храм живоначальной троицы горетово

История храма в с.Горетово

храм живоначальной троицы горетово

Старинное село Горетово расположено на берегу Москвы-реки примерно в 20 км от Можайска и 10 км от Бородина. Первое упоминание о нем восходит к 1404 году, когда некая Феодосия Филиппова передала село своему приемному сыну Тимошке. До 1768 года Горетово составляло одно владение с соседним Глазовым. В Смутное время, в 1608 году, поляки сожгли село вместе с деревянным Никольским храмом. С тех пор в Дворцовых волостях числилась пустошь Горетова. Она была заселена лишь в 1679 году: крестьяне Звенигородского уезда поставили здесь 4 двора, и пустошь стала деревней. В 1685 году ее передали в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, который построил здесь деревянную Троицкую церковь с приделом Николая Чудотворца. Церковь освятили 24 мая 1687 года, а спустя 10 лет сын Ивана Алексеевича Платон подал прошение о разрешении построить в Горетове каменный храм.

Новый храм был одноглавым, восьмерик на четверике, со ступенчатыми тромпами 1 в основании восьмерика. Декор стен выполнен в традициях ХVII века. Освятили его во имя Николая Чудотворца, в память первой церкви.

В 1749 году имения Мусина-Пушкина были конфискованы и пожалованы А. П. Бестужеву-Рюмину, а после его смерти перешли к его племянникам — князьям Михаилу и Алексею Никитичам Волконским. В 1768 году при разделе имущества Горетово досталось Алексею.

П. А. Волконский был рачительным хозяином: он не ограничился переделкой храма, но построил усадебный дом и перевел в село свой уксусный завод из Москвы. Однако его наследник сын Дмитрий быстро разорил имение и заложил в Опекунский совет. Проценты вовремя не заплатили, и в 1852 году имение было продано с аукциона генерал-майорше Ольге Ивановне Бартоломеус, которая долго владела селом и, как и ее муж Иван Иванович, была погребена у Троицкой церкви.

На грани XIX и XX веков приход храма состоял из 316 дворов, 1028 душ мужского и того же числа женского пола — жителей сел Хотилово, Авдотьино, Старое, Новое, Зарецкое, Овчинниково.

В советское время храм был закрыт. Сохранились документы тех лет. Так, 7 августа 1933 года Георгий Федорович Барков, которого Троицкая община уполномочила ходатайствовать о возвращении церкви верующим, направил в Московский Совет следующее заявление: «Община верующих в своем заявлении по делу храма, поданном в Московский Совет, забыла упомянуть, что в общину верующих для исполнения пастырских обязанностей священник был уже назначен, о чем считаю необходимым предупредить Совет и прошу настоящее заявление приложить к делу».

13 августа уполномоченный Барков писал секретарю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета: «Означенная религиозная община лишилась в марте месяце с. г. священника по определению суда ОГПУ, одновременно с этим пред. сельсоветом произвел опись церковного имущества и взял ключи от храма от председателя церковного совета без ведома прочих членов и храм запер. Председатель сельсовета не раз предлагал ключи обратно пред. церк. совета, то кому-либо из членов, но без описи церк. имущества.

Принять имущество церкви без описи, написанной в свое время пред. сельсовета, из-за страха ответственности не решается ни пред. церк. совета, ни кто-либо из членов. В настоящее время 13.VIII.1933 пред. сельсовета заявил, что в 2-недельный срок будет хлопотать о разрешении открыть в храме клуб.

В нашей общине с лишком 4000 душ, и храм наш удовлетворял все потребности религиозные 8-ми селений общины, а сейчас, обращаясь с религиозными потребностями по чужим храмам, община страдает: ей часто отказывают в требоотправлениях, что верующих чрезвычайно огорчает.

Налоги на наш храм уплачивались общиной исправно. Недоразумений никогда не было.

Члены церковного совета Колбасов Лаврентий Герасимович, Морозов Владимир, Смурова Наталья, Бурмистрова Аграфена зарегистрированы в Можайском РИКе. Возбудили 27 июля ходатайство перед Можайским РИКом об открытии храма. Ответа нет. Подали заявление в МОСО 1 августа. МОСО направило все дело о храме села Горетова в ЦИК, где нам 3 августа ответили, что дело означенное ЦИКом еще не получено.

Вновь ходатайствуем перед ВЦИКом дать предписание выдать ключи и сдать церк. имущество церковному совету».

