 году во время гражданской войны между Вителлием и Веспасианом Капитолийский храм опять был сожжён. Заново освящённый в 71 году, уже на следующий год его постиг очередной пожар. Перестраивали храм во времена правления Тита Флавия Домициана, который повелел выстроить сооружение выше и изящнее прежнего. Теперь фасад включал четыре колонны из пентиликонского мрамора, за которыми находились три скульптуры (Юпитера, Юноны и Минервы). Центральная скульптурная группа на фронтоне осталась без изменений, тогда как боковые статуи заменили на две колесницы. Одной колесницей управляло Солнце, другой же — Луна. Сцену в тимпане украшали Вулкан, Ганимед, Эскулап и Веста, а по углам располагались Земля и Река. Покрывала крышу черепица из позолоченной бронзы.
Внутреннее пространство Капитолийского храма (Храма Юпитера) было разделено на три помещения, каждое из которых посвящалось отдельному божеству. Наос (центральное помещение) был отдан для поклонения Юпитеру. Здесь была установлена терракотовая статуя Юпитера, сидящего на троне и держащего в руках скипетр. Справа от главного прохода находилось святилище Юноны, а слева — Минервы. Каждый из трёх богов имел свой алтарь.
В 455 году во время захвата Рима вандалами во главе с королём Гейзерихом Капитолийский храм был разграблен. Принято считать, что кроме многочисленных драгоценных предметов культа, в нише под троном Юпитера хранились золотые слитки, которые стали богатой добычей нападавших. Полностью заброшенный храм в VI веке был разрушен по неизвестным причинам. В наше время археологам с большим трудом удалось восстановить часть фундамента и фрагмент одной из стен, которые сегодня можно осмотреть в отдельном зале Палаццо Консерватори.
Капитолийский храм (Храм Юпитера)
Капитолийский храм (итал. Tempio Capitolino), известный ещё как Храм Юпитера (Tempio di Giove) — первый храм на холме Капитолий, важнейший религиозный и политический центр Рима в период возникновения и становления Ранней Римской Республики (509–265 годы до нашей эры). Однако со временем храм уступил своё доминирующее положение другим религиозным сооружениям города. В VI веке нашей эры достопримечательность была полностью разрушена. С большим трудом археологам удалось восстановить часть фундамента и фрагмент одной из стен, которые сегодня можно осмотреть в отдельном зале Палаццо Консерватори.
Капитолийский храм был предназначен для поклонения божественной триаде: Юпитеру, его жене Юноне и мудрой Минерве, предположительно их дочери. Строительство началось в период правления Луция Тарквиния Приска на месте древнего святилища сабин, а в 509 году до нашей эры Капитолийский храм (Храм Юпитера) был освящён. Несколько раз достопримечательность испытала на себе разрушительную силу природных стихий. Например, пожар 82 года до нашей эры, когда храм было сожжён дотла вместе со всем богатым убранством. Реконструировали сооружение по приказу правящего в то время Луция Корнелия Суллы, для чего даже привезли несколько греческих колонн из Храма Зевса в Афинах.
В наше время оригинальный облик Капитолийского храма удалось восстановить по монете, на которой выбито его изображение. Фасад включал три ряда из шести колонн и установленный на них треугольный фронтон с изображением волчицы и богини, олицетворяющей Рим. Над центральной частью фронтона размещалась скульптура Юпитера, управляющего колесницей, а слева и справа от него — статуи Юноны и Минервы.
В 70 году во время гражданской войны между Вителлием и Веспасианом Капитолийский храм опять был сожжён. Заново освящённый в 71 году, уже на следующий год его постиг очередной пожар. Перестраивали храм во времена правления Тита Флавия Домициана, который повелел выстроить сооружение выше и изящнее прежнего. Теперь фасад включал четыре колонны из пентиликонского мрамора, за которыми находились три скульптуры (Юпитера, Юноны и Минервы). Центральная скульптурная группа на фронтоне осталась без изменений, тогда как боковые статуи заменили на две колесницы. Одной колесницей управляло Солнце, другой же — Луна. Сцену в тимпане украшали Вулкан, Ганимед, Эскулап и Веста, а по углам располагались Земля и Река. Покрывала крышу черепица из позолоченной бронзы.
