храм живоначальной троицы на шверника
Храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках
История Храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках
История храма ведет свое начало из 18 века. В городском архиве сохранилась опись, сделанная в 1887 г. Более раннее упоминание о Троицкой церкви относится к 1732 г.
Показать полностью. и связано с именем Александра Тимофеевича Ржевского, владельца села Черемошье. Об этом имеются сведения в окладных книгах Синода казенного приказа. Там говорится: «сентября 6-й день, (по н. ст. 19 сентября), по указу ея Императорского Величества и по благословению Святейшего Правительствующего Синода, против прошения статского советника Александра Тимофеевича Ржевского, велено в Московском уезде, в Чермневем Стану, в вотчине его, в поселенном на пустоши сельце Черемошье, новопостроенную каменную церковь во имя Живоначальной Троицы освятить и Антиминс выдать, а положенные данные деньги имать с нынешнего 1732 года и впредь повсягодно. И оную новопостроенную церковь внести в окладные книги. Между тем прибавлено, что полоняничные деньги с Московского уезда не собираются» (Патр. приказ, кн. 357, л.42 об.). В 1735 г. при церкви был священник Иордан Осипов (ibid., св. 470, №д. 2716).
Троицкий храм простоял до 1879 г. и был перестроен священником Иоанном Забавиным на пожертвования Московского купца 2-й гильдии Степана Ивановича Тихонова. На месте разобранного был построен новый храм во имя Живоначальной Троицы. Незадолго до Первой мировой войны над входом была поставлена колокольня, выполненная в неоклассическом стиле.
В 1935 г. решением властей служение было запрещено и помещение церкви использовалось под нужды промышленного предприятия (спорт-артель). До 1958 г. храм еще находился в относительной сохранности. Но во время ликвидации села, территория которого вошла в черту Москвы, церковь окончательно была разрушена в 1963 г. На ее месте сооружен бассейн, который в скором времени пришел в негодность и превратился в свалку мусора.
Восстановление храма началось в 1997 г. Тогда группа жителей Академического района во главе с Евгением Сергеевичем Константиновым, создали инициативную группу «За восстановление храма». Учредительное собрание состоялось 20 июня 1997 г. Решено было обратиться к Святейшему патриарху за благословлением на возрождение поруганной Святыни. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 23 мая 1998 г. была создана приходская община Русской Православной Церкви при воссоздаваемом храме в Старых Черемушках г. Москвы. Под председательством Благочинного храмов Андреевского Округа протоиерея Георгия Студеного состоялось учредительное собрание, был избран церковный Совет во главе с Евгением Сергеевичем Константиновым и принято единогласное решение: будущему храму возвратить наименование прежде существовавшего, т.е. Живоначальной Троицы в Старых Черемушках. Решением правительства Москвы 7 марта 1999 г. было выделено место для строительства. На очередном приходском Собрании при воссоздаваемом храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках был принят Устав прихода. 2 апреля 1999 г. по Указу Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия настоятелем Прихода строящегося храма был назначен священник Николай Александрович Карасев. Устав был утвержден в Московской Патриархии и зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации г. Москвы 4 июня 1999 г. под номером № 942. Таким образом с помощью Божией было начато дело строительства нового храма.
С самого начала, с момента образования приходской общины, на месте строительства каждую субботу совершались богослужения: служился молебен с чтением Акафиста Пресвятой Троице. Зимой служили в полуподвальном помещении, арендуемом Приходом на улице Шверника 18. Началу строительста предшествовало длительное и непростое оформление соответствующей разрешительной документации. В Моспроекте-3, в мастерской №5, был сделан заказ на архитектурные проектные работы. Начальник мастерской Леонид Иванович Колоколов с пониманием отнесся к восстановлению храма и тем проблемам, которые стояли перед Приходом. Так сложилось
В храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках состоялась лекция из цикла «Богословие иконы»
29 окт. 2021 Волонтеры социальной службы Троицкого храма в Старых Черемушках отправили гуманитарную помощь в Дом милосердия Тульской области |
26 окт. 2021 В Юго-Западном викариатстве прошел онлайн семинар по информационному служению |
17 окт. 2021 Подопечные Центра содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» посетили Музей русского средневековья при Храме Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках |
14 окт. 2021 В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках совершены праздничные Богослужения |
13 окт. 2021 В день памяти Священномученика Александра Орлова в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках совершено соборное Богослужение духовенства Юго-Западного викариатства |
11 окт. 2021 Подведены итоги Викариатского тура ежегодного Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»2 окт. 2021 Прихожане храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках посетили Сретенский монастырь 28 сент. 2021 В храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Черемушках прошел спецкурс «Приходская история. Как написать историю храма?» 27 сент. 2021 В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках совершены праздничные Богослужения 25 сент. 2021 Воспитанники Воскресной школы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках посетили Останкино 24 сент. 2021 В Воскресной школе при храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках начался новый учебный год 23 сент. 2021 В Дом Милосердия Тульской области отправлена гуманитарная помощь 22 сент. 2021 Состоялась Благотворительная акция «Осенний добромарафон» 21 сент. 2021 В праздник Рождества Пресвятой Богородицы в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках совершены праздничные Богослужения 11 сент. 2021 Воспитанники Воскресных школ Андреевского благочиния приняли участие в соревновании «Под знаменем победителей» 31 дек. 2017 09 апреля 2017 года Андреевское благочиние Юго-Западного викариатства г.Москвы отпраздновало 5-летие со дня основания. К этому знаменательному событию создан ВИДЕОСЮЖЕТ. 31 дек. 2017 СОЗДАНА ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРАМА ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В СТАРЫХ ЧЕРЕМУШКАХ. 13 мая 2018 4 апреля 2018 года исполнилось 25 лет со дня пресвитерской хиротонии благочинного Андреевского церковного округа, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, протоиерея Николая Карасева. К этому знаменательному событию приходом храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках был создан видеосюжет. 2 июня 2018 К окончанию учебного года создан видеосюжет о Воскресной школе храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках. 5 марта 2019 О первой Сретенской викторине «Азы Православия» среди Воскресных школ Юго-Западного викариатства создан видеосюжет. 