храм живоносного источника в стамбуле
Храм живоносного источника в стамбуле
Движение в Стамбуле непривычно для русского человека. В старом городе множество узких улочек, заставленных автомобилями, по которым наше такси пробиралось с завидным упорством. Водители ездят с открытыми окнами и изъясняются друг с другом им одним понятными жестами, постоянно сигналя то передним, то задним машинам. Храм во имя иконы «Живоносный Источник» находится чуть меньше километра к западу от Золотых ворот древнего Константинополя (от святой Софии примерно в 15 — 20 минутах езды).(Адрес:Istanbul. Panagia Pege «Paella» church, Balikli manastiri.)
От широкой улицы, проходящей вдоль руин древней городской стены, неприметная узкая улочка приводит к небольшой площади, одна из сторон которой представляет собой глухую стену из грубого камня, в которой имеется двойной дверной проем, обрамленный по периметру плитами из сероватого мрамора, с намеком на двухколонный портик. Над дверью большая табличка из белого мрамора с черными надписями на двух языках. Чуть выше в стену вделана небольшая плита белого мрамора с изображением креста в верхней и двух птичек в нижней частях. К верхней части плиты крепится небольшой фонарь. Над входом со стороны двора на флагштоке развивается красный турецкий флаг с полумесяцем и звездой. На стеклянной табличке слева от входа обозначено время посещения монастыря: с 8.30 – 16.30. Пройдя через входные ворота посетитель оказывается в небольшом дворике, вымощенном большими мраморными плитами. Прямо перед нами северная стена верхнего храма. Прямо перед входом вдоль стены храма богатая гробница — саркофаг с четырехскатной крышкой, увенчанный вазой. Вдоль стены стоят разнообразные памятники из белого мрамора — кресты, женские фигуры.
Чуть правее главного храма невысокое здание, с угла которого вход в нижний храм. Слева от двери позолоченная табличка, с греческой надписью. Спускаемся вниз на четырнадцать ступеней, поворачиваем налево и оказываемся в нижнем храме. Слева, в восточной части, видим благолепный иконостас белого мрамора с позолотой. Иконостас завершается треугольным фронтоном, увенчанным четвероконечным крестом. Источник находится в западной части храма. На стене над источником — икона Божией Матери «Живоносный Источник». Внизу под иконой небольшая пещерка, низ бассейна находится примерно на 2,5 метра ниже уровня пола. Под иконой полукруглый свод, под ним – бассейн, с мраморным полом, примерно на метр заполненным водой. В бассейне в воде видны столбы, облицованные серебром. Сам бассейн имеет подсветку с восточной стороны. Выше над источником находятся хоры, на которые можно подняться по лестнице вдоль источника. Потолок над источником перекрыт сомкнутым сводом из тонкой плинфы. На месте замкового камня большая бронзовая розетка, к центру которой крепится цепь, поддерживающею большую серебряную лампаду возженную над источником.
Справа от иконостаса полукруглая ниша, обрамленная порталом из белого мрамора. В высоту и ширину примерно по 2,5 м, с полукруглым завершением. В центре ниши икона «Живоносный Источник», перед которой стоит небольшая ваза из белого мрамора. Справа и слева от иконы ростовые изображения святых.
Через дверь в южной стене храма, расположенной напротив северного входного проема, поднявшись по ступеням наверх, мы попадаем во внутренний монастырский дворик, расположенный перед западным фасадом главного храма обители, вымощенный мраморными плитами, на котором в два ряда находятся саркофаги над могилами вселенских патриархов и архиереев Константинопольской церкви– это их усыпальница. На западном фасаде храма находятся три плиты белого мрамора 1,5 на 70 см., на которых выбиты имена всех погребенных здесь. С внутреннего двора видна скромная звонница из металлических конструкций, примыкающая к северо — западному углу храма, квадратная в плане, увенчанная четырехконечным крестом завершающим четырехскатную кровлю. Западный фасад храма трехъярусный, нижний ярус украшен аркадой из трех полукруглых проемов, верхние ярусы — два ряда прямоугольных окон. Храм базиликального типа, трехнефный.