Внутреннее пространство Капитолийского храма (Храма Юпитера) было разделено на три помещения, каждое из которых посвящалось отдельному божеству. Наос (центральное помещение) был отдан для поклонения Юпитеру. Здесь была установлена терракотовая статуя Юпитера, сидящего на троне и держащего в руках скипетр. Справа от главного прохода находилось святилище Юноны, а слева — Минервы. Каждый из трёх богов имел свой алтарь.
В 455 году во время захвата Рима вандалами во главе с королём Гейзерихом Капитолийский храм был разграблен. Принято считать, что кроме многочисленных драгоценных предметов культа, в нише под троном Юпитера хранились золотые слитки, которые стали богатой добычей нападавших. Полностью заброшенный храм в VI веке был разрушен по неизвестным причинам. В наше время археологам с большим трудом удалось восстановить часть фундамента и фрагмент одной из стен, которые сегодня можно осмотреть в отдельном зале Палаццо Консерватори.
«В 6 веке до н. э. к северу от Капитолия был воздвигнут самый значительный религиозный центр римского государства — храм капитолийской троицы (Юпитер Всеблагой Величайший, Юнона Царица и Минерва). В храме хранился сборник пророчеств Сивиллы, к которому жрецы обращались в случаях серьезных кризисов. Так продолжалось, пока Август не перенес сокровища в храм Аполлона. Это крупнейший из известных этрусских храмов. В 65 г. до н. э. здесь была установлена гигантская статуя Юпитера, покрытая золотом и слоновой костью, работы знаменитого Аполлония, который также известен своей работой, так называемой Бельведерской статуей. Мы можем получить представление о прекрасном облике статуи по ее копиям, сделанным для храмов Юпитера в колониях. Храм был украшен цветными терракотовыми скульптурами, среди которых одной из самых крупных была квадрига, или колесница, запряженная четверкой лошадей, венчавшая крышу.»
Храм Юпитера или, в греческой традиции Зевса, описан многократно, да так подробно, что диву даёшься, как будто читаешь техпаспорт здания. Разрушенный храм в Афинах стал материалом для возведения храма Юпитеру в Риме.
Уцелела знаменитая статуя Зевса-Рода, слава Богу! Хранится в Государственном Эрмитаже в зале античной скульптуры. Кто не видел, непременно сходите и посмотрите! Всё, что о ней написано, правда, но не полная. Жаль, что не покрыты золотом те части, которые должны быть золотыми. Но слишком уж величественна и хороша будет статуя во всё своём великолепии, поэтому и остаётся она в таком состоянии. А ведь статуя поразительно хороша!
«…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.»
Прокопий Кесарийский
В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был, по мнению специалистов, непоправимо искажён строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Когда в мае 2008 года по этому поводу разразился скандал, и городская общественность назвала эту стройку «градостроительным преступлением», правительство Санкт-Петербурга предложило застройщику, которому ранее было выдано разрешение на строительство, уменьшить этажность возводимого здания. Застройщик отказался это сделать и заявил, что иначе обратится в суд. Помимо этого строительства, существует также проект «Морской Фасад», который может привести к еще худшим последствиям для гармонии архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Увы, не только к гармонии, но будет страшным ударом по, и без того уже ужасной, экологии города.
Вот так сегодня глумятся над Священным островом последователи и наследники компании, прибывшей в полузатопленный древний город с Петром I, которого преследовала навязчивая идея перерезать каналами остров, чтобы и следа не осталось от единого замысла Священного острова.
Пётр силой заставлял людей селиться на острове, который в те времена ещё более всего страдал от наводнений. Еще была жива историческая память и многие отказывались это делать.
Ещё в начале двадцатого века на Васильевском острове оставалось несколько старинных дубов, к которым специально приходили, чтобы сфотографироваться. Увы.
сегодня уже нет ни одного.
Ну и что? Странный повод и безтолковое объяснение, без смысла.
Вспомните легенду о том, что из-за князя Меншикова, который, де, свой дворец выстроил слишком большим, Здание Двенадцати Коллегий встало к Неве боком, а должно было фасадом. Да не должно было, стоит так, как положено, прямо перпендикулярно храму Рода-Сварога, позади него.