4 ноября того же года председатель сельсовета Шабанов направил письмо на имя Председателя Президиума ЦИК СССР (орфография подлинника сохраняется): «Горетовский с/сов просит Вас дать ответ что причина того что до сих пор мы не получаем никакого постановления на посланный Вам материал о закрытии и передачи церквы при селе Горетове к Вам направляется тов. Березин по данному мы просим Вас с ним прислать объяснение в чем дело а то у нас молодеж настойчево требовает когда же нам разрешат данное помещение не где нам развернут работу драм кружков и культурно обслужить наши колхозы с читаю что вы на мою прозьбу ни откажите и дадите точное объяснение причем прилагаю выписку пленума и копию постановления собрания молодежи».

В выписке из протокола расширенного пленума горетовского сельсовета от 25 января значилось: «В присутствии 42 чел. Слушали: о закрытии и передачи церковного помещения под просимые цели (клуб).

Ввиду того что церковь ни функцинирует с февраля месяца 1933 г. никакой службы в церкви не происходит и помещение приходит уже в негодное состояние. Осыпается краска, штукатурка и требует скорейшего ремонта, кроме того вся молодеж каковой у нас насчитывается более 150 человек настойчево просящие от местных и районных организаций удовлетворения выше изложенной прозьбы т-к подходящего под клуб помещения не имеется.

Общество верующих от церкви отказалось, церковный совет распался, о чем был направлен к вам материал (протокол). В данный момент культурное обслуживание молодежи и колхоза в целом, не смотря на то, что имеется два драмматических кружка в которых насчитывается 70 чел. из-за отсутствия помещения работа тормозится. А поэтому просим комиссию культа при президиуме ВЦИКА утвердить решение Можайского райисполкома, Президиума Моск. т. к. жалоб от верующих не поступало. А по сему просим скорейшего разрешения и передачи данного помещения под клуб».

Выписка из протокола заседания горетовской с/х артели от 2 февраля гласила: «Слушали: О закрытии Горетовской церкви и передаче таковой под культурный очаг.

Постановили: Церковь закрыть и означенное здание передать под культурный очаг».

1 Треугольные нишеобразные своды, применяемые как переходная конструкция от квадратного в плане нижнего помещения к круглому или многоугольному верхнему.

2 Оконные проемы в чердачной крыше или купольном покрытии.

3 Рустика (от лат. rusticus — простой, грубый) — облицовка стен камнями с грубоколотой или выпуклой лицевой поверхностью (рустами) либо имитирующая ее рельефная кладка.

Источник

Храм живоначальной троицы горетово

14322, Московская область, Можайский район, дер.Горетово пансионат «Бестужево»

Телефон: +7 (916) 807-42-24

Проезд общественным транспортом:

1.А/с Можайск, авт. 31, 37, 44 до ост. Горетово. 2. На автомобиле по дороге Можайск-Поречье до знака окончание населенного пункта «Горетово», левый поворот. Далее около 600 м прямо вдоль кладбища, деревни до правого поворота. Через 150 м дорога заканчивается у ворот Дома отдыха. Храм расположен справа от аллеи ведущей от ворот(около 400м), за флигелем.

Старинное село Горетово расположено на берегу Москвы-реки примерно в 20 км от Можайска и 10 км от Бородина. Первое упоминание о нем восходит к 1404 году, когда некая Феодосия Филиппова передала село своему приемному сыну Тимошке. До 1768 года Горетово составляло одно владение с соседним Глазовым. В Смутное время, в 1608 году, поляки сожгли село вместе с деревянным Никольским храмом. С тех пор в Дворцовых волостях числилась пустошь Горетова. Она была заселена лишь в 1679 году: крестьяне Звенигородского уезда поставили здесь 4 двора, и пустошь стала деревней. В 1685 году ее передали в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, который построил здесь деревянную Троицкую церковь с приделом Николая Чудотворца. Церковь освятили 24 мая 1687 года, а спустя 10 лет сын Ивана Алексеевича Платон подал прошение о разрешении построить в Горетове каменный храм.

Новый храм был одноглавым, восьмерик на четверике, со ступенчатыми тромпами 1 в основании восьмерика. Декор стен выполнен в традициях ХVII века. Освятили его во имя Николая Чудотворца, в память первой церкви.

В 1749 году имения Мусина-Пушкина были конфискованы и пожалованы А. П. Бестужеву-Рюмину, а после его смерти перешли к его племянникам — князьям Михаилу и Алексею Никитичам Волконским. В 1768 году при разделе имущества Горетово досталось Алексею.