Храм однопрестольный. В правой части храма на южной стене ближе к иконостасу большая икона Благовещения в серебряном окладе. В центральном нефе благолепный двухярусный, беломраморный иконостас с позолотой, увенчанный большим Распятием с предстоящими, в треугольным фронтоне, венчающем иконостас — изображение Тайной Вечери. Боковые двери в алтарь находятся в середине иконостасных перегородок левого и правого нефов. Храмовая икона «Живоносный Источник» – вторая слева от Царских врат (по греческой традиции храмовый образ расположен не справа от царских врат, а слева). К двухрядным позолоченным поручам под иконой подвешены серебряные подвески с изображением людей и различных частей тела. Царские врата низкие, с деревянной резьбой и небольшими иконами Благовещения и святых Евангелистов. Вверху полукруглого проема Царских врат — благословляющий Господь Саваоф.
На завесе вышита икона Божией Матери «Живоносный Источник». В главном и боковых нефах подвешены богатые хрустальные люстры и паникадила.
В монастырском дворике сидели несколько греков, которые по — видимому присматривают за храмом.
Храм Живоносного Источника в Стамбуле — православная жемчужина города
Направляясь на отдых в Турцию непременно стоит посетить действующий греческий православный храм Живоносного источника монастыря Балыклы. Турция, являясь древним оплотом православия, ныне страна мусульманская, и такой храм на ее территории, несомненно, является одной из жемчужин древнего Царьграда.
Ежегодно сюда совершают паломничество миллионы туристов, дабы увидеть воочию данное историческое религиозное строение, о целительных свойствах которого слагается немало легенд. В статье мы расскажем обо всех особенностях храма и покажем некоторые любительские снимки туристов.
История основания
По легенде, храм основал император Лев I в V в, после того, как сама Богородица указала ему место Живоносного источника, когда он был еще простым воином. Есть и более ранняя легенда, рассказанная Прокопием Кесарийским, он приписывает создание Юстиниану I,когда тот охотился, его внимание привлекла толпа, выходившая из небольшой часовенки, Юстиниан повелел построить здесь храм, используя для строительства стройматериалы, оставшиеся после постройки собора Святой Софии.
Перге — древнейший город, который по сей день сохранил свое величие хоть и в качестве руин.
Мечеть Текели Мехмет Паши была возведена по приказу высшего чина для простых людей, чтобы и они могли иметь возможность посвятить себя вере. Остальные подробности вы найдете на этом сайте.
Храм неоднократно подвергался разрушению и разорениям, его многократно отстраивали и вновь восстанавливали из руин. Последняя постройка датируется 1835 г, а в 1955 его разрушили при Стамбульских волнениях, после его вновь восстановили. Подробнее о храмах Стамбула можно узнать здесь, информацию о дворцах, мечетях, музеях найдете на соответствующих сайтах.
Чудодейственный родник
Живоносный источник, давший храму название стал известен благодаря своим чудодейственным свойствам. Согласно легенде, воин Лев на своем пути в Константинополь встретил слепого старца, который изнемогал от жажды. В поисках воды для него, Лев Маркелл, будущий император, услыхал голос самой Богородицы, которая указала ему на источник и велела накрыть гласа слепца тиной из него.
После этого слепой прозрел. Через семь лет, как и было предсказано, скончался император Маркиана, а его войско избрало на царствование Льва. Для придания легитимности признанию императором простолюдина относительно низкого звания, было найдено оригинальное решение: корону на нового императора возложил сам патриарх Анатолий, и новый повелитель Царьграда стал первым, кого церковь обвенчала на царствование.
Немало и других легенд, рассказывающих о различных чудесных исцелениях и даже воскрешению из мертвых, благодаря живительному источнику. Здесь хранится икона Божией матери с младенцем на руках в купели, из которой наружу льется чудодейственная вода, а вокруг стоят исцелившиеся люди. Это центральное место в храме. С историей Константинополя можно ознакомиться здесь.