Много лет нас убеждают в том, что наши предки были дикими и неграмотными, но это абсолютно не так и всё, что сегодня поражает нас, будь то Исаакиевский собор или наскальные рисунки на плато Наска или в Сибири, оставлены нам нашими, якобы дремучими и неграмотными предками. А они были космически образованные люди, способные делать то, что кажется нам абсолютно невозможным.
Вот такая показательная фраза встретилась мне в одном историческом источнике:
«В далёком 395 году на политической карте мира появилось новое государство. Современные историки называют его Византийской империей. В период расцвета страна имела общую площадь, равную территории европейской части России 3,5млн.кв.км.
Впоследствии, после раскола Рима на Западный и Восточный, Византия-Восточный Рим всячески способствовала сохранению древних традиций. Именно традиция провозглашалась источником знаний, а не опыт, ибо традиция выходила к Сущности, тогда как опыт знакомил лишь с поверхностными явлениями земного мира. Рассматривая свою культуру, как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограничивали себя от иноземных влияний. И как показала жизнь, они были в этом абсолютно правы!
Кстати, праздник Юпитера приходится на 20-е июля по старому стилю и по природному закону, на Руси это Перунов день. Христианская церковь нарекла Перунов день именем Ильи-пророка, который после реформы календаря 2 августа. С Перунова дня начинается грозовая активность, лету конец, жатва хлеба начинается.
Римма Соловьёва 19.07.2019г.
На фото: статуя Перуна(Зевса) в Эрмитаже из храма Перуна( здания Биржи)на Васильевском острове.
Храм юпитера капитолийского в риме
«. » Начиная с определенного времени Рим для Европы не просто «город». Именно тут, на Капитолии и Палатине, он и перестал быть просто городом. Здесь он вышел за свои пределы. Здесь источник. Исходя отсюда римский образ власти начал жить собственной жизнью после того, как здесь, в этом храме он «однажды» воплотился на европейской почве (говорю я, переобыгрывая историческую линейность авраамических религий). И если, как утверждает Ницше, «римляне были сильны и знатны в такой степени, как до сих пор не только не было, но и не грезилось никогда на земле», то это потому, что за ними остаётся преимущество образца.
Напомню, кратко, основные факты. Храм Юпитера Капитолийского (Iuppiter Optimus Maximus Capitolinus) впервые возведён в VI веке до н.э. (по преданию дата освящения 13 сентября 509 г. до н. э.) Несколько раз перестраивался. В последней версии – при императоре Домициане в 80-х гг.
В храме скапливались материальные ценности и произведения искусства со всего мира, куда ступала нога римских легионеров. Посвятить лучшую часть добычи Юпитеру было наилучшей инвестицией в вечность и славу, поскольку это было наипрестижнейшим хранилищем. Среди прочего в капитолийском храме хранились Сивиллины книги. Здесь завершались самые почетные церемониалы в жизни римлян – триумфальные процессии. Победоносные полководцы, носители власти, которая называлась imperium, поднимались сюда, чтобы принести жертвы Юпитеру, возложить к культовой статуе бога (прежде терракотовой, впоследствии золотой) венок из золотых дубовых листьев и посвятить ему лучшую часть добычи.
Вид на Капитолийский холм
К подножию Капитолия по via Sacra победители народов подъезжали на позолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней, символизируя Юпитера вплоть до того, что они и одеты были так же, как статуя бога, размещенная в храме (пурпурная тога, украшенная золотыми звездами, и пурпурная туника, вышитая пальмовыми ветвями); лица у них покрывались той же красной краской (киноварью), что и сама статуя. В руках триумфаторы держали лавровую ветвь и скипетр из слоновой кости с изображением орла Юпитера. Золотой венок, который затем возлагался к статуе, во время движения процессии удерживался над головой триумфатора (уже оснащенной обычным лавровым венком). Всё было призвано выразить ту мысль, что победы римского народа принадлежат Юпитеру и служат проявлением его силы, носителями которой выступают наиболее успешные (доблестные, деятельные) личности, представляющие гражданскую общину. Юпитер определялся в качестве прообраза – ценностного организующего принципа – индивидуального и социального действия, придающего ему (действию) державный характер.