В 1773 году в церкви был произведен ремонт, и при освящении она вновь была переименована в Троицкую, с приделом Николая Чудотворца. Но возможно, переименование произошло в 1820 году, при наследнике князе Петре Алексеевиче Волконском, когда церковь была значительно перестроена: «объем здания был увеличен пристройками, грани восьмерика прорезаны трехчастными окнами. Венчающий карниз, аналогичный завершению стен флигеля, люкарны 2 на сомкнутом своде и расписной «под руст» 3 барабан внесли в облик памятника черты зрелого классицизма» («Памятники архитектуры Московской области», т. 3). Вместо Ирининского был устроен придел во имя митрополита Петра.

П. А. Волконский был рачительным хозяином: он не ограничился переделкой храма, но построил усадебный дом и перевел в село свой уксусный завод из Москвы. Однако его наследник сын Дмитрий быстро разорил имение и заложил в Опекунский совет. Проценты вовремя не заплатили, и в 1852 году имение было продано с аукциона генерал-майорше Ольге Ивановне Бартоломеус, которая долго владела селом и, как и ее муж Иван Иванович, была погребена у Троицкой церкви.

На грани XIX и XX веков приход храма состоял из 316 дворов, 1028 душ мужского и того же числа женского пола — жителей сел Хотилово, Авдотьино, Старое, Новое, Зарецкое, Овчинниково.

В советское время храм был закрыт. Сохранились документы тех лет. Так, 7 августа 1933 года Георгий Федорович Барков, которого Троицкая община уполномочила ходатайствовать о возвращении церкви верующим, направил в Московский Совет следующее заявление: «Община верующих в своем заявлении по делу храма, поданном в Московский Совет, забыла упомянуть, что в общину верующих для исполнения пастырских обязанностей священник был уже назначен, о чем считаю необходимым предупредить Совет и прошу настоящее заявление приложить к делу».

13 августа уполномоченный Барков писал секретарю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета: «Означенная религиозная община лишилась в марте месяце с. г. священника по определению суда ОГПУ, одновременно с этим пред. сельсоветом произвел опись церковного имущества и взял ключи от храма от председателя церковного совета без ведома прочих членов и храм запер. Председатель сельсовета не раз предлагал ключи обратно пред. церк. совета, то кому-либо из членов, но без описи церк. имущества.

Принять имущество церкви без описи, написанной в свое время пред. сельсовета, из-за страха ответственности не решается ни пред. церк. совета, ни кто-либо из членов. В настоящее время 13.VIII.1933 пред. сельсовета заявил, что в 2-недельный срок будет хлопотать о разрешении открыть в храме клуб.

В нашей общине с лишком 4000 душ, и храм наш удовлетворял все потребности религиозные 8-ми селений общины, а сейчас, обращаясь с религиозными потребностями по чужим храмам, община страдает: ей часто отказывают в требоотправлениях, что верующих чрезвычайно огорчает.

Налоги на наш храм уплачивались общиной исправно. Недоразумений никогда не было.

Члены церковного совета Колбасов Лаврентий Герасимович, Морозов Владимир, Смурова Наталья, Бурмистрова Аграфена зарегистрированы в Можайском РИКе. Возбудили 27 июля ходатайство перед Можайским РИКом об открытии храма. Ответа нет. Подали заявление в МОСО 1 августа. МОСО направило все дело о храме села Горетова в ЦИК, где нам 3 августа ответили, что дело означенное ЦИКом еще не получено.

Вновь ходатайствуем перед ВЦИКом дать предписание выдать ключи и сдать церк. имущество церковному совету».

4 ноября того же года председатель сельсовета Шабанов направил письмо на имя Председателя Президиума ЦИК СССР (орфография подлинника сохраняется): «Горетовский с/сов просит Вас дать ответ что причина того что до сих пор мы не получаем никакого постановления на посланный Вам материал о закрытии и передачи церквы при селе Горетове к Вам направляется тов. Березин по данному мы просим Вас с ним прислать объяснение в чем дело а то у нас молодеж настойчево требовает когда же нам разрешат данное помещение не где нам развернут работу драм кружков и культурно обслужить наши колхозы с читаю что вы на мою прозьбу ни откажите и дадите точное объяснение причем прилагаю выписку пленума и копию постановления собрания молодежи».

В выписке из протокола расширенного пленума горетовского сельсовета от 25 января значилось: «В присутствии 42 чел. Слушали: о закрытии и передачи церковного помещения под просимые цели (клуб).

Ввиду того что церковь ни функцинирует с февраля месяца 1933 г. никакой службы в церкви не происходит и помещение приходит уже в негодное состояние. Осыпается краска, штукатурка и требует скорейшего ремонта, кроме того вся молодеж каковой у нас насчитывается более 150 человек настойчево просящие от местных и районных организаций удовлетворения выше изложенной прозьбы т-к подходящего под клуб помещения не имеется.