12 мая 2019 Видеосюжет о праздновании Светлого Христова Воскресения в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках 30 июня 2019 Создан видеоролик о молодежной общине храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках Социальные объектыСоциальные объекты, окормляемые приходом Храма Живоначальной Троицы в Ст. Черемушках:А также более 78 многодетных семей (ЮЗАО г. Москвы, Московской области и РФ). Мы стараемся помочь всем, кто к нам обращается за помощью На нашем обеспечении находятся два центра: Новости29 окт. 2021 Волонтеры социальной службы Троицкого храма в Старых Черемушках отправили гуманитарную помощь в Дом милосердия Тульской области 17 окт. 2021 Подопечные Центра содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» посетили Музей русского средневековья при Храме Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках 23 сент. 2021 В Дом Милосердия Тульской области отправлена гуманитарная помощь 22 сент. 2021 Состоялась Благотворительная акция «Осенний добромарафон» 28 янв. 2021 В Дом Милосердия Тульской области отправлена гуманитарная помощь 17 дек. 2020 Состоялась очередная поездка волонтеров социальной службы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках и фонда «Благое дело в Старых Черемушках» в Хитровщинский дом милосердия 27 нояб. 2020 Епископ Дмитровский Феофилакт вручил награду директору благотворительного фонда «Благое дело в Старых Черемушках» 25 нояб. 2020 Волонтеры социальной службы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках и фонда «Благое дело в Старых Черемушках» отправили гуманитарную помощь в Хитровщинский дом милосердия 12 нояб. 2020 Благодаря усилиям сотрудников и волонтеров социального центра храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках и благотворительного фонда «Благое дело в Старых Черемушках» более 120 человек получили благотворительную помощь в октябре 9 нояб. 2020 Волонтеры социальной службы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках и фонда «Благое дело в Старых Черемушках» посетили Хитровщинский дом милосердия 25 янв. 2020 Учащиеся Воскресной школы храма Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках посетили Дом Милосердия Благотворительного фонда доктора Лизы 7 янв. 2020 В праздник Рождества Христова в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках состоялся праздничный концерт 8 дек. 2019 Состоялась встреча сотрудников социальных служб храмов иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине и Живоначальной Троицы в Старых Черемушках 8 дек. 2019 Волонтеры соцслужбы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках и фонда «Благое дело в Старых Черемушках» посетили храм Страстной иконы Божией Матери в Мураново 27 нояб. 2019 Социальная служба храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках при поддержке благотворительного фонда «Благое дело в Старых Черемушках» посетили дом престарелых в Калужской области 27 нояб. 2019 Волонтёры социальной службы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках и фонда «Благое дело в Старых Черемушках» посетили детский приют в с. Нижние Прыски близ г. Козельска Калужской области 4 сент. 2019 Создан видеосюжет о проведении в парке у стен храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках «Школьного добро-марафона 2019» 31 авг. 2019 В храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках прошел «Школьный добро-марафон 2019» 28 авг. 2019 В храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках состоялся праздничный концерт В храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках состоялась лекция из цикла «Богословие иконы» |
31 окт. 2021 Епископ Мытищинский Феофилакт совершил Божественную Литургию в храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине |
31 окт. 2021 Приход храма святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Черемушках поздравил настоятеля с годовщиной иерейской хиротонии |
31 окт. 2021 В Троицком храме в Воронцове прошел сбор православной литературы |
29 окт. 2021 Волонтеры социальной службы Троицкого храма в Старых Черемушках отправили гуманитарную помощь в Дом милосердия Тульской области |
28 окт. 2021 Епископ Мытищинский Феофилакт возглавил Божественную Литургию в храме святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Черемушках |
26 окт. 2021 В Юго-Западном викариатстве прошел онлайн семинар по информационному служению |
24 окт. 2021 В Воскресной школ храма Святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине состоялась встреча, посвященная православному воспитанию детей |
21 окт. 2021 В Воскресной школе «Исток» храма Священномученика Ермогена в Зюзине состоялась встреча учителей и родителей учеников школы № 536 с настоятелем храма |
18 окт. 2021 Приход храма Священномученика Ермогена в Зюзине отметил малый престольный праздник24 окт. 2021 В Воскресной школ храма Святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине состоялась встреча, посвященная православному воспитанию детей 21 окт. 2021 В Воскресной школе «Исток» храма Священномученика Ермогена в Зюзине состоялась встреча учителей и родителей учеников школы № 536 с настоятелем храма 18 окт. 2021 Приход храма Священномученика Ермогена в Зюзине отметил малый престольный праздник 17 окт. 2021 В Воскресной школе храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского, в Зюзине прошли занятия, приуроченные ко Дню отца 17 окт. 2021 Для воспитанников Воскресной школы состоялась беседа с настоятелем, посвященная Дню православного миссионера 17 окт. 2021 В храме Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине совершена Божественная Литургия с участием Народного хора 17 окт. 2021 Подопечные Центра содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» посетили Музей русского средневековья при Храме Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках 17 окт. 2021 В храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке состоялся показал фильма «Забайкалье» протоиерея Александра Тылькевича 17 окт. 2021 В подростковом клубе «Пилигримия» состоялся тренинг «Какой я в коллективе?» 16 окт. 2021 Состоялся просмотр фильма в рамках мероприятий, посвященных Дню православного миссионера 31 дек. 2017 09 апреля 2017 года Андреевское благочиние Юго-Западного викариатства г.Москвы отпраздновало 5-летие со дня основания. К этому знаменательному событию создан ВИДЕОСЮЖЕТ. 31 дек. 2017 СОЗДАНА ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРАМА ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В СТАРЫХ ЧЕРЕМУШКАХ. 13 мая 2018 4 апреля 2018 года исполнилось 25 лет со дня пресвитерской хиротонии благочинного Андреевского церковного округа, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, протоиерея Николая Карасева. К этому знаменательному событию приходом храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках был создан видеосюжет. 31 мая 2018 Создана видеоверсия пасхального спектакля Воскресной школы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках «Пасхальное путешествие» 2 июня 2018 К окончанию учебного года создан видеосюжет о Воскресной школе храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках. 20 дек. 2018 Приход храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках отмечает 17-летнюю годовщину со дня совершения Чина освящения закладного камня в основание храма и часовни 8 февр. 2019 Вышли в свет видеозаписи Рождественского спектакля Воскресной школы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках «В путь за звездой» 1 марта 2019 В преддверии Великого поста благочинный Андреевского церковного округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, протоиерей Николай Карасев рассказал о духовном смысле Святой Четыредесятницы для православного христианина в контексте святоотеческого предания 5 марта 2019 О первой Сретенской викторине «Азы Православия» среди Воскресных школ Юго-Западного викариатства создан видеосюжет. Храм святой троицы в черемушках расписание. Церковь Живоначальной Троицы в Старых ЧерёмушкахУ этого термина существуют и другие значения, см. Троицкая церковь. | |
Страна | Россия |
Город | Москва, ул. Шверника, 17, корп.1, стр. 1 |
Конфессия | Православие |
Епархия | Московская епархия |
Благочиние | Андреевское благочиние |
Автор проекта | А. Б. Корнюков, З.А Загорская |
Первое упоминание | 1732 |
Строительство | 2001—2005 годы |
Основные даты: 1935 — храм закрыт 1963 — | |
Состояние | действует |
Сайт | [www.hramvcheremushkah.ru/ Официальный сайт] |
Координаты: 55°41′28″ с. ш. 37°35′37″ в. д. / 55.69138694° с. ш. 37.59362694° в. д. / 55.69138694; 37.59362694 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.69138694&mlon=37.59362694&zoom=16 (O)] (Я)
Храм Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках
(
Троицкая церковь
,
Святотроицкая церковь
) — православный храм в Академическом районе Москвы. Относится к Андреевскому благочинию Московской городской епархии.