Храм играл центральную роль и в повседневной жизни. В день совершеннолетия (17 лет) молодой римлянин одевал тогу взрослого человека и поднимался на Капитолий совершить жертву Юпитеру. И консулы, вступая в должность, отправлялись сюда же. Командующие армиями совершали здесь обряды, после которых считались наделёнными властью. В ходе процедуры ауспиций «магистрат консультировался с верховным богом Юпитером перед всяким важным публичным решением», пишет Джон Шайд («Религия римлян», 2006 г., с. 118). «Всякий раз, как ставился на голосование закон, происходили выборы или принималось публичное решение, следовало консультироваться с Юпитером посредством получения ауспициев. Обряд очень ясно отражал статус Юпитера, так как он высказывался до других граждан и уполномочивал или не уполномочивал магистрата продолжать свои действия: воля Юпитера была, тем самым, верховной по отношению к воле римского народа». (Там же, с. 152) Интересно будет заметить, что популярная у туристов римская пьяцца Навона изначально также связана с именем Юпитера. Площадь образовалась, как известно, на месте стадиона, построенного при Домициане. Но стадион предназначался для торжественных игр, устроенных императором в честь Юпитера Капитолийского.
Вид на Капитолийский холм от Форума
http://www.roman-empire.net/diverse/rome-model-02.html
Какие стороны и стихии жизни собирались воедино образом Юпитера, очень тонко передано Тацитом в нижеследующем описании восстановления храма 11 июля 70 г. при отце Домициана, когда завершились междуцарствие и гражданские войны, длившихся несколько лет после гибели Нерона (и отмеченных символическим пожаром, который поглотил прежнее здание):
«Восстанавливать Капитолий Веспасиан поручил Луцию Вестину, который, хотя и происходил из сословия всадников, пользовался таким уважением и снискал столь добрую славу, что считался одним из первых людей в государстве. Созванные им гаруспики объявили, что развалины старого храма следует вывезти на болота, а новый возводить на том же фундаменте: по словам гаруспиков, боги были против изменений в форме храма. Одиннадцатый день после июльских календ был ясный и безоблачный; место, отведенное под постройку храма, обложили венками и обвили священными лентами; в образовавшееся пространство вошли солдаты, носившие особенно счастливые имена, держа в руках ветви деревьев, сулящих удачу. Потом весталки, сопровождаемые мальчиками и девочками, у которых были живы отец и мать, омылись водой, зачерпнутой из рек и чистых ключей. Претор Гельвидий Приск вступил вслед за понтификом Плавтием Элианом на место будущего храма, очистил его, принеся в жертву свинью, овцу и быка, и, разложив внутренности животных на дерне, обратился к Юпитеру, Юноне и Минерве, к богам-покровителям империи, прося их даровать делу успех и своей божественной десницей вознести на вершину славы предназначенное для них обиталище, к сооружению которого люди ныне приступают. Произнеся молитву, Гельвидий взялся за священные повязки, которыми были увиты камень [который должен был лечь в основание], и опутывавшие его веревки. Тотчас же все остальные: магистраты, жрецы, сенаторы, всадники, множество людей из простого народа, — упираясь изо всех сил, сдвинули и с криками ликованья поволокли огромную глыбу. Отовсюду в основание храма бросали слитки золота, серебра, сырую, не ведавшую еще горна руду, — гаруспики заранее предупредили, что нельзя осквернять закладываемый храм золотом или камнями, ранее предназначавшимися для какой-либо иной цели. Новое здание сделали выше старого: говорили, что малая высота была единственным недостатком прежнего храма, и только это жрецы и разрешили изменить». (История, IV, 53)
Обновленный при династии Флавиев – а Флавии умели строить, вспомним небезызвестный амфитетатр, прозванный «Колизеем» – главный храм империи роскошью и искусством отделки производил сильное впечатление, чему сохранилось немало примеров. Более, чем через 280 лет на дворе сумрачная грозовая атмосфера поздней Римской империи. Императоры теперь христиане. Они давно не живут в Риме, как прежде. Предпоследний исторически засвидетельствованный визит главы империи в её сакральный центр известен нам со слов Аммиана Марцеллина (XVI, 10). Однако новые идеологические веяния не помешали Констанцию, сыну Константина Великого, в 357 году воздать должное увиденному, и в том числе заслуживает особого внимания его оценка Капитолийского храма:
«Вступив в Рим, обитель мирового владычества и всех доблестей, и дойдя до ростр, он был поражен обилием дивных памятников, свидетелей древнего могущества, красовавшихся на форуме, повсюду, куда бы ни направлялся его взор. В курии он обратился с речью к знати, к народу – с трибунала; затем отправился во дворец, провожаемый восторженными криками, и получил то наслаждение, которое ожидал. Осматривая части города, расположенные на семи холмах по склонам и на равнине, а также предместья, он находил, что все, что он видел впервые, затмевает все остальное: храм Юпитера Тарпейского, представлявшийся ему настолько выше всего другого, насколько божественное выше земного…».