Общество верующих от церкви отказалось, церковный совет распался, о чем был направлен к вам материал (протокол). В данный момент культурное обслуживание молодежи и колхоза в целом, не смотря на то, что имеется два драмматических кружка в которых насчитывается 70 чел. из-за отсутствия помещения работа тормозится. А поэтому просим комиссию культа при президиуме ВЦИКА утвердить решение Можайского райисполкома, Президиума Моск. т. к. жалоб от верующих не поступало. А по сему просим скорейшего разрешения и передачи данного помещения под клуб».

Выписка из протокола заседания горетовской с/х артели от 2 февраля гласила: «Слушали: О закрытии Горетовской церкви и передаче таковой под культурный очаг.

Постановили: Церковь закрыть и означенное здание передать под культурный очаг».

Здание Троицкой церкви в советское время лишилось колокольни и трапезной, основной объем переделан, устроены межэтажные перекрытия. Сохранившийся каменный флигель был построен в начале XIX в., в усадьбе тогда имелись также двухэтажный деревянный дом, службы, оранжерея, кожевенный, кирпичный и винокуренный заводы, пруды (соединенные каналом), плодовые сады.

В наше время «Можайское море» подходит к самым ступеням флигеля, часть усадьбы ушла на дно водохранилища. От усадебных строений сохранилось перестроенное здание служб.

Уже в наше время началось восстановление Троицкого храма в с. Горетове.

Источник

Контакты

Обратная связь

Форма обратной связи

Помощь храму

С благодарностью примем посильное пожертвование по нашим реквизитам:

Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и Всея Руси храма Успения Пресвятой Богородицы в с.Мышкино, Московской области, Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Сокращенное наименование: Р.О.»Подворье Патриарха Моск. и Вся Руси хр. Успения Пресвятой Богородицы в с.Мышкино, М.О. Рус. Прав-ной Церкви (Москов. Патриар.)»

Юридический адрес: 103287, Москва, 2-я Хуторская улица, д.40

Р/с №40703810800000000250 в АКБ «Первый инвестиционный» (ЗАО) г.Москвы
Кор.счет 30101810900000000408
БИК 044525408
ИНН 7713287528
КПП 771301001
ОКПО 55280392
ОКОНХ 98700
ЕГРН 1037739397376

В назначении платежа просьба указать: «Благотворительные пожертвования на ведение уставной деятельности для храма Живоначальной Троицы в с.Горетово. НДС не облагается.»

Проезд до храма

Координаты

На автомобиле:

Из Москвы ехать по Минскому шоссе до г.Можайск. С трассы лучше сворачивать на старое Можайское шоссе около памятника «самолет». Далее до центрального перекрестка в Можайске. Перед ним будет указатель правого поворота на Поречье. Ехать по направлению в Поречье до села Горетово. В конце села поворот налево по указателю на храм. При подъезде к железным воротам пансионата сказать, что Вы в храм.

Своим ходом:

Из Москвы до храма можно добраться на электричке белорусского направления.
Выйдя на станции Можайск, необходимо повернув направо (по ходу из Москвы) пересечь (3мин) ж/д пути по пешеходному мосту свернув налево (240м).
Здесь же на площади будет автостанция. Подходят автобусы (№44, №31, №37) до Бестужево, Горетово, Мышкино, Поречье, Дор.
На автобусе нужно доехать до остановки Бестужево, это следующая после Горетово (ехать примерно 40 мин).
Напротив остановки будет указатель на храм (поворот налево).
Идти по направлению от дороги к реке по Лесной ул. около 1.5 км до железных ворот усадьбы. На охране сказать, что Вы в храм.

Чтобы попасть на вечернее богослужение в лучше всего воспользоваться:

14:43 Савёлово → 16:46 Можайск [поездом с белорусского вокзала]
17:20 Автовокзал → 17:56 Бестужево-Горетово [44-автобусом]
17:56 Бестужево → 18:15 храм [20 мин пешком]

Подробнее:
У вас будет около 30 минут до отправления 44-автобуса до Бестужево в 17:20
Идти до храма 20 мин пешком. Доберетесь через четверть часа после начала богослужения в 18:00

Также:
14:26 Москва → 16:03 Можайск [скорым поездом с белорусского вокзала ежедневно]
16:10 Автовокзал → 16:46 Бестужево-Горетово [44-автобусом]
16:46 Бестужево → 17:05 храм [20 мин пешком]

Подробнее:
ВСЕГО 7 минут между прибытием поезда в 16:03 и отправлением 44-автобуса до Бестужево в 16:10
Следующий после 16:10 автобус до Бестужево-Горетово в 17:20.
37-автобус до Чернево в 17:40 так же довезет вас до Бестужево-Горетово, но вы опоздаете минут на 40.