С 2003 года при храме действует воскресная школа, в которой по состоянию на 2012 год обучаются 70 детей.
История
Церковь возникла как вотчинный храм усадьбы Троицкое-Андреево. Первое упоминание о Троицкой церкви относится к 1732 г. и связано с именем Александра Тимофеевича Ржевского, владельца села Черемошье. Об этом имеются сведения в окладных книгах Синода казенного приказа.
«сентября 6-й день, по указу ея Императорского Величества и по благословению Святейшего Правительствующего Синода, против прошения статского советника Александра Тимофеевича Ржевского, велено в Московском уезде, в Чермневем Стану, в вотчине его, в поселенном на пустоши сельце Черемошье, новопостроенную каменную церковь во имя Живоначальной Троицы освятить и Антиминс выдать, а положенные данные деньги имать с нынешнего 1732 года и впредь повсягодно.»
— Патр. приказ, кн. 357, л.42 об., 1732 г.
В 1879 году церковь была перестроена священником Иоанном Забавиным на пожертвования московского купца 2-й гильдии Степана Ивановича Тихонова: на месте разобранного был построен новый храм.
в XX веке
Перед Первой мировой войной над входом в церковь была поставлена колокольня, выполненная в неоклассическом стиле.
В 1935 году служение в храме было запрещено и помещение церкви использовалось под нужды промышленного предприятия. В 1963 году во время ликвидации села, территория которого вошла в черту Москвы, церковь была окончательно разрушена. На её месте сооружен бассейн, который в скором времени пришел в негодность и превратился в свалку мусора.
На территории находившегося рядом с храмом сельского кладбища в 1971 году был построен Дом аспиранта и стажёра МГУ.
Восстановление храма началось в 1997 году. В 1998 году была создана приходская община Русской Православной Церкви при воссоздаваемом храме в Старых Черемушках. В 2001 году был утвержден окончательный проект храмового комплекса и начато строительство.
Святыня, возрождённая из небытия
Уже в марте 1999 года было выделено место для будущей постройки. Началу работ предшествовал длительный период оформления разрешительной документации и создания архитектурного проекта, который был утверждён весной 2001 года. В его основу легли подлинные архивные материалы, благодаря чему нынешний храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, фото которого приводятся в статье, своим обликом максимально приближен к тому, что был когда-то разрушен указом богоборческой власти.
В восстановительных работах приняли участие сотни человек — как профессионалов, так и их добровольных помощников. Их труд увенчался достойной наградой – в 2005 году на карте православной Москвы к её прежним святыням добавилась ещё одна – Храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, адрес: ул. Шверника, 17, кор. 1, стр. 1.
За последнее десятилетие храм прочно занял одно из ведущих мест среди духовных центров столицы. Организацией его религиозной жизни руководит назначенный ещё в 1999 году протоиерей отец Николай (Карасёв) – один из тех людей, чьими трудами возродился из небытия Храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках.
Расписание проводимых в нём богослужений: по будним дням они начинаются в 8:00 и продолжаются в 17:00. В воскресные и праздничные дни ранняя обедня начинается в 7:00, поздняя в 10:00, а вечерние службы — в 17:00.
Отрывок, характеризующий Храм Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках
Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего. M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено. После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди. – Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа. – Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк. – Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки. – Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она. – Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик. – Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда. – Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня. – Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия. – Да полно, Наташа, – говорила ей Соня. – Я вижу, ты права, да вынь один верхний. – Не хочу, – кричала Наташа, одной рукой придерживая распустившиеся волосы по потному лицу, другой надавливая ковры. – Да жми же, Петька, жми! Васильич, нажимай! – кричала она. Ковры нажались, и крышка закрылась. Наташа, хлопая в ладоши, завизжала от радости, и слезы брызнули у ней из глаз. Но это продолжалось секунду. Тотчас же она принялась за другое дело, и уже ей вполне верили, и граф не сердился, когда ему говорили, что Наталья Ильинишна отменила его приказанье, и дворовые приходили к Наташе спрашивать: увязывать или нет подводу и довольно ли она наложена? Дело спорилось благодаря распоряжениям Наташи: оставлялись ненужные вещи и укладывались самым тесным образом самые дорогие.
Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси
Некоммерческое Партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» создано при участии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и издательства «Языки славянских культур». Научное руководство деятельностью Партнерства осуществляет Научный совет, возглавляемый чл.-корр. РАН, директором Института русского языка РАН А. М. Молдованом. В Научный совет входят: А. А. Гиппиус, В. М. Живов (зам. председателя Научного совета), А. А. Зализняк, А. А. Пичхадзе, Н. Н. Покровский, А. А. Турилов, В. Л. Янин. Главная наша цель – собрать как можно более обширный электронный архив древнерусских материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях (архивах, библиотеках, хранилищах) и представить его в открытом доступе в интернете с соблюдением и защитой всех юридических прав музеев-хранителей рукописей. Важность этой задачи обусловлена тем, что к настоящему времени опубликована лишь незначительная часть (менее 0.1 процента) рукописных памятников, находящихся во многих хранилищах Москвы, Петербурга, Великого Новгорода, Костромы, Твери, Ярославля, Казани, Саратова, и других городов. Между тем собрание древне- и старорусских рукописей (XI–XVII веков), хранящихся в российских библиотеках и архивах, чрезвычайно велико и насчитывает более 100 000 единиц хранения. При отсутствии полноценных и качественных копий мы находимся под постоянной угрозой утраты этого наследия. Реализация поставленной цели будет осуществляться путем предоставления на нашем сайте персональной экспозиционной площадки музеям, архивам, издательствам, научно-исследовательским коллективам для размещения в открытом доступе электронных копий имеющихся у них рукописных материалов (вместе с необходимой сопутствующей информацией: права на ее публикацию, адреса и телефоны для научных и деловых контактов и пр. Мы также берем на себя техническое обслуживание этой экспозиции, включающее первичную обработку и последующее размещение отсканированной рукописи, обновление и дополнение экспозиционных материалов и др. При этом все права музея, архива (другого правообладателя) на предоставленные материалы полностью сохраняются, а рукописные материалы размещается в виде, не допускающем их несанкционированное издание. Примером может служить наше сотрудничество с Государственной Третьяковской Галереей. В настоящее время нашем сайте размещается электронная копия издания «Типографский Устав (устав с кондакарем)» а трех томах, осуществленного под научной редакцией Б. А. Успенского издательством «Языки славянских культур» при содействии Галереи. Это издание посвящено рукописному памятнику конца XI – начала XII вв. Первый том представляет факсимильное воспроизведение рукописи, второй — наборное воспроизведение и словоуказатель, третий содержит посвященные ей научные исследования. Пример сотрудничества с учеными – раздел, посвященный древнерусским берестяным грамотам, разработанный коллективом ученых во главе с академиками В. Л. Яниным и А. А Зализняком. Впервые в полном объеме представлены коллекции берестяных документов Государственного исторического музея и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Примером сотрудничества с издательствами является совместная работа с издательством «Языки славянских культур», которое предоставило нам свои издания первых томов Полного собрания русских летописей, п также рукописных книг «История иудейской войны Иосифа Флавия» (древнерусский перевод) и «Псалтырь 1683 г. в переводе Аврамия Фирсова». Наряду с главной задачей — собрать полный электронный архив древнерусских материалов, мы ставим перед собой еще две задачи. Вторая задача, непосредственно связанная с первой — создание специальных образовательных программ по изучению самых разных аспектов древнерусской истории, литературы и культуры, как светской, так и религиозной (включая богослужение, монастырское устройство, художественные стили и вкусы, культовые фигуры и проч.). Эти программы, ориентированные на разные образовательные уровни обучающихся (от младших школьников до студентов старших курсов и аспирантов университетов) могут стать незаменимым подспорьем в школьном и вузовском образовании на всей территории России, важным источником возрождения отечественного самосознания и духовных традиций. Наконец, третья наша задача — способствовать расширению исследований по истории, литературе, культуре, языку Древней Руси, путем облегчения доступа отечественным и зарубежным славистам к рукописным источникам и посвященным им научным работам. Это будет способствовать повышению интереса к русской истории и культуре, росту ее влияния и авторитета в мире.
Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций
В создании сайта участвуют и помогают:
Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО
Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.
О храме
Фото: Ленинский проспект. На чётной стороне
дома уже построены: №70, справа — 68-й.
А на нечётной доживают последние дни дома села
Семёновского.На этом месте построен дом №77. 1957 год
В 1901 году Александр Орлов окончил Коломенское духовное училище и поступил в Московскую духовную семинарию, овладел греческим и латинским языками. В 1909 году он женился на дочери священника Софье Крыловой и был назначен к своему тестю протоиерею Александру Ивановичу Крылову — в домовую церковь Святителя Николая Чудотворца на Стромынке. В 1914 году, согласно документам, он еще числится диаконом.
ь и судьбу отца Александра Орлова и его родных мы почерпнули из следственного дела №7329, статьи Андрея Мановцева «Из наших родников святых», опубликованной 9 февраля 2011 года в газете «Глаголъ» (издание церкви Пресвятой Троицы, г.Коломна), а также материалов из жизнеописания сщмч. Александра, изданного храмом Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве.
…Домовая церковь с приделами св. Петра и св. Елизаветы на Стромынке находилась в центре большого комплекса зданий богадельни, построенных на пожертвования известного московского мецената Николая Ивановича Боева. Комплекс включал в себя дом призрения, дешевые квартиры для бедных семей и начальное городское училище для детей из этих семей. Здесь бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Близкие отца Александра Орлова с большой любовью вспоминали ту пору, когда их семья жила в зеленом районе Сокольников на территории Боевской богадельни. В этот период жизни у Орловых родилось трое: Николай, Пантелеймон и Мария. К несчастью, не достигши пятилетнего возраста, Пантелеймон скончался. Других детей Бог уже не дал.
Годы гражданской войны обошли Орловых и Крыловых стороной. В 1920 году, стремясь получить современные научные знания, отец Александр делает неожиданный для духовного лица шаг — поступает в МГУ на естественный факультет.
1923 год. В Сокольниках закрыт Никольский храм. Семьи Орловых и Крыловых остались без средств к существованию. Из квартиры их выселили. И тогда скитальцев приютила в сельце Семёновском Евгения Ивановна Крылова — сестра протоиерея, работавшая директором местной начальной школы. Это было настоящим спасением, иначе и не скажешь.
Поскольку в Семёновском, несмотря на его внушительные размеры и значительное население, не было церкви, оно «ходило» сельцом, принадлежавшим ранее Донскому монастырю. Обитавшие здесь староверы ездили на Рогожку, «никониане» были приписаны к Троицкому храму на Воробьёвых горах. После революции было разрешено устроить погост — в районе северной околицы, выходившей на будущую трассу Ленинского проспекта.
Когда в Семёновском появились священники, то возникла идея, надежда наконец-то обрести свой храм. Как уже отмечалось, большую роль в его рождении сыграла Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия и ее духовник, архимандрит Сергий (Сребрянский). Благословение на сооружение Троицы в Семёновском дал Патриарх Тихон, находившийся поблизости, под домашним арестом в Донском монастыре.
Встал вопрос: а где строить храм? И тогда Евгения Ивановна Крылова выделила часть своей земли. Крестьяне раздобыли материал, благо бывшая Зюзинская (Ленинская) волость по праву считалась не только садоводческой, но и кирпичной провинцией Подмосковья — заводы стояли в Семёновском, Шаболово, Черёмушках, Воронцово…
Небольшой храм был заложен в 1923 году, а освящен через год и на Троицу 1924 года принял первых прихожан. Колокола, утварь, богослужебные книги и облачения пожертвовала Марфо-Мариинская обитель. «Если вспомнить, какие гонения уже претерпела и продолжала претерпевать тогда наша Церковь, то объяснить это можно лишь чудом Божиим», — замечает Андрей Мановцев на страницах «Глагола». И с этим мнением трудно не согласиться.