И позже, несмотря на разграбление Рима готами (410 г.) и вандалами (455 г.), которые похитили золоченую бронзу с крыши храма и уж явно не оставили без внимания также золотых дверей, еще в 520-х – 530-х гг. Кассиодор следующим образом передавал своё впечатление от созерцания предмета этого текста: «Подняться на вершину Капитолия – значит найти превзойденными все творения человеческого разума» («Variae», VII, 6).
Впрочем, хватит рассказывать, пора, наконец, уже что-нибудь показать. С целью увидеть, как всё изменилось и насколько воспряли некогда превзойдённые творения разума, следует подняться на вершину Капитолия, а именно, к piazza Campidoglio, со стороны базилики Santa Maria in Aracoeli и, не заходя на саму площадь, сразу уйти направо. Вот туда, на фото – мимо синего припаркованного автомобиля.
Мы ищем неподалеку расположенное строение XVI века, которое называется palazzo Caffarelli. Вот оно-то и претендует в наибольшей степени быть тем, что занимает ныне прежнюю территорию храма Юпитера Всеблагого и Величайшего. Пройти необходимо совсем немного, буквально несколько десятков метров, поднимаясь вверх. А вот и дверь: вход, который нам нужен. Честно говоря, не помню, что там за вывески, но, думаю, что интуиция нас с вами не подведёт. Наверху, на втором и третьем этажах зоны платной сменной экспозиции ( вход по билетам Капитолийских музеев), туалеты, банкомат. Но на втором этаже есть также кафе, естественно, со свободным доступом, и через него выход на смотровую площадку, которая нам как раз и нужна.
Отсюда с правой стороны и прямо открывается неплохой вид на Рим.
Но, получив приятные впечатления от разглядывания города, мы идём дальше – от выхода из кафе налево. И обнаруживаем более осязаемой цель нашего экскурса. Перед нами внутренний дворик –прямоугольная зелёная площадка, обозреваемая смверху. Где-то вот тут это и стояло.
Кладка, которая виднеется через стекло – не что иное, как часть подлинного фундамента искомого нами храма. В следующей части текста будут её снимки планом крупнее. А пока осматриваемся. Указатель на улочке по соседству даёт нам понять, что мы выбрали правильную дорогу.
На площадку внизу можно спуститься.
Ну, точнее, туда нельзя спускаться, проход перекрыт традиционными антитуристическими загородочками (не знаю, как назвать их точнее). Но идущим приветствовать Юпитера всё позволено, поэтому надо отодвинуть препятствие и воспользоваться ступеньками. Всё-таки этот открытый и местами первозданный участок, в границах которого встречаются небо и земля, даже лучше пробуждает ощущение античной святости и античной святыни, чем камни под стеклом. На фоне вечности, которая тут звонко молчит и тихонько шевелит волосы на голове, формально юный возраст дворика, берущего происхождение явно в XVII веке или позднее, не больше отвлекает от главного, чем летнее облачко способно заслонить римское небо в хорошую погоду. Чуть позже появятся духи не очень высокого полета со встревоженными выражениями лиц, согласно инструкциям, берегущие окрестные места. Мы похвалим их за хорошую службу и снова поднимемся наверх. Но это будет позже, а пока:
Если не ошибаюсь, эти две заблудившиеся фигуры – что-то вроде Марка Аврелия и Люция Вера. Два почтенных императора из благополучно «золотого» века римской державы стоят там совершенно потерянно и бесхозно. Словно все ушли, а они помедлили, да застряли во времени, которое остановилось.
К одной из фотографий можно присмотреться:
Так и хочется сказать: да-да, вот здесь. Ещё всё растёт и цветёт. Животворяще взрыхлена земля.