Чтобы попасть на литургию в выходные лучше всего воспользоваться:

Также:
06:18 Москва → 08:20 Можайск [следующим поездом с белорусского вокзала ежедневно]
08:40 Автовокзал → 09:16 Бестужево-Горетово [44-автобусом]
09:16 Бестужево → 09:35 храм [20 мин пешком]. Начало богослужения в 08:30.

Подробнее:
У вас будет около 18 минут до отправления 44-автобуса до Бестужево в 08:40
Идти до храма 20 мин пешком. Опоздаете к литургии почти на 40 минут.

Источник

Горетово. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь

Карта и ближайшие объекты

храм живоначальной троицы горетово

Статьи

Троицкая церковь строилась вместо деревянной по прошению П. И. Мусина-Пушкина между 1733 и 1737 гг. Возобновлялась в 1773 и 1820-х гг. Сохранилась основная часть церкви — собственно храм типа «восьмерик на четверике», со ступенчатыми тромпонами в основании. Внутри храм искажен межэтажными перекрытиями, пробиты новые окна. Сейчас храм занят службами дома отдыха.

Село Горетово упоминается еще в XV ст.: в 1504 г. это село с деревнями Федосья Филиппова отказала своему приемышу Тимошке, и митрополит Киприан 14 июня утвердил отказную. Церковь деревянная во имя Николая чудотворца в Горетове сожжена в 1608 г., «как шел вор в Тушино», и село стало пустошью. В 1653 г. церковной земли значилось 15 дес. пашенной и 2 дес. сенокосной.

В 1679 г. на пустоши Горетовой поселились крестьяне, и образовалась деревня из 4 дворов. В 1685 г. деревня Горетова отдана из дворцовых волостей в поместье И. А. Мусину-Пушкину. В том же году ему позволено построить в Горетове на церковной земле деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы и прирубить к ней церковь Николая чудотворца.

Новопостроенная церковь освящена во имя Пресвятой Троицы 24 мая 1687 г. Приход образовался из домов священника, дьячка, просфорницы и самого вотчинника в Горетове и 12 крестьянских домов в деревнях Овсянниковой и Филипповой.

По смерти Ивана Алексеевича, имением владел сын его Патон Иванович. По его просьбе, ему 20 ноября 1733 г. выдан указ на построение вместо ветхой Троицкой церкви новой каменной во имя Живоначальной Троицы с приделами Николая чудотворца и муч. Ирины. В 1737 г. Троицкая церковь освящена, в 1749 г. упоминается при ней только придел Николая чудотворца, другой, вероятно, не устроен.

В 1749 г. имения графа Платона Мусина-Пушкина пожалованы графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину; для канцлера Горетово было местом ссылки, откуда он был вызван ко двору уже при императрице Екатерине II. В 1768 г. Горетово перешло к его племянникам, князьям Михаилу и Алексею Никитичам Волконским. Князья Волконские разделили между собою доставшиеся недвижимые имения, Горетово досталось Алексею. Никитичу; при нем церковь возобновлена и освящена 22 сентября 1773 г. После его смерти Горетово в 1781 г. со слободами Старою, Новою и Зарецкою достались его сыну князю Петру Алексеевичу.

В 1822 г. П. А. Волконским устроен и освящен 24 сентября придел в честь своего ангела – митрополита Петра. Теперь храм трехпрестольный: Живоначальной Троицы, придел Николая чудотворца и придел Петра, митрополита Московского.

Земли при церкви 39 дес. 358 кв. саж. Причт в конце XVIII ст. был семичленный, теперь – священник, диакон, псаломщик, % с 900 руб. В приходе: село Горетово, Зарецкая слобода, Овсянниково, Троица, Авдотьино, Хотилово и Перещапово, всего 303 двора.

«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г.

Источник

Церковь Святой Троицы Села Горетово.

Село Горетовское упоминается еще в XV в. В 1404 г. это село с деревнями Федосья Филиппова отказала своему приемышу Тимошке, и 14 июня 1404 г. митрополит Киприан утвердил отказную. В Горетове издавна стояла церковь Святителя Николая. Село и деревянная церковь во имя Николая Чудотворца были сожжены в 1608 г., и Горетово стало пустошью.

В 1685 г. по именному указу деревни Горетово, села Абрамово и Милятино отданы из дворцовых в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. Ему велено выстроить деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы и прирубить церковь Николая Чудотворца.

В 1686 г., июля 10 дня, указом Святейшего Патриарха Иоакима велено церковь освятить.