Протоиерей Александр Орлов остался служить в Семёновском, а его зять получил назначение в село Голенищево, в Троицкий храм, где по прошествии 83 лет он будет прославлен в лике святых.
Настоятелем Троице-Голенищевской церкви был протоиерей Пётр Копьёв, с которым отец Александр Крылов дружил с молодых лет. Поначалу он оформился истопником и совершал богослужения втайне от властей, а после кончины отца Петра в 1925 году получил официальное место священника. Часто после праздничных служб батюшка ночевал в сторожке на улице Церковной. До села Семёновского, где у него осталась семья, было километров шесть-семь.
Священникам в те годы пришлось немало хлебнуть лиха. Особенно тем, которые остались верны «тихоновской Церкви» и не переметнулись к «обновленцам» и «живцам», действовавшим в тесной связке с ОГПУ. В Советском Союзе лица духовного звания попали в категорию лишенцев, т. е. тех, кто был лишен гражданских прав. Попам да монахам оставалось или идти до конца, исповедуя Христа, или снимать с себя наперсный крест, облачение, рясу и устраиваться по гражданской специальности, оплакивая в душе свою немощь.
Церковь Троицы в Троицком-Голенищеве, в которой с 1924‑го по 1932 год служил протоиерей Александр Орлов
Жить священникам было несказанно трудно. К тому же, священникам требовалось платить все возрастающий налог на имущество.
«Когда подрос старший Николай, — сообщает газета «Глаголъ», — ему пришлось уехать из семьи к дяде. Для того, чтобы его приняли в школу, отец Александр и матушка Софья вынуждены были написать официальный отказ от сына. В доме осталась матушка с малолетней дочерью Марией и пожилыми родителями. С сыном Орловы виделись регулярно, но здесь нужна была осторожность: его могли выгнать из школы».
Не жалея сил, отец Александр духовно окормлял все близлежащие к его храму селения — в том числе служил в молитвенном доме, который издавна существовал в деревне Матвеевская (ныне район Москвы и одноименная железнодорожная станция).
…Окрестные села и деревни стали колхозами, и содержать священников крестьянам-прихожанам стало не на что. Власти установили, к тому же, непомерный налог на церковное имущество. Как следует из уголовного дела, за неуплату налога отец Александр Орлов неоднократно штрафовался.
Должно быть, не раз он слышал в свой адрес: «Ну чего вы мучаетесь? И себя, и свою семью изводите. Заканчивайте эти поповские штучки. Снимайте рясу и становитесь нормальным членом советского общества. Кончайте со своим мракобесием».
В 1929 году властями был закрыт молитвенный дом в Матвеевском…
Для Орловых наступили тяжелые времена. Единственным утешением было общение с близкими. На престольный праздник 15 июня 1929 года Троице-Голенищевский храм посетил двоюродный брат матушки Софьи — епископ Пётр Руднев, приходившийся племянником протоиерею Александру Крылову.
Владыка Пётр был в то время епископом Серпуховским, викарием Московской епархии. Ревностный сторонник Патриарха Тихона, он активно боролся с обновленцами. Настоящий монах-подвижник, настоятель Симонова монастыря, закрытого властями в 1927 году. Знаток и любитель отечественной церковной истории. Свой мученический венец он принял в 1937 году, будучи расстрелян в городе Кемь.
Семейная фотография запечатлела владыку Петра с семейством Орловых. Дети, Николай и Мария, хмуро-сосредоточены, словно бы не ожидая от судьбы ничего хорошего. Такой же настороженный взгляд у матушки Софьи… И только отец Александр, прищурившись, блаженно улыбается в пышные усы — ведь он со своими близкими, дорогими ему людьми.
К началу 1932 года в ОГПУ стали поступать сведения, из которых следовало, что в «селе Троице-Голенищево… существует антисоветская группировка церковников, возглавляемая священником Орловым… и связанная с антисоветским элементом окрестных деревень — Матвеевская, Гладышево и др».
Читаем далее в уголовном деле: «Названная группировка ведет антисоветскую агитацию… Орлов… систематически обрабатывал в антисоветском духе часть местных крестьян, регулярно посещая их под видом богослужения».
10 февраля руководство в Москве отправило начальнику Кунцевского городского отделения ОГПУ распоряжение — арестовать Александра Орлова и двух крестьян, являющихся членами церковного совета. 12 февраля они были заключены в Бутырку.
Протоиерей Александр Васильевич Орлов (1885‑1937)
Начались допросы свидетелей и обвиняемых. Один из мужиков показал, что они, собравшись как-то в церковной сторожке, пили чай «и вели разговор после того, как прочли в газете статью о японо-манджурском конфликте».
«…Кто первый начал говорить, я не помню, но следующее, что «скоро будет война, на нас идет Япония, и нам придется защищать границы, будут брать опять на войну, и крестьянам придется туговато».
Был допрошен в качестве свидетеля ответственный исполнитель Троице-Голенищевского сельсовета. Он показал, что крестьяне и священник, по всей видимости, занимаются антисоветской агитацией. Доказательства? Ну как же… Он «лично видел в щель закрытого окна ставней изнутри в сторожке церкви, после всенощной, около двенадцати часов ночи собрались священник Орлов, староста церковного совета, он же сторож», члены церковного совета, «среди каковых священник Орлов стал что-то говорить, размахивая руками, но ничего слышно не было».
24 февраля следователь допросил отца Александра, который, выслушав его вопросы, сказал: «В своей пастырской службе кроме молитвы, служения в храме и исполнения треб в домах верующих… при Троицкой в Голенищах церкви не знаю ничего. Район деятельности: село Троицкое, деревни Гладышево, Каменная Плотина, Матвеевская и слобода Палиха… Никаких бесед на политические темы я не вел».
Слева направо: прот. Иоанн Васильевич Марков, епископ Пётр (Руднев), Николай Орлов, прот. Александр Орлов, Мария Орлова, Софья Александровна Орлова
Для подкрепления обвинения был вызван председатель сельсовета, который показал, что в августе 1930 года к нему пришел «священник Орлов, держа в руках Кодекс законов, и в присутствии крестьян сего села в количестве семи-восьми человек… стал говорить: «Товарищ Гвоздев, вы неправильно обложили меня налогами, вот у меня имеется Кодекс законов, возьми и прочитай, его ведь создавала советская власть, в нем указано одно, а ты делаешь другое».
После этого отец Александр «начал сам зачитывать отдельные пункты Кодекса; присутствующие крестьяне его в этом поддерживали. Одна из присутствующих женщин… говорила: «Вообще-то теперь никакой правды нет и везде все ложь и обман, посадят советских работников, сами ничего не понимают и ворочают, кто как хочет». В вышеуказанном поведении священник Орлов в присутствии… крестьян села Троице-Голенищево подрывал авторитет местной власти села».