Издавна сюда ежегодно в Светлую Пятницу свершается крестный ход. Посетителей пускают только по особым праздникам, например в ту же Светлую пятницу. О праздниках в Турции читайте статью.
После падения в 1453 году Константинополя, храм был разрушен. Но, несмотря на это, источник не переставал бить из него и помогать страждущим.
Во внутреннем дворике находится некрополь, здесь похоронены значимые для монастыря люди и некоторые патриархи Константинополя. Разнообразие памятников создает особую атмосферу вокруг,простые надгробия находятся рядом с богатыми резными бюстами. Во дворе имеется табличка с именами всех покоящихся здесь людей.
Фото аэропорта Анталии даст вам краткое представление о пункте вашего прибытия.
Только из нашей статьи, вы узнаете не только о стоимости посещения аквариума в Анталии, но и многие другие подробности которые несомненно вам пригодятся.
С другой стороны внутренний двор вымощен мраморными надгробными плитами, надписи на них есть на латинице, греческом и русском языках. Эти плиты были привезены во время обмена населением Турции и Греции в 1924 г.
На территории царит удивительная атмосфера покоя и умиротворения, в контраст с гиперактивным Стамбулом, от которого храм отгорожен высоким и неприступными стенами. И, конечно же, нельзя не сказать о самом Верхнем храме Живоносного источника. Он имеет три нефа, разделенных колоннами, вся иконопись придерживается тематике живого источника, как уже было сказано выше. Сам по себе он небольшой, но очень уютный с неповторимой атмосферой чистоты и светлости. Полезную информацию о том, как вести себя в этой мусульманской стране найдете здесь, а также о правилах въезда для россиян — тут.
Галерея
Фото Живоносного Источника даст вам возможность кратко, наглядно ознакомиться с местом.
Как добраться?
Адрес: Istanbul. Panagia Pege «Paella» church, Balikli manastiri.
Координаты:широта: 41° 0’23.64″N, долгота: 28°54’56.69″E
Телефон: +90 (212) 582-94-56.
Если ехать на автомобиле, то ехать стоит по дороге Силиврикапы-Мевлянакапы Йолу (Silivrikapı-Mevlanakapı Yolu) вдоль западной стены Константинополя, до ворот Силиврикапы (Silivrikapı). (Второй светофор после тоннеля, на перекрестке дороги Силиврикапы-Мевлянакапы и проспекта Миллет (Millet Caddesi)).Сразу за светофором поворачивайте направо, на территорию городского кладбища. Не лишне будет знать, как взять в аренду автомобиль, для этого переходите по ссылке.
Указатель на столбе рядом с поворотом «Гасильхане» (Gasilhane). После проезжаем вперед до первого поворота направо, поворачиваем и едем прямо, нигде не сворачивая до площади рядом с армянским кладбищем, слева будет вход в монастырь. На общественном транспорте добираемся на трамвае ветки Т1 до остановки Сейитнизам, оттуда,пройдя мимо старого армянского кладбища попадаем к стенам монастыря. Чтобы вам легче было ориентироваться, советуем ознакомиться с картой районов Стамбула и улицами.
При посещении монастыря помните, что это действующий монастырь. Не нужно заходить в первые попавшиеся двери, вряд ли это понравится его обитателям. Платить за посещение не нужно, по желанию можно оставить пожертвования в фонд монастыря и храма Живоносного источника. С достопримечательностями Стамбула можно познакомиться на видео в статье.
Православие в Турции. Стамбул: четыре жемчужины Царьграда
Вселенский Фанар
Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.
Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.
Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.
Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.
Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.
Икона святой мученицы Евфимии |
Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.
Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.
Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда
Храм Монгольской Богородицы знаменит тем, что никогда не закрывался и не переходил во власть турок |
Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.
Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!
Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чудная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.
Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.
Влахернский источник: где произошло чудо Покрова
Все, что осталось от знаменитого Влахернского храма. Когда-то здесь хранились риза, покров и часть пояса Пресвятой Богородицы |
Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.
Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.
Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.
Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.
Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.
Живоносный Источник
Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.
Пузырьки с водой из Живоносного Источника в храме всегда в большом количестве |
Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.
Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…