В 1710 г. священником был Евгений Кузьмин. В 1715 г. из с. Богородское переведен Игнатий Савинов.

И.А. Мусин-Пушкин был женат на племяннице патриарха Иоакима, Мавре Тимофеевне Савеловой, ее отец владел селами Сивково и Бородино. 24 мая 1687 г. патриарх в своем можайском походе освятил церковь в с. Горетово и некоторое время жил в покоях Мусина-Пушкина. По смерти последнего в 1730 г. селом владел его сын, граф и тайный советник Платон Иванович.

Он подал прошение: «В селе Горетове церковь во имя Святой Троицы деревянная ветха, и служить в ней невозможно, а ныне желаю я поставить вновь каменную церковь во имя Животворящей Троицы с приделами Николая Чудотворца и мученицы Ирины». 20 ноября 1733 г. выдан указ о строении каменной церкви, а 27 июля 1737 г. указ архимандрита Лужецкого монастыря Дионисия об ее освящении (церковь перестраивалась в 1773 г., в 1820 г. была пристроена колокольня, в XIX в. построена каменная ограда с угловыми башнями). Граф был обязан своим возвышением А.П. Волынскому, с которым был дружен, и с падением его попал в опалу и сам. В 1740 г. он был лишен чинов, орденов, графского достоинства и по вырезании языка сослан в Соловецкий монастырь, его вотчины отписаны в Дворцовое ведомство.

В 1749 г. его села пожалованы графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1693-1766), блестящему дипломату и ловкому царедворцу, с 1744 г. государственному канцлеру, в течение 14 лет определявшему внешнеполитический курс Российской империи.

В 1757 г., во время тяжелой болезни императрицы Елизаветы, он самовольно вызвал с фронтов Семилетней войны армию фельдмаршала Апраксина, опасаясь воцарения Петра III (оно означало крах всей политики Бестужева, основанной на союзе с Австрией, а Петр III находился под сильным влиянием прусского короля Фридриха II). Ему же принадлежал план устранения Петра III и воцарения Екатерины II. Но Елизавета выздоровела и, разгневанная, 27 февраля 1758 г., лишив всех чинов и знаков отличия, выслала его в Горетово.

15 декабря 1761 г. умерла его жена. В ссылке он написал книгу «Утешение христианина в несчастии».

В 1763 г. его возвратили из ссылки, вернули чины и ордена. Он просил о пересмотре его дела и был оправдан.

Завоеватели, шедшие к Москве, неизменно проходили через можайскую землю. Отрывок из документа времен Отечественной войны 1812 г.: «Вотчины его сиятельства князя Петра Алексеевича Волконского села Горетово Заретской слободы крестьянин Кондратий Кондратьев в 1812 г. за веру, верность и отечество, собрав 6000 крестьян из собственной и других своего помещика деревень и окрестных сел, как то Горетова, Глазова, Мышкина, Болычева, Милятина, Грибова, Клементьева. встретил неприятеля в 8 верстах от Бородинского сражения и мужественно повсюду поражал французов, в одной Горетовской волости положил 1600 человек».

У них были собственные деревянные дома, стоявшие на церковной земле.

В 1840 г. в Троицком храме служил священник Петр Дмитриевич Прытков, сын причетника.

В 1800 г. из низшего отделения Звенигородского Духовного училища определен в Московской округи с. Куртасово к Воскресенской церкви в пономари.

В 1803 г. переведен Звенигородской округи в с. Колычево в пономари с посвящением в стихарь.

В 1809 г. произведен во диакона Клинской округи в с. Спасское к церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста.

В 1823 г. посвящен во священника Дмитровской округи в с. Чернеево к церкви Великомученика Димитрия Солунского.

В 1830 г. переведен Рузской округи в с. Мытники к Христорождественской церкви.

Впоследствии Горетово перешло к потомкам Алексея Ивановича Бартоломея. Брат Федора Ивановича, генерал-лейтенант Алексей Иванович Бартоломей (1784-1839), был женат на Александре Николаевне, урожденной графине Дивьер. Службу начал унтер-офицером в 1798 г., через несколько месяцев произведен в прапорщики. В 1802 г. переведен в 3-й егерский полк. Участвовал в кампании с французами 1805 г. Отличился в 1806-1807 гг. при Пултуске, Прейсиш-Эйлау.

21 апреля 1807 г. назначен адъютантом к главнокомандующему русскими войсками генералу Л.Л. Беннигсену. Сражался при Гейльсберге, Фридланде. В начале 1808 г. переведен в лейб-гвардии Егерский полк. С открытием военных действий в Финляндии принял участие в боях при Иорисе и Куопио.