Вызвали члена приходского совета. Однако он показал, что никаких проповедей антисоветского характера отец Александр не произносил, а лишь говорил, что он, как пастырь, призывает их следовать примеру Иисуса Христа, чаще самим ходить в церковь и привлекать других, кто себя заявил состоящими в приходе Троицкого храма.
17 апреля следствие было закончено. 8 мая того же года «тройка» ОГПУ постановила освободить крестьян, лишив их на три года права проживания в некоторых районах и областях, а протоиерея Александра Орлова приговорила к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в Медвежьегорск на строительство Беломорско-Балтийского канала.
Крестьяне села Семёновское упорно продолжают цепляться за землю. За строящимся домом — высотка МГУ
Семья не надеялась на возвращение отца Александра. Сына и дочь исключили из школы. Матушку Софью нигде не брали на работу, и она вместе с Машей добывала хлеб насущный тем, что клеила конверты — так назывались упаковочные кульки в магазинах. Спасибо добрым людям, которые подсказали и не дали пропасть.
Видимо, крепко молились родные за отца Александра, да и пригодилось его образование, пусть и неоконченное, которое он получил в МГУ. Работая на канале, заключенный Орлов проявил себя как хороший инженер и в 1933 году, с окончанием строительства, был досрочно выпущен на свободу. Жить вблизи Москвы — ни под каким видом, запрет. Так называемый «минус».
Два года отец Александр мыкался по разным местам — перебивался случайными заработками и жил у разных доброхотов. Поначалу он поселился в селе Теремец Михневского района Московской области, в 1935 году переехал в село Георгиевский Погост Клинского района, а затем в село Павловская Слобода Истринского района.
В 1936 году скончался протоиерей Александр Крылов, ненадолго переживший свою сестру Евгению Ивановну. Семёновский храм осиротел…
«После смерти родителя, — сообщает газета «Глаголъ», — матушка Софья стала уговаривать супруга вернуться в село Семёновское и продолжить службу в Троицком храме, говоря, что все ее предки служили Богу и Церкви и что она не переживет, если ее супруг перестанет служить и не продолжит дело своего тестя».
Мы можем себе только представить всю тяжесть выбора, вставшего перед Александром Орловым — законопослушным гражданином, с которого в год принятия Сталинской конституции сняли поражение в правах, инженером, собиравшимся устроиться по профессии, и священником, призванным исповедовать Христа в храме Святой Троицы. Как бы там ни было, свой выбор он сделал, проявляя мужество и верность своему делу, своей Вере.
О том, что протоиерей Александр Орлов являлся местным настоятелем, свидетельствует уголовное дело: «…Русский, образование: незаконченное высшее, б / п, протоиерей церкви с.Семёновское, житель: Московская обл., Ленинской р-н, с.Семёновское, д.22».
Недолго успел прослужить в Троицком храме отец Александр. В том же 1936 году храм закрыли, часть утвари и икон была перенесена к священнику. Никому не отказывая, батюшка совершал требы на дому. Также совершал обход своей паствы по религиозным праздникам.
Семья священника считалась «единоличниками», хотя крестьянами они не были по определению. Какое это имеет значение? Можете или нет, но должны выполнять норму сельскохозяйственных заготовок. Как хотите. Точка. Нужно ли говорить, что это было Орловым не под силу.
Обвинение в невыполнении сельскохозяйственных обязательств вошло затем в уголовное дело. Другое — главное, расстрельное. Оно заключалось в том, что в июле 1936 года при прокладке шоссе, ведущего к новому Московскому центральному аэропорту «Внуково», сельское кладбище было закрыто. Естественно, что многие не хотели, чтобы прах их сродников был перемешан с останками других людей, тоже семёновских, и все они без панихиды оказались в другом месте.
Поставленный перед фактом, упрашиваемый прихожанами, протоиерей Александр Орлов благословил сельчан совершать перезахоронения с предварительными панихидами по усопшим — чем «создал панику и сорвал работу в колхозе на два дня».
Представляется, что перезахоронения были совершены в субботу и воскресенье. И уж, конечно, не могло быть и речи о самовольных «раскопках» могил, поскольку это являлось прямым вмешательством в работу сельсовета, т. е. государственного учреждения. Неприемлем был сам факт публичных панихид в селе, где только что официально закрыли храм. Выбор, таким образом, был предельно «прост»: или отказать людям, или подставить шею под топор, став рецидивистом — ведь первую судимость никто не отменял!
Кстати, по поводу виновности Семёновского батюшки на разных форумах и сайтах высказывались мнения, что, дескать, власти поступили совершенно правильно, расстреляв упрямого попа: не нужно было срывать работу колхоза на два дня. Характерна сама постановка вопроса, готовность оправдать убийство сельского священника, а вместе с ним и множество других церковных деятелей и мирян.
Ну да ладно! На самом деле, нынешние нероны или диолектианы, не удосужившись, по обыкновению, вникнуть в суть дела, не обратили внимания на такой факт: перезахоронения с панихидами осуществлялись в июле 1936-го, а отца Александра арестовали в сентябре 1937 года. Будь что не так, и он оказался бы в тюрьме еще тогда, по горячим следам.
Отца Александра арестовали 10 или 13 сентября 1937 года и заключили в Таганскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности. Поп-рецидивист все отрицал, виновным себя не признал и никого из «сообщников» по Семёновскому решительно не назвал.
14 сентября следователь допросил священника. В уголовном деле зафиксирован такой диалог:
— Вы арестованы как участник контрреволюционной организации. Следствие требует от вас правдивых показаний!
— Ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и не состою.
— Вы показываете ложь. Следствие располагает достаточными данными, изобличающими вас в том, что вы по возвращении из концлагеря продолжаете вести контрреволюционную деятельность против советской власти. Дайте показания по этому вопросу.
— Никакой контрреволюционной деятельности я не вел.
20 сентября к секретарю Семёновского сельсовета пришел сотрудник НКВД, который потребовал дать справку на священника Александра Орлова. Та под диктовку написала требуемое, поставила печать, а за председателя сельсовета чекист впоследствии расписался сам.