В октябре 1808 г. назначен адъютантом к ревельскому генерал-губернатору принцу Голштейн-Ольденбургскому.

В 1812 г., находясь в должности адъютанта, принял участие в сражениях под Витебском, Смоленском, в Бородинской битве, в боях при Тарутине и Малоярославце. За отличие, проявленное во время заграничных походов русской армии, был назначен 13 сентября 1813 г. флигель-адъютантом императора Александра I. «Битва народов» под Лейпцигом принесла ему чин генерал-майора (6 октября 1813 г.). Участвовал в походе во Францию, сражался под Суассоном, Краоном, Лаоном и под Парижем, при взятии которого штурмовал Монмартрские высоты. 29 августа 1814 г. назначен командиром бригады 14-й пехотной дивизии, на следующий год был отправлен в отпуск по болезни. Александр I, по личному ходатайству М.Б. Барклая-де-Толли, назначил Бартоломея командиром бригады в 4-ю пехотную дивизию.

В 1826 г. он был произведен в генерал-лейтенанты и назначен командиром 9-й пехотной дивизии. Участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг., при штурме крепости Шумлы получил тяжелую рану в висок. Принимал участие в подавлении польского восстания 1830-1831 гг.

15 октября 1834 г. из-за расстроенного здоровья назначен состоять по армии (т.е. без конкретного назначения). Похоронен на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге. Сын Алексея Ивановича, генерал-лейтенант Иван Алексеевич Бартоломей (1813-1870), был известным нумизматом (собрал первую в мире коллекцию арзакидских и сассанидских монет). Он воспитывался в школе гвардейских подпрапорщиков, в 1833 г. вышел в офицеры гвардейского егерского полка.

В 1850 г., в чине капитана, отправился на Кавказ, за отличие в экспедиции в Большую Чечню, где он был ранен, произведен в полковники.

В 1853 г. послан с дипломатическим поручением в тогда еще независимую Сванетию, которая в результате переговоров вошла в состав Российской империи. Описал поездку в статье «Поездка в вольную Сванетию», опубликованную в «Записках» Кавказского отдела географического общества. Во время войны 1853-1856 гг. командовал отрядом, оборонявшим границу Абхазии, потом послан в Тегеран, после чего ему было поручено усмирить курдские племена при р. Араксе. В1856 г. назначен командиром передового отряда левого крыла Кавказской армии. За взятие крепости Цандаг произведен в генерал-майоры.

С 1860 г. до кончины служил в Тифлисе.

В 1860-х гг. усадьбой владел Иван Иванович Бартоломей, проживавший в Петербурге.

В 1868 г. в Горетово начала занятия школа, устроенная Можайским Благотворительным обществом.

Первою преподавательницею в школу приглашена домашняя учительница баронесса Анна Николаевна Клодт, занимавшаяся много лет в Виленском учебном округе, но которая не могла ответить на все требования новой школы как по своим преклонным летам, так и потому, что новые методы преподавания, как звуковой метод, предметные уроки и более толковое объяснительное чтение, были ей не только неизвестны, но казались даже неудобоприменимыми и нежелательными.

За время существования школы в ней училось 439 человек, в число которых вошли и мальчики и девочки, за последние два года 15 человек получили свидетельства на получение льготы при отбывании воинской повинности».

В 1890 г. в селе была усадьба потомственной почетной гражданки Анфисы Федоровны Бутиковой. Она попечительствовала над местной школой, в которой был законоучителем священник Михаил Федорович Марков.

В 1911 г. усадьба принадлежала А.И. Зиминой.

В клировой ведомости 1916 г. сказано, что церковь построена в 1773 г. тщанием князя Алексея Никитича Волконского и его супруги Маргариты Иродионовны. В церкви было три престола: Животворящей Троицы, Святителя Николая Чудотворца, Петра митрополита. Штат состоял из священника, диакона и псаломщика. Жалование положено 550 руб. всему причту. Были и другие источники доходов.

В 1773 г. при князе Алексее Николаевиче Волконском церковь была возобновлена и вновь освящена.

В 1822 г. его сын Петр Алексеевич устраивает с северной стороны придел Петра митрополита. В последние годы здание неоднократно ремонтировалось, последние работы относятся к 1902 г.

В 1905 г. в с. Горетове была открыта школа грамоты. Она помещалась в наемном здании. Местное население в школе нуждалось, это видно из того, что к 1 января 1909 г. в горетовской школе грамоты было 50 человек учащихся. Заведующим школой состоял священник Михаил Михайлович Марков. Он же заведовал открывшейся в 1902 г. в д. Хотилово (в приходе церкви с. Горетово) школой грамоты. Школа помещалась в наемном здании. Учащихся к 1 января 1909 г. было ^человек. Попечителем школы с открытия состоял местный крестьянин Александр Николаевич Бабаев.