А продиктовал сотрудник НКВД вот что. Священник «без разрешения сельского совета совершает обходы по домам верующих и неверующих жителей села… Во время обходов в каждом доме вел агитацию за посещение церкви… В июле 1936 года прокладывалась шоссейная дорога через старое кладбище, намечалось перенесение гробов на новое кладбище специальными людьми… Вопреки этому священник Орлов агитировал жителей села Семёновское без ведома сельского совета… переносить гробы в индивидуальном порядке. Этим создал панику у населения, и все взрослые жители по агитации Орлова собрались на кладбище, вырывали могилы и перевозили гробы без санитарного надзора на другое кладбище… С великим трудом удалось сельскому совету убедить сагитированных священником Орловым граждан прекратить паническое перемещение гробов. Созданной Орловым паникой… в колхозе была сорвана работа в течение двух дней. К выполнению обязательств по сельскому совету Орлов относится враждебно, так до настоящего времени им не выполнено обязательство по мясопоставке за 1936-1937 года».
Вызванные дежурные свидетели показали, что священник упрекал верующих, что они не посещают церковь, призывал матерей водить детей в храм, молиться Богу, во время проповеди говорил о страданиях Христа и вообще о страданиях.
Из показания свидетеля: «Орлов говорил, что плохо молитесь Богу; ходите почаще в церковь и получите спасение от тяжкой жизни; ведет агитацию среди населения — в случае болезни детей, приходить в церковь и причащать их».
20 сентября следствие было закончено, на пятый день следователь в последний раз вызвал священника на допрос.
— Вы подтверждаете показания, данные вами на допросах? — спросил он.
— Показания, данные мною на следствии, я подтверждаю, — спокойно ответил отец Александр.
9 октября 1937 года «тройка» НКВД приговорила протоиерея Александра Орлова к расстрелу. Обвинение: «вел к / р агитацию против сов.власти и ВКП (б), агитировал женщин водить детей в церковь». Казнили батюшку 13 октября на полигоне Бутово под Москвой.
Почти до самой своей кончины матушка Софья ничего не знала о судьбе супруга. В марте 1958 года она обратилась в Генеральную прокуратуру СССР: «Мой муж, священник Александр Орлов… служа на последнем месте священником при церкви села Семеновского, что за Калужской заставой в 1937 году, был арестован и изолирован, по какой причине и за какую виновность, я положительно до сих пор не знаю, так же не знаю, где он в настоящее время и жив ли он? Прошу Вас сообщить мне, жив ли он и в случае если жив, то прошу пересмотреть его дело».
25 апреля 1958 года протоиерей Александр Орлов был реабилитирован по расстрельному делу 1937 года, а 13 июня — по делу 1932 года. Правду о том, что он был расстрелян в Бутово, родственники узнали только после его канонизации, состоявшейся по определению Священного Синода от 12 октября 2007 года.
Некоторое время назад прихожанка Троице-Голенищевского храма Зинаида Николаевна с помощниками проделали большую работу в архивах и подняли следственные дела жителей села. Будущий диакон Михаил Володин написал дипломную работу и расшифровал многие страницы этих следственных дел, отобрав материалы для жизнеописания отца Александра.
Первое Всенощное бдение в честь сщмч. Александра Троице-Голенищевского было отмечено природным явлением: неожиданно начавшийся перед службой сильный ливень вдруг также внезапно стих, а над храмом и прилегающим к нему микрорайоном, когда священник совершал каждение, а хор пел псалом — появилась радуга.
…С неказистой тюремной фотографии 1937 года, имеющейся в уголовном деле, на нас смотрит измученный человек, почти старик, которого, однако, не удалось сломить. Свой крестный путь батюшка прошел до конца. Для одних он, судя по обсуждениям в Сети, по-прежнему остается «антисоветчиком» и «рецидивистом», для всех остальных — русским священником, одним из многих, пострадавшим за Веру и верность.
И все-таки, имеются ли какие-то архивные документы, подтверждающие существование Троицкого храма в Семёновском? Оказывается, есть!
В Центральном архиве города Москвы (ЦАГМ), в фонде Административного отдела Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ф. 1215) хранится серия дел по «Церковному столу», содержащих заявления групп верующих по разным поводам.
Ряд дел включает сотни документов о получении разрешений на временное перемещение святых икон в пределах Московской епархии, включающих Москву и Подмосковье, для поклонения и совершения общественных и частных богослужений.
Несмотря на гонения, которым подвергалась «тихоновская Церковь», в те годы и позже находилось немало людей, которые открыто исповедовали Христа. Для этого требовалось самое настоящее мужество!
Итак, обращаемся к документам. Относительно перемещения иконы Божией Матери из храма Московского Донского монастыря:
«1926 г. мая 6-7 в Троицкую ц. села Семёновского Московского уезда Ленинской волости для молебствий на полях и по домам» (Д.34, Л.253-255).
«1926 г. мая 9-10 в Троицкую ц. села Семёновского Московского уезда Ленинской волости» (Д.36, Л.144-145)».
Относительно иконы «Спасителя из часовни Спасителя у Москворецкого моста, на Москворецкой»:
«1926 г. сен. 25-26 в Семёновское религиозное общество при Троицкой в с.Семёновском церкви Московского уезда Ленинской волости («для совершения молебствия по случаю окончания сельских осенних полевых работ») (Д.36, Л.85).
Таким образом, ни сам факт существования храма в селе Семёновском, ни его посвящение Святой Троице более не вызывает никаких сомнений. Низкий поклон безвестным русским крестьянам, которые даже в тех условиях оставались верны и своей Церкви, и своим предкам.
Та часть Московского края, где в 1924 году появился Семёновский храм, необычна вот чем: именно в этой части ближайшего Подмосковья были сооружены храмы во имя Святой Троицы. Причем они поставлены сплошняком, без вкраплений, и составляют некое единое целое. В России и за ее пределами нет ничего подобного.
Троица на Воробьёвых горах. Отсюда на Москву смотрели крымские татары, поляки, Наполеон, герои Михаила Булгакова и многие другие. Храм, первоначально деревянный, существовал здесь с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьёво. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга Василия I и дочь Великого князя Литовского Витовта, храм уже стоял.
В советское время церковь не только была спасена от разрушения, но даже не закрывалась, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после запрещения колокольного звона в столице именно в село Воробьёво, находившееся в Подмосковье, приходили православные москвичи, чтобы послушать «малиновый звон»…
В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в конце 1940-х — начале 1950-х годов.
Троица в Коньково. Выстроена в 1690-1694 годах. Находилась по левой стороне Старого Калужского шоссе. Церковь сильно пострадала во время нашествия сил объединенной Европы во главе с Наполеоном. После стояла пустая, ветшая и разрушаясь. В ноябре 1821 года была разобрана на кирпичи.
Здесь в 1923‑1924 гг. был построен храм Святой Троицы в Семёновском. Теперь тут дома, расположенные по Ленинскому проспекту, и сквер между ними. То же место на архивном снимке. Встреча кортежа президента Египта Насера. За забором — будущий сквер. 1958 год
Когда в 1991 году решено было восстановить разоренный Сергиевский храм в том же Коньково, находящийся справа (если ехать от Москвы), то по ошибке, сделанной еще в 1960 году, его освятили как Троицкий храм. Под этим именем он и известен ныне москвичам.
Троица в патриаршем селе Голенищеве (Мосфильмовская улица). Построена в 1644-1645 годах на реке Сетуни — на месте церкви Иоанна Богослова, сооруженной в XV веке. Здесь до своего первого ареста служил протоиерей Александр Орлов.
В 1937 году храм был разорен, иконы взяты на киностудию «Мосфильм». Позже здесь оборудовали сельский клуб, радиостанцию «Коминтерна». Затем устроили картонажную фабрику, заводик декоративных светских свечей, и, наконец, склад и нотную библиотеку Гостелерадио СССР.
Троица в Черёмушках. В 1732 году владелец села Черемошье Александр Ржевский поставил каменную церковь. В первоначальном виде она простояла до 1896 года и была перестроена на пожертвования московских купцов в храм Живоначальной Троицы.
В 1926 году решением властей церковь закрыли. В 1935 году власти передали ее «Соевому тресту», после чего помещение стало использоваться под нужды промышленного предприятия, а в 1956 году в нем обосновалась «Спорт-артель».
До 1958 года храм пребывал в относительной сохранности. В начале 1960-х годов село вошло в черту города Москвы, и в 1963 году здание церкви было разрушено.
В 1997 году была организована инициативная группа жителей района «Академический». По решению правительства Москвы было выделено место для строительства Троицкой церкви на прежнем историческом месте. Храм открылся в 2007 году.
Троица в усадьбе «Воронцово» — рядом с Семёновским, южнее по Старому Калужскому шоссе. Здание использовалось как приходская церковь приблизительно с 1807 года, будучи перестроено из гостевого павильона. После 1928 года храм закрыли; колокольня была разрушена, кладбище, окружавшее храм, уничтожено, и на его месте разбит парк.
К 1980-м годам церковь пребывала в руинах, полностью утратив купол и части фасада. В результате реставрации, начавшейся зимой 1990 года, храм был возрожден. Богослужения возобновлены 23 мая, первая после длительного перерыва Литургия прошла 1 октября 1991 года.
Чем же можно объяснить посвящение этой земли Московского края Святой Троице.
Согласно современной легенде, преподобный Сергий Радонежский, ища уединения, первоначально хотел обосноваться в районе нынешнего Коньково. Однако святому был глас, что «место сие многолюдно будет», и он избрал место в Радонеже, где и поставил свою келью, положившую начало Троице-Сергиевской лавре.
Красивая легенда… Однако мы знаем точно: именно этот обширный участок земли, от Воробьёвых гор до Коньково, от Голенищева и Черёмушек оказался целиком посвящен Святой Троице. А в его центре летом 1924 года появился еще один Троицкий храм — Семёновский, пятый по счету.
«Преподобный Сергий Радонежский относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица, — пишет Валентина Шарова в «Троицком листке», — и он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к Ней.
Если взять карту и соединить эти церкви юго-запада Москвы сплошными линиями, то мы получим неправильный пятиугольник, а его «центром масс» будет точка в Семёновском. Коньковский «луч» был восстановлен после путаницы с Сергиевским храмом, который в 1991 году стал Троицким. Поразительно, но внутри этой территории иных церквей нет.
Храм в Семёновском разделил судьбу села или наоборот, село разделило его судьбу, попав под масштабную застройку района Ленинского проспекта. Что так, что эдак, а результат один: духовное и историческое беспамятство.
В 1957-м в Москву прилетел известный фотограф Эрвин Бекиер. Итогом его поездки стал уникальный фотоальбом «Moskau 0 bis 24 uhr», изданный в том же году.
Одна из фотографий, размещенная в числе других на популярном сайте oldmos.ru, заставила взять лупу. Сделанная с борта самолета, она запечатлела строящиеся Ленинский и Ломоносовский проспекты, их пересечения — как раз в начале Семёновского. Поскольку довоенные карты, где крестом был отмечен храм, уже были на руках, оставалось только сопоставить их с тем, что запечатлел Эрвин Бекиер.
Так и есть! Едва угадывающийся, но такой характерный силуэт здания церковного типа обнаружился там, где он и был прописан — в начале Старого Калужского шоссе, там, где оно, перерезанное только что проложенным Ломоносовским проспектом, выходило на Ленинскую магистраль.
Снимок на oldmos.ru выложил исследователь Павел Створа. Он живо откликнулся на обращение к нему и выслал этот же снимок, но только в высоком разрешении. Публикуя его, мы вписали «объект, похожий на храм», в красный круг.
Вместо бывшего села Семёновское — Ломоносовский район столицы, в котором ничего не напоминает о некогда большом, работящем селе, и нет ни одной церкви. Да, на старом месте Троицкую церковь уже не поставишь — территория застроена, а между домами №71 и №73 по Ленинскому проспекту разбит тенистый, радующий глаз небольшой сквер.
Потому речь нужно вести о храме на новом месте, что соответствует и дореволюционной практике. Ярчайший пример — древнейшая Спасская иноческая обитель в Кремле («на Бору»), которая была перенесена в 1490 году на Крутицы и стала известна как Спас-на-Новом или Новоспасский монастырь.
Итак, мы завершаем очерк «Забытый храм Москвы». В социальной сети «ВКонтакте» создана группа под названием «Храм Святой Троицы в Семёновском». Снимок исторического храма на аватаре окрашен в красный цвет — как символ того, что произошло с ним и его настоятелем.
Будет на то воля Свыше, будет обретен и храм в Старом Семёновском, имеющий датой своего рождения праздник Троицы, который отмечался 15 июня 1924 года.
Все собранные материалы вместе с двумя публикациями в газете «Спецназ России» будут отправлены Святейшему Патриарху Кириллу, руководителям Москвы и юго-запада столицы, в Союз краеведов России.
…Представляется, что строительство любого храма должно объединять людей, а не служить поводом для раздора. За исключением тех, кто хотел бы повторить церковный погром — как это было при императрице Екатерине II, крепко ударившей по монастырям, или в период гонений на Церковь недавнего времени.
Впрочем, неверующих людей, как известно, не существует: одни верят в то, что Бог есть, другие — что его нет… Настоящим патриотам это различие никогда не мешало быть вместе и действовать сообща во благо своей Родины.