В 1916 г. землями владел князь Петр Александрович Ливен (1877-1943). В приходе имелись школы: авдотьинская и горетовская церковно-приходские школы и Троицкая хотиловская и перещаповская земская. Церковные школы помещались в наемных домах, на содержание Авдотьинского и Горетовского обществ отпускалось в год 159 руб. В 1916 г. обучалось 52 мальчика и 42 девочки.

В 1905-1907 гг. проходил должность учителя церковно-приходской школы в Гуслицком округе Богородского уезда. Здесь он познакомился со своей будущей женой, также сельской учительницей Елизаветой Матвеевной Преображенской, дочерью священника церкви с. Рудня того же уезда. В 1909 г. Михаил Марков был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Горетово, на место недавно скончавшегося отца. Отец Михаил состоял заведующим авдотьинской и горетовской церковно-приход-ских школ (с 1909 г.). Состоял членом благочиннического совета 3-го округа Можайского уезда. Был на епархиальных съездах депутатом от благочиния в 1912-1916 гг.

В 1915 г. награжден набедренником. В1916 г. о. Михаилу было 35 лет. Жена Елизавета Матвеевна, род. 1884, дети: Елизавета, род. 1911, Николай, род. 1913. Старостой храма был крестьянин Матвей Данилович Данилов, в должности с 1916 г., 67 лет.

В 1916 г. в с. Горетово о. Михаилу Маркову помогали в служении диакон Михаил Флегонтович Кондорский, 56 л., псаломщик Александр Никанорович Успенский, 29 лет. К приходу с. Горетова относились также школы в д. Авдотьино и д. Перещапово. В д. Авдотьино школа грамоты открыта в 1900 г. Школа помещалась в наемном, с квартирой для учителя, здании. Учащихся к 1 января 1909 г. было 11 человек. Заведующим был священник М.М. Марков. Попечителем с 1900 г. был местный крестьянин Е. Егоров.

В д. Перещапово школа грамоты была также открыта в 1900 г. Школа помещалась в наемном здании с квартирой для учителя. Учащихся к 1 января 1909 г. числился 21 человек. Заведующим был священник М.М. Марков.

В 1916 г. при Троицком храме проживали сиротствующие: жена умершего священника Мария Ивановна Маркова, 55 л., и ее дети: Александр Михайлович Марков, 36 л., законоучитель церковно-приходской школы, Леонид Михайлович Марков, 36 л., находился на излечении в Покровской психиатрической лечебнице Подольского уезда, дочь Фелицата Михайловна Маркова, 21г. Вдова священника жила в собственном доме на церковной земле.

В 1933 г. власти приняли решение о закрытии Троицкого храма. Церковный совет по наставлению священника начал сбор подписей в защиту церкви от закрытия. 11 марта 1933 г. священник Михаил Марков был арестован и заключен в Можайскую тюрьму.

22 апреля 1933 г. «тройка» ОГПУ приговорила о. Михаила к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а 29 апреля 1934 г. постановление было изменено: на оставшийся срок заключения отец Михаил был выслан этапом в ссылку в Казахстан.

Отбыв срок ссылки, о. Михаил вернулся в с. Горетово. 25 апреля 1937 г. он был назначен служить в Преображенскую церковь в с. Горячкино Можайского района.

29 ноября 1937 г. о. Михаил был арестован и заключен в Можайскую тюрьму. 4 декабря он был допрошен.

7 декабря 1937 г. о. Михаила приговорили к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был направлен по этапу в Мариинские лагеря в Сибири, прибыл на место совершенно больным и 16 июня 1938 г. скончался.

Здание Троицкой церкви в советское время лишилось колокольни и трапезной, основной объем переделан, устроены межэтажные перекрытия. Сохранившийся каменный флигель был построен в начале XIX в., в усадьбе тогда имелись также двухэтажный деревянный дом, службы, оранжерея, кожевенный, кирпичный и винокуренный заводы, пруды (соединенные каналом), плодовые сады.

В наше время «Можайское море» подходит к самым ступеням флигеля, часть усадьбы ушла на дно водохранилища. От усадебных строений сохранилось перестроенное здание служб.

Уже в наше время началось восстановление Троицкого храма в с. Горетове.

Статья прот. Олега Пэнэжко
из книги «Город Можайск. Храмы Можайского района»,
г.Владимир, 2007 г.,
в сокращении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *